Понятие психологического стресса и его разновидности

В XXI веке идет активное осваивание человечеством Мирового океана, полярной области планеты, гор, при этом часто сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, иначе говоря, со стрессом. Все мы знаем, что при этом возрастают резко как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В течении своей жизни, наверно, каждый человек стресс испытывал, а в наше время начали часто говорить о стрессе.

Предпосылка возникновения и распространения учения в стрессе можно считать, что стала возросшая (в особенности во второй половине ХХ в.) от действия неблагоприятных факторов среды актуальность проблемы защиты человека. В своих проявлениях стресс многолик. Он играет особую роль в появлении не только ряда заболеваний внутренних органов или нарушений психической деятельности человека. Сегодня известно, что практически любое заболевание может спровоцировать стресс. В связи с этой ситуацией на сегодняшний день появилась потребность в том, чтобы как можно больше узнать о стрессе и методах его преодоления и предотвращения. Но это совсем не значит, что является стресс только бедой, злом. Он — и важнейший инструмент закаливания и тренировки, так как он способствует повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс в непрекращающейся адаптации организма ко всем изменениям в окружающей человека среде так же является нашим верным союзником.

Именно поэтому приобретает первостепенную важность изучение биологических основ стресса, а так же выяснение механизмов его развития и возникновения. Иными словами, владение технологиями управления стрессом для современного человека является значимым условием его эффективной деятельности, а в особенности деятельности в новых для него областях. Я выбрала эту тему, потому что она является актуальной в наше время для современного общества, все это исходит из вышесказанного мной.

Термин «стресс» используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений. Сути данного понятия уделено довольно большое количество внимания и в дальнейшем будут приводиться наиболее распространенные его толкования. Стоит отметить, что и на сегодняшний день не всегда в литературе четко разграничивают понятия дистресса, напряжения, стресса, эмоционального стресса, тревожности и т.д., что еще более усложняет изучение этой достаточно сложной проблемы.

40 стр., 19636 слов

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных ...

... взаимодействии более сложными становятся социальные качества дошкольников. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет социализирующий характер. [8] Социализация представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром. ...

С понятием «стресса» связаны и иные понятия, такие как напряжение, тревога и т. п. Как полагает Д. В. Ковпак, «тревога возникает, когда индивид воспринимает конкретную ситуацию или раздражитель как несущие в себе потенциально или актуально элементы угрозы, опасности, вреда». Тревожное состояние может меняться по интенсивности и во времени как функция степени стресса, которому подвержен индивид.

С подобным положением согласовано и понимание стресса в качестве совокупности воздействий внешнего характера (стресс-факторов), воспринимаемые личностью как повышенные требования и создающие угрозу ее самооценке, самоуважению, что приводит к соответствующей эмоциональной реакции (состояние тревоги) разной интенсивности. Склонность к подобной эмоциональной реактивности можно характеризовать как личностную тревожность.

Стресс характеризуется развитием и имеет логику собственного развития. Последствия для человеческого организма при развитии стресса могут быть самыми различными.

Целью данного реферата является анализ объективных причин возникновения психологического стресса.

Цель обусловила постановку следующих задач:

  • дать понятие психологического стресса;
  • рассмотреть различные виды психологического стресса;
  • проанализировать основные объективные причины стресса.

Для того, чтобы решить поставленные задачи использовались ниже перечисленные методы исследования:

1. Изучение и анализ экспериментальной и теоретической литературы по педагогике, психологии. В том числе, в жизни человека проблема стресса рассматривается в изученных нами трудах таких авторов, как:

Г. Селье, «Стресс без дистресса». Данный автор — создатель теории стресса, все следующие ученые, изучающие явление стресса, опираются на его теорию.

Ю.В. Щербатых, «Психология стресса и методы коррекции». Работа, российского современного ученого, в которой рассмотрено достаточно широко явление тревожности и стресса.

Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». Работа советского автора, который также изучал стресс.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие психологического стресса и его разновидности

1.1 Определение психологического стресса

В современной жизни стрессы имеют большое значение. Они воздействуют на человеческое поведение, его способность к работе, здоровье, межличностные и семейные отношения.

Что есть стресс, как можно наиболее верно дать его научное определение?

Стресс являет собой состояние чересчур длительного и сильного психологического напряжения, возникающее у человека, когда его нервная система оказывается эмоционально перегруженной.

Наиболее распространенным определением следующее:

Стресс — это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое.

Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.

8 стр., 3814 слов

Стресс. Реакции человека на стрессовую ситуацию

... человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс ... также постоянно должен осуществляется процесс адаптации Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: ДЕКОМ, 1988 - с.67-68 . ...

Каждый факт, событие или сообщение может привести к стрессу, т.е. являться стрессором. Стрессорами могут выступать самые различные факторы: вирусы и микробы, разные яды, низкая или высокая температура окружающей среды, болезнь и т.д.

Но стоит отметить тот факт, что подобными же стрессорами могут являться и всякие эмоциогенные факторы, т.е. факторы, которые влияют на эмоциональную сферу жизни человека.

Это все, что может вызвать в нас волнение, грубое слово, несчастье, незаслуженная обида, неожиданное препятствие нашим стремлениям или действиям.

Притом, выступит какая-либо жизненная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, самооценки и т.д. Особенно огромную роль играют конечно, оценивание угрозы, ощущение ужасных последствий.

Значит, само переживание и возникновение стресса зависит и от объективных, и от субъективных факторов, от личностных особенностей самого человека: оценивании им ситуации, сопоставления собственных способностей и сил с теми требованиями, что к нему предъявлены и т.д.

Стрессовые ситуации могут возникнуть как дома, так и на работе. С точки зрения управления, большую заинтересованность вызывают факторы организации, вызывающие стресс на рабочем месте.

Потому при изучении стресса так важно знать причины, которые его вызвали. Это поможет предотвратить множество стрессовых ситуаций и увеличить качество жизни множества людей, а также добиться большей гармонии в межличностных и семейных отношениях.

Ведь именно стресс приводит ко многим заболеваниям, а значит, наносит серьезный урон человеческому здоровью, тогда как здоровье — одно из самых важных условий плодотворной и счастливой человеческой жизни.

Потому важно рассмотреть и личностные факторы, которые вызывают стресс. Кроме причин возникновения стрессов, многие ученые подвергают анализу состояние организма во время стресса — стрессовое напряжение, его главные причины и признаки.

Всякая неожиданность, нарушающая привычный ход жизни, может стать причиной стресса.

Трудно обнаружить научный термин, которым пользовались бы так же часто, как словом «стресс». При употреблении данного термина люди обычно дают понять, что находятся в нервном напряжении, что они подавлены или утомлены. Между тем, стресс — это вовсе не болезнь, а средство, с помощью которого организм ведет борьбу с отрицательными воздействиями.

Иногда стресс может оказать положительное влияние, поскольку в случае необходимости помогает задействовать ресурсы человеческого организма. Но чрезмерные стрессы могут вести к истощению, которое может привести к физическим и психическим заболеваниям.

Стресс — часто встречающееся и обычное явление. Незначительные стрессы безвредны и неизбежны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для организаций и индивидуумов.

Стресс — это неотъемлемая частью существования человека. Необходимо лишь научиться отличать допустимую степень стресса от слишком большого стресса.

1.2 Различные типы стрессов

Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная Р.Т.Won

  • межличностный стресс;
  • личностный стресс;
  • внутриличностный стресс;
  • рабочий стресс;
  • семейный стресс;
  • экологический стресс;
  • общественный стресс.
  • финансовый стресс;
  • Понижение ресурса помогает увеличению уязвимости к разным расстройствам, связанным со стрессом, а именно: страх, отчаяние, тревога, депрессия.

Внутриличностный стресс. Множество наших требований к окружающему миру и его влияния на нас связаны с данным типом стресса. Данная область своеобразная центробежная сила, оказывающая воздействие на все области нашей жизни.

13 стр., 6144 слов

Социальные проблемы людей пожилого возраста и основные подходы к их решению

... полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. 1.2 Основные социальные проблемы людей пожилого возраста В ... 127]. Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни стрессов). Самое страшное для человека (после утраты ...

Если мы не в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание, смятение проявляется в отрицательном отношении, влияниях на внешнюю среду и нарушениям межличностных взаимосвязей.

В данную категорию стресса могут входить такие события, как нереализованные потребности, несбывшиеся ожидания, бесцельность и бессмысленность поступков, неадекватность оценки событий, болезненные воспоминания и т.п.

Межличностный стресс взаимодействует с конкретными сферами жизни. Поскольку любому человеку приходится все время решать разнообразные общественные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с иными лицами и «его оценка существенно воздействуют на наше переживание, восприятие, отношение к событиям и становятся проблемами в межличностных отношениях».

Личностный стресс относится к тому, что делает личность и что с ней происходит, когда он не исполняет, нарушает конкретные предписанные общественные роли, такие как роль мужа, родителя, служащего и т. п.

Он может проявиться вследствие таких явлений как проблемы со здоровьем, сексуальные трудности, плохие привычки, старение, скука, уход на пенсию.

Семейный стресс вмещает в себя все проблемы в семье и семейных отношениях — супружеские проблемы, конфликты между поколениями, работа по дому, болезнь и смерть в семье, жизнь с молодежью, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с повышенной нагрузкой по работе, отсутствием самоконтроля за результатом деятельности, неопределенностью ролей и ролевым конфликтом. Плохая защита от опасностей на работе, несправедливое оценивание труда, нарушение организации может привести к стрессу.

Социальный стресс можно отнести к проблемам, которые переживают, испытывают огромные группы людей, — к примеру, спад экономики, банкротство, бедность, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс можно объяснить влиянием экстремальных условий внешней среды, ожиданием подобного воздействия или его последствий — загрязнение воды и воздуха, суровые условия погоды, недоброжелательство соседей, толкотня, повышенная степень шума и т. п.

Финансовый стресс не нуждается в разъяснениях. Невозможность оплаты счетов, не обеспечение расходов доходами, затруднения в выплате долга, несоответствие степени зарплаты результатам деятельности, возникновение финансово необеспеченных и дополнительных расходов, эти и иные обстоятельства могут явиться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

3 стр., 1329 слов

Стресс. Стадии развития стресса

... выделяют три стадии развития стресса: 1. Стадии тревоги 2. Стадия сопротивления 3. Стадия истощения стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Стресс является составной частью жизни каждого человека, ... задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические явления имеют в то же время общие ...

2. Объективные причины возникновения психологического стресса

Вопрос об объективных причинах возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. В основном психологии склонны к выделению следующих объективных причин возникновения стресса

  • условия жизни и работы (постоянные компоненты нашей жизни, причем не всегда люди имеют возможность их перемены):
  • локальные — относятся домашние бытовые проблемы (плохое отопление, неработающий лифт, перебои в водоснабжениии т.д.) изматывающая, тяжелая работа и проблемы с транспортом;
  • глобальные — представлены загрязнением экологии. При этом часто вредные факторы среды обитания приводят к стрессу не за счет прямого воздействия на организм;
  • взаимодействие с иными людьми: отношения с людьми близкими (эмоциональные);
  • профессиональные отношения (рациональные);
  • конфликты с незнакомыми людьми.
  • экономические и политические факторы:
  • экономические — высокие расходы и низкие доходы;
  • политические — невыгодное экономическая законодательная база и неэффективная политическая власть.
  • чрезвычайные обстоятельства
  • социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
  • криминал — ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
  • заболевания

— несоответствие программ генетики современным условиям. На сегодняшний день учеными твердо установлено, что «множество ответных реакций на физические и биологические воздействия несут рефлекторный характер и запрограммированы генетически на уровне ДНК».

— стресс от осуществления отрицательных родительских программ. Часть поведенческих программ вкладывается в детскую голову его родителями, учителями или иными лицами, пока его сознание еще достаточно внушаемо. Данные программы называют «жизненными принципами», «неосознанными установками» или «родительскими сценариями», и они могут иметь большое значение в дальнейшей жизни индивида. Данные установки могут быть вполне полезны для маленького ребенка, но по мере его взросления и перемены жизненных условий они могут усложнять жизнь, делая неадекватным поведение и вызывая стрессы.

— когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты. Как уже было выяснено ранее, источником большинства стрессов являются человеческие эмоции, провоцирующие его на внезапные реакции вопреки разуму, пытающемуся рационально и спокойно оценить какую-либо ситуацию. Однако бывает и так, что разум подыгрывает чувствам, находя для оправдания аналогичных человеческих поступков «псевдологичные» объяснения. По мере освоения внешней среды в каждом человеческом сознании формируется конкретная «виртуальная» картина окружающего мира, описывающая и объясняющая все, что происходит с другими людьми и ним самим, а также со всем остальным миром.

Если же реальность противоречит с нашим представлением о должном и возможном, то может появиться стресс, притом довольно сильный.

Если какое-либо событие невозможно описать в системе представлений, существующих у человека о мире, то он крайне нечасто меняет модель мира. Гораздо чаще человек или творит дополнительные конструкции, которые укрепляют модель, или же игнорирует реальный мир.

7 стр., 3359 слов

Конфликт и стресс

... в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Причинами конфликта могут быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа ... степень стресса и слишком сильный стресс. конфликт противоречие стресс предотвращение Цель данной работы - на основании литературных источников изучить управление конфликтами и стрессами. Изучить ...

3. Профилактика стресса

Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни -здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины — таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель — по возможности ежедневно — необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

9 стр., 4265 слов

Стресс в жизни человека

... вызвать стресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни или карьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга или близкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким- ... работы. Нерабочие события больше влияют на появление стресса, чем рабочие. Таблица 1. Степень влияния на человека изменений в жизни Нерабочие события Вес Рабочие события Вес Смерть ...

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «не успокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность — единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания — просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания.

Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое.

Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение — просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/subyektivnyie-prichinyi-vozniknoveniya-psihologicheskogo-stressa/

1. Г. Селье, «Стресс без дистресса»

2. Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». В. Щербатых, «Психология стресса и методы коррекции»

8 стр., 3562 слов

Стресс. Возможна ли жизнь без стресса?

... воздуху; посетить баню, саунгу, бассейн; закаливать организм. Можно ли стресс снять с помощью сигарет? Многие курильщики говорят, что их жизнь наполнена стрессами, и именно из-за этого они ... считают, что курение позволяет им снять стресс, считают сигарету лекарством от неприятностей жизни. Однако если ориентироваться не на субъективные упоминания стресса, а измерить его объективные проявления, ...

3. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, — 2006 — 464 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 783 с.

5. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. — 240 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. — М.: Эксмо, 2008. — 1024 с.