Влияние среды на развитие личности ребенка

Содержание скрыть

В настоящее время внимание психологов, физиологов, морфо­логов, генетиков и т. д. привлечено к дошкольному возрасту, по­скольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы при благоприятных условиях жизни и воспитания интенсив­но развиваются различного рода практические, умственные и ху­дожественные способности, начинают формироваться первые нрав­ственные представления, чувства и привычки, вырабатываются черты характера. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали на то, что в дошкольном возрасте закладываются основы буду­щей личности, и от того, как в этом возрасте осуществляется вос­питание ребенка, во многом зависит его будущее.

Одной из основных проблем детской психологии является про­блема движущих сил и причин развития ребенка. В противопо­ложность широко распространенным в США и Западной Европе биологическим концепциям в советской психологии Л. С. Выгот­ским, Н. А. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном было выдвинуто положение о решающей роли в психическом развитии ребенка ус­ловий жизни и воспитания, при которых происходит овладение детьми общественным опытом, приводящее не только к накопле­нию известной совокупности знаний и умений, но и к формирова­нию специфически человеческих душевных качеств и способнос­тей. [11; 300]

В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему.

Объект данного исследования: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, как фактор, влияющий на формирование личности дошкольника.

Предметом

Цель : Изучить влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.

Гипотеза : Среда оказывает большое влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

14 стр., 6776 слов

Проблема взаимоотношения отцов и детей подросткового возраста

... зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей. Цель исследования: «Изучить с какими проблемами сталкиваются во взаимоотношении отцы и дети». Помимо образовательного ...

На основании поставленной задачи и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи :

1. Определить понятие «личности».

2. Изучить развитие личности ребенка

3. Проанализировать роль среды в развитии личности дошкольника.

4. Провести исследование влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.

методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого — педагогической научно — теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с воспитателем группы

3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

4. Использование рисуночного теста «Несуществующее животное»

5. Социометрическое исследование группы детей

Работа структурно представлена двумя главами и заключением. Список литературы, составляющий библиографию, отражает основные работы, посвященные общим и специальным вопросам избранной темы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния средовых факторов на развитие личности ребенка.

1.1. Понятие личности.

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож­но назвать личностью — один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос­новополагающих. «Личность», — писал С.Л. Рубинштейн, — «образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы состав­ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». [9; 618] «С другой стороны», — под­черкивал он, — «и все психические процессы… протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее». [9; 617]

«че­ловек»

«индивид»

«индивидуальность»

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе­дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность чело­века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития.

«индивидами рождаются,

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью… Личность, достигшая полного раз­вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи­мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха­рактеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ­ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха­рактерной активная, а не «реактивная» форма поведения». [1; 421]

10 стр., 4847 слов

Связь памяти с личностью человека

... 1. Общее представление о памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с ...

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно . Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру­гие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность — «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтраль­ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка­честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри­мер, доброта — качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают­ся, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо­собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент — Экзюпери, можно сказать, что лич­ность — «человек как узел связей». Связи личности мо­гут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром лю­дей вообще.

активность

1.2. Развитие личности ребенка.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Разви­тие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвое­ния человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В соответствии со своей социально — психологической феноменоло­гией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как соци­альная единица и как уникальная личность. Психология должна ис­следовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, эко­номике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуаль­ную систему личностных смыслов.

3 стр., 1191 слов

Психологический портрет. Мотивация и личность. Содержание человеческой ...

... психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: ... деятельности ... развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка. Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические ...

Человек как личность формируется через свои отношения с други­ми людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подоб­ного, именно потому, что другой, как и он, является носителем обще­ственных отношений. Личность, следовательно, познается через от­ношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они» и т.д.

Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции. [5; 54]

Индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Одно не может быть оторвано от другого: нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека, т.е. личность, лишенного психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, т.е. не был бы личностью. Однако из этого, разумеется, не следует, что личность субъекта и психика субъекта — тождественные понятия. Их единство не предполагает тождества.

Психология традиционно рассматривает главным образом вопросы развития психики детей и подростков (формирование памяти, мышления, воображения, воли, чувств и т. д.), выявляет общие возрастные психологические закономерности, при этом обнаруживающиеся, и только отчасти затрагивает проблемы развития личности. Очевидное несовпадение понятий «психика» и «личность», как и понятий «психическое развитие» и «развитие личности», при всем их единстве, подсказывает необходимость выделения особого процесса развития личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений.

Процесс развития личности, таким образом, не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них.

Понятие личности постоянно употребляется, но при этом недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом, то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.

В настоящее время складываются определенные теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование, процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребенка.

Так предложена социально — психологическая концепция развития личности ребенка.

Чем же обусловлено развитие личности индивида в онтогенезе? Детерминантой развития, личности является деятельностно — опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... портрет безработного выглядит следующим образом: безработный представляется городским мужчиной в возрасте 36 лет. Доля экономически активного населения составляет 74,6 млн. человек (>52% населения). Долю безработных ...

В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Наилучшие возможности реализации указанной потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого — условие персонализации всех.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Существует возможность построения модели развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную среду. В этом случае развитие личности в ней подчинено психологическим закономерностям, с необходимостью воспроизводящимся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:

1. Адаптация.

2. Индивидуализация.

3. Интеграция.

Первая фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе». Субъективно — потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно — смысловой сферы других людей, имеющими значение именно для них, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. — с другой.

14 стр., 6551 слов

Особенности личности одаренных детей

... выводы о подтверждении (опровержении) выдвинутой гипотезы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1.1 Феномен одаренности Проблематика одаренности привлекает интерес и внимание исследователей ... определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других[23]. В основном выделяют 5-6 типов одаренности. В.С. ...

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз является временем становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.

Итак, источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире — в системе общественных отношений.

Личность развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность ребенка развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

Таким образом, развитие личности определяется процессом развития группы, в которой она интегрирована.

Особенности интеграции индивида в общностях разного уровня развития подчинена специфическим для данных групп закономерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может не привести к серьезным теоретическим ошибкам и неверно принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития.

3 стр., 1035 слов

Статья «Особенности личности одаренного ребенка»

... и т. п. 2 Особенности личности одаренных детей с дисгармонич, Неравномерность психического развития Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и Для таких детей достаточно типичным является значительное ... администраци ей и педагогами. Взаимоотношения Большое значение для понимания особенностей личности ода Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других ...

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при преобладании тактики «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах низкого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми доминирует конфронтация. В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Важность периода раннего детства для формирования личности, которое было отмечено многими психологами в действительности заключается в том, что ребенок с первого года своей сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности усваивает сложившийся в ней тип отношений, претворяя их в черты своей становящейся личности.

Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих явлений; вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т.д.

Воспитание и развитие ребенка начинается и продолжается в семье, а с 3-4 лет протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности. Переход на этот новый этап развития личности не определяется психологическими закономерностями (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности — адаптация ребенка в детском саду оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением малыша в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитателем, который, как правило, становится для него, наравне с родителями, наиболее референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д,), сплотить детей вокруг себя, прививая им гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах — и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитателей; интеграцию — гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечить ребенку успешный переход на новый этап — в школу и, следовательно, в третий период развития личности. [7; 370]

1.3. Роль среды в развитии личности дошкольника.

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда – это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей. [8; 114]

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда, Социальная

Домашняя среда – колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда

Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Итак. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую — к ближайшему.

Социальная среда, Социальная среда

Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители. [3; 8]

Социальная среда

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». [8; 114]

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно — гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно — ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста. [6; 185]

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника.. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально – практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно – деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно – деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. [10; 110,112]

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности – тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание – это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности – как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. [10; 98]

Глава 2. Исследование влияния средовых факторов на развитие личности ребенка .

2.1. Организация и методы исследования

В своей экспериментальной работе по изучению влияния социальных факторов на развитие личности ребенка использовались следующие методы:

1. беседа с воспитателем;

2. наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей;

3. рисуночный тест «Несуществующее животное»

4. Социометрическое исследование группы детей

В исследовании приняли участие 5 детей старшей группы, детского сада № 85 города Челябинска.

1. В процессе беседы с воспитателем мы ставили своей целью определить особенности психического состояния детей, характер взаимоотношений детей друг с другом, состояние семейного воспитания.

2. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей

Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «магазин», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.

3. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль).

Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально — мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением).

Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Инструкция:

Цель исследования: прояснение межличностных отношений, определение социальных статусов детей

Критерий: С кем бы ты хотел играть?

Разрешены отрицательные выборы.

2.2. Результаты исследования

1. В ходе беседы было установлено:

  • Вадим С. – единственный ребенок в семье, родители достаточно обеспеченные, у ребенка проявляется эгоцентризм, любит обращать на себя внимание. Очень активный, на занятиях не усидчивый.
  • Оля М.

– в семье есть старший брат. Мама по образованию педагог. Оля достаточно умная девочка, любит размышлять, в то же время нерешительна. Прислушивается к мнению окружающих.

  • Кирилл О. – наблюдается заниженная самооценка, неуверен в себе. Родители к Кирилла в разводе, у ребенка проявляется тревога, на занятиях не активен.

— Настя К.- В семье трое детей, Настя второй ребенок. Мама домохозяйка, уделяет много внимания детям. Настя посещает разнообразные секции: кружок эстетического развития, английский язык. Самооценка нормальная, иногда бывает нерешительна. Прислушивается к мнению окружающих. Творческая девочка, любит, когда на нее обращают внимание.

  • Юля А.- Единственный ребенок в семье. Родители постоянно на работе, воспитанием практически занимается бабушка. Отмечается завышенная самооценка. Любит, когда на нее обращают внимание. Вся воздушная, в голове масса мыслей, витает в воздухе.

2. Протокол сюжетно – ролевой игры: «Магазин»:

Оля М. «Я хотела приготовить обед, а у меня продуктов нет».

Настя К. «Давай. Я с тобой схожу в магазин».

Вадим С. «Я на машине вас отвезу».

Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «магазин».

Вадим С. «А кто будет продавцом?»

Юля А. подходит к детям: «Я буду продавцом» (побежала в «магазин»).

Вадим С.: «Все, приехали».

Дети выходят из машины и идут в «магазин».

Вадим С. Зовет Кирилла О. поиграть с ними.

Кирилл с радостью соглашается, подходит к прилавку.

Кирилл О.: «Продайте мне сок – апельсиновый и шоколадку».

Юля А.: «Вот возьмите. С вас 50 рублей». Вот возьмите.

Вадим С. Говорит Кириллу О.: « Мы сейчас домой поедем, давай тебя довезем».

Кирилл О.: «Здорово! Тогда мне еще фруктов продайте»

Юля А.: « Каких вам?»

Кирилл О.: «Бананы, апельсины килограмм и одно яблоко».

Юля А. Взвешивает бананы, яблоко и апельсины. «С вас 100 рублей»

Кирилл О. расплачивается, забирает покупки и отходит в сторону.

К прилавку подходят Оля М., Настя К. и Вадим С.

Оля М: «Взвешайте нам картошки и моркови»

Юля А. взвешивает « С вас 150 рублей»

Вадим С.: «Давай еще газировку возьмем»

Покупают газировку.

Оля М.: «Я люблю красный суп, давай еще кетчуп купим».

Настя К.: «Тогда надо свеклу, чтобы суп красный получился. Дайте нам пожалуйста, еще свеклу».

Юля А. подает покупки. Дети забирают их и идут к машине.

Вадим С.: «Кирилл, пойдем к нам в гости»

Кирилл соглашается ребята едут в дом.

3. В ходе проведения рисуночного теста «Несуществующее животное» были получены

Рисунок Вадима С. Животное смотрит на рисующего, то есть на «себя», что свидетельствует об эгоцентризме. Ножки животного при приближении к земле сужаются, причем одна нога немного длиннее другой, кажется, что животное слегка пошатнулось в бок и стоит сейчас на одной ноге. Такое неустойчивое, неосновательное положение животного свидетельствует о поверхностности суждений, легкомыслии в выводах. В глазах жирной штриховкой прорисованы зрачки и реснички — это говорит о визуальной системы восприятия информации и об истероидно — демонстративной манере поведения.

человек действия

Цветовая гамма рисунка указывает на тревожность. Нейтральное представление о своем » Я» или о своем положении в мире. Низкие творческие способности.

Отсутствие ушей — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.

Широкая опорная часть фигуры – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на проверенную информацию.

Части над уровнем фигуры – (шипы) + сильная штриховка – страх или тревога защита от людей.

Отсутствие глаз, штриховка, заполнение контура, жирная линия, мрачные цвета рисунка – очень высокий уровень тревожности.

Рисунок Кирилла О. находится в правом нижнем углу — заниженная самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность. Думает о своем будущем. Закрытое животное, так как над головой возвышаются два рога. Это свидетельствует о неоднозначном восприятии мира, о шизоидном типе личности. По — видимому, на каком-то этапе жизни что — то случилось. Было гармоничное, беспроблемное детство, так как гладкие контуры ног, но потом угловатый, треугольный корпус. Что-то выбирает для себя, но, в то же время гармония восстановлена, так как голова животного нарисована плавными линиями. Большие глаза с прорисовкой радужки, переходящие большой, вытянутый нос, означают тревогу. Бантики на рожках свидетельствуют о любознательности. Вместо ног животное заканчивается все более и более утончающимся хвостом. Это ведет к тому, что оно вообще не имеет под собой никакого основания. Можно сделать вывод об импульсивности принятия решений, а также о незаинтересованности в опоре на логику и значимую информацию.

Проанализируем рисунок Насти К. Самооценка нормальная. Тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не есть «человек действия» , лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Прислушивается к мнению окружающих. Легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Выраженная вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание. Испытуемый ценит рациональное начало. Основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию. Стремится, чтобы его заметили, оценили. Стремление подчеркнуть свое «Я «. Вербальная агрессия (агрессия словом) — грубит, огрызается. Достаточно высокий уровень творческих способностей.

Рисунок Юли А. показывает завышенную самооценку, стремление в будущее, т.к. все тело решительно стремится вверх. Крылья и когти на маленьких лапках означают чувственность. Большие уши свидетельствуют о приоритете аудиального восприятия информации. Обыкновенная штриховка в полосочку говорит о шаблонности восприятия действительности.

4.Результаты социометрического исследования группы детей представлены в таблице № 1.

Таблица 1, Таблица выборов, Таблица 2, Данные по числу выборов

Дети

Количество выборов

По числу входящих положитель-ных выборов

По числу входящих отрицательных выборов

По числу выходящих положитель-ных выборов

По числу выходящих отрицательных выборов

Оля М.

3

1

2

2

Настя К.

2

2

2

2

Вадим С.

3

1

3

1

Кирилл О.

2

2

2

2

Юля А.

3

1

4

0

Пары детей с положительными взаимными выборами: Оля М. – Настя К., Оля М. – Вадим С., Настя К. – Юля А., Вадим С. – Кирилл О.. Юля А. – Оля М

Пары клиентов с отрицательными взаимными выборами: Кирилл О. – Оля М., Вадим С. – Настя К., Кирилл О. – Настя К.

2.3. Обсуждение результатов.

В ходе проведенных исследований выявлены следующие результаты:

Воспитание детей в семье оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, что в свою очередь, проявляется на деятельности и взаимодействии ребенка с воспитателем и детьми.

У Кирилла родители в разводе, что отразилось на психическом состоянии ребенка – он неуверен в себе, наблюдается тревога. Инициативы не проявляет. Так и в игре: Кирилла позвал поиграть Вадим и в процессе игры от Вадима исходила инициатива развития сюжета.

Настя К. занимается в различных секциях, мама занимается воспитанием ребенка, видно, что девочка очень умная, сообразительная.

Сюжетно-ролевая игра позволила детям (Оле М., Насте К., Вадиму С., Кириллу О., Юле А.) решить игровую задачу. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры о распределении ролей.

Содержание выступает отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план

Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.

Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация).

Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре.

Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно — игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами — заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.

Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми.

В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.

Социометрическое исследование группы детей позволило сделать вывод о том, что большинство детей активно общаются и друг с другом. Несмотря на то, что результаты социометрического исследования показали взаимные отрицательные выборы детей, тем не менее, в процессе игровой деятельности они взаимодействуют друг с другом, выполняя правила игры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза о влиянии среды на развитие личности ребенка дошкольного возраста доказана.

Заключение.

«че­ловек»

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка­честв, форм поведения, деятельности.

Во – вторых, разви­тие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвое­ния человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В – третьих, выделяют три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.

В четвертых, среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

И, наконец, среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-sredyi-na-razvitie-lichnosti-podrostka/

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968.- с. 421.

2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет), издательство –Сфера., 2001г. – 104 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. — 512 с.

8. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за занятия, 2007. – 256 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова -Славская. — СПб: Издательство «Питер», 2000 – 720 с.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.

11. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петров­ского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.