Оценка воздействия табачной зависимости на память

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой — проблемой является бросить курить, для второй — избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.

Не все еще сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение [6].

В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие организма. Наступает период превращения юноши в мужчину, девушки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном развитии, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют.

Как зарождаются вредная привычка? Почему подростки приобщаются к курению? Большинство из них начинают курить под влиянием примера взрослых, из — за мнимой престижности, склонности подражать, стремления к возмужанию.

Некоторые пробуют курить, влекомые любопытством. Сигарета, другая, третья… привычка быстро укореняется, появляется тяга к действию никотина. А что за этим?

Подростки, начинающие курить, порой не имеют даже малейшего представления о том, сколь пагубное воздействует на их здоровье, да и окружающие тоже.

Между тем существует красноречивые цифры. Статистика со всей определенностью свидетельствует, что каждый четвертый из курящих людей умирают от болезни, которые находятся в прямой зависимости от этой вредной привычки. Ежегодно «всемирная эпидемия» злоупотребления табаком уносит свыше миллиона жизней [3].

Курящего человека легко отличить от некурящего по бледной, несвежей, с ранними морщинами коже лица, пожелтевшими пальцами, табачному запаху изо рта, от волос, сиплому голосу. Он выглядит старше своих лет.

Как правило, у него набухшие и кровоточащие десны, рано начинают разрушаться зубы, язык обложен серовато — белым налетом. У курящих со временем краснеют кончики носа, ушные раковины, щеки, багрово-синюшной становится кожа кистей и стоп.

Следы, оставляемые табачным дымом, особенно заметны на представителях женского пола. Что же происходит в организме, когда человек бездумно затягивает сигарету? Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дама, составная часть его, никотин, уже поникает внутрь клеток головного мозга, спустя некоторое время наступает снижение его активности. Вот почему у курящих школьников ослабляется внимание, ухудшается восприятие учебного материала [7].

6 стр., 2876 слов

«Психолого-педагогическая профилактика дурных привычек у ...

... сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Вредными считаются те привычки, ... среди подростков распространять информацию о комфортной и счастливой жизни без дополнительных допингов. Достаточно успешна профилактика ... Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, где подросток зачастую тайком пробует алкоголь ...

Объективные исследования показывают, что курящие водители чаще нарушают правила управления автомашинами, чем некурящие; некурящие войны, призванные в ряды Российской Армии и Военно-Морского Флота, быстрее овладевают техникой, успешнее действуют на учениях.

Они выносливее физически, более устойчивы к психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям. Установлено, что после 1-2 выкуренных папирос или сигарет снижается точность движений, уменьшается острота зрения и цветоощущений.

У курильщиков со стажем могут быть необратимые поражения зрительного и слухового нерва. У курящих людей часто болит голова, отсюда раздражительность, неуравновешенность, беспокойный ночной сон.

Курение оказывает пагубное влияние на различные системы организма, в том числе на работу мозга. Исследование влияния никотина и других компонентов сигареты на мозг является очень актуальной, так как количество курящих людей огромно [3].

Еще большую актуальность оно приобретает в свете того, что все больше курящих появляется среди подростков, у которых происходит активный рост и развитие всех систем организма, в том числе и головного мозга, развиваются познавательные навыки. Тема нашей работы сформулирована как: «Особенности памяти людей с табачной зависимостью».

Целью работы является рассмотрение и анализ влияния курения табака на состояние памяти человека.

Объектом теоретического и практического исследования являются люди, подверженные табачной зависимости.

Предметом исследования является влияние курения табака на память курильщиков.

Исходя из заявленной цели, были поставлены

рассмотреть и проанализировать воздействие табака на мозг и нервную систему человека;

  • выяснить, как происходит формирование табачной зависимости;
  • проанализировать влияние курения табака на память человека.

Основная гипотеза данной работы: мы предполагаем, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти.

Для подтверждения гипотезы были использованы труды отечественных и зарубежных психологов, медиков и социологов, методические разработки по отвыканию от курения, научно-публицистические статьи, экспериментальная проверка гипотезы.

Глава 1. Влияние табачной зависимости на состояние памяти человека. Теоретический обзор проблемы

1 Причины и последствия табачной зависимости

Одной из основных причин начала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодом возрасте — подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях это число превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам.

Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается в привычку [8].

6 стр., 2836 слов

Влияние курения на организм человека

... курению табака прекращают курение самостоятельно и не нуждаются в специализированной медицинской помощи. Дифференциальная диагностика табачной зависимости и привычки к курению табака основывается на нескольких клинических признаках. Когда человек впервые прикасается к сигарете, ... желаемый психологический эффект: ... курение на беременную женщину. Вдыхание дыма от сигарет ... длительном курении. Мозг привыкает ...

Привычка курить настолько прочно вошла в быт, что внешне приобретает вид необходимой жизненной потребности. Многие и часа не могут обойтись без сигареты. Курят утром после пробуждения, до и после еды, на отдыхе и в напряженном умственном труде, в традиционном «перекуре» после физической работы и в конце дня — на сон грядущий.

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожжённый и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в лёгкие. Для выкуривания сигареты обычно требуется 12 — 18 затяжек.

Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака. Они представляют собой твёрдые частицы и капельки жидкости, размеры которых составляют доли микрометра. Число таких частиц в дыме одной сигареты измеряется десятками и сотнями тысяч миллиардов! Все эти частицы направляются в лёгкие.

Как известно, лёгкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 м2. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма и ядовитых жидкостных взвесей оседает в лёгких.

Но частицы дыма только одна составляющая табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в лёгкие [11].

Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.

В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода, стремление «выглядеть красивой». Часто девушки начинают курить в компаниях.

Итак, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Но есть еще один важный фактор, обуславливающий привычку к курению — привыкание к никотину. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.

Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически это связано с наступающим сужением сосудов мозга и понижением его активности. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах [14].

Кажущиеся подъем энергии, успокоенность, закрепляясь в сознании после выкуренной сигареты, переходят в условный рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти.

10 стр., 4552 слов

Зависимость от курения

... привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, ... сигарет. По оценкам, в США на лечение болезней, связанных с курением, уходит 50 миллиардов долларов в год. Это ... тему реферата, потому что проблема курения в современном обществе стоит очень остро, и от нее страдают не только сами курильщики, ...

Никотин, как и некоторые другие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексов курящему человеку становится трудно обходиться.

В основе привычки к курению лежат индивидуально-различные мотивы, основанные на комплексе условнорефлекторных связей, включающих в себя процесс курения и конкретные условия, в которых он происходит и закрепляется в сознании курящего. Например, встав из-за стола после обеда, создавшего ощущение комфорта и насыщения, курящий закуривает, и приятные ощущения от приема пищи относит не на счет нормально идущего пищеварения, а на счет курения.

Это впечатление закрепляется в сознании, и всякий раз после приема пищи курящему хочется курить. У большинства курящих такая привычка входит в распорядок обычной жизни и становится потребностью [20].

1.2 Воздействие курения на мозг и память человека

В процессе выкуривания сигареты происходит сухая перегонка табака, сопровождающаяся образованием ряда чрезвычайно ядовитых для живого организма веществ. И чем меньше лет курильщику, тем резче выражены последствия курения. Под влиянием табачного дыма нарушается регуляция сердечно-сосудистой системы, повышается артериальное давление и возрастает нагрузка на сердце.

У курящего подростка нарушается обмен веществ, и развиваются воспалительные процессы в легких. В результате, те, кто курит, заметно отстают в физическом развитии и чаще болеют. Школьники, начинающие курить, становятся легко возбудимыми, раздражительными, хуже учатся. При систематическом курении ослабевает память человека, способность логически мыслить [4].

Французские ученые пришли к выводу, что никотин убивает клетки мозга и останавливает формирование новых клеток в гиппокампе — в извилине полушария головного мозга в основании височной доли, которая участвует в эмоциональных реакциях и механизмах памяти. К такому выводу пришли французские учёные. Это и объясняет проблемы с восприятием у многих активных курильщиков, пытающих бросить дурную привычку.

Группа учёных проводила опыты на крысах. Эксперименты проводились во французском национальном институте здравоохранения и медицинских исследований в Бордо. Животных поставили в условия, когда они сами в течение шести недель регулировали своё потребление никотина. Исследователи обнаружили, что при уровне содержания никотина в организме, сравнимом с тем, что наблюдается у курильщиков, мозг крыс производил на 50% меньше новых нейронов гиппокампа. Увеличилась и смертность клеток [12].

Потеря «пластичности нейронов» мозга, вызываемая никотином, может приводить к проблемам в познании окружающего мира — к такому выводу недавно пришла группа французских исследователей.

Учёными хорошо задокументированы и проблемы с краткосрочной памятью у активных курильщиков, пытающихся бросить табак. Учёные пришли к выводу, что пока люди курят, стимулирующий эффект никотина скрывает потерю пластичности нейронов головного мозга.

Стоит отметить, что пока исследователи затрудняются объяснить, как именно связано курение и ускорение старения мозга. Дело в том, что, по некоторым данным, сам никотин за счет своего стимулирующего эффекта не только не ухудшает, но и, наоборот, улучшает интеллектуальные способности. Остается предположить, что либо его действие зависит от возраста человека, либо наблюдавшиеся в этом исследовании эффекты объясняются действием не самого никотина, а каких-то других веществ, проникающих в организм вместе с табачным дымом [5].

5 стр., 2190 слов

Психологические болезни и их классификация материал

... (эпилептическая болезнь) Атрофические заболевания головного мозга Деменции альцгеймеровского типа Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция Болезнь Пика Хорея Гентингтона Болезнь Паркинсона Психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга 3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства. В ...

Курение, воздействуя на головной мозг и познавательные процессы, может привести и к более серьезным нарушениям памяти.

Болезнь Альцгеймера — это распространенная форма сенильной, то есть старческой, деменции, или слабоумия. Особенностями этой болезни являются потеря нейронов (мозговых клеток), использующих в качестве нейромедиатора ацетилхолин, и утрата памяти.

В проведенных в начале 1990х годов исследованиях было высказано предположение, что курение оказывает защитный эффект против болезни Альцгеймера. Хотя исследователи этой темы не пришли к окончательным выводам, они полагали, что никотин мог задерживать начало семейной болезни Альцгеймера. Недавно ученые начали оспаривать эту теорию [6].

Они указывают, что в ранних исследованиях предполагалось, что генетическая уязвимость старых выживших курильщиков была такой же, как и некурящих людей такого же возраста. Однако было высказано предположение, что старые выжившие курильщики должны иметь относительно более эффективные механизмы восстановления ДНК, чем сопоставимая группа некурящих. Поэтому, если болезнь Альцгеймера связана с накоплением вызванных старением дефектов ДНК, старые выжившие курильщики могут быть менее восприимчивы к болезни Альцгеймера. Это может объяснять видимую обратную взаимосвязь между курением и болезнью Альцгеймера, обнаруженную в прошлом.

Приведенное ниже исследование окончательно проясняет картину, так как оценивает не количество страдающих болезнью Альцгеймера среди курильщиков и некурящих, а в ходе перспективного наблюдения отслеживает развитие новых случаев заболевания в каждой из этих групп.

Двухгодичное исследование, направленное на оценку взаимосвязи между курением и деменцией (старческим слабоумием), охватило 2820 участников 60 лет и старше из шести населенных пунктов. Все участники были отнесены к одной из трех групп: никогда не курившие, бывшие курильщики и нынешние курильщики [9].

В ходе перспективного исследования регистрировались возникающие случаи деменции. Всего был обнаружен 121 случай деменции, из них 84 (69%) случая были отнесены к болезни Альцгеймера, 17 (14%) имели сосудистые причины и 21(17%) относились к другим видам. По сравнению с никогда не курившими, у нынешних курильщиков был обнаружен повышенный риск болезни Альцгеймера (ОР = 2,72) и деменции сосудистого происхождения (ОР =1,98) с учетом возраста, пола, образования, артериального давления, употребления алкоголя. При этом риск болезни Альцгеймера был тем выше, чем больше сигарет выкуривалось. По сравнению с «легкими курильщиками», «средние курильщики» имели в 2,5 раза больший риск развития болезни Альцгеймера (ОР= 2,56), и еще больший риск обнаружен для «тяжелых курильщиков» (ОР= 3,03) [11].

Таким образом, данное исследование показывает, что деменция и болезнь Альцгеймера, в частности, чаще возникает у курильщиков, и ее риск возрастает с интенсивностью курения. Если деменция является крайним проявлением потери интеллектуальных функций, то остается справедливый вопрос о том, зависит ли от курения уровень познавательных функций у людей, которые не

Постепенно накапливаются результаты исследований, проведенных в разных странах, которые свидетельствуют о том, что у курильщиков происходит более быстрая возрастная потеря различных функций головного мозга, которые в совокупности именуются интеллектом, и происходит это не только в старческом, но и в среднем возрасте.

Проведенное в Европе исследование среди 9000 пожилых людей показало, что старые курильщики в пять раз быстрее утрачивают познавательные способности, чем некурящие [6].

Более того, с общим количеством выкуренных сигарет связана степень утраты: у тех, кто курил больше, данный процесс протекает обычно быстрее. Врачи давно поняли, что курение способствует развитию атеросклероза, при котором ухудшается состояние сосудистых стенок, что в свою очередь повышает риск инсульта и серьезного повреждения мозга.

Менее ясно воздействие курения на ежедневные умственные способности, особенно на стареющий мозг. Исследователи провели стандартный неврологический тест, используемый для измерения познавательных способностей, среди 9209 человек старше 65 лет. Добровольцев также спрашивали об истории их курения. Все они были повторно протестированы через 2-3 года для оценки ухудшения интеллектуальных способностей с течением времени [5].

Исследователи обнаружили существенные различия между курящими и некурящими. При общем максимальном результате теста в 30 пунктов, среди некурящих людей этот показатель умственных способностей снижался всего на 0,03 пункта в год, что составляло нормальное возрастное снижение.

Для тех же, кто Табак и здоровье хронически курил, снижение интеллектуального потенциала составило 0,16% в год более чем в пять раз выше, чем у некурящих. У бывших курильщиков уровни снижения познавательных функций были относительно невысоки 0,06% в год [8].

Многие пожилые курильщики считают, что в их возрасте уже все равно продолжать курить или нет, но исследование убедительно показывает, что прекращение курения все еще полезно.

Хотя точные механизмы влияния курения на снижение познавательных способностей пока еще не ясны, хроническое потребление никотина неизбежно приводит к ухудшению кровотока, потому что курение способствует развитию атеросклероза.

Обусловленный курением атеросклероз может становиться условием возникновения “миниинсультов”, которые убивают миллионы клеток мозга. Если у кого-то повторяются такие миниинсульты, это может привести к ухудшению функционирования мозга [3].

Продольное исследование, в котором отслеживались проявления органического мозгового синдрома у 889 людей старше 65 лет в Великобритании, показало, что ухудшение интеллектуальных функций у курильщиков происходит почти в 4 раза быстрее, чем у некурящих.

Однако негативное влияние курения на когнитивные функции распространяется не только на людей старшего возраста. Участники британской возрастной когорты 1946 года рождения наблюдались между 43 и 53 годами [12].

Интенсивное курение (более 20 сигарет в день) достоверно ухудшало такие функции, как память на слуховые стимулы и скорость зрительного поиска. В ретроспективном когортном исследовании кумулятивная доза выкуренных сигарет в пачко-годах оказывает слабое, но достоверное влияние на обобщенный показатель познавательных функций у мужчин средних лет (31-49 лет) [11].

3 Влияние курения на познавательные процессы

Курение табака нередко называют эпидемией, чумой XX века. И действительно, в большинстве стран Европы свыше 50% мужчин выкуривают в среднем по 15 сигарет в день. Число курящих женщин колеблется от 10 до 50%, превышая во многих странах 30%-ный рубеж. На территории бывшего СССР насчитывается свыше 70 млн. курильщиков.

По данным, полученным в 80-е годы, в СССР курили около 75% мужчин и 20% женщин. Несмотря на то что в последние годы доля курящих в большинстве стран уменьшается, абсолютное их число растет, главным образом за счет женщин и молодежи [9].

Ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 3 млн. человек. В текущем десятилетии от этих болезней только на территории бывшего СССР умрет около 5 млн. человек. В США потери, связанные с курением, составляют почти 26 млрд. долл. в год, то есть 11,3% от урона, наносимого всеми заболеваниями.

Несмотря на важность обсуждаемой проблемы, изучена она далеко не достаточно. Слабо разработанными остаются многие вопросы клиники и лечения табачной зависимости. Отчасти это может быть связано с отношением общества к курению как к социально приемлемой привычке.

Вместе с тем большинство специалистов считают, что никотинизм является вариантом токсикомании, причем одним из наиболее упорных и трудно поддающихся лечению [5].

Так же как и большинство других токсикомании, никотинизм проходит через фазы психологической и физической зависимости с формированием на заключительной стадии абстинентного синдрома, характеризующегося появлением ряда соматических и психических неприятных ощущений при прекращении курения.

Однако табачной зависимости присущ и ряд специфических черт, отличающих ее от других токсикомании. Так, при ней не развивается выраженных психических нарушений и изменений личности, что, очевидно, и делает этот вид патологического пристрастия социально терпимым. Кроме того, при никотинизме роль психологических факторов в становлении пристрастия, по-видимому, выше, чем при любой другой токсикомании.

До сих пор неясно, каким образом никотин может оказывать эйфоризирующее действие. В некоторых работах доказывается, что, хотя никотин и играет определенную роль в формировании табачной зависимости, она весьма мала по сравнению со значением психологических факторов [3].

Отсюда с очевидностью вытекает ведущее место методов психологического воздействия в лечении никотинизма. Терапия этого состояния — весьма сложная, комплексная задача, в основном разрабатываемая психиатрами и психотерапевтами.

Вместе с тем несомненно, что в российских условиях далеко не каждый больной обратится к психиатру с просьбой избавить его от пристрастия к курению. Поэтому действия врача общей практики, а также узких специалистов в различных областях соматической медицины в отношении этой категории пациентов также имеют немаловажное значение [2].

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что курение является одним из основных факторов риска развития заболеваний сердечно-сосудистой, бронхо-легочной и пищевой систем организма, а прекращение курения с течением времени снижает степень этого риска. Исходя из этого, Комитет экспертов ВОЗ рассматривает борьбу с курением как первейшую задачу профилактической медицины, реализация которой принесет огромную и неоднозначную пользу.

К такому же выводу пришли Н.В. Киселева и А.В. Прохоров, анализируя работы по медицинским и социально-экономическим аспектам табакокурения.

По данным опросов, в настоящее время курильщики в 42.95% случаев хотят бросить курить, и большинство из них (60,78%) пытались это сделать хотя бы один раз [2].

Было показано, что высокая частота рецидивов табакокурения в той или иной мере обусловлена сформировавшимся у курильщика синдромом зависимости от никотина, личностными особенностями, некоторыми социально-демографическими характеристиками, ситуационными факторами, а так же не стойкой мотивацией к воздержанию от курения.

Физиологическая зависимость была описана как состояние, при котором индивидуум продолжает курить потому, что отказ от курения вызывает чувство дискомфорта и при увеличении срока воздержания становится причиной развития абстинентного синдрома, для которого характерны непреодолимое желание закурить, чувство беспокойства, раздражительность, тревога, депрессия, недомогание, нарушения сна, работы пищеварительного тракта, головная боль, агрессивность, рассеянное внимание, снижение умственной работоспособности, ухудшение психомоторной координации, в ряде случаев — снижение частоты сердечных сокращений и артериального давления, увеличение во сне продолжительности стадии быстрого движения глаз, повышение температуры кожи пальцев, увеличение числа медленных волн на электроэнцефалограмме, снижение уровня адреналина в плазме крови [11].

Эти симптомы могут появиться через несколько часов или дней и держаться недели и даже месяцы, но наиболее выраженными они бывают, как правило, в 1-3-ю неделю воздержания от курения.

По данным С.П. Олейникова и соавт., разного рода жалобы на ухудшение самочувствия после отказа от курения предъявляли 61,2% человек [17].

После стихания явлений физиологической абстиненции на первый план выдвигаются психологические проблемы: действие старых условных рефлексов, связанных с курением, отрицательное влияние других курильщиков, стрессовые, кризисные ситуации. Имеются также данные, что лицам с поведенческим типом А, низкими показателями социально-психологической адаптации, интрапсихического контроля, самоуважения, экстравертированным, невротич-ным (тревожным) труднее бросить курить.

К социально-демографическим характеристикам, затрудняющим отказ от курения, относят молодой возраст, низкий уровень образования, тяжелый физический труд, низкую заработную плату (а соответственно и годовой доход), пассивное проведение досуга, беспечное отношение к состоянию своего здоровья и отрицательное отношение к физической культуре.

Важную роль в процессе отвыкания от курения многие исследователи придают наличию и степени выраженности у курильщика соответствующей мотивации [14].

M. Russell считает нецелесообразным лечить от курения лиц со слабо сформированной мотивацией, а также не имеет смысла убеждать в необходимости воздержания от курения высокомотивированных курильшиков. Этой же точки зрения придерживается Комитет экспертов ВОЗ по борьбе с курением.

Упомянутое выше свидетельствует о том, что существуют физиологические, психологические и психосоциальные проблемы табакокурения, а между тем до сих пор нет общепризнанной концепции этого феномена. Отсюда становится понятным многообразие методов, программ и кампаний по борьбе с курением [2].

На сегодняшний день используются разные методы лечения табакокурения, в том числе лекарственная терапия, акупунктура, психотерапия и их разнообразные комбинации.

Выводы по главе 1

Данные всех исследований показывают, что курение табака оказывает отрицательное воздействие на работу мозга, в том числе на память.

Особенно пагубно это воздействие в юном возрасте, когда идет становление познавательных процессов.

Также вредным оказывается курение и для людей старшего, в том числе пожилого возраста. Курение может также способствовать более серьезным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера.

Глава 2. Изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что изучение особенностей памяти у лиц с табачной зависимостью по-прежнему остается актуальным вопросом.

Эмпирическое исследование проводилось в средней школе № 145 Советского района Красноярского края. Исследование проводилось в 10-х, 11-х классах. Во время беседы выяснялось кто из юношей и девушек курят, а кто нет. В экспериментальную группу вошли юноши и девушки в количестве 25 человек, которые курят более 2 -х лет. В контрольную группу вошли юноши и девушки в количестве 25 человек, которые не курят. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 50 человек.

Цель исследования — выявить особенности памяти у людей с табачной зависимостью.

Гипотеза — мы предполагаем, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти.

Для достижения цели нашего исследования мы использовали следующие методики:

Методика 1. «Динамические особенности процесса запоминания».

Методика 2. «Определение уровня оперативной слуховой памяти».

Методика 3. «Оценка кратковременной памяти».

Методика 4. «Оценка оперативной зрительной памяти».

5) Методика 5. «Диагностика опосредствованной памяти»

Методика 1.Динамические особенности процесса запоминания

Учащемуся предлагается ряд, состоящий из 10 простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда. После каждого повторения определяется количество слов из ряда, которое учащийся сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения. Для запоминания учащемуся предлагается на выбор один из следующих наборов слов:

1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.

  • Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.
  • Собака, окно, цветок, ковер, низкий, конверт, неба, буква, сон.

Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено 6. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов.

Продуктивность процесса запоминания оценивается в баллах при помощи следующей шкалы:

баллов — учащийся сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это не более 5 повторений.

  • 9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за 6 повторений.
  • 7 баллов — за 6 повторений ребенку удалость правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.
  • 5 баллов — за 6 повторений ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.
  • 3 балла — за 6 повторений ребенок сумел верно воспроизвести 2-3 слова.
  • 1 балла — за 6 повторений ребенок сумел верно воспроизвести 1 слово и не вспомнил ни одного.

Все результаты заносятся в протокол.

Полученные результаты переводятся в баллы с помощью таблицы 1.

Таблица 1.

Уровень

Количество баллов

1

Высокий

8-10

2

Средний

5-7

3

Низкий

2-4

4

Очень низкий

0-1

Методика 2. Определение уровня оперативной слуховой памяти

Испытуемому с интервалом в 1 секунду поочередно зачитываются следующие 4 набора слов:

) месяц, дерево, прыгать, желтый, кукла, сумка, дом, палка, солнце.

) ковер, стакан, плыть, тяжелый, книга, яблоко, часы, дети, мяч, кошка.

) вилка, диван, шутить, смелый, пальто, телефон, река, рыба, есть, стоять.

) школа, человек, спать, красный, тетрадь, цветок, лодка, высоко, собака, играть.

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 52 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами:

тетрадь, солнце, смелый, пуговица, дерево, телефон, река, тяжелый, стул, желтый, дом, цветок, палка, вилка, стакан, ковер, корова, плыть, ручка, дети, кошка, кресло, диван, телевизор, шутить, есть, стоять, слон, школа, кукла, домишко, человек, спать, красный, книга, лежать, яблоко, часы лодка, рыба, высоко, лебедь, прыгать, сумка, собака, играть, стук, мяч, пальто, пес, месяц.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием 2да», а его отсутствие — высказыванием «нет».

Экспериментатор отмечает все, что смог запомнить учащийся.

Все результаты заносятся в протокол.

Полученные результаты переводятся в баллы с помощью таблицы 3.

Таблица 3

№Уровень Количество баллов

1

Высокий

35-40

2

Средний

20-34

3

Низкий

19-10

4

Очень низкий

0-9

Объем кратковременной слуховой памяти оценивается в баллах при помощи следующей шкалы:

-35 баллов — учащийся сумел запомнить и безошибочно найти 35 и более слов.

-20 баллов — ребенок сумел найти 20 и более слов.

-10 баллов — ребенку удалость правильно найти менее 20 слов.

-9 баллов — ребенок сумел верно найти менее 10 слов.

Методика 3. Оценка кратковременной памяти

Для проведения исследования потребуется 9 геометрических фигур и 12 слов: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Для предъявления данного материала, как правило, используют тахистоскоп. Время экспозиции каждого элемента 2 секунды, а интервал между экспозициями — 1 секунда.

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Испытуемый садится за стол напротив экспериментатора и приступает к выполнению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры (или слова).

Необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». В протоколе экспериментатор фиксирует время воспроизведения, количество правильно воспроизведенных элементов и ошибок.

Затем подсчитать количество правильно воспроизведенных элементов с, ошибочно воспроизведенных элементов т и пропущенных элементов п. Основной показатель продуктивности памяти В определяется по формуле:

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 1

Протокол исследования объема образной и вербально-логической кратковременной памяти

Таблица 3.

Стимульный материал

Время воспроизведения, с

Поправка на время

Качество воспроизведения

Геометрические фигуры

Слова

Время воспроизведения каждого элемента рассчитывается с учетом поправки Т (табл.4).

Таблица 4. Поправка на время воспроизведения стимульного материала

Геометрические фигуры

Слова

Экспериментальное время, с

поправка на время, баллы

Экспериментальное время, с

поправка на время, баллы

<5

+1

<4

+1

5-25

0

4-13

0

25-35

-1

13-17

-1

>35

-2

>17

-2

Показатель объема кратковременной памяти А, объединяющий показатель продуктивности памяти В и время воспроизведения с учетом поправки Т вычисляется по формуле

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, подсчитывается средняя арифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные данные между собой.

Для последующего сопоставления полученных данных с другими характеристиками памяти, а также для интериндивидуального анализа необходимо перевести абсолютные значения объема кратковременной памяти А в шкальные оценки по табл. 5.

Таблица 5. Шкальные оценки объема кратковременной памяти

Шкальные оценки

Образная память

Вербально-логическая память

Шкальные оценки

Образная память

Вербально-логическая память

19

>100

>86

9

63-67

38-42

18

79-86

8

59-62

33-38

17

98-100

74-79

7

54-58

29-33

16

94-97

69-74

6

50-53

23-29

15

90-93

65-69

5

46-49

20-23

14

87-89

60-65

4

40-45

12-20

13

82-86

56-60

3

36-39

11-12

12

76-81

51-56

2

31-35

7-11

11

73-75

47-51

1

26-30

2-7

10

68-72

42-47

0

<25

<2

Методика 4. Оценка оперативной зрительной памяти

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рис. 1 (См. Приложение).

После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рис. 2) (См. Приложение), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделения времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8,12, 14,16; второму набору — 2, 7,15, 18,19, 21; третьему набору — 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору — 5, 9,13, 20, 22,23.

Методика 5.Диагностика опосредствованной памяти

Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

баллов — очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

-9 баллов — высоко развитая опосредованная слуховая память.

-7 баллов — средне развитая опосредованная слуховая память.

-3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память.

-1 балл — слабо развитая опосредованная слуховая память.

.2 Анализ результатов исследования

В результате определения уровня развития памяти нами были получены следующие результаты: в группе некурящих учащихся 15 человек имеют высокий уровень развития памяти, 6 человек — средний, 2 человека — низкий и 2 человека — очень низкий.

В группе курящих учащихся — 3 человека имели высокий уровень развития памяти, 15 человек — средний уровень, 4 человека — низкий уровень и 3 человека — очень низкий уровень.

Таблица 6.Определение уровня развития памяти в группе курящих учащихся и группе некурящих учащихся

Уровень

Группы

некурящих учащихся

курящих учащихся

Высокий

15

3

Средний

6

15

Низкий

2

4

Очень низкий

2

3

Таблица 7. Определение особенностей памяти в группе курящих учащихся в баллах по 5 методикам

И. Ф.

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

1

Андрей А.

8

35

8

8

8

2

Лена А.

9

35

8

8

9

3

Яна А.

10

35

8

8

9

4

Женя Б.

7

35

7

7

5

5

Маша Г.

7

35

7

5

6

6

Стас Д.

6

20

7

5

5

7

Наташа Д.

6

20

6

5

6

8

Настя Л.

5

20

5

6

7

9

Нелли Л.

5

11

7

6

6

10

Ксения Н.

5

11

5

5

5

11

Валера О.

5

12

6

6

6

12

Рома П.

5

10

5

5

5

13

Маша П.

5

15

5

5

5

14

Дина С.

5

15

5

5

5

15

Даша Т.

5

15

4

5

4

16

Слава Т.

5

13

5

4

5

17

Юля Ч.

5

13

6

5

4

18

Марина Ч.

5

11

6

6

7

19

Артем Ч.

4

20

3

3

3

20

Женя Я.

4

20

3

3

3

21

Елена В.

3

9

3

4

2

22

Максим Л.

3

9

2

3

3

23

Илья Л.

1

9

1

1

1

24

Яна Р.

1

9

1

1

1

25

Стас Ю.

1

9

1

1

1

Таблица 8. Определение особенностей памяти в группе некурящих учащихся по 5 методикам в баллах

И. Ф.

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Методика 5

1

Таня А.

10

40

9

10

10

2

Женя А.

10

40

10

10

10

3

Коля Б.

10

37

10

10

10

4

Лена Б.

10

37

10

10

10

5

Костя В.

10

38

10

10

10

6

Ульяна В.

9

39

9

10

10

7

Илья Г.

9

40

10

9

9

8

Катя Д.

9

35

10

8

9

9

Вероника З.

9

37

10

9

9

10

Рома К.

9

38

10

8

9

11

Данил К.

8

36

10

8

9

12

Вова М.

8

39

10

9

9

13

Настя М.

8

39

8

10

10

14

Лиля П.

8

39

8

10

10

15

Маша Р.

9

40

9

10

10

16

Максим Р.

7

34

6

7

6

17

Даша Р.

7

34

7

6

7

18

Настя У.

6

33

6

6

6

19

Кристина Ш.

6

20

5

4

5

20

Лена Я.

5

21

4

5

5

21

Саша И.

5

22

5

4

5

22

Алина Я.

3

10

3

3

2

23

Олеся О.

4

10

3

3

2

24

Михаэль Б.

2

6

1

1

25

Марк Д.

1

7

1

1

1

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 2

Рисунок 1. Определение уровня развития памяти в группе некурящих учащихся и группе курящих учащихся.

Таким образом, как видно из рисунка 1, высокий уровень развития памяти имеют 12% человек группы курящих учащихся и 60% человек группы некурящих учащихся, средний уровень — 60% человек группы курящих учащихся и 24% человек группы некурящих учащихся, низкий уровень — 16% человек э группы курящих учащихся и 8% человек группы некурящих учащихся, очень низкий уровень — 12% человек группы курящих учащихся и 8 % человек группы некурящих учащихся.

Явно видно, что среди лиц с табачной зависимостью средний и низкий уровень развития памяти, а среди юношей, не страдающих табачной зависимостью, — высокий и средний.

Определим коэффициент линейной корреляции между двумя рядами показателей в группе некурящих учащихся и группе курящих учащихся:

Среднее значение этих двух рядов

X=3,95 Y = 7,5

Их дисперсии

Sx=16,3 Sy = 24,18

Коэффициент линейной корреляции

Rxy=0,91

Дисперсию мы считали по формуле:

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 3Где S — дисперсия;

Х — среднее значение переменной по выборке;

xr — индивидуальные значения переменной по выборке;

n- число частных значений переменной в данной выборке.

Коэффициент линейной корреляции мы высчитывали по формуле:

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 4

Где Rxy — коэффициент линейной корреляции;

Х, Y — средние выборочные значения сравниваемых величин;

xr ,yr — частные выборочные значения сравниваемых величин;

n- общее число величин в сравниваемых рядах показателей;

Sx, Sy — дисперсии, отклонения сравниваемых величин.

Коэффициент линейной корреляции Rxy =0,7, значит, наша гипотеза верна.

Итак, наша гипотеза о том, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти, подтвердилась.

Из этих данных видно, что у лиц с табачной зависимостью имеются особенности развития памяти:

1) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень динамических особенностей процесса запоминания,

2) уровень оперативной слуховой памяти лиц с табачной зависимостью характеризуется средним или низким уровнем развития,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень кратковременной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень оперативной зрительной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень опосредствованной памяти

Итак, наша гипотеза о том, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти, получила подтверждение.

Выводы по главе 2

На данном этапе нашего исследования был проведен эксперимент.

Эмпирическое исследование проводилось в средней школе № 145 Советского района Красноярского края. Исследование проводилось в 10-х, 11-х классах. Во время беседы выяснялось, кто из юношей и девушек курить, а кто нет. В группу некурящих учащихся вошли юноши и девушки, которые не курят в количестве 25 человек. В группу курящих учащихся вошли юноши и девушки в количестве 25 человек, которые курят более 2 -х лет. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 50 человек.

В ходе проведения эксперимента была достигнута цель — выявить особенности памяти у лиц с табачной зависимостью.

Высокий уровень развития памяти имеют 12% человек группы курящих учащихся и 60% человек группы некурящих учащихся, средний уровень — 60% человек группы курящих учащихся и 24% человек группы некурящих учащихся, низкий уровень — 16% человек э группы курящих учащихся и 8% человек группы некурящих учащихся, очень низкий уровень — 12% человек группы курящих учащихся и 8 % человек группы некурящих учащихся.

Явно видно, что среди лиц с табачной зависимостью средний и низкий уровень развития памяти, а среди юношей, не страдающих табачной зависимостью, — высокий и средний.

Из этих данных видно, что у лиц с табачной зависимостью имеются особенности развития памяти:

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень динамических особенностей процесса запоминания,

) уровень оперативной слуховой памяти лиц с табачной зависимостью характеризуется средним или низким уровнем развития,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень кратковременной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень оперативной зрительной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень опосредствованной памяти

Итак, наша гипотеза о том, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти, получила подтверждение.

Заключение

Важность выявления особенностей памяти у лиц с табачной зависимостью не требует доказательств, это очевидно.

Данные всех исследований показывают, что курение табака оказывает отрицательное воздействие на работу мозга, в том числе на память.

Особенно пагубно это воздействие в юном возрасте, когда идет становление познавательных процессов.

Также вредным оказывается курение и для людей старшего, в том числе пожилого возраста. Курение может также способствовать более серьезным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера.

Суммируя изложенное выше, легко заметить, что самые успешные программы по борьбе с курением основаны на объединении разных методов, причем основным их элементом является обучение пациента самоконтролю и сяморегуляции.

В этих программах придается особое значение групповой форме работы, использованию средств массовой информации, повышению социально-психологической компетентности курящего, созданию стойкой положительной мотивации курильщиков к отказу от курения и последующему воздержанию от него, продуманному плану мероприятий по изменению поведения курильщика и формированию здорового образа жизни, вовлечению его в активную борьбу с собственной привычкой, врачебному контролю за ходом процесса отвыкания на всех этапах лечения, мерам профилактики рецидивов курения.

Между тем еще мало уделяется внимания дифференциации программ в зависимости от типа курения, его клинических разновидностей, форм табачной зависимости, вариантов патологического влечения к курению и типа его течения, индивидуальных особенностей курильщиков и уровня их социально-психологической адаптации, личностных реакций на заболевание.

К этому перечню условий повышения эффективности программ борьбы с курением и предотвращения раннего выбывания участников из этих программ следует добавить отмеченную ранее необходимость адекватной оценки характера подкреплений, обусловливающих «поведение курильщика», а также хорошего эмоционального контакта между врачом и участником программы.

Таким образом, в настоящее время одной из важнейших медицинских задач является создание более совершенных методов и программ борьбы с курением с учетом установленных закономерностей.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили эмпирический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы изучения особенностей развития памяти старшеклассников, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

. Была изучена литература по проблеме исследования.

. Было рассмотрено и проанализировано воздействие табака на мозг и нервную систему человека

. Был проведен эксперимент, в ходе которого были выявлены особенности памяти у лиц с табачной зависимостью.

Эмпирическое исследование проводилось в средней школе № 145 Советского района Красноярского края. Исследование проводилось в 10-х, 11-х классах. Во время беседы выяснялось, кто из юношей и девушек курить, а кто нет. В группу некурящих учащихся вошли юноши и девушки, которые не курят в количестве 25 человек. В группу курящих учащихся вошли юноши и девушки в количестве 25 человек, которые курят более 2 -х лет. Общее количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 50 человек.

В ходе проведения эксперимента была достигнута цель — выявить особенности памяти у лиц с табачной зависимостью.

Высокий уровень развития памяти имеют 12% человек группы курящих учащихся и 60% человек группы некурящих учащихся, средний уровень — 60% человек группы курящих учащихся и 24% человек группы некурящих учащихся, низкий уровень — 16% человек э группы курящих учащихся и 8% человек группы некурящих учащихся, очень низкий уровень — 12% человек группы курящих учащихся и 8 % человек группы некурящих учащихся.

Явно видно, что среди лиц с табачной зависимостью средний и низкий уровень развития памяти, а среди юношей, не страдающих табачной зависимостью, — высокий и средний.

Из этих данных видно, что у лиц с табачной зависимостью имеются особенности развития памяти:

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень динамических особенностей процесса запоминания,

) уровень оперативной слуховой памяти лиц с табачной зависимостью характеризуется средним или низким уровнем развития,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень кратковременной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень оперативной зрительной памяти,

) у большинства лиц с табачной зависимостью выявлен средний или низкий уровень опосредствованной памяти

Итак, наша гипотеза о том, что у людей с табачной зависимостью имеются нарушения памяти, получила подтверждение.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tabachnaya-zavisimost/

1. Андреева Т., К. Красовский. Табак и здоровье. М., 2006.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977.

4. Васильченко Е.А. Табакокурение. — М., 2000.

5. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. — М.: Просвещение, 1989.

6. Горин А.Г. Курение и молодежь. — Киев, 1999.

7. Деларю В.В. Губительная сигарета. — М.: Медицина, 1987.

8. Деларю, Владимир Владимирович. Губительная сигарета: 2-е изд., перераб. и доп. / Владимир Владимирович. Деларю. — М.: Медицина, 1987.

9. Еременко Е.С. Вред курения. — Минск, 1989.

10. Журнал «Здоровье» от 5 сентября 1990 года, стр. 15-16.

11. Клещева Р.П.. Табакокурение и мозг. М.: Наука, 1991.

12. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. — М.: Профиздат, 1990.

13. Мышкин В. Попытка № 48 // Men’s Health. — 1999, № 4.

14. Небылицын В.Д. Темперамент/Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

15. О вреде курения. Под редакцией Г.Г. Муалова, А.О. Тавакова, А.А. Ахмедахановой. Дагестанское книжное издательство, 1983.

16. Оружие геноцида: самоубийство людей и его механизмы. Академия управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития. Прогнозо-аналитический центр, 2005.

17. Радбиль, Оскар Самойлович Курение / Оскар Самойлович Радбиль, Юрий Михайлович.Комаров,. — М.: «Медицина», 1988.

18. Табачное зелье: Сборник. — М.: Знание, 1983.

19. Теплов Б.М. О понятии слабости и инертности нервной системы // Вопросы психологии, 1955, № 6.

20. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 1986.

Приложение

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 5

Глава изучение особенностей памяти у людей с табачной зависимостью 6