Необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства. Сегодня для прогрессивного развития промышленности, внедрения новейших технологических достижений, нужна централизация ресурсов. Отдельное же предприятие не имеет ни ресурсов, ни интеллектуальных сил, чтобы уверенно держать сегмент рынка. Его технологический уровень может поддерживаться только в рамках группы предприятий, консолидирующих свои усилия и ресурсы в общем технологическом комплексе.
Послевоенное развитие мировой экономики характеризуется выходом процессов концентрации и централизации капитала и производства за рамки национальных границ отдельных государств, подъемом их на интернациональный уровень. Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. В то же время необходимо сказать, что образование монополий не только следствие процессов концентрации и централизации. Это, безусловно, необходимая предпосылка, но в целом монополии? это результат научно — технического процесса. В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций
- конкуренции и монополии;
- показано, что монополизация рынка, объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень;
- одновременно с этим это противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.
1 Монополия: понятие, виды, основные черты и факторы монополизации. Монополия и монопольная власть Монополия есть крупный хозяйствующий субъект, располагающий определенными экономическими преимуществами и доминирующий на рынке отрасли.
Слово «монополия» является результатом сложения двух греческих слов: monoz («один») и pwlew («продаю») = и буквально означает «один продавец». Но в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что-либо.
Основные черты монополии.
Диалектика формы и содержания общественного производства
... производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, ... должность. 1.2 Диалектика развития общественного производства. Общественное производство изучается различными ... перехода от мануфактурной формы организации производства к формам организации производства при широком ...
Тип рыночной структуры характеризуют три основных признака? количество фирм в отрасли, однородность производимого фирмами отрасли товара и возможность для фирм войти в отрасль или выйти из отрасли. С этой точки зрения, под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
- Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним производителем этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара
— Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а потребительская перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая
- Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Это означает, что в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
Из данных условий следует важная отличительная особенность монополии — фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении. Кроме того, в отличие от условий совершенной конкуренции, спрос на продукцию фирмымонополиста не является абсолютно эластичным. Прямая кривая спроса на товар, производимый монополистом, имеет классический «падающий» вид. Согласно выведенным ранее условиям спроса на рынке отдельного товара, ниспадающая кривая спроса означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции.
Виды монополии и их характеристика.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия — она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т. д. ).
Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Социально экономическая модель рынка
... четырех основных моделей рынка». Модель рынка Характерная черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Очень боль ... рынка. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая ...
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке. Искусственные виды монополии.
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время — редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами: а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией; б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста); в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие: экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа); правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле; высокие издержки входа — экономические препятствия; реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа; г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную, как рыночную реальность; д) совершенная информированность.
Под искусственными монополиями имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
- г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
- д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряды конкретных форм:
картели
- объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность. При этом регламентируются объем (квоты) производимого продукта, условия реализации, цены;
синдикаты
- объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную деятельность, но теряющих коммерческую самостоятельность;
тресты
- объединения собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности. Тресты, объединяющие предприятия разных отраслей, называются комбинатами;
концерны
Теория цены А. Маршала и социально-психологический институционализм Т. Веблена
... другое ограничение в виде политики цен конкурентов. Маршалл также допускает, что монополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при таком уровне цены, который обеспечит ей максимальное ... Длительное и мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромиссным объединением в своей теории взглядов как представителей классической политической экономии в лице ...
- объединения ряда предприятий различных отраслей, над которыми установлен единый финансовый контроль путем скупки их акций.
Перечисленные условия ведут к становлению и развитию рыночных структур несовершенной конкуренции. И одной из них, прямо противоположной типу рынка чистой конкуренции, является модель рынка чистой монополии.
Факторы, способствующие возникновению монополии.
Четыре фактора, способствующих возникновению монополий
1. Исключительный контроль над важнейшими вводимыми факторами производства. Французская корпорация «Перрье» продает минеральную воду, разлитую в бутылки. Она тратит каждый год миллионы долларов на рекламу уникальных свойств этой воды, утверждая, что вода добывается из минерального источника, возникшего в результате такого благоприятного сочетания геологических факторов, какое было отмечено единственный раз за всю историю этой местности. В штате Нью-Йорк компания Адирондакских безалкогольных напитков предлагает свое изделие, являющееся по существу обычной водопроводной водой, насыщенной углекислым газом. Монопольное положение фирмы «Перрье» по отношению к этим покупателям является результатом исключительного контроля этой фирмы над невоспроизводимыми ресурсами.
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на ресурсы) представляет собой нисходящую кривую, то самый дешевый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в рамках одной фирмы. Рынок, который с наименьшими затратами обслуживается одной фирмой, носит название естественной монополии. Часто для иллюстрации приводится пример функционирования местной телефонной станции.
3. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент обычно представляет собой исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но наряду с выгодами существуют и издержки, связанные с использованием патентов. Соответствующая монополия, как будет показано в дальнейшем, обычно окупает издержки, устанавливая более высокие цены для покупателей. Что же касается выгоды, то она достигается за счет осуществления большого числа изобретений, которые без патента внедрить было нельзя. Хотя некоторые изобретения и совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий солидных исследовательских лабораторий и затраченных на их разработку средств Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок При отсутствии патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до уровня предельных издержек, и темпы нововведений катастрофически бы снизились Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возмещать издержки на нововведения В Соединенных Штатах срок действия патента составляет в среднем 17 лет. Для одних изобретений этот срок слишком велик, для других — слишком мал Убедительным аргументом в пользу продления срока действия патента является опыт фармакологической промышленности, где на испытание и утверждение лекарства уходит несколько лет, которые также входят в срок действия патента.
Земельная рента сущность, виды и проблемы, ее формирования в ...
... и уровень земельной ренты (например, в случае DN1 уровень ренты составит величину R1). Не будем забывать, что спрос на услуги земли является производным спросом (как и спрос на другие факторы производства). Например, если цена ...
4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии. Государственные лицензии необходимы на рынках (например, для таксистов), где эффект масштаба не является важным фактором. Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что именно может или не может гарантировать лицензия. Если, например, ресторану предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, то в ней часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с ценами в нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая владельца лицензии повышать цены. Например, администрация некоторых аэропортов, продавая торговые площади своих залов торговцам, фактически вынуждает их назначать самые высокие цены. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая в любом случае способствует становлению монополии. Завершая краткий обзор причин, способствующих возникновению монополий, вернемся к вопросу о том, к каким последствиям приводит монополия.
Монопольная власть Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска.
Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако, в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40−50%. На рынке она связана с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание. Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются:
1) производство «фирменных» товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;
2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение;
3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;
4) создание объединений;
5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;
6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.
Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают.
Сущность цены, ее роль и функции в рыночной экономике
... продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. При этом рынок первичен, так как при товарном производстве экономические отношения ... Новые элементы вносят сюда и своеобразие российской психологии, стиля мышления и поведения. Целью данной работы является изучение сущности цены, ее роли и функций в рыночной ...
2 Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах Безусловно, модель совершенной конкуренции позволяет раскрыть внутренний механизм функционирования рынка продукта. Но нельзя не заметить, что данная модель все более приобретает идеальный характер, так как на практике, тем более в чистом виде, реализуется крайне редко.
Поэтому больший интерес представляет модель несовершенной конкуренции, где субъекты рынка не только располагают, но и реализуют экономическую власть над динамикой спроса.
В свою очередь на практике несовершенная конкуренция предстает в таких достаточно разных обличиях как абсолютная монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Формально все эти варианты структуризации рыночных отношений стремятся свести к минимуму конкуренцию, но в реальной действительности они оказываются лишь способными ее ограничить и придать рыночному соперничеству особые формы реализации. В любом случае в центре внимания любого монополиста остается максимизация прибыли, т. е. эксплуатация рыночного спроса.
Но за деятельностью монополиста всегда внимательно следит государство. При этом в теоретическом обосновании нуждается и мониторинг деятельности монополистов, и разработка системы законодательной базы антимонопольного регулирования Абсолютная (чистая) монополия.
Это может быть крупное предприятие или объединение. Но это всегда единственный производитель, который олицетворяет собой всю отрасль национального производства.
Абсолютная, или чистая, монополия есть такая ситуация на рынке продукта, когда в качестве поставщика выступает лишь одна фирма.
К образованию абсолютной монополии, как прямой противоположности совершенной конкуренции, ведут все те причины, которые обусловливают возникновение доминирующего положения на рынке продукта. При этом обнаруживается и некоторая специфика их проявления.
Так, наличие на рынке продукта единственного предприятия может быть связано не просто с частной собственностью на ресурс, а с исключительным правом заниматься определенным видом деятельности. Это могут быть авторские права, разрешение государства заниматься вооружениями, почтой и т. д. Чем ниже емкость рынка продукта, тем больше вероятность закрепления там абсолютной монополии. Такая тенденция легче реализуется, когда имеет место неисчерпаемый положительный эффект масштаба производства.
Следует отметить, что абсолютная монополия обычно базируется не на одном, а на нескольких источниках власти, что усиливает ее устойчивость. Поэтому в условиях господства над рынком продукта абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм или крайне затруднительно, или экономически нецелесообразно. Все, что способствует формированию высокого входного барьера в отрасль, также усиливает монопольную власть над рынком.
Рынок абсолютной монополии.
В целом основными признаками рынка абсолютной монополии выступают:
- а) наличие единственного поставщика продукции, который олицетворяет собой всю отрасль, весь объем отраслевого предложения;
- б) наличие значительного количества покупателей, которые не координируют закупочную деятельность;
- в) отсутствие конкуренции со стороны товаров-заменителей, а поэтому наличие высокой эластичности спроса по цене;
- г) наличие высоких экономических, правовых, институциональных и др.
барьеров по вступлению в отрасль Чистый монополист, реализуя абсолютную экономическую власть над рынком, стремится решить две стратегические задачи:
Виды и особенности рынков
... следующие основные взаимосвязанные функции: 1) Самая важная функция рынка - регулирующая . В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к ...
1)сохранить выгодную для себя экономическую позицию на рынке продукта, обеспечивая полное господство над ним;
2)присваивать максимум прибыли, контролируя уровень цены Белорусский ракурс. В национальной экономике Беларуси можно выделить примерно 50−60 крупных предприятий, которые вполне соответствуют рангу» абсолютных монополий». Обычно такие предприятия являются единственными представителями определенного вида продукции. К абсолютной монополии следует отнести и естественных монополистов (железная дорога, жилищно-коммунальное хозяйство, почта, электросети и др.)
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.
Для обычного конкурентного предприятия стратегия экономического поведения определяется через сравнение рыночной цены и индивидуальных издержек производства. При этом главное? мобилизовать все имеющиеся резервы и снизить индивидуальные издержки, приходящиеся на единицу продукции. Совершенный конкурент выступает как ценополучатель.
Для абсолютной монополии цена на продукт не несет статуса независимого фактора. Ведь абсолютная монополия имеет возможность влиять на рыночную цену, что создает видимость формирующегося рынка.
Однако при этом многое будет зависеть от степени эластичности спроса по цене. Поэтому монополия вынуждена особое внимание уделять формированию объема рыночного спроса. Реализуя власть над рынком продукта с эластичным спросом, монополист не имеет возможности установить максимальную цену. В качестве правила ценообразования выступает принцип, в соответствии с которым цена монополиста может превышать предельные издержки на величину, обратную эластичности спроса.
Вместе с тем ситуация вокруг ценовой абсолютной монополии несколько упрощается из-за того, что в кратковременный период эластичность спроса по цене значительно слабее. Поэтому в такой период курс на установление высокой цены остается достаточно привлекательным.
А если спрос по цене неэластичен? Тогда повышенная цена выступает самым простым средством для наращивания доходов и сверхприбыли. Но будем торопиться с выводами. Ведь ситуация на рынке продукта может измениться совсем неожиданным образом.
Графический анализ.
На рис. 1 линия спроса D задана как строго вертикальная, что отражает абсолютную неэластичность спроса по цене. Предположим, что вместо невыгодной цены Pабсолютная монополия установила на рынке продукта более высокую цену P2. Тогда объем валового дохода (TR) будет отражать площадь прямоугольника P2KQ10. Вертикальный отрезок KL, над кривой ATCпри объеме выпуска Q1 подтверждает факт получения прибыли, которой стало заметно больше.
Рис. 1.1. Формирование абсолютной монополией сверхприбыли при неэластичном спросе по цене Высокая цена вряд ли понравиться покупателем, набора операций они лишены выбора. Однако высокая цена Pпривлекает в данную отрасль другие фирмы. Это усиливает межотраслевой перелив капитала. В отрасли появляются новые производители. На рис. 1.1. появление нового производителя условно обозначено некой дополнительной кривой средних общих издержек производства ATCОна специально размещена левее и выше кривой ATC. Исходя из того, что у нового предприятия производственные мощности не такие уж и крупные. Поэтому и положительный эффект масштаба производства исчерпывается значительно быстрее. Но более важно то, что новый производитель имеет возможность поставлять продукцию на рынок, получать прибыль. В итоге конкурентное давление среди производителей возрастает.
Зависимость цены и спроса
... и т.п. более или менее охотно в зависимости от уровня цен, но даже если у данного продавца самые низкие цены на рынке, ... велика. Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, ... метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут ...
Вывод: в краткосрочном периоде обнаруживается еще одно важное ограничение монополистической деятельности — межотраслевой перелив капитала.
Стратегический выбор.
На практике абсолютному монополисту приходиться учитывать, что спрос по цене чаще всего эластичен. Не избежать давления со стороны многочисленных товаров-заменителей. Поэтому есть опасность, что покупатели могут просто отвернуться от подорожавшего товара и изменить свои потребительские предпочтения.
Опять же высокая цена будет привлекать в отрасль новых производителей, кроме того — провоцировать наращивание импорта.
В итоге в определенный момент абсолютная монополия сталкивается с выбором:
1)или продавать дороже, но меньше по объему, испытывая постоянное давление со стороны конкурентов;
2)или продавать дешевле и больше по объему, ориентируясь в первую очередь на максимизацию выгоды от положительного эффекта масштаба производства [«https:// «, 16].
Графический анализ.
Решая данную задачу, абсолютный монополист превращается в своеобразного «искателя цены». В таких поисках оптимальной цены можно использовать два неизвестных метода решения проблемы:
1)сравнивать общие издержки производства (TC) и общий доход (TR);
2)сравнивать предельный доход (MR) и предельные издержки (MC).
При первом методе (TC?TR) прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми общего дохода (TR) и общих издержек (TC), т. е. отрезку BA.(рис 1.2.а).
Рис. 1.2. максимизация прибыли абсолютной монополией в краткосрочном периоде Первоначально вслед за нарастанием объема выпуска издержки (TC) увеличиваются, затем под воздействием положительного эффекта масштаба производства их рост замедляется. Но после прохождения точки В они вновь начинают заметно возрастать.
Если исходить из того, что монополист не изменяет цену, то линия валового дохода занимает положение TRВслед и за наращиванием объема выпуска точно такими же темпами увеличивается и валовой доход. Следовательно, вертикальный отрезок AB (рис 2.2а) фиксирует максимальный уровень прибыли при оптимальном объеме выпуска Q1.
В данном варианте развития событий получается, что абсолютный монополист ищет не цену, а оптимальный объем производства. Правда, осталась лишь «мелочь»: уговорить покупателей приобрести именно весь объем произведенной продукции.
При повышении цены и неэластичном спросе по цене, что характерно для кратковременного периода, линия валового дохода сдвигается вверх и влево, займет положение TRНа рис 1.2(а) видно, что тут же увеличивается вертикальный разрыв AB т. е. прибыль возрастает.
Государство и рынок
... производителей и потребителей товаров. Итак, в самом общем виде рынок - это система экономических отношений складывающихся в процессе производства, обращения и распределения ... субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией. Государство как субъект экономических отношений. Государство как субъект ...
Еще одна поправка. Известно, что в условиях эластичного спроса повышение цены ведет к снижению объема спроса, а именно до уровня QНа рис 1.2(а) видно, что данный объем производства пришелся на весьма неоптимальную часть кривой общих издержек производства (TC).
Данная кривая проходит выше линии валового дохода. Прибыль исчезает и даже возникают убытки в объеме KM.
При втором методе нам придется сравнивать MR и MC (рис 1.2б.) До тех пор, пока MR>MC, увеличение выпуска продукции сопровождается увеличением массы прибыли.
Предположим, что абсолютная монополия имеет дело с эластичным спросом по цене. Линия спроса D и предельного дохода MR на рис 1.2(б) заняли свое стандартное положение. Точка K обозначает место пересечения кривой предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR).
В расчетах это — важная точка, так как обозначает достижение максимума прибыли.
Та часть прибыли, которую монополия присваивает сверх средней прибыли, есть монополистическая сверхприбыль.
Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска QДвигаясь по вертикали Qвверх, находим уровень средних общих издержек (ATC), который соответствует данному выпуску (точка М).
Максимальная прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при объеме Qравна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек (ATC).
Умножение MN на объем Qпозволяет определить площадь прямоугольника (NMTP1), равнозначную максимальному объему валовой прибыли.
Обратим внимание на то, что после прохождения точки K отныне MC> MR. Следовательно, каждая дополнительная единица выпуска продукции приносит не прибыль, а лишь убыток, что незамедлительно уменьшает объем валовой прибыли.
Если абсолютная монополия примет решение продолжать наращивать объем выпуска, то прибыль будет образовываться до тех пор, пока кривая общих средних издержек производства ATC не пересечется с линией спроса D (рис 1.2б) (см. точку W).
Тем не менее, на практике абсолютная монополия зачастую придерживается именно такой стратегии. Вместо точки P, обеспечивающий максимальный объем краткосрочной прибыли, монополист может установить цену, приносящую ему весьма умеренную прибыль. Это увеличивает объем выпуска и продаж, до предела насытит рынок и тем самым затруднит конкурентам вход в монополистическую отрасль.
Абсолютная монополия часто стоит перед поиском оптимальной комбинации «цена — объем выпуска», которая обеспечила бы ей максимум прибыли.
Долгосрочный период.
Для абсолютной монополии в долгосрочном периоде проблемы убытков не существует. В долгосрочной перспективе для абсолютной монополии единственная стратегическая цель? это максимизация прибыли.
Абсолютная монополия исходит из того, что в долгосрочном периоде:
а) необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене; всегда приходится иметь дело с убывающей кривой спроса. Поэтому важно отслеживать поведение покупателей на рынке продукта. Невозможно одновременно устанавливать высокую цену и при такой высокой цене обеспечивать максимальный объем продаж;
- б) рынок продукта защищен от конкурентов, но уже в меньшей степени, так как может появиться новое предприятие или измениться политика государства по регулированию импорта, соответственно и предпочтения иностранных поставщиков.
Поэтому в долгосрочной перспективе для абсолютной монополии проблема уровня цены отодвигается на второе место. Приходится считаться с тем, что в долгосрочном периоде цена, способствующая получению максимума объема прибыли, будет ниже, чем в краткосрочном периоде.
Решение монополиста об изменении масштаба производства будет зависеть от соотношения его долгосрочных издержек и рыночного спроса. При этом нужно учитывать и реальное положение дел. Так, выпуск продукции может быть организован на нескольких заводах. Поэтому для каждого из них придется определять оптимальный объем выпуска.
В долгосрочной перспективе абсолютная монополия вынуждена делать ставку на снижение издержек производства и увеличение объема производства.
3 Сравнительная характеристика монопольного и конкурентного равновесия. Проблема эффективности и социальных издержек существования монополии После того, как мы выявили основные принципы, которыми руководствуется монополия при максимизации прибыли, сравним монопольное и конкурентное равновесия с целью определения общих социальных последствий монополизации.
Предположим, что существует некая отрасль, в которой производится достаточно стандартизированный продукт в условиях активной конкуренции достаточно большого количества производителей. Цены на факторы производства и технологии неизменны и не зависят от того, какое количество производителей осуществляют свои продажи на рынке. При этом для простоты и удобства сравнения конкурентного рынка и монопольного рынка предположим, что долгосрочные средние издержки равны долгосрочным предельным издержкам (LRAC=LRMC) при всех возможных объемах производства, что означает неизменность тех и других. Последнее предположение означает также, что долгосрочная кривая предложения в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной, то есть представляет собой горизонтальную кривую (См.: Рис. 2.1.)
Рис. 2.1. Сравнение монополии и конкуренции Монополизация конкурентного рынка приводит снижению объема продаж с QC до QM и повышению цены с P C до PM. При этом часть выигрыша потребителей присваивается монополией, а часть безвозвратно утрачивается.
При таких условиях на конкурентном рынке объем продаж составит QC, при рыночной цене PC, та как при совершенной конкуренции предельный доход равен цене и равен предельным издержкам. Суммарный выигрыш потребителей показан на рисунке 2.1. как площадь треугольника, ограниченная вертикальной осью, кривой спроса и линией SC.
А теперь предположим, что данная отрасль монополизируется, то есть поглощается единственным продавцом. Монополист в целях максимизации прибыли устанавливает объем продаж на уровне, при котором MR=MC. Это, очевидно потребует закрытия некоторого количества предприятий. После этого положение на рынке изменилось следующим образом:
1. Объем продаж на рынке сократился вдвое. Это объясняется тем, что наклон кривой предельного дохода вдвое круче наклона кривой спроса. При нелинейных зависимостях количественные параметры, естественно, были бы другими.
2. Цена товара на рынке повысилась до уровня PC. После того, как предложение товара на рынке сократилось, готовность платить за товар повысилась, и именно этим объясняется возможность повышения рыночной цены.
3. Монополия получает экономическую прибыль. Поскольку новая цена превышает средние издержки, размер экономической прибыли составляет:. Фактически экономическая прибыль, образовавшаяся в результате монополизации рынка — это часть выигрыша потребителей, получаемого ими в условиях совершенной конкуренции. Ведь теперь они платят за товар большую цену. ()MMTPACQр=?
4. Выигрыш потребителей существенно сократился. Мало того, что потребительский выигрыш уменьшился на величину получаемой монополией экономической прибыли, часть его в результате монополизации рынка вообще исчезает. Это социальные издержки монополии (social cost of monopoly), то есть потери обществом чистой полезности, как результат меньшей доступности товара для потребителей.
Социальные потери, возникающие при монополизации рынков, заставляют правительственные органы искать способы предотвращения такой монополизации, а в условиях ее существования — меры, которые способствовали бы приближению характеристик рынка монополии к характеристикам конкурентного рынка. Одной их таких мер является установление для монополии «потолка» цены, то есть цены, выше которой монополия не может продавать свою продукцию.
Очевидно, что потолок цены следует определять на уровне, который ниже уровня определяемого монополией на основе равенства предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).
При установлении верхнего предела цены p2 монополия воспринимает ее, как предельный доход. Обеспечивая равенство предельного дохода и предельных издержек, монополия увеличивает продажи с Q1 до Q2. Поскольку при цене p2 величина рыночного спроса составляет QD, на рынке возникает дефицит (QD-Q2).
Рис. 2.2. Реакция монополии на потолок цены Графический анализ, приведенный на рисунке 2.2., показывает, что данная мера дает неожиданные результаты. «Потолок цены» рассматривается монополией как линия предельного дохода (действительно, монополия всякий раз продает каждую дополнительную единицу продукции по этой цене), и по этой причине мы наблюдаем не сокращение объема продаж, как это происходит при установлении «потолка» цены на конкурентном рынке, а его увеличение.
Весьма оригинально монополия реагирует и на другие формы государственного регулирования. Так, при установлении поштучного налога на продажи монополия, традиционно для таких случаев, пытается переложить налоговое бремя на покупателей. Однако такая попытка удается монополии хуже, чем фирмам на конкурентном рынке (См.: Рис. 2.3.).
Причиной этой «относительной неудачи» является то, что монополия всякий раз сравнивает уровень предельных издержек с предельным доходом, а не с ценой, как это делают фирмы на конкурентном рынке. Поскольку кривая предельного дохода вдвое круче кривой спроса, последующее перекладывание налога на цену дает вдвое меньшее ее приращение.
Понятно, что изложенные обстоятельства (которые, кстати, имеют место и при субсидировании монополии, только, с точностью до наоборот) следует учитывать при выработке мер экономической политики.
Рис 2.3. Реакция монополии на налогообложение Монополия перекладывает на потребителя (добавляет к цене) меньшую часть налога, чем конкурентная фирма.
в РБ Особенность
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т. п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые — даже на грани банкротства.
Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.
На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
- передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- централизованное водоснабжение и водоотведение;
- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, аэропортов;
- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.
В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.
Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т. д.
Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования на современном этапе.
Проблема монополизма является актуальной не только стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существования этой проблемы у них разные.
В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены в России еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике — появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.
Особенностями переходного периода является резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.
Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
Проведение эффективной антимонопольной политики невозможно без соответствующей правовой базы. В Республике Беларусь 10 декабря 1992 г. Верховным Советом был принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», который введен в действие с 1 марта 1993 г.
Закон, с одной стороны, определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой — направлен на создание условий для развития конкуренции в целях эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.
В Законе определены цели, объекты и методы антимонопольного регулирования, а также задачи, функции и полномочия образованного с этой целью Государственного комитета РБ по антимонопольной политике — в настоящее время он называется Департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики В Законе дается определение понятий «доминирующее положение» и «государственная монополия». Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
Законом запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей посредством:
- создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
- заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;
- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и др.
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и др.
В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется с учетом одного или нескольких условий:
- возможности организационного обособления предприятий или их структурных единиц;
- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных единиц;
- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;
- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.
Государство осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.
Антимонопольный орган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.