Глава 1. Теоретическая часть, .1 Понятие социометрии и ее назначение
Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.
Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности — социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.
Психология и социология малых групп разрабатывается различными отечественными и зарубежными школами и направлениями, наиболее видными представителями которых являются Я.А. Коломинский, Е.С. Кузьмин, В.И. Паниотто, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Дж. Л. Морено, Э. Мэйо, Э. Дженнингс, Ч. Кули, Дж. Хоманс, Э. Боргатта, Р. Бейлс, Т. Ньюком, Д. Картрайт, Р. Голембивски, А. Хепр, Д. Тейлор, У. Фост, М. Филипс, Г. Гурвич, Ж. Мезоинёв, Р. Кениг, X. Э. Рихтер и др.
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Феномены большой группы. Малая группа: классификация и динамические процессы
... возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»(по Г.М. Андреевой). Обязательными параметрами описания группы в социальной психологии являются композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы). Кроме того, характеризуется положение индивида в группе в качестве ...
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры”.
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
1.2 Из истории возникновения и развития социометрии
Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается ее основателем.
Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским движением”. При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах. Чтобы лучше понять истоки некоторых положений “социометрической науки” о малых группах, необходимо осветить взгляды и мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.
Морено, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда, постепенно “отходит” oт психоанализа и гештальтпсихологии. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908-1925 гг.
“В бурях и натиске первой мировой войны,- пишет Морено,- мне пришла в голову идея социометрии как единственного пути к новому порядку в обществе”.
Наиболее важными сочинениями Морено являются: “Социометрическая статистика социальных конфигураций” (1937), “Социометрия в действии” (1942), “Вклад социометрии в методы исследования” (1947), “Социометрия в отношении к другим социальным наукам” (1947), “Социометрия субчеловеческих культур” (1948), “Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе” (1951), “Социометрия и наука о человеке” (1956), “Групповая психотерапия и психодрама” (1958), “Социометрический читатель” (1960), “Основы социометрии. Пути к новому строю общества” (1967), В 1937г. Морено основывает журнал “Социометрия”, в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956г. становится официальным органом Американского социологического общества.
Социометрия Я.Л.Морено
... реконструированных группах», X.Р.Бекли «Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение», С.Энгельмейер «Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации». Первую часть своего фундаментального труда “Основы социометрии” Дж, Л. Морено назвал “Социометрическая система ...
Дж. Л. Морено — создатель первого терапевтического театра, основатель и главный врач клиники в Бикон-Хилле (теперь санаторий им. Морено), организатор первой социометрической конференции, профессор университета в Нью-Йорке. Созданный им институт социометрии, который позднее будет носить его имя, является первым научно-исследовательским институтом такого рода. Он привлек к себе сотни сотрудников, и ему удалось создать широко разветвленную социометрическую школу.
Основным произведением Дж. Л. Морено и одновременно первым систематическим изложением социометрии стала его книга “Кто выживет?”, благодаря которой он утвердился как один из выдающихся представителей западной психологии и социологии.
Дж. Л. Морено относится к тем социальным теоретикам, которые оказали большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Идеи и особенно методы социометрии получили широкое распространение и используются во многих странах мира.
Помимо экспериментального института социометрии им. Морено в Нью-Йорке — специального исследовательского учреждения по прикладной микросоциологии, — существует ряд лабораторий психологии социометрического направления в университетах некоторых городов США и Сорбонне, в ФРГ — по “индустриальной микросоциологпи”, “промышленно-социологическому микроанализу” и т. д.
Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук-антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.- Морено называет “социометрическим движением”. Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в “главное идейное течение”, он утверждает, (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как “групповая динамика”, “человеческие отношения”, “теория ролей” и т. д., — это лишь различные наименования и модификации социометрии.
Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени “Социометрия морали”, Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле “Взаимодействие индивидов в реконструированных группах”, X. Р. Бекли “Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение”, А. Бнейрштедт “Интерпретации социометрического выборного статуса”, С. Энгельмейер “Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации”. Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу “Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах”.
Первую часть своего фундаментального труда “Основы социометрии” Дж, Л. Морено назвал “Социометрическая система”. Он приложил большие усилия, чтобы создать и теоретически обосновать такую систему.
Социометрическая система рассматривается автором не как всеобъемлющая, а как часть большей системы. “Вышестоящий принцип,- пишет Морено,- есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, тесно переплетенными между собой. Социономия является наукой о социальных законах. Социодинамика есть наука о социальных группах, социометрия является наукой об измерении межчеловеческих отношений, прежде всего “социуса”, социатрия — наука о лечении социальных систем. Надо отметить, что термины Социономия, социодинамика и социотрия не нашли всеобщего признания и широкого распространения среди специалистов. Тем не менее, мне кажется целесообразным привести позицию Морено, для того, что бы лучше понять систему его взглядов на социометрию как на социальную теорию.
Малая социальная группа, ее функции и виды
... Социология малых групп - область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп ... процессами. Целью реферата является определение понятия и основных особенностей малых групп, роль социально- ... изучении малых групп были проведены психиатрами (В. М. Бехтерев и Я. Дж. Морено), педагогами ...
В социометрии применяются социометрические методы, в социодинамике — методы исследования взаимодействия, “игры ролей”; социатрия использует групповую психотерапию, особенно психодраму и социодраму. Связи между отдельными элементами Морено представляет таким образом:
Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм.
Согласно определению Морено, социометрия как часть социономии занимается математическим исследованием психологических черт населения, пользуется экспериментальными методами и результатами, полученными при применении количественных методов. Это предполагает измерение социальных отношений в самом широком смысле слова — “любое измерение всех социальных отношений”. Она начинает свое исследование с изучения развития и организации группы и места индивида в ней, изучает индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, ведущие к образованию групп. В этом смысле о социометрии можно сказать, что она исследует некоторые аспекты, необходимые для социологии, антропологии, социальной психологии и социальной психиатрии. Но хотя социометристы и считают, что измеряют все социальные отношения, в действительности они занимаются изучением только психологических (в том числе социально-психологических) аспектов человеческих отношений, а еще точнее — их эмоциональной стороной.
Морено рассматривает социометрию и социологию в одной системе, но вместе с тем отмечает и различие между ними: социология как наука занимается социальными феноменами вообще, в то время как социометрия проводит их измерения. Внутри социологии разграничиваются макросоциология — социология больших социальных групп, государств, наций — и микросоциология-социология малых групп, микрогрупп или “атомных групповых структур”.
Схематически связи между различными элементами в системе выглядят так:
При этом Морено под “социомикроскопическими конфигурациями” понимает не только неформальные малые группы, но и те динамические единства, различные конфигурации так называемых “социальных атомов”, которые существуют в любых объединениях. Он считает, что изучение этих атомных структур, лежащих в основе межчеловеческих отношений, представляет необходимую предварительную работу для большинства макросоциологических исследований. Рекомендованный социометрической системой путь познания чаще всего ведет от микро- к макросоциологии.
Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроскопические и микроскопические.
Социометрический статус младшего школьника в коллективе сверстников
... межличностные отношения в группе сверстников младшего школьного возраста. Предмет исследования: социометрический статус младшего школьника. Гипотеза ... ситуации возможен с помощью применения метода социометрии. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и ... коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура ...
“Социология есть научное описание и измерение макроскопических общественных систем”,-подчеркивает Морено. Но для каждой макроскопической дисциплины может быть найдена дополнительная микроскопическая дисциплина — микросоциология для макросоциологии, микроантропология для макроантропологии, микроэкономика для макроэкономики и т. д,. Исследовать социальную структуру в целом и ее части невозможно, пока индивид с его отношениями и приспособлением к группе представляет неразрешенную проблему. Социальная структура должна быть рассмотрена в целостности и одновременно в ее “мельчайших частях”. Таким образом достигается описание социометрических фактов (“описательная социометрия”) в соответствии с функцией каждой специфической структуры, с действием ее частей друг на друга (“динамическая социометрия”).
Система социометрии содержит три элемента: социус (товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт).
Отсюда три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия”.
В “Основах социометрии” Морено также перечисляет важнейшие, по его мнению, аспекты социометрической теории: 1) теория “теле”, 2) теория спонтанности, 3) теория о социальном атоме, 4) теория механизмов коммуникационной сети и 5) теория “актера in situ” (в обстановке, в которой живет).
В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936-1956 гг.) и “новая соцнометрня” (1956—1966 гг. и позднее).
Как отмечает сам Морено, “новая социометрия”, по существу, сохраняет направление старой ).
Он же с чувством удивления констатирует тот факт, что быстрое признание в Соединенных Штатах социометрических методов находится в полном противоречии с медленным восприятием идей и теорий, лежащих в их основе. Морено подчеркивает, что использование методов социометрии и одновременно игнорирование ее теорий или даже сопротивление им представляет одну из трудностей в развитии социометрии.
Однако, как отмечает болгарский социолог Л. Десев “предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов и обобщение результатов (прежде всего — перенос результатов исследования малой группы и микроструктур на общество в целом) оказываются неубедительными, несостоятельными”. И они отбрасываются. Здесь, мне кажется, уместно напомнить об оценке, которую дает социальный психолог М. Форверг: Морено к “хорошему методу” создал “плохую теорию”.
В то же время несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.
Исследования, в которых в настоящее время применяются социометрические методы, Л.Десев подразделяет на три области: а) динамическая, или “революционная социометрия”, которая занимается группами в действии (представители-Дж. Л. Морено, X. Ф. Инфельд, в известной степени Э.Х.Дженнингс); б) диагностическая социометрия, которая занимается классификацией социальных групп (представители-Дж. X. Крисуэлл, Дж. А. Ландберг, У. Бронфенореннер, М. Л. Нортуэй, М. Е. Бонней, Л. Д. Зелени, Ч. П. Лумис, Ф. Чэпин, Э. Богардус и др.); в) математическая социометрия (представители — П, Лазарсфельд, С. Ч. Додд, Л. Кац, Д. Стюарт и др.).
1.3 Особенности социометрической методики и социометрических вопросов
Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).
Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д. Для большей наглядности я намеренно использую для иллюстрации наиболее простую анкету.
Социометрическая анкета для учеников юношеского возраста
С кем из учеников своего класса я предпочитаю сидеть за одной партой?
1. __________., потому что _____________________________________
- __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы сидеть за одной партой?
1. __________., потому что _____________________________________
- __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из учеников своего класса я предпочитаю учиться вместе?
1. __________., потому что ______________________________________
- __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы учиться вместе?
- __________., потому что ______________________________________
- __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
С кем из учеников своего класса я предпочитаю работать вместе?
1. __________., потому что _____________________________________
- __________., потому что _____________________________________
3. __________., потому что _____________________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы работать вместе?
1. __________., потому что _____________________________________
- __________., потому что _____________________________________
3. __________., потому что _____________________________________
С кем из учеников своего класса я хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому что ____________________________________
- __________., потому что ____________________________________
3. __________., потому что ____________________________________
С кем из учеников своего класса я не хотел бы проводить свободное время?
1. __________., потому что ______________________________________
- __________., потому что ______________________________________
3. __________., потому что ______________________________________
По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.
В процессе социометрии используются так называемые “социометрические вопросы”.
Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность, как будет показано ниже, коренным образом сказывается прежде всего на методах обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных, использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации. Эта особенность задает также специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Рассмотрим другие особенности социометрических вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов.
Типы социометрических вопросов. Для наглядности приведу условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой группы (по Паниотто В.И. (11, 186 — 189).
1. Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас товарища, потом менее близкого и т. д.) __________________
2. С кем из членов Вашей группы Вы ходили в кино в этом месяце? _________
- С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь ________________? Во вторую очередь _________________ ? В третью очередь ______________________?
- А кто, как Вам кажется, согласился бы жить вместе с Вами (укажите не более трех человек)?
5. Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы по перечисленному ниже набору качеств, обведя кружком соответствующий балл (если качество выражено в очень высокой степени — 5 баллов, в высокой — 4, в средней — 3, что означает, что данное качество выражено в такой же степени, как и противоположное, 2 ставьте в том случае, если в высокой и 1 — если в очень высокой степени выражено противоположное качество):
трудолюбив 5 4 3 2 1 ленив
одарен 5 4 3 2 1 бездарен
организован 5 4 3 2 1 неорганизован
Первое из оснований для деления вопросов на типы — способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в социометрическом вопросе, вопрос 4 — пример использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос “в первую очередь” приписывают обычно балл 3, “во вторую очередь” — балл 2, “в третью очередь”-балл 1).
В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы).
В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы -предпочитаемые и остальные).
Второе основание — ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими, а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы, — непараметрическим. Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Некоторые авторы полагают, что лимитирование выборов заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности, активизирует выбор. Хотя, на мой взгляд, ограничение числа выборов не позволяет респондентам полностью отразить свои предпочтения. Так Холленд и Лейнгардт показали, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа выборов приводит к существенным ошибкам.
Следующим является деление вопросов на обычные социометрические и аутосоциометрические (или гностические).
Аутосоцио-метрические вопросы (их иногда называют “тестами социальной перцепции”) предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы. Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается.
Деление вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности) вообще говоря, связаны между собой. Общие вопросы (их иногда называют также неконкретными) часто, но не всегда бывают сильными (или, как их иногда называют, значимыми), а специфические (конкретные) вопросы часто бывают слабыми (незначимыми).
В приведенном мной примере вопрос 1 является общим (неконкретным), а вопрос 2 — специфическим, конкретным. Кроме того, вопрос 2 является, по-видимому, также слабым, а вопрос 3 — сильным. Указанное деление весьма существенно и тесно связано с обоснованностью информации, получаемой при социометрическом опросе: тип вопроса должен соответствовать той характеристике, которую мы хотим измерить. Чаще всего встречается требование конкретности, специфичности вопроса (такое требование формулирует и сам Морено).
С этой точки зрения, вопрос: “Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени?” недостаточно конкретен, так как не указывает, о какой именно форме проведения свободного времени идет речь — поездка в турпоход, посещение театра, занятие фотографией и т. п.
Однако специализация вопросов приводит к уменьшению их силы, значимости, увеличивает число вопросов в анкете и ставит задачу обобщения информации, полученной с помощью различных, но близких между собой специфических вопросов.
1.4 Процедура проведения социометрического исследования
социометрия коллектив опрос анонимность
По моему мнению, важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Как отмечает Паниотто В.И., существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы каждого из членов группы. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку — в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов — в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.
Кроме того, мне представляется важным соблюдение следующих правил социометрического обследования:
1 границы обследуемой группы должны быть четко обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее трех месяцев);
2 опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;
3 все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;
4 вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;
5 критерии должны быть существенны для членов группы.
Проблема анонимности ответов в социометрическом опросе заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что для описания структуры отношений в группе необходимо знать не только то, кого , указывают в ответе на каждый социометрический вопрос, но и кто указывает, т. е. обязательным атрибутом социометрической анкеты является фамилия ответившего. Как это совместить с требованием анонимности? Некоторые исследователи, объявляя респондентам, что опрос анонимный, метят анкеты шифром, незаметным для респондентов (например, ставят номер респондента перед вручением ему анкеты на втором листе под скрепкой, скрепляющей листы анкеты, подчеркивают некоторые “наиболее важные” вопросы по-разному в разных анкетах так, что комбинация подчеркнутых вопросов служит идентификатором анкеты, задают подробные вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании и, возможно, некоторых других признаках респондентов так, чтобы сочетание градаций признаков было уникальным для каждого члена исследуемой группы и т. п.).
Паниотто считает, “…что с точки зрения профессиональной этики более целесообразным является другой путь — не создавать иллюзию анонимности у респондента, спрятав идентификатор анкеты, а, наоборот: ставить на анкетах явные и известные всем членам группы идентификаторы, но скрыть соответствие идентификаторов членам группы от исследователя.
1.5 Обработка и представление социометрических данных
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.
Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы
Кого выбирают |
||||||||
Кто выбирает |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
S |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
|
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
|
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
6 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
|
1 |
4 |
0 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора и — в случае отрицательного, 0 — при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме. Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате
Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов.
Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в следующем кольце кнаружи и т. д.
Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами.
Третий вариант-индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.
Иногда на социограмме номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков — маленьких треугольников, а номера лиц женского пола — внутри окружностей. Такая форма изображения социограммы мне представляется наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность изображения.
Объективизация результатов социометрического исследования осуществляется путем вычисления социометрических индексов.
Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым — индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.
Персональные индексы. Индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где C i — социометрический статус индивида группы;
— знак суммирования по вертикали;i + — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс); Bi — — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус); N — количество членов в группе.
Возможен также расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического статуса по формулам:
Индекс экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:
где Э j — эмоциональная экспансивность индивида группы; Bj + — положительные выборы, отданные членом в группу; Bj — — отрицательные выборы, отданные членом в группу; N — количество членов в группе.
Групповые индексы. Индекс групповой сплоченности (К) измеряется отношением количества сделанных взаимных выборов к количеству возможных взаимных выборов:
где å A + i j — количество взаимных положительных выборов; N — количество членов в группе.
Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:
где å A — i j — количество взаимных отрицательных выборов, N — количество членов в группе.
Индекс групповой экспансивности (Э) характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия:
где å A + i j — общее число положительных выборов; å A— i j — общее число отрицательных выборов; N — количество членов в группе.
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Социометрия обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Назначение социометрической процедуры может быть трояким: измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Социометрическая техника — на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в малой группе.
В то же время эти методы имеют границы применимости, которые необходимо учитывать при исследовании малых групп. Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития прежде всего связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.
Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере 8-го класса общеобразовательной школы)
Социометрия как практический метод социологии и социальной психологии широко используется при изучении отношений в школьных классах.
Поэтому в качестве демонстрации использования социометрии для изучения отношений в малой группе я избрала пример исследования, проведенного в 8-м классе средней школы № 27 г.Иркутска.
Данный класс насчитывает 25 учащихся, из них 10 мальчиков и 15 девочек.
Я поставила учащимся вопросы.
Причем учащиеся не были ограничены количеством выборов, т.е. я использовала непараметрическую социометрию.
В результате обработки полученных данных я получила социометрическую матрицу
На основе этой матрицы (по выше указанным формулам) можно вычислить индивидуальные индексы социометрического статуса учащихся (они представлены в нижней строке матрицы), индексы экспансивности (представлены в последней колонке матрицы).
1 Социоматрица
№ |
Фамилия Имя |
Кого выбирают |
|||||||||||||||||||||||||||||
Кто выбирает |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
+ |
— |
å |
Экс-ть |
||
1 |
Романов Сергей |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
3 |
2 |
5 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||
2 |
Иванов Андрей |
+ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
3 |
3 |
6 |
0 |
||||||||||||||||||||
3 |
Золотарев Женя |
+ |
+ |
— |
— |
2 |
2 |
4 |
0 |
||||||||||||||||||||||
4 |
Сухарев Сергей |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
4 |
2 |
6 |
0,08 |
||||||||||||||||||||
5 |
Гвоздев Дима |
— |
— |
— |
+ |
+ |
2 |
3 |
5 |
-0,04 |
|||||||||||||||||||||
6 |
Грицких Кирилл |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
3 |
3 |
6 |
0 |
||||||||||||||||||||
7 |
Коновалова Марина |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
+ |
4 |
4 |
8 |
0 |
||||||||||||||||||
8 |
Лучникова Анна |
+ |
+ |
2 |
1 |
3 |
0,04 |
||||||||||||||||||||||||
9 |
Демкина Света |
+ |
+ |
— |
— |
— |
2 |
3 |
5 |
-0,04 |
|||||||||||||||||||||
10 |
Кузнецова Света |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
5 |
2 |
7 |
0,13 |
|||||||||||||||||||
11 |
Карасев Дина |
— |
+ |
+ |
— |
2 |
2 |
4 |
0 |
||||||||||||||||||||||
12 |
Чайкина Ася |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
2 |
6 |
0,08 |
||||||||||||||||||||
13 |
Михайлова Оля |
+ |
+ |
— |
— |
— |
2 |
3 |
5 |
-0,04 |
|||||||||||||||||||||
14 |
Петров Руслан |
+ |
+ |
— |
2 |
1 |
3 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||||
15 |
Костюков Алексей |
— |
+ |
1 |
1 |
2 |
0 |
||||||||||||||||||||||||
16 |
Дудина Оксана |
+ |
— |
— |
1 |
2 |
3 |
-0,04 |
|||||||||||||||||||||||
17 |
Комаров Антон |
+ |
— |
+ |
2 |
1 |
3 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||||
18 |
Потапова Олеся |
+ |
+ |
+ |
3 |
0 |
3 |
0,13 |
|||||||||||||||||||||||
19 |
Шалагина Илона |
+ |
1 |
0 |
1 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||||||
20 |
Леонова Саша |
+ |
— |
— |
+ |
2 |
2 |
4 |
0 |
||||||||||||||||||||||
21 |
Федорова Яна |
+ |
1 |
0 |
1 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||||||
22 |
Горюнов Александр |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
3 |
2 |
5 |
0,04 |
|||||||||||||||||||||
23 |
Минакова Оксана |
— |
+ |
— |
1 |
2 |
3 |
-0,04 |
|||||||||||||||||||||||
24 |
Клочкова Ольга |
— |
— |
+ |
+ |
2 |
2 |
4 |
0 |
||||||||||||||||||||||
25 |
Клопина Елена |
+ |
— |
— |
— |
+ |
2 |
3 |
5 |
-0,04 |
2.2 Социограмма
Вывод
На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий — антипатий (Горюнов Александр, Демкина Светлана, Иванов Андрей) и членов группы, которые отвергаются классом (Петров Руслан, Гвоздев Дима, Дудина Оксана).
Лидерами группы по параметру “экспансивность” являются Кузнецова Света, Потапова Олеся, Сухарев Сергей, Чайкина Ася. Наиболее низкий индекс экспансивности у Гвоздева Димы, Деминой Светы, Михайловой Оли, Дудиной Оксаны, Минаковой Оксаны, Клопиной Елены.
Групповой индекс сплоченности для данного класса равен 0,04, индекс конфликтности равен 0,003, индекс экспансивности равен 0,44.
В классе выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности:
1. Романов, Иванов, Леонова, Горюнов;
2. Коновалова, Лучникова, Демкина;
3. Кузнецова, Чайкина, Михайлова;
4. Карасев, Потапова, Шалагина;
5. Сухарев, Грицких;
6. Клочкова, Клопина.
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезды” умеют устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях — это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других — бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsiometriya-2/
1.Методы психологической диагностики. — М., 1993 Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990
-Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990
-Смелзер Н. Социология, — М., 1994.
-Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
-Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, — Ленинград, 1979.
-Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
-Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова — Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1998.
-Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.
-Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.
-Экспериментальная психология., Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. — М.: Изд-во Прогресс, 1966.
-Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.
— Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.
Приложения, Приложение 1
Социометрическая карточка
Инструкция: Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы в карточке. В столбце «Выборы» укажите номера ваших одноклассников. Напишите внизу листа свою фамилию и имя. Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.
Критерии |
Выборы |
|||
1. “С кем из учеников своего класса я предпочитаю учиться вместе? |
||||
2. “С кем из учеников своего класса я не хотел(а) бы учиться вместе? |
Класс__________
Фамилия и имя ученика _________________________________
Приложение 2, Список класса
1 Романов Сергей
Иванов Андрей
Золотарев Женя
Сухарев Сергей
Гвоздев Дима
Грицких Кирилл
Коновалова Марина
Лучникова Анна
Демкина Света
Кузнецова Света
Карасев Дина
Чайкина Ася
Михайлова Оля
Петров Руслан
Костюков Алексей
Дудина Оксана
Комаров Антон
Потапова Олеся
Шалагина Илона
Леонова Саша
Федорова Яна
Горюнов Александр
Минакова Оксана
Клочкова Ольга
Клопина Елена