Введение
Актуальность обусловлена тем, что из всех христианских конфессий католическая церковь обладает наиболее развитым социальным учением. Это обусловлено тем, что она имеет обширный опыт выполнения светских функций в период Средневековья, а позднее и взаимодействия с обществом и государством в условиях демократии.
Целью работы является изучение вклада Иоанна Павла II в развитие современной социальной доктрины католицизма. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- Выявить истоки и проследить динамику становления современной социальной доктрины католицизма;
- Проанализировать философско-теологические основы социальных воззрений Иоанна Павла II;
- Выявить роль Иоанна Павла II в развитии современной социальной доктрины католицизма;
- Определить специфику трактовки социально-мировоззренческих понятий «ответственность», «свобода», «труд», «богатство», «частная собственность», «достоинство человека» в современной католической мысли.
Объектом исследования является процесс развития современной социальной доктрины католической церкви.
Предметом исследования является реформаторская деятельность папы Иоанна Павла II, который сыграл решающую роль в преодолении наследия «холодной войны» в социальной доктрине католицизма, в ее адаптации к основным социальным проблемам современности, в осмыслении места и роли католической церкви в современном мире. Отметим, что в предмет исследования не вошли некоторые аспекты деятельности понтифика, которые достаточно тесно связаны с обновлением социальной доктрины католицизма, в том числе модернизация политико-правовой концепции католической церкви, ее отношения к вопросам войны и мира, экологическим проблемам, роль церкви в европейском интеграционном процессе, развитие диалога с другими церквями и концессиями. Все эти проблемы имеют особый характер и требуют специального исследования.
Хронологические рамки исследования совпадают с периодом понтификата Иоанна Павла II. Вместе с тем поставленные в работе цель и задачи предопределяют необходимость расширения хронологических рамок исследования за пределы данного периода. Начало модернизации социальной доктрины католической церкви сопряжено с реформаторской деятельностью Льва XIII (понтификат 1878-1903 гг.).
Социальные институты в современном мире
... необходимость урегулирования, проявляющуюся в формировании одного их главных институтов - государства. Принадлежащая ему характеристика социального института является по существу современной трактовкой этого понятия, которое ... торговли в экономике, православие или католицизм в религии). Джордж Ландберг выделял четыре основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества (семья, ...
С этого времени складывается особое направление общественной мысли — социальный католицизм. На протяжении XX в. доктрина социального католицизма претерпевала существенные изменения, в т.ч. оказалась тесно связана с формированием межконфессиональной доктрины христианской демократии после Второй мировой войны, реорганизацией внутри церковного устройства и закреплением новых аспектов католического вероучения в соответствии с решениями II Ватиканского Собора (1962-1965).
Все эти события явились не только предысторией складывания современной социальной доктрины католицизма в период понтификата Иоанна Павла II, но и во многом предопределили направленность этого процесса.
Методология исследования базируется на сочетании теоретико-аналитического и исторического подходов к реконструкции и анализу социальной доктрины католической церкви и, в том числе, воззрений Иоанна Павла II, диалектическом понимании единства познавательного и ценностного в духовной сфере общественной жизни, принципах историзма и системности, позволяющих проследить становление современной социальной доктрины католицизма в широком контексте общественных процессов и явлений XX в. Социальная доктрина католической церкви рассматривается нами как совокупность идеологий, имеющих религиозно-теологическую, этическую, политическую, социально-экономическую направленность, но тесно взаимосвязанных в своей трактовке духовного мира человека, путей духовно-нравственного и социального обновления человеческого общества.
Практическая значимость работы. Привлечение ранее неиспользованных источников по эволюции социальной доктрины католицизма способствует более глубокому пониманию взглядов и деятельности Иоанна Павла II, а также расширяет традиционное представление о социально-экономических воззрениях католической церкви. Материалы исследования могут быть использованы при написании работ по новейшей истории европейских стран, при подготовке учебных пособий, в учебном процессе на гуманитарных факультетах вузов.
Источниковедческая база исследования. Основу источниковедческой базы исследования составляют официальные документы Святого престола. Помимо самостоятельных изданий они публикуются в бюллетене Ватикана «Акта апостолице седис» («Acta Apostolicae Sedis»), ежегодном справочном издании «Аннуа-рио понтифичо» («Annuario pontificio»), а также полуофициальных изданиях Ватикана — ежедневной газете «Оссерваторе романо» («L’Osservatore romano») , еженедельных изданиях этой газеты на французском, английском и испанском языках; журнале «Чивильта каттолика» («Civilta Cattolica»), издающемся дважды в месяц. Кроме того, существует и официальный Интернет-сайт Ватикана. По статусу официальные документы Святого престола можно разделить на несколько групп:
1. Апостольские и догматические конституции (constitutiones apostolicae), затрагивающие как вероучительные, так и организационные вопросы, имеющие особую значимость для католической церкви. Главенствующее место в этой группе занимают конституции, изданные Вселенским собором и одобренные папой. Они содержат доктринальные положения церкви и имеют неоспоримый характер для католиков.
Для изучения современной социальной доктрины католической церкви из источников этой группы особый интерес представляют материалы Второго Ватиканского собора, в том числе Пастырская Конституция о Церкви в современном мире («Gaudium et spes») и Догматическая конституция о Церкви («Lumen gentium»), а также Декрет о средствах массовой коммуникации («Inter mirifica»), Декрет об экуменизме («Unitatis redintegratio»), Декрет об обновлении жизни монашествующих применительно к современным условиям
Социальная роль религии в современном обществе
... - ведущие процессы современной религиозной жизни В современно мире роль религии все также значительна, ... что религия и раньше и теперь играла важную социальную роль. И эта роль не ... римско-католической церкви в духе концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского, современная политика ... идеологическая, подкреплённая официальной богословской доктриной. Основными ее этапами являются: кодификация, ...
2. Энциклики (encyclicae), папские послания и письма (litterae et epistulae pontinciae), преимущественно имеющие вероучительный, нравственный или социальный характер. Различаются окружные послания (litterae encyclicae), обращенные ко всей Церкви, и окружные письма (epistolae encyclicae), адресованные отдельной группе церковных иерархов, например, епископам одной страны. Особо выделяются рукописные послания (chirographa), которые обычно направляются одному из кардиналов и написаны от руки самим папой. Они имеют скорее административный, нежели вероучительный характер, и содержат предложения и указания касательно способа разрешения отдельных церковных вопросов. Подобного рода документы направлялись также главам государств или некоторым выдающимся церковным иерархам по определенным проблемам.
Для изучения истоков современной социальной доктрины католицизма важными источниками являются и энциклики предшественников Иоанна Павла II. В настоящем исследовании использовались, прежде всего, энциклики, отражающие эволюцию официальной позиции Святого престола по актуальным вопросам общественной жизни — энциклика Папы Пия IX (понтификат 1846-1878 гг.) «Список обязанностей» («Quanta сига», 1864)’; энциклики Папы Льва XIII (понтификат 1878-1903 гг.)2, среди которых особо выделяются «О гражданских свободах» («Libertas», 1888) — один из первых трудов Льва XIII, посвященных взаимоотношениям церкви и государства в новых условиях, и «О новых вещах» («Rerum Novarum», 1891), имеющая рубежное значение для развития социальной доктрины католицизма; энциклики Папы Пия XI (понтификат 1922-1939 гг.) , в том числе вторая программная энциклика в истории социального католицизма «Год сороковой» («Quadragisimo anno», 1931) и посвященная социальной критике «Где тайна Бога» («Ubi arcano Dei», 1923); энциклика Пия XII «Таинство плоти» («Mystici Corporis», 1943).
В современной зарубежной историографии существует достаточно большое количество исследований, посвященных Иоанну Павлу П.
В советской исторической литературе имя и труды С. Г. Лозинского (1874-1945) занимают видное место. В данной курсовой работе была использована его книга «История папства». В ней дается глубокий марксистский анализ деятельности папства как религиозно-политического центра католической церкви в XX в.
Экономическим аспектам социальной доктрины в понтификат Иоанна Павла II посвящено диссертационное исследование И. Г. Сарданашвили «Экономические аспекты современного социального учения католической церкви». По мнению автора, Иоанн Павел II оказал большое личное влияние на формирование политического курса современной католической церкви. В первую очередь, речь идет о переориентации с политики приспособления церкви к обновленному миру на стратегию евангелизации самого мира. Эта стратегия имеет своей целью утвердить христианские ценности как основу всех сфер человеческой жизни. Изменение политической стратегии влияет и на развитие социального учения католицизма, которое получает более детальное развитие, в частности, в сфере экономических проблем.
Церковь как социальный институт
... культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с ... устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества. 1.1. Церковь как социальный институт Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ...
В работе С.А.Медведева «Европейский проект и европейская политика Папы римского Иоанна Павла II» рассматриваются взгляды нынешнего понтифика на проблемы развития Единой Европы. Обличая коммунистическую и либерально-материалистическую идеологии с нравственной точки зрения, Иоанн Павел II предлагает этический путь к преодолению раскола Европы. Обращения понтифика представляют собой не комментарий положительных или отрицательных сторон жизни современного общества, а интерпретацию актуальных для современного человека проблем с точки зрения христианских ценностей и идеалов. Поэтому, Иоанн Павел II отказывается и от критического обсуждения основных постулатов христианства — их следует воспринимать как вечные, незыблемые истины, что, в свою очередь, открывает путь к свободной дискуссии о преходящих, насущных проблемах. Работа С.А.Медведева интересна и тем, что автор лично встречался с Иоанном Павлом II, с рядом кардиналов и сотрудников Римской курии, а также со многими видными католическими мыслителями. Кроме того, автор участвовал в международной конференции «Христианство и культура в Европе», проведенной при участии Иоанна Павла II в Ватикане в октябре-ноябре 1991 года.
Эволюция воззрений Иоанна Павла II на проблему войны и мира прослежена в работе В.М.Груздева «Социально-философские основы католической концепции войны и мира». По мнению автора, реальная угроза жизни людей, существующая в современном мире, требует совместных усилий и поисков конкретных решений проблем войны и мира, основанных на взаимной ответственности и доверии. Реальную возможность для достижения указанной цели создают многие положения современной модернизированной католической доктрины войны и мира. Этому же способствует и многогранная, в том числе и паломническая, деятельность на благо мира Папы Иоанна Павла II и большинства иерархов католической церкви. Положительно оценивая многие изменения в социальном учении католицизма, В.М.Груздев в то же время подчеркивает определенную непоследовательность и противоречивость Ватикана в постановке и решении глобальных проблем современности.
Особую группу исследований составляют работы, связанные с комплексным анализом социальной доктрины католической церкви — как современной, так и в исторической ретроспективе. Среди зарубежных авторов данной проблематикой занимались исследователи Ю.Майка, французский исследователь П.де Лобье и один из известных представителей католического социального учения, немецкий историк, теолога и экономист Й. Хеффнер.
Юзеф Майка в книге «Социальное учение католической церкви» прослеживает эволюцию социального учения, начиная с первоистоков христианства, заканчивая понтификатом Иоанна Павла II. Автор попытался выявить важнейшие моменты и общие направления развития социального учения католической церкви. Им подробно исследуются социальные идеи и принципы в Ветхом и Новом Заветах, раскрывается значение наследия первых Отцов церкви, подробно рассматриваются социально-экономические взгляды св.Фомы Аквинского. Кроме этого, дается анализ отдельных экономических положений учения католической церкви. Очевидное преимущество данной работы — полное и системное изложение эволюции социальной доктрины католицизма. Факты и обобщения, дающиеся в этой работе, достаточно ценны для нашей работы.
Учения о государстве и праве Фомы Аквинского
... церкви, ее восприятии в духе теологии (учение о Боге). Учения о государстве Фома, а за ним и все католические философы переняли от Аристотеля прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве ... Предпосылкой учения Фомы Аквинского явилось могущество церкви. Церковь ... церковью в борьбе с распространяющейся материалистической интерпретацией перипатетической доктрины. ...
Патрик де Лобье в своей монографии «Три града. Социальное учение христианства» рассматривает социальное учение христианской церкви от эпохи раннего христианства и по настоящее время, включая понтификат Иоанна Павла П. В, заключении автором в алфавитном порядке публикуется «Лексикон», в котором приведены основные принципы и категории католической социальной доктрины, их трактовка. Кроме того, автор исследует основные проблемы современности и показывает взгляд на них католической церкви. Следует отметить и то, что автором дается довольно обширная библиография по социальной доктрине церкви, представленная в хронологическом порядке.
В фундаментальном труде Иозефа Хеффнера «Христианское социальное учение», написанного на основе детальнейшего изучения первоисточников христианства, а также средневековой традиции церковных социальных учений, прослеживается эволюция социального учения церкви, рассматриваются основные социально-экономические вопросы и взгляд на них католической церкви. Данная работа дает достаточно полное представление о методических основах, принципиальных позициях и социально-этических выводах социального учения церкви. Особенно ценным для нас в этой работе явилось то, что автором даются трактовки отдельных категорий социальной доктрины католицизма, рассматриваются конкретные социально-экономические понятия.
Завершая обзор историографии, отметим, что в исследованиях зарубежных и отечественных ученых глубокий анализ философских и теологических основ католического учения, как правило, сочетается с исследованием различных аспектов социальной доктрины католицизма.
Многие из этих исследований чрезвычайно важны для понимания истоков и первооснов социальной доктрины католицизма, сути и духа социально-экономических воззрений католической церкви, а также формирования целостного представления о социальной доктрине католической церкви.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ватиканский собор церковь католический
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
1.1 Эволюция социальной доктрины католической церкви
Социальное учение Римско-католической церкви представляет собой довольно пеструю мозаику общественно-политических, экономических и этических концепций.
Следует заметить, что у его истоков находится учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), а точнее, его этика Закона.
В последней четверти XIX в. это учение итальянского доминиканца было принято в качестве официальной философско-теологической доктрины католической церкви. В энциклике «Аетерни патрис» (1879 г.) Папа Лев XIII объявил Фому Аквинского вечным и непререкаемым авторитетом.
Характерной чертой учения Фомы Аквинского явился синтез двух элементов, искони присущих христианству: религии любви и милосердия апостола Павла и св. Августина и религии Закона, что логично устранило дуализм Закона и Евангелия. Фома Аквинский сумел «примирить» богословие с быстро развивающейся наукой, найти рациональное доказательство истинности христианства. В его философии берут свое начало традиции т.н. «теологического рационализма», столь популярного и в наши дни.
Борьба Руси с агрессией Запада в начале XIII века
... и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. В данной работе рассматривается: 1. борьба Руси с агрессией Запада в начале XIII века, а именно борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов; ... значении похода для римской церкви свидетельствует тот факт, что в войске Биргера находились католические епископы. Шведы намеревались захватить устье Невы, а в случае успеха идти на ...
Католицизм в лице немецкого теолога Майстера Экхарта в XIII веке проанализировал различие между двумя способами существования — обладанием и бытием. Выдающийся мыслитель считал, что институт частной собственности оправдан лишь в том случае, если он не служит эгоистическим целям, а способствует удовлетворению всеобщего благосостояния. Католицизм-77.- М., 1977. С.67
Для Экхарта нищета человека — понятие не внешнее, а глубоко внутреннее. Он, как и многие другие теологи-католики, полагал, что бытие означает быть активным, деятельным, энергичным, то есть продуктивно использовать свои человеческие потенции.
Экхарт иногда использует символ бега, чтобы подчеркнуть деятельный характер бытия: «Бегом устремляйтесь к миру! Человек, который бежит, который пребывает в состоянии бега, устремлен к миру, — это святой человек. Он постоянно бежит, движется и ищет умиротворения в беге». .Радугин А.А. Современная Римско-католическая церковь. Введение в религиоведение. — М., 1997. С.74.
Многие мыслители средневековья, писавшие после Абеляра, Аквинского и Экхарта о христианской этике (Антонин Флорентийский, Бернард Сиенский и некоторые другие), относились к росткам капитализма с неизменным сочувствием.
Таким образом, уже средние века подготавливали почву для того в целом благосклонного отношения к предпринимательству, которое характеризует современную католическую церковь.
Социальная доктрина католицизма впитала в себя как учения «отцов церкви» периода раннего средневековья, так и социальные и политические доктрины наших дней. Майка Ю. Социальное учение католической церкви. — Рим — Люблин, 1994. С.77.
В современном виде социальное учение католической церкви начало складываться в конце XIX в., а точнее с 1891 г., когда Папа Лев XIII выступил с энцикликой «Rerum Novarum» («Новые вещи»).
Папские энциклики обычно адресуются епископам, всем верующим католикам, «всем людям доброй воли». Лев XIII, Энциклика «Rerum novarum»,15 мая 1891 <http: //www. filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000169/st006.shtml > (23.05.10) С этих пор содержание энциклик, все сказанное и написанное Папами по социальным проблемам входит в определенную традицию, с ее учетом и следует рассматривать последующие выступления глав католической церкви, которые не могут действовать, абстрагируясь от жизненных проблем своей паствы.
Впрочем, Папам трудно (а может быть, и невозможно) было сохранить свое влияние, игнорируя интересы масс и в гораздо более ранние времена, особенно после раскола церкви в XVI в. и в период последующего бурного развития протестантизма.
Развитие социального учения католической церкви идет с нарастающей скоростью. Три предшественницы папской энциклики «Cenfesimus Annus» (1991г.) за последние десятилетия явились определяющими для католического социального учения — «Mater et Magistra» («Мать и наставница», 1961) и «Pacemin in Terris» («Мир на земле», 1963) Иоанна XXIII, а также «Populorum Progressio» Павла VI, существенное влияние продолжает оказывать и энциклика папы Льва XIII «Rerum Novarum», столетие которой было отмечено в 1991 г. энцикликой Иоанна Павла II «Cenfesimus Annus» («Столетняя годовщина»).
Святой Иоанн Дамаскин и его литературная деятельность
... которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина, принадлежащее, по нашему мнению, Иоанну Меркурополу. Данные о жизни Иоанна Дамаскина, которые можно извлечь из ... и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они успели настолько, что не только украсили свой ... тем в 726 г. явился новый враг Церкви, — иконоборство. Мир Церкви был нарушен на долгое время, и нарушителем ...
Вторая энциклика продолжила и развила многие положения первой. Одна из заключительных фраз «Rerum Novarum»: «Пусть каждый возьмется за дело, выпадающее на его долю немедленно и в согласии с прочими», как бы послужила отправной точкой для многих положений «Cenfesimus Annus» («Столетняя годовщина»).
Лев XIII, Энциклика «Rerum novarum»,15 мая 1891 <http: //www. filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000169/st006.shtml > (23.05.10) Иоанн Павел II разворачивает положение энциклики Льва XIII, поясняя, что речь идет не об абстрактном, а о реальном, конкретном «историческом» человеке. Он призывает людей заботиться о деле, которое они считают своим, исходя из убеждения, что каждая активная личность, независимо от призвания, имеет конкретную жизненную цель. На Страшном суде, который ждет каждого, гораздо больше внимания будет уделено не тому, что сделали люди, а тому, как они выполняли свое дело. Лозинский С.Г. История папства. — М., 1986. C.135 .
Это одно из важнейших (если не самое главное) положений энциклики Папы Иоанна Павла II, исходя из которого, он, по сути, строит все свои размышления о труде и предпринимательстве.
Именно эти проблемы занимают видное место в «Cenfesimus Annus», пронизывают буквально все его 62 раздела. Труд, трудовая этика, трудовое призвание, трудовое достоинство, собственность, прибыль, бизнес — таков далеко не полный перечень тем, затрагиваемых в энциклике.
«Труд — призвание каждой личности; в нем человек выражает и осуществляет себя, труд дает возможность выразить человеческое достоинство». Иоанн Павел II, Энциклика «Laborem Exercens», 1981 <http: //www. historic.ru/news/item/f00/s08/n0000877/index.shtml> (23.05.10)Эта тема получила достаточно яркое развитие уже в первой энциклике Иоанна Павла II — «Laborem Exercens» («Трудом своим») (1981), затем продолжена в 1987 г. в энциклике «Sollicifidi Rei Socialis». Свободный рынок есть экономическое следствие христианского понимания человеческой природы и предназначения. Эта мысль пронизывает многие выступления главы католической церкви, особенно его послание «Cenfesimus Annus», представляющее наибольший интерес прежде всего потому, что именно здесь Иоанн Павел II высказывает новейшие взгляды католичества на социальные проблемы, а также потому, что взгляды выражены в этой энциклике наиболее последовательно и глубоко. Иоанн Павел II, Энциклика «Sollicitudo rei socialis»,1987 <http: //www. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000098/st004.shtml> (24.05.10)
Для нас это послание представляется особенно важным в данном контексте в связи с тем, что здесь Папа Иоанн Павел II много места уделяет отношению церкви к предпринимательству, к «предпринимательской экономике», особое внимание уделяет человеку, включенному в сложную сеть отношений современного общества.
Идеал Иоанна Павла II является прямым продолжением того, что Лев XIII называл обществом дружбы, Пий XI — социальным милосердием, а Павел VI — цивилизацией любви. .Медведев С.А. Европейский проект и европейская политика папы римского Иоанна Павла П. — Дисс.на соиск.уч.степ. канд.пол.наук. — М., 1995. C.43.
Социальная концепция русской православной церкви
... коммунистического христианства», и «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Объективное рассмотрение эволюции социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX ... иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли ... раскол Церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666 ...
При всех этих, казалось бы, далеких от жизни идеалов, идеал Иоанна Павла II достаточно земной и конкретный. Тот справедливый хозяйственный порядок, который одобряет католическая церковь в лице ее главы, есть «экономическая система, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики». Лозинский С.Г. История папства. — М., 1986. C.145. Папа критикует системы, отрицающие свободный и личностный человеческий труд. Он определенно выступает против такой системы, «где свобода в экономической сфере не подчинена строгим нормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте и считали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной на нравственности и религии». Сарданашвили И.Г. Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, вторая половина XX в. — Дисс. канд. эконом. наук — М., 1999. С.39.
Свободная экономика получила полную поддержку со стороны католической церкви, хотя, как утверждают ее нынешние апологеты, экономика бизнеса никогда не будет ее нравственно удовлетворять. Сама по себе погоня за прибылью не может встретить сочувствие церкви, у рынка как такового нет своей нравственности, он просто зеркально отражает нравственность или безнравственность своих участников. Иоанн Павел II предлагает вернуть экономике ее подлинную ценность и его критика направлена скорее не на экономическую, а на этическую и культурную систему. Экономика предстает лишь как один из многих аспектов человеческой жизнедеятельности. Когда производство и потребление становятся смыслом жизни, считает Иоанн Павел II, следуя общехристианскому этическому постулату, «причину следует искать не столько в экономике, сколько в том, что социокультурная система ослабла, забыла о нравственности и, в конце концов, свела самое себя к производству товаров и удобств». Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. — М., 1964. С.264.
Христианское требование справедливо решать проблемы, вызванные индустриализацией, научно-техническими достижениями, незащищенностью трудящихся перед лицом тяжелых условий жизни и труда, общественных противоречий и конфликтов позволили теоретику католицизма Ф.Лелотту констатировать: «Достаточно ознакомиться с социальной доктриной католической церкви, чтобы убедиться, что она заключает в себе все преимущества коммунистической доктрины, не разделяя ее роковых недостатков». Захаров А.А. Общие тенденции политизации католицизма в 80-е гг. // Автореф. дис. на соиск. уч. Степ. канд. пол.наук -М., 1986. С.51.
Еще Папа Лев XIII в конце прошлого века осуждал идею, в основе которой лежит «зависть бедняков», которая побуждает к насильственному перераспределению богатства путем экспроприации собственности более богатых. Если бы намерения социалистов осуществились, писал Лев XIII в энциклике «Rerum Novarum», не подозревая, что его опасения вскоре сбудутся, «рабочие пострадали бы первыми», ибо согласно социалистическим лозунгам следует «грабить законных владельцев», ввести государство туда, где ему не место, и совершенно расстроить общественную жизнь». Лев XIII, Энциклика «Rerum novarum»,15 мая 1891 <http: //www. filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000169/st006.shtml > (23.05.10)
Культура Западной Европы в Средние века
... культуру Западной Европы. «У авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону», - Парадоксальность Средневековья заключается в том, что в ... Научная культура в Средние века «Неграмотные созерцают в живописи ... в. – соборы и университеты. В XI в. монах Гвидо д’Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе ... система образования своды народно ...
Современная католическая церковь рассматривает труд и капитал как две необходимые и нерасторжимые стороны экономики, которые никоим образом нельзя противопоставлять друг другу.
Католическая церковь подтверждает роль прибыли в предпринимательстве, признавая ее законность. Более того, она не настаивает на том, что заниматься бизнесом следует бескорыстно, прекрасно понимая тщетность таких положений. Католицизм в лице Папы Иоанна Павла II настаивает на необходимости учета человеческого и нравственного факторов в интересах самого бизнеса. Радугин А.А. Современная Римско-католическая церковь. Введение в религиоведение. — М., 1997 .C.122.
Иоанн Павел II формулирует следующее правило: «Собственность на средства производства в промышленности ли, в сельском хозяйстве — законна и справедлива, если помогает работать с пользой. Однако она станет несправедливой, когда ничему не служит или мешает другим работать, стремясь к прибыли, порожденной не развитием совместного труда и общественным благосостоянием, а их недостатком или недолжной эксплуатацией, спекуляцией или нарушением рабочей солидарности. Такой собственности оправдания нет, это — злоупотребление перед Богом и перед людьми». Медведев С.А. Европейский проект и европейская политика папы римского Иоанна Павла П. — Дисс.на соиск.уч.степ. канд.пол.наук. — М., 1995. С.46.
Наверное, самый рьяный защитник рыночной экономики вряд ли будет спорить с таким утверждением. Расточительное, бесхозяйственное отношение к природе — весьма плохой способ ведения бизнеса. Протекционизм и ограничения иной раз могут показаться выгодными на короткий срок, на ближайшее время, но, в конце концов, и это достаточно очевидно, такие меры подрывают ту самую систему, ради которой они были приняты.
Процесс, включающий в себя «инициативу и предприимчивость», заслуживает, с точки зрения католической церкви, внимательного и благосклонного отношения, потому что через него входит в жизнь истина о человеке, которую постоянно утверждало христианство. Источниками благ является земля и ее недра, но главный источник благ человека — сам человек.
Католическая социальная доктрина широко использует концепцию экономической культуры: ее составляют человеческие мнения, предрасположения, институты, модели поведения, мировоззренческие позиции, которые в совокупности своей инициируют развитие. Как считает американский исследователь Питер Берджер, «католическая церковь может играть весьма важную роль именно через влияние на экономическую культуру». Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. — М., 1964. С..43.
Бизнес, являющийся источником благ, требует знаний, умения, но требует не только этого. С точки зрения католичества, он требует добродетельного, нравственного отношения к своему делу.
Для бизнеса, действующего в условиях свободного рынка, требуется творческое начало. В свободной экономике в принципе нет работы бессмысленной и бесцельной. Католическая церковь не противопоставляет рынок морали. Она, скорее, сосредотачивает внимание на активной, действующей личности. Энергичность, инициативность, творческое начало, предприимчивость, трудолюбие, заставляющие рынок работать, способствуют функционированию рынка в направлении достойных целей. Добродетели, необходимые для бизнеса, включая «смелость в принятии трудных решений», являются добродетелями только в том случае, если люди принимают на себя ответственность за принятые решения.
Каждый из нас, прежде всего, — это активная личность, способная принимать решения и нести за них ответственность. При стабильных экономических и политических условиях дать людям возможность хорошо использовать свой труд определяется, среди прочего, добротой и доверием к Промыслу, которые свидетельствуют о человеческих достоинствах сделавшего свой выбор. Логика бизнеса, как считает католическая церковь, не является единственной логикой, какой следует руководствоваться при его ведении.
Призывая к совершенству, католическая церковь благословляет все виды человеческой активности, направленные на служение людям. В хозяйственной деятельности такое служение сопряжено с удовлетворением потребностей людей, что, по сути, является основой рыночных отношений.
Первоисточником всякого блага является действие Бога, который сотворил и землю, и человека, и дал человеку землю, чтобы тот владел ею, трудясь на ней, и пользовался плодами ее. Но земля не даст плодов, если человек не ответит особым образом на этот дар Божий, другими словами, если он не будет трудиться. Вот как Папа Иоанн Павел II выражает отношение христиан к земле и труду на ней: «Используя разум, осуществляя свободу, человек трудом подчиняет себе землю и обращает ее в удобное обиталище. Так присваивает он часть земли — именно ту часть, какую приобрел работою; отсюда и берется личная, индивидуальная собственность». Сарданашвили И.Г. Экономические аспекты современного социального учения католической церкви, вторая половина XX в. — Дисс.канд .эконом .наук — М., 1999. С.34.
Этим, по существу, и определяется отношение современной католической церкви к активной предприимчивой личности и предпринимательской деятельности.
Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами).
В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.
Для современного католицизма характерен модернизм (II Ватиканский собор провозгласил политику «аджорнаменто»).
При этом изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, вместо которого возникает развиваемое официальной «теологией культуры» понимание всех культур человечества как относительно равнозначимых в духовном отношении. «Теология культуры» является основой для католического экуменизма, то есть политики сближения всех религий под эгидой ватиканского престола. Практически это выражается в чрезвычайно высокой дипломатической активности Ватикана. Ковальский Н.А. Католицизм и дипломатия. — М., 1969. С.67.
Папа Иоанн Павел II совершил множество визитов в нехристианские страны, где участвует в местных обрядах и церемониях, воздает почести святыням, почитаемым в этих религиях (пример тому — визит в Индию, где папе на лице изображали мистическое открытие «третьего глаза», и где он провозгласил индуиста Махатму Ганди учителем церкви).
Характерно обращение католиков к восточному духовному опыту — одна из монашеских конгрегаций занята «обменом опытом» с буддийскими монахами в практике медитации, а в Индии открываются «католические ашрамы», с наставниками гуру-католиками и с практикой «христианской» медитации. Этим стирается характерная грань между безликим пантеизмом восточных верований и личностной христианской верой. Постоянными стали совместные молитвы католических священнослужителей с представителями других религий, в том числе таких, которые традиционно оценивались в христианстве как язычество и служение бесам.
1.2 Католическая мысль эпохи II Ватиканского собора и формирование основ современной социальной доктрины католицизма
Первая сессия Собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 г. На заседаниях председательствовали по очереди 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, произносимой попеременно на латинском и греческом языках. Однако конструктивную работу первой сессии парализовала борьба между поддерживаемой большинством курии консервативной партией интегристов и резко противостоящими ей епископами, принимающими реформаторские взгляды прогрессивных теологов. Успех партии реформ зависел от того, сумеет ли она вырвать из рук курии и консервативной партии руководство Собором.
Перевес сил в пользу прогрессистов произошел сразу же, на первом заседании 13 октября 1962 г. Президиум Собора предложил, чтобы в состав его 10 комиссий, занимавшихся разработкой проектов решений и их предварительным обсуждением, были доизбраны и так имевшие в них явное большинство куриальные и консервативные представители. Однако выступление прогрессистов во главе с кардиналами Беа и Сюэненсом увенчались успехом. Большинство Собора приняло предложение оппозиции и тем самым прогрессисты одержали на нем первую большую победу. Президиум отложил заседания собора. 16 октября на выборах список оппозиции собрал большинство голосов. Таким образом, в комиссиях (1/3 членов которых была назначена Папой) было обеспечено соответствующее представительство прогрессистов.
Иоанн XXIII, будучи уже смертельно больным, внимательно следил за заседаниями Собора по телевидению. 4 декабря он неожиданно выступил с большой речью, в которой позитивно оценил ход заседаний Собора, поддерживая тем самым прогрессистов. В это же время Папа возвел в сан кардинала архиепископа Милана Джованни Баттиста Монтини — будущего Папу Павла VI. Именно в нем Иоанн XXIII видел своего преемника. Вместе с тем, Папа предупреждал кардинала Монтини, чтобы тот был выше соборных дискуссий и сохранял свою беспристрастность в интересах единства Церкви.
На первую сессию Собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем): о литургии, об источниках Божественного Откровения, о средствах массовой информации, о единстве с Восточными Церквами и проект реорганизации структуры Церкви, под названием De Ecclesia.
При обсуждении первых двух проектов возникла достаточно острая дискуссия между двумя основными направлениями. В итоге все проекты вернули в подготовительные комиссии для доработки. Таким образом, на первой сессии ни по одному вопросу не удалось прийти к решению. После закрытия сессии — учитывая ее печальный опыт — созданная согласительная комиссия сократила число предварительных проектов с 73 до 17.
Работа Собора была прервана смертью Иоанна XXIII и выборами нового папы, которым стал кардинал Монтини, взявший имя Павел VI. 27 июня 1963 г. Павел VI объявил о том, что следующая, вторая сессия Собора будет открыта им 29 сентября (сессия продлилась до 4 декабря).
При открытии сессии Павел VI четко определил задачи Собора: 1) углубление самопознания (самораскрытия) Церкви; 2) обновление внутренней жизни Церкви; 3) продвижение вперед для единства христиан (экуменизм); 4) диалог с миром (осмысление внешней миссии Церкви).
Наряду с этим он закрепил давнее пожелание Иоанна XXIII о том, что Собор не должен принимать никаких решений, которые претендовали бы на пастырскую (наставническую) непогрешимость.
Вторая сессия Собора проходила под непосредственным руководством Павла VI. На обсуждение были вынесены 3 проекта (схемы): о Церкви, о епископах и об экуменизме. Разногласия между прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и к концу октября Собор зашел в тупик. Проекты решений вновь вернули комиссии. Вполне ощутимым результатом сессии было почти единогласное принятие на последнем заседании, 4 декабря 1963 г, переработанных регламентированных документов о Божественной Литургии (Sacrosanctum concilium), а также декрета о средствах массовой информации (Inter mirifica), которые были затем провозглашены Павлом VI. Для осуществления зафиксированных в обоих документах решений папа создал в начале 1964 г. две соответствующие комиссии.
1.3 Третья и четвертая сессии Собора
Третья сессия Собора проходила между 14 сентября и 28 ноября 1964 г. Эту сессию можно рассматривать как поворотный момент Собора. Папа решительно вмешался в ход обсуждений, высказавшись против слишком рьяных реформистов. Он дал им понять, что предпосылкой дальнейшей дискуссии должно быть окончательное формулирование и принятие догматической конституции о Церкви. В центре дискуссии стоял вопрос о коллегиальном участии епископов в церковном управлении. (Число увидевших в этом угрозу для папского примата и проголосовавших против превысило 300).
В итоге на последнем общем заседании сессии, проходившем 21 ноября, была принята догматическая конституция о Церкви Lumen gentium (Свет народам) — самый значительный документ Собора. Эта конституция вместо понятия «торжествующая Церковь» вводила понятие «Церковь в служении». Также вводился институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью посредством активизации епископского синода.
Третья сессия проходила также под знаком экуменизма. 21 ноября Папа обнародовал декрет о Восточных Церквах (Orientalium Ecclesiarum) и декрет об экуменизме (Unitas redintegratio).
Однако, несмотря на демонстрацию доброй воли к сближению, Восточная и Западная Церкви в догматическом отношении ни на шаг не приблизились друг к другу.
Четвертая сессия Собора была самой продуктивной. Во время ее открытия Папа объявил об обновлении постоянного епископского синода. На сессии обсуждались 11 проектов документов. Наибольшую дискуссию вызвали декларация о свободе вероисповедания, а также духовно-пастырская конституция о роли Церкви в современном мире (Gaudiam et spes).
28 октября 1965 г. собор принял 3 декрета и 2 декларации: декрет о духовно-пастырском предназначении епископов (Christus Dominus), декрет об обновлении в современном духе монашеской жизни (Perfectae caritatis), декрет о воспитании и духовном образовании священников (Optatum totius), декларацию о христианском воспитании (Gravissimum educationis momentum) и декларацию об отношениях Церкви и нехристианских религий (Nostra aetate).
1.4 Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий
Декларация Nostra aetate явилась весьма важным документом не только для нового истолкования экумнизма, но и для понимания отношений между Католической Церковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 г. Папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христианского единства, представить проект документа об отношении Церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текст расширился затем также и за счет новой католической оценки мировых религий. Декларация исходила из того, что религиозность — единственный спутник человека и каждая религия есть проявление этого. Поэтому и нехристианские религии также содержат ценные и достойные уважения со стороны христианина элементы.
В индуизме Католическая Церковь ценит глубоко воздействующую медитацию и самодисциплинирующую форму жизни; в буддизме — стремление к совершенству посредством просветления и озарения; в исламе — наличие многих элементов, присущих христианству. Отношение к иудаизму в декларации излагается наиболее подробно: в ней указывается, что Церковь уходит корнями в Ветхий Завет, поэтому иудаизм и христианство связаны духовной близостью. Христиане считают себя духовными наследниками избранного народа — ведь их общим духовным сокровищем является Библия. Декларация раскрывает учение Церкви о смерти Иисуса Христа, подчеркивая, что ответственность за эту смерть не отягчает ни евреев того времени, ни их потомков. Декларация считает заслуживающими осуждения и сожаления преследования евреев и все проявления антисемитизма. Памятуя об общем с евреями наследии, Церковь глубоко сожалеет о всей ненависти, преследованиях и многочисленных проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и со стороны кого бы то ни было обрушивались на евреев. В этом сожалении Церковь руководствуется не политическим расчетом, а религиозной, евангельской любовью, поскольку она осуждает любое преследование, против кого бы оно ни было направлено.
Ссылаясь на апостола Павла, декларация отвергает различия между людьми, поскольку вселенское братство христианства исключает всякую дискриминацию: таким образом, никакого морального основания не могут иметь под собой такая теория или политика, которые делают различия между людьми и расами в отношении их человеческого достоинства и вытекающих из него прав. Исходя из этого, Церковь считает чуждым духу Христа и строго осуждает любую дискриминацию или оскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, общественному положению или религиозной принадлежности. Декларация о религиозной свободе «Dignitatis humanae», 7декабря 1865 <http://www.religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st002.shtml> (23.05.10)
1.5 Завершающая стадия работы Собора. Конституция об отношениях Церкви с современным миром
18 ноября 1965 г. Собором были приняты догматическая конституция о Божественном Откровении (Dei verbum) и декрет об апостольстве мирян (Apostolicam actuositatem).
7 декабря 1965 г. состоялось последнее заседание собора. На нем были приняты еще 4 декрета: декрет о служении и личной жизни священнослужителей (Presbyterorum ordinis), декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), декларация о свободе вероисповедания (Dignitatis hunanae) и второй важнейший документ Собора — духовно-пастырская конституция об отношениях Церкви с современным миром — Gaudiam et spes.
Эта конституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самым пространным, вызывающим множество споров и не раз полностью перерабатываемым документом Собора. Он содержит наибольшее количество новых идей, определяет место, занимаемое Церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, а также задачи и призвание Церкви в современном мире. На его подготовку и редактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII Pacem in Terris. Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партии реформ кардинал Сюаненс. В работе над документом также принимал участие и кардинал Кароль Войтыла — будущий папа Иоанн Павел II. Окончательная редакция конституции выдержана в духе обновления всех сторон жизни Церкви — аджорнаменто. Ее исходным пунктом является идея об «автономии» земных дел, которая, в свою очередь, делает возможным для Церкви диалог с миром.
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ПОНТИФИКАТА ИОАННА ПАВЛА II
2.1 Иоанн Павел II и проблема единства Европы
Идея создания объединенной Европы всегда получала поддержку со стороны папства. В период раннего средневековья это объединение мыслилось лишь под руководством папства; со времени становления национальных государств участие в любых проектах по объединению Европы было для папства формой участия в политической жизни континента. Особенно актуально оно стало после ликвидации папского государства, падения влияния религиозных проблем и влияния церквей, как во внутренней, так и внешней политике буржуазных государств.
Специфический характер собственных целей, преследуемых папством, задача сохранения и укрепления влияния католицизма в каждой конкретной стране, не позволяет ему безоговорочного и бескомпромиссного выступления в период любого международного конфликта XX в., а тем более включения в упряжку внешней политики какой-либо из великих держав. В этом смысле наиболее показательны канун и период второй мировой войны. При всем антикоммунизме пап Пия XI и Пия XII папство не выступило с открытой поддержкой нападения Германии на СССР, а после длительных колебаний заняло позицию враждебного гитлеровской Германии нейтралитета. В конечном счете, эта позиция обеспечила католической церкви и папству значительный рост политического авторитета в Западной Европе в первые послевоенные годы. Медведев С.А. Европейский проект и европейская политика папы римского Иоанна Павла П. — Дисс.на соиск.уч.степ. канд.пол.наук. — М., 1995. С.62.
Опыт Пия XII, попытавшегося увязать цели ватиканской внешней политики с политикой США привел к катастрофическому падению авторитета и влияния папы и к внешнеполитической изоляции Ватикана, разорвать которую удалось папам Иоанну XXII и Павлу VI только в результате коренного пересмотра взаимоотношений Ватикана и США. В результате этого встал вопрос о формах и характере связей папства США и другими ведущими капиталистическими странами. Необходимость пересмотра диктовалась и задачами Ватикана по восстановлению церковной структуры в Восточной Европе. К этому следует добавить резкое сокращение после временного послевоенного подъема, влияния католической церкви в западноевропейских странах кризис, переживаемый католической церковью в получивших независимость странах « третьего мира». Именно в рамках этих поисков идеологи католицизма обратились к концепции объединенной Европы генерала де Голля. При этом речь не идет о буквальном принятии папством французского варианта европейского единства или о буквальном следовании ватиканской дипломатии в русле французской внешней политики. Появление европейской концепции у де Голля, а также популярность ее в кругах западноевропейской общественности, прежде всего свидетельствовали о переживаемом Западной Европой кризисе сложившейся после войны системы международных отношений, в котором эти страны играли пассивную роль союзника США. В рамках концепции де Голля существовала возможность преодоления в практике международных отношений американского господства и создания независимости от США западноевропейской политики, в которой ее авторы и сторонники видели гарантию безопасности своих стран. В этой новой системе Ватикан надеялся найти более заметное место. Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. — М., 1964. С.58.
Следует отметить, что Ватикан не только приветствовал и адаптировал эту новую широкую понятную европейскую идею, но и заявил о своей давней приверженности и почти что авторстве концепции европейского единства. В своем выступлении на конференции» Святейший престол и новая социально-политическая реальность в Европе», проведенной в январе 1972г. итальянским Исследовательским институтом международной политики, А. Казароли напомнил, что после второй мировой войны Ватикан всегда выступал за «единую Европу», подразумевая под этим прежде всего политическое, идеологическое и социкультурное единство западноевропейских стран. Великович Л.Н. Ватикан и проблема предотвращения ядерной войны // Ватикан и проблемы современности. -№5. — Вильнюс, 1989. С.37. Принятие концепции единой Европы давало Ватикану надежду на возвращение в мировую политику.
Папа Иоанн Павел II внес в теорию и практику разработанной и реализуемой Казароли политики серьезные принципиальные изменения. Концепция «объединенной Европы» становиться у нового папы центральной частью не только европейской политики Ватикана, но и политической доктрине евангелизации мира. Реализация идеи европейского единства понимается папой, как построение фундамента для спасения человечества от возникшей в результате раскола мира на идеологические и военные блоки, угрозы термоядерной войны и духовного возрождения на христианской основе. Эта концепция выступает одной из основной политики папы по отношению к странам социализма.
В своем проекте «объединенной Европы» Иоанн Павел II пытается использовать две реально существующие тенденции в Западной Европе объединительные тенденции: первая — объединение Западной Европы, и вторая — объединение всей Европы « от Португалии до Урала и от Исландии до Мальты». Папство в современном мире. — М.1989. С. 42.
Высказавшись с первых дней своего понтификата за Европу от Атлантики до Урала, Иоанн Павел II этим не ограничился. Его Европейская идея не является механическим воспроизведением уже известного, а выступает как оригинальная концепция. В ее основе представление о славянских странах как основе для духовного возрождения Европы. В свою очередь, возрожденная и объединенная Европа выступает как пример для всего человечества.
При этом следует подчеркнуть, что изменения, вносимые новым папой, не являются лишь проявлением личных настроений и взглядов, не являются лишь проявлением личных настроений и взглядов Иоанна Павла II, а обусловлены принципиальными изменениями, происшедшими как в системе международных отношений, так и в позиции самой Западной Европы. Наряду с ухудшением международной обстановки во второй половине 70-х годов происходит ухудшение внутри- и внешнеэкономического положения Западной Европы.
Мир, говорил папа, страдает от «современных, постоянно углубляющихся идеологических, социально-политических и экономических противоречий и расколов». Папство в современном мире.- М.1989. С. 65. Церковь в состояние указать не только на причины кризиса, но и предложить единственный возможный путь для возрождения Европы и мира. По мнению папы, причины кризиса «глубоко укоренившиеся и многоплановые», но основу этого кризиса папа видит в глубоком кризисе европейской культуры, в уничтожении или обесценивании общих идейных ценностей. Новиков М. Тупики православного модернизма. М., 1979. С. 98. Поиск христианских корней Европы должен дать руководство в жизни каждому гражданину и придать общий смысл и направление современной истории.
Объединенная Европа представляется папе не империей прошлого, предполагающей господство одного народа над другим, а демократическим сообществом стран, стремящихся еще сильнее сплотить свою экономику, гармонизировать во многих пунктах свое законодательство и создать для своих граждан единую сферу свободы с перспективами взаимного сотрудничества. Существовавшая интеграция Западной Европы и принятое западноевропейскими странами обязательство ускорения политической интеграции к 1992 г., подчеркивал Иоанн Павел II, не завершают процесса объединения Европы. Груздев В.М. Социально-философские основы католической концепции войны и мира. — Дисс.канд.пол. наук. — М.,2001. С. 49.
Объединенная Европа, подчеркивал папа, не изолируется от остальных народов, а придет к ним с помощью, как она это делала на протяжении всей своей истории. Там же. С. 61.