Введение
Сегодняшняя экологическая ситуация в России неблагоприятна. Химические компоненты отходов производства, выбрасываемых в огромных количествах, приводят к изменению в атмосфере, почве, воде. Эти изменения касаются и биосферы, особенно тех ее элементов, которые тесно связаны с человеком. Высокая антропотехногенная нагрузка территорий в сочетании с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России создает реальную угрозу широкого распространения экологически зависимых заболеваний, особенно в крупных и урбанизированных регионах. Продолжающаяся дестабилизация страны остается главной причиной снижения уровня жизни, ухудшения показателей качества среды обитания и здоровья населения, что ставит весьма сложные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия многих областей России, в том числе и Нижегородской области. Анализ состояния здоровья населения является одной из основных задач санитарно-эпидемиологической службы. Только располагая данными о состоянии здоровья населения, изучая его динамику, особенности и тенденции его формирования, можно правильно планировать и осуществлять весь комплекс санитарно- эпидемиологических мероприятий. Управление здоровьем может осуществляться на основании информации, полученной из систем мониторинга, условий жизни и медико-4 демографического статуса населения территорий, при помощи целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Возрастает необходимость точной и своевременной информации о показателях среды и здоровья населения для принятия экстренных приоритетных управленческих решений, разработки и коррекции систем профилактических и диагностических мероприятий.
Глава 1. Социально-гигиенический мониторинг
1. Организация социально-гигиенического мониторинга
Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
Социально-педагогический мониторинг
... основании анализа научных публикаций и изучения Социально-педагогический мониторинг это современное технологическое обеспечение системного подхода в управлении образовательным учреждением с учетом социальной среды и реализацией главного потенциала – развития ...
- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.), социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации);
- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Российской федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской федерации по статистике и подведомственными им организациями);
- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);
- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом Российской федерации по статистике, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);
- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством экономического развития и торговли Российской федерации и подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);
- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной санитарно- эпидемиологической службы РФ, государственной ветеринарной службы РФ, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации).
Целью создания данной системы является: 1) выявление приоритетных социальных, экологических, санитарных, медико-социальных проблем охраны здоровья населения;11 2) разработка обоснованных региональных программ, направленных на снижение заболеваемости или отрицательных последствий загрязнения окружающей среды; 3) обеспечение информационной поддержки органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологического надзора, экологической и социальной защиты по мерам первичной профилактики. Помимо традиционно используемых критериев здоровья (рождаемость, смертность, общая и инфекционная заболеваемость и др.) в системе мониторинга предлагается изучение и оценка распространенности предпатологических состояний населения на основе анализа иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечно-сосудистой и респираторных систем. При проведении социально-гигиенического мониторинга важно знать, какой вклад вносит фактор риска в общую заболеваемость группы людей или населения изучаемого региона. Такого рода информация необходима для определения приоритетных факторов риска, а также важна для административных органов системы здравоохранения при определении приоритетов при распределении материальных ресурсов.
Социально значение физической культуры в России
... необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по ...
2. Цели II этапа социально-гигиенического мониторинга и документы, регламентирующие осуществление СГМ
Основными целями и направлениями деятельности госсанэпидслужбы по выполнению II этапа ведения социально-гигиенического мониторинга, который ведется в настоящее время, являются: организация сбора и оценка информации об уровнях загрязнения атмосферного воздуха и питьевой воды в условиях реальной экспозиции, создаваемой источниками загрязнения; выявление и инвентаризация приоритетных химических веществ, уровни которых превышают нормативы (в соответствии с «Временным перечнем…»), создание баз данных по загрязнению атмосферного воздуха и питьевой воды; определение возможного влияния приоритетных химических веществ на заболеваемость населения в соответствии с направленностью действия этих веществ на отдельные системы организма; определение количества населения, находящегося под воздействием каждого их выделенных приоритетных химических веществ. Анализ заболеваемости каждого из выделенных контингентов с целью возможного установления связи между заболеваемостью и направленностью действия приоритетных химических веществ. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на основании следующих документов:
- Закон Российской федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 1999 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» № 426 от 01.06.2000 г.;
- Постановление администрации Нижегородской области «О введении социально- гигиенического мониторинга в Нижегородской области» № 53 от 14.03.2001 г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» № 622 от 23.08.2000 г.;
- Приказ Минздрава России «Об организации работ по II этапу социально-гигиенического мониторинга» № 334 от 27.08.99 г.
3. Показатели социально-гигиенического мониторинга
Показатели, необходимые для ведения СГМ и проведения анализа связи между факторами окружающей среды и здоровьем населения, можно подразделить на три типа: 1. Показатели факторов среды обитания; 1.1 Атмосферный воздух; Существующая система мониторинга воздушной среды имеет несколько положительных качеств, например, однородность данных, количество наблюдаемых загрязнителей, подготовленный и опытный штат сотрудников, система записи и хранения данных. Мониторинг качества атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществляют органы и учреждения Госсанэпидслужбы Минздрава России, Росгидромета, Госкомэкологии России. Государственная сеть мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводит наблюдения за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах. Система наблюдения базируется на сети пунктов, которые устанавливаются в городах в местах, определенных целью исследования. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся регулярно в 219 городах и поселках на 621 стационарных постах Росгидромета (1999 г.), 3 раза в день без ночных проб. Список контролируемых веществ состоит преимущественно из 5 основных ингредиентов (взвешенные вещества, СО, NO2, SO2, фенол), отдельных металлов (свинец, кадмий, ртуть, мышьяк и др.), бензапирена и других специфических веществ, характерных для отдельных территорий. Количество определяемых веществ подчас зависит от экономических возможностей и требовательности надзорных органов. Учреждения госсанэпидслужбы осуществляют лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха, в основном, на территориях вблизи источников загрязнения (маршрутные и подфакельные исследования).
Реферат для детей вода
... Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету". Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время ... она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым "выравнивает" климат. А от космического холода предохраняет ...
Вся информация об уровнях загрязнения атмосферного воздуха, получаемая, как на постах Росгидромета, так и госсанэпидслужбой, может использоваться для ранжирования территорий с выделением наиболее загрязненных и ориентировочного определения приоритетов, требующих дальнейшего наблюдения и изучения. Второй этап СГМ включает:
- перечень веществ, контролируемых на стационарных и маршрутных постах, в том числе госсанэпидслужбой (с превышением ПДК от 2 до5 и более 5);
- ведущие источники загрязнения атмосферного воздуха (отрасль промышленности, перечень веществ по кратности превышения ПДК);
- перечень веществ, которые выделены как приоритетные, но не контролируются;
- суммарный показатель загрязнения атмосферного воздуха;
- название административных территорий с контролем на стационарных и маршрутных постах, в том числе госсанэпидслужбой;
- перечень веществ, контролируемых на административных территориях;
- перечень административных территорий субъекта РФ с наибольшим уровнем загрязнения и указанием приоритетных загрязнителей и отраслей промышленности;
- ранжирование субъектов РФ по кратности превышения ПДК наиболее распространенных веществ (количество проб), по наиболее опасным веществам и по количеству населения подверженного воздействию.
Конечной целью мониторинга атмосферного воздуха с целью оценки влияния последнего на состояние здоровья населения является обобщение результатов расчета количественных характеристик этого влияния, т.е. получение характеристик экспозиции. Второй этап СГМ включает по отчетным формам элементы показателей профиля экспозиции — среднегодовые концентрации, распределение концентраций по уровням — с13 превышением от 2 до 5 ПДК, более 5 ПДК. На данном этапе это распределение дается по количеству проб, а оптимальным для экспозиции — по времени воздействия. 1.2 Питьевая вода; Производственный контроль за качеством питьевой воды в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети в РФ осуществляется организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения или по договорам с ними другими организациями, аккредитованными в установленном порядке. Выборочный контроль за качеством питьевой воды в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети осуществляют Центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В рамках II этапа СГМ группировка и обработка данных о качестве питьевой воды дифференцирована в зависимости от уровня (местный, субъект Федерации, федеральный).
Внедрение этого этапа СГМ позволяет характеризовать загрязнение питьевой воды по конкретным водопроводам и приоритетным загрязнителям в зависимости от причины их появления (загрязненный источник, обработка воды, транспортировка воды и др.).
При этом имеется возможность сравнить перечень реально контролируемых веществ в питьевой воде с необходимыми, обоснованными результатами исследований или санитарной ситуацией. Форма представления информации о качестве питьевой воды с уровня субъекта Федерации на федеральный уровень включает группировку данных, позволяющих ранжировать административные территории по характеру и интенсивности загрязнения питьевой воды. Принципиально важным является то, что по всем уровням информации должны содержаться сведения о численности населения экспонированного к питьевому фактору. Для оценки воздействия питьевой воды на состояние здоровья населения важно установить, какие из химических соединений преобладают в питьевой воде, и идентифицировать индикаторные химические вещества, легко анализируемые и предсказывающие потенциальные экспозиции к другим токсическим соединениям. Однако, ряд проблем, связанных с качеством первичной информации об уровнях загрязнения питьевой воды, остается нерешенным. Так, количество минимально отбираемых проб в распределительной сети зависит от численности населения, которое обслуживается данной водопроводной системой. При численности до 100 тысяч человек число проб по всей сети составляет 100 в месяц, при численности более 100 тысяч человек на каждые дополнительные 5 тысяч добавляется одна проба. Таким образом, на протяжении месяца количество отобранных проб в одной «точке» может варьировать от 1 до 100 в месяц. Хотя «точки» на водопроводной сети должны согласовываться с ЦГСЭН, критериев для выбора, основанных на требованиях оценки экспозиции в действующих нормативно-методических документах нет. Не в полной мере требованиям оценки экспозиции отвечает методика отбора проб, согласно которой вода для анализа отбирается после 10-15 минутного слива. При этом именно в первой порции отобранной воды химические вещества присутствуют в максимальных концентрациях. Второй этап СГМ включает:
- вещества, рассматриваемые как приоритетные загрязнения питьевой воды систем централизованного х/п водоснабжения населения, поступление которых связано с: загрязнением источника, обработкой воды, транспортировкой воды;
- вещества, не контролируемые в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения населения;
- вещества (показатели), превышающие гигиенические регламенты (из контролируемых в питьевой воде): 1 класс опасности — ? 1 ПДК;
- 2-3 класс опасности — ? 3 ПДК;
- 4 класс опасности — ? 5 ПДК, общая жесткость — ? 10 мг/экв/л;14 — индикаторные микробиологические показатели: общие колиформы, термотолерантные колиформы, коли-фаги;
- условно-патогенные и патогенные микроорганизмы;
- суммарный показатель загрязнения воды;
- административные территории субъекта РФ, где население пользуется водой из централизованных систем х/п водоснабжения, которая не отвечает требованиям гигиенического стандарта;
- административные территории субъекта РФ, где контроль за качеством питьевой воды из централизованных систем х/п водоснабжения населения осуществляется не по всей номенклатуре приоритетных показателей;
— административные территории субъекта РФ, где в питьевой воде систем централизованного х/п водоснабжения превышен гигиенический норматив по контролируемым веществам, по индикаторным микробиологическим показателям, обнаруживаются условно-патогенные и патогенные микроорганизмы. 2 Данные о здоровье населения: Согласно приказу Министра здравоохранения Российской Федерации № 334 от 27.08.99г. информация о состоянии здоровья является составной частью социально- гигиенического мониторинга (СГМ).
Вся информация о состоянии среды и здоровья населения собирается, обрабатывается и анализируется в Федеральном Центре Госсанэпиднадзора. Материалы СГМ широко используются в государственном и региональных докладах о санэпидблагополучии населения, других аналитических материалах, публикуются в информационных сборниках. Основной слабостью существующей информационной системы здравоохранения является отсутствие повседневного контроля качества диагностики, регистрации и кодирования данных, ввода и управления данными. Двух- или трехкратное обобщение данных при передаче их с самого низкого уровня до федерального уровня приводит к потере важной информации. На первом этапе СГМ (1995 — 1999 гг.) в России были проведены все необходимые организационные мероприятия, второй же этап характеризуется внедрением нормативно- методических документов, которые позволят унифицировать сбор и обработку информации, поступающей в систему СГМ с местного до федерального уровней. Для совершенствования сбора и обработки информации в рамках СГМ необходимо:
- развивать доступ к данным о состоянии здоровья и состоянии окружающей среды, в т.ч. к первичной информации (не обобщенной) как по вертикали (с районного, городского уровня до уровня федеральных органов), так и по горизонтали (между организациями различных ведомств);
- активизировать внедрение единых компьютерных программ сбора и обработки информации, обучения специалистов ЦГСЭН программам статистической обработки информации;
- развивать контроль качества и достоверности информации;
- обеспечивать направленность сбора данных в зависимости от поставленных задач;
- поддерживать и координировать разработку индивидуальных регистров заболеваний (регистр раковых заболеваний);
- внедрить формы профиля экспозиции населения в деятельность Центров Госсанэпиднадзора Минздрава России, осуществляющих СГМ;
- внедрить единую систему сбора данных о численности населения с учетом возможной дальнейшей детализации по полу, возрасту, месту проживания, социально-экономическим признакам;
- максимально использовать географические информационные системы при оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье;
- совершенствовать методики экспозиции (дозы воздействия) для различных групп населения, особенно в крупных городах;15 — использовать все доступные данные о выборе приоритетных загрязнителей и их токсикологической оценке, в т.ч.
канцерогенном потенциале;
- пересмотреть и оптимизировать сеть размещения пунктов контроля за загрязнением атмосферного воздуха и питьевой воды в городах и населенных пунктах;
- использовать любые возможности по внедрению в мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха программ, позволяющих получать среднесуточные концентрации;
- выполнить анализ по сравнительной оценке истинных среднесуточных концентраций и таковых, получаемых за счет кратковременных отборов несколько раз в сутки;
- проводить анализ по сравнительной оценке среднегодовых концентраций, полученных по разным программам наблюдений (полной, скользящему графику, неполной);
- при оценке влияния водного фактора на здоровье следует максимально учитывать реальные объемы водопотребления, а также экспозицию за счет водных процедур;
— с учетом рабочих программ производственного контроля за качеством питьевой воды систематически исследовать вещества, являющиеся наиболее вероятными факторами риска для здоровья населения, в т. ч. находящиеся в воде системы горячего водоснабжения
4. Медико-демографические показатели
демографический гигиенический мониторинг
Важнейшими параметрами, характеризующими состояние здоровья населения, являются медико-демографические критерии, по большинству из которых в последнее время на территории Нижегородской области наблюдается неблагоприятная ситуация. Численность постоянного населения Нижегородской области по утвержденным Госкомстатом данным на начало 2003 г. составила 3561,6 тыс. человек, из них 1622,0 тыс. мужчин (45,5%) и 1939,6 тыс. женщин (54,5%) (см.диаграмму 1).
Нижегородская область относится к числу высокоурбанизированных регионов России: всего в составе населения области 2794,7 тыс. горожан (78,5%) и 766,9 тысячи сельских жителей (21,5%).
В областном центре, г.Нижнем Новгороде, проживает 37,1% населения области.
Диаграмма 1 Повозрастная структура населения Нижегородской области (на 01.01.2003 г.)
Таблица Возрастная структура населения Нижегородской области
Возрастные интервалы |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Из постоянного населения на начало года, тыс. чел.: -моложе трудоспособного возраста |
||||||
684.8 |
655.6 |
627.8 |
600.9 |
571.3 |
||
-в трудоспособном возрасте |
2102.9 |
2120.9 |
2133.8 |
2133.9 |
2142.1 |
|
-старше трудоспособного возраста |
900.0 |
886.9 |
871.2 |
863.5 |
848.2 |
|
Начиная с 1990 г. в Нижегородской области продолжается снижение средней продолжительности предстоящей жизни, которая по итогам 2002 года составила: все население — 64,5 года, мужчины — 57,6 года и женщины — 72,2 года (по РФ: 58,5 года — мужчины и 71,9 лет — женщины).
В 1990 г. по области средняя продолжительность жизни для мужчин и женщин составляла соответственно — 64,0 и 75,2 лет. Различия в предстоящей продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 14,6 лет.
С 1990 года в области, как и в целом по России, складывается крайне неблагоприятная демографическая ситуация, которая характеризуется, прежде всего, высокими темпами сокращения общей численности населения вследствие его естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся.
Вместе с тем, следует отметить, что со второй половины 90-х годов, в динамике демографических процессов наблюдаются позитивные сдвиги. Прошедший 2003 год характеризуется дальнейшим увеличением числа родившихся и по сравнению с 1999 годом рождаемость возросла на 20,3%. В 2003 г. в области родилось 31,6 тыс. младенцев, что больше чем в предыдущем году на 3 тыс. и, следовательно, на 1000 жителей пришлось 8,9 рождений. Наиболее высокий уровень рождаемости отмечен в Вадском, Уренском, Выксунском, Перевозском, Ардатовском, Балахнинском, Дальнеконстантиновском и Тоншаевском районах.
В то же время наблюдается устойчивый рост смертности, по области число умерших за последние 5 лет возросло на 17,2%. За 2003 год в области было зарегистрировано 70,1 тыс. умерших, в том числе в городских поселениях — 51,4 тыс. человек (73.3%) и в сельской местности — 18.7 тыс. человек (26.7%).
На 1000 жителей пришлось 19,8 умерших (18,4 и 25,1, соответственно, в городской и сельской местности).
Более высокий уровень смертности на селе во многом обусловлен худшей по сравнению с городом возрастной структурой населения: практически каждый третий житель села достиг пенсионного возраста (29,1%).
Самый высокий уровень смертности за 2003 г. отмечен в Варнанавинском, Вачском, Воскресенском, Краснобаковском, Сокольском, Воротынском, Ветлужском, Гагинском, Сеченовском, Пильнинском, Спасском районах.
Распределение территорий Нижегородской области по коэффициентам общей смертности в 2003 г. представлено в таблице.
Основными причинами смертности населения области являются: болезни системы кровообращения — 62,9 процента, онкологические заболевания — 11,6, болезни органов дыхания — 3,4, органов пищеварения — 3.3, инфекционные и паразитарные болезни — 1.3 процента. Высокой остается смертность от внешних причин, т.е. от различных травм, отравлений, убийств и самоубийств. Всего по этим причинам погибло 7839 человек, от убийств — 823 человека, от самоубийств — 1225 и от алкогольных отравлений — 1164 человека.
Из общего числа умерших 36931 человек — мужчины (52,7%) и 33130 — женщины (47,3%).
В целом по области уровень смертности превышает рождаемость в 2,2 раза, в том числе в городских поселениях — в 2 и сельской местности — в 2,9 раза. В 2003 году в области было зарегистрировано 418 случаев смерти детей первого года жизни, это на 48 случаев больше, чем в 2002 году. На 1000 рождений в области пришлось 13,2 случаев смерти детей в возрасте до одного года (в среднем по России — 13,3), что осталось на уровне 2002 г.
В результате неблагоприятных тенденций в демографических процессах в Нижегородской области с 1990 г показатель естественного прироста населения приобрел отрицательное значение и достиг в 2003 г. — 10,9 промилле.
Диаграмма 2
5. Заболеваемость населения
С ходом исторического развития приоритетное значение приобретают разные факторы: природные условия и состояние среды обитания, социально-экономическая ситуация, уровень медицинского обслуживания, биологические характеристики организма. Резкое ухудшение здоровья населения Нижегородской области, как и России в целом, в период системного кризиса 90-х свидетельствует о немало важной роли социально-экономических преобразований в формировании здоровья на данном этапе. Реакцию населения можно оценить как социальный стресс, наиболее остро проявившийся в 1992-1994 годы. Произошло снижение ожидаемой продолжительности жизни, обусловленное быстрым ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, травм и отравлений, в т .ч. убийств, самоубийств и отравлений алкоголем. Увеличился уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями: психическими расстройствами и болезнями нервной системы, венерическими болезнями, туберкулезом. Так у детей и подростков Нижегородской области первичная заболеваемость психическими расстройствами увеличилась за последние 5 лет на 30 и 40 %, болезнями нервной системы — на 57 и 77%, соответственно.
В связи с этим, исследование воздействия изменений в социально-экономической сфере на здоровье населения является актуальной проблемой.
Для состояния здоровья большое значение имеют условия проживания. В целом по Нижегородской области происходит улучшение ситуации с благоустройством жилищного фонда. Общая площадь жилья, оборудованного водопроводом, канализацией, централизованным отоплением, ваннами, горячим водоснабжением, продолжает увеличивается. Данные тенденции просматриваются как в сельской, так и городской местности.
Зависимость заболеваемости от состояния среды обитания.
Нижегородская область является одной из наиболее развитых в Приволжском федеральном округе промышленных зон с напряженной экологической обстановкой. Определение взаимосвязи между состоянием среды обитания и здоровьем человека дает перспективу осуществления мероприятий по предупреждению отрицательных влияний. Одной из главных задач на современном этапе решения экологических проблем является углубленное изучение взаимоотношений человека и факторов окружающей среды с разработкой мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды.
Атмосферный воздух — важный фактор среды обитания человека, влияющий на возникновение и развитие экологически обусловленных заболеваний населения, подлежащий оценке в системе социально — гигиенического мониторинга.
Источниками антропогенного загрязнения атмосферы являются как промышленные предприятия, так и автотранспортные средства.
По данным Нижегородского областного комитета статистики на 01.01.2003 года на 670 предприятиях Нижегородской области функционировало 31864 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 8,8 процента неорганизованных. При сокращении числа источников по сравнению с предыдущими годами, более чем на одной трети предприятий области отмечается рост объемов выбросов, увеличивающий степень негативного влияния на качество и безопасность воздушной среды. Ситуация усугубляется прогрессирующим износом и моральным старением производственного оборудования, снижающим возможность использования передовых производственных технологий, ориентированных на экологическую безопасность. На территории Нижегородской области после тенденции к снижению выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на протяжении ряда лет, в 2002 — 2003 году отмечается небольшое увеличение выбросов.
Диаграмма
Ежегодный анализ отчетных форм 2-ТП — воздух, проводимый Нижегородским областным комитетом государственной статистики, позволил провести зонирование административных районов области по величине объема выбросов и степени загрязнения воздушного бассейна:
- в кластер I, c выбросами загрязняющих веществ до 1 тыс. тонн, вошли 32 района области;
- в кластер II (1,1 -5 тыс. тонн) — 11 районов;
- в кластер III (5,1 -10 тыс. тонн) — 3 района,
- в кластер IV (10,1 тыс. тонн и более) — 4 района.
Самым низким уровнем выбросов на своей территории (всего 4 тонны за год) характеризуется Краснооктябрьский район, затем Большеболдинский и Гагинский районы, где объем выбросов определялся до 37 тонн. В семи районах области: Большемурашкинском, Бутурлинском, Воротынском, Вознесенском, Княгининском, Сокольском выбросы не превышают 150 тонн.
Наибольший техногенный прессинг от одних из крупнейших не только в регионе, но и в стране, промышленных комплексов испытывают города области: Н.Новгород, Дзержинск, Кстово, Выкса. Далее в порядке убывания: Бор, Арзамас, Балахна, Кулебаки, Павлово, Городец, Богородск.
Диаграмма
За последние десятилетия автомобильный транспорт постепенно становится основным источником загрязнения атмосферного воздуха Российских городов, в том числе и Нижегородской области. В крупных городах на долю автотранспорта приходится от 30 до 70% общей массы выбросов.
Существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от легковых и грузовых автомобилей, предприятий и фирм, связанных с ремонтом, сервисным обслуживанием и переоборудованием автомобилей, а также автомобилей (легковых, грузовых, автобусов), принадлежащих индивидуальным владельцам и частным предпринимателям.
Автотранспорту как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд отличительных особенностей. Во-первых, численность автомашин в городах быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растет и валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определенным площадкам и отделенных от жилой застройки санитарно — защитными зонами, автомобиль является движущимся источником загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха. В-третьих, автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную, недостаточно изученную смесь токсичных компонентов, поступающую в городской застройке в приземный слой воздуха, где их рассеивание затруднено. Выбросы отработавших газов, содержащие: диоксид азота, оксиды углерода, фенол, формальдегид, акролеины, углеводороды, сажу, бенз(а)пирен, свинец (загрязняющие вещества 1-4 классов опасности), выделяются на уровне дыхательных путей человека (взрослого и ребенка).
И, наконец, современные возможности снижения токсичности выхлопных газов еще не в состоянии обеспечить желаемую степень чистоты воздуха.
Обобщенные данные по источникам загрязнения, количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ позволили выделить приоритетные отрасли промышленности и предприятия, а также приоритетные загрязняющие вещества для каждого района и Нижегородской области в целом.
Источниками наибольшего количества загрязнителей атмосферного воздуха по Нижегородской области являются автотранспорт, топливно-энергетическая, машиностроительная, металлургическая, нефтехимическая, химическая отрасли промышленности. К основным загрязнителям, содержащимся в воздушной среде практически на всех территориях городов и районов Нижегородской области, относятся сернистый ангидрид, диоксид азота, окись углерода, взвешенные вещества. Данные примеси входят в число приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха в целом по области. Кроме этого, в составе образующихся в процессе производства загрязняющих веществ содержится более 75 наименований специфических загрязнителей. В структуре выбросов специфических веществ, более половины занимает метан, следующими по величине выбросов являются сажа, оксид кальция, ксилол, толуол, аммиак, бутилацетат, дихлорэтан, бензол, ацетон, этилацетат, фенол. Многие из указанных веществ влияют на репродуктивную функцию и иммунную систему.
Глава 2. Оценка риска
Под риском в общем смысле этого слова, понимается рассчитываемая или интуитивно оцениваемая вероятность того или иного неблагополучного результата тех или иных действий отдельной личности, группы лиц, организации, государства и т.д. В системе социально-гигиенического мониторинга речь идет о риске (потенциальной опасности) для здоровья отдельной личности, группы лиц, части населения или населения в целом, возникающем или ожидаемом в связи с неблагоприятным воздействием на него отдельных факторов окружающей среды.
Рекомендации ВОЗ (1978) определяют риск как «ожидаемую частоту нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя». Согласно Глоссарию Американского Агентства Охраны Окружающей Среды (US EPA), риск есть «вероятность повреждения, заболевания или смерти при определенных обстоятельствах. Количественно риск выражается величинами от нуля (отражающего уверенность в том, что вред не будет нанесен) до единицы (отражающей уверенность в том, что вред будет нанесен)».
Методология оценки риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением. Принципиальные положения этой методологии, заключающиеся, в частности, в выделении в единый процесс оценки риска и управления им, во многом вытекают из сформулированной еще в середине 70-х годов учеными гигиенистами нашей страны концепции гигиены человека и окружающей среды.
Основные принципиальные аспекты деятельности в области гигиены человека и окружающей среды за прошедшие 15-20 лет свидетельствуют, что она в равной степени была направлена на разработку ключевых положений методологии оценки риска. Вместе с тем, традиционно сложившийся в нашей стране и законодательно закрепленный акцент на установление и использование гигиенических нормативов, как единственного инструмента управления качеством окружающей среды, а также ряд объективных и субъективных причин, привели к тому, что концепция риска как системный подход, позволяющий получить с учетом заданного, и в то же время достаточно гибкого алгоритма, и детализированности всех этапов анализа, хотя не идеальные, но достаточно ясные и адекватные результаты, и, главное, в пригодном для быстрого принятия управленческих решений виде, не получила развития в качестве практического инструмента в деятельности научных и практических учреждений госсанэпидслужбы и охраны окружающей среды.
Сложившаяся катастрофическая ситуация с загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья людей во многих регионах России, снижение качества и продолжительности жизни населения, неэфективность, а нередко недостаточная гигиеническая обоснованность природоохранных мероприятий, разрабатываемых без четких количественных критериев потенциального и реального ущерба для здоровья, низкая эффективность затрачиваемых на снижение загрязнения средств, обусловленная в большинстве случаев отсутствием обязательной оценки действительного вклада того или иного предприятия в ухудшение состояния здоровья населения, несоблюдение, а в ряде случаев недостижимость некоторых гигиенических нормативов, связанные с экономическими и техническими причинами, замедление исследований, в первую очередь эпидемиологических и экспериментальных, а также определенное снижение их качества в силу практически полного отсутствия финансирования и потерь кадрового состава, настоятельно требуют изменения и переноса акцентов с проблем гигиенического нормирования на количественную оценку потенциальной и реальной опасности от уровней воздействия, существующих в реальных условиях населенных мест.
В современных условиях важнейшее значение приобретает оптимизация существующих подходов к оценке и обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Известно, что химические соединения способны поступать в организм человека разнообразными путями (ингаляционно, орально, накожно) одновременно из различных объектов окружающей среды. При этом связь между “первично” загрязненной средой и химическим воздействием далеко не всегда очевидна — маршрут движения химических веществ через различные объекты окружающей среды, процессы трансформации, аккумуляции нередко маскируют ведущие источники и пути поступления химических веществ в организм.
В условиях населенных мест химическая нагрузка на население, как правило, обусловлена одновременным поступлением в организм различными путями и из разных объектов окружающей среды десятков и даже сотен химических веществ. При этом их биологическое действие может модифицироваться под влиянием самых разнообразных физических, климатических, биологических, социальных и других факторов. Во многих экономически развитых странах с целью решения вышеперечисленных сложных вопросов активно используется методология оценки риска, основанная на выявлении или прогнозировании вероятности развития неблагоприятных эффектов действия факторов среды обитания человека.
Ключевое звено данной методологии — здоровье человека и его охрана от неизбежного риска, связанного с воздействием токсических веществ, где бы они не находились: в воде, воздухе, почве.
Концепция риска включает в себя два элемента — оценку риска (Risk Assessment) и управление риском (Risk Management).
Оценка риска — научный анализ генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации, тогда как управление риском — анализ рисковой ситуации и разработка решения, направленного на минимизацию риска. Риск для здоровья человека (или экосистемы), связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:
1) существование источника риска (токсичного вещества в окружающей среде или продуктах питания, либо предприятия по выпуску продукции, содержащей такие вещества, либо технологического процесса и т.д.);
2) присутствие данного источника риска в определенной, вредной для здоровья человека дозе или концентрации;
3) подверженность человека воздействию упомянутой дозы токсичного вещества.
Перечисленные условия образуют в совокупности реальную угрозу или опасность для здоровья человека.
Заключение
В последнее время в гигиеническую науку, исследующую влияние на человека различных факторов (физических, химических, биологических и социальных), все больше внедряются новые технологии, позволяющие количественно учитывать влияние этих факторов на здоровье людей, прогнозировать развитие ситуаций, управлять ею, вести за ситуацией динамическое наблюдение и представлять органам управления территориями выводы по результатам экспертиз и мониторинга в наглядном виде (например, результатов анализа с применением методов оценки реального и потенциального риска здоровью людей, итогов использования системы социально-гигиенического мониторинга, географических информационных систем и т.д.).
Одновременно происходит улучшение методологической и методической базы гигиенических исследований, развитие междисциплинарных связей с другими науками.
В настоящее время широко применяется система социально-гигиенического мониторинга. Проведение СГМ обеспечивает: установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека.
Значительное внимание ученых привлекают случаи массовой экологически обусловленной патологии, являющейся следствием как остро выраженных аварий, так и результатов вредного для людей постепенного изменения качества среды их обитания. Поэтому в рамках социально-гигиенического мониторинга решается такая задача, как выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.
Было отмечено, что количественная оценка риска для той или иной ситуации, территории, региона на каждый момент времени не является величиной постоянной. Это обусловлено как объективными факторами, например, постоянно меняющимися концентрациями химических веществ, так и субъективными — несовершенством методов анализа, недостаточной информацией в области токсикологии, биохимии и др.
И все же на сегодняшний день методология оценки рисков является единственным аналитическим инструментом, позволяющим научно определить факторы риска для здоровья человека и их соотношение. Ее можно использовать для целей социально-гигиенического мониторинга, экологической и гигиенической экспертизы, разработки программ по охране окружающей среды и здоровья населения. С помощью данной методологии можно осуществить ранжирование вредных факторов по реальной и прогнозируемой опасности для здоровья населения в конкретных условиях, ранжирование регионов, территорий и групп населения по уровню этой опасности. С помощью методики рисков можно определить относительный ущерб здоровью от загрязнения окружающей среды.
Система оценки риска позволяет на основе наблюдений (мониторинга) за факторами и здоровьем населения получить количественную и качественную характеристики влияния фактора на здоровье значительно раньше, чем проявятся последствия этого влияния. Она дает возможность оценить суммарный риск здоровью от множества факторов.
Оценка риска может послужить полезным дополнением к системе обязательных гигиенических стандартов.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-gigienicheskiy-monitoring/
1. Авцык А,П. Адаптация и лнзалаптация с позиций патологии, Клин.- Медицина. 1974. — Т. 52, — С, 3-15.
2. Авалианн С,Л., Андрианова М.М., Печенннкова Е.В., Пономарева О.В. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья (мировой опыт).-М, 1996
3. Авалианн С.М., Буштуева К.А,, Новиков С.М., Пономарева О.В. и др. Окружающая среда, Оценка риска для здоровья. Управление риском.- М. 1999.
4. Авалианн С.Л., Ревич Б.А., Захаров В.М. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды (Региональная экологическая политика).- М.-2001. 76с.
5. Агаджанян Н.А„ Торшин В.И, Экология человека,- М.: КРУК,- 1994. 7 Агаджанян Н.А., Рушенкова И.В., Ермакова Н.В. Особенностиадаптации сердечно-сосудистой системы юношеского возраста // Физиология человека 1997 — Т. 23. 1-2, — С. 93-97.
6. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2000. — 204 с.
7. Адо А.Д. Методологические принципы построения современной теории патологии // Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезнн, М,; Медицина. — 1975, — С. 94 — 36.
8. Айдаралиев А.А,, Баевский P.M. Берсенева А.П. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: -Илим. 1988,195 с.
9. П Айрмян А.П. Социально-экологическая очаговость болезней человека // Руководство по медицинской географии. М.г Гиппократ. -(993 -С. 230-235.
10. Аксенова О.И. Организация системы социально- гигиенического мониторинга для города-мегаполиса Москвы: Автореф, дне. канд. мед. наук М. — 1999. — 27 с.
11. Александрова Г.А. Научное обоснование региональной системы управления здоровьем детское населения.