Введение
Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.
Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.
Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные пути, молодежь не может без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы образования.
Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным.
Актуальность:
Объектом
Предмет
Цель данной работы состоит в изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов БГАТУ и ГИУСТ БГУ.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть и проанализировать общее понятие ценностных ориентаций в психологической литературе;
2) определить понятия ценностных ориентаций
3) выделить методы развития и формирования ценностных ориентаций у студентов;
4) изучить общие тенденции динамики ценностных ориентаций в современном обществе;
5) выявить личностные и профессиональные ценностные ориентации студентов и проанализировать их.
Ценностные ориентации студенческой молодежи
... социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов. Практическая значимость, Ст ктур а курсовой работы 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи 1.1 Политические пристрастия и предпочтения. В самой системе образования в последние годы интенсивно ...
Глава 1 Теоретический аспект ценностных ориентаций
1.1 Определения понятия ценностных ориентаций
Ценности
Ценностная
ь идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
- ь способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности.
В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения.
Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени. [16, с.49]
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.
Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность [15].
Милтон Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения.
В качестве основного диагностического конструкта автор рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни.
В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.
Выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.).
М. Рокич приводит свою типологию:
Ценности — цели, Ценности — средства
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
- ь этические, ценности общения, ценности дела;
- ь индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
- ь самоутверждения, принятия других людей и т. д.
А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.
Ценностные ориентации подростков
... на результаты исследования сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков. Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков. Средний школьный возраст принято в психологии ... одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта. Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная ...
В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека » [19, с.222].
У Д.И. Фельдштейна «ценностные ориентации — это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды. Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации». [17, с. 26-34]
Алексеев В.Г. считает, что ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [14, с.63-70].
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [21, с.432].
В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей [1, c. 216].
Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом.
Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.
С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей.
В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [6, с. 259]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»
1.2 Формирование ценностных ориентаций
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Взаимосвязь черт личности и оценок окружающих людей
... обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с ... науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория "черт лидерства"). Работы Г. Олпорта и его последователей оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее ...
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты развития системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план.
Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения.
Естественно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возрастов.
О том, что именно здесь (а не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования — достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.
В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий [9, с.256-269]. Каждый из них участвует в формирование особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию.
Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремиться схватить, прежде всего, характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта.
Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиций системного ценностного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование, как результат освоения человеком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности.
Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов.
Мировоззрение
Мировоззрение
Мировоззрение
Своеобразный фокус мировоззренческих поисков подростка — это проблема смысла жизни. Он ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.
Психологи рассматривают потребность смысла жизни как характерную для взрослого человека [2, с. 142]. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает проявляться у школьников служит свидетельством об их взросления. Но направленность этой потребности, выражаемой в социальных ориентациях, заставляет задуматься о ценностях, которое присваивают молодые люди, и той позиции, которую они занимают.
Свидетельством формирования ценностных ориентаций является наличие «достаточно высокого уровня рефлексии», т.е критической переоценкой ценностей.
На деятельность существенное влияние оказывают ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношения человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Поэтому ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.
Физическая культура личности и ценности физической культуры
... ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности. Физическая культура личности ... Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего ...
В процессе выявления особенностей ценностной ориентации учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру [10, с. 153].
Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости несовершеннолетнего. Интериоризации ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования ближних и дальних целей своей жизни, возможностей и реализации и т.п.
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящийся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Ориентация,
Ориентация
Его можно характеризовать как действие, состоящие из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие.
Процесс ориентации сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающейся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения [3, с.6].
Процесс
Первая
Вторая
Третья
Важно отметить, что всех этапов развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, приятие школьником себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.
1.3 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл — «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора.
Духовный мир и мировоззренческие ценности человека
... уровнях духовности личности. Ценностные ориентации, Материальные мировоззрении единство: Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершен-ствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной ...
При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д. Н. Узнадзе называет установкой [23, с.87-91]. Функция установки, состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общее для них состояние готовности. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот. Ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.
Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие «социальная установка», или «аттитюд», который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [24].
Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.
Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» В. Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций — базовые социальные установки — отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения [7, с.35-52].
Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [22, с.248]. Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [11, с. 301].
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности.
Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии.
Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».
По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
ь истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
- ь влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
- ь общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
- ь все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- ь ценности организованы в системы.
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:
ь ценности — это понятия или убеждения;
- ь ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
- ь ценности имеют надситуативный характер;
- ь ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
- ь ценности упорядочены по относительной важности [18, с.203].
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [13, с. 144].
Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [4, с.368]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии.
Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек».
По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.
С точки зрения В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [20, с. 284-314]. Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепцией «я» [15, с. 320]. А.Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться».
Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т.е. между мотивами нравственного и утилитарного характера.
Роль ценностных ориентации в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш.А. Надирашвили. На основе теории Д.Н. Узнадзе им выделяется три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного «Я». Таким образом, высший уровень психической активности человека — волевая активность — регулируется ценностными ориентациями индивида.
В работах В.Ф. Сержантова, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова и др. ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентации проявляется применительно к профессиональной деятельности. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [18, с. 130-136].
Необходимо отметить, что двойственность системы ценностных ориентации личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Как справедливо отмечает А.И. Донцов, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека [12].
Вывод по первой главе
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ценностные ориентации, или установки представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации. Социологический словарь определяет социализацию как процесс усвоения индивидом ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.
Они формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Формирование ценностных ориентаций в структуре личности включает в себя несколько компонентов, таких как мировоззрение и ориентации, которые включают в себя три фазы.
Так же, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование.
Глава 2. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов
2.1 с
Целью нашего исследования был анализ динамики ценностно-мотивационной сферы студентов в период обучения в ГИУСТ БГУ и БГАТУ. В первую очередь интерес к ценностным ориентациям студента определяется тем, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Изучения ценностных ориентации современного студенчества обусловливает появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этого вопроса, и усиливается, когда речь касается психологической адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, а также изучения личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.
При поступлении в вуз не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход к личности, возможен он только при наличии исчерпывающих сведений о ценностных ориентациях студентов.
А ктуальность исследования: исследование ценностных ориентаций студентов является частью изучения проблем молодёжи в целом. Молодое поколение — весомая составляющая всего социума, а значит, изучение ценностных представлений данной макрогруппы создаёт предпосылки для теоретико-психологических обобщений, касающихся будущего состояния системы ценностей белорусского общества. На фоне фундаментальных социологических исследований в данной области существует недостаток психологических знаний по этому вопросу. Так же в данном исследовании приводится сравнение ценностных ориентаций студентов технического и гуманитарного вуза.
Объектом
Цель
Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны следующие:
Определение
Экспресс-диагностика
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов:
I этап предусматривал подбор методик исследования. Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны следующие: методика «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)» и «Экспресс диагностика социальных ценностей личности».
II этап — экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса БГАТУ, специальности «Инженер-электрик».
III этап — экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса ГИУСТ БГУ, специальности «Социальная работа».
IV этап — сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций студентов БГАТУ и ГИУСТ БГУ.
Возраст испытуемых студентов 3 курса специальности « Социальная работа», по материалам анкетирования, составляет от 19 до 23 лет.
Возраст испытуемых студентов 3 курса специальности инженер-электрик составил от 19 до 20 лет.
Специальность |
||||||
инженер-энергетик |
социальная работа |
|||||
Частоты |
% по столбцу |
Частоты |
% по столбцу |
|||
Пол |
Мужской |
18 |
90,0% |
4 |
20,0% |
|
Женский |
2 |
10,0% |
16 |
80,0% |
||
Возраст |
19 |
17 |
85,0% |
3 |
15,0% |
|
20 |
2 |
10,0% |
13 |
65,0% |
||
21 |
1 |
5,0% |
3 |
15,0% |
||
23 |
0 |
0,0% |
1 |
5,0% |
||
Для исследования жизненных ценностей личности была представлена следующая анкета (см. приложение А).
2.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса БГАТУ и ГИУСТ БГУ
Результаты, полученные при обработке методики «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)»
Специальность |
|||
Инженер-энергетик |
Социальная работа |
||
Сумма |
Сумма |
||
Свобода, открытость и демократия в обществе |
12 |
6 |
|
Богатая духовно-религиозная жизнь |
2 |
— |
|
Межличностные контакты и общение |
11 |
8 |
|
Чувство удовольствия |
1 |
1 |
|
Привлекательность |
— |
4 |
|
Привязанность и любовь |
8 |
8 |
|
Здоровье |
9 |
10 |
|
Личностный рост |
19 |
14 |
|
Богатство духовной культуры |
1 |
2 |
|
Материальный успех |
11 |
4 |
|
Автономность |
7 |
13 |
|
Известность |
1 |
|
|
Власть и влияние |
4 |
6 |
|
Служение людям |
3 |
2 |
|
Безопасность и защищенность |
7 |
9 |
|
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов
Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов ценностных ориентаций у студентов специальности «Социальная работа» и студентов специальности инженер-электрик 3 курса.
Определение
У студентов специальности инженер-электрик на первом месте стоит ценность личностный рост, на втором — Свобода, открытость и демократия в обществе, которая показывает, что студентам не безразлична духовная жизнь общества, социальная справедливость и выражения требования к власти всех уровней. Третье место разделили такие ценности как: межличностные контакты, важность которой, определяется потребностью чувствовать себя частью какой-либо группы и иметь свой круг общения, а так же страхов, связанных с одиночеством и непониманием со стороны других людей; и материальный успех, который для студентов является не маловажной целью в будущем, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания и полноценное содержание семьи. Так же выявлено, что студентов специальности инженер-электрик, менее интересуют такие ценности как: богатая духовно-религиозная жизнь, чувство удовольствия, известность, служение людям, власть и влияние, привлекательность.
«Социальная
«Социальная
Экспресс диагностика социально-психологических ценностей личности»
Специальность |
||||||
Инженер-энергетик |
Социальная работа |
|||||
Количество |
% по столбцу |
Частоты |
% по столбцу |
|||
Интеллектуальные |
Не важно |
1 |
5,0% |
0 |
0,0% |
|
Скорее не важно |
2 |
10,0% |
0 |
0,0% |
||
Скорее важно |
2 |
10,0% |
4 |
20,0% |
||
Важно |
15 |
75,0% |
16 |
80,0% |
||
Физические |
Не важно |
2 |
10,0% |
3 |
15,0% |
|
Скорее не важно |
9 |
45,0% |
2 |
10,0% |
||
Скорее важно |
5 |
25,0% |
10 |
50,0% |
||
Важно |
4 |
20,0% |
5 |
25,0% |
||
Духовные |
Не важно |
7 |
35,0% |
7 |
35,0% |
|
Скорее не важно |
4 |
20,0% |
3 |
15,0% |
||
Скорее важно |
5 |
25,0% |
5 |
25,0% |
||
Важно |
4 |
20,0% |
5 |
25,0% |
||
Общественные |
Не важно |
6 |
30,0% |
1 |
5,0% |
|
Скорее не важно |
8 |
40,0% |
11 |
55,0% |
||
Скорее важно |
5 |
25,0% |
6 |
30,0% |
||
Важно |
1 |
5,0% |
2 |
10,0% |
||
Социальные |
Не важно |
0 |
0,0% |
0 |
0,0% |
|
Скорее не важно |
0 |
0,0% |
1 |
5,0% |
||
Скорее важно |
7 |
35,0% |
1 |
5,0% |
||
Важно |
13 |
65,0% |
18 |
90,0% |
||
Семейные |
Не важно |
0 |
0,0% |
0 |
0,0% |
|
Скорее не важно |
1 |
5,0% |
0 |
0,0% |
||
Скорее важно |
2 |
10,0% |
2 |
10,0% |
||
Важно |
17 |
85,0% |
18 |
90,0% |
||
Финансовое |
Не важно |
0 |
0,0% |
0 |
0,0% |
|
Скорее не важно |
0 |
0,0% |
1 |
5,0% |
||
Скорее важно |
6 |
30,0% |
4 |
20,0% |
||
Важно |
14 |
70,0% |
15 |
75,0% |
||
Профессиональные |
Не важно |
0 |
0,0% |
0 |
0,0% |
|
Скорее не важно |
0 |
0,0% |
0 |
0,0% |
||
Скорее важно |
0 |
0,0% |
1 |
5,0% |
||
Важно |
20 |
100,0% |
19 |
95,0% |
||
По таблице видно, что семейные, интеллектуальные и профессиональные ценности находятся на лидирующих позициях у студентов обоих вузов. Наименьшее же значение студенты придают духовным ценностям. Это связано с тем, что молодые люди в возрасте 18-22 лет задумываются о создании своей семьи, о своем профессиональном становлении и развитии, а о духовном воспитании начинают задумываться ближе к 30 годам.
Рисунок
По диаграмме можно сделать выводы, что профессиональные ценности стоят на первом месте, это характерно для студентов обоих вузов, так как профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др., а для инженеров-электриков — рациональность, обладание набором технических навыков и умений, склонность к изобретательской деятельности, настойчивость, скрупулезность, трудолюбие, и т.д. Сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.
На втором — семейные ценности, которые можно отнести к личностным, так как каждый индивид сам решает, что для него более важно — полностью посвящать себя карьере, либо создавать свою ячейку в обществе больше времени уделять семье и родственным связям.
На третьем — социальные ценности, которые выявлены у студентов обоих специальностей, но у студентов ГИУСТ БГУ эта ценность является более приоритетной.
На четвертом месте интеллектуальные ценности, которые являются своего рода базой для профессионального роста, что характерно как для студентов специальности «Социальная работа», так и для инженеров-электриков.
Материальные ценности на пятом месте. Любой человек стремится быть материально независимым и хорошо зарабатывать на жизнь, что наиболее актуально в настоящее время для молодых людей.
Общественные, духовные и физические ценности интересуют значительно меньше, так как всего 20% студентов обоих вузов отнесли эти ценности к важным.
Всё вышесказанное отражено в таблице, представленной в приложении В, в которой рассматриваются приоритеты ценностных критериев двух специальностей вузов БГАТУ и ГИУСТ БГУ.
Выводы по второй главе
Целью данного исследования являлось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов ГИУСТ БГУ «Социальная работа» и студентов БГАТУ специальности инженер-электрик.
определение
По первой методике «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)» у нас получились следующие результаты.
У студентов специальности « Социальная работа» на первом месте выступает такая ценность как личностный рост. Второе место делит автономность, то есть независимость от мнения окружающих, и здоровье.
Менее важно интересуют такие ценности как: безопасность и защищенность, которая проявляется в беспокойстве за жизнь себя и близких; привязанность и любовь; межличностные контакты и общение; свобода, открытость и демократия в обществе.
Так же выявлено, что студентов специальности «Социальная работа», менее интересуют такие ценности как: богатство духовной культуры, материальный успех, известность, служение людям, чувство удовольствия.
У студентов специальности инженер-электрик на первом месте стоит ценность личностный рост, на втором — свобода, открытость и демократия в обществе. Третье место разделили такие ценности как: межличностные контакты и материальный успех. Менее интересуют такие ценности как: богатая духовно-религиозная жизнь, чувство удовольствия, известность, служение людям, власть и влияние, привлекательность.
По второй методике « Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» у нас получились следующие результаты».
Профессиональные ценности стоят на первом месте, что характерно для студентов обоих вузов.
На втором — семейные ценности.
На третьем — социальные ценности, которые выявлены у студентов обоих специальностей, но у студентов ГИУСТ БГУ эта ценность является более приоритетной.
На четвертом месте интеллектуальные ценности. Материальные ценности заняли пятое место.
Общественные, духовные и физические ценности интересуют значительно меньше остальных.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека, так как ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида.
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.
В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Путь к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями.
Социальная работа как социокультурное явление основывается на системе профессиональных ценностей, ценностные ориентации как субъективные образования указывают на высшие ранговые ценности и определяют направление развития профессиональной деятельности. Социальная работа как социокультурная система воспроизводится специалистами в процессе взаимодействия на основании определенной системы ценностей. Каждый человек застает порядок сложившимся, приспосабливается к нему.
Что касается системы профессиональной деятельности как социальная работа, то ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.
В результате анализа методик, полученных при исследовании системы ценностных ориентации студентов, можно сделалась следующий вывод: различия между ценностными ориентациями студентов технического и гуманитарного вузов ненамного отличаются между собой, но все-таки существуют и являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе социализации. На первом месте у обеих специальностей стоит личностных рост, затем семья, затем профессиональная и материальная сфера.