Социологическая концепция М.М.Ковалевского

Курсовая работа

1.1. Позитивизм в русской социологии: основатели, основные направления их исследований

Первый период российской социологии (1860-1890-е гг.), как и на Западе, был тесно связан с господством позитивистских идей. В России повсеместно распространялись идеи О. Конта о необходимости создания социологии как «естественной науки о человечестве»1 , которая могла бы способствовать рациональной организации общества. Теоретической основой позитивизма были идеи об исторической эволюции человеческого общества, закономерностях общественного развития, прогресса. Попробуем назвать основных представителей позитивизма, а также кратко описать основные направления их исследований.

Один из лидеров русского позитивизма, автор «субъективного метода» в социологии – Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904).

Стройная система его взглядов и цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли. Социологическое творчество Н.К. Михайловского тесно соприкасалось с этическими идеями нравственного обогащения российской действительности, центральной среди которых было обоснование необходимости выработки единой и целостной системы правды – истины. По существу, это была концепция, соединившая в себе представления о соотношении сущего и должного, теории и практики. Главной в творчестве ученого была идея формирования целостной личности и создания для этого необходимых социальных условий. Понимание общества у ученого было связано с характеристиками социальных явлений, социального взаимодействия, поскольку речь шла об исследовании отношений различных форм общежития к судьбам личности. Вообще же, рассматривая предмет социологических исследований, ученый выделял два их типа: одни исходят из судеб общества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества. Второй тип исследований социологу был ближе. При изучении общества Михайловский исходил из субъективного метода социологии. Анализ и применение этого метода привели ученого к постановке вопроса о соотношении истины, правды и справедливости.

Он ввел ставшие широко известными после его работ понятия – «правда – истина» и «правда – справедливость». Субъективный метод ориентировал социологов, прежде всего на изучение личности. У Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. «Мерилом прогресса общества являлось для него развитие личности». 2 Источник этого прогресса он связывал с преодолением отчуждения личности от общества, его отказа от роли его простого придатка. Также социолог одним из первых не только в отечественной, но и мировой литературе подчеркнул возможность рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном, социогенном. Первый означает анализ процесса выживания человека как живого существа, для чего главным оказалось приспособление среды к удовлетворению его потребностей. Психогенный уровень анализа личности предполагал выявление характера взаимодействий индивида и толпы. Третий – представляет собой рассмотрение личности сквозь призму ее включения в общественное разделение труда, кооперацию, сотрудничество.

4 стр., 1664 слов

Современные типологии личности в социологии

... основа надёжности методов исследования личности). Анализируя различные основания современной типологии личности в социологии, можно увидеть, что они определены исходя из значимости некоторых параметров личности при прогнозировании ее социального поведения, личностного и ...

Другой лидер позитивистов в России – Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900).

В своих социологических работах Лавров разделял основные взгляды О.Конта и позитивизма в целом, хотя не со всеми из них соглашался. «Ученый придерживался синтетической ориентации в своих социологических взглядах, стремясь создать целостное учение о мире, обществе в нем и личности в обществе». 3 Его волновала проблема единства понимания и действия, главным элементом которого была личность. Лавров в своих произведениях описывал личность особого типа – критически мыслящую и творчески действующую, образцом которой являлся он сам. Предметом социологии как науки провозглашалось изучение общества. Весь вопрос состоял в том, что под этим подразумевалось, включая проблему его познания. Лавров, характеризуя социологию как науку об обществе, отмечал: « Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысли».4 По мнению социолога, высший нравственный принцип деятельности личности – справедливость, которая предполагает в качестве необходимого условия своей реализации установление и укрепление в обществе солидарности. Таким образом, связь между личностью и обществом оказывается не просто социальной, но и нравственной. Личность функционирует на основе социальной мотивации, считает Лавров. Он выделял четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты и привычки (обычаи).

Приведенная классификация мотивов действия содержалась в «Исторических письмах» (1860).

При этом за системой мотивации у Лаврова скрывается не менее, а даже более сложная система потребностей, которые во многом определяют деятельность личности и проявляются в мотивах. Лавров исходил из наличия первичных (личных) и вторичных (общественных) потребностей. Причем, как он сам отмечал, каждая из этих потребностей обуславливает развитие в обществе сферы жизни и деятельности.

Конечно, были и другие представители позитивизма в России, таки как Г.Н. Вырубов, например, но на наш взгляд, Михайловский и Лавров – его основатели в России. Именно поэтому в этой главе написано только о них.

1.2 Влияние идей О. Конта на М.М. Ковалевского

С самого начала своего социологического творчества М.М.Ковалевский определил себя как «последователя О.Конта времен «Курса положительной философии», тем самым отделившись от той субъективной социологии в России, главными последователями которой были П.А.Лавров и Н.К.Михайловский»5 . Попробуем определить, в чем же сходство концепции ученого с концепцией О.Конта.

12 стр., 5685 слов

Общество как объект социологии

... Актуальность этой темы заключается в том, что можно раскрыть смысл изучения общества, как объекта в современной социологии и пытаться изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса ... за «беспорядочным» мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши ...

Главное сходство, на наш взгляд, заключается в определении у ученых основных принципов социологии. По мнению Конта, задача социологии в изучении «порядка и прогресса». С самого начала своего творчества Ковалевский принимал этот принцип и развивал, в его рамках, свою генетическую социологию. Однако позднее, он принял позицию американских социологов, о том, что более правильно определение социологии как науки об организации и эволюции общества. Понятия «организация» и «эволюция» являются более общими, чем «порядок» и «прогресс». По мнению Ковалевского, каждое общество так или иначе организовано, но не в каждом существует порядок. Порядок предполагает прочное и гармоническое сочетание элементов общества, в то время как организация может характеризоваться любыми взаимоотношениями общественных частей. Свою позицию ученый объясняет на примере русского общества: «Несомненно, что в русском обществе, как и во всяком другом, имеется организация, но говорить, что все элементы, входящие в состав его, находятся в гармонии, было бы, без сомнения, слишком смело. Позволительно усомниться, что в русском обществе существует порядок в другом смысле, кроме полицейского…». 6 Также, по мнению Ковалевского, лучше употреблять термин «развитие», чем «прогресс». Прогресс предполагает изменение к лучшему, уничтожение или сокращение общественных недугов и увеличение общественного благополучия. Но не всякий данный момент имеет налицо прогрессивное изменение. «В обществе может наблюдаться сохранение, и даже временное умножение общественных язв»7 . Понятие «развитие» не противоречит этим фактам, так как эволюция говорит о всяком изменении.

Ковалевский, как и Конт, особенное значение придавал прогрессу и солидарности. У обоих ученых понятие «солидарность» лежит в основе прогресса. У Ковалевского мы можем увидеть такую закономерность – общество эволюционирует с расширением зоны солидарности. Что же касается Конта, то у него солидарность лежит в основе разделения труда, главного социального факта общественной жизни, которое, в свою очередь, ведет к прогрессу общества. Однако понятие о ходе прогресса у Ковалевского и Конта были различны. Конт считал, что прогресс непрерывен. Эволюционируя, каждое общество проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Ковалевский же говорил о том, что в процессе эволюции общество не только может «застаиваться на месте, но и двигаться в противоположном положении»8 . Однако сама суть, что главный фактор общества – его прогресс, оставалась у Ковалевского неизменной.

Необходимо также отметить, что Ковалевский соглашался с классификацией наук, созданной Контом, согласно которой социология – «наиважнейшая» наука, так как именно она устанавливает истинно-научные знания. Подчеркивая это, П.Милюков писал: «Имя той науки, которая содержала в себе полный ответ на духовные потребности М. Ковалевского, которая была, так сказать, его систематическим мировоззрением, есть социология».9 Также как и Конт, Ковалевский подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В представлении ученых, она не только возвышается над всеми другими науками, сколько «определяет гуманитарную цель каждой из них»10 .

12 стр., 5773 слов

Генетическая социология

... 2. Методологический аспект социологии Ковалевского М.М. В основном Ковалевский следовал за Контом и определял социологию как науку о законах и прогрессе в человеческих обществах. Он считал, однако, ... медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др. Глава 1. Биография Ковалевского М.М. Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к ...

Таким образом, можно утверждать, что Ковалевский относится к позитивному течению социологии, так как основные понятия его концепции совпадают с понятиями позитивистов, в частности основоположника этого направления – О.Конта. Рассматривая концепцию М. Ковалевского, нельзя не отметить, влияние идей Конта на ученого. В этой главе мы привели лишь самые основные сходства в концепциях ученого, хотя существует еще множество других.

Глава 2

2.1. Плюралистическая доктрина М.М. Ковалевского

Важной общей чертой социологической концепции М.М. Ковалевского является сознательное стремление «избежать односторонности существующих теорий и получить объемный (истинный) взгляд на общество».11 В этом и заключается смысл плюралистической доктрины социолога. Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, по мнению Ковалевского, лежит в том, «каковы важнейшие и, в частности, важнейший фактор общественных изменений».12 Поставив, вопрос именно таким образом, Ковалевский сам же и отвечает на него: «В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый, так или иначе, связан с массой остальных, ими обуславливается и их обуславливает». 13 Другими словами, по мнению социолога, не существует одного единственного главного фактора, с помощью которого можно объяснить то или иное общественное явление, все факторы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Здесь совершенно определенно прослеживается тенденция развития взглядов Ковалевского в направлении плюрализма, «многофакторности». Однако социолог не отрицал, что в определенные эпохи на главное место может выдвигаться какой-либо доминирующий фактор. Наряду с принципом множественности факторов, в каждой отдельной общественной сфере он выделял главную причину изменений.