Стационарное социальное обслуживание

Введение, Актуальность исследования

Проблема медико-социального обслуживания (МСО) пожилых людей в России обостряется в условиях усиления общемировой тенденции старения населения. Эта проблема актуализируется и за счет своей многоаспектности. Это целый комплекс вопросов: медицинских, экономических, социальных, культурных. Для данной возрастной группы характерна нисходящая социальная мобильность, потеря многих социальных позиций. Пенсионеры часто являются наиболее бедной частью населения, находящейся в маргинальной ситуации из-за перераспределения традиционных ролей в обществе. У пожилых людей резко ухудшается состояние здоровья.

Социологическое изучение проблемы медико-социального обслуживания пожилых людей позволит провести анализ поведенческих стратегий пожилых людей, объяснить причины неприятия учреждений, созданных для пожилых людей. Изучение указанных проблем имеет практическую значимость для социологии. Пожилые люди, составляющие четвертую часть населения России и обладающие высокой электоральной активностью, не могут быть проигнорированы политиками и управленцами при определении социальной политики. Современная практика показывает, что количественные показатели в любой момент могут перерасти в качественные. Так, в России происходит самоорганизация пенсионеров в социальную и политическую группу, зачастую объединяющую в себя протестный электорат.

Проблема исследования, Цель работы, Задачи работы:

1) Дать теоритический анализ деятельности социальных служб, направленных на социальную адаптацию граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях;

2) Дать рекомендации по реализации программы социальной адаптации.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Методы исследования:

1) Теоритические: анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Характеристика отдельных видов социального обслуживания

1.1 Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения

Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения имеет следующие особенности: Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.; В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины — с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных их содержать;

11 стр., 5350 слов

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов. Проблемы и ...

... социальной защиты населения; новые методы работы центров социального обслуживания; показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, пенсионерами и инвалидами; определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб. Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей. Предметом исследования ...

  • В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать;
  • В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами;
  • В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет;
  • В специальные дома-интернаты направляются лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка, а также лица из числа особо опасных преступников, а также занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального, бытового и лечебно-трудового характера;
  • Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат.

    Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя;

  • В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до 1 месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдается с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственников или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

1.2 Полустационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения

Особенностями такого вида обслуживания является:

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и лиц без определенного места жительства и занятий.4

Данный вид социальной помощи оказывается в полустационарах, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты, и предусматривает оказание социально-бытовой, медицинской, культурной и консультационной помощи указанным категориям граждан.

2. Помощь для пожилых людей

2.1 Принципы ухода за престарелыми больными

Прежде всего, следует различать помощь физическую и психическую. Уход за соматически ослабленным больным стариком намного легче и качественно иной, чем уход за больным со старческим слабоумием.

5 стр., 2404 слов

«Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»

... которые будут определять его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм ... характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства ...

Тяжело больной старый человек с сохранным сознанием и ориентировкой должен иметь хорошо организованный быт. В комнате больного следует убрать лишнюю мебель, чтобы в ней можно было свободно передвигаться, воспользоваться инвалидной коляской или другим приспособлением для ухода. Комната хронического больного должна быть светлой, без темных занавесей и штор. Желательно держать постоянно открытой форточку или чаще открывать для проветривания комнаты окно. Температура в комнате должна поддерживаться на определенном уровне; больной не должен пребывать в жаркой, плохо проветренной комнате. Летом окно должно быть открыто постоянно, а зимой температура воздуха в комнате должна быть около 18°С. Температура и влажность воздуха в комнате больного чрезвычайно важны, и, как правило, удается легко поддерживать необходимый их уровень.

Кровать следует поставить так, чтобы можно было подойти к больному с двух сторон, это облегчит за ним уход, также позволит легко менять положение больного. Кровать же, приставленная к стене, вынуждает больного лежать почти постоянно на одном боку — лицом к комнате, что может быть пагубно для него, особенно если он страдает хронической сосудистой недостаточностью, так как способствует формированию односторонних отеков, пролежней, односторонней пневмонии (из-за плохой вентиляции одного легкого).

Что касается положения кровати относительно окна, то следует знать, что если больной лежит лицом к окну, то яркий свет бьет в глаза, такое положение быстро его угнетает, поэтому лучше всего, если больной лежит боком к окну (правым или левым).

Кровать должна занимать в комнате центральное место. Возле нее надо поместить на расстоянии вытянутой руки столик или тумбочку с необходимыми для больного предметами. Столик должен быть покрыт салфеткой или синтетической скатертью, которую легко вымыть. Не следует на столике держать много предметов, так как они будут переворачиваться, путаться, разливаться. Цветы, которые так хорошо действуют на настроение, лучше ставить не на прикроватном столике, а в некотором отдалении, но в поле зрения больного. Рядом с кроватью должны находиться газеты, книга, а также рукоделие.

В комнате больного должны находиться его постельное и нательное белье, полотенца и другие нужные для ухода вещи. Если больной периодически пачкает постельное белье, то следует пользоваться подкладками, на которые идет обычно старое белье.

В одном месте, лучше всего на стеллаже или на одной из полок шкафа, надо хранить все используемые больным лекарства, а также поднос с жидкостью для растираний, присыпкой и салициловым спиртом. Лекарства должны находиться несколько поодаль от больного, чтобы он не мог их достать; это избавит больного от неприятных ошибок. В то же время на прикроватном столике надо держать препараты, которые больной в течение дня может принимать сам. Если он принимает разные лекарства в разное время дня, то их можно разложить в небольшие коробочки разного цвета. Этим простым способом можно избежать ошибок при приеме лекарств, так как больной запомнит, что утром он должен принять лекарства, например, из белой коробочки, днем — из красной, а вечером — из синей.

14 стр., 6661 слов

Психологические особенности семей, имеющих больного ребенка

... на болезнь, отношение к лечению, поведение больных детей, отношения с родителями, отношение к школе, личностные реакции на болезнь. Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей повышает ... и врач фиксирует наличие заболевания, и сам больной чувствует и понимает, что болен. Во втором -- врач считает, что пациент болен, а человек отрицает наличие болезни. Или, напротив, ...

2.2 Перемещение и транспортировка пациентов

Но даже самый тщательный ежедневный туалет не позволяет содержать старого больного человека в должной частоте. Необходимо, по крайней мере, раз в неделю, устраивать помывку больного в ванне. Однако сами старики нередко негативно относятся к этому, и порой бывает трудно уговорить их принять ванну. Лучше всего принимать ванну вечером. Если больной встает с постели, то его моют в ванне. Для этого в ней ставят небольшой табурет или на края кладут доску, на которую больной садится. Моют больного мочалкой, споласкивая из душевого шланга. После мытья больного вытирают достаточно жестким полотенцем, одевают в чистое белье и провожают в постель в уже убранной и проветренной комнате. Если больному трудно входить в ванну и выходить из нее, то надо использовать поставленный и ванну табурет. Для вхождения в ванну больной садится на табурет, оставляя ноги свешенными через край ванны, а ухаживающий за ним человек поднимает его ноги (обе сразу или по отдельности), поддерживая второй рукой за спину, и переставляет их в ванну. Выход из ванны производится таким же образом Тяжелобольных, которые не встают с постели, моют в кровати, как это было описано выше.

Другим серьезным осложнением являются пролежни, которые проявляются некрозом кожи и подкожной клетчатки, образованием очень медленно заживающих трофических язв и возникают вследствие длительного давления на эти места.

Чаще всего пролежни возникают в местах, где к поверхности тела близко подступают кости, которые сдавливают ткани и вызывают их омертвение. Наиболее частыми причинами появления пролежней являются плохой уход и длительная обездвиженность. Плохой уход — это, прежде всего, плохо застеленная постель со складками, плохо выглаженная рубашка, влажная постель. Причинами пролежней являются также травмы, местные и общие нарушения кровообращения, нарушения обмена веществ, в частности, сахарный диабет и ожирение.

Гипсовые повязки, наложенные на длительный срок, также опасны для стариков в плане пролежней. Самым частым местом образования пролежней являются область копчика и крестца, а также области лопаток, локтевых суставов и пяток.

Если больной подолгу лежит на боку, то пролежни образуются в области тазобедренного и коленного суставов.

Больного, подверженного пролежням, следует чаще мыть, особенно места вероятных пролежней, чтобы на них не скапливались пот и грязь. После мытья эти места тщательно вытирают, а затем растирают спиртом, массируют, присыпают тальком или смазывают вазелином или жирным кремом, предохраняя кожу от влаги. Больных, у которых имеется риск образования пролежней, необходимо обеспечить матрацем из губки, а если удастся, то специальным матрацем для предупреждения пролежней, наполненным постоянно перемещающимся воздухом, массирующим тело и препятствующим образованию пролежней. У неопрятных больных вероятность образования пролежней резко возрастает.

Больной, который не может сидеть в постели, должен все же выполнять пассивные и активные движения руками и ногами, делая при этом несколько глубоких вдохов и выдохов с целью вентиляции легких, что является профилактической мерой в отношении возможных осложнений со стороны легких. Такие упражнения больной должен выполнять 2-3 раза в день.

Все эти несложные мероприятия играют очень важную роль в поддержании хотя бы минимальной физической формы, ибо ничто так не ухудшает физического и психического состояния, как обездвиженность. Не всегда очень тщательный уход и постоянная помощь больному в выполнении любых действий и движений являются благотворными. Хронического больного надо заставлять участвовать в мероприятиях по его уходу и постепенно расширять диапазон этого участия.

14 стр., 6583 слов

Роль медицинской сестры в организации ухода за пациентами детского ...

... главным образом, при физикальном и рентгенологическом обследовании больных. 1.1 Этиология пневмонии Этиология пневмоний у детей весьма разнообразна и тесно связана с условиями развития заболевания, ... найденные способы, методы и формы работы будут положительно влиять на здоровье пациентов с различными формами пневмонии. Содержание работы: Выпускная квалификационная работа на тему: «Роль медицинской ...

Поднятие плечом с использованием пациентам ручной колодки.

Применяется при поднятии пациента в кровати одним лицом при условии, что одна сторона тела пациента здоровая, он может помочь вам, и противопоказаний к этому нет.

Встаньте с той стороны пациента, где у него имеется поражение. Пациент сгибает здоровую ногу в колене и кладет свою здоровую руку позади себя, пользуясь ручной колодкой для того, чтобы приподняться. Выполняйте поднятие, как описано при поднятии плечом, просите пациента отталкиваться пяткой здоровой ноги, опираясь рукой на колодку. Передвижение можно осуществлять поэтапно на небольшое расстояние.

Поворачивание пациента в кровати.

Поворачивание происходит путем перекатывания или плавного перемещения пациента по направлению к вам, но никогда в направлении от вас. Не тянитесь вперед, чтобы поднять пациента, который находится от вас на некотором расстоянии.

В большинстве случаев пациента придется перекатить на спину и затем передвинуть на край кровати для того, чтобы он снова оказался посередине кровати, дернувшись в первоначальное положение. Для того чтобы подвинуть человека на край кровати, сначала подвиньте его голову и плечи, затем ноги, а потом туловище. Для осуществления каждого из этих движений подложите руку под пациента с той стороны кровати, к которой вы его или ее подвигаете, стойте в положении ноги для равновесия и перекатывайте пациента к краю кровати. Если пациент тучный, вам могут понадобиться два человека для перемещения его туловища и бедер, встаньте рядом и поворачивайте пациента при помощи натянутой простыни в одиночку или вдвоем.

Представьте, что вы только что передвинули пациента на край кровати, следуя инструкциям. Теперь вы можете перекатить его на середину на правый бок: сначала подготовьте голову и плечи пациента и убедитесь, что рука свободна. Используя колено и плечи в качестве рычагов, перекатите туловище на себя.

Поднятие при помощи раскачивания.

Применяется для того, чтобы помочь пациенту встать и переместиться на другое место при условии, что пациент может участвовать в передвижении и контролировать положение своей головы и рук.

Можно уменьшить усилия для поднятия пациента, осторожно раскачивая его. Начните с того, что помогите ему передвинуться на край, осторожно раскачивая его из стороны в сторону и поочередно переставляя ноги вперед. Колени пациента находятся под углом 90°, колени и ступни вместе. Встаньте, поставив одну ногу рядом с пациентом, а другую — перед ним, зафиксировав его колени. При данном положении вы можете помочь пациенту встать, передвинуть его под углом 90° со стула на кресло-каталку и т. д., развернуть его на 180° с кресла-каталки.

В каждом случае раскачивание осуществляется по одному и тому же принципу, начните движение ритмично, перемещая вес вашего тела назад и вперед, удерживая пациента близко к себе. Делая это, вы передаете пациенту импульс раскачивания вперед-назад. Нет необходимости поднимать пациента: при помощи веса вашего тела накапливается достаточно кинетической энергии для перемещения. Сделайте несколько подготовительных раскачивании, чтобы задать ритм, затем двигайтесь более интенсивно, стимулируйте пациента («готовьтесь, готовьтесь, делаем»), и перемещение свершилось. Вы можете пользоваться приемом подмышечного захвата или удержания за таз или талию-ремень, чтобы помочь пациенту встать или переместить его или ее из положения, сидя под углом 90°, в другое положение. Для последнего движения, например для перемещения с инвалидного кресла на сиденье унитаза, сдвиньте оба сиденья вместе, угол к углу, блокируйте колеса и снимите спинки.

19 стр., 9278 слов

Острый живот. Роль медицинской сестры в подготовке пациента к ...

... пациента при остром животе., Цель работы: Роль медсестры в предоперационной подготовке пациента при остром животе., Задачи работы: 1. Рассмотреть особенности предоперационной подготовки пациента при 2. Изучить современные принципы предоперационной подготовки пациента при 3. Проанализировать сестринский процесс при предоперационной подготовке пациента при остром животе ...

Для того чтобы переместить пациента с кровати с регулируемой высотой на стул, поставьте стул рядом с кроватью так, чтобы между ними не было пространства. Если можно, опустите кровать и переместите пациента, как было описано выше.

Методика проведения тремя лицами .

Применяется при поднятии пациента с кровати на каталку и наоборот только в отсутствии подъемного механизма или носилок и вспомогательных средств для плавного перекатывания пациента с одной поверхности на другую.

Расположите каталку под углом не менее 60° к кровати.

Если возможно, установите кровать на максимальную высоту и поставьте каталку и кровать на тормоз. Персонал должен встать с той стороны каталки, которая обращена к кровати, лицом к пациенту, самая физически сильная медсестра — в центре. Выставите одну ногу вперед, согните ее в колене и встаньте как можно ближе к кровати. Отставьте другую ногу назад для поддержания равновесия.

Аккуратно подложите руки до локтя под пациента. Медсестра, находящаяся у изголовья пациента, поднимает голову и поддерживает плечи и верхний отдел спины. Медсестра, находящаяся в центре, поддерживает нижний отдел спины и ягодицы, и третья медсестра поддерживает колени и ноги. Если пациент очень тяжелый, может понадобиться больше людей, и придется перераспределить нагрузку.

Поднимайте пациента в два приема: сначала плавно перекатите его на край кровати, потом поднимите и перенесите на каталку. Когда одна из медсестер даст команду, перенесите вес вашего тела с ноги, выставленной вперед, на ногу, отставленную назад, чтобы плавно перекатить пациента на, край кровати. Сделайте паузу, чтобы изменить положение вашего удержания пациента и позы для самого поднятия. При второй команде (слаженность движений имеет решающее значение) перекатите пациента на себя — прижмите его к груди и поднимайте. Чем ближе к себе вы сможете держать пациента во время поднятия и прямее стоять, тем меньше физические нагрузки. Затем двигайтесь назад. Одна из медсестер, удерживающая ноги, делает более широкие шаги, пока все остальные стоят параллельно каталке. При третьей команде согните ноги в коленях и осторожно опустите пациента на каталку.

Примечание. Поднятие пациента из ванны вручную необходимо только в экстренных случаях, если пациенту становится плохо, он теряет способность двигаться или при других обстоятельствах. Из-за неудобной позы, которую вы принимаете в соответствии с формой ванны, и из-за возможности поскользнуться всегда есть опасность при поднятии пациента из ванны вручную. Если лежачего пациента нельзя выкупать без соответствующих вспомогательных средств или подъемных устройств, то пациента надо мыть в кровати, в душевой кабине или под переносным душем. В экстренных случаях хорошо, если в ванне еще есть вода, отчасти потому, что она придает пациенту плавучесть.

14 стр., 6651 слов

Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей

... Выявить особенности социально - педагогической деятельности педагога в работе с приемной семьей. Методы исследования: Теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 1.1 Понятие приемной семьи В ... Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Приемная семья образуется на основании ...

Методика проведения процедуры двумя лицами.

Если есть доступ к ванне с обеих сторон и пациент в состоянии крепко ухватить ваше запястье, вы можете применить измененный захват через руку. Встаньте по обе стороны ванны и используйте захват через руку. Положите вашу поддерживающую руку на края ванны. Если имеется сиденье для ванны, пользуйтесь им, чтобы провести поднятие в два этапа. Если ванна расположена у стены, одна из медсестер могла бы встать в ванну в обуви или без нее в зависимости от того, что менее скользко (помните, что делать это вы будете только в чрезвычайной ситуации).

Возможно, захват через руку будет самым приемлемым решением, когда одна из вас находится в ванне, а другая вне ее. Если есть коллега, которая поможет вам, одна из вас может встать в ванну двумя ногами, а другая будет поднимать ноги пациента, когда медсестра, находящаяся в ванне, даст команду. Поднимите пациента достаточно высоко, чтобы посадить его на край ванны со свисающими ногами, затем перенесите на каталку, носилки или стул, пользуясь приемами, описанными выше.

Предполагается, что вы часто будете помогать пациенту, когда он начнет ходить после периода постельного режима, например, после тяжелой травмы или инсульта.

Сначала тщательно оцените возможности в отношении того, что пациент может сделать самостоятельно или с помощью одного или более лиц, с помощью вспомогательных средств, таких, как трость, костыли, когда можно использовать опорную конструкцию. Когда вы принимаете решение помочь, встаньте близко к пациенту и примените захват большими пальцами рук: держите правую руку пациента в своей правой руке и то же самое делайте и с левой. Рука пациента должна быть прямой, опираться ладонью на вашу ладонь при сомкнутых в замок больших пальцах. Вы можете использовать свою другую руку для того, чтобы избежать ненужной нагрузки на вашу спину, а также для поддержки пациента. Если он чувствует себя неуверенно, поддерживайте его за талию и подстраховывайте ею колени сноси ведущей ногой. В данном положении вы можете удержать человека от падения, прилагая минимальные усилия.

Когда вы поднимаете или поддерживаете пациента, к сожалению, не все может пойти так, как нужно, и вы не сумеете удержать его. Когда это случается, не теряйтесь: безопаснее, если пациент падает на пол медленно и мягко.

Дайте ему соскользнуть вниз вдоль вашего тела, не напрягая себя. Такое падение контролируется. Потом вы можете попытаться помочь пациенту лечь на бок или сесть, подложив подушку или одеяло, пока вы ищете помощь.

Методика для двух человек.

Если нет опасности для пациента, и он может помогать вам, то одна из медсестер может поднимать пациента при помощи захвата через руку, а другая поднимает ноги. Вы обе сгибаете ноги в коленях и осторожно выпрямляетесь. В качестве альтернативы вы можете использовать видоизмененный прием поднятия плечом. Для первого этапа поднятия — с пола на невысокий стул — вам может показаться самым удобным встать на колени, но на каждом этапе поднятия вы должны быть уверены, что у вас есть твердая опора для рук, не занятых поднятием. Пациенты, которые только частично ограничены в способности передвигаться, иногда в состоянии справиться с ситуацией при минимальной помощи, они могут сначала перекатиться на бок (может быть, с вашей помощью), затем опереться плечом на низкую табуретку, стул или кровать, чтобы встать на колени, из этого положения они могут сесть или лечь.

13 стр., 6144 слов

Социальные проблемы людей пожилого возраста и основные подходы к их решению

... два раздела (первый раздел «социальные проблемы пожилых людей»; второй раздел «основные подходы к решению социальных проблем пожилых людей»), заключение и список использованных источников. Раздел 1: социальные Проблемы людей пожилого возраста 1.1Пожилые люди как социальная группа Одна из тенденций, наблюдаемых ...

Если пациента нельзя или не нужно усаживать, и нет подъемного устройства, носилок или вспомогательных средств поднятия, то пациента приходится поднимать с пола вручную.

В этом случае пациента поднимают 3 человека. Это требует большой осторожности. Данный прием включает наклон вперед и поднятие впереди колен, поэтому он потенциально опасен. Поставьте самого физически сильного человека посередине, чтобы он принял на себя самую тяжелую часть ноши. Важна слаженность движений; если в поднятии помогают неопытные лица, убедитесь, что они как следует проинструктированы.

Безусловно, эти практические наработки могут помочь как для помощи пациентам на дому, так и в стационаре.

3. Помощь для инвалидов и их семей

Личность и характер попавшего в беду человека, а также ухаживающего за ним — вот основные источники в преодолении проблем инвалидности, но то, что имеет смысл для первого, для второго, вполне вероятно, не будет таковым.

Один из зарубежных ученых предлагал такое определение инвалидности: это недостаточность работы или неспособность к ней некоторых частей тела или головы. Каждодневные вещи, которые большинству людей даются с легкостью, требуют величайших усилий, а выполнение определенных функций оказывается невозможным. Ходьба, разговор, рассматривание, слушание, купание, еда, общение, понимание; могут быть нарушены или без специальных устройств просто невозможны.

Когда инвалиды появились на улицах, то стало очевидно, что необходимо предусматривать для них удобства в общественных зданиях, на работе, в транспорте, на самолетах, поездах, автобусах. Индивидуальные средства в большинстве случаев были недоступны. Можно, конечно, поговорить с людьми, от которых зависит бесплатная выдача индивидуальных средств, но люди, скорее всего, откажутся помочь.

Среди общественности существует тенденция переоценивать то, что доступно инвалиду, и порой такая переоценка порождает чувство обиды.

Когда нас поражает несчастье, мы сначала цепенеем, затем приходим в бешенство, а затем пугаемся. Эмоции сильны, яростны и со временем переполняют нас. Нужно учиться управлять ими, превращая их поток в средство собственной жизни.

Трудно предсказать, какие люди как себя поведут. Но инвалиды и ухаживающие за ними люди должны придерживаться правила: принимать собственные решения и совершать собственные ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки — крайне важная часть нашей жизни и развития.

Сваливается на кого-то инвалидность внезапно или состояние здоровья ухудшается постепенно, заканчивается это ухудшение или никогда не прекращается, во всех случаях для пострадавшего и ухаживающего за ним имеется опустошающий их момент удара, неожиданного восприятия. Одни консультирующие специалисты хорошо понимают, какой силы удар может быть нанесен, и говорят языком, доступным непосвященному. Другие используют профессиональную терминологию, предпочитая ссылаться на исследования, и их выводит из себя собственное бессилие в излечении болезни. Обычно консультирующие специалисты всегда готовы помочь, отвечая на вопросы и повторяя медицинские подробности.

32 стр., 15527 слов

Социальное обеспечение пожилых людей

... экономике, резко увеличил эти негативные тенденции. Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения ... социального обслуживания и обеспечения пожилых людей. Изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми в ТЦСОН Ленинского района г. Минска. Провести анализ специфики социальной работы с пожилыми людьми ...

Такие специалисты смотрят на семью как на целое, и врач, способный выслушать вас, знает, какую и когда предложить помощь.

Заключение

Укрепление у пожилых людей и инвалидов чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем, предпринимая новые шаги, нужно каждый раз просчитывать, каким образом это изменение скажется на положении других членов общества — детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, на отношениях в обществе, экономике и государстве. Не только у нас, но и во многих странах ассигнования на социальные услуги ограничены реальными возможностями бюджета и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики.

В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей и инвалидов требует более активного участия общества, поскольку издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки. Одной из форм общественного участия в перспективе могла бы стать приемная семья для пожилого человека или инвалида. За рубежом хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика приема пожилых людей и инвалидов в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Особенно убедителен в этом плане пример Франции.

Пожилой человек входит в приемную семью с надеждой преодолеть одиночество, получить уход, сохранить достоинство в старости и ощущение полезности для окружающих, оставаясь в привычных домашних условиях.

На другом полюсе проблемы — семья, готовая принять старика или инвалида и обеспечить ему уход и поддержку на договорных началах.

В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество, например жилье), а также принцип взаимности, который позволяет обеспечить нормальные условия, жизни для всех участников. Современная социально-экономическая ситуация в России позволяет вовлечь в отношения такого рода семьи различных категорий: студенческие, военнослужащих, уволенных с военной службы, выпускников детских домов-интернатов и другие категории семей и граждан, многие из которых нуждаются, в частности, в разрешении жилищных проблем.

Приемная семья для пожилого человека или инвалида, безусловно, должна получить право на существование. В пользу этого свидетельствует уже тот факт, что только одиноких стариков, которые не могут справиться с трудностями жизни и стоят на очереди в дома-интернаты, по последним данным статистики, у нас уже около 17 тысяч. За прошедший год открылось более ста учреждений малой вместимости и временного пребывания. Они ориентированы на индивидуальные интересы клиента. Это и хорошо, и плохо, потому в принципе они не рассчитаны на удовлетворение массового спроса на стационарное обслуживание. А удовлетворить его при нынешних темпах развития сети можно будет лишь через 20-30 лет. На дому обслуживается более миллиона человек, хотя потребность значительно выше. В то же время сто с лишним тысяч семей бывших военнослужащих нуждаются, судя по сообщениям прессы, в улучшении жилищных условий.

В модели, о которой идет речь, государство, как правило, не принимает участия в возмещении затрат приемной семьи и выступает лишь как гарант прав сторон, что не исключает (при определенных обстоятельствах) возмещения семье части затрат, связанных с обслуживанием пожилого человека. Например, для семьи, берущей на попечение тяжелобольного, ожидающего места в доме-интернате, может быть установлена доплата за услуги по уходу.

Существование приемной семьи для пожилого человека (или супружеской пары, или инвалида) возможно только при условии строгой законодательной регламентации всех действий договаривающихся сторон и контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов.

Единственная норма Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы оказания помощи старикам и защиты их интересов, — статья 41 «Патронаж над дееспособными гражданами». По просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права, а также исполнять свои обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель (помощник) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается самим подопечным. Попечитель может совершать любые предусмотренные в договоре распорядительные сделки в отношении имущества подопечного, оказывая ему тем самым помощь в реализации имущественных прав. В предусмотренных договором случаях попечитель должен доставлять подопечному продукты, лекарства, создавать нормальные бытовые условия.

В этом случае основным побудительным мотивом попечителя является получение вознаграждения, в то время как имущество подопечного может ему и не отойти.

Правовая конструкция института патронажа, в известной степени отвечающая цели защиты имущественных прав пожилых людей, едва ли может быть признана достаточной для регулирования отношений между пожилым человеком или инвалидом и его приемной семьей. Потому как в этом случае ответственное лицо в приемной семье будет защищать права, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом пожилого человека, не получая за это вознаграждения.

Развитие новой формы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов возможно на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для пожилого человека или инвалида как такового. Внедрение этой формы должно пройти определенный путь от эксперимента к широкому практическому применению, чтобы накопить опыт, пригодный для обобщения.

В эксперименте как минимум должны быть разработаны следующие вопросы: система требований, предъявляемых к приемной семье и пожилому человеку или инвалиду; процедуры, связанные с подготовкой и заключением договора; подбор участников; организация наблюдения и контроля над действиями сторон.

Организационные вопросы института приемной семьи для пожилого человека должны входить в компетенцию органов социальной защиты как универсального посредника и гаранта. Их деятельность должна способствовать поддержанию доверия сторон, для чего может быть установлен испытательный срок.

Развитие института приемной семьи позволит значительно улучшить социальное самочувствие пожилых людей, укрепить связь поколений. И лучше с этим не медлить.

В ближайшие десятилетие-полтора показатели, характеризующие процесс старения населения России, практически не изменятся. Процесс старения не остановится, но будет протекать плавно. Долгосрочная перспектива связывается исключительно с неизбежностью старения населения. Самый осторожный вариант прогноза до 2055 года — 25 процентов пожилых в составе населения, а самый вероятный сценарий развития демографической ситуации в нашей стране — доля лиц пенсионных возрастов приблизится к 40 процентам. Поэтому наше время — один из самых благоприятных с демографической точки зрения периодов для разработки и внедрения новых социальных технологий.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/statsionarnoe-sotsialnoe-obslujivanie/

Ананьева Г. В старцах мудрость, и в долголетних разум. // Социальная защита. — 1998. — № 8 (77).

Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М.: Педагогика, 1991.

Бондаренко И. Приемная семья для пожилого человека // Социальная защита. — 1998. — № 11-12.

Буянова М.О., Кондратьева З.Л., Кобзева С.И. Право социального обеспечения. Особенная часть: Учебное пособие. -М., Издательство «Колледж», 1997.

Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Методические материалы к изучению курса. -М., Издательство «УРАО», 1998.

Перемещение и транспортировка пациентов // Социальная защита. — 1999. -№ 6 (87).

Право социального обеспечения (конспект лекций в схемах).

— М.: Издательство «Приор», 1999.

Социальное обслуживание на дому. Гигиенический уход за тяжелобольным // Социальная защита. — 1998. — № 9 (78).

Нормативные акты

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года № 73.

Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года № 473.

Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года № 729.

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 года № 670.

1 Ананьева Г. В старцах мудрость, и в долголетних разум. // Социальная защита. — 1998. — № 8 (77).

— С. 36. 2 Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М.: Педагогика, 1991. Стр. 5. 3 См.: Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ. 4 См.: Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 года № 670. 5 Правила ухода за престарелыми больными были взяты из практического опыта и разработок гуманитарного благотворительного центра «Сострадание» // Социальная защита. — 1998. — № 8. — С. 40-43. 6 См.: Социальное обслуживание на дому. Гигиенический уход за тяжелобольным // Социальная защита. — 1998. — № 9 (78).

— С. 63. 7 Примеры взяты из опыта работы социальных работников центра социальной помощи г. Москвы // Социальная защита. — 1999. -№ 6. — С. 34-39. 8 Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -М.: Педагогика, 1991.