Социологическое исследование систем управления

Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает:

  • равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;
  • ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;
  • максимально точную формулировку поставленной проблемы.

Кроме этих общих положений, Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных ситуаций (МЭС); метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД), метод обобщения (МО).

Наибольшую известность получили три первых метода.

МСПП предполагает, что существует некоторое число так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области- Этими пунктами могут быть теоретические положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и т.д. Исходя из ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышлений) морфологическим методом покрытия поля ищут все возможные решения поставленной проблемы.

Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры. Деловые игры — метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формировании) схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упрошены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер.

13 стр., 6316 слов

Социологические методы исследования систем управления

... методы исследования, определить содержание и порядок проведения социологических исследований систем управления. В качестве информационной базы курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, теории управления и исследования систем управления, ... имеет конкретную систему управления, которая является объектом исследования. Исследовать систему управления можно ...

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1. Общая характеристика

2. Описание ситуации

3. Цель игры

4. Задача центра

5. Задача участников игры

6. Формальная модель

7. Анализ формальной модели

8. Руководство для участников игры

9. Результаты проведения игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.

Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.

I этап — сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (центр) запрашиваемой информации;

II этап — обработка полученной информации и выработка соответствующих решений;

III этап — реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.

30 стр., 14916 слов

Исследования 2. Провести анализ программ для дошкольных образовательных

... исследования уровня развития математических представлений. 5. Опытно-поисковым путем проверить результативность использования комплекса дидактических игр. В работе использовались следующие методы исследования: ˗ теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования; ...

Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.Здесь разместите текст третьей главы основной части.

Организация социологических исследований СУ подразумевает разработку их программ. Программа – это документ, который содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приёмов изучения определённого явления или процесса. Программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа выражает понимание и знание: что надо сделать; чем выполнить задуманное; как выполнить.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов:

  • методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки;

  • организационная часть — позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и чёткость; гибкость; логическая последовательность

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объём научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех его этапах.

Структурные компоненты плана социологического исследования могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нём определяются: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие чёткое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопрос, выбраковка негодных анкет.

Блок четвёртый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчётов, выработкой рекомендаций.

Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования:

  • организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования;
  • оформление договоров и соглашения;
  • обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов);
  • обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника);
  • финансовое и кадровое обеспечение исследования;

тиражирование методического

проведение пробного исследования;

  • проведение основного исследования;
  • обработка результатов исследования;
  • обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;
  • внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.

Заключение

Целью социальных исследований систем управления могут быть:

1) оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;

2) отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;

3) совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

4) выработка наиболее действенных методов продвижения и реализации товаров, работ и услуг;

5) изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;

6) улучшение социальной ситуации в коллективе;

7) снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовател ьных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:

разработку программы и инструментария ;

  • сбор информации;

подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

  • анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологических процедур, пригодных для изучения различной сложности проблем, не существует.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Верификация (от лат. verificato — подтверждение, доказательство) —

процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким кос­венным способом.

2

Внешняя среда —

совокупность свойств окружения исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодей­ствует. Выделяют как минимум два вида внешней среды: микросреду — ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект; макросреду — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект.

3

Внутренняя среда —

совокупность свойств внутреннего содержания и взаимодействия элементов объекта исследования: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.

4

Исследование систем управления —

научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

5

Методика исследования —

совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов с использованием для этого строго последовательных, систематических, точно сформулированных и следующих плану научно-обоснованных положе­ний (утверждений и четко сформулированных мыслей).

6

Методы исследования —

совокупность целенаправленных способов и действий получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

7

Объект исследования —

структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство) и ее внутренняя и внешняя среда. При системном подходе объектом исследования являются системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), т.е. это то, что требует наличия системы управления и имеет ее.

8

Прием исследования —

конкретное действие (например, измерение параметра, логическая или математическая операция), направленное на получение промежуточного или локального исследовательского результата.

9

Прикладные исследования —

оригинальные исследования, предпринятые для получения знаний, т.е. для достижения конкретной практической цели или решения задачи.

10

Парадигма —

пример из истории, используемый для доказательства чего-либо или сравнения; осново­полагающая теория и способы ее использования, принятые научным сооб­ществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития.