Введение, Актуальность проблемы исследования.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Подростковый возраст является самым сложным, появляется «чувство взрослости» – важнейшее новообразование, возникающее у подростков. Желание проявить это чувство прежде всего осуществляется в семье.
У ребенка в этом возрасте на первый план выходит коммуникативная деятельность, т. е. общение. Познавательная деятельность уходит на второй план. Естественно, всё это приводит к конфликтам в семье. Семье, в первую очередь, необходимо позволить пережить этот период безболезненно для ребенка.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной.
Объектом исследования является, Предмет исследования:, Цель исследования:
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
-
теоретический обзор анализа научно — методической литературы по проблеме исследования;
-
выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка;
-
Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений.
Гипотеза исследования:
-
социально — психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост;
-
арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности;
-
если работа будет проводиться системно, комплексно;
-
если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков.
Методы исследования:
-
изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии и педагогике;
-
эмпирические методы
12 стр., 5525 словТрудный подросток. Психологические особенности взаимоотношений в семье и школе
... подросткам организуется с учетом индивидуально-психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, ... старших подростков чувство ... подростками и общение подростков. Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями ... подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, ...
-
анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс формирования личности подростка.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [9]
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества. [18]
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. [17]
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [18]
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Социальная ситуация развития подростка
... развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. ... с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие ...
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. [10]
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. [18]
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении — аффилиативной потребности.
Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. [10]
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием. [13]
Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков
... межличностных отношений подростков и коррекции этих отношений при необходимости. Опытно-эксперементальная база: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30», выборка из учащихся 8 «Б» класса (21учащихся). дипломная работа состоит ...
В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. [18]