Актуальность:
Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в 1990-е годы, кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей – этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).
Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Все большую актуальность приобретают идеи создания
Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву
... усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей ... детьми родительского попечения: 1. Смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; 2. Уклонение родителей от воспитания детей ...
Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования — процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;
4. Рассмотреть детей – сирот оставшихся без попечения родителей – как объект социальной защиты;
5. Проанализировать деятельность органов опеки и попечительства муниципального района Бирский район по организации социальной работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийный бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в
Конкретное состояние социальной проблемы
В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход (Л.С. Выготский (1983 год) направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью [11].
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера
... о связи эпидемий с социальными потрясениями (войнами, голодом, холодом, безработицей и т.д.) Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера характеризуются: количеством пострадавших (в ... детей. Вот почему очень важно знать поражающие факторы биолого-социальных ЧС, основы защиты и правила поведения населения. 1. Основные понятия, причины, виды и поражающие факторы ЧС биолого-социального характера ...
Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.
Жизненные ситуации – это совокупность значимых для человека событий и
Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные).
Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды [15].
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся
Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с
Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].
Специалисты указывают на ряд признаков,
Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от
В научной литературе трудную жизненную ситуацию
Экономические и социальные права человека
... и дальнейших исследований в данной сфере. Цель курсовой работы заключается в определении правовой природы экономических и социальных прав, выявлению проблем и формулировании предложений по совершенствованию ... понятие и правовое регулирование прав человека в РФ провести анализ понятия и видов социальных прав человека в РФ рассмотреть особенности экономических прав и проблемы их реализации. ...
В трудной жизненной ситуации одновременно
- поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
- когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
- витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
- экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;
- вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [44].
В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной
Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты
В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида