«Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления.» статья

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой проблеме посвящены работы известных психологов, таких как И.А. Фурманов, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и многих других. Причиной этому служит все возрастающее число агрессивных проявлений.

В обыкновенном осознании агрессивное поведение – отклик на нарушение какой-либо деятельности, проектов, планов.

В любом случае, цель такого поведения — устранение перечисленных препятствий. Агрессию могут вызывать оскорбления личностного достоинства, повседневные страдания, прерывание «цикла» получение удовольствия, принуждения и наказания. Таким образом, причиной агрессивного поведения чаще всего являются физические и психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека. Переживание агрессии характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Чувство уверенности в себе при агрессии значительно выше, чем при любой другой эмоции.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста нередко является основанием для беспокойства родителей и педагогов, поводом для обращения к психологам. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления.

Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем выше будет ее эффективность.

Цель данной работы: определить причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи: изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросу формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста; подобрать и описать методы исследования агрессивного поведения дошкольников.

1. Теоретические подходы формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

11 стр., 5290 слов

Игровая терапия как средство коррекции агрессивного поведения ...

... детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников - игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. Кроме того, в дошкольном возрасте ... [28,26] приведены следующие критерии определения агрессивности у детей: Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру [28,7]: Ребенок: часто теряет контроль над собой; часто спорит, ...

  1. Понятие агрессивного поведения

С каждым днем возрастает количество дошкольников с агрессивными действиями, которые проявляются в несоблюдении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, и т.д. Повышение агрессивности дошкольников первоначально лишь сопряжено с совокупной социальной напряженностью всего общества [4 ].

Агрессия – это осознанные деструктивные поступки, сориентированные вопреки общепризнанным нормам и законам существования людей в социуме, наносящие ущерб объектам подобных действий.

Агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими ситуацию , когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Признаками агрессивности представляется количество агрессивных взаимодействий. Агрессивное поведение относится к известным методам разрешения трудностей, возникающих в трудных жизненных моментах, представляющихся основанием психической напряженности. Агрессивные воздействия нередко не адекватны сформировавшейся ситуации [ 7] .

Агрессивное поведение присуще всем людям, так как оно представляется инстинктивной конфигурацией действий человека, основной целью которого первоначально является выживание в окружающей среде. Тем не менее, человек, в отличие от животных, вместе с накоплением жизненного навыка, обучается менять собственные

инстинкты в социально-приемлемые типы реагирования, иначе заявляя, у

многих людей совершается социализация агрессии.

Главными факторами проявлений агрессивного поведения дошкольного возраста являются: желание привлечь к себе интерес ровесников, желание приобрести долгожданный результат, желание быть лидером, защита и месть, стремление стеснить преимущество другого с целью выделить собственное преимущество [7,8 ].

У детей, как и у взрослых, есть две ключевые формы проявления агрессивного поведения: недеструктивная агрессивность и антагонистическая, враждебная деструктивность. Первая – система удовлетворения стремлений и желаний, достижения миссии и возможность к приспособлению. Она подталкивает дошкольника к конкурентной борьбе в обществе, защите собственных прав и заинтересованностей, предназначается с целью формирования постижения и возможности положиться исключительно на себя.

Из числа психологических свойств, инициирующих агрессивное поведение детей, как правило, акцентируют низкий уровень формирования интеллектуальных и коммуникативных навыков, пониженную степень саморегуляции, примитивность игровой деятельности, низкий уровень самооценки, проблемы во взаимоотношениях с ровесниками.

Необходимо отметить, что во многих случаях агрессивные воздействия детей дошкольного возраста обладают реактивным характером. Проявления агрессивных действий больше всего прослеживаются в ситуациях защиты собственных интересов и отстаивания собственного преимущества, если враждебность применяется как способ свершения установленной цели.

13 стр., 6415 слов

Взаимодействие родителей с агрессивными детьми

... с темой работы была определена проблема исследования: каковы пути обучения родителей и коррекции агрессивного поведения младших школьников наиболее эффективны. Объектом исследования выступает агрессивное поведение детей, а его предметом - основы обучения родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми. Цель ... на то, что «агрессия -- это намеренные действия, направленные на ...

И предельную удовлетворенность дошкольники приобретают при получении долгожданного итога, вследствие чего враждебные действия прерываются.

И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы [7,9].

Первая форма — социализированная. Дошкольники, как правило, не обладают психическими нарушениями, у них незначительная нравственная и волевая степень регуляция своих действий, нравственная непостоянность, пренебрежение социальными нормами, плохая самодисциплина. Они, как правило, применяют агрессивное поведение с целью привлечения внимания, весьма наглядно выражают собственные эмоции. Подобные поступки ориентированы на приобретение эмоционального отклика от участников данной ситуации. Добившись интереса к себе от партнеров, они успокаиваются и прерывают собственные вызывающие воздействия. У данных детей акты агрессивного поведения достаточно короткие, обусловлены факторами и не отличаются чрезмерной жестокостью. Агрессивное поведение носит бессознательный, прямой характер, агрессивные действия стремительно заменяются дружескими, а нападки против ровесников – готовностью содействовать им. Дошкольники, как правило, применяют физическую агрессию. Действия различаются ситуативностью, более яркие эмоции прослеживаются в период самих действий и стремительно угасают. Такие дети обладают крайне низким положением среди ровесников – их особо не замечают, не принимают всерьез.

Вторая форма — несоциализированная. Дети, как правило, испытывают страдания перед какими-нибудь психическими расстройствами с отрицательными эмоциональными состояниями (тревога, страх).

Негативные эмоции и сопутствующее агрессивное поведение могут появляться неожиданно, являясь откликом на напряженную стрессовую обстановку. Индивидуальными особенностями подобных детей представлены: большая тревожность, эмоциональное напряжение,

предрасположенность к возбуждению и импульсивному поведению. По внешнему виду это выражается явной вербальной и физической агрессией. Данные дети не стараются отыскивать партнерства с ровесниками, нередко сами не могу разъяснить факторы собственных действий. Как правило, враждебными поступками они попросту разряжают накопившееся эмоциональную напряженность, либо приобретают удовольствие от причинения проблем другим.

Нередко взрослые воспринимают агрессивными тех детей, которые балуются, ведут себя непокорно, порывисто. На самом деле, в дошкольном возрасте многим детям характерно некоторое агрессивное поведение, ведь детство полно разочарований, которые представляются взрослым небольшими, однако, как раз эти разочарования, обусловленные ограничениями, делаются травмирующими для ребенка. И более применимым решением трудностей может стать агрессивное поведение, в особенности при ограниченных возможностях самовыражения, если ребенок лишен способности иными методами исполнить существенную для него в этот период необходимость.

18 стр., 8581 слов

Общая характеристика социализации детей

... приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, ... и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают ...

С появления на свет, ребенок полностью находится в зависимости от родителей, в особенности от мамы. К тому же его статус никак не изменяется в течение длительного периода [11].

Неумение руководить собственными побуждениями и нежелание осуществлять их контроль усложняет жизнедеятельность ребенка.

Дошкольнику нередко доводиться страдать от ограничений и лишений. Отсутствует тот день, чтобы определенная потребность не была подавлена [2].

Отклик в виде агрессивного поведения – это отклик борьбы за выживание, стремление ребенка поменять статус вещей. Он формируется из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия [3].

В случае, если гнев и негодование малыша всегда подавляются, они могут нарастать и выражаться зачастую, только во взрослом возрасте.

Потому как агрессивное поведение вытекает в другие формы поведенческих реакций, психосоматические признаки становятся основанием разных болезней, таких как: ревматический артрит, псориаз, язва желудка.

Психологическое сдерживание, как и физическое, отбирает у человека независимость действий. Однако появляется оно несколько позднее, когда ребенок уже осознает, что такое запрет и результаты его нарушения [11].

Ложные, незаслуженные воздействия и поступки окружающих так же могут быть основой для гнева. Однако в этом случае огромную значимость играют сами поступки, а не их трактовка человеком. Вплоть до установленного момента дошкольник выражает собственные потребности в наиболее мягкой форме. Однако взрослые, как правило, не интересуются этим, пока не встретятся с очевидными нарушениями поведения. Поведение, которое понимается родителями как асоциальное, нередко в реальности является безрассудной попыткой удовлетворить потребностям, возобновить эмоциональное состояние, а так же общественные связи [4].

Следя за агрессивным ребенком, можно установить нацеленность его взаимодействий. Внимательные исследования могут помочь раскрыть признаки будущей атаки ребенка. Потому как основанием агрессивного поведения представляются лишения и ограничения, в таком случае весьма редко получается целиком избавить ребенка от агрессивного поведения [5].

  1. Причины формирования агрессивного поведения

При обычном формировании общения дошкольникам свойственна необходимость в доброжелательности старших. Далее для них присущи наиболее непростые формы необходимости в общении, таких как в уважении и сопереживании.

Дети дошкольного возраста обращаются к ровесникам по самым различным предлогам. При мощном эмоциональном возбуждении они постоянно стремятся как раз к другим детям, а не к старшим. Связь ребят весьма беспрепятственна и раскованна. Заинтересованность, восхищение дети не умеют переносить в одиночку, они, несомненно, привлекают ровесников в собственные переживания [1,3].

5 стр., 2401 слов

Возрастные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...

... которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ... детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, ...

Это дает возможность говорить о близкой взаимосвязи двух сфер общения: дефицит общения со старшими приводит к объединению взаимоотношений между ровесниками. Степень формирования общения ребенка со взрослыми в значительной степени устанавливает характер его контактов с детьми.

Вследствие этого, в случае, если что-то случилось в семье дошкольника, он с большим желанием поделится собственными переживаниями с ровесниками, чем со взрослыми.

Выделяются несколько основных психических травм, а так же их результатов, которые в последующем могут спровоцировать агрессивное поведение со стороны дошкольника [10].

Во-первых, это р азвод родителей. Воздействие расторжение брака на ребенка колоссально и нередко приводит к необратимым результатам. Решение родителей развестись нередко основывается длительное количество времени, что создает неуверенность дошкольника и стремительно ограничивает процесс непрерывности его формирования, что может послужить причиной к нарушению значительной степени эмоционального и общественного функционирования дошкольника, к удручающим изменениям во взаимоотношениях родителей и ребенка. Одновременно с тем, подобные перемены в жизни семьи могут оказать воздействие на формирование ребенка, развитие самостоятельности и

самодостаточности, достижение зрелости.

Дети по-разному принимают расторжение брака родителей. Дети младшей возрастной группы реагируют на произошедшее беспокойством и горем, которые в значительной степени нарушают их поведение [6].

Тем не менее, за презентацией силы воли и духа, за отречением произошедшего, гиперактивностью стоит стремление совладать с чувством потери, слабости и одиночества. Другие дети в тоже время принимают участие в двух процессах: они отдаются мукам душевной боли, либо интенсивно стараются завладеть обстановкой.

Подобная политика может помочь подавить и сократить душевную боль, сделать ее терпимой и дать возможность, никак не останавливаясь в развитии, благополучно приспособиться к переломной ситуации расторжения брака.

Одни дети могут сердиться на собственных мам, другие, наоборот, на отцов, есть и такая категория детей, которая сердится на обоих. Существенная часть дошкольников сердится на того родителя, который положил начало бракоразводному процессу.

Собственную сильную злость дети отображают различными методами. Порой вспышки агрессивного поведения проявляются в предварительно продуманной бурной форме, рассчитанной на тот факт, чтобы досадить матери, когда она знакомится с другими мужчинами.

Дети с наслаждение получают позу правителя и становятся развязными, сразу же после уходов мужчин из семьи.

Во-вторых, спровоцировать агрессивное поведение может смерть родителей.

5 стр., 2463 слов

Установление происхождения ребенка

... вопроса установления происхождения детей, а так же прав ребенка в целом. Установление происхождения детей, Статья 45 Происхождение ребенка по матери: - Происхождение ребенка от ... родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 46 Закона О браке и семье РК) происхождение ребенка ... или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением ...

Детская практика переживания горя фактически в точности повторяет чувство горя, переживаемое старшими людьми. Однако действия детей проявляются по-другому и нередко отличаются от тех, каковых ждут

от них взрослые. Позиция, что дети переживают сильнее, чем взрослые, ложная. Данному заблуждению содействует ошибочное понимание взрослых о детях, будто бы никак не владеющих опытом горести и эмоциональной боли. Такая позиция, на первый взгляд, не оправдана. На самом деле, дети нередко перемешивают переживание чувств с мыслями. Они ощущают существенные трудности в их формулировке.

Дети младшего возраста, понимают и истолковывают мир, принимая во внимание точки зрения окружающих, в том числе взрослых. Дошкольник не в состоянии осознать значимости слов «смерть» и «никогда». Он не осознает данных абстрактных слов, кроме того, ему тяжело осознать объяснения причин смерти. Ребенок понимает и принимает только лишь определенные действия и события.

Ребенок имеет возможность разыскивать умершего человека, однако отказывается от поиска и смиряется со случившимся. Очень легко неверно осознать данные взаимодействия у маленьких детей и оценить их как отвержение случившегося. Вернее, данные взаимодействия представлены формулировкой недостающего опыта. Дети никак не осознают, что смерть бесповоротна, и вследствие этого считают, что умерший человек должен вернуться, есть возможность прийти к нему в гости. Они станут откликаться на утрату, делаясь раздражительными и надоедливыми, в наиболее серьезных вариациях – весьма замкнутыми.

Дети, так же, как и взрослые, принимают реальность со временем и колеблются между отречением и принятием того, что случилось. Детям дошкольного возраста необходимо не единожды повторять, что умерший человек ушел и не вернется назад.

Лучшая поддержка травмируемому ребенку — включение взрослого в его ситуацию. Данный контакт имеет возможность стать в дальнейшем крепкой основой для того, чтобы ребенок имел возможность лично совладать с постигшим его несчастьем. Ребенок имеет возможность переживать значительное чувство гнева, когда близкий человек умирает [6].

В-третьих, зачастую агрессивным поведением отличаются д ети из семьи алкоголиков. Формирование детей в семьях, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, проходит с нелегкими психическими отклонениями. У подобных детей незначительный интеллектуальный уровень – типичная проблема [2,8].

Небольшой круг заинтересованности родителей, весьма временное взаимодействие с детьми, небрежность к их нуждам не дают возможность приобрести исходный жизненный опыт, простые познания, результативной умственной деятельности.

У данных дошкольников зачастую раскрывается ощущение собственной ненужности, безысходности. Долгое истощение нервной системы приводит к полному нервному утомлению. Вследствие этого, в детском саду их выделяет ощутимая пассивность, равнодушие к окружающему. Зачастую несогласие вопреки безысходному положению выражается в желании к лидерству в команде. Тем не менее, из-за невысокой степени умственного формирования они самоутверждаются из числа ровесников и стараются завлечь интерес взрослых, совершая сомнительные действия.

7 стр., 3327 слов

Исследование нервной системы животных

... нервной деятельности, характер эксплуатации и продуктивность животного. При этом следует иметь ввиду, что чаще болезни НС регистрируются у животных ... имеют непосредственное отношение к заболеваниям нервной системы. На другие виды ком обратим внимание на ... снижением двигательной активности, угнетением, безучастным отношением к окружающему, цианотичность слизистых оболочек, частым слабым пульсом и ...

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только обладают постоянными проблемами в обучении, но и намного больше пребывают в состоянии горя и страха, склонны к депрессиям.

Последующее формирование и поступки ребенка обуславливается тем, какую стратегию приспособления он выбрал в семье.

Так же, очень часто, дети, подвергшиеся физическому насилию, сами отличаются агрессивным поведением.

Каждый день, согласно обстоятельствам несчастных случаев из-за ситуаций жестокого обращения с детьми, погибает три ребенка [2,3].

Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждений, они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в четыре раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до трех лет [2,3].

2.Описание методов исследования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

2.1Описание методов исследования

«Несуществующее животное» — самая распространенная проективная методика для более качественной диагностики агрессивности ребенка. Осуществлялась она для выявления, а так же уточнения основных, ведущих черт личности ребенка, установок и психологических проблем, мешающих нормальному и полноценному эмоциональному развитию.

Главная, основная особенность методики – умение ребенка полноценно фантазировать и отображать созданный образ в рамках рисунка или изображений с использованием график.

Следующая особенность методики заключается в том, что созданный ребенком графический рисунок находится в тесной взаимосвязи не только с эмоциями, которые играют основную роль в создании образов фантазии, но и с действующими личностными и социальными проблемами ребенка.

Третья особенность методики – фигуральность изображения, что в ходе интерпретации рисунка выносится в индивидуальность дошкольника и описывается уже в психологических категориях, отталкиваясь от того, что процедура проекции проходит без необходимого контролирования сознания, он все же отображает намеренные установки ребенка.

«Рисунок несуществующего животного» используется для выявления тех детей дошкольного возраста, кому присуще проявленное агрессивное поведение.

Данная методика принадлежит к категории проективных методов, имеет возможность предлагаться детям раннего возраста (4-5 лет).

Изображение животного, в том числе окружающая природа, дом, человек относится к специфичному портрету рисующего ребенка, так как в собственном рисунке дошкольник интерпретирует те характерные черты, которые по тому или иному критерию значимы для него.

10 стр., 4831 слов

Методика обучения дошкольников рисованию животных

... настоящей работы является описание нетрадиционных приемов обучения детей рисованию животных. В соответствии с целью исследования мы решили следующие задачи: 1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных; 2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных; 3. Описание нетрадиционных техник рисования животных дошкольниками; ...

Желание рисовать характерно детям дошкольного возраста. Оно указывает на формирование образного мышления и необходимость выразить и проявить себя.

Процесс выполнения тестирования: дошкольникам выдают по листу бумаги, ластик, разноцветные карандаши или краски, а так же фломастеры, простой карандаш, ручки.

Нужно провести инструктаж, заключающийся в том, чтобы дошкольник нарисовал на листе животное, которое не существует в природе. Можно применять все средства, которые выдал психолог.

Исследование рисунков может помочь правильнее и логичнее осознать круг интересов дошкольников, специфику их темперамента, особенности внутреннего мира.

Интерпретация рисунков проводится по определенным показателям. Это, во-первых, положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на центральную часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернутая влево свидетельствует о тенденции к рефлексии, к размышлениям, лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко это также свидетельствует о боязни перед активными действиями и нерешительности. Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего, трактуется как эгоцентризм. Увеличенный, относительно фигуры в целом, размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало и эрудицию в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить характер этой агрессии, спонтанный или защитно-ответный можно по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами.

Дополнительно, по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции, не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, может трактоваться как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

36 стр., 17568 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

... важные характеристики психического, но не создает целостного исторически конкретного образа психологии ... скрывается озабоченность неудовлетворительным положением вещей в психологии, источник, которого он ... и недоумения. Задачей данного реферата является воссоздание исторической научной ... знание, внутренне связанное некоторыми принципами, общими предпосылками; полученное научными методами; опирающееся ...

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха, подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Следует также обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — свидетельство заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою межполовую роль.

Опорная часть фигуры — ноги, лапы, постамент, рассматривается по отношению к размерам всей фигуры и по форме. Основательность этой части говорит об обдуманности и рациональности в принятии решений. Полное или частичное отсутствие ног указывает на поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения. Обязательно нужно обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характеризует контроль за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инакомыслие.

Украшающие детали — это свидетельство демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвосты выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Хвосты повернуты вправо показывают отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов. Вверх — уверенно, положительно, бодро. Хвост, направленный вниз — недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов, щитов, панцирей, игл, прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью, если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты соответствует пространственному расположению. Расположение по верхнему контуру фигуры свидетельствует о направленности такой защиты против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей. По нижнему контуру — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета, боязнь осуждения. Расположение «защиты» по боковым контурам — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. О том же свидетельствуют элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — защита своей деятельности, слева — защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия оценивается по количеству изображенных деталей, заполненности контура, по присутствию и характеру штриховки, дополнительных линий и частей. Учитывается изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов помимо самых необходимых, тем выше энергия. В обратном случае — это свидетельство экономии энергии, астеничности организма, хронического соматического заболевания. То же самое подтверждается слабым, паутинообразным характером линий. Обратный же характер линий, жирная с нажимом — это свидетельство тревожности, а не энергии.

Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа. Это говорит о резкой тревожности. Выяснить к чему привязана тревога можно, обратив внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных. Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.

Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Следует так же обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» и постановку животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаза электроламп, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией.

Заключение

В представленной работе было выяснено, что агрессивное поведение формируется под влиянием многих факторов как психологических, так и социально-психологических. Однако, в любом случае, это явление деструктивное, наносящее вред как ребенку проявляющему агрессию, так и объекту, на который эта агрессия направлена. Агрессивное поведение может проявиться при различных условиях, например таких, как гнев и страх, гиперактивность, замкнутость.

Зачастую родители и педагоги необоснованно полагают агрессивными тех детей, которые любят баловаться либо проявляют упрямство в достижении своих целей. Крайне важно вовремя и наиболее точно выявить признаки агрессивного поведения с тем, чтобы подобрать наиболее эффективные пути его преодоления и коррекции. С этой целью разработано множество методик, тестов и тренингов.

Существуют и такие эпизоды, когда без помощи опытного психолога попросту нельзя обойтись. Но во многих случаях для преодоления агрессивного поведения достаточно проявить к ребенку большее внимание со стороны родителей и педагогов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vozniknovenie-agressii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. — М., 1986.
  2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. — М.:Академия,2011.-624 с
  3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М., 2003.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — С-Пб., 1997.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение. — Л., 2007
  6. Изард К.Э. Психология эмоций. — С-Пб.: Питер, 1999.
  7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России,2000.
  8. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития./ Вопр. психол. – 1994 – № 1.
  9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 2008.
  10. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М., 1993.
  11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 2011