На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.
Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. К специфической особенности потребностей относится их »необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении — в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.
Роль социального прогнозирования в развитии современного общества
... общество. Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата. Результаты прогнозирования социального развития используются при принятии органами власти конкретных решений в ...
Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.
Целями работы являются:
- описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
- определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Венгрия, Россия);
- показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
Самое упрощенное определение рынка — это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом
А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924).
«Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.
Виды и особенности рынков
... способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена". В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий ...
Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.
Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой — порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.
Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность — не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).
К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.
К объектам рынка относятся товары и деньги.
Товар — это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.
И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).
Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.
Социальные функции денег
... по себе культура, её срез... Таким образом, социальными функциями денег являются: 1) традиционная функция денег историко-культурологическая. В условиях глобализма происходит стирание национальных особенностей ... и такое поведение, которые предполагают наибольшую вероятность наибольшего дохода. Больший рынок, больший платёжеспособный спрос, больший бюджет (ассигнования) - факторы, определяющие ...
Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.
Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.
Таким образом, сущность денег заключается в том, что это — специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.
Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.
Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
- стимулирующая функция.
При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро — и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
— функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Основные принципы рыночной экономики следующие:
- свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса).
Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;
- равноправие рыночных субъектов;
- экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают.
Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;
Анализ социально-экономического развития экономики Казахстана в 2005-2008 годы
... экономическую деятельность страны; изучить внешнеэкономическую деятельность Республики Казахстан; получить оценку социально-экономического развития Казахстана; выявить основные показатели, способствующие росту экономики сопоставить развитие экономики ... на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям. ВВП рассчитывается по рыночным ценам, то ...
- экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;
- свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;
- ведущая роль финансовых показателей.
Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль — важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;
- всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;
- открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;
- государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;
- социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны — предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны — государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Существует два способа такой координации: один — это централизованное управление и использование мер принуждения; другой — это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения.
Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).
Социально – экономическая статистика населения
... изучения социально-экономических явлений – определение их структуры, т.е. выделение частей и элементов, составляющих совокупность. Речь идет о методе группировок и классификаций, которые в статистике населения ... дать представление о ее форме ломаной регрессии. Данные группировки позволяют построить систему уравнений, необходимую для нахождения параметров уравнения регрессии и определения тесноты ...
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.
Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика — это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.
1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста — создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
5. Структурная политика — целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
Современные модели социально-экономических процессов
... тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80 % стоимости процедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы. 5. Междисциплинарная связь методологии исследования социально-экономических процессов с другими науками На современном ...
6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека — с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ).
В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом — активный ее сторонник.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:
- высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
- в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
— в социальной области — возрастание среди традиционных факторов производства (труд — капитал — технологии — природные ресурсы) значения человеческого фактора — высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции »человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной »технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант »общества всеобщего процветания», хотя и »продвинутый».
Социально-экономические основы потребительской кооперации
... экономики, экономической сущности производства процессах никаких признаков собственности не замечается. Но та же не менее экономическая действенность производительных сил по отношению не только к производству, экономике, но и всему социальному ... социально-экономические основы потребительской кооперации. Глава 1. Формы собственности. Особенности собственности потребительской кооперации Выделяется ...
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском »доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт — специальное доверенное лицо — омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В предвоенный период времени применялся контроль над ценами на аграрную продукцию, вместе с тем это ограничивало и рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции — все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики. Швеция является пионером также и в отношении организации действенной системы социального партнерства, начало которому было положено еще в 1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили »Сальтшебаденское соглашение» о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.
Инвестиции как источник экономического роста, их социально-экономическая ...
... стране, так и ее регионах, выявить их социально - экономическую эффективность. В ходе работы будет рассмотрено: Сущность инвестиций как экономической категории, их основные функции. Анализ представленного ... В Современных условиях для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ...
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако, не более чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги — сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, — что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость.
В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда.
В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг.
Уже с 1994г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.
Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.
Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания — “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция — угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики.
Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.
Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”), электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах.
В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны — “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны — автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.
Вторая финансовая группа — “Свенска хандельсбанкен” — включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства — видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.
Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
К настоящему времени Венгрия создала экономику открытого типа, полностью соответствующую нормам международного торгового права. Венгрия является полноправным членом ВТО (с 1995 г.) и ОЭСР (с 1996г.).
Благодаря выгодному географическому положению, глубокой либерализации, квалифицированности сравнительно низко оплачиваемых кадров страна превратилась в привлекательный объект для иностранных инвестиций. Среди всех стран ЦВЕ Венгрия с конца 80-х годов и до сих пор остается самой привлекательной для инвесторов. Половина инвестиций, поступивших в регион, приходится на ее долю. В этой связи Венгрия рассматривается как транснациональными, так и американскими и германскими корпорациями как своего рода плацдарм для закрепления и дальнейшего продвижения на рынки Центральной и Юго-Восточной Европы.
Об интегрированности экономики Венгрии в экономику ЕС говорит тот факт, что 73% венгерского экспорта и 64% импорта приходится на рынок Евросоюза. Активное сальдо торгового баланса Венгрии со странами-членами ЕС выросло с 302 млн. долл. в 1998 г. до 1.019 млн. долл. в 1999 г. При этом 43% венгерского экспорта было произведено транснациональными компаниями (которые действуют, главным образом, в т.н. свободных экономических зонах), что на 7% выше показателя 1998 г. В целом же на долю компаний, в которых иностранный капитал присутствует в той или иной степени, приходится сегодня 1/3 ВВП Венгрии, 3/4 общего объема экспорта, на этих предприятиях задействовано до четверти трудоспособного населения страны.
Последнее время Евросоюз активно навязывает евро в качестве единицы осуществления международных денежных расчетов в регионе. Под влиянием изменения кросс-курса евро к доллару в 1999 г. Министерство экономики Венгрии стало предоставлять статистические данные по экономическим показателям не только в долларовом исчислении, но и в евро. На сегодняшний день 3/4 своих внешнеторговых операций Венгрия осуществляет в евро. С точки зрения экономики Венгрия совершенно готова к вступлению в ЕС — за последние 10-12 лет произошла глобализация ее экономики, страна практически полностью интегрировала в региональную и мировую экономические системы.
Решающим фактором в трансформации венгерской экономики и начале экономического роста стали прямые иностранные инвестиции (далее в тексте — ПИИ).
Благодаря своему географическому положению, политической стабильности и низкой стоимости рабочей силы, с одной стороны, а с другой — достаточно высокому профессионализму и опыту трудовых ресурсов, Венгрия оказалась очень привлекательной для иностранного инвестора. Но главное — Венгрия стала первой страной в регионе ЦВЕ, которой удалось обеспечить законодательные основы преобразования экономики. Еще в 1988 г. были приняты два принципиальных для стимулирования инвестиционных вливаний закона: об иностранных инвестициях на территории Венгрии и об учреждении хозяйственных ассоциаций.
Общая сумма иностранного капитала, поступившего в Венгрию с 1989 г. по 1998 г., составила 20 млрд. долл. Это более 50% всех иностранных инвестиций, направленных в регион Центральной и Восточной Европы. На одного жителя Венгрии приходится в 2 раза больше инвестиций, чем в Чешской Республике, и в 9 раз больше, чем в Польше.
По информации Национального Банка Венгрии от 18.02.2000, совокупный объем ПИИ за 1999 г. составил 1,674.8 млн. долл. При этом Германия является вторым, вслед за Нидерландами, крупнейшим источником инвестиций, соответственно — 446 млн. долл. и 492,4 млн. долл. На эти две страны пришлось 56% общего объема ПИИ в Венгрию в 1999 г. 1
США занимают третье место с объемом в 197.1 млн. долл., затем следуют Великобритания (102.3 млн. долл.), Австрия (67.9 млн. долл.), Франция (59.8 млн. долл.).
Следует отметить, что около 70% совокупного объема ПИИ в 1999 г., а это 1,169.2 млн. долл., поступило из стран-членов Европейского валютного союза. В целом доля стран-членов ЕС в совокупном объеме ПИИ составила 76%, что соответствует 1,277.8 млн. долл.
Рассматривая распределение инвестиций по отраслям, следует отметить, что самая значительная доля от общего числа вложений направлена в промышленный сектор Венгрии, а точнее, в машиностроение, электротехнику, электронику — до 30%. В настоящее время этот сектор дает более 40% всего промышленного производства Венгрии и 60% экспорта в страны ЕС.
На втором месте по объему находятся инвестиции в предприятия связи, на третьем — вложения в недвижимость. В последнее время растут инвестиции в строительство (в 1999 г. возросли на 88,5%), однако их доля в сумме всех инвестиций в венгерскую экономику составляет только 3%. После экономического кризиса 1998 г. отмечено снижение до 14% инвестиций в финансовый сектор.
Важным показателем инвестиционной деятельности считается реинвестирование доходов от капиталовложений в той же стране. В Венгрии с 1998 г. доходы не реинвестируются.
ПИИ могут приходить в страну в различной форме: это могут быть вклады в строительство нового предприятия, основание совместного предприятия, инвестирование расширения корпоративной сети предприятий или приватизация. Именно приватизация оказала значительное влияние на всю производственную структуру страны, став также источником крупных поступлений в бюджет. За счет притока иностранного капитала правительству Венгрии удается покрывать постоянно существующий дефицит текущих статей платежного баланса. Так, согласно данным ОЭСР, в 1995 г. объем только прямых иностранных инвестиций в Венгрии составил 180% дефицита платежного баланса, в 1996 г. — 118%, в 1997 г. — 213%. По информации Венгерского национального банка, в 1999 г. совокупный объем иностранного капитала, поступившего в страну, соответствовал 2.631 млрд. долл., что в значительной степени превосходит годовой дефицит платежного баланса, который составил 2.076 млрд. долл.
Из общей суммы иностранных инвестиций около 75% получено государством в форме доходов от приватизации. На сегодняшний день около 40% индустрии Венгрии находится в руках иностранных инвесторов.
Анализ структуры иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990 г. показывает, что после транснациональных корпораций (30,26%) самая высокая доля в общем объеме таких вложений принадлежит немецким компаниям (25.48%), что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль играют также американские (13,33%) и французские (8,99%) инвесторы.
Наибольший объем приходится на крупные американские компании, такие как Ameritech International, General Electric, General Motors, US West, Alkoa.
На сегодняшний день в Венгрии количество компаний, владельцем или совладельцем которых являются немецкие фирмы, насчитывает несколько тысяч, в то время как компании США, сконцентрировавшись на крупном бизнесе, являются совладельцами 400 предприятий.
Согласно последнему исследованию, проведенному в начале 2000 г. Немецко-венгерской торгово-промышленной палатой (DUIHK), которая в течение семи лет отслеживает ситуацию среди германских компаний, действующих в Венгрии, одной из острых проблем для их развития впервые был назван недостаток квалифицированных кадров. Немецкие компании в 1999 г. добились в Венгрии заметных успехов. За год доходы от продаж увеличились в среднем на 24,4% , прибыль возросла в среднем на 43%. При этом рост обеспечивался в большей степени за счет реинвестирования собственных доходов, а не внешних вливаний.
Расходы также возросли на 22%. Последнее является причиной того, что многие немецкие компании ищут возможность перенести наиболее, затратные производства на восток и юг страны.
Более 1/3 общего объема промышленного производства Венгрии приходится на машиностроение, при этом почти 40% общего объема машиностроительного производства составляет продукция автомобилестроения (двигатели, комплектующие детали и электронное оборудование для автомобилей).
Именно в эту отрасль был направлен основной объем иностранных инвестиций. В Венгрии почти одновременно появились филиалы таких гигантов автомобильной промышленности, как Ford, General Motors, Opel, Suzuki.
В 1994 г. объем акционерного капитала в производстве автотранспортных средств равнялся 22.1 млрд. форинтов, на долю иностранного капитала при этом приходилось всего 4 млрд. форинтов. К 1998 г. объем акционерного капитала вырос до 48,6 млрд. форинтов, а иностранный капитал в нем составляет 34 млрд. форинтов или 69,7%, что соответствует 217% от уровня 1994 г
Однако, несмотря на весь этот ошеломляющий успех, все чаше хочется задать вопрос — а что на сегодняшний день представляет собой собственно венгерская экономика? Все чаще высказываются предположения о том, что Венгрия стала придатком транснациональных монополий. На фоне интенсивного роста последних лет венгерского промышленного экспорта и постоянного увеличения объема промышленного производства, которые обеспечиваются исключительно деятельностью ТНК, на внутреннем промышленном, как собственно и потребительском, рынке рост очень незначителен.
Приватизация в стране была проведена решительно и быстро. Результатом открытости процесса для иностранцев стало то, что зарубежный капитал избрал именно Венгрию в качестве своего плацдарма в регионе ЦВЕ, и на сегодняшний день из 50 крупнейших ТНК в стране обосновались 35. Более того, именно они, а также компании с тем или иным участием иностранного капитала и обеспечивают жизнеспособность венгерской экономики. Характерным является также тот факт, что сегодня наиболее последовательными сторонниками дальнейшей либерализации торговли в ЦВЕ являются именно транснациональные корпорации, для которых открытие рынков региона стало составной частью инвестиционной стратегии.
Венгрия, как и регион ЦВЕ в целом, стала своего рода ареной партнерства и конкуренции между США и Германией.
В арсенале Германии имеются по преимуществу экономические механизмы, которые она и использует для установления собственного доминирования в регионе. Всегда активно выступая за продвижение западных институтов на восток, Германия сконцентрировала свои усилия на создании на своих границах группы государств (к их числу относится и Венгрия), которые будут следовать в фарватере ее экономической политики.
В силу исторически сложившейся реальности Германия имеет более тесные связи с Венгрией, поэтому приход немецкого капитала в страну был естественным процессом. В ходе политико-экономических преобразований за последние 10-12 лет произошла кардинальная переориентация внешнеэкономических связей Венгрии, прежде всего на Германию. Последняя на сегодняшний день прочно занимает положение ведущего торгового партнера Венгрии и лидирует по объему капиталовложений. В настоящее время германский капитал присутствует практически во всех стратегически важных и жизнеобеспечивающих отраслях экономики Венгрии. Экономическая конъюнктура в Германии в настоящее время является определяющим фактором для финансово-экономического развития Венгрии. Помимо этого, Германия рассматривает Венгрию как плацдарм для выхода на рынки Юго-Восточной Европы.
На сегодняшний день США по-прежнему заинтересованы в своем присутствии и лидерстве в Европе и закреплении такой модели на континенте на достаточно длительный срок. Это одна из главных причин их интереса к региону Центральной Европы, и Венгрии в частности. При этом приоритетными являются военно-политические рычаги воздействия. Тем не менее, не желая допустить абсолютного лидерства Германии в экономической сфере, Соединенные Штаты закрепляют и свои экономические позиции на рынке Центральной Европы. Перенос производства в Венгрию позволил американским компаниям уменьшить стоимость выпускаемой продукции и расширить ее рынок сбыта. А вступление Венгрии и других стран-претендентов в ЕС (активными сторонниками которого выступают американцы) приведет к ослаблению механизмов экономической зашиты, общей либерализации рынка Евросоюза, а следовательно, обеспечит свободное передвижение американских товаров и услуг на территории региона.