Введение, Актуальность темы.
О количестве безнадзорных детей в наши дни не имеет точной информации ни одно из министерств и ведомств. По различным данным число безнадзорных детей в России составляет от 2 до 5 млн. человек.1
На протяжении последних лет наблюдается рост детской и подростковой преступности. Безнадзорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, и не всегда законным путем, и, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Число подростков, доставленных в милицию за различные правонарушения в 2008 году, превысило 1,15 млн. Десять лет назад их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных 310 тыс. — это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. нигде не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще неграмотными.2
Безнадзорность несовершеннолетних стала масштабной проблемой. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи, требует усиления заботы со стороны общества и, в первую очередь, государства.
Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.3
Степень научной разработанности проблемы.
Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках. В учебнике под общей редакцией Е.И. Холостовой рассматриваются теоретические основы технологии социальной работы, общие технологии социальной работы, междисциплинарные технологии и методики социальной работы, конкретные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками и с их семьями. Учебник под редакцией Соколовой рассматривает технологии социальной работы как инструмент повышения качества жизни конкретных социальных групп.5
Педагогика : Технология работы социального педагога с семьёй
... окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска». 1. Семья как социальный ...
Но, несмотря на значительное количество книг, брошюр, статей проблема применения технологий социальной работы с безнадзорными детьми остается недостаточно исследованной.
Также для подготовки курсовой работы использовались нормативно – правовые документы, принятые на международном и отечественном уровне. Это, прежде всего: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Семейный Кодекс Российской Федерации; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральные Целевые Программы «Дети России» на 2003 – 2006 и на 2007 — 2010 годы и др. правовые документы.
Объект исследования, Предметом исследования являются, Цель исследования:, Основные задачи исследования
I Раздел. Безнадзорные как объект социальной работы.
Безнадзорные дети – это дети, которые имеют своих родителей, но которые не уделяют им должного внимания, и которые большую часть своего времени находятся на улице. В последнем случае сосредоточено большая часть проблем, здесь в большей степени необходима профилактика, развитие новых социальных технологий цивилизованного вторжения в семью, вторжения в судьбу ребенка и помощь родителям.6
Сегодня взрослые переживают острый кризис ценностных и нормативных представлений и происходит это как раз в тот момент, когда семьи должны передавать своим детям ценности и образцы поведения в обществе и формировать нравственные установки. Крайней формой этого кризиса является устранение родителей от воспитания своих детей, хотя, конечно, алкоголики, дезаптированные семьи всегда были, но все-таки рост масштабов социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности совершенно беспрецедентный в последнее десятилетие.
В 2004 году на учете в органах социальной защиты состояли 768,4 тыс. несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, то есть фактически являющихся безнадзорными. Наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. В 2003 году, по сравнению с 2002 годом уменьшилось с 998 тыс. до 950 тыс.7
Точный учет беспризорных детей в Российской Федерации затруднен и тем, что многие родители далеко не всегда своевременно подают заявления в милицию об «ушедших на улицу», т.е. сбежавших из семьи детях. В розыск оперативно объявляют прежде всего детей и подростков, сбегающих из детских домов, интернатов, специальных образовательных учреждений, приютов (например, в 2000 году в официальном розыске числилось около 40 тысяч детей и подростков, в т.ч. более 10 тысяч, самовольно покинувших государственные учреждения).8
Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.9 По оценкам Министерства внутренних дел РФ в 2004 году 32,600 детей самовольно ушли из дома из-за сложившейся трудной обстановки в семье, а 61,600 детей находились в розыске. Хотя эти данные и не отражают точного числа детей улицы, они, тем не менее, свидетельствуют о всей серьезности проблем, с которыми сталкиваются семьи, и необходимости как можно более раннего выявления кризиса в социально — уязвимых семьях и оказания им помощи. 10 То есть устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику. Создание стройной законодательной системы и системы мер по ее реализации позволили бы на государственном уровне скоординировать усилия по работе с детьми. Эффективность системы пока недостаточна. И цифры, характеризующие состояние с детской безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних говорят сами за себя.11
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению ...
... моего реферата. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации ... адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. ...
Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.
Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.12
Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной их причин безнадзорности.13
Следующая проблема. Углубление масштабов бедности семей с детьми. Хотя за последние годы эта проблема сглаживается и наступает некоторое улучшение, о чем свидетельствуют статистические данные и характеристики разных типов семей, но все-таки сегодня все еще остаются за чертой бедности 34 млн. человек. Снижается реальный уровень минимальных социальных гарантий, это приводит к тому, что члены низкодоходных семей, как правило, больше болеют, хуже обеспечены жильем. Из сознания и образа жизни таких семей вымываются потребности в образовании, повышении деловой квалификации, укреплении здоровья, обращении к литературе и искусству. Эти факторы способствуют сохранению застойной бедности и предъявляют особые требования к организации социальной работы. 14
Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях ...
... миссию учреждений дополнительного образования детей — обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. Анализ литературы позволил сформулировать следующие противоречия между потребностью в изучении форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования ...
Одной из серьезных причин детской безнадзорности является снижение роли образования, ослабление контроля за реализацией права на образование детьми школьного возраста. Сложилась ситуация, не знающая прецедента в новейшей истории России: по данным Минобразования, только в 2000 году не обучалось в образовательных учреждениях около 368 тысяч ребят. Более того, школы во многом утратили воспитательные функции. Детьми во внеурочное время никто не занимается. Спортивные залы, помещения школ пустуют, тогда как многим детям негде заниматься спортом, развивать творческие способности. Не хватает внешкольных учреждений. На начало 2001 года в РФ сеть учреждений дополнительного образования детей Минобразования России включала в себя всего 8,7 тысяч учреждений муниципального и регионального уровня. Большинство кружков платные. Практика показывает, что система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, реабилитационную, компенсаторную, но и профилактическую функцию. Вместе с тем возможности удовлетворения потребности детей в получении данной формы образования, а также возможности творческого развития личности ребенка сегодня явно не достаточны. Еще одной причиной детской безнадзорности, несомненно, является нарушение прав детей в области, оздоровления, получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.15
Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что защита прав человека и в особенности несовершеннолетних детей зависит не только от разработки и исполнения справедливых законов, но и от усилий всего общества, объединенного общей идеей. В данном случае — идеей заботы о своих детях. 16
С целью налаживания межведомственного взаимодействия органов и учреждений социальной защиты, милиции, здравоохранения и образования по выявлению и работе с беспризорными детьми и их семьями, работали межведомственные оперативные штабы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Был реализован комплекс мероприятий по противодействию безнадзорности детей, который наряду с мерами по выявлению и социальной реабилитации беспризорных детей предусматривал обширную программу профилактических действий, включая расширение доступа детей к культурной и образовательной деятельности, содержательному досугу.17
Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
... беспризорности как социально-педагогической проблемы. Задачи курсовой работы: исследовать социально-психологические аспекты беспризорности; классифицировать категории беспризорных детей; исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками. 1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности ...