Актуальность предмета исследования данной темы обусловлена тем, что нормативно-правовые акты в любом государстве издаются постоянно и по разным вопросам, кроме того они часто меняются, дополняются или отменяются. Поэтому в их множестве и многообразии трудно ориентироваться. Все это в общности усложняет проблему легкости использования нормативно-правовой информации, но юридическая наука выработала метод, который делает доступ к правовой информации более доступным и дает возможность легко и быстро находить соответствующие нормы и умело решать юридические дела. Таким эффективным методом является систематизация законодательства, которая достаточно обширно применяется и в процессе правотворческой деятельности.
На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов осуществляется на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих публикациях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа, который их принял, и т.д.), каждому акту дается свой номер. Помимо указанной выше первоначальной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Кодификация законодательства — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В процессе кодификации формировщик стремится сгруппировать и систематизировать действующие нормы, а также переработать их содержание, растолковать нормативные предписания, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, исключить противоречия и дессонанс между ними. Кодификация — это форма правотворчества. Кодификация направлена на введение новых норм, отражающих потребности общественной практики, компенсирующих пробелы правового регулирования, на замену провальных, изживших себя, правовых предписаний новыми. Кодификация — это форма модернизации законодательства по существу. И ее результатом является новый составленный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий до этого функционирующие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание регламентации и обновления законодательства как особенности кодификации позволяет рассмотреть ее как наиболее безупречную, высшую форму правотворчества. Но все же по-прежнему осуществляемая в России кодификация нормативно-правовых актов имеет ряд недочетов, не позволяющих придать нормативному материалу нужную согласованность, логичность, непротиворечивость, полноту и т.п. Потому анализ и уяснение юридической природы кодификации как особенной вариации систематизации в праве, ее различий от других видов систематизации представляется актуальным с трансцедентальной и практической точек зрения.
«Нормативно-правовое регулирование школьных служб примирения»
... А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., наиболее подробно нормативно-правовые аспекты и документы, регламентирующие работу медиатора и служб примирения описаны в работах Коновалова А.Ю. Объектом работы выступает нормативно-правовая база деятельности ШСП. Предмет исследования – локальные ...
В данной работе были использованы различные методы теории государства и права, такие как: анализ, синтез и метод историзма.
Объект исследования — систематизация нормативно-правовых актов. Предмет исследования — кодификация как особый разряд систематизации права.
Главной целью данной курсовой работы является теоретико-правовой анализ содержания, сущности, правовой природы, видов и важность кодификации права.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1.определить понятие и важность систематизации в праве;
2.разобрать виды систематизации в праве;
3.дать понятие и проанализировать правовую природу кодификации;
4.охарактеризовать виды кодификации права;
5.найти отличия кодификации от других видов систематизации нормативно-правовых актов;
6.показать значение и возможность развития кодификации в российском праве.
Глава1. Понятие, признаки, классификация социальных норм.
§1.1. Понятие и признаки социальных норм.
На сегодняшний день можно констатировать незавершенность теоретического осмысления такого законотворческого процесса, как кодификация законодательства. Несмотря на то что такое понятие, как кодификация, применительно к нормативным правовым актам широко употребляется как в общей теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках, до настоящего времени отечественные авторы не пришли к согласию относительно ее форм.
Одной из основных характеристик любого явления объективной действительности является научная классификация его форм. Не является исключением и кодификация законодательства. Несмотря на зрелость теоретических основ кодификации, юридическая наука до настоящего времени обходит стороной вопросы наличия форм кодификации. В большинстве отечественных специализированных исследований отмечается, что кодификация есть форма систематизации законодательства, но о том, что кодификация, в свою очередь, может реализовываться в различных формах, упоминается чрезвычайно редко.
В итоге складывается представление о том, что кодификация нормативных правовых актов есть явление низко вариативное, а следовательно, не гибкое. На самом же деле законодатель, в зависимости от стоящих перед ним и ждущих решения конкретных задач, может использовать несколько форм кодификации нормативных правовых актов.
В качестве критерия для классификации форм кодификации следует выделить деятельность законодателя, ее содержание. По предложенному критерию можно выделить следующие формы кодификации нормативных правовых актов.
Во-первых, это классический вариант кодификации законодательства, который представляет собой именно то, что каждый юрист привык понимать под рассматриваемым термином. Это «форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания»1. При классической кодификации законодатель заменяет единым кодификационным нормативным правовым актом действующее разрозненное законодательство с переработкой последнего. Ярким примером классической кодификации является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ2, который вобрал в переработанном виде Положения, ранее закрепленные в Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»3, Законе РФ от 15 июля 1992 г. N 3303-1 «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»4, Законе РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ»5 и др.
Формирование правового государства в Республике Беларусь
... Конституция насчитывает 146 статей. Первая статья Конституции, характеризует Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Для того что бы выяснить так ли ... пособия, Конституция, законодательные акты. законодательство право судебный президентский 1. Правовое государство в теории Впервые в юридической науке термин «правовое государство» был озвучен немецким ...
Во-вторых, отдельной формой кодификации является деятельность законодателя, при которой действующий, но устаревший кодификационный нормативный правовой акт заменяется новым. При этом объем нормативного регулирования сохраняется, так как в новый кодификационный акт не включаются никакие законы, кроме отменяемого устаревшего кодификационного акта. В качестве примера этого вида кодификационной деятельности можно привести Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ6, вобравший в себя в переработанном виде все уголовное законодательство, ранее состоявшее из Уголовного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г.)7. Относительно наименования этого вида кодификации в юридической теории встречаются расхождения. Так, В.Н. Барсукова именует эту форму кодификации «кодификацией в широком смысле»8, противопоставляя ее «кодификации в узком смысле», под которой указанный автор понимает деятельность законодателя, которую мы выше назвали классической формой кодификации. При первичном подходе к разработке проблем систематизации законодательства нами эта форма кодификации была названа перекодификацией, а классическая форма — первичной кодификацией9. Автор исходил из того, что кодификация есть первоначальное сведение в единый кодификационный нормативный правовой акт положений разрозненного законодательства, а замена одного кодекса другим — это не что иное, как перекодификация. Лингвистические правила такой вариант обработки термина допускают (ср.: стройка — перестройка, делать — переделать и проч.).
Однако в дальнейшем мы пришли к выводу о необходимости отказаться от термина «перекодификация». Дело в том, что европейская правовая наука уже давно и довольно успешно для обозначения рассматриваемой формы кодификации использует термин «рекодификация». Так, профессор юридического факультета университета Монпелье (Франция) Р. Кабрияк под рекодификацией понимает замену одной кодификации другой, т.е. повторную кодификацию там, где речь уже не идет о собирании в единый кодекс разрозненных правовых норм10. В примечании переводчик труда Р. Кабрияка, профессор Л.В. Головко, специально разъясняет для читателя переводимый термин, обращая внимание на отсутствие аналога в российском научном обороте. Можно констатировать, что западная наука широко использует термин «рекодификация», он является устоявшимся и не нуждается в специальных разъяснениях в англо-, франко- и италоязычной юридической литературе.
Третьей формой кодификации являются действия законодателя по созданию нового кодификационного нормативного правового акта, сводящего в себя разрозненные законы, но без их кардинальной переработки. Это, по французской терминологии, «ускоренная кодификация». Ускоренная кодификация — это «процедура, которая направлена на отмену актов, являющихся объектом кодификации, с их заменой единым актом без какого-либо изменения самих правовых норм, содержащихся в таких актах». Ускоренная кодификация несет в себе огромный методологический потенциал, она позволяет в относительно короткие сроки добиться систематизации законодательства на уровне кодификационного нормативного правового акта. К сожалению, в отечественном законотворческом процессе такая форма кодификации практически не применяется.
Правовые особенности социальной защиты детей-инвалидов по российскому ...
... система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения ...
И последней, четвертой формой кодификации являются действия законодателя по постоянному исправлению и дополнению ранее принятого кодификационного нормативного правового акта. Условием использования такой формы кодификации является наличие наряду с кодификационным нормативным правовым актом некодифицированного нормативного материала. Р. Кабрияк для обозначения этого явления применяет термин «непрерывная кодификация» (codification a droit constant)11. Этот термин получил широкое распространение в западной теоретической литературе, поэтому считаем целесообразным использовать его и в российской юриспруденции. Работа по непрерывной кодификации предполагает постепенное «приращение» к телу кодекса отдельных законов. Логическим завершением непрерывной кодификации является полное сведение всех положений определенной отрасли законодательства в единый кодификационный нормативный правовой акт. В нашей стране в качестве примера непрерывной кодификации можно назвать Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г., однако кодификация налогового законодательства до настоящего времени не закончена: законодателем по мере разработки принимаются отдельные части или главы НК.
В итоге можно резюмировать следующее. Кодификация по своей природе есть явление полиморфное. Современное развитие законодательной техники в своем инструментарии содержит, кроме классической формы кодификации, ускоренную и непрерывную кодификации, а также рекодификацию. Необходимо обратить внимание, что на практике использование «чистых» форм кодификации — явление редкое, потому как неоправданное. Современному законодателю удобно и выгодно в зависимости от складывающейся конъюнктуры смешивать различные формы кодификации. Так, например, с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (далее — КоАП РСФСР).
Замена одного отраслевого кодекса другим — это, без сомнения, рекодификация. Но КоАП РФ вобрал в себя не только переработанные положения КоАП РСФСР, но и все разрозненное и многочисленное административно-деликтное законодательство. Это уже классическая кодификация. Поэтому здесь имеет место смешанный вариант кодификации административного законодательства, включающий классическую кодификацию и рекодификацию. Приведенный выше пример с НК РФ содержит как классическую кодификацию (принятие первой части НК РФ, впервые кодифицировавшей налоговое законодательства), так и непрерывную кодификацию (последующее дополнение НК РФ второй частью, а также отмена, замена и введение в его структуру новых глав).
Профессиональная этика и этический кодекс учителя» «В чем состоит ...
... и норм законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов ОО. 2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение ... дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу. 3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ... 2. Основные термины и понятия, Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия: 2.1. ...