Социальное обслуживание

Введение

социальный защита обслуживание россия

Происходящее интенсивное развитие рыночных отношений в России оказывает мощное воздействие как на всю правовую систему в целом, так и на отдельные ее отрасли и институты. Новые экономические процессы требуют коренного реформирования, прежде всего наиболее важных сторон общественных отношений, регулируемых правом. Не случайно законодательство России как социального государства в качестве важнейшей цели ставит защиту прав и интересов граждан. При этом в ходе реформирования законодательства государство вынуждено, с одной стороны, идти по пути обеспечения соответствия его условиям рынка, а с другой — активно защищать своих граждан от возможных социальных рисков. Эту двойную взаимообу-словленную задачу государство призвано решать главным образом в результате модернизации права социального обеспечения. Будучи самостоятельной отраслью российского права, право социального обеспечения становится сегодня эффективным средством обновления всей социальной сферы в стране и мощным барьером на пути развития негативных последствий для граждан, вызванных условиями рынка Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2002. С.3..

Говоря об историческом аспекте, следует указать на то, что социальное обслуживание исторически присуще нашей стране начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенству в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Существовали богадельни, сиротские дома, дома для призрения незаконнорожденных младенцев, смирительные, инвалидные дома.

Можно считать робкой попыткой создания системы социального страхования появившиеся в XIX в. кассы взаимопомощи. Однако слишком низкая заработная плата, соответственно небольшая сумма, находящаяся у касс, не позволяли оказывать реальную помощь нуждающимся в социальном обеспечении. В тот период, когда социальное страхование наемных работников вводилось в других странах (в нище XIX в.), Россия оставалась на прежних позициях — оказывала поддержку нуждающимся гражданам через сеть благотворительных учреждений.

Коренные изменения произошли после революции 1917 г. духовенство было отстранено от решения всех социальных проблем, систему социального обслуживания необходимо было строить заново.

Была введена жесткая система централизованного распределения средств из государственного бюджета. Существовала единая государственная система социального обеспечения, социальное обслуживание финансировалось из ее фонда. Средства складывались из отчислений предприятий, учреждений, организаций по установленным тарифам, уровень их определялся государством. Обслуживание граждан не зависело от того, где они работают и какие отчисления сделало их предприятие. Социальное обслуживание осуществлялось в виде натурального обеспечения и регулировалось актами министерств и ведомств.

10 стр., 4768 слов

Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан ...

... Цель работы – выявить особенности правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить сущность социального обслуживания. 2. Разобрать понятие права социального обеспечения. 3. ...

Для современной же России характерно, что реформы протекают крайне болезненно. Важнейшие социальные достижения нашего недавнего прошлого практически оказались ликвидированными: сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; наблюдается рост безработицы и обнищание населения; растет дороговизна; дорожает медицинское обслуживание; обостряются противоречия между богатыми и бедными. Сегодня в России насчитывается около 5 млн. граждан старших возрастов. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе более 300 тыс. человек — в социально-медицинских услугах на дому. Многие пожилые люди нуждаются в особой помощи и уходе в последний год жизни. Динамика нуждаемости в социальном обслуживании неуклонно растет.

В этих условиях реформаторскую по своей сущности роль призвано сыграть качественное обновление законодательства, регулирующего экономическую и социальную жизнь в стране.

Следует с удовлетворением отметить, что изменение законодательства о социальном обеспечении происходит бурно и интенсивно. Серьезному реформированию подвергаются институты пенсий, пособий и компенсационных выплат. При этом пересматриваются не только их виды, размеры, круг лиц, имеющих на них право, но и источники финансирования. Развивающиеся процессы оказывают влияние на теоретические положения науки права социального обеспечения. Меняются научные представления о предмете правового регулирования, его механизме, правовых принципах и субъектах и других категориях.

Вместе с тем социальное обслуживание пока еще подобному существенному реформированию практически не подвергается. Объясняется это прежде всего тем, что, с одной стороны, социальное обслуживание до сих пор считается многими учеными и практиками институтом, регулирующим отношения лишь специальных субъектов (главным образом одиноких престарелых, инвалидов и малообеспеченных граждан), поэтому менять и коренным образом реформировать этот институт не является сегодня вопросом крайне насущным. С другой стороны, законодательство бывшего Союза ССР должным образом не регулировало вопросы социального обслуживания. Какого-либо специального закона о социальном обслуживании в тот период не существовало. Действовало несколько правительственных постановлений, регулирующих отдельные льготы и виды обслуживания (например, Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г.), а также постановления Госкомтруда СССР (например, Типовое положение о домах для престарелых и инвалидов, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 г.).

Некоторые виды актов о социальном обслуживании издавались Министерством социального обеспечения РФ и других союзных республик (всевозможные инструкции, письма и т.д.).

35 стр., 17250 слов

Дипломная работа социальная ценность права

... Объем дипломной работы – 82 страница текста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ 1.1 Сущность ценностного понимания права Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой ... особой формы общественных отношений. Понимание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается образовавшийся в обществе ...

Поэтому законодательство о социальном обслуживании надо было создавать заново.

Сегодняшний законодатель пытается поставить этот институт права социального обеспечения на должную правовую базу. Приняты важные законодательные акты, регулирующие основы социального обслуживания (Основы законодательства о социальном обслуживании граждан РФ от 10 декабря 1995 г., Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.).

Большое число правовых актов принято в виде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы, связанные с социальным обслуживанием, его новыми видами и формами. Поэтому следует признать, что современное законодательство о социальном обслуживании начинает постепенно развиваться.

Однако сам подход государства к этим вопросам еще практически не изменился, поскольку само по себе принятие нового законодательства, расширение видов обслуживания и его форм не решает многие назревшие проблемы. Рыночные отношения, как известно, усиливают расслоение общества на богатых и бедных. При этом последних становится все больше, и они, достигнув старости или получив инвалидность, чаще всего обречены стать субъектами правоотношений по социальному обслуживанию. Между тем финансирование социального обслуживания за счет бюджетных ассигнований уже сегодня не может гарантировать гражданам его должный уровень, ибо круг лиц, нуждающихся в обслуживании, постоянно расширяется, а средств на такое расширение по-прежнему явно недостаточно. Более того, гарантированный ныне уровень предоставляемых видов обслуживания не может в должной мере удовлетворить не только малообеспеченных, но и граждан, относящихся к другим категориям. Не следует забывать, что эти лица в ближайшее время также станут клиентами социального обслуживания, ибо главными показателями нуждаемости в нем являются отнюдь не бедность, а старость, одиночество, инвалидность и т.п. Закрепление в законодательстве права создавать и использовать для социального обслуживания таких граждан негосударственные (частные) предприятия, работающие на платной основе, не решит данную проблему, ибо к старости человек не может (в сегодняшних условиях) самостоятельно накопить себе достаточно средств для достойного обслуживания.

В этой связи важное значение приобретает деятельность негосударственных организаций, которые занимаются социальным обслуживанием на основе своих уставов и положений (церковные учреждения, общественные фонды и т. п.).

Такое сочетание государственных и негосударственных форм социального обслуживания является перспективным и эффективным. Оно полностью соответствует природе социального обслуживания в современный период, которая предполагает необходимость рассматривать социальное обслуживание граждан с двух взаимосвязанных позиций: во-первых, как правовой институт в системе права социального обеспечения и, во-вторых, как институт развитого гражданского общества.

Отсутствие современных фундаментальных научных разработок по социальному обслуживанию как самостоятельному институту права социального обеспечения негативно сказывается на процессе развития законодательства в этой области. Указанные в действующем законодательстве принципы социального обслуживания должны быть скоординированы с разработанными наукой отраслевыми принципами права социального обеспечения. Далее необходимо менять подходы к механизму правового регулирования отношений по социальному обслуживанию, т. е. с позиций общих приемов и способов регулирования отношений, свойственных всей отрасли права социального обеспечения, более четко определить современные виды и формы социального обслуживания, правовой статус его субъектов, особенности правоотношений, складывающихся в процессе социального обслуживания, и т.п. Кроме того, требуется четкое законодательное разграничение компетенции федерального, регионального и локального регулирования отношений социального обслуживания.

9 стр., 4368 слов

Социальные права человека

... уникальной работы РЕФЕРАТ по курсу «Общее право» по теме: «Социальные права человека» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Защита материнства и детства 2. Право на социальное обеспечение 3. Жилищные права граждан 4. Право на охрану ... всех уровнях – от президента до рядовых граждан. Тема прав человека как одна из наиболее злободневных Реферат Социальные права человека 2 Работа добавлена на сайт bukvasha. ru: 2015- ...

1.Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения

1.1 Понятие социального обслуживания и права социального обслуживания

Становление и развитие социальных институтов в России требует четкого уяснения и разграничения применяемых понятий. Каждый институт с точки зрения его познания представляет собой некое понятийное поле —систему взаимосвязанных понятий, организованных вокруг центральных категорий. Не является исключением из этого и институт социального обслуживания, который должен также иметь единую универсальную терминологию и свой понятийный аппарат. Это означает, что одни и те же термины должны иметь одну правовую сущность, соответствовать одному правовому понятию в рамках не только конкретного нормативно-правового акта, но и всей отрасли См.: Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997. С. 6..

Уяснение и определение понятия социального обслуживания невозможно без хотя бы краткого анализа экономической литературы по этому вопросу. Представители экономической науки исходят прежде всего из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости и потому не могут не иметь определенное влияние на благосостояние людей. В одной из своих работ К. Маркс указывал, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, что, однако, нисколько не отличает его, скажем, от какой-нибудь машины, например от часов См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. 1. С. 413.. Представитель современной экономической науки Э.М. Агабабьян полагает, что услуга— это полезный эффект, возникающий в результате производительного труда как целесообразной деятельности См.: Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика,1968. С. 25..

Следует отметить, что мнения экономистов разделились при анализе экономической сущности общественного производства. Одни из них полагают, что стоимость создается только в сфере материального производства и не создается в сфере услуг, поэтому труд, занятый в сфере услуг, никакой стоимости сверх той, которая уже учтена в национальном доходе, не создает и оплачивается из национального дохода См.: Сфера обслуживания при социализме. М.: Мысль. 1968. С. 36; Гри-шин Г. Сфера услуг и реальные доходы населения // Экономические науки. 1969. №2. С.30.. Оппоненты указанной точки зрения полагают, что поскольку производство услуг имеет те же стадии воспроизводства, что и сфера материального производства, поэтому услуги обладают не только потребительской стоимостью, но и стоимостью См.: Методологические проблемы экономической теории социализма. М.: Экономика, 1970. С. 158—159..

11 стр., 5072 слов

Социальное обслуживание

... во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг. II. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, ...

В юридической «литературе экономическая природа социального обслуживания, и в частности сфера услуг, трактуется исходя из сложности и многофакторности этого явления.

Анализируя различия, имеющиеся во мнениях о характере труда и особенностях сферы услуг, Я.М. Фогель справедливо полагает, что экономические отношения здесь могут рассматриваться в качестве своеобразной разновидности материальных отношений и в качестве каковых они, несомненно, оказывают воздействие не только на экономическую, но и на все стороны социально-общественной жизни общества См.: Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М, 1980. С 29..

Наряду с экономической категорией социальное обслуживание является важной правовой категорией. Оно поэтому обеспечивается специфическими гарантиями: законами, направленными на получение права на сериальное обслуживание; подзаконными актами, обеспечивающими условия, средства, охрану заявленных в законе гарантий; наличием устойчивой практики работы государственных органов по обеспечению законодательно установленных прав на социальное обслуживание, охране этих прав.

Однако в правовой литературе понятие социального обслуживании нередко отождествляется с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам. В частности, Я.М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как самостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудоспособных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-общественных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с обществом Там же. С. 31..

Аналогичную позицию занимал и А.Н. Егоров. По его мнению, социальное обслуживание престарелых и инвалидов есть не что иное, как их социально-трудовая реабилитация, под которой он понимал осуществление комплекса мероприятий, при котором возникают регулируемые как нормами права, так и нормами морали общественные отношения между инвалидами и престарелыми по восстановлению (или поддержанию на должном уровне) медицинского, профессионального, трудового и социального статуса престарелых и инвалидов, а также их трудовое устройство, порядок выплаты продолжающим заниматься общественнополезной трудовой деятельностью престарелым и инвалидам пенсий и пособий и, кроме того, оказание им другой помощи.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо полагают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, ибо это понятие более емкое, поскольку охватывает широкий круг лиц, предусмотренных в законе (в том числе детей) См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2001. С. 490-494; см.: Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева И.О. Право социального обеспечения. М., 2001. С.152.. Современный этап развития российского законодательства действительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальной помощи, предоставляемой им. Вот почему в науке права социального обеспечения используется как узкое, так и широкое понимание термина «социальное обслуживание».

В узком смысле слова под социальным обслуживанием часто понимают предоставление социально-бытовых услуг: помощь в ведении хозяйства, предоставление бесплатного питания, временное помещение в учреждения социальной защиты и др. В широком смысле социальное обслуживание включает в себя все иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения См., напр.: Захаров М. Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001. С. 155. В этом смысле социальное обслуживание предполагает: охрану детства, материнства, пожилых, инвалидов; вопросы перевоспитания; консультации. Таким образом, все условия, связанные с жизнью населения: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем жилья — являются объектами социального сервиса.

6 стр., 2951 слов

Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

... успехом во Франции, где применяется система Minitel. В то же время в США использование видеотекста ограничено. 3. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма Туристский бизнес, являясь одной из самых ...

Для социального обслуживания как правовой категории характерно то, что право на такое обслуживание входит в качестве непременного элемента правового статуса гражданина, т. е. является его статусным. Будучи естественным, это право сопровождает граждан от самого рождения до смерти, включая достойное погребение. При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности граждан — все они имеют право на социальное обслуживание. Такое право имеют не только лица, занятые общественно полезным трудом, но и безработные, старики, инвалиды, дети, лица без определенного места жительства, заключенные, беженцы, мигранты и т.п.

1.2 Понятие социальной защиты

Разработка понятия социальной защиты, как отмечает В.П. Юдин, ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом той или иной науки. В результате неоправданно сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сегодня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок границ и объема содержания См.: Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. С. 4; Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2003..

Понятие «социальная защита» ассоциируется у граждан нашей страны с социальным обеспечением еще и по той причине, что в органы социального обеспечения были переименованы в органы социальной защиты.

Социальная защита как социальное обслуживание и социальное государство не является исключительным объектом исследования правовой науки. Эта категория наряду с юристами рассматривается философами, социологами, психологами.

Философско-методологический аспект социальной защиты различных групп населения рассмотрен, например, в исследованиях Н.С. Слепцова, А.Н. Авербянова, Г.С. Батищева, Л II Буевой, В.Г. Лисовского и др. Социально-психологический аспект социальной защиты в рамках социальной работы исследовался такими учеными, как А.А. Бодалев, Д.И. Фильдштейн, А И Уманский, А.С. Чернышев и др. Вопросы организации процесса социальной защиты рассматриваются в работах Р.Х. Шакурова, И А Слатенина, А.В. Петровского и др. Социально-правовой аспект социальной защиты рассматривался представителями науки права социального обеспечения Э.Г. Тучковой, МО.А. Парягиной, Е.В. Соловьевой, Шайхатдиновым.

Выделяя место социального в узком смысле слова в системе общественных процессов и отношений, ученые отмечают, социальная защита личности, социальное обслуживание имеют связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной, защищенности и социального обслуживания личности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... социального обслуживания населения (УСОН), которое должно быть ориентировано на повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на финансирование государственной социальной политики в области социального обслуживания, а также на повышение качества и доступности социальных ... исследования - тенденции, факторы и перспективы развития социального обслуживания в стране. Информационная база ...

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельное и духовного развития. Он как бы социально самообслуживается. В данном значении социальная защита практически совпадает с системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми административными мерами обеспечить удовлетворительное существование тем группам населения, которые находятся и особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Таким образом, социальная защита относится с социальным обеспечением как гарантия реализации субъективных прав граждан на конкретные разновидности социального обеспечения.

Понятие социальной защиты как направление социальной политики государства встречается довольно часто и обычно приводится в словарях и энциклопедиях. Например, В.И. Жуков дает такое определение этому понятию: социальная защита — совокупность принципов, правил, методов, законодательно закрепленных экономических, правовых, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их осуществление по предоставлению минимально достаточных условий жизни, удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных групп’См.: Социальная работа: Российский энциклопедический словарь/Под ред.

В.И. Жукова. М.: Союз, 1997. С. 161..

Л.В. Тихомиров и М.Д. Тихомирова дают в целом приемлемое определение социальной защиты как комплексной системы мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами их прав См.: Тихомиров Л.В., Тихомирова М.Д. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 526..

Существуют и более узкие ведомственные определения социальной защиты. Например, Министерство социальной зашиты РФ (в свое время) дало такое определение: социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения… См.: Социальная защита населения: СПб. М., 1992. С. 24.. Как справедливо отмечает М.Л. Захаров, то ведомственное понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в Рос-сии. С. 14, 16.. Социальное обеспечение, по его мнению, — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

11 стр., 5350 слов

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов. Проблемы и ...

... в работе с пожилыми людьми, пенсионерами и инвалидами; определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб. Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей. Предметом исследования - является исследование проблем развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания пожилых людей. Социальная защита пожилых и ...

Итак, с одной стороны, есть мнение, что социальная защита — более широкое понятие, в которое входят отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения, т.е. и понятие социального обеспечения См., напр.: Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России // Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. . С другой стороны, рассматривая понятие социальной защиты более узко, его отождествляют с социальной помощью, которая выступает формой социального обеспечения См.: Мачульская Е.Е. Социальная поддержка (помощь) как форма социального обеспечения. М., 1993..

На наш взгляд, понятие социальной защиты, которое используется в разных отраслях науки (не только в праве социального обеспечения, но и в трудовом, гражданском, жилищном, экологическом праве и др.), является более собирательным, отражающим различные стороны социальной политики государства.

1.3 Виды социального обслуживания

Для уяснения содержания понятия социального обслуживания необходимо провести его классификацию. Она может быть проведена по различным основаниям: по видам социального обслуживания; по субъектам, которым предоставляется обслуживание; по субъектам, предоставляющим обслуживание; по источникам приобретения прав на обслуживание; по условиям предоставления социальных услуг; по форме предоставления социальных услуг.

Сложность классификации социального обслуживания по видам заключается в том, что в законах по-разному перечислены эти виды и проводится она часто весьма условно. Например, такой вид, как социальное обслуживание детей, включает в себя социально-бытовые, психолого-педагогические и др. услуги, в свою очередь представляющие собой отдельные виды обслуживания. А, например, выдача инвалидам специальных средств передвижения, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями относят к различным видам социального обслуживания: к социальной адаптации и реабилитации либо к материальной помощи. На наш взгляд, правомерно отнести эту услугу к социально-медицинской.

Социально-бытовые услуги, социально-медицинские, психолого-педагогические и социально-правовые услуги гражданам, предоставляемые на дому ив стационарных учреждениях, перечислены в Законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

На дому предоставляются следующие виды социального обслуживания: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг; 7) другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию питания, отдых, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

13 стр., 6143 слов

Совершенствование технологии социальной работы с пожилыми людьми ...

... возраста и инвалидов. См.: Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах - М., 2005.-25-26с. В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми ...

Стационарно-социалъное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам и включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Реабилитация, образование и обеспечение инвалидов предусмотрено в Законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в указанном Законе РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в Конвенции МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», ратифицированной РФ 3 июня 1988 г., в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы».

Реабилитация и обеспечение инвалидов включает весь комплекс мероприятий, состоящий из медицинских, профессиональных, психолого-педагогических, социально-правовых и иных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Предоставление протезно-ортопедической помощи и обеспечение инвалидов транспортными средствами закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 27), в указанном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Социальное обслуживание детей, включающее социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, предусмотрено в Семейном кодексе РФ (гл. 21), Постановлении Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. «Об упорядочении платы за содержание ребенка в детских учреждениях и финансовой поддержке этих учреждений», Федеральном законе от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Материальная помощь является сквозным видом социального обслуживания. Она предоставляется в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Льготы по социальному обеспечению закреплены во множестве нормативно-правовых актов, среди которых важное место занимает Закон РФ от 12 января 1995 г. «О ветеранах».

Однако данная классификация не дает представление о том, кому какие виды социального обслуживания предоставляются. Для того чтобы получить более полную картину, необходимо рассмотреть субъекты социального обслуживания и соотнести с ними все выделенные виды услуг. При этом виды социального обслуживания мы предлагаем подразделить на общие и специальные.

К общим видам социального обслуживания можно отнести те, которые предназначены для большинства субъектов: стационарное, полустационарное обслуживание, обслуживание на дому, социально-медицинские, психолого-педагогические и социально-правовые услуги, материальную помощь, срочное социальное обслуживание.

К специальным видам социального обслуживания можно отнести те виды, которые предназначены для определенного субъекта социального обслуживания:

  • для инвалидов: профессиональное обучение, трудоустройство, обеспечение транспортными средствами, протезирование, льготы;
  • для детей: специальные детские дома, коррекционные детские дома, центры для несовершеннолетних, приемные семьи, льготы;
  • для детей, находящихся в ocобo трудных условиях: специальное коррекционно-психологические детские дома, временные приюты;
  • для маргинальных групп: стационарные специальные дома, специальные отделения в общих стационарных заведениях (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, находящихся под административным надзором);
  • ; ночлежки, приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации (для лиц без определенного места жительства).

Чтобы полнее раскрыть содержание социального обслуживания, необходимо провести его классификацию по видам в зависимости от субъектов, предоставляющих социальные услуги. Однако, по нашему мнению, подобная классификация затруднена по той причине, что к оказанию социальной помощи в различной степени причастны многие субъекты как государственных, муниципальных, так и частных организаций.

Среди государственных учреждений социальное обслуживание оказывают: государственные службы медико-социальной экспертизы (реабилитация инвалидов); санитарно-эпидемиологические службы (первичная медико-санитарная помощь); лечебно-профилактические учреждения — санаторные организации здравоохранения и других ведомств (санаторно-курортное лечение); государственные образовательные учреждения (дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, предоставление им среднего общего и профессионального образования, обучение ребенка-инвалида на дому, профессиональное обучение инвалидов); органы социальной защиты населения (социально-бытовые, психолого-педагогические, социально-правовые услуги).

Муниципальные учреждения, предоставляющие социальное обслуживание: муниципальные системы здравоохранении (социально-медицинские услуги, социальная реабилитация); орган и пиши социального обслуживания (различные виды социальной помощи); муниципальные учебные заведения (обучение инвалидов, в том числе профессиональное).

Частные юридические и физические лица, общественные организации оказывают следующие виды социального обслуживания: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, психолого-педагогические услуги.

Социальное обслуживание классифицируется по условиям предоставления социальных услуг: бесплатно и за плату (частичную или полную).

Есть мнение, что социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную рыночную стоимость, т.е. полностью либо частично за счет средств общества. Услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной’ ситуации Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России.. Однако закон называет услуги, оказываемые за полную плату, социальными (ст. 24) См., напр.: Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возрас-та и инвалидов»..

Социальное обслуживание можно подразделить в зависимости от формы его предоставления: единовременная материальная помощь (в виде денежных средств, товаров первой необходимости) и социальное обслуживание в натуральной форме (все остальные виды социальных услуг).

Анализируя приведенные классификации социального обслуживания, можно сделать следую1дие выводы. Сейчас активно развиваются несколько уровней социального обслуживания. Один уровень представляет собой социально-бытовое обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов. Другой уровень включает в себя такие аспекты социальной работы, как психолого-социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-правовой и социально-реабилитационный. Третий уровень включает социальное обслуживание детей. Несколько особняком стоят материальная помощь и льготы по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание неоднородно по субъектам, которым оно предоставляется. Есть общие виды обслуживания, которые применимы ко всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Также развивается социальное обслуживание специального вида, предоставляемое отдельным категориям граждан (инвалидам; детям, в том числе детям-инвалидам и детям, оказавшимся в трудном положении; маргинальным группам).

Следует отметить, что перечень видов социального обслуживания, а также перечень социальных услуг, предоставляемых в рамках определенного вида социального обслуживания, постоянно расширяется.

Социальное обслуживание предоставляется разнородными субъектами, включая государственные учреждения, муниципальные организации, общественные организации, частные организации и физических лиц. При этом наиболее существенную социальную помощь (по видам и объему социальных услуг) оказывают государственные учреждения. Вряд ли такое положение может отвечать современным потребностям.

Опыт зарубежных стран свидетельствует об обратном. В ряде стран социальное обслуживание осуществляют преимущественно муниципальные органы, в отдельных европейских странах — благотворительные организации, фонды, профессиональные организации, ассоциации. Опасение вызывает то обстоятельство, что в Российской Федерации практически отсутствует такой значимый субъект, потенциально готовый к оказанию социальных услуг населению, как христианская церковь и другие религиозные организации. Невелика роль частных организаций в оказании социальных услуг.

Права на социальное обслуживание граждане Российской Федерации приобретают естественным путем — в результате попадания в тяжелую жизненную ситуацию. Вместе с тем большие ресурсы заложены в приобретении прав на социальное обслуживание через страхование на случай попадания в такую ситуацию. Использовать эти ресурсы, на наш взгляд, крайне необходимо. Таким образом, содержание понятия «социальное обслуживание» практически можно представить следующим образом. Оно предоставляется гражданам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, включая лиц преклонного возраста, инвалидов, детей, лиц да маргинальных групп. В зависимости от субъектов, которым предоставляются социальные услуги, следует выделить общие и специальные виды социального обслуживания. К первым относятся: социально-бытовые услуги (социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарах); психолого-педагогические услуги, социально-правовые услуги, материальная помощь. К социальному обслуживанию специального вида относятся: социально-медицинские услуги (санаторно-курортное лечение, лекарственная помощь, протезирование, ортопедическая помощь); воспитание, образование, обучение детей, в том числе детей-инвалидов; трудоустройство инвалидов, обеспечение их транспортными средствами; социальная адаптация лиц без определенного места жительства и др. Социальное обслуживание оказывается различными учреждениями, что, с одной стороны, расширяет круг лиц, заинтересованных в качественном и своевременном оказании социальных услуг, с другой стороны, не позволяет вести действенный контроль за реализацией гражданами своих прав на социальное обслуживание.

2.Современная система социального обслуживания ветеранов и инвалидов

2.1 Полустационарное социальное обслуживание ветеранов и инвалидов

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

В указанных учреждениях, как известно, оказываются следующие виды услуг (объекты правоотношений:)

1) организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

2) социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведении реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.п.);

3)содействие в получении образования и профессиональной подготовки;

4) содействие в трудоустройстве;

5) содействие в организации правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг.

Для лиц без определенного места жительства и занятий в системе органов социальной защиты создаются специальные учреждения полустационарного типа — дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации (Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. №6)0).

В указанных учреждениях предоставляются: ночлег; талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание; первая доврачебная помощь; предметы личной гигиены, санитарная обработка; направление на лечение; содействие в обеспечении протезирования; оформление в дом-интернат; оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии; содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в получении страхового, медицинского полиса; оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т.п.).

2.2 Социальное обслуживание на дому

Порядок предоставления и конкретное содержание социальной помощи на дому регулировались до последнего времени лишь одним нормативным актом — Примерным положением о центре социального обслуживания, утвержденным приказом Минсоцзащиты населения РФ от 20 июля 1993 г., в соответствии с которым при Домах Престарелых и инвалидов, а также при отделах социального обеспечения создавались отделения социальной помощи для одиноких нетрудоспособных граждан, нуждающихся в посторонней помощи. В задачи отделений входили выявление и учет лиц, нуждающихся в социальной помощи, оказание конкретных социальных услуг (доставка обедов, приобретение продуктов и промышленных товаров, медикаментов, сдача белья в прачечную и т.д.).

На надомное обслуживание принимались (субъекты) одинокие престарелые граждане, инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи. Причем инвалидов, участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших военнослужащих принимали на надомное обслуживание вне очереди.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. изменил порядок и условия предоставления помощи на дому. Такая помощь осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Социально-медицинское обслуживание осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями карантинных инфекционных заболеваний, активной формы туберкулеза, страдающих хроническим алкоголизмом, тяжелыми психическими расстройствами и венерическими заболеваниями, требующих лечения в специализированных лечебных учреждениях.

В штат указанных учреждений должны входить медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровья граждан.

В соответствии с федеральным Перечнем услуг данными учреждениями оказываются следующие виды обслуживания (объекты):

1) услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов), помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды; топка печей, сдача вещей в стирку и химчистку; содействие в организации ремонта и уборке жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь в организации досуга и т.д.;

2) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, содействие в оказании медицинской помощи, проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, содействие в обеспечении лекарствами); Содействие в получении протезной помощи;

3) содействие в получении образования инвалидам;

4)содействие в трудоустройстве;

5) правовые услуги;

6) помощь в организации ритуальных услуг.

Гражданам могут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условиях полной или частичной оплаты для всех категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. К числу таких дополнительных услуг, оказываемых гражданам на дому, относятся:

1) наблюдение за состоянием здоровья;

2) оказание экстренной доврачебной помощи;

3) выполнение медицинских процедур;

4) оказание санитарно-гигиенических услуг;

5) кормление ослабленных больных;

6) проведение санитарно-просветительной работы Права ветеранов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации/Под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. М., 2004. .

2.3 Срочное социальное обслуживание

Одной из новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является срочное социальное обслуживание. Оно заключается в оказании неотложной помощи разового характера гражданам (субъекты) пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг (объекты) указанной категории граждан установлен федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрено, в частности, разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; разовое оказание материальной помощи; обеспечение остро нуждающихся одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. Муниципальные центры социального обслуживания, осуществляющие срочное социальное обслуживание (или отделения, создаваемые при органах социальной защиты населения), организуют для лиц, нуждающихся в социальной поддержке, экстренную медико-психологическую помощь, содействуют в трудоустройстве, в предоставлении временного жилого помещения (в необходимых случаях), организуют юридические консультации.

Итак, исходя из интересов граждан социальное обслуживание может носить не только постоянный или временный характер, но и при определенных условиях — разовый характер с учетом реальных потребностей лиц пожилого возраста и инвалидов.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Организация социально-консультативной помощи возложена законодательством на муниципальные центры социального обслуживания, а также на органы социальной защиты населения, которые создают соответствующие подразделения (субъекты).

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь включает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3)работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

4)консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В целом социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать о том, что в сфере социального обслуживанию необходимо перенять ведущий для стран Запада подход к социальному обслуживанию, базирующийся на двух принципах — принципе поддержки, для которого характерно включение государства лишь после того, как будут задействованы общественные объединения, т.е. передача части полномочий государства в условиях рыночных отношений многим добровольно действующим организациям, местным властям, что позволяет говорить о функциональной децентрализации; второй — переход ведущей роли и ответственности к государству, если это касается не только гарантий прав человека, но и обеспечения людям нормальных условий жизни.

Улучшение социальной помощи и системы обслуживания нуждающихся, развитие и расширение самопомощи не только не является взаимоисключающими, но с психологической и морально-этической точки зрения и с позиции самоутверждения является более эффективным и прогрессивным, чем простая зависимость от системы социального обеспечения Карелова Г.Н. О государственных стандартах социального обслуживания населения. М., 2000. С.8..

Следует полагать, что социальные службы обязаны оказывать содействие в овладении навыками по-новому строить свой жизненный цикл с учетом изменения ресурсной базы и социально-экономических условий. Наилучшие условия для функционирования новой системы предоставляет расширение местного самоуправления, а также социальная деятельность по местным и муниципальным социальным программам.

В государственной сфере должен осуществляться сбор информации о здоровье населения, проводиться мониторинг силами независимых организаций, осуществляться контроль за оборотом денег в системе социального обслуживания, правовым урегулированием возникших споров. Иначе говоря, необходима концентрация усилий всех заинтересованных с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по успешному реформированию системы социального обслуживания населения с учетом зарубежного опыта.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/srochnoe-sotsialnoe-obslujivanie/

1.Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»//Российская газета, № 150, 04.08.1995, Собрание законодательства РФ, 07.08.1995.№32. ст.3198.

2.Федеральный закон от 24.11.1995 №125-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995. №48. ст.4563, Российская газета, №234, 02.12.1995.

3.Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика,1968. Сфера обслуживания при социализме. М.: Мысль. 1968.

4.Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.

5.Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева И.О. Право социального обеспечения. М., 2001.

6.Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург, 1997.

7.Гришин Г. Сфера услуг и реальные доходы населения // Экономические науки. 1969. №2.

8.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2001Карелова Г.Н. О государственных стандартах социального обслуживания населения. М., 2000.

9.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. 1.

10.Мачульская Е.Е. Социальная поддержка (помощь) как форма социального обеспечения. М., 1993.

11.Методологические проблемы экономической теории социализма. М.: Экономика, 1970.

12.Права ветеранов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации/Под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. М., 2004.

13.Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2003.

14.Социальная работа: Российский энциклопедический словарь/Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 1997.

15.Тихомиров Л.В., Тихомирова М.Д. Юридическая энциклопедия. М., 1997. Социальная защита населения: СПб. М., 1992.

16.Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пенсионного возраста. М, 1980.

17.Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России // Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.

18.Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995.