Виды и механизмы памяти эмоции эмоциональный стресс

Курсовая работа

Данная тема актуальна, так как эмоции каждого человека отражают его отношение ко всему окружающему. Каждому необходимы знания об эмоциях для понимания самого себя, а также для понимания других людей. Засчет эмоций мы можем лучше узнать друг друга; также, не общаясь с человеком, понять его душевное состояние, настроиться на совместное взаимодействие.

Отличным фактом является то, что люди, которые принадлежат к различным культурам, могут совершенно точно воспринимать выражения лица человека и оценивать его, точно так же определять по нему и радость, и страх, и отвращение, и удивление.

Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщают человеку информацию о состоянии говорящего и о его отношении к происходящему в данный момент, а также функцию воздействия — оказание определенного влияния на субъект восприятия эмоционально-выразительных движений.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования.

Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития.

Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя после себя следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с памятью человека. Задача — дать характеристику и классификацию эмоциям и памяти в отдельности, ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории о связи эмоций с памятью человека.

Глава I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений

1.1 Характеристика эмоций

Эмоция — это то, что переживает человек как чувство, мотивирующее, организующее и направляющее его восприятие, мышление и действие. Эмоция выполняет мотивирующую функцию. Она мобилизует энергию, и данная энергия чувствуется в неких вариантах субъектом, как желание к совершению деяния. Чувство управляет мыслительной и физиологической активностью индивидуума, обращает её в конкретное русло. Если человек охвачен бешенством, он никак не кинется наутёк, а если напуган, то навряд ли отважится на злость. Чувство регулирует, либо фильтрует наше восприятие. Блаженство принуждает человека умиляться самым обыкновенным вещам, идти свободной походкой по жизни.

11 стр., 5428 слов

Понятия об эмоциях и чувствах

... словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека? 2.Понятия об эмоциях и чувствах. Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям- с ...

Всевозможные проявления активности человека будут сопровождены чувственными переживаниями. У человека основная функция состоит в том, что именно засчет чувств мы может больше понимать друг друга и эффективней настраивать себя на общую активность и общение. Примечателен тот аспект, что люди, которые принадлежат к самым различным культурам, готовы точно принимать и оценивать выражения человеческого лица, предопределять сообразно ему всяческие эмоциональные состояния: удовлетворенность, ярость, грусть, ужас, омерзение, изумление. Наверное, в частности это относится и к тем народам, которые вообще ни разу не были друг с другом в контакте.

Этот аспект доказывает природный характер главных чувств и их экспрессии на лице, также доказывает и присутствие генотипически обусловленной способности к их осмыслению у живых созданий. Прекрасно известно, что высочайшие животные и человек готовы могут понимать и оценивать всяческие эмоциональные состояния собеседников по выражению лица.

Сравнимо не так давно проведённые изучения проявили, будто антропоиды этак ведь, как человек готовы не только «читать» по лицу чувственные состояния собственных сородичей, однако и сопереживать им, чувствуя при данном схожие впечатления.

В одном из опытов, в каком месте проверялась схожая догадка, человекообразная обезьяна вынуждена была следить за тем, как на ее глазах наказывали иную мартышку, которая чувствовала снаружи ясно проявляемое положение невроза. Потом оказывается, будто подобные физические многофункциональные конфигурации были выявлены и в организме «наблюдателя». Но врождёнными считаются далеко не все чувственно-экспрессивные выражения. Некие из них могут приобретаться при жизни в итоге изучения и обучения.

В первую очередь наверное жесты — метод цивилизованно обусловленного наружного выражения психологических состояний и аффективных взаимоотношений человека к чему-либо. Жизнь в отсутствии эмоций также невероятна, как и в отсутствии ощущений. Перед чувственными явлениями в психологии понимаются субъективные треволнения человеком, его отношения к вещам, действам, событиям, иным людям. Само слово «эмоция» проистекает от латинского «emovere», будто означает разжигать, тревожить, поражать.

Психология сравнимо не так давно обратилась к суровому изучению трудности чувств. Эмоции возникли у человека в процессе эволюции. Любая чувство выполняла те или другие адаптивные функции. Эмоция появляется, как итог нейрофизиологических действий, которые в собственную очередность имеют все шансы быть вызваны как внутренними, так и наружными причинами.

Эмоции тесно соединены с нуждами, так как, как правило, при удовлетворении необходимостей человек проверяет положительные впечатления, а при невозможности заполучить желаемое — негативные. Воздействие чувств на человека генерализовано, однако любая чувство повлияет на него по-своему.

12 стр., 5884 слов

Изучение переживания чувства вины человека

... переживания вины человека. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; ... продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость -- исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с ...

Переживание эмоции изменяет степень электрической активности головного мозга, устанавливает какие мускулы лица и тела обязаны быть напряжены либо расслаблены, заведует эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма. В зависимости от персональной вышины эмоционального порога, одни чаще, а остальные реже переживают и показывают эту либо другую эмоцию, и это в значимой степени описывает их отношения с окружающими людьми.

1.2 Классификация эмоций

Любое чувство необыкновенно по своим источникам, по переживаниям, наружным проявлениям и методикам регуляции. Человек более чувственное живое вещество, он владеет в высочайшей степени дифференцированными средствами наружного выражения чувств и широким многообразием внутренних переживаний.

Существует множество классификаций чувств. Не считая того, что их делят на положительные и отрицательные, применяя аспект мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»).

Стенические эмоции увеличивают энергичность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические — работают противным образом.

По потребностям распознают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических необходимостей, этак именуемые общие ощущения (аппетит, охота и т.д.) от высочайших чувств (эмоций), общественно обусловленных, связанных с публичными отношениями. По силе и продолжительности проявлений выделяют некоторое количество видов чувств: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

К. Изард подчеркнул главные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) — позитивное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.

Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации, тормозит все прошлые впечатления, обращая интерес на предмет, его вызвавший, и может перескакивать в интерес.

Страдание — негативное чувственное положение, связанное с приобретенной информацией о невозможности ублажения важных житейских необходимостей, которое до этого времени представлялось более или менее потенциальным. Чаще всего проходит в форме психологического стресса.

Гнев — негативное чувственное положение, протекающее в форме аффекта, вызываемое преградой на пути ублажения только принципиальной для субъекта необходимости.

Отвращение — негативное чувственное положение, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает внезапное возражение с идеологическими, высоконравственными либо эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — негативное чувственное положение, появляющееся в межличностных отношениях и порождаемое не согласованностью житейских позиций, взглядов и поведения с позициями объекта эмоций.

Страх — негативная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о вероятной опасности его жизненному благоденствию, о настоящей либо придумываемой угрозе.

Стыд — негативное чувственное положение, выражающееся в осознании несоответствия личных помыслов, действий и внешности не только ожиданиям находящихся вокруг, однако и своим представлениям о подходящем поведении и внешнем виде.

10 стр., 4998 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

... эмоция воздействие деятельность человек 1) Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека. 2) Изучить виды и функции эмоций человека. 3) Рассмотреть механизмы влияние эмоций на деятельность человека 4) Изучить концепции исследователей, изучавших проблемы воздействия эмоций на деятельность человека. ... является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается ...

Из соединения базовых чувств появляются такие групповые чувственные состояния, как, к примеру, тревожность, которая имеет возможность соединять в себе ужас, ярость, вину и интерес. Любая из отмеченных эмоций лежит в базе целого диапазона состояний, различающихся по степени выраженности (к примеру, удовлетворенность, ублажение, восхищение, ликованье, экстаз и так дальше).

Чувственные переживания носят спорный характер. Один и тот же предмет имеет возможность активизировать несогласованные, противоречивые чувственные дела. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) эмоций.

Традиционно амбивалентность вызвана тем, что отдельные индивидуальности трудного объекта по-различному воздействуют на потребности и ценности человека (так, разрешено почитать кого-то из-за работоспособности и одновременно судить из-за вспыльчивости).

Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми эмоциями к предмету и развивающимися из них ситуативными чувствами (так, к примеру, сочетаются влюбленность и нелюбовь при ревности).

Аффект — более мощная чувственная реакция, которая полностью захватывает нервную систему человека. Эта эмоция традиционно появляется в экстремальных условиях, когда человек не справляется с обстановкой. Характерные черты: ситуативность, собирательность, небольшая длительность и крупная напряженность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект фактически неуправляем и никак не покоряется волевому контролированию. Характерная черта аффекта — понижение намеренного контролирования, ограниченность сознания. Аффект сопровождается мощной и хаотической двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его действия никак не разумны, совершаются в отсутствии учёта обстановки. Очень сильное возбуждение, перейдя предел трудоспособности нервных клеток, заменяется абсолютным торможением, появляется эмоциональный шок. В итоге аффект кончается кризисом сил, изможденностью и в том числе и ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности позже вспомнить отдельные моменты и в том числе и совершенной амнезии на события.

Страсть — наверное сильное, устойчивое, долгое чувство, которое захватывает человека и обладает им. По силе близится к аффекту, а по продолжительности ближе к эмоциям. Объектом влечения может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, будто «страсть постоянно выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…

Страсть значит порыв, интерес, ориентацию всех устремлений и сил персоны в едином направлении, концентрация их на единой цели». Фактически впечатления носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся либо вероятным обстановкам, и могут слабо обнаруживаться во внешнем поведении, в особенности если человек умело прячет собственные впечатления.

Чувства — более устойчивые чувственные состояния. Носят настоящий характер: это всегда чувство к чему-то либо к кому-то. Время от времени их именуют «высшими» эмоциями, так как они появляются при ублажении потребностей наиболее высокого порядка. В личном развитии человека чувства играют главную социализирующую роль. На складе положительных психологических переживаний типа чувств возникают и укрепляются необходимости и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукт цивилизованно-исторического становления человека. Они соединены с определёнными вещами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

3 стр., 1121 слов

Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)

... эмпатии, чувств психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание педагог использует на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании у детей ...

В отношении находящегося вокруг мира человек устремляется делать так, чтоб подкрепить и увеличить собственные позитивные чувства. Они у него постоянно соединены с работой сознания, имеют все шансы неоправданно регулироваться. Чувства — это переживаемые в разной форме отношения человека к вещам и явлениям реальности. Человеческие чувства считаются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима в отсутствии переживаний, почти все ощущения притягательны сами по себе, и если человек лишён способности испытывать чувства, то начинается так называемый «эмоциональный голод», который он устремляется утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книжку и так дальше. При этом для психологического насыщения необходимы не только позитивные ощущения, но и ощущения, связанные со страданием. Настроения — это состояние, которое окрашивает наши ощущения, общее эмоциональное состояние в течение значимого времени.

В отличие от чувств и эмоций, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение считается психологической реакцией не на конкретные результаты тех или других событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих житейских намерений, интересов и надежд. Отмечая индивидуальности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во-первых, что оно никак не конкретно, а личностно, и, во-вторых, наверное не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение значительно зависит от всеобщего состояния самочувствия, от работ желез внутренней секреции, и в особенности, от тонуса нервной системы. Предпосылки того или другого настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более находящимся вокруг его людям. Недаром молвят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в данном значении, настроение — это машинальная оценка личностью того, как благосклонно для неё складываются происшествия. Данной причиной могут быть окружающая природа, действия, выполняемая деятельность, и естественно, люди. Настроения имеют все шансы различаться по длительности. Устойчивость настроения зависит от почти всех обстоятельств: возраста человека, личных особенностей его нрава и характера, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение провоцирует либо усмиряет активность человека. Одна и та же работа при различных настроениях может казаться то нетяжелой и приятной, то тяжкой и удручающей.

Отлично работает человек, когда он бодр, безмятежен, весел и еще хуже, когда он взбудоражен, раздражён, не доволен. Человек обязан управлять собственным поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку.

При господстве позитивного, жизнерадостного настроя, человек легко переживает и кратковременные невезения и огорчения. Кроме изменений, происходящих в нервной, эндокринной и остальных системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека.

Эмоции появляются в так называемых выразительных движениях лица — мимике, выразительных движениях всего тела — пантомимике, и «вокальной мимике» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На нынешний день принято распознавать несколько главных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отображают значимость и оценку человеком разных ситуаций, поэтому однообразные раздражители могут активизировать самые разные реакции у различных людей.

15 стр., 7079 слов

Основные факты и закономерности психологии памяти

... информации -- физический, биологический, физиологический и психологический. На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами -- это «внешняя» память человека (узелки на память, ... информации в памяти и закономерности, характеризующие каждый из них. Это процессы памяти: ... самых разных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива ...

Конкретно в психологических проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом создается перед воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с персональными особенностями психологической сферы человека.

Одной из важных считается коммуникативная функция эмоций, так как тяжело представить взаимодействие между людьми в отсутствии психологических проявлений. Проявляя собственные эмоции, человек показывает своё отношение к реальности и, прежде всего к остальным людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку отдавать собственные переживания другим людям, информировать их о собственном отношении к чему-либо или к кому-либо.

Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации — являются «языком» человеческих эмоций средством сообщения не столько мыслей, сколько чувств.

Получая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, любой человек имеет возможность с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека создается некоторая система идеалов, с помощью которой он и расценивает остальных людей. Последние изучения в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать остальных воздействует целый ряд причин: половозрастные, личные, профессиональной индивидуальности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими чувствами и правильно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций остальных людей и верное реагирование на них в условиях общей деятельности — обязательная часть успешности во многих специальностях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к совершенной профессиональной некомпетентности.

В особенности важно это свойство для людей, в специальностях которых общение занимает важное место. Знание разбираться в многочисленных аспектах эмоциональных проявлений и воссоздавать их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить — важный шаг обучения артистов художеству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к эмоциональным изучениям разных создателей, и в том числе и к своим надзорам, можно сказать, что огромную часть информации в процессе общения, человек приобретает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального либо словесного компонента человек передаёт маленький процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

1.3 Теория Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда

Исторически сформировалось так, что стремление отыскать первопричину психологических состояний обусловливало возникновение разных точек зрения, которые выискали отображения в соответствующих теориях.

8 стр., 3676 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

... - способы улучшения памяти человека Определение памяти и её физиологический механизм Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность ...

У. Джеймс и К. Ланге определили так называемую периферическую концепцию чувств. Они считали, что эмоции обусловлены только периферическими переменами и, по сути, сводятся к ним. Согласно данной точки зрения, поначалу перед действием внешних стимулов проистекают характерные для чувств конфигурации в организме и только потом, как их следствие, появляется сама эмоция.

Возникновение предоставленной теории привело к упрощению осмысливания механизмов случайной регуляции. К примеру, считалось, что ненужные эмоции, такие как несчастье либо ярость, можно подавить, если исполнять действия, в итоге которых обычно возникают положительные эмоции.

Теория Джеймса-Ланге вызвала ряд отрицаний. Альтернативную точку зрения высказал У. Кеннон, который направил интерес на то обстоятельство, что телесные реакции, появляющиеся при разных чувствах, совсем похожи друг на друга и не так разнородны, чтобы полностью удовлетворительно разъяснить качественные отличия в высших психологических переживаниях человека.

Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, так как служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется завышенная растрата энергетических ресурсов.

Чувственные переживания и надлежащие им органические изменения появляются в одном и том же центре — таламусе. Позднее П. Бард продемонстрировал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

Важный шаг в осмысливании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их исследованию. Изучения Дарвина (работа «Выражение эмоций у человека и животных» 1872) привели его к убеждению, что почти все проявления эмоций в жестах и мимике — итог эволюционного процесса. Он нашел, что движения мышц, при помощи которых человек выражает собственные впечатления, совсем сходны и произошли от подобных двигательных актов наших предков — обезьян.

Современные ученые согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика появилась в эволюционном процессе, и исполняет главную адаптивную функцию. С первых минут жизни ребенок проявляет эмоциональные реакции.

Присутствие схожих психологических выражений у слепых и зрячих детей доказало факт генетической составляющей в психологических проявлениях. Изучения поведения людей, принадлежащих к различным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные разновидности реакций, так и специальные для отдельных культур.

Выводы к первой главе

Мы можем точно сказать, что эмоции выполняют очень важную функцию в нашей жизни. Именно засчет эмоций мы можем понимать друг друга и настраивать себя на общение. Мы можем понимать людей, принадлежащих к самым различным культурам.

Существует множество классификаций эмоций. В основном их делят на положительные и отрицательные. Кроме того их можно разделить на стенические и астенические. А по силе и продолжительности проявлений выделяют некоторое количество видов чувств: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

Стремление отыскать первопричину психологических состояний обусловливало возникновение разных точек зрения. У. Джеймс и К. Ланге считали, что эмоции обусловлены только периферическими переменами и, по сути, сводятся к ним. Считалось, что ненужные эмоции, такие как несчастье либо ярость, можно подавить, если исполнять действия, в итоге которых обычно возникают положительные эмоции.

12 стр., 5604 слов

Вклад когнитивной психологии в проблему изучения памяти человека

... развития памяти. Объектом исследования данной работы является когнитивная психология. Предметом исследования является изучение памяти. Цель работы - рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии. ... целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении («Структурная теория памяти»), а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Найдя ...

Глава II. Память человека и её особенности

2.1 Общее представление о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом>>.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно — рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, метод сохранения информации в виде текстов и разног рода технических записей. Ему нет необходимости надеяться лишь на собственные органические способности, так как главные средства совершенствования памяти и сохранения нужной информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии улучшать эти средства практически бесконечно, не изменяя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, еще более мощных и продуктивных, нежели у животных: произвольная, логическая и опосредственная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием различных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

9 стр., 4383 слов

Виды памяти человека реферат по психологии

... организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая . - Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае ...

Наиболее точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, исполняющие в жизни функции запоминания, хранения и воспроизведения информации. Данные функции считаются для памяти главными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и итогам, но и по тому, что у различных людей развиты неодинаково.

Есть люди, которые, к примеру, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный им материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда — то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

2.2 Виды памяти и их особенности

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим короткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, либо иконическая, память связана с удержанием четкой и совершенной картины только что воспринятого органами чувств, в отсутствии какой бы то ни было переработки приобретенной информации. Данная память — конкретное отображение информации органами чувств. Ее продолжительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое появляется от непосредственного восприятия стимулов. Это — память — образ.

Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение короткого интервала времени. Продолжительность удержания мнемических следов здесь не превосходит нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

В кратковременной памяти сохраняется не полный, а только обобщенный образ воспринятого, его более значительные составляющие. Данная память действует без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на следующее воспроизведение материала. Кратковременная память охарактеризовывает такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по количеству единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему данной информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает лишь та информация, которая сознается, соотносится с важными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на сохранение информации в течение конкретного, заблаговременно заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок сохранения сведений данной памяти ориентируется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан лишь на решение данной задачи.

После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по продолжительности сохранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение предоставленной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент вспомнить то, что когда-то было им фиксировано. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко потребуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике традиционно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация сберегается в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Главным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по -видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы никак не можем оказывать воздействие через воспитание и образование.

Зрительная память связана с сохранением и воссозданием визуальных образов. Она очень важна для людей всех специальностей, в особенности для инженеров и художников. Неплохой зрительной памятью часто владеют люди с эйдетическим восприятием, способные в течение довольно длительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она закончила воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти подразумевает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воссоздания материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, проще запоминает и воссоздаёт.

Слуховая память — это хорошее запечатление и четкое воспроизведение различных звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Она нужна филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, артистам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно — логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может уяснить смысл событий, логику рассуждений или какого — либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать своими словами, при этом достаточно буквально. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, педагоги институтов и учителя средних учебных заведений.

Двигательная память — представляет собой запоминание и хранение, а при надобности и воспроизведение с достаточной точностью разнообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания, материала: то, что у человека вызывает чувственные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека никак не играют, и их способности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память разделяют на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой особой мнемической задачи (на запоминание, ознакомление, хранение либо воспроизведение).

Во втором случае таковая задача непременно присутствует, а сам процесс запоминания либо воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, нежели произвольное, во многих случаях жизни оно превышает его. Известно, к примеру, что лучше непроизвольно запоминается материал, который считается объектом интереса и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана увлекательная и сложная умственная работа и который для человека имеет большой смысл. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем конкретных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может заучиваться лучше, нежели произвольно. Это особенно типично для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Размер кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее способности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью его объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью уяснить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают крайние 5 либо 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они — то и попадают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более долгий срок, нежели несколько секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в базе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего 3 буквы и спустя примерно 18 секунд воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный отчет тройками, начиная с какого — нибудь большого числа, например с 55.

В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 секунд. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20 % первоначальной воспринятой им информации. Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу.

Если удается обратить внимание человека на что — либо, сосредоточить его внимание на этом, то существующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических часов цифра 6. Нередко оказывается, что её на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на тот факт и, следовательно, не запомнил его.

Процедуру введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в идее определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую — либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемый зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, а затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовывать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антерогадной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

2.3 Индивидуальные развития памяти у людей

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Другой легче всего запоминает материал или сопровождает его запоминанием, какими — либо движениями.

“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно — двигательная, зрительно — слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

2.4 Теории и законы памяти

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии. Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии.

Примерно в то же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры ( А. Бине, К. Бюлер).

На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти. Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую назвать информационно — кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина. У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей — ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с предопределением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после — однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда 36 слогов — 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец (“эффект края”).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней. эмоциональный аффект память

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.