1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Режим дня школьников как модель формирования здоровья
Валеология
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными, становятся важным условием сохранения национальной безопасности страны.
Это связано с тем, что многочисленные исследования конца 90-х годов прошедшего века показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми, а здоровые дети составляют около 10%. Из этого напрашивается вывод, что школа не прибавляет здоровья. Поэтому важной социальной функцией школы сегодняшнего дня, наряду с традиционными — образовательной и воспитательной — становится здоровьесберегающее. [Куинджи Н.Н. 2000].
«Здоровье»
«здоровье»
Анализ публикаций по вопросам валеологии выявил два ее опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. Научно-практической основой указанной причинно-следственной зависимости между образом жизни человека и здоровьем служит концепция академика Ю.П. Лисицына о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических — 20-25%, наследственной предрасположенности — 20%, медицинского обслуживания — 10%.
От чего же зависит здоровье человека? Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.
По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лисицына, Ю.М.Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:
- экология (влияние внешней среды) — 20-25%;
- наследственность — 20%;
- здравоохранение — 10% [Чумаков Б.Н. 2000]
Проблема изучения состояния здоровья населения вообще и подрастающего поколения в частности имеет государственное значение, а также является значительной для обеспечения национальной безопасности, так как результаты социально-гигиенических исследований являются критериями организации и проведения в жизнь необходимых, жизненно важных для страны, нации лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (гигиена питания, труда, учебы, отдыха — восстановление сна, профилактика вредных привычек и т.д.), призванных сохранять и укреплять здоровье юного поколения — будущего государства.
По физической культуре «Значение физической культуры и спорта ...
... зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье. ... как физическая культура, личности, разработки "техники" ее реального воплощения в жизнь и решающим в физкультурном образовании и воспитании подрастающего поколения должно ...
Воспитание здорового молодого поколения, сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников связано с правильной организацией их труда и отдыха, разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности учащихся. Прежде чем приступить к вопросу о требованиях к режиму дня в школе и дома, необходимо познакомиться с понятием — режим дня.
Динамический стереотип
Стимул
Дети особенно чувствительны к нарушению режима, причем, чем младше ребенок, тем болезненнее реагирует на эти нарушения. Это связано с относительно слабыми тормозными процессами и несовершенства процесса возбуждения. [Леонтьева Н.Н. 1986]
Нарушение динамического стереотипа может привести к невротическим состояниям. Особенно часто это бывает у детей со слабым типом нервной системы.
Эти физиологические особенности определяют один из принципов гигиенического режима дня — строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность колеблется в зависимости от времени года, дня недели, времени суток, состояния здоровья и т.д.
Воспитание здорового молодого поколения с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения.
Деятельность является основным фактором развития растущего организма.
Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередование труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены, разумной организации досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. [Сердюковская Г.Н. 1989].
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.
Согласно исследованиям, приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения.
Организация сестринского контроля за развитием ребенка
... 2 г 3 г 4 г Анамнез + + + + + + + + + + + Инструктаж + + + + + + + + + + + Физикальные исследования + + + + + + + + + + + Общий контроль за развитием + + + + + + + + + + + Измерения: - рост + + + + + + + + + + + 2-4 нед 2 мес 4 мес 6 мес 9 ... но не зарегистрированные в квартире. Общие медицинские мероприятия по наблюдению за ребенком Грудной возраст Ранний детский возраст 2-4 нед 2 мес 4 мес 6 мес 9- ...
Такая сложная для нервной системы ребенка перестройка может вредно влиять на его здоровье и работоспособность и привести к хроническому переутомлению.
Эти физиологические особенности определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня — строгое его соблюдение, недопустимых частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. [Антропова М.В. 1970].
Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма; отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. [Кардашенко В.Н. 1988].
Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний. [Кондратьев В.Г. 1967].
Организация режима дня и постановка учебно-воспитательного процесса во всех типах учреждений являются важными разделами деятельности медицинского персонала по гигиене детей и подростков.
Режим дня всех возрастных групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. В школьном возрасте детям должно быть предоставлено время для творческой деятельности по собственному выбору, так называемое свободное время. [Г.Н. Сердюковская. 1989].
Режим дня существует для того, чтобы не допускать стадии утомления и тем более — переутомления. Режим дня детей и подростков — порядок, рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки. Режим дня строится с учетом вероятных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья. [Чумаков Б.Н. 2000].
Организованный режим дня детей и подростков имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.
Режим дня
«свобода
В основу построения режима дня заложены физиологические Законы единства организма и ритмической смены деятельности отдельных его органов и систем с активной на пассивную и наоборот. Нарушение ритма ведет к утомлению. Исходя из этого, в режиме необходимо чередовать различные виды деятельности.
Основными компонентами режима дня являются:
- гигиенически полноценный сон;
- максимальное пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- учебная деятельность;
- игровая деятельность и отдых по собственному выбору;
- регулярный прием пищи;
- личная гигиена.
Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. [Хрипкова А.Г. 1990].
Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка условного рефлекса на время. Если каждый день в одно и тоже время школьник выполняет определенное действие, например, ест, ложится спать, готовит уроки и т.д., то очень скоро у него вырабатывается рефлекс на время, и в нужный час его организм оказывается подготовленным к повторяющемуся изо дня в день действию. Как говорят физиологи, в определенный час суток организм оказывается «настроенным» на тот конкретный вид деятельности, к которому учащийся приступает. Например, одно и тоже время обеда в режиме дня приводит к тому, что пищу съедают с большим аппетитом, она лучше усваивается, чем при беспорядочном питании; отход ко сну в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и глубокому сну. Готовность организма к действию в период выполнения домашних заданий сокращает время «врабатывания» и делает труд школьника более результативным. Известно, что разные виды деятельности человека обеспечиваются активностью разных физиологических систем. Поэтому выполнение режима дня, когда каждой деятельности отведено свое время при соблюдении постоянной последовательности видов деятельности, создает оптимальные условия для работы физиологических систем организма, уменьшает для него физиологическую стоимость каждого вида деятельности, облегчает течение всех жизненных процессов. [Попов С.В. 1998].
В гигиенические задачи построения режима дня входит установление определенной длительности отдельных компонентов режима в соответствии с возрастом:
- правильная организация сна;
- питания.
организация смены видов активной деятельности:
- чередование труда и отдыха.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени; появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и качество проведения тех или иных режимных моментов. На каждом отрезке возрастного развития ребенка длительность элементов режима зависит от уровня развития и состояния здоровья ребенка и от организации всех условий жизни в их совокупности. Всякий вид деятельности связан с физиологическим утомлением и снижением работоспособности. При правильном построении режима эти физиологические колебания не отражаются на процессе возрастного развития и на состоянии здоровья ребенка. Но при таких нарушениях суточного режима, как укорочение часов сна, несвоевременное питание, длительные и особенно однообразные занятия, наблюдается общее утомление организма. Но если эти причины своевременно не устраняются и действуют длительно, дети становятся болезненно неуравновешенными, беспокойными, или, наоборот, вялыми, сонными. Это может привести к переутомлению, а в дальнейшем к заболеванию организма. [Хрипкова А.Г. 1990].
По данным Соковни-Семеновой И.И. критерии эффективности режима дня:
1. высокая работоспособность учащихся;
2. предупреждение развития переутомления;
3. сохранение здоровья.
В понятие суточный режим входит деятельность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам и требованиям. Режим дня, определяя и регламентируя весь уклад жизни человека, является важным фактором, обеспечивающим физическое и умственное развитие детей и подростков. [Соковня-Семенова И.И. 1982].
Все виды деятельности и отдыха должны включаться в режим с учетом возрастных особенностей организма. Деятельность должна быть посильной, не превышать предел клеток коры, а отдых должен обеспечивать их полное функциональное восстановление. Этот физиолого-гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.
Под бюджетом времени подразумевается вся суммарная продолжительность режимных моментов, которые можно разделить на 6 компонентов режима:
1. сон;
2. прогулки на воздухе;
3. учебная деятельность;
4. игровая деятельность и отдых по собственному выбору;
5. прием пищи;
6. личная гигиена;
Итак, для того чтобы режим дня стал основой образа жизни школьника, необходимы следующие условия:
- в распорядок дня должны быть включены все иды деятельности школьника (от подъема до отхода ко сну, включая и время школьных занятий);
- выполнение этих видов деятельности должно быть распределено по времени;
- каждый из видов деятельности должен регулярно выполняться.
Матюшонок М.Т. предложил распорядок дня школьников, занимающихся в первую смену:
Распорядок дня школьников, занимающихся в первую смену
Вид деятельности |
Возраст, класс |
|||||
7-9 лет I — III |
10 лет IV |
10-12 лет V — VI |
13-15 лет VII — VIII |
16-17 лет IX-X |
||
Подъем |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
|
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
|
Завтрак |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
|
Дорога в школу |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
|
Учебные и факультативные занятия, общественные поручения, труд и внешкольная работа |
8.20-12.30 |
8.20-13.30 |
8.20-14.30 |
8.20-14.30 |
8.20-14.30 |
|
Возвращение домой |
13.00 |
14.00 |
15.00 |
15.00 |
15.00 |
|
Обед |
13.00-13.30 |
14.00-14.30 |
15.00-15.30 |
15.00-15.30 |
15.00-15.30 |
|
Послеобеденный отдых (сон для 7-летних и переболевших детей) |
13.30-14.30 |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
Пребывание на свежем воздухе (подвижные игры, прогулки) |
14.30-16.00 |
14.30-15.30 |
15.30-17.00 |
15.30-17.00 |
15.30-17.00 |
|
Приготовление домашних заданий (в перерывах 7-12 летние получают полдник) |
16.00-17.30 |
15.30-17.30 |
17.00-19.30 |
17.00-20.00 |
17.00-20.30 |
|
Пребывание на свежем воздухе, помощь семье и т.д. |
17.30-19.00 |
17.30-19.30 |
нет |
нет |
нет |
|
Ужин |
19.00-19.20 |
19.30-19.50 |
19.30-19.50 |
20.00-20.20 |
20.30-20.50 |
|
Спокойные игры, чтение, просмотр телепередач и др. |
19.20-20.20 |
19.50-20.35 |
19.50-20.50 |
20.20-22.30 |
20.50-22.50 |
|
Подготовка ко сну |
20.20-20.30 |
20.35-20.45 |
20.50-21.00 |
22.20-22.30 |
22.50-23.00 |
|
Отход ко сну |
20.30 |
20.45 |
21.00 |
22.30 |
23.00 |
|
и распорядок дня для учеников, которые учатся во вторую смену:
Распорядок дня школьников, занимающихся во вторую смену
Вид деятельности |
Возраст, класс |
|||||
8-9 лет II — III |
10 лет IV |
10-12 лет V — VI |
13-15 лет VII — VIII |
16-17 лет IX |
||
Подъем |
7.30 |
7.30 |
7.30 |
7.30 |
7.30 |
|
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели |
7.30-8.00 |
7.30-8.00 |
7.30-8.00 |
7.30-8.00 |
7.30-8.00 |
|
Завтрак |
8.20 |
8.20 |
8.20 |
8.20 |
8.20 |
|
Пребывание на свежем воздухе игры и помощь родителям |
8.20-9.00 |
8.20-9.00 |
8.20-9.00 |
8.20-9.00 |
8.20-9.00 |
|
Приготовление домашних заданий, уборка стола и складывание портфеля |
9.00-10.30 |
9.00-11.00 |
9.00-11.30 |
9.00-12.00 |
9.00-12.30 |
|
Подвижные игры на свежем воздухе, прогулка |
10.30-12.30 |
11.00-12.30 |
11.30-12.30 |
12.00-12.30 |
нет |
|
Обед |
13.00 |
13.00 |
13.00 |
13.00 |
13.00 |
|
Послеобеденный отдых и дорога в школу (пешком) |
Для всех возрастов с 13.00 до 13.50 |
|||||
Учебные и факультативные занятия в школе, общественно полезный труд и внешкольная работа |
14.00-18.00 |
14.00-18.45 |
14.00-19.45 |
14.00-19.45 |
14.00-20.00 |
|
Возвращение домой |
18.30 |
19.15 |
20.15 |
20.15 |
20.30 |
|
Подвижные игры |
до 19.15 |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
Ужин, чтение литературы, просмотр телепередач и т.д. |
19.15-20.05 |
19.15-20.15 |
20.15-21.30 |
20.15-21.30 |
20.30-23.10 |
|
Подготовка ко сну |
20.05-20.15 |
20.15-20.30 |
21.15-21.30 |
21.30-21-45 |
23.10-23.30 |
|
Отход ко сну |
20.15 |
20.30 |
21.30 |
21.45 |
23.30 |
|
Приоритетным для сохранения здоровья растущего организма считаются требования к:
- к количеству и качеству сна;
- к количеству и качеству питания;
- к количеству и качеству двигательной активности.
Удовлетворению указанных биологических потребностей с учетом возраста следует уделять главное внимание в режиме дня школьников.
При этом понятие «уделять» вкладывается не только включение в режиме дня и контроль за соблюдением указанных потребностей, но и умение валеолога приводить убедительные аргументы, доказывающие зависимость состояния здоровья от удовлетворения этих потребностей.
Антропова М.В. предложила примерный режим дня для детей и подростков.
Примерная продолжительность режимных моментов (в часах) для детей и подростков — учащихся средней школы
Возраст в годах Режимные моменты |
7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
|
Учебные и факультативные (начиная с 5 классов) занятия |
3-4 |
4 |
4 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
|
Учебные занятия дома (с учетом перерывов) |
1 |
1-1,5 |
1,5-2 |
2-2,5 |
2,5-3,5 |
3-4 |
3-4 |
|
Подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе; спорт для учащихся старших классов; дорога в школу и обратно домой |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
Возраст в годах Режимные моменты |
7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
|
Внеклассные и внешкольные занятия, свободное время — творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1-2,5 |
1-2,5 |
1,5-3,0 |
|
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, приемы пищи, туалет |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
2 |
|
Сон дневной |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Сон ночной |
12-11 |
11-10,5 |
10,5 |
10 |
9,5 |
9 |
9-8,5 |
|
Основные требования к главным компонентам режима дня:
1. Сон:
У человека потребность во сне зависит от возраста. Так, ребенок — новорожденный большую часть суток спит, так как го биологическая потребность во сне составляет около 23 часов, поэтому время бодрствования у него очень коротко и представлено 7-8 пиками активности, совпадающими с количеством кормлений. У детей 6-7 лет потребность во сне сокращается до 12 часов. В результате этого время сна и бодрствования становится у них почти одинаковой продолжительностью — 12-13 часов. Но в этом возрасте центральная нервная система ребенка не созрела для того, чтобы выдерживать 12 часов непрерывного бодрствования. На это указывает снижение у детей дошкольного возраста уровня физиологических функций в середине дня. Такое снижение вполне объясняет необходимость для них дневного сна. Из этого следует, что продолжительность сна у детей определяется степенью зрелости и функциональным состоянием их центральной нервной системы. [Сердюковская Г.Н. 1989].
Продолжительность засыпания также существенно связана с длительностью и активностью предшествовавшего бодрствования. Она удлиняется при напряженной умственной деятельности, а также при неправильной организации вечернего времени в режиме дня детей и подростков: высокий компонент эмоциональной или двигательной активности после 18 часов приводит к задержке вечернего снижения вегетативных функций, что препятствует своевременному засыпанию.
В экспериментах с ограничением продолжительности сна исследователи отличают существенное удлинение последующей продолжительности сна. Это допускает возможность компенсирования недосыпания. Применительно к детям школьного возраста особого внимания заслуживают результаты изучения зависимости общего состояния организма, его центральной нервной системы и умственной работоспособности школьников от дефицита сна в их режиме дня. Так, у учащихся 7-8 лет при укорочении сна до 8-9 часов отмечались различные функциональные изменения центральной нервной системы. С увеличением же продолжительности сна до 11,5 часов все неблагоприятные сдвиги исчезли. У детей 12-13 лет, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках был ниже на 30% по сравнению с уровнем у их ровесников, продолжительность сна которых соответствовала возрастной норме.
Распространенность нарушений сна у школьников достаточно велика и составляет около 50%. Но она существенно превышает указанную частоту среди учащихся старших классов, увеличиваясь на 75-80%. Если в 80-е годы прошлого века среди причин нарушения сна у младших школьников преобладали микросоциальные (присутствие в комнате других членов семьи, конфликтная обстановка, отсутствие режима дня и др.), а у старшеклассников — личностные особенности, то в 90-е годы все более прочное место среди причин нарушения сна у школьников занимают учебные нагрузки.
Сон — великое благо для организма.
Изучение сна школьников, при различных режимах выявило допустимость сдвига основных режимных моментов (в том числе и времени начала сна) не более чем на 1 час при условии, если этот сдвиг бывает эпизодическим по разным социально обусловленным обстоятельствам. [М.Т. Матюшонок, Турик Г.Г. 1980].
1. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту биологическую потребность во сне, потому что ее сокращение создает условие для возникновения нервно-психических и соматических заболеваний, а у детей и подростков может нарушать поступление в кровь гормона роста, что может отрицательно влиять на их рост и развитие.
1. Образовательные перспективы каждого школьника невозможны без соблюдения необходимого режима сна, потому что при недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (быстрый сон), от которой зависят способности к обучению и его успешность.
2. Школьникам показано увеличивать свою обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) во время экзаменов, перед контрольными работами, потому что напряженная умственная деятельность требует увеличения эпизодов быстрого сна, а удельный вес этой стадии пропорционален общей продолжительности сна.
3. Для преодоления проблем с засыпанием (как уже существующих, так и будущем) человеку необходимо соблюдать таких три правила:
- ложиться спать в одно и тоже время;
- организовать после 18 часов эмоциональные и двигательно-активные виды деятельности;
- формировать собственные привычки (полезные), то есть вечерний ритуал, выполнение которых перед сном будет способствовать засыпанию (вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т.п.).
[В.В.Колбанов. 1998].
На второе место среди приоритетов здорового образа жизни полным правом можно поставить рациональное питание.
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Для растущего организма значение рационального питания можно сравнить разве что со значением фундамента для судьбы здания: при добротном фундаменте оно простоит столетие, при фундаменте из случайных материалов — разваливается в ближайшие годы.
Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо такое питание, которое не только будет достаточным по количественному составу и сможет обеспечивать его энергозатраты, но в нем также должны быть соблюдены сложные взаимоотношения между многочисленными незаменимыми пищевыми веществами, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в обмене веществ. Эти требования особенно активны для питания детского населения, поскольку для растущего организма рациональное питание как раз и создает фундамент его здоровья.
Вместе с тем, некоторые моменты организации школьного питания валеолог может взять на себя. Например, добиваться 100% охвата школьников горячим питанием. Горячая пища стимулирует секрецию пищеварительных соков, лучше усваивается, полнее используется организатором и дает чувство насыщения. [Лебедева Н.Т. 1998].
Для каждого человека режим питания должен быть индивидуальным. В основе построения рационального режима должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер его жизнедеятельности, привычки, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов при организации питания следует предусматривать следующие обстоятельства:
- время и частота приема пищи должны увязываться с учетом режима работы (учебы);
- при малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10-15 минутные физические упражнения (гимнастические упражнения, ходьба, танцы и т.д.);
- при высокой двигательной активности в рационе должна быть предусмотрена соответствующая углеводистая и белковая компенсации;
- напряженной работе должна предшествовать легкая пища, следовать за такой работой — плотная еда;
- основным показателем сбалансированного питания должен быть высокий уровень здоровья, а у взрослого человека еще и неизменная оптимальная масса тела.
Исходя из этого: питание обязательно необходимо планировать — только при таком подходе можно в полном объеме, качественно и без неблагоприятных последствий возместить потребности организма для здоровой жизни. При отсутствии планирования, человек оказывается заложником своих удовольствий, и в его рационе может оказаться дефицит каких-либо важных компонентов, но избыток — других. [Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. 2002]. здоровье режим рациональный питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении следующих требований:
1. строгое соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними;
2. краткость приемов пищи;
3. физиологически обоснованное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;
4. условия приема пищи и поведение ребенка во время еды.
Первое требование должно быть понятным из вышеизложенной роли условного рефлекса на время в продуктивности любой деятельности человека. Что же касается соблюдения интервала между приемами пищи, то он определяется временем пищеварительного цикла желудка (от поступления пищи в желудок до ее продвижения в кишечный тракт) у детей разного возраста. Согласно указанным особенностям работы желудочно-кишечного тракта, промежутки между приема пищи у школьников должны составлять не менее 3 часов и не более 4-4,5 часов.
Кратность приемов пищи обеспечивает суточную потребность детского организма в энергии, а также в количестве и качестве необходимых для него пищевых веществ. Для школьников она (кратность) выполняет указанные функции при 4-5 разовом приеме пищи в зависимости от возраста. На протяжении дня, то есть дома и в школе, содержание режима питания учащегося должно включать завтрак в 7.00-7.30 часов, горячий завтрак в школе на второй или третьей перемене. В группах продленного дня учащиеся обедают после школьных занятий в 13.00-13.30 часов. В отдельных школах для учащихся групп продленного дня практикуется организация полдника между 16.30 и 17.00 часами. Такая практика заслуживает распространения, исходя из длительности пребывания детей в школе (до 18 часов).
Ужинают все школьники дома в 19.00-19.30 часов.
Установлено, что для обеспечения умственной длительности школьное питание учащихся должно покрывать большую часть их суточных энергозатрат, которые распределяются следующим образом: 20% — на завтрак; 35% — на обед и 10: — на полдник. [Хрипкова А.Г. 1980].
Концепция здорового питания:
1. пища должна перекрывать энергозатраты организма;
2. пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы в соотношении 1 : 1 : 4, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
3. пища должна быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава;
4. пища должна нравиться человеку и вызывать рефлекторное выделение желудочного сока;
5. режим и меню должны соответствовать возрасту и роду занятий;
6. часть пищи, входящей в ежедневный рацион, должна иметь температуру не ниже 65оС. Такая температура способствует перевариванию и всасыванию продуктов. [Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000].
Большое место в рациональном питании детей диетологи отводят организации самого процесса еды. Спокойная обстановка в столовой, удобная мебель, внешний вид блюд, их запах и вкус — все это должно вызывать аппетит и положительные эмоции. Этому может способствовать и температура подаваемой пищи: она должна составлять 50оС для первых и вторых блюд.
Хорошо вписывается в режим питания культура поведения школьников за столом. А чтобы такая культура сформировалась, школьные столовые должны иметь необходимые комплекты столовых приборов (ложки обеденные и чайные, вилки, ножи), а детей следует обучать умению пользоваться этими приборами, салфетками, опрятно есть, не разговаривать во время еды. [Антропова М.В. 1970].
2.1 Двигательная активность
Движение
В настоящее время установлено, что двигательная активность и состояние суточного ритма физиологических функций у человека тесно связаны между собой законом об информационно-энергетической стоимости суточного цила организма. Согласно этому закону, состояние суточного ритма зависит от объема выполняемой им в сутки мускульной работы. При достаточной двигательной активности все физиологические функции человека (температура тела, артериальное давление и еще около 300 функций, изменяющихся в рамках суточного цикла) работают в одном времени. В этом случае говорят о синхронной работе «биологических часов» организма.
десинхроноз
В специальных исследованиях было проведено изучение зависимости между формой дневной кривой физиологических функций и уровнем двигательной активности учащихся за день в целом и за время занятий в школе. Для этого у 45 школьников 10-11 лет 4 раза в день регистрировали в течение недели уровень двигательной активности (с помощью шагомера), температуру тела, частоту сердечных сокращений. Последние две функции относят к энергозависимым. По уровню двигательной активности обследуемые были распределены на три группы. Сначала по законам статистики выделили учащихся со средним уровнем двигательной активности (он колебался в диапазоне 10670-12170 шагов, а его усредненная величина составляла около 11,5 тысяч шагов в день).
Остальных учащихся поделили на имеющих повышенный уровень двигательной активности (около 15,0 тысяч шагов в день) и пониженный (около 9,0 тысяч шагов в день).
[Арнольди И.А. 1965].
Первое, что удалось установить: у всех наблюдаемых школьников максимальный уровень двигательной активности приходится на 12 часов, то есть она совпадает со временем школьных занятий.
Второе, на что стоит обратить внимание: только трети школьникам удается удовлетворить большую часть утренней потребности в движении, на что указывает ее снижение после 12 часов. У остальных же школьников она угнеталась под влиянием существующей организации учебного процесса. Но это восполнялось у школьников за счет удлинения продолжительности их двигательной активности до 16 часов. Тем не менее у всех уровень двигательной активности к 20 часам снижался. Уровень физиологических функций — температура тела и частота сердечных сокращений — к концу дня снижался у школьников со средним и повышенным уровнями двигательной активности, в то время как при ее пониженном уровне температура тела и частота сердечных сокращений удлиняли время своей дневной активности до 20 часов. Выявленный факт позволил сделать вывод о том, что двигательная активность 10-11 летних школьников в объеме 10-15 тысяч шагов в день синхронизирует суточные ритмы их физиологических функций, защищая детский организм от развития десинхроноза.
Неодинаковым было влияние разных уровней двигательной активности на дневную кривую умственной работоспособности школьников. Нормальный ее ход имели только школьники со средним уровнем двигательной активности, в то время как при повышенном и пониженном ее уровнях кривая умственной работоспособности приобрела инвертированную форму (противоположную нормальной).
У школьников это было следствием того, что повышенный уровень двигательной активности угнетал ритм умственной работоспособности. У школьников с пониженной двигательной активностью причиной инверсии кривой умственной работоспособности была сниженная устойчивость к учебному утомлению, что было установлено тестированием умственной работоспособности всех учащихся. [Арнольди И.А. 1965].
гипо
В процессе биоритмологических исследований был установлен тот уровень двигательной активности школьников в часы школьных занятий, при котором дневная кривая их умственной работоспособности сохраняла физиологическую устойчивую форму. У школьников 10-11 лет он приближался к 5 тысячам шагов, или 2,5 километров, но наверняка был бы больше у более старших школьников. Следовательно, для того, чтобы учебная деятельность не приводила к рассогласованию биологических часов детского организма и не нарушала хода физиологической кривой работоспособности, двигательная активность учащихся в школе должна составлять не менее 5 тысяч шагов. Указанную задачу ударно выполняет проведение спортивного или динамического часа в середине учебного дня. Но необходимый детям «километраж» может быть реализован в школе и средствами малых форм физической культуры: проведением во всех классах утренней гимнастики перед началом занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, двигательно-насыщенной прогулки в группах продленного дня. Но главную роль в обеспечении двигательного режима учащихся в школе отводят урокам физкультуры, несмотря на то, что они лишь отчасти выполняют эту задачу из-за малого числа таких уроков в учебном плане и не всегда правильном их построении. Для того, чтобы уроки физкультуры способствовали более полной реализации потребности школьников в движении, необходима их правильная организация. Это значит, что структура уроков физкультуры должна состоять из трех частей: вводной (5-10 минут), основной (25-30 минут) и заключительной (3-5 минут).
Задача такого построения уроков физкультуры состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход школьников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).
[Лебедева Н.Т. 1998].
В качестве итога можно заключить, что рациональный двигательный режим учащихся в школе выполняет главным образом поддерживающую здоровье функцию. Содержание такого режима направлено не на устранение, а на уменьшение дефицита двигательной активности учащихся (гипокинезия), который, собственно, школа и создает. Для того, чтобы двигательная активность полностью удовлетворяла биологическую потребность детей в движении, формировала их здоровье и способствовала его укреплению, школьники в своем стиле жизни должны придерживаться возрастной гигиенической нормы суточной двигательной активности.
Гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте.
Возрастно-половая группа (лет) |
Локомоции (тысячи шагов) |
Продолжительность двигательного компонента (часы) |
||
7-10 |
15-20 |
4-5 |
||
11-14 |
18-25 |
3,5-4,5 |
||
15-17 |
юноши |
25-30 |
3-4 |
|
девушки |
20-25 |
3-4,5 |
||
[Куинджи Н.Н. 2001].
Существенное значение для удовлетворения биологической потребности в движении приобретают нормативные величины суточной продолжительности двигательной активности учащихся. Три-пять часов на двигательную активность в режиме дня выглядят на первый взгляд сомнительно возможным в условиях больших объемов образовательной нагрузки современных школьников. Вместе с тем существуют, по меньшей мере, два пути реализации указанного требования:
1. Согласно действующим санитарным нормам, два часа из необходимой продолжительности двигательного компонента в режиме дня школьники должны выполнять в период школьных занятий за счет использования в школе всех выше изложенных форм их физического воспитания. Оставшаяся часть нормированного двигательного компонента в режиме дня должна стать содержанием ежедневной прогулки школьников. Ее длительность, согласно гигиеническим рекомендациям, должна составлять от трех часов для младших школьников до 2-2,5 часов для старшеклассников. Такие прогулки хорошо вписываются в гигиенический лозунг: «Движущиеся дети на движущемся воздухе».
Велико значение двигательно активной прогулки для работоспособности учащихся. Так, на примере младших школьников группы продленного дня установлено, что учебная активность детей во время приготовления домашний заданий (80%), чем в дни без прогулок (60%).
2. Суточная величина локомоций (шагов) с возрастом увеличивается, но не за счет удлинения продолжительности двигательного компонента, а за счет увеличения интенсивности движений. Последнее обстоятельство позволяет считать занятия в спортивной секции самым реальным способом реализации двигательной активности для школьников среднего и старшего возраста. Сочетание в спортивных секциях заданного объема движений с регулярным режимом спортивных тренировок успешно выполняет целый ряд валеологических задач: устраняет функциональные резервы организма, формирует и укрепляет здоровье детей и подростков. [Хрипкова А.Г. 1984].
Как ни заняты наши дети, особенно старшие школьники, как ни строго распределен их день, всегда в режиме их дня должно быть время, котором они могли бы распорядиться по своему усмотрению — свободное время.
3. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Удобнее всего выделять для этого часы между окончанием приготовления уроков и укладыванием спать. Эти часы досуга могут быть использованы для саморазвития склонностей и интересов учащихся, для формирования индивидуальной личности ребенка или просто для отдыха, чтения книги, написания письма другу-подруге. Свободное время может быть проведено в играх: по мере взросления школьников меняется не только характер игр, а потребность в них остается. А.С. Макаренко большое внимание уделял роли игры в жизни детей и подростков. Он говорил, что игра доставляет ребенку радость творчества или радость победы. Именно часы свободного времени являются для большинства усердных школьников «островками» отдохновения от их учебных забот. Важно только, чтобы ценные психологические задатки, которыми наделен почти каждый школьник, не были принесены в жертву такому современному «молоху», как телевизор. Данные изучения режима дня у современных младших школьников показывают, что почти каждый из них просиживает у телевизора около двух часов в день, а выходные дни и того больше. Помимо воспитательного вреда, который приносит просмотр детьми далеко не только тех передач, которые по возрасту для них предназначены, но и сами телепередачи, как всякое зрелище утомительны для психики и глаз школьников. Поэтому смотреть телевизор школьники могут не чаще двух раз в неделю и не более 1-1,5 часов в день. [Иванова С.П. 1987].
Итак, главные принципы режима дня сводятся к необходимости четкого планирования и обязательного соблюдения продолжительности и постоянства во времени (всегда в одни и те же часы) всех элементов режима дня, то есть всех видов деятельности школьника. Это значит, что и вставать, и ложиться спать, и есть, и готовить уроки, гулять, и заниматься любимым делом нужно ежедневно в определенные часы и уделять этому столько времени, сколько положено. Но из всего многообразия социальных и биологических забот человека наибольшее влияние на его состояние здоровья оказывают количество часов и качество сна, питания и двигательной активности. Поэтому удовлетворению указанных потребностей следует уделять особое внимание как приоритетам здорового образа жизни при валеологическом воспитании школьников.
Принято считать, что пропаганда пользы режима дня — это преимущественная задача медиков. В то же время, кому, как не учителям лучше всех известно, что жизнь в соответствии с распорядком дня воспитывает в детях такие ценные моральные качества, как дисциплинированность, чувство долга и ответственности, силу воли, так как ставит ребенка перед выбором того, что нужно в данный момент, а не того, что хочется.
Валеология должна объединить усилия врачей, педагогов и родителей в деле воспитания у школьников привычки строить свою жизнь в соответствии с рациональным для их возраста режимом. Соблюдение рационального режима дня формирует образ жизни, в котором приоритеты здоровья становятся непременными компонентами его содержания.
Продолжительность основных элементов режима дня школьников разного возраста
Основные элементы режима |
Классы обучения |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Сон (продолжительность) |
12,0 11,0 |
11,0 |
11,0 |
10,5 |
10,0 |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
9,0 |
9,0 |
9,0 8,0 |
|
Учебные занятия в школе (максимально допустимое число часов в неделю): при 5-дневн. неделе при 6-дневн. неделе |
20 22 |
22 25 |
22 25 |
22 25 |
28 31 |
29 32 |
31 34 |
32 35 |
32 35 |
33 36 |
33 36 |
|
Приготовление домашнего задания (продолжительность в часах) |
до 1,0 |
до 1,5 |
до 2,0 |
до 2,0 |
до 2,5 |
до 3,0 |
до 3,0 |
до 4,0 |
до 4,0 |
до 4,0 |
до 4,0 |
|
Прогулка (продолжительность в часах) |
3,5-3,0 |
3,5-3,0 |
3,5-3,0 |
3,5-3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,5-2,0 |
2,5-2,0 |
2,5-2,0 |
|
[Куинджи Н.Н. 2001].
Таким образом, режим дня школьника определяется многими факторами (полноценный сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, свободное время и игровая деятельность, правильное питание, личная гигиена), связанными с условиями, в которых непосредственно осуществляется его деятельность.
3.1 Физиологическое обоснование роста и развития детского организма
Здоровье ребенка или подростка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту, развитием, нормальным уровнем функций [С.М. Громбах]. Поэтому в гигиене детей и подростков при решении многих проблем, направленных на сохранение и укрепления здоровья детей, необходим учет характера биологических изменений, происходящих в организме в процессе его роста и развития.
Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития — онтогенеза [Э. Геккель. 1866].
М.А. Аршавский (1965) и А.А. Маркосян (1969) обосновали точку зрения, согласно которой, онтогенез человека рассматривался как единый процесс развития, начинающийся с оплодотворения яйцеклетки и кончающейся старостью и смертью.