В последние время внимание педагогов, логопедов, дефектологов сконцентрировано на увеличении количества детей с проблемами речи. По наблюдениям последнего пятилетия, примерно у 30-35% дошкольников, посещающих логопедические группы дошкольного образовательного учреждения, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дошкольники зачисляются в основном перед школой, в старшем дошкольном возрасте. В итоге упущено значимое время для развития речи ребёнка (сензитивный период), которое продолжается до трёх — четырёх лет. Если вовремя не проводить коррекционно- логопедическую работу присутствующих нарушений, то комплекс проблем у дошкольника с нарушениями речи значительно возрастет.
Больший объем коррекционно- логопедической работы в детских садах сконцентрирован на дошкольниках с речевым диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР).
Поскольку у большого количества дошкольников присутствуют проблемы воссоздания содержания полноценных высказываний и их языкового оформления, для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) свойственны: недоразвитие логической последовательности изложения и связности, пропуски по смыслу, четко проявленная «немотивированная» ситуативность и отрывочность, малый уровень применяемой фразовой речи. Благодаря этому развитие речи дошкольников с ОНР заслуживает первостепенного значения в полном коррекционно- логопедическом процессе.
К важнейшим задачам коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, причисляются: нормализация психофизических процессов и свойств: внимания, мышления, памяти, стимуляции процессов торможения и возбуждения; приемов конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; коррекции ряда речевых несовершенств на практике и на логоритмических занятиях (логоритмика).
Логоритмические занятия способствуют преодолению проблемы у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы вместе с музыкой и словом, дают возможность дошкольникам наиболее глубоко окунуться в ситуацию в форме игры, создать комфортную атмосферу для изучения нового материала и формирования творческих потенциалов. Полученные сведения изучаются воспитанниками стремительнее, так как их предъявление аккомпанируется со всевозможными движениями с музыкальным сопровождением, что может активизировать синхронно все виды памяти (двигательную, слуховую и зрительную).
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
... студентами, педагогами и всеми кто интересуется проблемами речевого развития дошкольников с ОНР. Структура работы:, РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 1.1 Понятие лексическая сторона речи у дошкольников. лексический дошкольник недоразвитие речь Лексика - совокупность слов того или иного языка, части ...
Основываясь на актуальность, указанную выше, нами была определена тема курсовой работы: «Логоритмика в системе коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи». Данная тема содержит общественную значимость и обретает особую актуальность применительно к дошкольникам, имеющим речевой дефект. Это подчеркивает важность данного вопроса в логопедии, как в теоретическом, так и практическом плане и требует разрешения.
Объект: дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет: логоритмика, как эффективное средство коррекционной работы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования
Исходя, из намеченной цели в ходе исследовательской работы решались следующие основные задачи :
-
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
-
провести и проанализировать полученные результаты экспериментального исследования дошкольников с ОНР по средствам логоритмики.
Методы исследования:, Практическая значимость:, Базой исследования:, Структура и объем работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО_ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые понятие «Общее недоразвитие речи» было внедрено в 50-60 годах
Т.И. Дубровина в своих исследованиях свидетельствует об отставании в формировании неречевой системы, что непосредственно выражает отрицательное воздействие в вырабатывании речевой деятельности в общем. Автор обозначает, что неполноценность формирования слухоречевой памяти у дошкольников, страдающих ОНР, которая проявляется напрямую взаимосвязанной с неполноценностью их речевых и языковых способностей. Для дошкольников с ОНР свойственна быстрая усталость, непостоянство внимания, неуравновешенность, что воздействует на их работоспособность, дети скоро утрачивают заинтересованность к заданиям, абстрагируются от ее реализации. Вспыльчивость и непостоянство уменьшают результативность приемов запоминания.
Современный ребенок уже к 5 годам должен постигнуть всю систему родного языка: говорить связно, полноценно излагать свои мысли, грамотно строить развернутые сложные предложения, выговаривать все звуки, легко повторять многосложные слова. Как отмечает О.Д. Голубец к сожалению, с каждым годом увеличивается количество дошкольников с нарушениями речи и ОНР. У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются неразвиты все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.
«Система работы воспитателя по развитию речи дошкольников» ...
... работы по развитию речи дошкольника, являющейся средством социальной адаптации. Содержание учебно-образовательной работы дошкольного учреждения подробно разработано в «Программе воспитания и обучения в детском саду». Она предусматривает обучение детей ... преемственности в развитии речи дошкольников В дошкольном учреждении система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ...
Л.В. Лопатина считает, что основания порождения данных нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии [Лопатина 2005: 22]. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, определенные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.
Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:
1. Ошибочные условия развития речи ребенка в семейном воспитании (недостаток общения со взрослыми и с прочими детьми, присутствие няни, говорящей на ином языке, проживание с глухонемыми родителями и т. д.).
2. Неполнота речевого общения дошкольников, воспитывающихся в детских домах, приютах.
3. Двуязычие, например, в детском саду с дошкольником разговаривают на русском языке, а в семье – на другом.
4. Неблагополучные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.
В этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. По данным Е.М. Мастюковой, причинами возникновения ОНР, могут служить различные неблагоприятные факторы воздействия на нервную систему и организм ребенка в целом в различные периоды его развития [Мастюкова 1998:71]:
-
Внутриутробная патология в результате инфекций и интоксикаций матери во время беременности; (особенно в период раннего эмбрионального периода), токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и группе крови;
-
Патология во время родов – асфиксия, родовая травма, связанная с акушерской патологией матери (затяжные роды, стремительные роды, узкий таз, преждевременное излитие околоплодных вод и др.), а также вследствие неправильных манипуляций медицинского персонала;
-
Постнатальная патология – нейроинфекции, травмы головы и др.
Особое значение в этиологии ОНР Е.М. Мастюкова придаёт перинатальной энцефалопатии, т.е. поражению головного мозга возникшему в результате воздействия неблагоприятных факторов во время эмбрионального периода, во время родов, в первые дни жизни ребенка. Перинатальная энцефалопатия может быть гипоксической ( внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах), травматической (механическая родовая травма), билирубиновой (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности), а также сочетанной.
Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...
... недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается мало ...
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Н.В. Микляева
– специфика структуры и функциональных способностей цитоархитектоники коры головного мозга (особенно отделов префронтальной, нижнетеменной и височной областей);
- пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения;
увеличение
взаимодействие
функциональные системы
Н еправильное функционировани е языковой способности у детей с ОНР выражается в виде:
-
уменьшения речевой активности (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и др.);
-
пониженного внимания к речевому окружению и не полной мере активной наблюдательности (Т.Г. Визель, Ж.М. Глозман, Р.Е. Левина, А.К.Маркова и др.);
-
уменьшенной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, слабой переключаемости или, на оборот , ускоренном угасании возникших следов в памяти (Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, И.К.Самойлова, Н.Н. Трауготт и др.);
-
как следствие, зарождаются трудности актуализации даже хорошо знакомых слов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Н.Н. Трауготт и др.);
-
в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач (Т.Д. Барменкова, Н.С.Жукова, Н.Н. Трауготт);
-
в нарушении программирования высказывания, несформированности динамического стереотипа (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Б. Халилова и др.).
13 стр., 6496 словСовременные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
... обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника. 1. Основы развития речи детей дошкольного возраста 1.1 Закономерности развития речи детей дошкольного возраста Закономерность развития речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего ... но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной ...
Недоразвитие динамического стереотипа при моторной алалии является причиной появления нарушения в применении усвоенных средств общения – заикания (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева);
-
уменьшение языковой способности отражается на недостаточности способности к моделированию (Л.Б. Халилова), замещению и символизации (Л.Н. Ефименкова, В.В. Юртайкин).
Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и д.р., изучая контингент детей младших классов не успевающих в школе по русскому языку, пришли к выводу, что существует прямая зависимость между речевым развитием и овладением грамотой.
Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития в зависимости от уровня сформированности каждого из разделов языковой системы (лексики, фонетики, грамматики).
ОНР 1 уровня – отсутствие общеупотребительной речи. Описывается Р.Е Левиной как полное или почти полн ое отсутствие словесных средств общения, когда развивающихся детей в норме речь в основном развита .
ОНР 2 уровня
ОНР 3 уровня
В 2000 году Т.Б. Филичева выделила еще один уровень речевого развития —
У данной категории детей обиходная фразовая речь не сильно отличается выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического речевого недоразвития. У детей с данным уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, присутствует лишь неполнота четкой дифференциации отдельных звуков: [р – р’], [л – л’], [j], [щ – ч – ш], [т’ – ц – с – с’] и др. Среди недостатков фонетико-фонематической структуры наряду с недостаточной сформированностью звукослоговой области слова присутствует недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. На данном уровне является возможным непосредственное обучение чтению и письму.
На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей:
Первый этап – несформированность семантических полей. Ребёнок базируется на чувственное восприятие окружающей ситуации.
Развитие речи дошкольников
... следовать им при выполнении заданий. Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие ... Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и ...
Второй этап – усваивает смысловые связи слов, различающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь («дом -крыша»).
Семантическое поле ещё структурно не оформлено.
Третий этап – формируются понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор»).
Исходя из вышесказанного,
Итак,
1.2 Понятие «логоритмика» и ее роль в преодолении общего недоразвития речи
У дошкольников, имеющих ОНР, присутствует недоразвитие и ряда психомоторных функций, несформировано внимание, память, нарушена общая моторика, следовательно, появляется неловкость в движениях, недостаточная подвижность пальцев рук, отстает познавательное развитие, создаются проблемы с ориентировкой в пространстве.
В научной литературе существует множество решений данной проблемы. В частности, к одному из таких относится включение в коррекционно-логопедическую работу логоритмики. Что же такое «логоритмика»?
Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сопровождаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном результате приспособление человека к обстоятельствам внешней и внутренней среды. Укрепляется опорно-двигательный аппарат человека, улучшается дыхание, моторные функции, сенсорные способности, совершенствуется равновесие, правильная осанка, походка. Чем больше и активнее ребенок двигается, тем эффективнее развивается его речь. С иной точки зрения, вырабатывание двигательных способностей совершается с помощью речи. Темп речи, в большей степени темп стихотворений, поговорок, пословиц, содействует развитию координации, общей и мелкой моторики. При помощи стихотворной ритмической речи вырабатывается грамматически правильная, согласованная речь, ритм дыхания, формируется речевой слух, речевая память [Новицкая 2013: 167].
Разными авторами даются всевозможные приемы использования логоритмики в коррекционно-логопедическом процессе.
Л.С. Выготский впервые выдвинул предположение о том, что ведущая роль в психическом развитии ребенка отводится процессу воспитания и обучения. В данное время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в физиологических экспериментах. Установлен тот факт, что чем интенсивнее и разнообразнее поток информации, поступаемый в головной мозг ребенка, тем стремительнее совершается функциональное и физиологическое созревание ЦНС.
О существенности логопедической ритмики для преодоления ОНР у дошкольников написаны работы следующих ученых- исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова Г.А. Все эти авторы выделяли влияние ритма на психические процессы речи.
Теоретические основы изучения зрительного восприятия дошкольников ...
... Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; выявить особенности зрительного восприятия дошкольников; раскрыть характеристику особенностей зрительного восприятия дошкольников с нарушениями речи - провести экспериментальное исследование особенностей зрительного восприятия дошкольников с ...
Шашкина Г.Р. в учебном пособии «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи» концентрирует внимание учителей- логопедов на преодоление ОНР с помощью логоритмики. Автор нацеливает взгляд на факт того, что вместе с развитие психофизической и моторной сфер логоритмика содействует развитию грамматического строя речи, формированию связной речи у дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционно- логопедических мероприятий [Попова 2017: 175].
В существующей системе коррекционно-логопедического процесса в дошкольных учреждениях логоритмика представлена не в полном объеме. В одних учреждениях нет специалистов для осуществления данного вида работы, в других — нет полноценной информации об этом виде деятельности.
Включение занятий по логоритмике в комплекс коррекционно-логопедических мероприятий по преодолению ОНР различного характера у дошкольников создает дополнительные потенциалы для благоприятного их развития и обучения. Разнообразие средств логоритмики способствует разрешению следующих вопросов:
— формированию оптико-пространственных, слуховых функций;
— развитию праксиса, тактильного гнозиса;
— совершенствованию сенсорных, творческих способностей, чувства музыкального ритма;
— коррекции эмоционально- волевой сферы и функции речевой системы [Чернобаева 2015: 215].
Непосредственно логопедическое воздействие осуществляется во время фронтальных и индивидуальных занятий, которые предусматривают формирование познавательных способностей, развитие слухового внимания, совершенствование общей и мелкой моторики, формирование артикуляционного аппарата, преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекцию нарушений звукопроизношения, увеличение пассивного и активного словарей, развитие экспрессивной и импрессивной речи, нормализация ритма и темпа дыхания и речи. Вместе с тем развиваются и интеллектуальные возможности, воспитывается гармоничная личность.
Волкова Г.А.
— вводные упражнения (ходьба и марш в разнообразных направления);
— приемы на совершенствование артикуляционного аппарата, голоса и дыхания;
Исследования 2. Провести анализ программ для дошкольных образовательных
... развития математических представлений дошкольников. Предмет – дидактические игры, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Реализация поставленной цели, предмета и объекта исследования предполагает решение следующих задач: 1. Проанализировать научную литературу по теме исследования ...
— упражнения, регулируемые тонус мышц;
— приемы активизации внимания;
— упражнения счета;
— упражнения, вырабатывающие чувство музыкального ритма, темпа;
— пение;
— упражнения ритмического содержания;
— самостоятельная музыкальная деятельность;
— упражнения для воспитания творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Автор концентрирует внимание на важности грамотного подхода к приемам логоритмики как системе поэтапного усложнения приемов, заданий, упражнений и разнообразия способов работы с дошкольником с учетом специфики ОНР.
Музыка, как в наибольшей степени доступный восприятию ребенка вид искусства, может привлекать внимание дошкольников, вызывать интерес и доставлять наслаждение, порождать эмоцию эстетического характера, а также обогащать и эмоционально окрашивать первоочередные суждения ребенка о социальной действительности [Бохан 2012: 100].
Необходимо регулярно и систематично работать над ритмом, который необходимо осуществлять в несколько этапов. На первом этапе работы в большей мере преобладает моторная деятельность. После формируется способность к восприятию ритма на безречевом, а в дальнейшем и на речевом материале. Второй этап- восприятие ритма в двигательных приемах. И завершающий этап- воспитание способности к ретенции ритма — сохранение его в памяти, что вызывает установленные трудности у дошкольников с ОНР [Власенкова 2012: 48].
Для дошкольников с ОНР свойственны проблемы воспроизведения ритмической структуры слова, стихотворений. Разрешение данного вопроса значительно облегчается с помощью включения аккомпанирования ритмических движений. Специальные задания, распевки ритмического содержания, пропевание отдельных слогов и фраз благоприятно содействуют и на развитие моторики речи.
Для воспитания творческих возможностей, эффективного коррекционного воздействия на дошкольников с ОНР, рекомендуется использование музицирования, игр и упражнений с сопровождением речи и движений (артикуляторно — дыхательные приемы, пальчиковая гимнастика), ритмически-танцевальные упражнения, эмоционально- волевой прием, креативный тренинг [Иванова 2011: 24].
Следовательно, в процессе вырабатывания музыкально- ритмических движений совершается эмоционально- эстетическое развитие дошкольников, овладение качественно новыми формами речевой деятельности.
Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
... и отвлекаемости. Целью настоящей работы являлось изучение особенностей внимания у дошкольников с ОНР. Задачи исследования: осуществить теоретический анализ проблемы развития внимания дошкольников; разработать методику исследования особенностей внимания у дошкольников с ОНР; осуществить сравнительный анализ развития внимания у дошкольников с ОНР и нормально ...
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У Д ОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация исследования и описание диагностических методик
В рамках курсовой работы нами было проведено исследование на базе _______________ В экспериментальном исследовании участвовали 8 детей старшей логопедической группы.
В данной работе обследование двигательно-ритмической сферы строилось на основе схемы логоритмического обследования детей дошкольного возраста Волковой Г. А., с учетом принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В данном обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы, что в последующем поможет подобрать наиболее отвечающую требованиям методику.
Цель обследования – исследование двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР.
Содержание диагностического комплекса представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание диагностического комплекса, направленного на выявление уровня развития двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР
Серия
Задание
Задачи исследования
1 Серия
Цель: исследование психологической сферы
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб
Исследование произвольного торможения движений
Исследование распределения внимания
Исследование пространственной организации движения
Исследование слухового внимания
2 Серия
Цель: исследование двигательной сферы
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Исследование статической координации движений
Исследование динамической координации движений
Исследование координации движений
Исследование произвольной моторики пальцев рук
Исследование орального праксиса:
а
б
в
Исследование произвольной мимической моторики:
а
б
в
3 Серия.
Цель: исследование темпо-ритмической сферы
Задание 1
Задание 2
Исследование ритмического чувства
Исследование темпа движений
Содержание заданий для исследования двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР представлены ниже.
1. Серия. Исследование психологической сферы.
1. Задание:
Цель –
Инструкция: «
Критерии
2. Задание: Маршировать и останавливаться по сигналу.
Цель –
Инструкция: «К
Критерии оценивания
3. Задание:
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
4. Задание:
Цель –
Инструкция: а) «
б) «Слушай м
Критерии оценивания
5. Задание: Показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды, шуршание бумаги – тонкой, плотной; резание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша.
Цель – исследование
Инструкция: «
Критерии оценивания
2. Серия. Исследование двигательной сферы.
1. Задание: Стоя с закрытыми глазами на
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
2. Задание: В
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
3. Задание: а)
Цель –
Инструкция: «В
б)
Цель –
Инструкция: «Пройди по кругу шаг
в) Поднять руки вверх, в стороны, по
Цель –
Инструкция: «Подними руки вверх, в стороны, п
Критерии оценивания
4. Задание: а) В
б)
в) Попеременно со
г) На обеих руках
Цель –
Инструкция: «
Критерии
5. Задание: а) Вытян
Цель –
Инструкция: «Вытяни губы вперед, улыбнись. Подними верхнюю губу, опусти нижнюю, а теперь все вместе «.
Критерии оценивания
б) Над
Цель –
Инструкция: «Надуй
Критерии оценивания
в) Показать язык вперед «
Цель –
Инструкция: «Смотри и
Критерии оценивания
6. Задание: а) Нахмурить брови, поднять брови вверх,
Цель –
Инструкция: «Нахмурь брови, подними их,
Критерии оценивания
б)
Цель –
Инструкция: «Закрой глаза, прищурь глаза, закрой
Критерии оценивания
в)
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
3. Серия. Исследование темпо
1. Задание:
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
2. Задание: В течение определенного
Цель –
Инструкция: «
Критерии оценивания
Таким образом, максимально возможное число –
2.2 Выявление исходного уровня
Рассмотрим результаты исследования. Полученные результаты дошкольников экспериментальной группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения уровня развития двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР дошкольников экспериментальной группы
п/п
Дошкольники
1 серия
2 серия
3 серия
Всего баллов
Уровень
1
Аня А.
6
8
1
15
Низкий
2
Артем В.
7
10
3
20
Средний
3
Всеволод К.
9
9
2
20
Средний
4
София Ж.
7
7
1
15
Средний
5
Давид М.
5
7
2
14
Низкий
6
Дима К.
6
6
3
15
Низкий
7
Катя П.
4
8
1
13
Низкий
8
Маша О.
8
8
4
20
Средний
Средний балл
6,5
7,8
2,1
16,5
Низкий
Результаты показывают, что средний балл группы составил 16,5 баллов из 24-и возможных, что является довольно низким результатом. Наглядно уровни развития двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР представлены на рисунке 1
Рисунок 1. Уровни развития двигательно-ритмической сферы у дошкольников с ОНР.
Результаты свидетельствуют о том, что никто из дошкольников с ОНР не показал высоких результатов. По 50% дошкольников показали средние и низкие результаты диагностики.
Результаты 1-ой серии экспериментального исследования.
В
При в
Следовательно
Результаты 2-ой серии экспериментального исследования.
В
В общем
Итоги
Следовательно
Все
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили что общее недоразвитие речи — это форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, причисляющихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сопровождаются с произнесением специального речевого материала.
О существенности логопедической ритмики для преодоления ОНР у дошкольников написаны работы следующих ученых- исследователей: Шашкина Г.Р., Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М., Картушина М.Ю., Аксакова Т.Ю., Макарова Н.Ш., Волкова Г.А. Все эти авторы выделяли влияние ритма на психические процессы речи.
Вместе с развитие психофизической и моторной сфер логоритмика содействует развитию грамматического строя речи, формированию связной речи у дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционно- логопедических мероприятий.
Экспериментальное исследование
Мы полагаем, что коррекционно-логопедическая работа педагогов необходима для детей с ОНР. Она должна быть спланирована грамотно, координировано. Только тогда речь дошкольника достигнет красоты, созвучности и выразительности. Логоритмические занятия, упражнения по преодолению ОНР проводятся совместно музыкой и движениями, что способствует развитию детских эмоций и увеличивает интерес любого дошкольника к занятиям по логоритмике.
В результате применения в коррекционно-логопедической работе логоритмики у дошкольников с ОНР прослеживается положительная динамика речевого развития. Логоритмические занятия, проводимые в комплексе, содействуют нормализации речи дошкольников с ОНР, воспитывают благоприятный эмоциональный настрой, развивает взаимообщение с ровесниками, с окружающими людьми.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sredstva-logopedicheskoy-ritmiki/
1. Бохан, О. А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / О. А. Бохан, Л. В. Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. — № 2(5).
– С. 100-102
2. Власенкова, Е. В. Логоритмика как форма оздоровительной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста / Е. В. Власенкова // Научный поиск. – 2012. — № 2.1. – С. 48
3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учебник для студентов высших учебных заведений / Г. А. Волкова. — [4-е изд.]. — Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2010. – 349 с.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
5. Иванова, Н. Н. Логоритмика как средство по преодолению речевого недоразвития / Н. Н. Иванова, Т. И. Кардашевская // Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2011. — №22. – С. 24-26
6.Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии /
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с.
8. Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей / О. А. Новиковская. — Санкт-Петербург : Корона.Век, 2013. – 269 с.
9. Попова, Т. В. Логоритмика в системе развития и коррекции речи дошкольников / Т. В. Попова // Актуальные вопросы развития науки. – Уфа, 2014. – С. 175-177
10. Савкина, Е. В. Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей / Е. В. Савкина // Вестник Коми государственного педагогического института. – 2011. — № 9. – С. 106-110
11. Хацкалева, Г. А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики : методическое пособие / Г. А. Хацкалева. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. — 127 с.
12. Чернобаева, С. А. Развитие связной речи посредством приемов логоритмики / С. А. Чернобаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. — № 2(5).
– С. 215-217
13. Шакирова, А. Ш. Логоритмика – инновационные логопедические технологии для дошкольников / А. Ш. Шакирова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. — № 4(7).
– С. 75-77