Социальная статика и социальная динамика
Динамика и статика социальные введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению общественных явлений. Социальная динамика в основном внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ. Отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т.д. Предмет социальной статики — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия. Проблемы динамики и статики изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У. Самнер, Э. Дюркгейм, Л. Визе, Б. Малиновский.
Уже Конт подчёркивал условность разделения дидактики и статики. Однако в истории социологии это противопоставление привело к осознанию специфики, методов исследования процессов функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины социальная дидактика и социальная статика сохранили свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.
Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма Семья — это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, — писал Конт, — человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности».
Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья — это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей племена, народы и т.д.
Интересно отметить, что французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи, которая в его времена играла значительную роль. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, если учесть, что экономическая жизнь общества, начиная с производства, по существу не затрагивала его научных и личных интересов. Что волновало Конта так это прежде всего проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.
Воспитание ребёнка в школе и семье
... семьи и школы в улучшении учебно-воспитательного процесса и учебных достижений учащихся. Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ребенка в семье и в школе, ... 19. Пухов С.В. Психологические типы отношений в семье // Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. ...
Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».
Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний).
Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные, теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями — теологическая, метафизическая и научная…».
По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его с история культура).
Первая — теологическая — отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая — метафизическая — является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три с (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.
Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле.
Рассмотрим чуть подробнее каждую из трех стадий. Теологическая стадия в развитии сознания, а, следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки — древность и раннее Средневековье. В рамках этой стадии выделялись три периода — фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшийся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в Древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в Древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога Типичный пример — христианство.
Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.
Социальный прогресс и социальная модернизация общества
... кардинального изменения социальных институтов и образа жизни людей. 1. О. Конт и другие классики социологии о сущности и функциях социального прогресса в развитии общества Огюст Конт (1798-1857), разработав трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная ...
Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.
Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта — порядка и прогресса Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй — социальной динамике.
Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний, больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Другими словами, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.
Социальная статика несколько устаревшее и не совсем точное понятие, обозначающее такой подход к изучению социальных явлений, при котором основное внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого. Социальная статика отличалась от социальной динамики. В социальная статика рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия и т.д.
Сам термин впервые был введен в социологию Контом для обозначения исследования ограниченной во времени совокупности сосуществующих и взаимно связанных социальных явлений (в современной терминологии — структуры).
В социальной статике не рассматриваются социальные явления, образующие количество временную последовательность. Конт подчеркивал, что сосуществующие социальные явления должны образовывать стабильный порядок, организацию. Спенсер употреблял понятие социальная статика для обозначения раздела социологии, изучающего социальное равновесие, наступающее якобы тогда, когда сбалансированы интересы, мотивы и деятельность всех индивидов общества. Социальная структура (общество) мыслилась как определенное равновесие, поддерживаемое благодаря взаимосвязанному функционированию составляющих ее подструктур.
Проблемами С. также занимались Шеффле, Смолл, Кули, Самнер, Дюркгейм, Визе, Б. Малиновский и др.
Социальная динамика — исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.
Динамика предстартового эмоционального состояния у спортсменов-легкоатлетов ...
... деятельности могут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному влияющие на деятельность спортсмена. 1.3 Изменение психического состояния при подготовке к спортивным ... Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что ...
Социальная динамика — это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.
Социальная динамика — математически вдохновленный подход, чтобы проанализировать общества, полагаясь на теорию систем и социологию.
Социологи, этнологи, экономисты, социальные психологи, криминологи, антропологи и биологи используют это в своих исследованиях систем и поведения.
Социальная динамика несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при к-ром основанное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальная динамика можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определённых социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества — к новым условиям, теория прогресса и т.д.
Термин «Социальная динамика» был введен Контом. Называя социологию социальной физикой, он — по аналогии с физикой своего времени — наметил разделение науки об обществ. явлениях на социальную статику и социальная динамика, которая должна заниматься анализом изменений или последовательностью состояний взаимосвязанных социальных фактов. Большей частью Конт, однако, отождествлял социальная динамика с теорией прогресса, рассматривая ее как раздел социологии, изучающий развитие человеческих обществ и всего человечества в целом. Конт подчеркивал условный характер разделения на социальная динамика и социальную статику, которое совершается в процессе анализа.
Спенсер под социальная динамика понимал отрасль социологии, изучающую постепенное приспособление общества и человека к своему физического и органического окружению. Уорд использует это понятие для обозначения тех внешних социогенетических (психологических) сил, при помощи которых социальная эволюция приобретает активный и целенаправленный характер. В самой постановке Контом и Спенсером вопроса о различии социальной динамики и социальной статики по существу крылась попытка отделить социологические теории зрения от исторической. В дальнейшем противопоставление Социальной динамики и социальной статики привело к различению процессов функционирования и процессов развития общества.
В современной социологии проблемы, относившиеся к социальная динамика и социальной статике, исследуются в связи с понятиями структуры, функции, социального изменения.
Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие не различения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс, в конечном счете, проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…»
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.
Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как «социальная динамика», «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс», «социальный регресс» и т.д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт — основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых, — как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие «социальные изменения». Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется»
В каком же соотношении находятся понятия: «социальная динамика» и «социальные изменения»? Если исходить из положения, что «Движение, в применении к материи, — изменение вообще», то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие «социальная динамика», мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.
Что касается понятия «социальное развитие», то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).
Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций), отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа, при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и социальные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное развитие является одним из проявлений социальных изменений.
Определив понятия «социальная динамика», «социальные изменения» и «социальное развитие», их соотношение, рассмотрим более углубленно содержание и направленность социального развития.
Существенной характеристикой процессов развития является время, так как во-первых, только время выявляет направленность развития. Поэтому история научных представлений о развитии начинается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представления о направленности времени. Это связано с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы естественных процессов полностью изгонялась.
С возникновением эмпирической науки нового времени идея линейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исследованиях природы и ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Это имеет место в философии.
Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.
Идея развития была взята на вооружение социологами при анализе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и К. Маркс рассматривали общество, его структуры как постоянно развивающиеся феномены. Правда, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм разделяли концепцию эволюционного развития, К. Маркс и его последователи — революционного. К. Марк считал революцию локомотивом истории.
Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения — реформистское и революционное.
Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.
Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?
Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.
1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость), приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.
Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т.д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.
Социальные противоречия — это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:
- между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;
- между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррумпированной части государственного аппарата, мафиози;
- между колхозным крестьянством и фермерами;
- между населением страны и преступным миром и т.д.
Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником социального развития, и в этом заключается их положительная роль. С другой стороны, — они порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являются сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с невыплатой зарплат; не укомплектованность Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом в связи с нежеланием призывного контингента служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить силу их действия.
Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому, чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т.е. классифицировать.
Основания для классификации могут быть разными: значимость для общественного развития, сферы действий, масштаб, время действий и т.д. По ряду этих оснований наиболее принятая классификация выглядит следующим образом:
ОСНОВАНИЯ |
ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ |
|
В зависимости от сферы действий |
экономические политические социальные духовные бытовые |
|
В зависимости от места относительно социального образования |
внешние внутренние |
|
В зависимости от степени влияния на развитие социального образования |
основные неосновные |
|
В зависимости от характера |
антагонистические неантагонистические |
|
В зависимости от причин возникновения |
объективные субъективные |
|
В зависимости от масштаба |
всеобщие частные |
|
В зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы |
системные несистемные |
|
В зависимости от времени действия |
постоянные временные периодические |
|
Дадим краткую характеристику указанным в схеме видам противоречий, исключая те, характеристика которых очевидна из их названий.
Внешними противоречиями называются такие, которые существуют между социальными образованиями, например, между социальными сферами, между социальными слоями, а внутренними — такие, которые существую внутри социальных образований.
Основными называются противоречия, разрешения, которых определяет качественное развитие социальных явлений. Например, в масштабе общества такими противоречиями являются: между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, между базисом и надстройкой. Обострение этих противоречий, а затем их разрешение приводит к новому качественному состоянию общества. Неосновные противоречия не влияют на изменения качественного состояния социального образования. Это как правило, сопутствующие социальному развитию противоречия.
Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, силами. Они возникают на основе непримиримых социальных интересов различных групп. Сегодня с полным основанием можно назвать антагонистическими противоречия между большинством россиян и преступными группировками в российском обществе.
Неантагонистические противоречия выступают как взаимодействие социальных слоев, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство. Например, такие противоречия существуют между средним и высшим классами демократического общества.
Объективные противоречия существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, они являются источником объективно развивающихся явлений, процессов. Например, в военном деле противоречие между наступлением и обороной носит объективный характер. Это противоречие в войнах всегда было, есть и будет, пока будут существовать войска.
Субъективные противоречия возникают в результате деятельности и поведения людей. Например, противоречия между коллективом и его руководителем по какому-либо поводу.
Всеобщие противоречия присущи всей социальной системе, они являются источником ее развития. Частные же присущи каким-то элементам этой системы. Например, всеобщие противоречия присущи обществу, а частные — какой-то социальной общности или группе.
К системным противоречиям относятся те, которые присущи природе этой системы. Система не может существовать без них. Например, противоречия между гражданским обществом и демократией. Гражданское общество без демократии существовать не может, между тем в нем есть противоречия: между необходимостью строго соблюдать законы и широкой демократией, социальной свободой граждан.
Что касается несистемных противоречий, то они чуждые данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные. Например, в том же гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества.
Следует иметь в виду, что противоречия не статичны, а динамичны. Они появляются, развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.
Принято считать, что процесс развития противоречия проходит три этапа.
Первый — зарождения противоречия. Он характеризуется тем, что в рассматриваемом социальном явлении или процессе между его сторонами, силами, тенденциями существует тождество, которое нарушается в силу развития одной стороны, силы, тенденции в большей мере, другой — в меньшей. В результате зарождается противоречие.
Второй этап — борьба противоположностей. Характерным для него является то, что стороны, силы, тенденции в социальном явлении, процессе в результате их изменений становятся противоположностями, а отношения между ними приобретают характер борьбы, то есть, противоречия разрастаются до уровня борьбы противоположностей.
Третий этап — разрешение противоречий. Он характеризуется тем, что борьба противоположностей доходит до того, что одна из них одерживает «победу» над другой. Противоречие ликвидируется. Явление переходит в состояние тождества.
Существует и иной, более детальный подход к определение стадии развития противоречий. Они определяются как стадии тождества — различий — собственно противоречий — конфликта — разрешения. Эта детализация в принципе не противоречит приведенной выше схеме.
Разрешение противоречий возможно как эволюционным, так и революционным путем.
Эволюционный путь предполагает постепенную ликвидацию существующих социальных противоречий, революционный наоборот — быструю. Он динамичен, нетерпим, как правило, сопровождается социальным конфликтом. Однако нельзя каждый социальный конфликт называть революцией.
Характеристика социального конфликта определяется условиями, силами, участвующими в нем, масштабом и характером действий, социальными последствиями.
В силу большой важности проблемы социальных конфликтов, их содержание, структура и формы проявления нуждаются в более глубоком рассмотрении.
Социальный конфликт — столкновение интересов различных социальных групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризующаяся наличием выраженного противостояния общественных сил или проблемы, которая является ядром конфликта, а также осознанием конфликтной ситуации (конфликтующими группами) своих противоположных интересов и целей деятельности. Природа социальных конфликтов в истории социологии рассматривается по-разному.
Так, Герберт Спенсер, рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считая его неизбежным явлением в истории человеческого общества, стимулом социального развития. Примерно также его рассматривал и Макс Вебер. Он называл конфликт «борьбой за выживание». Георг Зиммель считал конфликт психологически обусловленным явлением, одной из форм социализации. При этом квалифицировал его как «спор». Карл Маркс квалифицировал социальный конфликт как результат массовых антагонизмов эксплуататорских обществ и высшей формой его проявления считал революцию.
Особое развитие концепция социальных конфликтов в западной социологии получило в 50-е годы, когда под влиянием результатов второй мировой войны во многих странах Восточной Европы, Азии, Африки произошли массовые социальные конфликты. Им надо было дать объяснения. Значительный вклад в это внесли американские социологи Райд Миллс и Льюис Козер, а также немецкий социолог Ральф Дарендорф.
Р. Миллс обосновывал существование социальных конфликтов господством властвующей элиты, в которую входили политические деятели, бизнесмены, военные. Л. Козер — борьбой за объективные цели: власть, перераспределение доходов, переоценку ценности, изменения социального статуса. Он рассматривал конфликт как естественное взаимодействие людей, которое способствует разрушению или укреплению социальных связей. Если в закрытых обществах конфликты подрывают общественное согласие, выливаются в революционное насилие, считал Л. Козер, то в открытых им дается выход, общественные институты обретают согласие. Немецкий ученый Ральф Дарендорф считал конфликт результатом сопротивления отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта, по его мнению, ведет к его обострению, а рациональная регуляция — контролируемой эволюции. Хотя причины конфликтов не устранимы, либеральное общество может улаживать их на уровне конкуренции между индивидами, группами, классами.
Изложенное свидетельствует о том, что во-первых, социологи считают конфликты неизбежными в общественном развитии, т.к. их природа, вытекающая из противоречий, неустранима. Как противоречия, так и конфликты присущи общественному развитию; во-вторых, источники социальных конфликтов трактуются по-разному. Во взглядах на данную проблему каждого из перечисленных социологов имеется рациональное содержание. Исходя из обобщения этих взглядов, источниками социальных конфликтов следует считать:
1. Социальное неравенство людей. Поскольку в равной степени удовлетворить потребности и социальные интересы людей невозможно, то социальное неравенство существовало и будет существовать. Следовательно, будет существовать и возможность возникновения конфликтов между различными социальными слоями общества.
2. Власть одних над другими. На основании социального неравенства, неравенства социальных статусов и ролей в обществе существует иерархия власти. Это предполагает возникновение конфликтов между управляющими и управляемыми, господствующими и подчиненными.
3. Различие социальных интересов и социальных ценностей у различных слоев общества. Это особенно проявляется в политической борьбе между классами, политическими партиями. Сегодня возникают конфликты между колхозниками и фермерами по поводу собственности на землю. Колхозники отстаивают коллективную, фермеры — частную.
4. Групповые и личностные особенности носителей противоречий. Например, исторические и национальные особенности народов Кавказа служат сегодня источником конфликтов в данном регионе: между грузинами и абхазским народами, между осетинами и ингушами, между чеченцами и русскими и т.д.
Не однозначно оценивается и значимость конфликтов в общественном развитии. С одной стороны, они создают социальное напряжение в обществе, иногда приводят к вооруженным столкновениям, приносят людям много горя. Примером могут быть конфликты в Чечне, Югославии, на ближнем Востоке и т.д. С другой стороны, социальные конфликты имеют положительное значение для общественного развития. Они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Разрешение конфликтов приводит к стабильности, согласию, порядку, спокойствию. Согласие — постоянное состояние общества, утверждают социологи, конфликт — временное.
В целях более полного понимания сущности социального конфликта следует проанализировать его структуру. Эта структура включает следующие элементы:
1. Ситуация, порождающая конфликт. Это может быть обострение противоречий до крайности между противоборствующими социальными силами, а также повод, приведший к состоянию этих сил. Например, накануне августовских событий 1991 года между союзными республиками и центром обострились противоречия по поводу суверенитета республик. Выступление Государственного комитета Чрезвычайного положения привело к конфликту, результатом которого стал распад СССР.
2. Объект и предмет конфликта. В качестве объекта конфликта может быть общество, общность, коллектив, т.е. это та социальная среда, в которой происходит конфликт. В выше приведенном примере объектом конфликта был СССР. Предметом конфликта является то, по поводу чего он происходит. В приведенном примере предметом конфликта явилось стремление республик утвердить свой суверенитет.
3. Силы, участвующие в конфликте, т.е. конфликтующие стороны. В данном примере такими силами были: с одной стороны, центральные органы власти во главе с Президентом СССР, с другой — руководство, националистические и демократические силы республик. Каковы же были действия сил в данном примере? Центральные органы во главе с Президентом М.С. Горбачевым, стремясь сохранить Советский Союз, разработали новый договор, в котором предусматривалась большая независимость союзных республик от центра. Руководство союзных республик участвовали в его разработке. Но договор не был подписан, так как ГКЧП ввел чрезвычайное положение буквально накануне его подписания. В ответ на это руководство союзных республик провело референдумы, в ходе которых большинство союзных республик высказалось за полную независимость от центра.
4. Последствия социального конфликта. В данном случае результаты следующие: центр потерпел поражение, Советский Союз как единое союзное государство перестало существовать, союзные республики стали самостоятельными государствами. Конфликт был разрешен.
Из структуры социального конфликта видно, что он представляет собой динамичный процесс, поэтому социальный конфликт характеризуется определенными периодами (стадиями) протекания.
Первый — пред-конфликтный период, во время которого возникает острое разногласие на почве расхождения интересов «сторон». Второй — собственно конфликт, когда первоначальное «соперничество» сменяется взаимным противоборством участников. Третий — разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обеими сторонами.
Острота и скорость протекания конфликта связаны со степенью осознания конфликтующими сторонами группового интереса и ответственности за его реализацию.
Разрешение социального конфликта осуществляется в ряде форм:
1. Снятие социальной напряженности на ранних стадиях формирования конфликтной ситуации.
2. Компромисс противоборствующих сторон по поводу предмета конфликта. Компромисс — это уступка в каких-то, как правило, второстепенных предметах конфликта. Это цивилизованный способ урегулирования социальных конфликтов. Не случайно сегодня поиск компромиссов в урегулировании межгосударственных и региональных конфликтов приобретает особое значение.
Процедурный механизм достижения компромисса обычно заключается в переговорах, на которых осуществляются:
- анализ конфликтной ситуации разделяющий противостоящие стороны с тем, чтобы разобраться в предмете конфликта, осознать интересы конфликтующих сторон, уточнить позиции, преследуемые цели;
- выяснить основы, сближающей позиции сторон и обнажающей точки соприкосновения их интересов;
- определение меры и существа уступок друг другу;
— поиск соглашения, устраивающего заинтересованные стороны и определяющего их действия по выполнению принятого соглашения, т.е. разрешению или сглаживанию общей проблемы конфликта. Компромисс считается достигнутым, если его участниками принято соответствующее соглашение, фиксирующее их взаимные обязанности и ответственность по отношению друг к другу.
Практическая реализация компромисса опирается на наличие в обществе социальных механизмов справедливого разрешения конфликтов.
3. Победа одной из сторон, в результате которой объект конфликта (социальное образование, в котором разразился конфликт: регион, общность, коллектив и т.д.) приобретает новое качественное состояние или перестает существовать, как это случилось с Советским Союзом в рассматриваемом выше примере.
Социальные конфликты выступают в различных формах. Это могут быть: война; национально-освободительное движение, забастовка, драка и т.д.
Для обеспечения характеристики социальных конфликтов их, как правило, классифицируют. Основаниями для классификации могут быть: общественные сферы, масштаб, способы разрешения, характер, уровень носителя (объекта).
Рассмотрим классификацию социальных конфликтов в соответствии с указанными основаниями.
статика социальный динамика конфликт
Основания: |
Виды социальных конфликтов: |
|
В зависимости от общественных сфер |
экономические политические социальные духовно-идеологические |
|
В зависимости от масштаба |
этнические глобальные международные межгосударственные региональные |
|
В зависимости от способа разрешения |
насильственные (военные) ненасильственные (мирные) |
|
В зависимости от характера |
антагонистические неантагонистические |
|
В зависимости от уровня носителя (объекта) |
индивидуальные (личностные) межличностные социально-групповые общественные |
|
Характеристика каждого вида социальных конфликтов очевидна из его названия.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть два положения:
1. Социальные конфликты — неизбежны. Их природа обусловливается противоречиями, которые присущи любому обществу. Но это не означает, что все они способствуют социальному напряжению. Если люди вовремя будут регулировать их развитие, то социальных потрясений можно избежать.
2. Восприятие социальных конфликтов не однозначно. Те из них, которые ведут к социальному прогрессу, заслуживают одобрения; те же, которые способствуют росту социального напряжения в обществе, которые приносят людям горе, заслуживают осуждения. Поэтому необходимо предпринимать все меры к тому, чтобы такие конфликты своевременно профилактировать.
Проявлением социальной динамики являются и социальные процессы. Социальный процесс есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену видов учебных занятий: лекция — самостоятельная работа — семинар — индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является усвоение темы обучаемыми.
Из определения и приведенного выше примера следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.
Структура социального процесса включает следующие элементы:
1. Субъект социальных действий. Это могут быть личность или социальная общность, организация, которые осуществляют действия для достижения поставленных целей.
2. Объект социальных действий. Это социальная система или социальное явление, на которые направлены социальные действия субъекта с целью изменить их состояние.
3. Условия обитания, в которых осуществляется социальное действие. Это — микро- и макросреда. Дело в том, что социальные условия, в которых протекает процесс, являются внешним фактором, его обусловливающим. Социальный процесс характеризуется не только воздействием субъекта на объект (внутреннего фактора), но и социальной среды, в которой он происходит (внешнего фактора).
4. Целенаправленное социальное действие.
5. Результат социального действия — те изменения, которые произошли в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта. Социальные процессы протекают, подчиняясь определенным закономерностям. Напомним, что закономерность — это проявление действия одного или нескольких законов, это законосообразность. Действуя в соответствии с закономерностью, мы реализуем требования объективных законов. В социальных процессах закономерности (действия объективных законов) проявляются как тенденции, как результат противоречивого развития социальных сил. Закономерностями социального процесса являются:
1. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу. Абстрактных безымянных процессов не бывает. Например, от такого конечного результата, как «сплоченность», произошло название процесса «сплочение коллектива». От дисциплины — дисциплинированнее, от личности — становления личности, от демократии — демократизация и т.д.
2. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. Без завершения предыдущей стадии, без достижения своего конечного результата (состояния) не может начаться, наступить стадия последующая. Стадия — это период, фаза, ступень процесса формирующая новое состояние. Стадия — своего рода мини процесс. У нее свои, свойственные только ей количественные накопления, дающие качественно новое состояние, новый результат. Исходное состояние стадии существенно отличается от ее конечного результата. Возьмем для примера учебный процесс, его стадиями являются: планирование, организация, проведение, результат. Каждая из этих стадий имеет конкретное содержание и может квалифицироваться как социальный процесс. Так, планирование учебного процесса распадается на такие стадии как: анализ исходных данных для планирования; какого специалиста необходимо подготовить (его профессии-грамму); сколько для его подготовки отводится учебного времени; какие дисциплины он должен изучить, их объем, последовательность изучения и т.д.; следующая стадия — разработка учебного плана и учебных программ по дисциплинам. Затем идет согласование разработанных документов с вышестоящими органами и утверждение у соответствующих руководителей. Из приведенного примера видно, что результативность социального процесса будет тем выше, чем четче будут определены его стадии, их содержание и деятельность соответствующих должностных лиц по претворению данного содержания в жизнь.
3. Последовательность. Она характеризует очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед пока не созданы условия для последующих действий. Нельзя одновременно вести работы, когда результат одной из них является исходной позицией для другой. Последовательность определяется целью социального процесса, его оптимальностью. Изменение порядка протекания процесса меняет его характер, а следовательно, влияет на его результат. Продолжим рассуждения об учебном процессе. Последовательность его проявляется, во-первых, в строгом порядке смены стадий: планирование, организации, проведения; во-вторых, в распределении учебных дисциплин по семестрам, курсам таким образом, чтобы на младших курсах дать обучаемым общетеоретическую и методологическую подготовку для освоения на старших курсах специальных дисциплин.
4. Многофакторность. Это означает, что социальные процессы являются результатом действия многих факторов. Нет ни одного социального изменения, движения, даже самого простого, которое осуществлялось бы под воздействием какой-либо одной силы. Поскольку в социальном процессе обязательно есть субъект, объект, результат, условия в котором он происходит, то это уже говорит о его многофакторности. В свою очередь каждый из перечисленных элементов может быть многофакторным. Поскольку социальный процесс есть проявление действия многих факторов, то его направленность определяется результирующей воздействующих сил. Например, если в процессе развития общества преобладают демократические силы, то этот процесс характеризуется как демократизация.
Таковы основные закономерности социальных процессов. Знания их предопределяет, во-первых, их правильную оценку, понимание сути, возможность учитывать эти закономерности в своей жизнедеятельности; во-вторых, возможность влиять на их протекание, особенно если это связано с профессиональной деятельностью или отношениями в семье; в-третьих, закономерности являются основой принципов, руководствуясь которыми можно осуществлять влияние на протекание процессов. Такими принципами являются: целенаправленность, целесообразность, стадиальность, последовательность смены состояний, подготовленность субъекта, объекта и условий протекания, комплексность оценки факторов. Организация и осуществление социальных процессов предполагает руководство этими принципами.
Социальные процессы многообразны. Для обеспечения их анализа они классифицируются. Схема классификации выглядит следующим образом:
Основания: |
Виды социальных процессов: |
|
Сферы проявления |
экономические политические экологические воспитательные и т.д. |
|
Механизм их возникновения |
стихийные сознательные естественно-исторические |
|
Степень управляемости |
управляемые слабо управляемые неуправляемые |
|
Роль в обществе функций объекта |
функциональные дисфункциональные |
|
Направленность качественного состояния объекта |
прогрессивные регрессивные |
|
Интенсивность изменений качественного состояния объекта |
эволюционные революционные |
|
Дадим краткую характеристику основным видам социальных процессов.
Прежде всего, процессы отличаются по базовому признаку — сферам проявления в экономической сфере происходят процессы, связанные с ростом или падения уровня экономики, производством и распределением жизненно важных ресурсов. В политической сфере процессы, связаны с борьбой за власть различных политических сил, за ее перераспределение, за усиление влияния политических сил на основные социальные слои общества. На передний план сегодня выдвинулись процессы экологической сферы, направленные на защиту окружающей среды, на создание экологически благоприятных условий для жизни и здоровья людей. Процессы воспитательного характера во все времена были в центре внимания общества. В условиях коренных изменений общественной жизни они приобретают обусловленность и актуальность. Подрастающее поколение — будущее любого общества. Важное значение имеют процессы, происходящие и в других сферах общественной жизни.
В зависимости от механизма возникновения процессы подразделяются на естественно-исторические, порожденные ходом исторического развития общества (совершенствование орудий труда, развитие науки, культуры и т.д.); на сознательные, характеризующиеся целенаправленной и планомерной их подготовкой и осуществлением.
Процессы могут быть стихийными, спонтанными, возникающими под действием непредвиденных обстоятельств. Примером таких процессов могут быть стихийно возникшая демонстрация, спасение людей и материальных ценностей при стихийных бедствиях (землетрясениях, наводнениях, катастрофах и т.д.).
Процессы могут быть управляемыми, слабоуправляемыми и неуправляемыми.
Если цель достигается в намеченные сроки при определенных заранее материальных и духовных затратах, то такой процесс считается управляемым. В противном случае процесс слабоуправляем. Примером может служить реализация последних пятилетних планов в советский период нашей истории. Ни один из них не был полностью выполнен.
Неуправляемые процессы — это такие, которые выходят из-под контроля сил, их организующих. Например, из-под контроля ГКЧП вышли процессы, происходившие в СССР в августе 1991 года.
Функциональные социальные процессы — это такие, которые способствуют функционированию или развитию общества и его элементов. Дисфункциональные — наоборот препятствуют, ведут к разрушению общества или его социальных образований.
Прогрессивные процессы представляют собой последовательную смену состояний общества или его отдельных систем. В прогрессивных процессах движение осуществляется по восходящей от простого к сложному. в этих процессах диалектически соединяются изменение и устойчивость, прерывность и беспрерывность. Примером прогрессивных процессов является развитие науки, культуры, общества в целом.
Регрессивные процессы — это антиподы прогрессивным. Они являются проявлением попятного движения общественных систем и общества в целом. Например, падение уровня экономики — процесс регрессивный. То же самое можно сказать о падении нравов в том или ином обществе.
Эволюционные прогрессы предполагают постепенное развитие социальных систем без изменения их сущности, без перехода в иные качественные состояния.
Революционные процессы, наоборот, предполагают перерыв постепенности в развитии социальных систем, закономерный скачек от одного качественного состояния к новому, подготовленный эволюцией данного общества, характеризуются принципиальными структурными изменениями в основных элементах общества. Эволюционные процессы происходят в ходе реформирования общества. Революционный — в ходе революции. Хотя и после революционного взрыва реформы могут быть инструментом дальнейших преобразований.
Такова краткая характеристика основных видов социальных процессов. Эта характеристика свидетельствует о том, что социальные процессы есть разновидность проявления социальной динамики.
Социальная динамика — а) совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению; б) один из разделов социологии (наряду с социальной статикой), изучающая закономерности, этапы, пути и формы движения общества, его изменения и развития. Деление социологии на социальную статику и социальную динамику ввел еще О. Конт. Развивая Контовскую идею, П. Сорокин наряду с социальной статикой и социальной динамикой выделил еще и социальную механику (функционирование, жизнедеятельность общества), отграничив ее от собственно изменения и развития общества во времени и пространстве, т.е. от социальной динамики. В современной социологии ее деление на социальную статику и социальную динамику потеряло былое значение.