Цель работы: рассмотреть и изучить теоретически и практически Дома-интернаты, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, структура, порядок деятельности.
Актуальность работы:
Задачи исследования:
.
2. Изучить меры ответственности за нарушения законодательства в сфере деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних.
3. Рассмотреть основные направления деятельности домов-интернатов для несовершеннолетних.
4. Выявить
Объект исследования: социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: педагогические условия процесса социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования: разработка модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме и вне его стен может быть успешной при следующих педагогических условиях:
1. наличие социально-педагогической среды, создание которой необходимо в условиях государственных учреждений (детского дома, интерната, приюта);
2. реализации индивидуальной программы для каждого воспитанника, основанной на результатах диагностики его физического, психического и социального здоровья;
3. помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из неблагополучных социальных условий в комфортные условия детского дома, где изменение его жизни в соответствующих педагогических условиях приводит в период адаптации к регрессу в развитии, что в принципе влечет за собой обострение проблемы, которая обеспечивает качество индивидуального развития ребенка и его возможность более интенсивного развития.
Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
... в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих ... жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно: рассмотреть категории детей, имеющих право на предоставление жилья; ...
Методы исследования: основным методом исследования явилась работа по организации социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.
Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в том, что оно способствует признанию проблематики сиротства в Российской
Федерации в качестве приоритетного направления социальной политики у государства, подчеркивает исключительность роли статусного положения сирот в обществе, общего и профессионального образования в системе социальной защиты детей-сирот.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава
Детей, оставшихся без попечения родителей
-
-
Понятие и виды специальных учреждений
-
В связи с поступающими обращениями по вопросу осуществления деятельности образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – организации для детей-сирот) с учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) Минобрнауки России сообщает, что в соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги.
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг указанными организациями, порядок осуществления ими деятельности, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.
Исходя из действующих в настоящее время подзаконных актов к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся в том числе детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; к медицинским организациям – дома ребенка; к организациям, осуществляющим социальные услуги – детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.
Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
... раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их разграничения, ...
Статья 21 Федерального закона об образовании устанавливает, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом об образовании, организациями, осуществляющими обучение. В свою очередь, к организациям, осуществляющим обучение в соответствии со статьей 31 Федерального закона об образовании относятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. При этом согласно статье 21 Федерального закона об образовании на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 63 Федерального закона об образовании лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, только в случае если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.
В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, к медицинской организации; если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида, к организации, оказывающей социальные услуги; если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
При этом в соответствии со статьей 108 Федерального закона об образовании организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 года переименованы в общеобразовательные организации в силу закона. В остальных случаях в отношении каждой организации для детей-сирот, относящейся в настоящее время к образовательным организациям, учредитель должен принять решение индивидуально с учетом региональных особенностей, например, возможности организовать обучение контингента соответствующей организации в иных близлежащих образовательных организациях.
Организация работы органов и учреждений по оказанию социальной ...
... функционирование органов и учреждений социального обеспечения в сфере предоставления социальной защиты населению, а предметом - социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и значение организации работы органов и учреждений по оказанию социальной помощи лицам без определённого места жительства и занятий в ...
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2016 г. должны определить:
основной вид деятельности организаций для детей-сирот;
— привести наименования и уставы организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям, в соответствие с Федеральным законом об образовании (часть 5 статьи 108 Федерального закона).
-
-
Правовые основы деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних
-
В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.
Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.2010 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально-незащищённых группах детей – сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.
В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.2013 г. №942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей, который положил начало формированию государственной политики в этой области.
Упомянутый ранее Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; образуемых в порядке, установленном законодательством РФ, органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.
Правовое положение несовершеннолетних детей (стр. 1 )
... правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); право на общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК); право на защиту (ст.56 СК); право выражать свое мнение (ст.57 СК); право на имя, ... какие задачи они выполняют по защите прав несовершеннолетних детей, чем они руководствуются в своей работе. При изучении данной темы мы использовали ...
Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».
Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России»» на 2010–2013 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».
Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В результате исполнения подпрограммы ожидалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.
Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2012 г. №154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2012 г. №47.
На основе этого приказа Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект ...
... Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре. Предметом дипломной работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах. Цель работы - показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. Поставленная ...
В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 2012 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.2011 №124 – ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2012. – №31 – ст. 3802. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально – экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации безнадзорных, вводит понятие социальных служб для них – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона №124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию безнадзорных, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация.
Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми
... подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ...
Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2010–2018 гг.): Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.
В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.
Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.
Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.
-
-
Меры ответственности за нарушения законодательства в сфере деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних
-
За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:
Права детей и подростков оставшихся без попечения родителей
... детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: Семейный кодекс РФ, Гражданский и Жилищный кодексы РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ и РД «О социальных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей Дети остаются без попечения родителей ...
предупреждение;
выговор;
строгий выговор.
2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания:
сообщение родителям или иным законным представителям;
исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.
3. Порядок применения мер взыскания к несовершеннолетним определяется соответствующими нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. По отношению к несовершеннолетним не допускаются:
применение физического и психического насилия;
применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
- ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;
уменьшение норм питания;
лишение прогулок.
Глава
2.1 Понятие, структура и правовые основы деятельности домов-интернатов для несовершеннолетних
В законодательстве РФ отсутствует понятие дома-интерната. В соответствии с ОКОНХ в ред. от 7.06.10 г. интернаты бывают двух типов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, школы-интернаты и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития.
Обычно под словом «интернат» понимаются специализированные лечебно-профилактические и учебно-воспитательные заведения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под школой-интернатом согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об общеобразовательной школе-интернате», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 №612 в ред. Постановлений Правительства от 14.10.2013 №1203 и от 28.08.2014 №1117, понимаются «общеобразовательные школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты, лицеи-интернаты». Согласно п. 26 этого же Положения «зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях – по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием». Т.е. большинство обучающихся в школах-интернатах уже имеют либо родителей, либо иных законных представителей, которые и распоряжаются имуществом подопечных, и, соответственно, интернат не имеет права распоряжаться их имуществом. Однако, в соответствии с абз. 2 п. 27 Типового положения «в тех районах, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу-интернат могут быть приняты данные категории детей». О правовом положении этих детей и их имущества в Типовом положении ничего не говорится. Однако, вероятно, в данном случае следует применить аналогию гражданского закона и в отношении этих детей и их имущества руководствоваться п. 4 ст. 35 ГК РФ и соответствующими нормативными актами.
Взаимные права и обязанности родителей и детей
... · проанализировать установления происхождения детей как основание возникновения правоотношений между родителями и детьми; · рассмотреть исторические предпосылки правового положения ребенка в семье; · охарактеризовать личные и имущественные права несовершеннолетних детей; · рассмотреть содержание родительских прав и обязанностей; · подвергнуть анализу такую ...
Под интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1.07.2014 №676 в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.2013 №1203, 28.08.2013 №1117, 30.03.2014 №366, понимаются «детские дома (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанные), детские дома-школы, школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 25.01.2013 №318/1–34 «О понятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия. В соответствии с п. 24 Типового положения в учреждение принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Указанные категории детей, как правило, поступают в интернаты без назначенного опекуна, а соответственно функции опекуна будут выполняться данными учреждениями. Согласно ст. 25 Типового положения «в учреждения могу временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года». Такие дети имеют родителей или других законных представителей, а соответственно их имуществом будут распоряжаться их представители.
2.2 Основные направления деятельности домов-интернатов для несовершеннолетних
Центр осуществляет профилактику безнадзорности и беспризорности, работу с семьями несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказывает содействие их жизнеустройству и осуществляет патронаж.
В соответствии со своими задачами Центр:
- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
- оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних;
- содействует несовершеннолетним в определении профессиональной ориентации и получении специальности;
- содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
2.3 Гарантии, предоставляемые выпускникам домов-интернатов для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
Образование: Основанием для обеспечения социальных гарантий в области образования граждан служат: Конституция Российской Федерации, Закон об образовании Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации. Права выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и во время обучения в них. В соответствии со статьей 6 «Дополнительные гарантии права на образование» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.08.2014 №122-ФЗ, от 08.04.2015 №34-ФЗ, от 10.01.2013 №8-ФЗ, от 22.08.2013 №122-ФЗ.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Работа: Основанием для обеспечения социальных гарантий в области трудоустройства граждан служат: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. Права выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при устройстве на работу. В соответствии со статьей 9 «Дополнительные гарантии права на труд» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.08.2014 №122-ФЗ, от 08.04.2002 №34-ФЗ, от 10.01.2013 №8-ФЗ, от 22.08.2015 №122-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.02.2010 №17-ФЗ:
1. Органы государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
2. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых, может причинить вред нравственному развитию (в игровом бизнесе, ночных кабаре и клубах; на производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра. Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному медосмотру за счет средств работодателя. Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года. Рабочая неделя составляет для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов, подростков моложе 16 лет – не более 24 часов (ст. 43 ТК РФ).
Жилье: Основанием для обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан служат: Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон «Об основах федеральной жилищной политики», Гражданский кодекс Российской Федерации. Права выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье. В соответствии со статьей 8 «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение» Федерального закона 21 декабря 2014 года №159-ФЗ (ред. от 25.11.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьей «Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение»
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кто имеет право на бесплатное жилье Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие совершеннолетия и проживающие в школах-интернатах, детских домах. Граждане, возвратившиеся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам. Воспользоваться правом получения социального жилья можно лишь раз в жизни! Имеют право на отдельное жилое помещение, в случае если:
1) родители, лишенные родительских прав, не выселены из квартиры или не был произведен принудительный обмен квартиры;
2) родители страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания);
3) в квартире проживают чужие люди (родители вступили в новый брак, у них родились дети, семьи «новых» родственников, с которыми ты никогда не общался);
4) квартира перенаселена, а доля ребёнка в жилплощади не была выделена до выпуска из интерната.
При получении жилья заключают договор безвозмездного пользования, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и заключается сроком на 5 лет. На данное жилье ЖЭК открывает лицевой счет, в котором в дальнейшем будет фиксироваться состав семьи и любое его изменение. По данному договору обязан: – использовать жилое помещение только для личного проживания:
1) содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии и нести все расходы по ее содержанию;
2) не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, производить оплату жилищных и коммунальных услуг.
Однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения сроком на пять лет. Договор специализированного найма, в случае возникновения у проживающего трудной жизненной ситуации может быть продлен еще на пять лет, но только один раз. По истечении пятилетнего срока, в случае если нет необходимости продлять договор специализированного найма, с проживающим заключается договор социального найма. Если проживающий безответственно относится к предоставленному жилью, по истечению пятилетнего срока с ним договор социального найма заключен не будет. Договор специализированного найма тоже не продляется, проживающий выселяется и ему предоставляется жилье по нормам общежития. Как правильно оплачивать жилищные услуги Жилищные и коммунальные услуги оплачиваются в соответствии с установленными нормами в регионе в любом отделении Сбербанка, в отделении связи и в специализированном расчетно-кассовом центре.
В жилищные и коммунальные услуги входит:
наем жилой площади;
техническое обслуживание;
отопление;
холодная вода;
горячая вода;
радио;
антенна;
домофон;
вывоз мусора.
Оплата электроэнергии производится по отдельным квитанциям. С 23-по 26 число каждого месяца необходимо передавать показания счетчиков электроэнергии и водоснабжения (если имеются) в снабжающие организации для начисления оплаты. Если отказывают в жилье по причине отсутствия необходимого жилого фонда, проживающий вправе просить о предоставлении целевой безвозвратной ссуды на приобретение благоустроенного жилого помещения (ст. 8, п. 3 ч. 2 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Отказ в предоставлении жилья вне очереди или предоставлении ссуды как выпускнику детского дома или школы-интерната может быть обжалован в суде в отношении тех лиц, которые нарушили жилищные и конституционные права. Кроме прав на квартиру есть права и на другую собственность. Если у родителей были в собственности земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д., то право собственности на эти земельные участки гарантируется законом.
Медицинское обслуживание: Основанием для обеспечения социальных гарантий в области медицинского обслуживания граждан служат: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. Права выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на медицинское обслуживание. В соответствии со статьей 7 «Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно – курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Справка Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется получение медицинского страхового полиса для бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.
Заключение
Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы в России стало меньше детей в интернатах, чтобы лети с улицы нашли свой дом, чтобы любой ребенок жил в нормальных условиях. Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения к этим детям общества в целом. Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что сегодняшние сироты и беспризорники — это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные. Лишь, специальные издания (по педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства летально, со всех сторон, опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере. Может послужить примером отношение к детям-сиротам журнала «Защити меня!»: «Не клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно и вовремя вмешиваться, и влиять на ситуацию». В подобных изданиях чётко просматривается тенденция к действию – решению уже существующих проблем (4 млн. беспризорников, сироты при живых родителях, проблема социализации сирот, проблема их обучения и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.
Существуют различные формы устройства детей. Оставшихся без попечения родителей, но особого внимания заслуживают альтернативные формы их устройства:
- Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам.
- Опекунская семья.
- Детский дом семейного типа.
- Детская деревня
- Детские диагностические дома.
- Временные дома для детей.
- Центры социальной защиты.
- Дома семейного типа
Любой ребенок гораздо комфортней чувствует себя в семье, нежели в любом, пусть даже самом лучшем «воспитательном» доме, поэтому одна из лучших форм воспитания – это семья.
Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей состоит из нескольких этапов: поиск приемной семьи; изучение будующей семьи и ее окружения; посещение семьи; вводное обучение предполагаемых «родителей»; помещение ребенка в данную семью.
Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. К тому же в России создана неплохая правовая поддержка таких детей и семей, жалко, однако, что она не реализуется в полной мере.
Поставленные цели и задачи достигнуты.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tsentryi-pomoschi-detyam-ostavshimsya-bez-popecheniya-roditeley/
1. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учебник для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений / В.П. Галаганов. – М.: Феникс, 2017. – 176 с.
2. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учебник для средних специальных учебных заведений / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – М.: Мастерство, 2016. – 192 с.
3. Федеральный закон от 10 декабря 2016 г. №195 ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 19 мая 2017 г. №81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
5. Федеральный закон от 24 ноября 2018 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 16 июля 2016 г. №165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
7. Федеральный закон от 17 июля 2017 г. №178 – ФЗ «О государственной социальной помощи»
8. Федеральный закон от 02 мая 2010 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»