Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов — проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями
Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-
По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...
... самоопределением. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды. Под социально - Работа социального педагога должна быть обеспечена своими ...
Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего
Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у детей-инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм.
В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, детям-инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Объект исследования- социальное обслуживание детей-инвалидов.
Предметом исследования является специфика социального
Цель работы – изучить особенности социального
Задачи работы:
1. Изучить нормативные аспекты и принципы социального обслуживания граждан детей-инвалидов в РФ.
2. Рассмотреть формы социального обслуживания в РФ.
3. Изучить региональный опыт социального обслуживания детей-инвалидов(на материалах Орловской области).
4. Рассмотреть реализацию программ социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения системы социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.
1.1. Сущность и формы социального обслуживания детей-инвалидов в РФ.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». 1
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. 2
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения
«Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»
... которые будут определять его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм ... характерно определение общей цели и плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства ...
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий детей-инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.
В статье 5 Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание. 3
Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.
Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п. 5 – 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
- б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Психосоциальная работа с инвалидами
... социальной реабилитации инвалида. Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный. Психосоциальная работа с инвалидами Инвалиды ... этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом ...
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Граждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. 4
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида. 5
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-
Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности. 8
Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения
Организация медико-социальной помощи пожилым и инвалидам в Республике Беларусь
... инвалидности и реабилитации инвалидов (1994 г., 2006 г.). О ветеранах (2001 г.). О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (1994 г.). О социальной защите инвалидов (2000 г.). О социальном обслуживании ...
Социальное обслуживание детей-инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание детей-инвалидов включает:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Услуги, предоставляемые на дому гражданам детям-инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:
1) услуги по организации питания, быта и досуга: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом