Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями

Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера.

К сожалению, в последние годы число неблагополучных семей растет. В Республике Беларусь в 2010 г. таких семей насчитывалось около 20 тысяч. По итогам 2009 года 4626 детей отобраны у родителей, которые лишены родительских прав, что на 470 детей больше, чем в 2008 г. Из них в отношении 2791 ребенка родительских прав лишены оба родителя. В 2008 г. выявлено 483 ребенка, от которых родители отказались, что на 71 ребенка больше, чем в 2007 г. [3, с. 8]. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. Очень большая доля подростков из этих семей в поведении имеют отклонения от нормы. Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей — постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей.

В неблагополучных семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих интересов, взаимопонимания очень часто дополняется нарушением ценностных ориентации, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение [1, с. 21]. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

9 стр., 4073 слов

Взаимоотношение детей и родителей

... свои взгляды на процесс взаимодействия родителей и детей в следующих положениях. 1. Ребенок не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Ребенок активен. Он сам осмысляет семью и себя в ней, ... «В» отличались высокими показателями по всем измерениям этих шкал. Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа «В») могут иметь значительные проблемы в дошкольном ...

Таким образом, неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с различными психологическими проблемами, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

Основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях.

На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы. Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие др., которые направлены на защиту интересов семьи и детей.

Также нужно расширять сеть семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.

Различные аспекты социальной работы с семьёй изучали: становление и укрепление семьи (А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др.); воспитательная работа с детьми и подростками в семье (С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.).

Так как в наши дни выявляется большое количество неблагополучных семей, а семейное неблагополучие влияет больше всего на детей, считаем выбранную тему дипломной работы «Организация социальной работы с неблагополучными семьями в системе образования» актуальной.

Целью данной работы является изучение специфики социальной работы с неблагополучной семьей в системе образования.

Для реализации данной цели необходимо решить

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы.

2. Выявить и изучить социально-педагогическую характеристику и проблемы неблагополучной семьи в системе образования.

15 стр., 7028 слов

Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в ...

... Важным направлением в данной работе является социально-педагогическое сопровождение семьи в аспекте воспитания толерантных отношений между её членами. Семья - это основанная на ... благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении. [ 2, с. 36] 6 Благополучные семьи, Семьи группы риска, Неблагополучные семьи Согласно ...

3. Дать характеристику неблагополучной семье в условиях дошкольного учреждения.

4. Рассмотреть цели, сущность и содержание социальной работы.

5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучными семьями.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: специфика социальной работы с неблагополучной семьей в системе образования.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение и анализ анкетных данных.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о типологии, функциях семьи, дана характеристика неблагополучной семьи, рассмотрены основные причины семейного неблагополучия, выявлены основные направления и формы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей в системе образования.

Практическая значимость работы: изучены основные проблемы неблагополучных семей, обобщен опыт работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях дошкольного учреждения.

База исследования: УО «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

1.1 Неблагополучная семья в системе образования

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей [2, c. 44].

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику [2, c. 200].

13 стр., 6442 слов

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Рассматривая типы семей, обратимся к традиционной семье — семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно [3, c. 350].

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин на работе.

Неполная семья — это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, редко отцы. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья — результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Такие семьи чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком часто обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Чрезмерная любовь матери отрицательно влияет на воспитание ребенка. Когда рождается желанный ребенок, одна мать старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. В такой семье отец чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка [6, c. 68].