Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Актуальность:

Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в 1990-е годы, кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей – этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Все большую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития.

14 стр., 6730 слов

Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву

... усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей ... детьми родительского попечения: 1. Смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; 2. Уклонение родителей от воспитания детей ...

Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.

Объект исследования — процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.

Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;

2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;

3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

4. Рассмотреть детей – сирот оставшихся без попечения родителей – как объект социальной защиты;

5. Проанализировать деятельность органов опеки и попечительства муниципального района Бирский район по организации социальной работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийный бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, с отклонением в поведении; дети, жизнедеятельность которых, объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [30].

Конкретное состояние социальной проблемы описывается через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются вследствие интеграции особенностей социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы социальных ситуаций, изучать специфику поведения человека в них, механизмы их восприятия личностью, воздействие ситуаций на социум, чтобы иметь возможность находить оптимальные пути дальнейшего социального движения [6].

В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход (Л.С. Выготский (1983 год) направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью [11].

4 стр., 1893 слов

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера

... о связи эпидемий с социальными потрясениями (войнами, голодом, холодом, безработицей и т.д.) Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера характеризуются: количеством пострадавших (в ... детей. Вот почему очень важно знать поражающие факторы биолого-социальных ЧС, основы защиты и правила поведения населения. 1. Основные понятия, причины, виды и поражающие факторы ЧС биолого-социального характера ...

Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.

Жизненные ситуации – это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.

Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные).

Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды [15].

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей) [23].

Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[18].

Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].

Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека [33].

Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей [26].

В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую [4].

3 стр., 1319 слов

Экономические и социальные права человека

... и дальнейших исследований в данной сфере. Цель курсовой работы заключается в определении правовой природы экономических и социальных прав, выявлению проблем и формулировании предложений по совершенствованию ... понятие и правовое регулирование прав человека в РФ провести анализ понятия и видов социальных прав человека в РФ рассмотреть особенности экономических прав и проблемы их реализации. ...

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

  • поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;
  • когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;
  • витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;
  • экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;
  • вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [44].

В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально — психологическими особенностями личности. Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности [40,48].

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. [38].