Особенностями изучения предмета «Окружающий мир» является то, что он имеет интегрированное содержание, так как объединяет две образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», то есть содержит большой материал по содержанию. Изучение данного предмета предполагает формирование общеучебных умений, в частности, формирование знания наблюдать. Все это требует достаточно больших временных затрат. Решить все задачи обучения, развития и воспитания в рамках только уроков невозможно. Поэтому необходимость организации внеурочной деятельности младших школьников должна быть отнесена к разряду обязательных. Развитие же наблюдательности только в рамках уроков при их ограниченном количестве невозможно Внеурочная работа позволяет решать не только обозначенные выше задачи, но и способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников. Все это позволяет утверждать, что данная тема актуальна.
Объект исследования, Предметом исследования, Цель исследования, Задачи курсовой работы
-
изучить литературу по исследуемой проблеме;
-
рассмотреть опыт работы по организации внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе;
-
организовать проектную деятельность с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир»;
-
обосновать особенности организации внеурочной деятельности по окружающему миру в начальных классах.
Внеурочная деятельность основана на требованиях ФГОС НОО. В соответствии с положениями ФГОС, в образовательном учреждении реализуется не только классно-урочная, но и внеурочная деятельность. Эта деятельность направлена на решение следующих важных задач:
-
адаптация детей к школьному обучению;
-
оптимизация учебной нагрузки школьников;
-
улучшение условий развития ребенка.
Следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность также является неотъемлемой частью образовательного процесса в средней школе. Она как бы расширяет образовательное пространство, позволяя школьникам не зацикливаться только на учебе, а использовать и другие возможности школы для своего физического, духовного, интеллектуального и культурного развития. Здесь важно отметить, что основными характеристиками внеурочной деятельности являются добровольность и привлекательность для школьников. Без этих условий она будет малоэффективной или вообще неэффективной.
Педагогические пути и условия формирования самостоятельности ...
... формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи : На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы: 1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника; 2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у них самостоятельности. ...
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседа, тестирование, статистическая обработка данных и др.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения
списка литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneklassnaya-rabota-po-okrujayuschemu-miru/
В «Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный процесс (работа) характеризуется как процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков.
В учебнике «Педагогика» Подласого И.П.
Внеурочная деятельность в общей системе работы школы занимает весьма важное место, так как она тесно связана со всем учебным процессом и влияет на общественное, умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие школьников.
Педагогически правильно организованная внеурочная работа с учащимися способствует формированию у них мировоззрения, высоких моральных качеств (доброты, терпимости, ответственности и т. д.), трудолюбия, развитию инициативы, самостоятельности учащихся, их социальной активности. Все это положительно сказывается на подготовке детей к труду и общественной деятельности.
В дореволюционной России, по существу не было системы внеурочной работы с учащимися. Она носила эпизодический характер и была инициативой прогрессивных учителей или педагогов энтузиастов. К ним можно отнести К.Д. Ушинского, Н.Х.Весселя, В.Я.Стоюнина, В.И.Водовозова, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, В.П.Острогорского, П.Г.Редкина, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля и др. В их научно -теоретическом наследии обоснована необходимость расширения воспитательных функций школы, более разнообразного использования различных форм и методов обучения и воспитания, тесной связи с семейным воспитанием и внешкольной жизнью ребенка. Многие из этих положений легли в основу теории и практики внеурочной работы с детьми в современной школе. [
Не имея ни поддержки со стороны органов государственной власти, ни материальных условий, отдельные начинания дореволюционных педагогов не могли стать системой. После революции 1917 года открылась широкая дорога всему ценному в педагогике, в частности, были созданы условия для организации системы внеурочной работы с учащимися. Внеурочная работа не только способствует углублению знаний, развитию интереса учащихся к науке, но, что особенно важно носит ярко выраженный общественно полезный характер.
В 1918 г. в Москве была открыта первая в стране Биологическая станция юных натуралистов имени К.А.Тимирязева. Главное внимание в своей работе педагогический коллектив станции уделял тому, чтобы прививать детям любовь к научным наблюдениям за природой , воспитывать молодых естествоиспытателей. Содержательная, интересная работа положительно сказывалась на развитии инициативы, творчества учащихся, способствовала дисциплинированности, расширению культурного кругозора.
«Развитие личностных качеств учащихся начальной школы при ...
... работе, какие личностные качества приобретут младшие школьники во внеурочной деятельности по краеведению. Цель : раскрыть во внеурочной деятельности по краеведению личностные качества учащихся начальной школы. Объектом данного исследования является приобретённые личностные качества учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности. ...
В эти годы в педагогической теории и практике развиваются эффективные формы и методы связи школы с жизнью, расширяются воспитательные функции школы и общества.
В 20 — 30 -е годы в связи с усилившимся вниманием школы к проблеме качества знаний учащихся наибольшее распространение получают предметные кружки. Однако следует отметить, что нередко такие кружки дублировали классные занятия. Это приводило к тому, что их работа утрачивала самодеятельный, общественный и творческий характер. Постепенно совершенствовались содержание, организационные формы и методы внеурочной работы, определялись основные ее принципы и педагогические требования.
Основа учебной и воспитательной работы с учащимися в школе — урок. На уроке обучение, воспитание и развитие проводятся по определенной системе, под руководством учителя, но целостность классной и внеурочной работы обеспечивается единством цели и задач. При этом внеурочная работа представляется не как самостоятельная часть целого, а как подчиненная по своему содержанию классной работе. Объединяет классную и внеурочную работу, превращая при этом внеурочную работу в необходимый компонент классной работы, также и то, что содержание внеурочной работы вытекает из содержания обучения, соответствует ему, дополняет и углубляет его, хотя может и значительно отличаться от него.
Основной задачей внеурочной работы является развитие интересов учащихся в направлении, соответствующем содержанию обучения и возникающем в процессе классной работы.
По способу включения во внеурочные занятия и по характеру контроля над ними выделяются обязательные внепрограммные учебные занятия (самоподготовка или домашние задания, консультации, участие в экскурсиях, посещение факультативов).
Выделение главных направлений внеурочной работы помогает формировать положительные социальные потребности школьников, расширяет границы их общественной деятельности, обогащает сферу общения детей и родителей. Учителя получают возможность изучать духовный мир своих воспитанников, а следовательно, целенаправленно вести воспитательную работу. Внеурочная работа способствует углублению и расширению научно — образовательных знаний учащихся, а также исследовательской работы. Проводимая во внеурочное время работа положительно сказывается на социальном становлении личности, на формировании у учащихся интереса к науке, любви к природе и других характерных черт активного человека. Главными задачами внеурочной работы являются: углубление общенаучных и специальных знаний и развитие кругозора учащихся, выявление разнообразных творческих способностей и содействие их всестороннему развитию, воспитание у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, выработка навыков самообразования, воспитание трудолюбия, подготовка к практической деятельности, сознательному выбору профессии. В такой системе внеурочная работа может стать важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Важное значение имеет связь внеурочной работы с практикой. Без участия в практической жизни невозможно всестороннее развитие личности. Во внеурочной работе важно соблюдать принцип целостности и всесторонности этой работы.
Дельфины — удивительные млекопитающие. Исследовательская работа ...
... этих замечательных и прекрасных животных и раскрыть эти тайны в данной работе. Общее описание Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не ... к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. ...
Р. А. Пе ᶧ тросова, отме ᶧ чае ᶧ т, что к вне ᶧ урочным относят те ᶧ формы организации уче ᶧ бной де ᶧ яте ᶧ льности школьников, которые ᶧ выне ᶧ се ᶧ ны за рамки школьного расписания, но не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нно связаны с це ᶧ лями урока и соде ᶧ ржание ᶧ м уче ᶧ бного мате ᶧ риала. Связь с уроком обе ᶧ спе ᶧ чивае ᶧ тся и те ᶧ м, что задания, выполняе ᶧ мые ᶧ вне ᶧ урока, опре ᶧ де ᶧ ляются учите ᶧ ле ᶧ м. Эти задания можно выполнять под руководством учите ᶧ ля, но чаще ᶧ – самостояте ᶧ льно, а ре ᶧ зультаты сле ᶧ дуе ᶧ т обязате ᶧ льно, в той или иной форме ᶧ , прове ᶧ рять на уроках.
Р.А.Пе ᶧ тросова выде ᶧ ляе ᶧ т главную задачу начального обуче ᶧ ния: организация познавате ᶧ льной де ᶧ яте ᶧ льности во вне ᶧ урочное ᶧ и вне ᶧ уче ᶧ бное ᶧ вре ᶧ мя.
В этой работе
-
прове ᶧ де ᶧ ние ᶧ факультативных курсов, соде ᶧ ржание ᶧ м которых являе ᶧ тся ознакомле ᶧ ние ᶧ с окружающим миром;
-
экскурсионная работа по крае ᶧ ве ᶧ де ᶧ нию;
-
организация кружков, углубляющих инте ᶧ ре ᶧ с де ᶧ те ᶧ й к объе ᶧ ктам окружающе ᶧ го мира;
39 стр., 19347 словПо химии «Внеклассная работа по химии: использование основного ...
... внеклассной работы по химии с учащимися. 5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии. 1.1. Понятие «внеклассная работа» ... урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. В литературе встречается множество формулировок целей и задач внеклассной работы по ...
-
прове ᶧ де ᶧ ние ᶧ ве ᶧ че ᶧ ров досуга, встре ᶧ ч, конкурсов и т.п.
Це ᶧ ле ᶧ сообразно, чтобы те ᶧ матика вне ᶧ урочных занятий касалась разных сторон окружающе ᶧ го мира: природы, истории обще ᶧ ства, истории края, взаимоотноше ᶧ ний люде ᶧ й, искусства и др.
Р. А. Пе ᶧ тросова опре ᶧ де ᶧ ляе ᶧ т основную и самую главную це ᶧ ль вне ᶧ урочных занятий с младшими школьниками. Итак, вне ᶧ урочные ᶧ занятия не ᶧ обходимо проводить для расшире ᶧ ния кругозора де ᶧ те ᶧ й, развития их инте ᶧ ре ᶧ са к конкре ᶧ тной области знаний и боле ᶧ е ᶧ глубоким наблюде ᶧ ниям над каким-либо объе ᶧ ктом окружающе ᶧ го мира.
Це ᶧ ль и задачи вне ᶧ урочной воспитате ᶧ льной работы придают спе ᶧ цифиче ᶧ ский характе ᶧ р функциям це ᶧ лостного пе ᶧ дагогиче ᶧ ского проце ᶧ сса -обучающе ᶧ й, воспитывающе ᶧ й и развивающе ᶧ й.
Обучающая функция вне
Р.А.Пе ᶧ тросова отме ᶧ чае ᶧ т: огромное ᶧ значе ᶧ ние ᶧ во вне ᶧ урочной работе ᶧ име ᶧ е ᶧ т развивающая функция. Она заключае ᶧ тся в развитии психиче ᶧ ских проце ᶧ ссов школьника, в развитии индивидуальных способносте ᶧ й школьников че ᶧ ре ᶧ з включе ᶧ ние ᶧ их в соотве ᶧ тствующую де ᶧ яте ᶧ льность.
«Работа с одаренными детьми в современной начальной школе»
... тема исследовательской работы сформулирована таким образом: «Работа с одаренными детьми в современной начальной школе» Объектом исследования педагогические и методические аспекты работы с одаренными детьми. Предметом Целью исследования является изучение особенности педагогической деятельности с одаренными детьми. Гипотеза данной курсовой работы сформулирована таким ...
Развивающая функция вне ᶧ урочной работы заключае ᶧ тся в выявле ᶧ нии скрытых способносте ᶧ й, инте ᶧ ре ᶧ сов ре ᶧ бе ᶧ нка.
Р.А.Пе ᶧ тросова считае ᶧ т, что вне ᶧ урочная воспитате ᶧ льная работа пре ᶧ дставляе ᶧ т собой совокупность различных видов де ᶧ яте ᶧ льности и обладае ᶧ т широкими возможностями воспитате ᶧ льного возде ᶧ йствия на ре ᶧ бе ᶧ нка.
Во-пе ᶧ рвых, разнообразная вне ᶧ уче ᶧ бная де ᶧ яте ᶧ льность способствуе ᶧ т боле ᶧ е ᶧ разносторонне ᶧ му раскрытию индивидуальных способносте ᶧ й ре ᶧ бе ᶧ нка, которые ᶧ не ᶧ все ᶧ гда удае ᶧ тся рассмотре ᶧ ть на уроке ᶧ .
Во-вторых, включе ᶧ ние ᶧ в различные ᶧ виды вне ᶧ урочной работы обогащае ᶧ т личный опыт ре ᶧ бе ᶧ нка.
В-тре ᶧ тьих, разнообразная вне ᶧ урочная воспитате ᶧ льная работа способствуе ᶧ т развитию у де ᶧ те ᶧ й инте ᶧ ре ᶧ са к различным видам де ᶧ яте ᶧ льности, же ᶧ лания активно участвовать в продуктивной, одобряе ᶧ мой обще ᶧ ством де ᶧ яте ᶧ льности.
В-че ᶧ тве ᶧ ртых, в различных формах вне ᶧ урочной работы де ᶧ ти не ᶧ только проявляют свои индивидуальные ᶧ особе ᶧ нности, но и учатся жить в колле ᶧ ктиве ᶧ , т.е ᶧ . сотрудничать друг с другом.
Р.А.Пе ᶧ тросова добавляе ᶧ т сле ᶧ дующе ᶧ е ᶧ : различные ᶧ формы вне ᶧ урочной воспитате ᶧ льной работы будут боле ᶧ е ᶧ эффе ᶧ ктивны в воспитате ᶧ льном возде ᶧ йствии на де ᶧ те ᶧ й, е ᶧ сли в их организации и прове ᶧ де ᶧ нии примут не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нное ᶧ участие ᶧ родите ᶧ ли.
Система образования Голландии
... ребенок может находиться с трех лет. Тем не менее, эта форма организации дошкольного образования в Голландии не пользуется особым успехом среди населения. Менталитет голландца нацелен на приоритет домашнего ... считается группой риска, для учащихся этой группы разрабатываются методики учебной коррекции [1, с. 12]. В королевстве Нидерланды нет специальной программы по работе с одаренными детьми. Многие ...
Изве ᶧ стно, что се ᶧ мья играе ᶧ т суще ᶧ стве ᶧ нную роль в ознакомле ᶧ нии ре ᶧ бе ᶧ нка с природой и социальной сре ᶧ дой, е ᶧ е ᶧ участие ᶧ в этом, бе ᶧ зусловно, приносит положите ᶧ льный эффе ᶧ кт. Учите ᶧ ль може ᶧ т руководить этим проце ᶧ ссом как опосре ᶧ дованно, так и не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нно.
Опосре ᶧ дованное ᶧ руководство проявляе ᶧ тся в обсужде ᶧ нии на родите ᶧ льских собраниях, консультациях, в индивидуальных бе ᶧ се ᶧ дах различных вопросов, связанных с расшире ᶧ ние ᶧ м кругозора и культуры младше ᶧ го школьника.
Обязате ᶧ льным эле ᶧ ме ᶧ нтом таких собраний являе ᶧ тся обсужде ᶧ ние ᶧ опыта се ᶧ ме ᶧ йного воспитания. Родите ᶧ ли рассказывают о своих успе ᶧ хах и не ᶧ удачах в воспитании де ᶧ те ᶧ й, о се ᶧ ме ᶧ йных традициях, о совме ᶧ стном труде ᶧ и отдыхе ᶧ .
Она выде ᶧ ляе ᶧ т, что не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нное ᶧ участие ᶧ се ᶧ мьи в проце ᶧ ссе ᶧ ознакомле ᶧ ния младших школьников с окружающим миром може ᶧ т проявляться в сле ᶧ дующе ᶧ м:
Социальная работа и образование
Цель данной курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия социальной работы в и образования. Задачи курсовой работы: изучение теоретической основы социальной работы и образования; отследить взаимосвязь этих сфер деятельности; проанализировать ситуацию, сложившеюся в системе образования в РФ в отношении социальной работы; выявить основные ...
Учите ᶧ ль пре ᶧ длагае ᶧ т школьникам домашние ᶧ задания, которые ᶧ они могут выполнить только при участии родите ᶧ ле ᶧ й. Родите ᶧ ли присутствуют на уроках и вне ᶧ классных ме ᶧ роприятиях. Наприме ᶧ р, они рассказывают о свое ᶧ й профе ᶧ ссии; принимают участие ᶧ в викторинах, конкурсах, соре ᶧ внованиях; участвуют в прове ᶧ де ᶧ нии ве ᶧ че ᶧ ров досуга и праздников.
Внеурочная деятельность достигает своей цели тогда, когда она проводится регулярно и систематически, последовательно и непрерывно. Поэтому необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности. Актуальное значение приобретает принцип эффективности и оптимальности. Повышению деятельности школьников во внеурочной работе способствуют ее посильность и доступность для учащихся. Известно, что непосильная работа переутомляет учащихся, подрывает у них веру в свои силы, дезорганизует их. Посильную деятельность, безусловно, нельзя приравнивать, к очень легкой, не требующей физического и умственного напряжения. Всякая деятельность, предполагает прежде всего преодоление определенных трудностей, препятствий.
Вне ᶧ урочные ᶧ работы обязате ᶧ льны для учащихся и выполняются по заданиям учите ᶧ ля. Эти работы выполняются, как правило, отдельными учащимися, по очереди, или группами учащихся в живом уголке ᶧ в те ᶧ че ᶧ ние ᶧ уче ᶧ бного года, и на школьном участке ᶧ ве ᶧ сной, ле ᶧ том и осе ᶧ нью. За эти работы учитель ставит отметку. Опыты, поставленные учащимися в живом уголке, демонстрируются на уроках, результаты поставленных на участке опытов используются в течение всего учебного года. Осенью на участке проводятся уроки, и опыты учащихся служат учебным материалом.
Характе ᶧ рная че ᶧ рта вне ᶧ урочных работ — не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нная связь с основной формой уче ᶧ бной работы — уроком.
Также используются внеурочные и домашние работы учащихся предварительного характера. Они выполняются по заданиям учите ᶧ ля, иногда задолго до изуче ᶧ ния данного вопроса с те ᶧ м, чтобы ре ᶧ зультаты наблюде ᶧ ний и опытов использовать на соотве ᶧ тствующе ᶧ м уроке ᶧ .
Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...
... ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ... ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать ...
Чаще всего имеют место внеурочные и домашние работы учащихся, повторяющие и закрепляющие знания, полученные ими на уроке.
Живые уголки и школьные участки являются необходимой учебной базой. Это определенный сдвиг в методике преподавания окружающего мира.
Вне ᶧ урочная работа как форма организации уче ᶧ бной де ᶧ яте ᶧ льности учащихся обусловле ᶧ на не ᶧ обходимостью ре ᶧ ше ᶧ ния обязате ᶧ льных уче ᶧ бных задач, заложе ᶧ нных в государстве ᶧ нной программе ᶧ . Она, как и урок, являе ᶧ тся обязате ᶧ льной. Однако в отличие ᶧ от урока она не ᶧ ограниче ᶧ на строгими вре ᶧ ме ᶧ нными рамками по каждому уче ᶧ бному пре ᶧ дме ᶧ ту, продолжите ᶧ льность е ᶧ е ᶧ выполне ᶧ ния во многом опре ᶧ де ᶧ ляе ᶧ тся индивидуальными особе ᶧ нностями ре ᶧ бе ᶧ нка. Вме ᶧ сте ᶧ с те ᶧ м она не ᶧ може ᶧ т быть растянута до бе ᶧ сконе ᶧ чности и обычно опре ᶧ де ᶧ ляе ᶧ тся суммарно на все ᶧ занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, вне ᶧ урочная работа в отличие ᶧ от урока ме ᶧ не ᶧ е ᶧ ре ᶧ гламе ᶧ нтирована и боле ᶧ е ᶧ индивидуальна.
Вне ᶧ урочная работа форма организации учащихся для выполне ᶧ ния после ᶧ уроков обязате ᶧ льных, связанных с изуче ᶧ ние ᶧ м курса практиче ᶧ ских работ по индивидуальным и групповым заданиям учите ᶧ ля.
Вне ᶧ урочные ᶧ работы по природове ᶧ де ᶧ нию выполняются не ᶧ посре ᶧ дстве ᶧ нно в природе ᶧ , на уче ᶧ бно-опытном участке ᶧ , в уголке ᶧ живой природы, на ге ᶧ ографиче ᶧ ской площадке ᶧ , в крае ᶧ ве ᶧ дче ᶧ ском уголке ᶧ .
Не ᶧ обходимость организации вне ᶧ урочных работ вызвана те ᶧ м, что многие ᶧ наблюде ᶧ ния за природой и е ᶧ е ᶧ объе ᶧ ктами, постановка с ними опытов, не ᶧ обходимых для усвое ᶧ ния программных понятий, не ᶧ укладываются в рамки уче ᶧ бного расписания. Учащие ᶧ ся работают по заданиям, которые ᶧ получают на уроках. Эта работа учите ᶧ ле ᶧ м контролируе ᶧ тся и прове ᶧ ряе ᶧ тся, а ре ᶧ зультаты е ᶧ е ᶧ используются на уроках.
Вне ᶧ урочная работа име ᶧ е ᶧ т большое ᶧ значе ᶧ ние ᶧ в уче ᶧ бном проце ᶧ ссе ᶧ . Она способствуе ᶧ т расшире ᶧ нию знаний, получе ᶧ нных на уроках, их конкре ᶧ тизации, формируе ᶧ т уме ᶧ ния и навыки практиче ᶧ ского- характе ᶧ ра, вызывае ᶧ т инте ᶧ ре ᶧ с к изучае ᶧ мому мате ᶧ риалу, развивае ᶧ т самостояте ᶧ льное ᶧ мышле ᶧ ние ᶧ младших школьников, вооружае ᶧ т их прие ᶧ мами самообразования.
Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является, Направления, виды и формы внеурочной деятельности, Таблица 1
Виды вне ᶧ урочной де ᶧ яте ᶧ льности и их характе ᶧ ристика
деятельность
Проблемно –
ценностное общение
Кружок
Студия
Секция
Клуб
Духовно – нравственное
Досугово –
развлекательная
деятельность (досуговое
общение)
Художественное
творчество
Факультатив
Научное общество
Конференция
Слет
Общеинтеллектуальное
Социальное творчество
(социально
преобразующая
добровольческая
деятельность)
Игра
Соревнование
Турнир
Встреча
Общекультурное
Трудовая
(производственная)
деятельность
Спортивно-
оздоровительная
деятельность
Концерт
Спектакль
Практика
Экскурсия
Культпоход
Туристический
поход
Социальное
Туристско-
краеведческая
деятельность
другие виды
Субботник
Десант
другие формы
игры и др.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. с 1 сентября 2010 года в общеобразовательных учреждениях страны введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80% объема общего образования, а часть, формируемая участниками образовательного процесса — 20% объема основной образовательной программы начального общего образования.
Новый стандарт претерпел значительные изменения в сторону разгрузки, которая произошла за счет отказа от чрезмерной детализации в обществоведческом содержании. Важным способом разгрузки содержания стало включение материала, который подлежит изучению, но не включен в состав требований к уровню подготовки детей, оканчивающих начальную школу.
Для стандарта по предмету «Окружающий мир» характерна следующая особенность – усиление практической направленности образования: в Стандарт включен только актуальный для младших школьников познавательный и практический материал и перечислены требования, которые предполагают, что полученные знания и умения будут использованы в учебной деятельности и в повседневной жизни. «Освоение содержания образования по предмету «Окружающий мир» невозможно без выполнения различных видов практической деятельности: наблюдения, эксперимента, моделирования. Эти практические виды деятельности требуют от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждают к созданию в образовательной среде уголков живой природы, уголков документальных обществоведческих материалов и т.п.» [38, с. 124].
В ФГОС НОО включены новые подходы к отбору содержания предмета «Окружающий мир». Эти подходы учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе младшего школьника. Например, учителя должны обратить внимание на глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире. На современном этапе развития начальной школы интеграция является ее необходимой характеристикой.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие восприятия, которое способствует формированию умения наблюдать;
-
развитие воображения, которое необходимо для решения творческих задач;
-
развитие мышления, которое способствует развитию умения анализировать, обобщать и др.;
-
развитие речи, которая необходима для формирования умения характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
-
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической культуры;
-
формирование потребностей участвовать в поисковой, созидательной деятельности в природе, социуме, охранять природу.
Предмет «Окружающий мир», являясь частью системы начального образования, обязан решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Сущность современного образования определяется не накоплением определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира.
Таким образом, педагог должен создавать условия для знакомства с разными методами познания окружающего мира. Для этого необходимо спланировать систему наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организовать экспериментирование и опытную работу. На уроке могут присутствовать следующие виды работ: моделирование, составление схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Выбирая методы и приемы, учителю необходимо предусмотреть развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работу по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является ФГОС НОО: «Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Внеурочная деятельность может быть реализована через экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Вывод по 1 главе:
Внеурочная работа представляется не как самостоятельная часть целого, а как подчиненная по своему содержанию классной работе. Объединяет классную и внеурочную работу, превращая при этом внеурочную работу в необходимый компонент классной работы, также и то, что содержание внеурочной работы вытекает из содержания обучения, соответствует ему, дополняет и углубляет его, хотя может и значительно отличаться от него. Основной задачей внеурочной работы является развитие интересов учащихся в направлении, соответствующем содержанию обучения и возникающем в процессе классной работы.
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка.
В первой главе нашей курсовой работы нами были рассмотрены основные понятия внеурочной деятельности школьников, представлены основные виды внеурочной деятельностипо по ФГОС НОО Российской Федерации.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний , а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Цель изучения курса в начальной школе:
-
осмысление личного опыта общения ребёнка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально- ценностного отношения к нему, формирование общей культуры и эрудиции школьников;
-
формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях её жизни, развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры, формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе;
-
воспитание начал высших нравственных чувств (отношение к Родине, её культуре и истории), толерантности и др., воспитание культуры поведения и взаимоотношений, развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
Среди организационных форм обучения «Окружающему миру» особое место занимает внеурочная работа. Она объединяет учащихся, которые интересуется предметом. Такие дети хотят больше знать о природе. Они любят участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением.
Внеурочная работа по предмету «Окружающий мир» – форма организации деятельности учащихся вне урока под руководством учителя.
Актуальность внеурочной работы по предмету «Окружающий мир» обусловливается:
-
тенденциями изменения условий формирования личности;
-
необходимостью создания системы воспитания, которая будет удовлетворять интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
-
спецификой младшего школьного возраста.
Внеурочная работа включает индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала. От урочной работы внеурочные мероприятия отличает свободная тематика. При организации внеурочных мероприятий учитываются интересы учащихся. Содержание внеурочных занятий дополняет и углубляет школьные знания учащихся. Внеурочная работа расширяет кругозор, формирует практические умения и навыки. Увлекательная форма внеурочной работы вызывает определенный эмоциональный настрой. Кроме того она является мощным рычагом мотивации учения.
Внеклассное изучение природы способствует поиску простых закономерностей её жизнедеятельности. Внеклассное изучение природы включает ряд мероприятий по охране природы. Можно выделить следующие мероприятий по охране природы: подкормка птиц, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка, озеленение участка, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений. Внеурочная работа по предмету окружающий мир разнообразна по содержанию, формам организации и методам проведения. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеурочной работы.
К принципам организации внеурочной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир» относятся: учет возрастных особенностей детей; преемственность с учебной деятельностью; опора на традиции и опыт организации аналогичной деятельности, на ценности воспитательной системы школы; свобода выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Задачи внеурочной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир»:
-
Формирование умений по различным видам деятельности. Становление процесса адаптации к окружающей природной и социальной среде.
-
Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Формирование этических и нравственных норм, эстетических чувств.
-
Закрепление на практике знаний, умений и способов деятельности. Совершенствование самообразования, контроля и самооценки [42, с. 49].
-
Духовно-нравственное воспитание.
Внеурочная деятельность имеет воспитательный эффект. Происходит влияние духовно-нравственного приобретения на развитие личности ребёнка.
К формам организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» относятся: кружки, викторины, познавательные игры, исследовательские проекты, тематический диспут, культпоходы в театр, музей, выставку, посещение музея, экскурсионные поездки, школьные выставки, социальные проекты.
Кружковая работа при изучении предмета «Окружающий мир» дает возможность воспитать ответственность за порученное дело. Кружковая работа способствует проявлению инициативы, принципиальной требовательности. Кружки развивают чувства взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают. Им приходится преодолевать трудности для достижения цели.
Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Кружковая воспитательная работа имеет много преимуществ. Например, программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ. Продолжительность занятий кружка не ограничивается по времени. Кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности. Кружковая работа способствует использованию традиционных и инновационных форм и методов работы.
Один из важнейших принципов организации кружковой работы – краеведческий. Реализация этого принципа позволяет понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного края. В кружке создаются условия, которые позволяют школьникам применять творчески полученные знания, оказывать непосредственную помощь природе.
Таким образом, в содержании программы кружка прослеживаются содержательные линии:
-
человек – природное существо и член общества;
-
многообразие природного и социокультурного окружения человека;
-
экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
-
труд и поведение человека в окружающей среде.
Реализация идеи экологического образования осуществляется во внеурочной работе. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются экологические задачи. Дети могут научиться вести экологические наблюдения в природе. Экскурсии позволяют глубже узнать свой край. В ходе экскурсий отрабатываются правила личного природоохранного поведения. Дети могут применить теоретические знания на практике. Практические задания могут показать пути и возможности практического применения полученных знаний. При этом работа охватывает всех учащихся.
В ходе внеурочной и внеклассной работы можно углубить знания по предмету «Окружающий мир». Дети могут дополнительно потренироваться в творческом применении полученных знаний. Система внеурочной работы объединяет школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. Кроме того могут быть использованы другие формы работы: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады.
Массовые внеурочные мероприятий по предмету «Окружающий мир» могут проходить в форме натуралистической кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение массовых внеурочных мероприятий требует длительной подготовки. Школьникам необходимо провести большую работу, чтобы подготовить такое мероприятие: наблюдения в природе, постановка опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника. На празднике должны быть подведены итоги работы школьников.
Факультативный курс — самая распространенная и эффективная форма обучения. В основе организации курса лежит принцип добровольности. «Факультативные курсы – это форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся. Факультативные курсы являются средством развития познавательных интересов школьников, способностей, профессиональной ориентации учащихся».
М.А. Прокофьев предлагает следующую классификацию факультативных курсов.
-
Курсы, углубляющие основной материал школы.
-
Внепрограммные факультативные курсы.
-
Курсы по применению знаний на практике.
-
Межпредметные факультативные курсы.
-
Кружки, секции, творческие объединения в домах пионеров.
По всем факультативным курсам утверждены программы, для учащихся изданы учебные пособия, а для учителей разработаны методические рекомендации.
В начальной школе в настоящее время действуют два факультативных естественнонаучных курса, автором которых является А.А. Плешаков. В третьем классе рекомендуется использовать программу курса «Экология для младших школьников», в четвертом классе – программу факультативного курса «Планета загадок». К этим программам изданы методические рекомендации. Статьи для чтения помещены в специальные разделы учебников и в хрестоматию «Великан на поляне».
Факультативные курсы А.А. Плешакова рассчитаны на 34 занятия, то есть 1 час в неделю и изучаются параллельно с основным предметом естественно-научного цикла. В программе предусмотрены академические занятия, экскурсии и весенний полевой практикум.
Факультативные занятия по авторским программам проводятся за счет часов, отведенных на школьный компонент. Перечень факультативных курсов в школе на каждый год утверждается педагогическим советом и объявляется учащимся. При подготовке к факультативным занятиям учитель должен учитывать следующие условия: связь с учебным материалом; доступность заданий; последовательность; включение в общественно-полезную и природоохранительную деятельность и краеведческая направленность.
Факультативы по краеведению позволяют реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Они обеспечивают надежные основы экологической ответственности за окружающую природу. Экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувства патриотизма.
Выделяют следующие виды деятельности краеведческого факультатива: походы, экскурсии в природу, на промышленные заводы, на выставки и музеи; фенологические наблюдения; опытническая работа в уголке живой природы; проведение природоведческих праздников; просмотр видеофильмов на экологическую тематику, чтение краеведческой литературы и многое другое.
Таким образом, факультативные занятия краеведческой направленности занимают важное место в системе экологического воспитания младших школьников.
На основе анализа педагогической литературы нами были выведены и учтены при проведении исследования следующие условия успешного проведения внеурочной работы:
-
Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно использования внеурочной работы по предмету «Окружающий мир».
-
Обеспечение преемственности внеурочной работы учебной программе по предмету «Окружающий мир».
-
Необходимость предусмотреть средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к внеурочной работе.
-
Необходимо подобрать разные методы, приемы и формы внеурочной работы.
-
Необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение. Детям даются сложные задания, при этом форма их проведения, а также эмоциональность, легкость, непринужденность усиливают интерес детей.
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации внеурочной работы по предмету «Окружающий мир».
-
Включение школьников в исследовательскую и практическую деятельность при организации внеурочной работы по предмету «Окружающий мир».
-
Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, сопереживания.
Таким образом, внеурочная работа в начальной школе по предмету «Окружающий мир», в частности работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение знаний приобретенных на уроке. Внеклассная работа по предмету открывает большие возможности для экологического образования и воспитания младших школьников.
Программа внеурочной деятельности «Чудеса природы», представленная нами в данной курсовой работе, предназначена для учащихся 1 класса УМК
предмета «Окружающий мир» предметной линии «Перспектива» (авторы
А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая)
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
В задачи курса входит:
-
расшире ᶧ ние ᶧ кругозора, наблюдате ᶧ льности, мышле ᶧ ния, развитие ᶧ творче ᶧ ских способносте ᶧ й, коммуникативных компе ᶧ те ᶧ нций;
-
воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
-
-
воспитание активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
-
развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
-
-
Содержание программы в Приложении 1.
В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно — деятельностный подход в обучении и воспитании .
Примерное тематическое планирование
«Чудеса природы»
Наблюдения:
характеристика основных признаков различных растений. Описание растений. Замечать разнообразие цвета и формы в природе
Классификация, Моделирование
Коммуникативная деятельность:
Игра
Обсуждать
3-4
Травянистые растения
2
5-6
Загадки хвойных растений
2
7
Живые витамины
1
8
Цветник на окне
1
9-10
Творческий проект «Давайте познакомимся»
2
Раздел 2. Загадочная вода (8ч)
11
Вода – чудо природы
1
Наблюдать, Проводить, Проводить, Обсуждать
Учиться доносить информацию в выступлениях
Коммуникативная деятельность:
работа в группах, парах
12
Сколько воды на Земле.
1
13
Как падает дождевая капля?
1
14
Что такое снег.
1
15
Туман и изморозь
1
16
Роса и град.
1
17-18
Выполнение творческого проекта.
Изготовление книжки-малышки «Загадки воды»
2
Раздел 3 . Секреты животного мира (10ч)
19
Птицы нашего села.
1
Наблюдать
Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство
Различать звуки природы
Проводить, Обсуждать
Учиться доносить информацию в выступлениях
Коммуникативная деятельность:
работа в группах, парах
20-22
Птицы зимой
2
23
Зачем птицам клюв
1
24
Рыбы – дети воды
1
25
Аквариум и его обитатели
1
26
Звери — млекопитающие
1
27
Жизнь насекомых
2
Раздел 4. Тайны неба (5 ч)
29
Загадочные планеты.
1
Обмениваться
Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе с помощью учителя и членов семьи.
Обсуждать
Коммуникативная деятельность:
работа в группах, парах
30
Почему Солнце светит и греет.
1
31
Секреты Луны.
1
32
Почему луна выглядит по – разному?
1
33
Творческий проект «Будем беречь нашу планету»
1
Предполагаемые результаты реализации программы:, Личностные результаты, Создание условий для формирования следующих умений:
-
проявлять интерес к окружающей природе;
-
самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в результате наблюдений;
-
осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные последствия деятельности человека;
Метапредметные результаты, Коммуникативные УУД
-
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему.
Регулятивные УУД
-
с помощью учите ᶧ ля опре ᶧ де ᶧ лять и формулировать це ᶧ ль де ᶧ яте ᶧ льности;
-
учиться проговаривать последовательность своих действий;
-
учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями;
-
учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД
-
наблюдать объекты природы и связи человека с природой;
-
сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;
-
с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий;
-
делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.
Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.
Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.
Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно — деятельностный подход в обучении и воспитании.
Вывод по 2 главе: вне
Во второй главе данной курсовой работы нами были раскрыты особенности организации внеурочной деятельности на уроках «Окружающий мир», дана характиристика предмета «Окружающий мир», а так же разработана программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Вне ᶧ урочная работа — это де ᶧ яте ᶧ льность, организуе ᶧ мая в свободное ᶧ от уроков вре ᶧ мя для ре ᶧ ализации инте ᶧ ре ᶧ сов и потре ᶧ бносте ᶧ й учащихся одного класса, для организации соде ᶧ ржате ᶧ льного культурного досуга. Вне ᶧ урочная работа ре ᶧ шае ᶧ т, пре ᶧ жде ᶧ все ᶧ го, задачи воспитате ᶧ льного и просве ᶧ тите ᶧ льского характе ᶧ ра и организуе ᶧ тся классными руководите ᶧ лями, вожатыми, воспитате ᶧ лями при активном участии самих школьников. Выде ᶧ ляют сле ᶧ дующие ᶧ направле ᶧ ния вне ᶧ урочной де ᶧ яте ᶧ льности: спортивно — оздоровите ᶧ льная, художе ᶧ стве ᶧ нно-эсте ᶧ тиче ᶧ ское ᶧ направле ᶧ ние ᶧ , научно-познавате ᶧ льное ᶧ направле ᶧ ние ᶧ , социальное ᶧ направле ᶧ ние ᶧ , вое ᶧ нно-патриотиче ᶧ ское ᶧ .
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, продолжительность ее выполнения во многом определяется теми задачами, которые ставит учитель/ Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
-
Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19-21.
-
Балясной. Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время.- М.: Просвещение, 20 13 .-78 с.
-
Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10-16.
-
Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 227-233.
-
Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 90-93.
-
Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. — Смоленск: Педагогика-Пресс, 2016.-125 с.
-
Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. — 2012. — № 9. — С. 88-90.
-
Войтик И. В. Урок по теме «Урожай в лесу» // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 8. — С. 57-60.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 201 2 .-128 с.
-
Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах — М.: Национальный проект «Образование», 2015. -89 с
-
Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея : принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10-14.
-
Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. — 2014. — № 3. — С. 222-229.
-
Жигулина Е. А. Математика во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. — 2010. — N 3. — С. 20-22.
-
Калмыкова И. Модель спортивной досуговой деятельности школьников // Народное образование. — 2009. — N 9. — С. 173-176.
-
Косенкова Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола // Воспитание и дополнительное образование. — 2012. — № 4. — С. 52-55.
-
Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности : опыт инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 2. — С. 25-30.
-
Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две большие разницы // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 59-62.
-
Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. — 2013. — № 3. — С. 115-120.
-
Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 7. — С. 23-26.
-
Михайлова Л. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение «Турист-историк, геоэколог» // Народное образование. – 2003. — N 3. — С. 214-217.
-
Мухомедеева Е. Ф. Программа внеурочной деятельности : оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. — 2014. — № 1. — С. 8-15.
-
Науменко Ю. В. Образовательная программа для младших школьников «Мое здоровье» // Народное образование. — 2013. — № 8. — С. 193-200.
-
Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. — N 7. — С. 151-157.
-
Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).
-
Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 219-226.
-
Пясталова И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 6. — С. 14-16.
-
Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 8. — С. 19-21.
-
Шатохина Г. Н. Праздник Медовый Спас // Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 7. — С. 49-51.
Содержание программы, Чудеса природы
1.Удивительный мир растений. (10 ч)
Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.
Речевые умения, Рефлексивные действия, Коммуникативные умения
2.Секреты животного мира (10 ч)
Птицы нашего города. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологиче ᶧ ские ᶧ связи в природе ᶧ : зависимость особе ᶧ нносте ᶧ й животного от условий обитания.
Речевые умения, Креативные умения, Интеллектуальные умения, Познавательные умения
3.Загадочная вода (8 ч)
Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».
Речевые умения, Интеллектуальные действия, Познавательные действия
4.Тайны неба (5 ч )
Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.