Взаимозависимость различных сфер жизни в широком смысле слова является характерной особенностью современного постиндустриального общества. Немало научных, публицистических и даже художественных работ было посвящено пресловутому процессу глобализации. Культурный обмен, международная торговля, политическое влияние развитых стран, распространение и внедрение Интернета и других средств коммуникации и информационных ресурсов и т.д. – таковы основные тенденции функционирования общества в 21 веке. Общество представляется нам сложной многоуровневой системой.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что сегодня интенсивное развитие получает системный подход, где каждый элемент более сложной системы воспринимается как отдельная система со своими элементами и их взаимосвязями.
Теоретические основы системного подхода интегрируются в различные отрасли науки, а его прикладное использование находит отражение во многих видах профессиональной деятельности. Социальная работа не является исключением.
Системный подход в социальной работе обладает своими достоинствами и недостатками, но бесспорным является то, что он вывел данную область науки и профессиональной деятельности на принципиально новый уровень, о чем будет говориться далее.
Системный подход развивает и формирует у специалиста целостное диалектико-материалистическое мировоззрение и, в этой связи, полностью соответствует современным задачам нашего общества и экономики страны.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть применение системного подхода в социальной работе. Для этого целесообразно разделить работу на две части: исследование теоретических основ системного подхода в социальной работе и рассмотрение опыта его непосредственного применения на практике. На мой взгляд, такое разграничение поможет определить, насколько далека теория от практики и насколько качественно системный подход выполняет главную задачу социальной работы: помощь в разрешении и профилактике проблем клиента.
Задачи данной курсовой работы включают в себя:
-
Изучение истории возникновения системного подхода;
-
Определение сущности системного подхода;
-
Рассмотрение основных моделей системного подхода;
-
Исследование опыта использования системного подхода за рубежом;
-
Исследование опыта использования системного подхода в России.
16 стр., 7550 словСоциальные сети в работе СМИ
... проектов в сети в качестве средств массовой информации. Объектом исследования в работе выступает развитие СМИ с применением социальных сетей. Предмет исследования - форма и содержание социальных сетей в работе на современном этапе развития. Источниковой базой при написании курсовой работы ...
Объектом исследования являются различные социальные организации.
В качестве предмета исследования выступают теоретические обоснования использования системного подхода в социальной работе и непосредственный опыт его применения в различных социальных организациях в России и за рубежом.
В качестве метода исследования я использовала изучение литературы и Интернет-ресурсов, посвященных данной тематике.
Общий объем работы составляет:
Глава 1. Теоретическое основание системного подхода в социальной работе
Системный подход используется во всех областях знания, хотя в различных областях он проявляется по-разному. Выявление и изучение особенностей этого процесса – задача современных исследований в области теории научного знания.
Сущность системного подхода и проста, и сложна; и ультрасовременная, и древняя, как мир, ибо уходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Потребность в использовании понятия «система» возникла для объектов различной физической природы с древних времен: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.
В 21 веке системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился, прежде всего, переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й половине 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике.
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Сюда можно отнести работы таких ученых, как В.И.Вернадский, А.А.Богданов, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже.
С середины 20 в. начинается систематическая разработка принципов системного подхода в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа её построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи).
Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 70-х гг. прочно вошёл в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено ещё и специфическое, более узкое значение; с учётом этого термин «системный подход» следует считать более точным).
В настоящее время наиболее используемыми являются понятия системного подхода и системного анализа. Для того чтобы определить, в чем же заключается различие между ними, проработаем понятийный аппарат.
Системный подход в социологическом исследовании
... подсистем, их иерархией. Специфику системных описаний весьма успешно представляет В.А. Ганзен. Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа социологии - с выявления ее ... взаимодействия, в обществе - производственные, экономические и другие социальные отношения. Сущность системного подхода. Система - слово греческое, буквально означает "целое, составленное из частей". В ...
В первую очередь, необходимо дать определение основополагающему термину системного подхода – «системе».
Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство1 .
Любая система в теории систем обладает следующими признаками:
-
система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей;
-
система — часть (подсистема) объективной реальности, действительности, один из ее объектов; любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде;
-
система обладает целостностью;
-
составные части системы обладают разнообразием;
-
в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития;
-
система всегда является внутренне организованной;
-
системы могут подразделяться по уровню развития на высокосложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые элементарные системы (этапы становления).
системный подход
Системный анализ
Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к организациям чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.
Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Соответственно системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.
Системный подход и системный анализ выступают в качестве методологии исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем, моделирования этих систем и их анализа. Именно системный анализ позволяет выявить условия, приводящие к наилучшим результатам функционирования и оптимизации системы. Системный анализ – это практическое применение системного подхода.
В целом, позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.
Во-вторых, системный подход содержит в себе новую, по сравнению с предшествующими, схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо ещё представить это многообразие в операциональном виде.
Культурно-исторический подход в психологии
... в американской психологии в 60-е годы и последующие десятилетия, куда, как мы уже сказали, эти идеи были транслированы благодаря Лурия. В трудах А.Р. Лурии формируются те основания культурно-исторического подхода, в ... человеческой привязанности, очень многое. А.Р. Лурия безусловно разделял социальные устремления Выготского. При этом, в отличие от Выготского, Лурия обладал умом скорее практическим, ...
В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удаётся построить операциональную «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Цель системного подхода — опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.
В общем виде выделяют следующие задачи, которые решает системный подход:
-
Разработка методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов;
-
Развитие методов познания, методов исследования и конструирования (системы организации проектирования, системы управления разработками и т.п.);
-
Объединение знания различных, традиционно разделенных дисциплин;
-
Глубокое исследование предметной области.
В целом, системный подход предполагает следующие этапы решения проблемы:
-
Изучение предметной области (качественный анализ).
-
Выявление и формулирование проблемы.
-
Математическая (количественная) постановка проблемы.
-
Натурное и/или математическое моделирование исследуемых объектов и процессов.
-
Статистическая обработка результатов моделирования.
-
Поиск и оценка альтернативных решений.
-
Формулирование выводов и предложений по решению проблемы.
Данный алгоритм действий применим к решению проблем в любой сфере деятельности, в том числе и в социальной работе.
Итак, в данном параграфе мы познакомились с историей возникновения системного подхода, с его сущностью в ключе междисциплинарного использования; мы определили взаимосвязь таких понятий, как системный подход и системный анализ; рассмотрели задачи, цели, преимущества и этапы решения проблем системного подхода. Более тесная связь системного подхода непосредственно с социальной работой будет рассмотрена в следующем параграфе.
Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций последних десятилетий в развитии и совершенствовании социальной работы является применение системного подхода к теории и практике социальной работы, широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов теории систем.
Объективные возможности применения теории систем как методологии социальной работы и системного анализа как важнейшего инструментария в процессе осуществления практической социальной работы, безусловно, основаны на том, что системность — это стабильное, устойчивое свойство всех сложных социальных объектов, с которыми нам приходится иметь дело в реальной действительности.
Роль социальной работы в формировании социального благополучия ...
... функционирования общества в современных быстро изменяющихся условиях не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Именно этим обусловлена непосредственная связь социальной работы и социального благополучия людей. Сегодня большинство людей непосредственно связывают понятие "социальное благополучие" ...
Главным элементом социальных систем является человек (личность) со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, ценностями и видением мира, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Специфичными элементами социальной системы являются люди, попавшие в трудную, кризисную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите. Эти свойства элементов социальных систем обусловливают необходимость их внимательного и подробного рассмотрения.
Системный подход в теории социальной работы
В то же время системный подход — это такая форма представления общенаучных методологических исследований, с помощью которых исследователи и практики воспринимают социальную работу не только как теорию, технологию, практику, учебную дисциплину и новую для России профессию. Системный подход позволяет видеть социальную работу как неотъемлемую сторону современной цивилизации, как систематизирующий компонент социальной политики, как феномен повседневной жизни различных социальных слоев населения, каждой семьи и личности, как неотъемлемый элемент системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.
Согласно статье О.И. Бородкиной «Западные модели социальной работы: теоретические аспекты» 2 , в теории социальной работы сложилось три основных модели системного подхода:
-
Первая основана на теории систем фон Берталанфи;
-
Вторая основана на теории Парсонса;
-
Системно-экологическая модель.
Рассмотрим каждую из моделей подробней.
-
В первой модели за основу бралась системная теория фон Берталанфи. В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые, в свою очередь, состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.
В 70-е годы за рубежом все более активно и широко системные идеи стали применяться в анализе проблем социальной работы. При этом главным аргументом в пользу такого подхода выдвигалась мысль о том, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. А из этого следует, что решение проблем социальной защиты жизнестойкости человека должно опираться на совершенствование и регулирование систем.
Эта модель вводит в социальную работу понятия теории систем: ввод, выход, энтропия и др., что, следует отметить, не слишком приветствовалось практикующими социальными работниками. Однако анализ личности через ее социальные системы, безусловно, открыл новые перспективы в теории социальной работы. Одними из наиболее влиятельных теоретиков системного подхода признаны А. Пинкус и А. Минахан, которые выделили три основных типа, наиболее значимых в жизни индивида систем. Это, во-первых, так называемые неформальные системы (семья, друзья, соседи и т. п.).
Сущность и цели социальной работы с населением
... социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержательную, характеристику социальной работы. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, ...
Во-вторых, формальные системы, каковыми являются, например, политические партии, профсоюзы и т.д. И, наконец, социетальные системы, представляющие основные социальные институты (школа, правоохранительные органы и т. д.).
Проблемные ситуации в жизни человека возникают в том случае, когда нарушаются либо искажаются связи между ним и его окружением, а именно:
-
отсутствует тот или иной вид системы;
-
человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью);
-
включение человека в ту или иную систему создает для него новые проблемы (например, зависимость);
-
конфликт различных систем.
Задача социального работника заключается при данном подходе в выявлении тех сторон отношений между клиентом и его системами, которые являются источниками проблем, и в оказании ему помощи по преодолению этих проблем.
-
Вторая системная модель была связана с адаптацией теории Т.Парсонса к потребностям социальной работы. И как показывает практика социальной работы, она оказалась практически безуспешной. Те стороны парсоновской концепции, которые традиционно подвергались наибольшей критике в социологической науке, а именно чрезмерная гармонизация отношений в социальной системе, по существу изначально заложенное в системе стремление к равновесию, игнорирование активности субъекта, не позволили создать действенную модель социальной работы, имеющей дело, прежде всего, с нестабильными системами. Поэтому, перейдем к рассмотрению третей модели.
-
Системно-экологическая модель оказалась наиболее жизнеспособной и в отношении практического применения, и в отношении динамичности развития. Более частным ее примером является чрезвычайно популярная ныне концепция «жизненной модели». «Модели жизни» экологической теории — одна из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и сравнительно новая теория социальной работы, включенной в теоретико-методологическое осмысление практики социальной помощи. Поэтому, без сомнения, это направление не исключает перспективные идеи.
Однако в настоящее время «модели жизни» экологической теории, так же как и теория систем в целом, обладают недостаточной технологичностью и конкретностью в определении средств и методик оказания помощи людям. Данная модель рассматривает людей, как постоянно адаптирующихся к окружающей среде через взаимоизменения, т. е. индивиды как изменяют окружающую среду, так и изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является центральным при анализе отношений «личность — среда». Существующие в обществе социальные проблемы, такие, как, например, бедность, дискриминация, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым способность к взаимной адаптации. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между нашими потребностями и возможностями окружающей среды.
Социальная система
... количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие. Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают ...
Основными причинами стрессов служат, во-первых, разного рода жизненные трансформации; во-вторых, давление окружающей среды и, наконец, межличностные процессы.
Несмотря на существенные различия, общим для всех системных моделей служит фокусирование ими внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую (а не скрытых мыслей и чувств); признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения подобная модель выступает как интегративная, поскольку настаивает на одновременной работе, как с отдельными индивидами, так и с социальными группами и общностями, в которые они включены.
Системный подход избегает линейного объяснения событий, однако в то же время остается скорее объясняющей, чем предписывающей или рекомендующей что-либо делать моделью. Кроме того, системная и системно-экологическая модели, рассматривая конфликт как угрожающий интеграции и целостности системы, в любом случае ратуют за его погашение и сохранение системы, хотя в реальной жизни зачастую требуются глобальные изменения на уровне всей системы. В итоге, в качестве самостоятельной модели системный подход оказался трудно применим в конкретной практической деятельности, но в качестве одного из основных методологических принципов он вывел теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа.
На сегодняшний день для социального работника и социального обслуживания в целом очень важно понимание взаимосвязи разных срезов социальной действительности и ее взаимодействия с человеком, социальной группой, семьей, слоем населения, рассмотрение человека в контексте социальных связей и социальных рисков, комплекса социальных девиаций и системы социозащитных мер. Системный подход позволяет рассматривать социальную работу, состоящую из таких подсистем, как прикладная наука, профессиональная и волонтерская деятельность, в тесной взаимосвязи с полученными знаниями о развитии людей, их поведении, социальных, экономических и социокультурных институтах, о взаимодействии всех этих факторов и обстоятельств в процессе осуществления социальной работы.
В работах российских исследователей отмечается системный характер в целом социальной работы, так и отдельных видов, форм и методов социального обслуживания. Социальная работа, по их мнению, представляет собой целостную систему. Структура системы социальной работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое средств, функций и целей. Центральным компонентом системы является объект социальной работы — люди, нуждающиеся в социальной помощи и социальном обслуживании. Некоторые авторы видят взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами, что свидетельствует об открытости, прозрачности системы социальной работы. Эта связь просматривается на уровне социально-экономических, гуманитарных дисциплин, политики, экономики, права, экологии, здравоохранения, образования, этики и др.