Наименование |
Единица измерения |
Годы |
|||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
|||
Численность постоянного населения (на начало года) млн. чел.148,7 в том числе: городского % 73 сельского % 27 На тыс. населения: число родившихся чел.10,7 число умерших чел.12,2 естественный прирост (+), убыль (-) чел. — 1,5 число браков ед.7,1 число разводов ед.4,3 |
148,? 73 27 9.4 14,5 5,1 7,5 4,5 |
148,4 73 27 9,6 15,7 6,1 7,4 4,6 |
148,3 73 27 9,3 15,0 5,7 7,3 4,5 |
148,0 73 27 8,8 14,3 5,5 5,9 3,8 |
|||
Источник: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. — М., 1997. — С.8,17, 23. |
|||||||
Численность, состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 1989 г. Ее основные данные опубликованы и служат базой для получения демографических данных в последующий период. Очередная перепись намечена на 1999 г. Переписи населения дают наиболее точные данные о его численности.
Прогнозирование численности населения позволяет. выявить ожидаемые изменения численности населения; оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране; определить численность трудовых ресурсов, развитие их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс. Для того чтобы определить перспективную численность населения, при составлении краткосрочного прогноза используется метод ретроспективной экстраполяции, на более долгие сроки — метод передвижки по возрастам.
Численность постоянного населения России (
1990 |
1995 |
1997 |
2000 |
2005 |
2010 |
||
РФ Районы: Северный Северо-Западный в том числе Санкт-Петербург Центральный в том числе Москва Волго-Вятский Центрально-черноземный Поволжский Северо-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный |
147662,0 6151,2 8255,8 5002,4 30267,5 8910,9 8500,2 7743,1 16387,5 16747,0 20350,0 15969,2 9203,9 8017,5 |
147938,5 5958,2 8050,1 4805,2 29825,5 8625,4 8480,7 7871,2 16883,1 17548,2 20447,7 15148,8 9164,0 7634,7 |
147137,2 5851,3 7981,0 4746,1 29584,4 8546,6 8419,0 7864,1 16888,9 17580,0 20382,0 15107,7 9112,5 7430,8 |
145950 5712 7838 4629 29097 8361 8338 7808 16890 17781 20295 15028 9041 7182 |
143945 5520 7579 4429 28281 8062 8239 7704 16867 18015 20113 14879 8927 6888 |
141569 5336 7312 4225 27420 7760 8138 7585 16751 18137 19865 14619 8825 6666 |
|
Источник [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-funktsii-truda/ : Статистический бюллетень Госкомстата РФ, 1997. |
|||||||
Прогноз численности населения делается с учетом долговременных тенденций рождаемости и смертности, а также возрастно-полового состава населения. Уже с середины 60-х годов рождаемость в стране не обеспечивает простого воспроизводства населения: детей числено меньше, чем их родителей. К началу 70-х годов доминирующей стала двухдетная семья, затем постепенно выросло число семей с одним ребенком. Почти три десятилетия естественный прирост населения благодаря многочисленным поколениям женщин детородного возраста увеличивался, но в 90-х годах доля этих поколений уменьшилась. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько более высокой, чем в настоящее время. Однако этого будет недостаточно дня возобновления естественного прироста населения.
Средняя продолжительность жизни |
Возраст выхода на пенсию (общий) |
||||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
||
Россия 64 США 71 Германия 72 Англия 72 Австрия 72 Венгрия 65 Польша 67 Франция 72 Австралия 74 Швеция 80 |
74 60 78 65 78 65 79 65 79 65′ 74 60 76.65 81 60 80 65 83,7 65 |
55 65 60 60 60 55 60 60 60 65 |
|||
Источник: Отчет о Мировом развитии. Кризис старения населения. — Вашинг- тон, 1994. |
|||||
В России не первый год ставится вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин, с 55 до 60 лет для женщин. Такой процесс будет происходить постепенно, поэтапно — вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57-58 лет у женщин. Имеются сторонники и противники такого решения. Например, одним из аргументов, выдвигаемым противниками увеличения возраста выхода на пенсию, является ссылка на тяжелое экономическое положение работающего населения в целом.
Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения См.: Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости. / Экономика и жизнь. — 1993. — № 20. . В соответствии с данной классификацией на рис. 2.1 представлена схема состава трудовых ресурсов.
Рис. 2.1 Трудовые ресурсы и экономически активное население
Экономически активное население —
где У ЭА — уровень экономической активности населения;
d ЭА — доля численности экономически активного населения;
Ч Н — общая численность населения.
Как видно из табл. 2.4, остается неизменной тенденция сохранения экономически активного населения и удельного веса занятости населения. В то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.
Экономически неактивное население —
учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);
- лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;
- лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2, 3 групп);
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
- отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
- другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Таблица 4
Численность и состав экономически активного населения России
Наименование показателей |
Тыс. человек |
Процент от экономически активного населения |
|||||||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
||
Экономически активное население: всего 75665 мужчины 38880 женщины 36785 занятые: всего 72071 мужчины 37063 женщины 35008 безработные: всего* 3594 мужчины 1817 женщины 1777 |
75012 38702 36298 70852 36560 34292 4110 2154 2006 |
73962 39077 34885 68484 36132 32352 5498 2945 2533 |
72872 38899 33973 66441 35413 31028 6431 3486 2945 |
72788 100 38839 100 33949 100 66000 98,3 35112 95,3 30888 95,2 6788 4,7 3727 4,7 3061 4,8 |
100 100 100 94,5 94,4 94,5 5,5 5,6 5,5 |
100 100 100 92,6 92,5 92,7 7,4 7,5 7,3 |
100 100 100 91,2 91.0 91.3 8,3 8,4 8,1 |
100 100 100 90,7 90,4 91,0 9,3 9,6 9,0 |
|||
Источник: Россия сии. — в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Рос- М. 1996. — С.33. |
|||||||||||
*На конец года.
Содержание и характеристику других компонентов трудовых ресурсов мы рассмотрим в разделе «Занятость населения”.
Структура трудовых ресурсов
Рис. 2.2 Структура трудовых ресурсов
Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.
Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Соотношение такое: мужчины — 62,5%, женщины — 51,2% Рынок труда в странах содружества в цифрах и диаграммах. — М., 1994. — С. 8-9. . Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Уровень образования трудовых ресурсов — важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.
Таблица 5
Уровень образования населения
Показатель |
1989 |
1994 |
|
Из 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше имеют образование, чел.: высшее незаконченное высшее среднее специальное среднее общее неполное среднее начальное |
113 17. 192 274 210 129 |
133 18 219 285 202 100 |
|
Источник: Россия в цифрах. — М., 1W. — С.74-75. |
|||
Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло с 322 чел. в 1989 г. до 370 в 1994 г., или на 15%. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет Россия сегодня — реальный шанс. — М.: Обозреватель, 1994. — С. 106. .
Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.
Таблица 6
Численность выпускников высшей школы по направленности обучения, в процентах к итогу
США |
Канада |
Великобритания |
Франция |
Россия |
||
Сфера образования 9,8 11,1 8,3 3,0 25,8 Гуманитарные и социальные науки 42,2 45,5 39,6 42,7 25,7 Медицина 10,0 10,6 16,8 8,6 7,0 Инженерные науки 5,5 8,0 14,3 3,5 33,7 Сельское хозяйство 1,6 0,8 0,9 0,2 7,8 Другие 30,9 24,0 20,2 42,0 |
||||||
Источник [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-funktsii-truda/ : Экономика и жизнь. — Декабрь 1997. — № 51. — С.27. |
||||||
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране по сравнению с развитыми государствами преобладает подготовка по инженерным специальностям. Зато в области гуманитарных и социальных наук мы серьезно отстаем от других стран.
Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.
Абсолютный прирост
Темп роста
где Т РС _ — среднегодовой темп роста;
- n — число лет;
R n — численность в конце периода;
R O — численность в начале периода.
Темп прироста
где Т ПС — среднегодовой темп прироста.
социальный аспект трудовой ресурс
Рис. 4.3 Организационные основы оплаты труда на предприятии
При организации заработной платы на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах оплаты труда.
В условиях рынка, а тем более в переходный период, меняются направления и характер государственного регулирования распределительных отношений, появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.
Основой государственного регулирования распределительных отношений должны стать: законодательство и соглашения по труду, налоговая система, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией. Без участия государства невозможно гарантировать человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности предприятия. В функции государства, кроме того, должно входить повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечения оптимального распределения трудовых ресурсов, ослабления социальной напряженности и т.д. Становясь участником воспроизводства рабочей силы, государство во многом берет на себя предложение рабочей силы, стремится, чтобы оно отвечало спросу предпринимателей.
Для регулирования перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа для которых у нас в законодательной области создана, но многое предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений этой системы. В законе РФ «О коллективных договорax и соглашениях» предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 14 июля 1993 г. утверждено положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предусматривающее:
- установление общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов работников наемного труда и работодателей;
- развитие системы социального партнерства;
- содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).
Реализация этих законодательных актов положила начало развитию системы социального партнерства в области трудовых отношений, однако механизм их действия пока еще недостаточно отработан.
Характеризуя практические шаги в области регулирования оплаты труда в нашей стране, следует отметить, что была разработана и введена Единая тарифная ставка (ETC) для дифференциации уровней оплаты труда различных категорий работников, позволяющая обеспечить равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых за счет бюджетных средств.
Мерой государственного регулирования оплаты труда, обеспечивающей социальную защищенность малоимущих, низкооплачиваемых работников, является установление минимальной заработной платы на объективной основе.
Введение Единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетной сферы сводится к периодическому пересмотру тарифной ставки первого разряда, т.е. минимальной тарифной ставки, на уровне организаций и учреждений данной сферы. У предприятий, не относящихся к бюджетным, величина этой ставки должна предусматриваться в отраслевых соглашениях, коллективных договорах и зависеть от прибыльности отрасли, предприятия. Следует отметить, что наблюдается ярко выраженная дифференциация в уровнях тарифных ставок первого разряда по отраслям, что приводит к негативным последствиям в экономике страны. Назревает необходимость упорядочения работы по заключению отраслевых тарифных соглашений, отражению в них условий оплаты труда работников.
Возвращаясь к вопросу о проблемах установления минимально заработной платы на основе социальных нормативов, следует отметить, что последние являются основным элементом нормативного подхода при оценке потребностей населения. Это прежде всего Критерий эффективного распределения ресурсов потребления, социальных гарантий в области распределения доходов, неотъемлемый атрибут системы индексации доходов населения. Они являются эталонами, без которых невозможно оценить существующий уровень жизни. К их постижению необходимо стремиться при формировании социальной политики. К недостаткам социальных нормативов следует отнести:
отсутствие единого методологического подхода при расчетах нормативов. Разработчики социальных нормативов чаще всего действуют изолированно друг от друга, что приводит к разнобою и дублированию в работе. Одни и те же социальные нормативы, разработанные в разных ведомствах, имеют различные значения,
слабая организация апробирования нормативов и анализа методики их расчетов (обсуждаются лишь конечные результаты), отсутствие ясности в вопросе утверждения нормативов;
- несовершенство норм потребления как основы расчетов социальных нормативов (практически они не дифференцированы по районам, социально-демографическим группам населения, не охватывают всего круга потребительских благ и услуг;
- в них чаще, всего фокусируются абстрактные, а не реальные потребности).
Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии представлена на рис. 4.4, где показаны решения задач, объединенных в три крупных блока: выбор способа формирования основной заработной платы; выбор форм оплаты труда; выбор систем регулирования.
При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования основной заработной платы на базе Единой тарифной сетки, либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ETC, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от фактических результатов работы предприятия. Начисление заработной платы менее трудоемко, но это касается только небольших предприятий.
Рис. 4.4 Последовательность работы но организации заработной платы на предприятии
Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы. В случаях, когда такое опережение не обеспечивается, необходимы тщательный анализ причин и разработка дополнительных мероприятий, направленных либо на увеличение прибыли, либо на снижение расходов на оплату труда.
темпа работы и времени занятости:
I=K T ЧK З ,
где I — показатель интенсивности труда, доли единиц;
К Т — коэффициент темпа работы, доли единиц;
К З — коэффициент времени занятости, доли единиц.
На практике для оценки интенсивности труда чаще используют только один ее показатель — темп работы. В этом случае все устанавливаемые затраты рабочего времени корректируются на коэффициент темпа работы.
Коэффициент темпа работы характеризует отношение фактического темпа работы к физически оптимальному, а коэффициент занятости представляет собой отношение фактического времени занятости в смену к условному уровню отсчета, равному определенному проценту длительности смены. Если интенсивность трупа на данном рабочем месте отличается от нормативной, то следует проводить мероприятия по ее снижению или повышению, в частности, изменению нормы труда.
Улучшение нормирования труда рабочих осуществляется на основе всестороннего анализа его состояния по цехам, участкам и другим структурным подразделениям, по видам работ, профессиям и т.п. При этом следует опираться на данные анализа уровня выполнения норм, фотографий рабочего дня, хронометражных замеров.
Для рабочих-сдельщиков основным показателем, на базе которого регулируется уровень оплаты труда, является процент выполнения норм выработки. Более высокое значение показателя позволяет обеспечить и более высокую заработную плату при одинаковых тарифных ставках, а также увеличить премиальные выплаты, если показателем премирования служит уровень выполнения норм. Поэтому одним из главных направлений анализа и установления равнонапряженных норм является определение уровня выполнения норм: в основном и вспомогательном производстве, по структурным подразделениям, по видам работ, профессиям, по разрядам работ, на работах с нормальными условиями и работах с тяжелыми и опасными условиями труда.
Улучшение нормирования труда специалистов и служащих, а также отдельных категорий работников должно осуществляться на основе анализа степени их загрузки и рационального распределения обязанностей, совершенствования структуры управления и внедрения современных технических средств. Необходимо провести работу по сокращению и упорядочению излишних звеньев управления, сокращению численности вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала. Каждому специалисту следует определить регламент работы, обеспечивающий его полную ежедневную загрузку в течение дня. Положения регламента должны быть конкретными, отражать специфику работы специалиста на данном рабочем месте, в данной должности и соответствующей квалификационной категории. В итоге работы по определению новой структуры предприятия и систем управления им, наименований должностей работников в соответствии фактически выполняемыми ими функциями устанавливается требуемая для составления штатного расписания численность руководителей, специалистов и служащих.