:
Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т. д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи и т.д. Придя на учебу мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности?
Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга, механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом.1
Темой моей курсовой работы является социальное взаимодействие. В своей работе я говорю об актуальности данной темы, о социальном действии и социальной связи, сущности социального взаимодействия, условиях возникновения, привожу классификации и формы социального взаимодействия, а также рассматриваю теории социального обмена Дж. Хоманса., символический интеракционизм Д. Мида., драматургический подход Э.Гоффмана.
При написании курсовой мною были выполнены следующие задачи: ознакомление с научным материалом по данной теме, ознакомление с основными современными концепциями социального взаимодействия, определение понятия социальное взаимодействие, изучение социального взаимодействия как основы социальных явлений. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных теоретических концепций социального взаимодействия.
Понятие социального взаимодействия, является одним из ключевых понятий социологии. К работе с данным понятием обращается практически каждый социолог. Определение и трактовку социального взаимодействия давали такие ученые как П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Вебер и др. Существует так же множество теорий, некоторые из них я рассматриваю во второй главе своей курсовой работы. Но для начала необходимо понять, что такое социальное взаимодействие, что рассматривается в первой главе моей курсовой работы.
Глава 1 Социальное взаимодействие:
Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования социологии. Оно обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивид оказывает влияние на поступки и действия людей. Социальные взаимодействия осуществляются в социальных институтах и любые контакты индивида, в каком бы значении они не понимались, социальны, так как результаты контактов не безразличны для общества и его состояния. Взаимодействие это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот.
Как оформлять титульный лист курсовой работы по психологии
... в приложении не нумеруются) Требования к курсовой (дипломной) работе по психологии Курсовая работа представляет собой научно-исследовательскую работу, поэтому включает как теоретический, так и практический материал. Содержание работы должно соответствовать теме (названию), целям ...
Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга, механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом.2
1.1. Социальное действие и социальная связь:
Социальная деятельность это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.
В социальном действии, как в зародыше, содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Неслучайно выдающиеся классики социологии — М. Вебер и Т. Парсонс, не смотря на различия в подходах, уделили первоочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М. Вебер — социальному действию, Т. Парсонс — единичному действию).3
Социальное действие может быть ориентировано, согласно М. Веберу, на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или защитой от грядущей опасности в будущем. Другие могут быть отдельными лицами, знакомыми или совершенно незнакомыми людьми. Согласно М. Веберу социальное действие имеет две особенности: оно рационально, осознанно и ориентировано на поведение других людей.4
Человеческое действие побуждаемо определенной потребностью человека, которая приобретает форму идеальной цели. Здесь — внутренний импульс действия, его энергетический источник. Неудовлетворенность, выступающая в различных формах (голод, моральный дискомфорт, творческое беспокойство, тревога и т.д.) — свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данной конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к целенаправленному действию. Цель — это ожидаемый результат, в котором потребность должна найти свое разрешение. В результате действия цель достигается, наступает момент равновесия деятеля, его потребностей и внешней среды.
Используя идеи Т. Парсонса, получим:
а) «деятеля» с его потребностями, целями;
б) «ситуацию» как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой действует деятель;
в) ориентацию «деятеля» на «ситуацию», благодаря которой
Социальная адаптация человека на рынке труда
... является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Из всех видов адаптации можно выделить психологическую, как основную при адаптации работников к новым условиям труда. В психологии адаптацию ...
«Деятель» (будь то индивид или группа людей) выделяет в конкретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные или вредные для себя элементы ситуации, определяет: что требует первоочередного внимания, а что может быть рассмотрено как второстепенное, анализирует, что произойдет, если начать процесс достижения цели сразу или отложить его на определенный срок и т.д.
Все эти «взвешивания» вариантов, шансов характерны для любого человеческого действия. Но мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда «деятель», ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает: будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.5
Не всякое человеческое действие — действие социальное. Ибо достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.
Человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу знакомых, незнакомых (например, поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (например, коллектив, нация) или на все общество; может иметь в виду как прошлое (например, месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (например, упреждающие действия).
Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы зафиксированную на кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух) отругал водителя за то, что он испортил его новый плащ. Кадр третий: водитель, увидев, что он (неумышленно) сделал, останавливает машину, выходит из нее, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен любезностями. Кадр первый — в действии водителя нет социального действия (если он сделал это неумышленно).
Кадр второй — прохожий совершил социальное действие. Кадр третий — водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый — и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт. И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Внезапно пошел дождь, все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне казалось, что прохожие сговорились или открыли зонты по команде.6
Потребности как источник социального развития и мотивацию можно
Пожары и действия людей в пожарной обстановке
... понятие пожары и причины его возникновения; ·рассмотреть основные типы пожаров; ·изучить особенности психологии поведения людей при пожаре; ·рассмотреть основные действия людей при пожаре. Предмет исследования - пожар ... природу психических процессов у человека. Поэтому, обсуждая вопросы поведения людей при пожарах, нельзя обойти вниманием термин "паника". Происхождением термин обязан греческой ...
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение: «Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обществом».7 Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, что одни для него более значимы, другие — менее. Сбои, проблемы, конфликты в одной системе отношений могут отразиться на всей жизни, а в другой — могут остаться не более, чем неприятным эпизодом. Различаются ли связи между собой? Если различаются, то как? Что позволяет отдельным связям играть в нашей жизни решающую роль?
Субъекты (идет ли речь об индивиде, группе или общности) вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта зависимость возникает в процессе удовлетворения их потребностей, реализации их жизненных целей и установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно выразить этот первичный элемент социальных взаимоотношений следующим образом: «Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоряжении». Причем речь может идти как о материальных ценностях, так и о моральных (например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.
Зависимость может быть элементарной, прямой (от своего товарища, брата, коллеги).
Зависимость может быть сложной, опосредованной. К числу последней нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, нравов.
Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Именно предпосылки, но не более.
Социальная связь — это совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места и времени, во имя достижения конкретных целей. Социальная связь может быть прямой и опосредованной, односторонней или многосторонней.8
Есть и еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер.
Социальные отношения — это взаимосвязи между людьми и их объединениями, их совместная деятельность по поводу воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека, по поводу удовлетворения своих потребностей.9
Прекращение связи может произойти по нескольким причинам:
1. Изменение или утрата предмета связи. Например, у работников одного из оборонных предприятий были налажены четкие, хорошо отрегулированные связи с потребителями — государственными организациями. Наличие этих связей придавало уверенность, стабильность заводу, его коллективу и т.д. С наступлением конверсии положение резко изменилось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод, которая в буквальном смысле долгие годы «кормила» его. Коллектив предприятия, естественно, хочет сохранить эту связь, воздействует на руководство и т.д.
Взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков
... и общество. 1979. Вып. 13. –С. 66 4. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // ... работы лежат теоретические концепции: патологической зависимости (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ц.П. Короленко и др.); патологического использования компьютера (М. Орзак), а также информационного подхода к профилактике зависимости у подростков ...