Введение
Актуальность проблемы. Конституция 1993 г. определила новые принципы взаимодействия между личностью, обществом и государством. В качестве основ конституционного строя нашли закрепление такие характеристики государства как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Российской Федерации, по-новому определён статус личности. Вторая статья Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Указанные положения Основного закона позволили закрепить в статье седьмой норму о том, что Российская Федерация является социальным государством.
Значение приведённых положений определяется тем, что они включены в число основ конституционного строя РФ, составляют ту базу, на которой выстраиваются не только остальные нормы Конституции, но и всё отраслевое законодательство, осуществляется правоприменительная деятельность. Они представляют собой непреложные конституционные ценности, на основе которых взаимодействуют государство и личность — взаимосвязи, имеющие решающее значение для государства, обозначившего себя как социальное. Провозглашение социального характера государства предполагает его активное участие в жизни общества, личности не только в экономической области, но и в духовной, культурной сфере, поскольку достойная жизнь и свободное развитие невозможны без мировоззренческой основы. Социальное государство предполагает такой тип взаимодействия государства с личностью, при котором человек является не только объектом государственной политики, но и является субъектом, то есть активным участником, не придерживающимся политики иждивенчества во взаимодействии с государством.
Бесспорно, в момент принятия и вступления в силу Конституции Российская Федерация фактически не являлась, да и на сегодняшний день не является, действительно социальным государством. Основываясь на научных разработках идеи социального государства, анализе практики претворения в жизнь её положений, можно сделать вывод, что данное понятие является весьма сложным и многоплановым, а трудности в его понимании изначально связаны с неоднозначностью самой трактовки социального. Слишком широкое понимание приводит к невозможности выработки критериев, которым должно соответствовать социальное государство и в соответствии с которыми можно оценить проводимую им политику. Характеристика государства как социального находит выражение в том, что Конституция РФ в главе второй закрепляет целый комплекс социальных прав человека и гражданина, которые традиционно относят ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина. На государство возлагается обязанность по их признанию, соблюдению и защите. В статье седьмой Конституции РФ определяются основные направления деятельности государства, надлежащая реализация которых позволит признать Россию действительно социальным государством. Всё это предусматривает необходимость создания и системы гарантий указанной группы прав человека и гражданина, которая также может рассматриваться как критерий действительности социальности государства.
Телосложение (конституция) человека
... людей разного возраста и пола нужны отдельные таблицы. Однако следует признать, что оба способа не очень точны, поскольку учитывают лишь одну сторону конституции – телосложение. ... удлинить свои кости, иногда – вопреки наследственным задаткам. Типичные варианты телосложения (конституции) человека Целесообразность учета конституции в медицинской практике сформулировал более ста лет назад известный ...
Сложность в исследовании феномена социального государства состоит также в том, что требуется использование знаний не только в области социологии, но и в сфере экономики, политики, юриспруденции, истории. Анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ, учёт накопленного исторического опыта помогает выработать конкретные предложения, наиболее эффективные именно для Российского государства, позволяет достичь цели социального государства — избежать разрешения социальных конфликтов революционным путём, обеспечить экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Также разработка теории социального государства особенно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными ( и экономически, и психологически, и политически ) могут быть как её недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Объектом исследования является социальное государство.
Предметом исследования является развитие идей о социальном государстве.
Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление социального государства в
Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения.
Методологическую и теоретическую базу
1 Сущность социального государства
Методы социального исследования
... социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных ... источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана ... социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, ...
Родоначальником термина «социальное государство» является немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который определил его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти1.
В отечественной научной литературе есть разные определения социального государства. В.А. Затонский считает, что социальное государство — это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в Конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду2.
По мнению М.В. Каргаловой, социальное государство, наряду с выполнением основных функций классического государства (оборона, юстиция, правопорядок, административное управление) должно осуществлять свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, обеспечивать стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях3.
Нелюбин А.А. считает, что понятие «социальное государство» характеризует его конституционно-правовой статус и предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод каждого гражданина, соответствующие обязанности государства, которое служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия, создать условия для самореализации творческого потенциала личности4.
П.К. Гончаров констатирует: «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»5.
Несколько иначе звучит определение социального государства в статье А.Ф. Храмцова: «Социальное государство — особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики»6.
На основе опыта европейских стран (Германия, Швеция, Норвегия и др.) можно выделить характерные признаки социального государства:
- наличие среднего класса с относительно высоким
уровнем жизни; - отсутствие социальной поляризации общества и крайней дифференциации доходов различных слоев населения;
- государственные социальные гарантии и пособия (на образование и медицинскую помощь, достойные пенсии, предоставление нуждающимся социального жилья и т.п.);
- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса, развитии инфраструктуры.7
Кроме этого выделяются такое признаки:
- демократическая организация государственной власти;
- высокий нравственный уровень граждан;
- правовое развитие государства;
- существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом
проведение социально ориентированной политики; - ярко выраженная социальная направленность политики, что проявляется в раз.
работке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
Социальные модели общества и организации
... благ в обществе, однопартийной системе и унитарном государстве [2]. Типичные признаки социалистических предприятий и организаций: наличие объектов социальной инфраструктуры на балансе предприятий (жилье, дошкольные ... - отсталая часть общества не уменьшалась и требовала государственного принуждения. Смешанная модель социального капитализма активно начала развиваться в западном мире в XX в. под ...
- наличие развитого социального законодательства.
После Второй мировой войны, ознаменовавшийся были выделены различные модели социального государства и государства всеобщего благосостояния:
- позитивное государство социальной защиты;
- государство социальной защиты;
- социальное государство
всеобщего благосостояния; - либеральное социальное
государство; - консервативное социальное
государство; - социал-демократическое
социальное государство8.
Данные модели имеют целый ряд специфических признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят США и Великобританию, ко второй — Германию и Францию, к третьей — Швецию, Норвегию, Данию и другие страны.
Указанные модели в современном научном обороте имеют и другие названия — рыночная модель, модель социального рыночного хозяйства, шведская модель. Хотя модели социального рыночного хозяйства и социально ориентированной экономики имеют несколько иные базовые установки. Модель социального рыночного хозяйства опирается на идею общественной системы, в которой экономика является равноправным элементом, взаимоувязанным с политикой, социальными процессами, а также правовым полем и порядком. Эти элементы функционируют в постоянном взаимовлиянии друг на друга.
Наиболее радикальные взгляды данного научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства9.
Другие исследователи выделяют такие модели социального государства:
— либеральная модель, в основе которой лежит
— корпоративная, которая предполагает механизм
— модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве
... и государственности в Киевский период (Х - ХШ вв.) Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания ... культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства. Во ...