Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

Содержание скрыть

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН

7.06.02

Раздел Педагогика

  1. Предмет педагогики как гуманитарной науки. Связь педагогики с другими науками о человеке.
  2. Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание, сходства и различия между ними.
  3. Основные факторы развития личности (перечислить).

    Роль биологических факторов в развитии личности (Привести пример).

  4. Основные факторы развития личности (перечислить).

    Роль социального фактора в развитии личности (Привести пример).

  5. Воспитание как ведущий фактор развития личности
  6. Место и роли активности личности в ее становлении
  7. Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности.
  8. Содержание образования, как педагогическая проблема. Ее исторический характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания образования в современной ситуации.
  9. Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер.
  10. Проблемно-развивающее обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся.
  11. Программированное обучение как средство интенсификации обратной связи в процессе обучения.
  12. Дифференция в образовании как средство учета индивидуальных особенностей в обучении
  13. Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в изучении и практической разработке
  14. Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания.

©Автор: Григорьев П. В.

Вопрос №1, Предмет педагогики как гуманитарной науки., Связь педагогики с другими науками о человеке.

«педагогика»

предметом

предмета педагогики как процесса формирования личности

На человека воздействует множество факторов среди которых выделяют как специально и целенаправленно воздействующие (воспитывающие), так и не специально воздействующие (сознательное и бессознательное воздействие).

Педагогика в этом смысле делится на:

Вопрос  1

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека.

4 стр., 1585 слов

Педагогика как наука и искусство

... науки, который толкует о воспитании и обучении” М.Монтень Педагогика как искусство ” Искусство — знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства” Говоря о педагогике как области искусства, ... он действует творчески. Педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации ...

философии.

психологией

физиология

кибернетика

Итак, педагогика – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Вопрос №2, Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание,

сходство и различия между ними.

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Педагогика не является в этом случае исключением. В ней принято выделять 3 фундаментальных педагогических понятия:

  • Обучение
  • Воспитание
  • Образование

Обучение

Воспитание

Образование

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Вопрос № 3, Основные факторы развития личности (перечислить)., Роль биологических факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность

развитием личности

Биологическое развитие,, Психическое развитие,

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.

Результаты исследований указывают на то, что лич­ность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в про­цессе всей его жизни и деятельности.

Формирование лич­ности — сложный, противоречивый и в то же время зако­номерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

Соотношение биологического и социального в форми­ровании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже генетические) факторы— такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

биологических факторов

От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства.

В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы являются определяющими в процессе формирования личности, другие считают, что доминирующими выступают социальные. В действительности очень нелегко отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспи­тания, образования, всего комплекса социальных усло­вий, от влияния генотипа.Например тот факт, что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли биологиче­ской наследственности, поскольку родители регулируют воспитание детей, а те сами подражают родителям, ис­пытывая при этом влияние семейной среды.

В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е. индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием генетической системы (биологического фактора) и внешних условий (социального фактора).

Утверждается, что оба они не отменяют и не исключают друг друга, а находятся в тесном взаимодействии.

Вопрос № 4, Основные факторы развития личности (перечислить)., Роль социальных факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность

развитием личности

Биологическое развитие,, Психическое развитие,

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.

Результаты исследований указывают на то, что лич­ность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в про­цессе всей его жизни и деятельности.

Формирование лич­ности — сложный, противоречивый и в то же время зако­номерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

Соотношение биологического и социального в форми­ровании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже генетические) факторы — такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

социальных факторов

Большой социум

Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума:

Биологическое развитие 1

Биологическое развитие 2

Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется.

Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.

Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет.

Вопрос № 5, Воспитание, как ведущий фактор развития личности., Воспитание может все…, Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

«воспитание

Воспитание в широком смысле, Воспитание в узком смысле

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

ускоряет

замедляет

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять .

Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

фактором влияния воспитания на личность

  1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое,физическое воспитание.
  2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание
  3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.
  4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества.

Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

Вопрос № 6, Место и роль активности личности в ее становлении

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде всего, ее собственная активность в этом сложном процессе.

Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться.

Под самовоспитанием понимается

Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее самовоспитания.

В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у человека «Я- концепции». Она включает в себя:

  • Представления человека о самом себе
  • Оценку человеком себя

Положительная «Я- концепция» очень важна для воспитания личности. Напротив отрицательная – подавляет ее активность, мешает внутреннему духовному росту и формированию. В связи с этим все педагогические стратегии и тактики направлены на то, чтобы поддержать все положительное, что есть в воспитаннике, т.к. это положительное влияет на активность личности в процессе ее становления.

(Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и относится к нему с оптимистической точки зрения).

Вопрос № 7, Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности.

Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном, житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и противоречивой.

Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:

1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного опыта из поколения в поколение.

2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной обществу.

3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного жизненного опыта.

Подробнее остановимся на описании этих подходов:

В педагогической и психологической литературе нередко встречается характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.

Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы личности ее скрытые задатки и способности.

В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования. Этот подход видит основной целью образования – его призвание формировать всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества . Предельная цель любого социального института в таком ракурсе рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях, проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.

Вопрос № 8

Содержание образования, как педагогическая проблема. Его исторический характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания современного образования.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2 подхода к пониманию сущности этого явления:

Подходы к содержанию образования

Вопрос  1

1. В традиционной педагогике, для которой характерен знание-ориентированный подход содержание об разования этосовокупность систематизированных знаний, умений и навыков; а также определенный уровень развития познавательных сил, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Этот подход во главу угла ставит знания , которые рассматриваются им как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе исторического опыта. Конечно знания – это важные социальные ценности, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он заслоняет собой самого человека.

личностно-ориентированный подход

исторический характер

необходимости

Вопрос № 9

Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика педагогического процесса. Его личностный характер.

Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его участников (субъектов): педагога и воспитанника.

явление обратной связи.

Вопрос  2 Здесь четко прослеживается движение информации и педагогический процесс приобретает динамичный характер.

Недостатком такова представления является то, что каждая сторона представлена в нем чисто функционально: педагог обязан дать информацию, ученик обязан ее исполнить. Но педагогический процесс, если понимать его в формирующем значении, воспитывающем смысле не может восприниматься только со стороны своей функциональной представленности.

личностная ориентация

Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п.

Диалог между преподавателем и воспитанником приобретает новый смысл и из простой вопросно-ответной беседы превращается в беседу разнообразных позиций, мнений, суждений. Благодаря этому конечное знание предстает не как однозначная истина, а как знание показанное в нескольких аспектах.

Вопрос № 10, Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной деятельности учащихся.

Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание.

В истории развития образования известны разные модели учебного процесса, которые отличаются друг от друга по характеру активности учащихся:

  1. Средневековая догматическая модель. Была самой ранней. Суть ее состоит в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен воспроизводить их дословно.
  2. Традиционная модель, при ней педагог не только предлагает знания, но и аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому.
  3. Проблемно-развивающая модель обучения. Сегодня особо интенсивно изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее.

проблемно-развивающего обучения

Процесс организации проблемного обучения не прост, т.к. он сам по себе не экономичен во времени, требует множества источников литературы. Такое обучение нередко оборачивается эмоционально травмирующей ситуацией для части учащихся, не способных быстро реагировать и включаться в работу.

Проблемно-развивающее обучение реализуется в несколько уровней:

  1. Проблемное изложение знания. На этом уровне педагог осуществляет передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели. Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам, требующим разрешения.
  2. Уровень эвристической беседы. На этом уровне специальными уточняющими и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся.
  3. Исследовательский уровень. Он подразумевает активную форму деятельности самих учащихся.

Вопрос  3 Проблемно-развивающееся обучение наглядно иллюстрирует движение информации и предполагает наличие обратной связи, которая представлена в следующей схеме:

Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему, признание его самоценности, внутреннего мира и т.п.

В связи с этим проблемно-развивающееся обучение предполагает диалог между педагогом и учащимся в форме не просто вопросно-ответной беседы, а в форме беседы разнообразных позиций, мнений, суждений в результате которой поставленная проблема предстает не как однозначная истина.

В этом и состоит проблемность данного типа обучения.

Вопрос № 11, Программированное обучение как средство обратной связи.

Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы описанный Плато­ном в диалог с мальчиком о том, как можно рассчитать площадь четырехугольника. В этом диа­логе Сократ, мастерски пользуясь эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок, подчеркивал логические связи между отдельными шагами, учил мыслить самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп работы. До полного пе­речня важнейших особенностей современной концепции программированного обучения сократовской методике не хватает только двух составляющих: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня сложности работы учаще­гося за счет уменьшения числа наводящих указаний.

Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем.

Программирова ное обучение

В традиционном обучении ученик обычно читает пол­ный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по вос­произведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление уче­нием, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы

1) Деление всего массива знания на небольшие, тесно связанные меж­ду собой фрагменты (части, порции, шаги)

2) Активизация деятельности учащихся, изучающих про­граммированный фрагмент

3) Немедленная оценка

4) Индивидуализация темпа и содержания учения

обратная связь

В настоящее время разработаны 2 разновидности программ в программированном обучении:

  • линей­ная
  • разветвленная

Линейная программа

Разветвленная программа ( разработана Кроудер ом) Основу образуют следующие теоретические положения: Учебный материал следует делить на части (порции, шаги), После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью само­стоятельного выбора правильного ответа среди нескольких ошибочных или неполных. Непосредственно после указания ответа, избранного учащимся, необходима проверка правильности его выбора. В связи с этим программа должна информировать уча­щегося о результате каждого выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной по пытки выбора правильного ответа или к соответствующей корректирующей рамке, объясняющей причины ошибки.

СЛинейная программа 1 хематично это можно представить так:

Автоматизация программированного обучения, вызванная введе­нием в школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает преподава­теля в фигуру как это представляли максималисты. Оказалось, что на всех ступенях программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидак­тическим средством» оно становится только в руках препо­давателя, причем это должен быть преподаватель, подготовленный к использованию этого метода в различ­ных ситуациях.

Вопрос № 12, Дифференциация в образовании как средство индивидуальных особенностей в изучении.

В 20 годы XX века возникла проблема дифференциации образования. Выделяют две причины ее появления:

  1. Физическая невозможность изучения всего багажа знания.
  2. Индивидуальные различия обучающихся: интересы, темпы усвоения материала, уровень подготовки и т.д.

Эти социально-педагогические и психологические причины привели в конечном итоге к необходимости создания дифференциации обучения. Она представляет собой разделение всего научного материала на определенные сферы (специальности).

Наиболее интенсивно дифференциация обучения происходила в Западной Европе, особенно в Англии. В отечественной школе интерес к дифференциации возник в последние 2 десятилетия. Она начала проводиться в некоторых случаях нередко в ущерб обучающимся.

При дифференциации образование в западных странах, педагоги столкнулись с большим количеством трудностей. Это побудило их заняться выяснением правил и особенностей дифференциации. В результате многолетней работы были составлены некие универсальные требования проведения дифференциации:

  1. Первоначальная селекция должна осуществляться на очень ранних стадиях, следует создавать большое количество направлений обучения.
  2. Каждый человек должен иметь право на образовательный максимум, независимо от его будущей способности к определенной деятельности.

Чаще всего дифференциация во многих школах мира осуществляется в старших классах, когда выделяется 3 основных направления:

  1. Естественнонаучное
  2. Математическое
  3. Гуманитарное

Нужно отметить, что эти 3 направления могут дополняться в зависимости от направленности того или иного учебного заведения, например, может прибавляться языковое направление (углубленное изучение иностранных языков) и т.п.

Педагоги должны предоставлять учащимся возможность попробовать себя в разных видах деятельности, тем самым, формируя их интересы. А уже учащиеся должны сами определиться, какая область знаний им по душе.

Трудности, возникающие в ходе этого процесса, могут заключаться в недооценке учащимися значимости тех или иных предметов. В момент, когда возникнет необходимость их применения — учащийся просто может оказаться не готовым к этому. Встанет вопрос о переориентации или переквалификации.

Вопрос № 13

Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в изучении и практической разработке.

Слово учителя — это ничем не заменимый инструмент

воздействия на душу воспитанника

В.А.Сухомлинский

категория функциональная

Педагогическое общение

целостность.

творчество

  1. Творчество в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.
  2. Творчество в умении понять психологическое состояние учащегося.
  3. Творчество в искусстве воздействия на партнера, в умении взаимодействовать с ним.
  4. Творчество в процессе саморегуляции, в преодолении разнообразных психологических барьеров, т.е. в искусстве управления собственным состоянием.

Творчество, проявляясь в этих 4 аспектах деятельности учителя, позволяет достичь более продуктивного уровня педагогического труда.

стиль педагогического общения

Сегодня в педагогике установлены 5 наиболее распространенных стиля педагогического общения основанные на:

1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный стиль)

2) дружеском расположении

3) общении — дистанции

4) общении — устрашении

5) общении- заигрывании

авторитарные, демократические и попустительские.

Вопрос № 14, Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из общественных институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не заботится о других так, столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

4 метода

1) диктат,

2) опека,

3) «невмешательство»

4) сотрудничество.

Диктат в семье

Опека в семье

Тактика «невмешательства»

Сотрудничество

РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ:

1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса.

3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека.

4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность функционирования. Приведите пример.

5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти.

6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса.

7. Способы управления процессами запоминания.

8. Способы управления эмоциональными состояниями.

9. Способы активизации мыслительной деятельности.

10. Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии. Формы проявления эмоций человека.

11. Проблема сознания и самосознания человека.

12. Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета психологии. Связь психологической науки с другими.

13. Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.

14. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.

Вопрос № 1, Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

  • Наблюдение
  • Опрос
  • Эксперимент.

Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют сущность.

Метод Наблюдения

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1.Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2.Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3.Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);

4.Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5.Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные приемы, снижающие этот недостаток. Большинство из них сводится к тому, что объективная оценка может быть достигнута не одним наблюдателем, а несколькими (минимум 2,3)

Наблюдение входит составной частью в опросные методы и эксперимент.

Опросные методы

Виды опросных методов (бесед):

  • Интервью
  • Вопросники
  • Психологические анкеты
  • Тесты

К беседе существует ряд требований: наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа может дать больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Эксперимент

Вопрос № 2, Общая характеристика ощущений, как психологического процесса

Ощущение — это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия:

1. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии

2. Ощущение — это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие — отражает свойства только внешне окружающего нас мира.

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, Функции ощущения:

  • Познавательная т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром

Энергетическая -, Развивающая —

Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

Классификация ощущений (по Шеррингтону):

Деление ощущений на виды в зависимости от того, где находится действующий раздражитель:

1. Экстероцептивные ощущения из вне, контактные и дистантные.

Интероцептивные

3. Проприоцептивные — ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

Общие закономерности ощущений:

  • Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.
  • Ощущение всегда имеет пространственную локализацию
  • Адаптация к ощущениям
  • Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.

— Особая форма взаимодействия ощущений — синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

Вопрос №3, Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека

Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:

  • Бихеовиаризм
  • Психоанализ
  • Гуманистическая психология

Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в понимании и изучении психики человека.

Бихеовиаризм

Вопрос  1

STIMUL

Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей стимул — реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек. (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм не учитывает бессознательные явления человеческой психики).

Психоанализ

Гуманистическая психология —

Отечественная школа

Вопрос № 4

Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность функционирования. (Привести пример).

познавательными психическими процессами.

Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:

Познавательные,, Регулятивные,, Эмоциональные

Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеетсвои собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас , целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий своеобразное органическое единство.

Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты .

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления.

Воображениетакже как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное, отражение опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

Мышление — это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли — сложный процесс, осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех психических процессов.

Вопрос №5, Память. Ее основные характеристики. Виды памяти.

Существует несколько определений памяти:

1. Памятьэто психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации .

2. Памятьэто способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и восстанавливает разные элементы нашего опыта. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность это:

Вопрос  1

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.

запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание

Запоминание, Сохранение, Воспроизведение, Забывание, Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;

2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

По характеру участи воли

Непроизвольная память, Произвольная память

По характеру психической деятельности

Двигательная память

Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

Эмоциональная память

3) Словесно-логическая память это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого запомнить материал.

4) Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.

Зрительная память

  • Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память

По продолжительности сохранения информации:

Мгновенная память, Кратко временная память

3) . Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

4).

Долговременная память способна хранить информацию в течении неограниченного срока.

Вопрос № 6, Общая характеристика восприятия как психологического процесса., Восприятие –, Предметность

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

Исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи).

Результатом этой воспринимающей деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Этапы восприятия:

1 этап — целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие мышление.

2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память.

3 этап — воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта).

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

функция восприятия

к классификации восприятия.

В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, . По форме существования материи, Вопрос № 7, Способы управления процессами запоминания.

Память — представляет собой систему процессов и состояний, где информация организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации — ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же состоянии, в каком оно было в момент запоминания.

Запоминание — процесс активный: новые сведения, взаимодействуя со всем остальным багажом памяти, приводят к изменению установок и мотивов и тем самым перестраивают все последующее поведение человека.

Умение организовать материал, знание разнообразных способов и приемов запоминания делают человека сознательным властелином безграничных резервов своей памяти.

Приемы запоминания можно разделить на две группы:

1) основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале,

2) основанные на привнесении из вне искусственных связей в запоминаемый материал.

мнемонических,

Мнемонические способы управления памятью делятся на 3 вида

  • Локальная привязка
  • Словесные посредники
  • Разбивание на группы
  • Ассоциации

Локальная привязка, Метод словесных посредников

метод группировки.

Метод ассоциации

Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в запоминаемом материале, либо на связи этого материала с интересами человека.

1. Метод, основанный на создании нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, а что и на всегда.

2. Запоминание объекта в деятельном аспекте. Материал легче запомнить если четко сформулирована цель деятельности. (Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, т.к. пересказ — это активная, организованная целью работа).

Цель также влияет не только на эффект запоминания, она еще и обеспечивает определенную напряженность, которое удерживает внимание к материалу до достижения результатов.

3. Понимание логической связанности материала также способствует его запоминанию.

4. Способ, содержащий в явном виде все упомянутые приемы, — это составление плана или блок-схемы.

Следует иметь ввиду, что положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а последний в свою очередь лучше чем нейтральный. Излагая трудный для запоминания материал полезно сопроводить его своей эмоциональной оценкой. Но следует всегда помнить, что повторение — это основной метод удержания информации в хранилище нашей памяти.

Вопрос № 8, Формы проявления эмоций человека., Способы управления эмоциональным состоянием.

Эмоциональный мир человека разнообразен и разнокачественен. Представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают понятия чувственного тона, аффектов, стрессов, настроений. Все это – формы проявления эмоций человека.

Аффект

Стресс

  1. реакция тревоги – мобилизация защитных сил организма
  2. сопротивление – полная адаптация к стрессу
  3. стадия истощения

Видный психолог Селье видит фидит физическую активность, как средство с помощью которого можно победить стресс, но одной ее не достаточно, необходим также кодекс поведения и конечная цель.

Нужно отметить, что стресс иногда необходим человеку, например, для адаптации к меняющимся условиям существования.

Настроение

Чувство

  1. Интеллектуальные (связанные с интересом)
  2. Нравственные
  3. Эстетические (связанные с чувством прекрасного)

первый способ управление эмоциями

Второй способ, Третий способ, Четвертый способ

Иногда человеку необходимо «выговорится» и выплеснуть все переживания наружу.

Эмоции можно усилить интересной работой и целенаправленной деятельностью + юмор.

Вопрос № 9, Способы активизации мыслительной деятельности.

Непосредственным толчком к развитию мыслительной деятельности служит возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что значительную роль играет в этом процессе сила мотива. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот. Существуют различные способы создания оптимальной мотивации, активизирующей мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют:

  • Мотивационный вызов
  • Правильная постановка проблемного вопроса
  • Преодоление психических барьеров
  • Подсказка

бросить человеку вызов

правильно, проблемно ставить вопросы,

преодоление психологических барьеров,

подсказку

Все вышеперечисленные способы активизации мышления весьма эффективны при анализе теоретических проблем в повседневной жизни.

Вопрос № 10, Эмоции и чувства человека их функции. Проблема эмоций в психологии.

Особую и важную сторону жизни человека представляют его эмоции и чувства. Если в восприятии, ощущении, мышлении отражаются предметы и явления, их различные свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Проблема эмоций в психологии учеными оценивается по-разному. Существует две точки зрения:

  • Эмоции играют важную положительную роль в организации мотивации. Человек – существо эмоциональное.
  • Эмоции дезорганизуют поведение, разрушают его и являются источником психосоматических заболеваний. Человек – существо рациональное и главными для него выступают познавательные и интеллектуальные процессы.

Эмоции

2 функции эмоций:

  1. Сигнальная функциявыражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
  2. Регулирующая функция заключается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Эмоции воздействуют на нас через различные каналы. Они могут вызывать целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается потоотделение и т. п.

Кроме того эмоции имеют решающее значение для развития личности. Они сильно влияют на процессы социализации, т.к. эмоции, которые человек испытывает наиболее часто в детском возрасте (будь они отрицательными или положительными) откладываются в его психике и могут всплыть на поверхность уже, когда он становится взрослым, внешне проявляясь в особенностях характера, отношениях его к миру.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, новейшие достижения техники и т.д. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

самого себя.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Вопрос № 11., Проблема сознания и самосознания человека.

Сознание – представляет собой сложную философско-психическую проблему, связанную с пониманием сущности человека, его отличия от животных. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др. Многие исследователи сознания любят ссылаться на положения Гесли, который пишет, что сознание также непонятно, как и появление джина из лампы Аладдина.

Психолог Спиркин определял сознание,как осознанное бытие человека и отношение «Я» к « не — Я». Он отталкивался от того, что человек — сознательное существо, специфика которого состоит в способностях отделять в представлении свое «Я», от жизненного окружения.

Представители бихеовиаризма считают, что сознание – это лишь «уважаемая гипотеза», а его наличие у человека – иллюзия, которая не может служить основанием для его поведения. Сознание сравнивается ими с черным ящиком.

сознание

3 свойства сознания:

  1. Способность к познанию
  2. Способность к переживанию
  3. Способность к построению отношений с миром в целом и с конкретными явлениями и людьми.

Эти свойства сознания реализуются с помощью взаимодействия процессов мышления и эмоций — в результате чего формируется субъективное отношение человека к миру, к окружающим его предметам и людям.

Все психические процессы вносят свой вклад в организацию сознания. Однако в зоне сознания находят отражения лишь малая часть всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма; многое из того, что прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры.

Самосознание

В процессе жизнедеятельности и в общении у человека складывается самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания.

главная функция

Вопрос № 12, Предмет психологии. Причины сложности его определения., Связь психологической науки с другими дисциплинами.

психология

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все и на житейском уровне могут истолковать то или иное понятие.

Что же изучает психология? Определение ее предмета представляется самым сложным, т.к. оно касается человека и, в особенности, его внутреннего мира. Как следствие – в ученой среде возникло множество точек зрения на эту проблему. Среди всего комплекса причин, затрудняющих определение предмета психологии, принято выделять 2 основные:

  1. Сложность понимания внутреннего мира человека объясняет тот факт, что нет единой психологии, а есть различные направления (научные школы), которые во главу угла ставят те или иные проявления внутреннего мира и соответственно с этим выстраивают теоретическую основу и методы исследования.
  2. Причина связана со специфическими особенностями самого человека. Человек – это существо многостороннее, для которого характерно наличие как бы двойной жизни внешне наблюдаемой и внутренне скрытой. Этот внутренний, недоступный субъективный мир сам по себе сложно организован. На его познание и направлена психология. Она стремиться к более обобщенному, систематизированному знанию и выявлению закономерностей.

Психология

биологией,

историей,

социологии.

педагогикой

философией,

Вопрос № 13, Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.

Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия.

Рефлексия

Рефлексия дополняется и обогащается в процессе этой обратной связи, что позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, управлять своим поведением.

Рефлексивные процессы, а к ним относятся: размышление, самонаблюдение и т.д. присущи человеческому сознанию и ими обладают все в разной степени.

Рефлексия

Выделяют два вида рефлексии:

Рефлексия 1

Таким образом, рефлексия выступает как механизм самосовершенствования.

Изучение рефлексии осуществляется при коммуникациях и в совместной деятельности: в имитационных играх, при проведении психологических тренингов и т.п.

Вопрос № 14, Мышление. Основные характеристики. Виды мышления., Мышление — верх блаженства и радость жизни,

доблестнейшее занятие человека.

Аристотель

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими — которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление — это познавательный психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

опосредованный характер

обобщённость

Мышление — это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих предметов.

Объективной материальной формой мышления является язык.

три вида мышления

  • Практическое,
  • Конкретно-образное (художественное)
  • Абстрактное (словесно-логическое)

    1.

Практическое мышление

2. Конкретно-образное

3. Абстрактное

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Умозаключение

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.