1. Социально-психологическая характеристика помогающих профессий
1.1 Понятие помогающей профессии, их классификация
В последнее время понятие «помогающая профессия» встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру «помогающих» иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полицейский, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа «человек-человек». С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.
Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [8], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и регулярное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть, к группе профессий социального типа (классификация Дж. Голланда).
Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер, гувернер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.).
Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, логопед, дефектолог и т.д.).
Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А.Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью.
К «помогающим» профессиям можно отнести деятельность медицинского работника, психолога, социального работника, педагога, священнослужителя. Все эти профессии объединяет то, что их деятельность заключается в непосредственном оказании помощи, прежде всего людям несчастным, больным, или же неспособным найти свое место в жизни. Для большинства людей трудно в течение 15 минут выслушивать душевные излияния соседки или подруги, жалующейся на жизнь. Людям «помогающих» профессии приходится часами погружаться в проблемы других людей [15].
Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
... творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе ... условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...
Следует подчеркнуть, что улучшение функционирования человека является основной целью деятельности для помогающего профессионала, а не побочным эффектом какой-либо другой деятельности. Это ограничение исключает из списка помогающих значительную часть профессий типа «человек-человек» — продавцов, библиотекарей и т.д., которые могут, как и профессия писателя, формально оказаться помогающими.
Итак, можно дать следующее определение профессиональной помощи: это деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком — объектом помогающей деятельности, с целью способствовать ему в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими.
В соответствии с предложенным определением можно ввести классификацию помогающих профессий, представленную на рис. 1.
Рис.1. Классификация помогающих профессий по основаниям направленности воздействия и основной цели воздействия
Воздействие помогающего специалиста может быть направлено главным образом на тело или на психику; основной целью может стать либо сохранение здоровья, либо психическое и психологическое развитие. В соответствующих квадрантах приведены примеры помогающих профессий.
1.2 Помогающее поведение, как структурный элемент помогающей профессии
Прежде всего, установим соотношение понятий «помогающая профессия» и «помогающая деятельность». Самый общий признак помогающей деятельности (необходимое, но недостаточное условие) — взаимодействие с другим человеком. Но это не субъект-объектное взаимодействие, а особого рода отношения. Возьмем за отправную точку определение помогающих отношений, данное К.Роджерсом [22].
Помогающими он называет такие отношения, в которых «…по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими» [22, с.193].
Таким образом, помогающая деятельность — это взаимодействие между людьми, в основе которого лежат помогающие отношения. Понятно, что элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие в целом «непомогающие» занятия — например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места. Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.
Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной — дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) [5].
Профессия агроном реферат для детей
... с профессией агронома; значимость профессии для сельского хозяйства; значимость профессии для общества. Сумели сформировать: -установку на успешную профессиональную деятельность в будущем. Бутакова Анастасия Агроном – ... организацию. Конкурс плакатов «Виды деятельности в профессии» Конкурс поделок «Веселый агроном» Как стать агрономом Получить профессию агронома можно в аграрных или ...
Оба вида помощи остаются основанными на все тех же помогающих отношениях. Неструктурированная помощь становится структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.
Считается, что помогающие отношения осуществляются при непосредственном контакте «помогающего» с «помогаемым». Однако в этом случае некоторые виды деятельности автоматически попадают в список помогающих, таковыми при этом не являясь. Например, писатель через свои произведения может намереваться способствовать своим читателям «в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими людьми». Но отсутствие непосредственного контакта с принимающей стороной, неотъемлемого для «классических» помогающих профессий, не позволяет причислить профессию писателя к числу помогающих, несмотря на формальное соответствие определению К.Роджерса. Следовательно, в определение помогающей профессии следует ввести указание на непосредственный характер взаимодействия (общение человека с диспетчером на телефоне доверия можно считать непосредственным, поскольку оба они одновременно присутствуют в помогающем процессе).
В деятельности этих специалистов присутствует, как минимум, один, объединяющий их факт – их профессиональная деятельность является проявлением помогающего поведения. Конечно, помогающее поведение в той или иной степени характерно для всех людей, независимо от их профессии, однако для вышеперечисленных специалистов – это, прежде всего, работа.
1.3 Особенности помогающих профессий
Безусловно, работая в «помогающей» сфере деятельности, необходимы «жертвование» и так называемый «здоровый» мазохизм: способность выдерживать дискомфорт и менять комфорт на дискомфорт, когда этого требуют социальные отношения.
Работа с людьми почти всегда требует личной заинтересованности специалиста, его полного погружения в деятельность. В этом случае часто могут нарушаться эмоциональные и временные границы специалиста, как по собственному желанию, так и по запросу работодателя. При этом специалист не имеет возможности восстановить потерянные ресурсы из-за постоянно возникающих «интересных случаев» и «производственной необходимости». Таким образом, постепенно и последовательно специалист проходит все стадии СЭВ [15].
Кроме того, нельзя недооценивать стресс, которому подвергается человек, постоянно играющий роль при патологической идентификации с Персоной. В психологии К. Г. Юнга Персона – это термин, обозначающий маску, оболочку, паттерны поведения, ожидаемого от любой социальной роли (врач, священник, социальный работник).
Отождествляясь с Персоной человек, утрачивает связь с собственным внутренним миром и полностью сосредотачивается на событиях внешней реальности. Он выглядит пустым, как яичная скорлупа, лишенным содержимого (Юнг К., 1993).
Опасности «помогающих» профессий:
1. Инфляция Эго с ощущением собственной грандиозности, которое проявляется в поведении.
2. Риск попасть под влияние, как собственной Тени, так и под проекцию Тени пациента.
Теория и практика психосоциального консультирования в помогающих профессиях
... развившуюся болезнь. Среди помогающих профессий одно только психосоциальное консультирование обращает особое внимание на ту роль, какую работа играет в жизни человека. Это и понятно, поскольку психосоциальное консультирование как профессия получает значительную часть ...
3. Идентификация с негативными аспектами «комплекса мученика».
4. Патологическая идентификация с Персоной.
5. Подверженность «психической инфекции».
Направления поддержки лиц «помогающих» профессий:
— наличие структуры профессиональной поддержки (профессиональные сообщества), доступ к курсам обучения в профессиональной среде;
- регулярный контакт с супервизором или группой;
— персональная психотерапия (индивидуальная, в супружеской паре, в группе), главной целью которой является углубленное самопознание и индивидуальное развитие.
Вышеперечисленные меры могут помочь:
— защитить психотерапевта от «затопления» бессознательным пациента, негативными аффектами пациента;
— повысить способность специалиста «реагировать на разнообразные требования к нему в духе агапэ – требования бескорыстной любви — самоотдачи;
— снизить до минимума вторжение психопатологии самого психотерапевта в пространство между ним и пациентом.
Лица «помогающих» профессий должны признать и постоянно напоминать себе, что они всегда рискуют попасть под влияние, как собственной Тени, так и под проекцию Тени пациента [18] . Тень – по К.Г.Юнгу – это темная сторона личности, профессии, то чем человек не имеет желания быть. При этом Тень содержит не только наши отрицательные аспекты, но и жизненно необходимые для нормального функционирования взрослого человека (Юнг К., 1993).
Глава 2. Анализ современных исследований социально-психологических особенностей представителей помогающих профессий
2.1 Система отношений субъектов помогающих профессий
Рассмотрим, что заставляет других людей посвящать свою жизнь проблемам и страданиям других людей, ежедневно сталкиваясь с несчастьем.
Мы, конечно, можем допустить какую-то роль случайности в выборе «помогающей» профессии, однако этот выбор зачастую предопределен бессознательными мотивами.
Так Зигмунд Фрейд считал, что в основе стремления помогать другим людям лежат детские фрустрации. Это могут быть: насилие, как физическое, так и сексуальное; серьезные семейные проблемы, алкоголизм родителей, психические заболевания близких родственников, ранняя смерть отца или матери [26].
Анна Фрейд отмечала, что один из самых изощренных механизмов защиты – это самому стать психотерапевтом. Иными словами, человек стремится удовлетворить с помощью других те потребности, которые оказались неудовлетворенными у него самого: «лечим» свои же раны [25].
Возможно в детстве лица «помогающих» профессий пережили сильную депривацию — (deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. Испытывая вечное чувство вины, и изо всех сил пытаясь вернуть связь с родителями, которую, как им кажется, они сами же и разрушили, они были вынуждены развивать в себе непреодолимую потребность в сохранении и восстановлении любых отношений, считает юнгианский аналитик Кристофер Пери.
Факторы, обусловливающие выбор профессии психолога
... помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, ... [20, С.428] Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа "человек-человек". [14] Важной характеристикой профессий "человек - человек" является профессиональное общение. ...
В аналитической психологии больной и целитель – фигуры архетипические. К.Г. Юнг понимал под архетипом врожденные стереотипы человеческого поведения. В архетипической ситуации человек действует в соответствии со скрытой в нем фундаментальной схемой, типичной для каждого. Целитель и пациент – это аспекты архетипа «раненный целитель» — это образ кентавра Хирона. Обучающий искусству исцеления кентавр Хирон обычно изображался страдающим от неизлечимых ран. Архетипический образ Хирона соединяет в себе противоположности: способность исцелять и ранимость. Как все архетипические образы он биполярен, т.е. позитивен и негативен одновременно, колеблясь, подобно маятнику, между крайними положениями. При контакте с «внешним» полюсом архетипа активизируется полюс «внутренний» [28].
Когда человек заболевает, проявляются черты архетипа врач – больной. Больной стремится получить помощь у «внешнего» целителя, в то же время у него активизируется целитель «внутренний». Это психологическое явление получило название «исцеляющего фактора», помогающего ничуть не меньше врача «внешнего». Многие болезни и травмы требуют врачебного вмешательства, но ни один врач не сможет помочь, если отсутствует «внутренний» врач, если пациент не хочет выздоравливать.
Человек «помогающей» профессии может бессознательно расщепить собственный образ так, что будет воспринимать себя здоровым, сильным, активным, знающим как надо, и проецировать другую половину образа на пациента (ученика, клиента и т.д.), который становится в таких отношениях слабой, больной, пассивной стороной. В соответствии с таким восприятием сепарация от врача, психолога, наставника становится почти невозможной. Различия преувеличиваются, и тот, кто оккупировал положительный полюс образа (целитель, духовное лицо, гуру и т.д.), может подвергнуться идеализации и восприниматься как участвующий в отношениях с отдаленной, возвышенной позиции.
Такой врач не способствует проявлению у своего же подопечного исцеляющего фактора. Он является только целителем, а пациент – только больным.
Проблематика названных профессий имеет одну общую черту – проблему расщепленного архетипа. Они могут становиться «раненым целителем» или вытеснять один полюс архетипа, проецируя его вовне, и тем самым оказываясь под влиянием той или иной формы стремления к власти.
В то же время необходимо отметить, что выбор «помогающей» профессии может быть свидетельством достаточно зрелого уровня развития личности: лишь немногие люди испытывают желание сталкиваться лицом к лицу с человеческими несчастьями, у них хватает на это мужества [20, с.105].
Безусловно, работая в «помогающей» сфере деятельности, необходимы «жертвование» и так называемый «здоровый» мазохизм: способность выдерживать дискомфорт и менять комфорт на дискомфорт, когда этого требуют социальные отношения.
2.2 Черты личности субъекта помогающей профессии
Хью Иди выявил профиль «помогающей» личности. Для этих лиц характерно:
Этические принципы и нормы деятельности социального работника
... специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе; исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника; разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Гипотеза исследования: если социальный работник ...
— идеализированный образ себя: призыв к любви;
— вина: ненависть к себе и самокритика;
— компульсивно-обессивные черты;
— выраженное подавление сексуальности и агрессивности;
— пассивность, уступчивость, конформизм;
— стремление разрешать конфликты мирным путем;
— интропунитивная (самонаказующая) враждебность и отвержение себя;
— симптомы стресса.
Изначальный конфликт лиц «помогающих» профессий заложен в предположении, что если человек отрицает себя и свои потребности, то это способствует любви к нему окружающих. Необходимость любить других подпитывается еще и страхом изоляции. Чтобы уменьшить этот страх, «индивид источает любовь и тепло, одновременно нейтрализуя любые агрессивные импульсы». Так формируется патологическая мазохистическая установка, ведущая к внутреннему конфликту и саморазрушению [3].
Х. Иди полагает, что «именно идеализация собственного образа является «трамплином» для личности помогающего типа. Такой человек руководствуется внутренними моральными обязательствами, которые делают его жизнь скроенной по шаблонам того, что он «должен» и чего «не должен» делать». Склонность к идеализации усиленно поддерживается и социокультурными ожиданиями. Существует определенное коллективное представление о враче, священнике, адвокате, учителе. Коллективные образы, как правило, двойственны. Светлые, позитивные аспекты продублированы аспектами темными, негативными (Гуггенбюль-Крейг А. Болучевская В.В., Золотарева Т.А., Минигалиева М.Р.).
Для людей «помогающих» профессий болезненные выпады со стороны внешнего мира становятся основным источником тревоги и стресса, поскольку противостояние агрессору считается недопустимым. Они предпочитают смириться, но это происходит ценой потери самоуважения. «Помогающий» индивид идентифицируется с негативными аспектами «комплекса мученика», в котором сочетаются покорная уступчивость с обидой, боль и горечь, самонаказание с обращением гнева против самого себя. Далее следует депрессия, часто под маской разнообразных психосоматических проявлений, таких как поражения кожи, язвенный колит, проблемы пищеварения, мигрень, жалобы на боли в суставах и сердце и др. Внутренние связи с душой нарушаются, и то, что относится к психике, вынуждено проявлять себя на уровне тела. Иногда физическое заболевание кажется единственной возможностью позволить другим заботиться и ухаживать за собой, не испытывая чувства вины. Это к вопросу об опасностях, которыми чреваты «помогающие» профессии [15] .
Уязвимость людей, занятых работой с чужими проблемами, еще и в том, что слушание – это активная работа, которая требует огромных затрат энергии.
Это может привести к истощению, как эмоциональному, так и физическому. Люди «помогающих» профессий затрачивают ежедневно много душевных сил на эмпатию. Это делает их восприимчивыми к «психической инфекции» и в значительной мере объясняет, почему они чаще подвергаются различным заболеваниям, нервному истощению, вредным пристрастиям.
Воспитательный аспект деятельности тренера-преподавателя детско-юношеской ...
... организации и осуществления воспитательной работы в области массового спорта. Учебно-тренировочная, спортивная и воспитательная деятельности являются основными направлениями работы учреждений дополнительного образования ... ответственности и других. Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер - педагог, которого характеризует наличие педагогического таланта, ...
Важно уметь заботиться о себе. Если специалист имеет возможность пережить это чувство заботы на себе, он лучше подготовлен к тому, чтобы заботиться и поддерживать другого человека в процессе его психологического развития. Только аналитик сохранивший связь с жизнью, может помочь пациентам восстановить утраченный контакт с реальностью – человек способен дать другим только то, что у него есть.
2.3 Разработка портрета субъекта помогающей профессии
В современной российской социально-экономической и политической действительности, характеризующейся изменениями хозяйственной и административной деятельности государства, его роли в жизни общества, возникла тенденция по формированию и расширению социальных групп, нуждающихся в профессиональной помощи по адаптации к новой социокультурной среде. Спрос на профессиональную педагогическую работу обусловлен невозможностью самостоятельного преодоления целого спектра проблем возрастным категориями граждан. Профессиональная педагогическая работа призвана преподать ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества.
Педагогическая деятельность – это особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что развитие профессиональной педагогической работы испытывает влияние целого ряда противоречий, характеризующих процесс формирования функциональной специфичности данного вида деятельности [3].
Выделяя функциональные особенности помогающих профессий, отмечается, что они берут своё начало из общих принципов оказания помощи: гуманизма, соблюдения этических норм, конфиденциальности, осознанности, ответственности, открытости и доступности. Из обозначенных принципов вырисовывается ключевая цель всех помогающих профессий – оказать материальную, психологическую, духовную или физическую помощь нуждающимся в ней членам общества.
Цели педагогической работы и ее специальные задачи так же формируются из вышеперечисленных принципов.
Для достижения поставленной цели ведется профессиональная подготовка специалистов преподавательской сферы и реализуется государственная образовательная политика.
Профессиональная подготовка специалистов образовательной сферы имеет большое значение для повышения качества услуг предоставляемых населению. В процессе профессиональной подготовки у будущих педагогов активно развиваются необходимые в предстоящей практической деятельности личностные качества и компетенции, формируется профессиональная культура [9].
Вуз осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая конструктивное и позитивное взаимодействие с преподавателями, социальными партнерами, практикующими специалистами будущих преподавателей, что способствует профессиональному становлению личности обучающихся [18].
Профессиональная подготовка специалистов-психологов
... Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное ...
Период профессиональной подготовки в вузе является одним из самых важных этапов профессионального становления. В этот период происходит профессиональное самоопределение и идентификация себя с профессиональным сообществом, оценка собственных сил для решения поставленных задач в выбранной трудовой сфере, к которым относятся:
- повышение способности клиента контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;
— создание условий, в которых клиент сможет максимально эффективно воспользоваться своими юридическими правами для скорейшего разрешения сложной жизненной ситуации;
- социальная адаптация и реадаптация клиента к окружающей социальной среде;
— достижение состояния клиентом, когда дальнейшая профессиональная помощь преподавателя не требуется (ключевая задача и конечная цель педагогической работы).
Через призму обозначенных целей и задач педагогической работы просматривается основополагающая особенность педагогической работы как профессии – ее пограничный характер. Преподаватель не только посредник в системе общественных отношений, он в некотором смысле универсал, хотя его функционал имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения.
Смысловое и инструментальное содержание педагогической работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями [23].
Следует отметить, что, несмотря на то, что профессиональная деятельность специалистов образовательной сферы является высоко востребованной, в настоящее время имидж преподавателя, как представителя помогающей профессии, находится в плачевном состоянии. Низкая заработная плата приравнивает работников образования к «неудачникам, не сумевшим найти более престижную работу».
Для более объективной оценки преподавателя как помогающей профессии, целесообразно ввести определение данного профиля через его составляющие:
— во-первых, это намерение способствовать личностному росту клиента, развитию, улучшению условий жизнедеятельности.
— во-вторых, это непосредственное взаимодействие с тем, кому необходима помощь, из этого формируются помогающие отношения.
— в-третьих, это осознанное и целенаправленное использование профессиональных знаний и навыков, реализующихся в помогающей деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помогающей является деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком – объектом помогающей профессии, с целью способствования ему в личностном росте, развитии, улучшения качества жизнедеятельности клиента, в способность выстраивать конструктивные социальные связи, адаптировать к актуальным условиям окружающей реальности [27].
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ...
... уровня профессиональной подготовки преподавателя (специальной, дидактической, технологической); уровня готовности и мотивированности обучающихся к овладению профессией; соответствия индивидуально-психологических особенностей преподавателей и студентов и др. Личностно-воспитательная функция и ндивидуального стиля педагогической деятельности ...
Профессиональная деятельность преподавателей ориентирована не только на адаптационные процессы, но и на возвращение в полноценные общественные и трудовые отношения лиц, которые выбыли из него по объективным причинам, что способствует повышению социальной и материальной стойкости клиента, стимулирует развитие социальных связей.
Цели, которые перед собой ставят преподаватели в профессиональной деятельности для достижения профессиональной самореализации, близки к общему пониманию целей стабильности и повышения качества жизни общества. Такая деятельность имеет несколько основополагающих особенностей:
— механизм помогающей деятельности имеет преимущественно внутренний, функциональный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности, то есть упор делается на личностные ресурсы клиента.
— другая особенность касается средств деятельности этого типа профессий, заключающаяся в том, что операциональная сторона такой работы представлена профессионалу и окружающим в самом общем виде: обеспечить, организовать, таким образом, давая профессионалу довольно широкое пространство для индивидуально-творческой реализации деятельности, базируясь на основополагающем векторе [17].
Преподавательская работа, как помогающая профессия в настоящее время часто дублируется иными профессиями и организациями, в результате чего возник своего рода «конфликт» помогающих профессий. Так, преподавательская работа стала внешней основой или внутренним содержанием любой некоммерческой деятельности. Социальные и благотворительные проекты некоммерческих организаций прямо направлены на работу с обществом, решая, на локальном уровне, проблемы качества и условий образования и жизни людей. В данной работе необходимы профессиональные знания и навыки работников образования, т.е. следует прибегнуть к помощи профессионалов, к консультациям и обучению сотрудников, необходимым знаниям из сферы педагогической работы, и фактическому участию педагогических работников в непосредственной деятельности организации [20].
Другими словами — существуют педагогические работники, которые имеют профильное образование, знания и опыт в сфере работы с детьми и добровольцы (волонтеры), занимающиеся деятельностью, дублирующей функционал специалистов образовательной сферы, что опасно без определенного уровня профессиональной подготовки.
Таким образом, для востребованности и конкурентоспособности преподавателя на рынке труда ему необходимо непрерывно получать и аккумулировать знания, навыки и умения из ряда смежных наук для оказания высококачественной профессиональной помощи клиентам.
При осуществлении профессиональной деятельности преподаватель взаимодействует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат. Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что преподавательская работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия — достигается максимальный положительный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.
Известно несколько стилей управления коллективами: авторитарный, демократический, либеральный (анархический), алогичный (непоследовательный), гибкий (ситуативный).
Авторитарный стиль управления обучающимися предполагает опору на официальный авторитет. При этом преподаватель не интересуется мнением обучающихся, требует от них безусловной веры в свои слова и выполнения своих заданий с точностью до мелочей, не поддерживает инициативы, зачастую игнорирует реакцию группы, злоупотребляет контролем, часто применяет наказания. Авторитарность проявляется также в том, что преподаватель стремится взять инициативу в свои руки, не дает возможность обучающимся задавать вопросы, стремится детально объяснить те или иные положения и мало беспокоится о том, поняли ли обучающиеся его объяснения. Авторитет преподавателя, использующий авторитарный стиль руководства группой, невелик и он не может в полной мере обеспечить решение задачи по воспитанию и обучению обучающихся [13, с.108].
Демократический стиль управления обучающимися опирается на активность обучающихся и поддержку их разумной инициативы. Для этого стиля характерно проведение дискуссий по отдельным вопросам, использование методов проблемного обучения, внимательное отношение преподавателя к задаваемым вопросам и его стремление к активизации познавательной деятельности обучающихся. На занятиях преподаватель создает такую обстановку, что обучающемуся кажется, что он сам нашел ответ на тот или иной поставленный вопрос. Демократический стиль управления группой обучающихся значительно активизирует работу группы, вырабатывает у обучающихся чувство коллективизма, способствует сплочению коллектива. Обучающиеся при таком стиле руководства группой видят в преподавателе не официального начальника, а старшего товарища, проникаются к нему уважением. От занятия к занятию авторитет преподавателя возрастает.
Анархический (либеральный) стиль характеризуется слабым вмешательством преподавателя в работу группы. На занятии это проявляется в том, что, получив задание, обучающиеся остаются предоставленными самим себе, требования к их поведению и работе преподаватель не предъявляет, их деятельность не контролируется или контролируется слабо. Вместо ответов на задаваемые вопросы обучающимся предлагается обратиться к соответствующей литературе, либо самостоятельно найти ответ. Такой стиль управления работой группы снижает активность обучающихся, не способствует их воспитанию, снижает заинтересованность в приобретении знаний, снижает авторитет преподавателя и должен быть осужден.
Непоследовательный (алогичный) стиль управления группой обучающихся характеризуется неожиданными переходами преподавателя от одного стиля к другому, недостаточной целеустремленностью в достижении целей занятия, непредсказуемостью поведения преподавателя. Часто он вызывается недостаточностью профессиональных знаний преподавателя, отсутствием уважения к обучающимся. Во всех случаях преподаватель должен избегать такого стиля управления и если он склонен к его использованию, то принять все меры к его искоренению в своей деятельности.
Ситуативный (гибкий) стиль управления группой учитывает особенности группы обучающихся, прежде всего, дисциплинированность и уровень мотивации. Он представляет собой комбинацию демократического и авторитарного стилей управления. Обратим внимание, что переход от одного стиля к другому должен иметь свою причину. Эта причина должна быть хорошо понятна обучающимся, и не быть неожиданной для них.
В целом начинающему преподавателю можно рекомендовать выработку способности демократического руководителя группы, который опирается на коллектив, стремится усилить мотивацию обучения, выступает не как официальный начальник, а как старший товарищ, задача которого состоит в помощи обучающимся в овладениями знаниями. В отдельных случаях целесообразно, а иногда и необходимо, перейти к авторитарному стилю управления. Либерального и алогичного стилей управления группой нужно всячески избегать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
«Помогающие» профессии привлекательны своими разнообразными возможностями в общении с людьми и порой могут занимать внушительную часть жизни специалиста. Тем не менее, во всём нужен баланс, и каждая сфера жизни должна быть примерно одинаково наполнена вашим вниманием. Кроме сферы деятельности , в которой мы стараемся достигать значительных результатов, существует сфера тела , которая, заботясь о которой, мы обеспечиваем себя ресурсом физического тела, сфера контактов даёт нам эмоциональную поддержку друзей и близких, сфера фантазий помогает предать смысл нашему существованию, строить планы на жизнь. Поэтому так важна гармонизация всех четырёх сфер в жизни человека.
Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для работника «помогающей» профессии, так как предметом труда данных специалистов является непосредственно личность этих специалистов, которая должна быть здоровой и готовой к работе, как острый топор дровосека готов рубить лес.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-kak-professionalnaya-deyatelnost/
-
Арон И.С.Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития//Психология и психотехника. – 2014. – №3 (66).
– С.320- 329.
-
Арсентьева М.Р. Совершенствование управления карьерой менеджера: проблемы и психотехнологии // Вестник МГТА. – 2014. Вып. № 4 (28).
– С. 37-48.
-
Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
-
Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в Позитивной Психотерапии. – Хабаровск. ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2013г.
-
Демина М. Помогающие профессии, как не сгореть на работе. 28 ноября 2014 (Электронный ресурс) // Сайт консультации по психологии URL: pomogaiushchie_professii_kak_ne_sgoret/ (дата обращения 20.06.2017).
-
Казаков Ю.Н. Формирование акме психического здоровья государственных служащих // Акмеология. – 2007. – №4. – С.1-17.
-
Караваева Л . П . Акмеологический подход к исследованию социально — психических факторов успешности профессиональной деятельности // Акмеология . – 2007. – № 4. – С .26-33.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
-
Колчанова Л.А. Помощь как профессиональная деятельность // Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог – профессия нового века». СПб., 2010.
-
Кузнецова Т. И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 646-648.
-
Кузнецова Т. И. Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 182-185.
-
Кухарев , Н . В . Становление педагога — исследователя в профессиональной деятельности : учебн . пособие . – Минск : Экоперспектива , 2009. – 188 с .
-
Марков В . Н . Потенциал профессионального взаимодействия // Мир психологии . – 2008. – № 1. – С .108-121.
-
Матвеева, Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2014.
-
Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
-
Минигалиева М . Р . Психологические технологии управления карьерой и организационным развитием . – Калуга : КГУ , 2012. – 308 с .
-
Овсянникова С . Б . Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности // Вестник ТГПУ . – 2011. – № 4. – С .139-144.
-
Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева // Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка», вып. 1. – Калуга: Эйдос, 2016. – 340с
-
Пряжников Н . С . Профессиональное самоопределение : теория и практика : учеб . пособие для студ . высш . учеб . заведений . – М .: Издательский центр « Академия », 2008. –320 с .
-
Резапкина Г . В . Развитие профессионального самосознания учителя // Вестник практической психологии образования . – 2011. – № 1(26).
– С . 105– 118.
-
Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
-
Роджерс К. О становлении личности. Психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной – М., 2011
-
Терещук Е.И. «Помогающие» пофессии», // Символдрама, 2010
-
Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа» : учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2011.– 224 с.
-
Фрейд А . Психология « Я » и защитные механизмы . – М .: Смысл , 2013. – 142 с .
-
Фрейд 3. Избранное Интерес к психоанализу . – Ростов – на – Дону : Феникс , 2008. – 352 с .
-
Шило А.С. Социальная работа в системе помогающих профессий: проблема формирования функциональной специфичности профессии // УрФУ – Электронный ресурс – URL: (дата обращения: 17.06.2017 г.)
-
Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.).
— Пермь: Меркурий, 2012. — С. 92-93.