Социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов

Актуальность и постановка проблемы исследования. Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось новыми подходами к решению вопросов психологической адаптации и бытовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите. Особо уязвимой частью населения являются люди преклонного возраста и инвалиды. Их положение усугубляется еще и тем, что изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения адаптации к новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы. Доход пожилых людей и инвалидов значительно ниже среднего, а потребности в обслуживании гораздо выше. Когда они живут отдельно от семей или одиноко, а это случается, к сожалению, часто, им бывает трудно справиться с одиночеством, недомоганием, часть из них не может содержать на должном санитарном уровне жилье, нуждается в посторонней помощи.

В последние годы быстрыми темпами увеличивается число одиноких и одиноко проживающих граждан указанной категории и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происходит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных связей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан наряду с существующей системой помещения их в дома-интернаты. Такие формы социального обслуживания включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В настоящее время в России функционирует более 1900 центров социального обслуживания населения. Свыше миллиона одиноких пожилых граждан обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В городе Майкопе Республики Адыгея функционирует комплексный центр социального обслуживания населения, в структуре которого действуют пять отделений социального обслуживания на дому и три специализированных отделения медико-социальной помощи на дому. В них трудятся порядка 110 социальных работников, которые оказывают различные социально-бытовые услуги более 600 подопечным.

8 стр., 3857 слов

Службы социальной помощи населению

... уровне в Норвегии. Службы социальной помощи в России. Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях ...

Наиболее приоритетной формой социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов является оказание им социально-бытовой помощи на дому. Именно эта форма позволяет продлить жизненную активность пожилых и инвалидов, их способность к самообслуживанию и самостоятельному проживанию в привычных домашних условиях и социальном окружении.

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, социальных учреждений, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Таким образом, изучение проблем социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов, как одного из направлений деятельности органов социальной защиты населения, становится чрезвычайно необходимым.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

Предмет исследования – социальное обслуживание на дому пожилых граждан и инвалидов.

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и содержания социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов (на примере Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»).

В соответствии с целью работы была предпринята попытка решить следующие задачи:

  • рассмотреть нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
  • изучить основные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России;
  • изучить опыт работы отделений социальной помощи на дому Государственного Учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе»;
  • В работе использовались следующие методы исследования: эмпирический метод (анализ документов), теоретический (метод сравнительного анализа).

Теоретическую основу исследования составили, труды отечественных исследователей в области геронтологии (Дмитриева А.В., Степановой М.Ю., Бочарова В.В., Абрамовой Г.С, Красновой О.В., Яцемирской Р.С.), технологий социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (Холостовой Е.И., Павленка Я.Д., Еруслановой Р.И., Зайнышева И.Г., Сотниковой Н.В., Алениковой С.М.), основных направлений развития системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации (Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Киселева С.Г., Кузнецова Г.М., Серякова Л. В., Бондаренко И.Н., Григорьева И.А.).

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие деятельность в области социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, документы и справочные материалы Государственного учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе».

14 стр., 6807 слов

Технология социальной работы с пожилыми гражданами

... обслуживания пожилых граждан. Сравнительный анализ работы Центра за 2008-2010 гг. Проанализировать эффективность деятельности работы Центра на примере медико-социального отделения. социальный пожилой обслуживание 1 Пожилые люди как объект социальной работы 1.1 Социальные проблемы пожилых ... социумом (семьей, товарищами и друзьями, социальной средой в целом). На бытовом уровне таких пожилых людей ...

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов.

Практическая значимость работы. Основные положения и результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве информационно-аналитического материала для разработки региональных программ социального обслуживания на дому, а также могут быть использованы центрами социального обслуживания населения для повышения эффективности и модернизации данного направления помощи.

Структура и объем работы. Представленная работа изложена на 31 страницах машинописного текста и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ

Потребность в социальном обслуживании появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность [20, с. 67].

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. Определенная нормативно-правовая база организации социального

обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. Начиная с этого времени, появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них — федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1], от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [2], от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4].

В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ — законов. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов РФ.

В последние годы принят также ряд программных документ ов, касающихся намерений Правительства РФ в сфере социального обслуживания, — комплексная программа о социальной поддержке инвалидов и т.д. Воплощение их в жизнь — сравнительно отдаленная перспектива, связанная прежде всего с преодолением затянувшейся кризисной социально-экономической ситуации в стране.

15 стр., 7303 слов

Специфика социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста

... материалов исследования; - Гипотеза: Мы предполагаем, что социально – медицинское обслуживание на дому позволит более эффективно организовать социальную помощь, направленную на восстановление утраченных физических способностей пожилых людей, и ... об обеспечении этим категориям граждан не только ухода и содействия в решении бытовых, экономических, медицинских и социальных вопросов, но и вообще ...

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной [14, с. 24-25].

Социальное обслуживание определяется в Законе от 10 декабря 1995 г. как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В законе расшифровывается также понятие «трудная жизненная ситуация»: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств (сиротством, безработицей, отсутствием определенного места жительства, малообеспеченностью, одиночеством и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1, с. 4-5].

Закон раскрывает также понятие «социальных услуг». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга — это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.

Социальное обслуживание осуществляется, как указано в законе, специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

6 стр., 2783 слов

Конфликт как тип трудной ситуации, конфликтоустойчивость личности

... решения проблемы. Вутриличностные конфликты - это наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости. Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные ...

Закон от 10 декабря 1995 г. определяет критерии для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Они различны. Для граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — это низкий среднедушевой доход, ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают.

Для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадали в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, критерии малообеспеченности не установлены, им бесплатное социальное обслуживание должно предоставляться независимо от указанного выше условия (низкий среднедушевой доход).

Также независимо от критерия малообеспечения предоставляется социальное обслуживание несовершеннолетним детям [1, с. 6].