Классификация педагогических наук

Содержание скрыть

Введение, Философские науки

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, эко­номикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессио­нально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология

В данной работе остановимся более подробно на двух предметах: педагогике и психологии. Дадим определения этим понятиям и рассмотрим классификацию педагогических наук, а также психологических наук.

I. Предмет педагогики

Классификация педагогических наук

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею пред­мет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь разви­тия, накопив информацию, превратилась к настоящему вре­мени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Педагогика произошла от древнегреческого «пейдагогос»: «пейда» — ребенок, «гогос» — водить. Дословно получалось «детоводство» или «детовождение». Педагогами называли рабов, которые водили детей рабовладельцев в школу. Смысл этого слова постепенно изменялся, и вскоре педагогами стали называть людей, которые передавали свой опыт подрастающему поколению и взрослым людям. Итак, педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании взрослых людей и подрастающего поколения.

философия,

история педагогики.

Общая педагогика —

педагогика высшей шко­лы.

Особую группу педагогических наук составляют так на­зываемые частные или предметные методики, преподавания и изучения конкретных учеб­ных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреж­дений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

II.Предмет психологии

Классификация психологических наук

Психология есть наука о нас самих, о нашем внутреннем, духовном мире.

Психология изучает психические процессы: ощущения, вос­приятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чув­ства и такие свойства личности, как темперамент, характер, спо­собности, потребности, интересы; изучает психологическая наука также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность и т. д.).

3 стр., 1354 слов

Дошкольная педагогика ка наука. Объект, предмет, цели и задачи ...

... всех звеньев и факторов дошкольного воспитания. Источниками дошкольной педагогики как науки являются: Народная педагогика, то есть эмпирические педагогические знания, педагогический опыт ... объектом, но и субъектом воспитания, означает равноценность личностных качеств ребенка и педагога, признание их равноправными участниками воспитательного процесса. Актуальными проблемами дошкольной педагогики ...

Другими словами, психология изучает личность во всем мно­гообразии проявлении ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.

Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она за­висит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга.

Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических явлений, т. е. раскрытие объектив­ных закономерностей, которые лежат в основе их возникнове­ния, развития и формирования.

Можно определить психологию как науку о психике, которая является функцией высокоорганизованной материи—мозга, функцией, заключающейся в отражении объ­ективной действительности.

Отражение нашим мозгом предметов и явлений объек­тивной действительности, т. е. наша, психика — сложный про­цесс, требующийспециального изучения и научного исследо­вания.

Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности человека.

Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в коре головного мозга человека, показыва­ют, как человек познает окружающий его объективный мир. Эти законы направляют действиячеловека. Психологические законы показывают, как развивается психическая деятельность и фор­мируются психические свойства личности.

Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека

Психология изучает связь психических процессов в единстве с процессами физиологическими, которые являются механизма­ми отражательной деятельности мозга.

Кроме общей, детской и педагогической психологии, есть мно­го других отраслей психологии: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология творчества, косми­ческая психология и т. д.

Каждая из этих отраслей психологии помогает работникам лучше понять свое дело, лучше организовать творческий про­цесс, повысить работоспособность, производительность и орга­низацию труда. Например,

Детская психология, Педагогическая психология

Глубокое знание психологии учащихся, психологии их обу­чения и воспитания составляет основу методик обучения. Без хорошего знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить ни одну методику обучения учащихся, нельзя разработать правильные методы воспитательной работы с учащимися.

Знание психологии помогает понять самого себя, собствен­ную психическую жизнь, свои слабые и сильные стороны. Зна­ние самого себя облегчает человеку правильное самовоспитание, развитие своих способностей и устранение недостатков в своем поведении.

II.1 Ощущения: понятие и классификация

Ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств окружающего мира, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Существует восемь видов ощущений.

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения имеют огромное значение в познании человеком внешнего мира. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, нашего зритель­ного аппарата. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.

5 стр., 2247 слов

Значение ощущений в жизни человека

... ощущений; влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей; влияние ощущений на психологию личности; роль ощущений в спорте; ощущения в деловой среде. В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение. Ощущением ...

Слуховые ощущения, Слуховые ощущения

С помощью слуха мы контролируем и свою и чужую речь, а в случае необходимости исправляем произношение.

ощущения музы­кальных звуков

Обонятельные ощущения

Органами обоняния являются обонятельные клетки, распо­ложенные в верхней части носовой полости. Раздражителями для обонятельного анализатора служат частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воз­духом.

У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у наших отдаленных предков, и в практической жизни обонятельные ощущения играют сравнительно незначитель­ную роль.

При поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими, оставшимися неповрежденными анализаторами, приобретает особо важное значение.

Вкусовые ощущения

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые ре­цепторы химических свойств веществ, растворимых в слюне или воде.

Вкусовыми рецепторами являются вкусовые почки, распо­ложенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёба и в надгортаннике.

Вкусовые ощущения имеют четыре различных качества: сладкое, кислое, соленое и горькое. Разнообразие вкуса разных кушаний в значительной мере зависит от присоединения к вку­совым ощущениям обонятельных ощущений. Если совершенно исключить обоняние, то вкус самых различных кушаний делает­ся в значительной мере одинаковым.

Кожные ощущения

Механические и термические раздражения кожи и слизистой оболочки рта и носа могут вызывать ощущения четырех видов: а) ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, б) ощу­щения холода, в) ощущения тепла и г) ощущения боли. На по­верхности кожи рассеяны точки, которые дают ощущение толь­ко прикосновения, только холода, только тепла и только боли.

Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев; спина ме­нее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и хо­лода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой.

Кинестезические ощущения

Кинестезические ощущения (ощущения движения и положе­ния органов тела) отражают изменения, которые возникают в органах движения.

Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокраще­ния мышц и о положении частей нашего тела, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом суставе и т. п.

осязанием.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельно­сти человека, особенно при выполнении трудовых операций, тре­бующих большой точности. Осязательные сигналы служат са­мыми ближайшими регуляторами трудовых действий. Это обу­словлено тем, что и осязание, и рабочие движения являются функциями одного и того же органа — человеческой руки.

Ощущения равновесия

Органы ощущения равновесия находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы. Нормальная деятельность органов равновесия очень важна в работе челове­ка.

8 стр., 3689 слов

Эксперимент. Ощущения. Виды ощущений

... влияние на поведение испытуемого. Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не ... познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. [5 ... вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с ... органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений ...

Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь).

Однако при регулярной тренировке устой­чивость органов равновесия значительно возрастает,

Органические ощущения

Рецепторы этих ощущений находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника.

К органическим ощущениям относятся: ощущения голода, жажды, насыщения, тошноты, внутренних болей и т. д. Пока работа внутренних органов идет нормально, мы обычно никаких органических ощущений почти не замечаем; они главным обра­зом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов.

общее само­чувствие человека.

II.2 Понятие о мышлении

Мышление — высший познавательный процесс, свойственный только человеку.

В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам воз­можность понять закономерности окружающего нас материаль­ного мира и закономерности нашей собственной психической жизни.

В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обоб­щенный характер и совершается в понятиях.

Мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними.

Закономерности мышления

В основе, процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мoзга.

В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раз­дражителей в коре головного мозга образуются временные нерв­ные связи или ассоциации; которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.

Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. 0днако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.

Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в не­разрывной связи, с деятельностью первой сигнальной системы.

Если слова — вторые сигналы — не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вто­рая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систе­му не может служить основой мышления, правильно отражающе­го окружающую действительность.

Мыслительные операции

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи, мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстрак­ции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.

Сравнение, Сравнение

В любой деятельности сравнение служат какой-то познава­тельной цели, т. е. оно целенаправленно.

В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.

Сравнение может быть направлено или на установление сход­ства предметов, или на их различия, или на то и другое одновре­менно.

Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, на­учным или поэтическим и т.п.

Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается

12 стр., 5797 слов

Мышление основные виды мышления и мыслительные операции

... Часто мышление разворачивается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Важ­нейшую роль в мыслительной деятельности ... отношения к проблеме . Процесс мышления — это, прежде всего анализ, синтез и обобщение. 1. Определение мышления и классификация его видов ... обращается к использованию ло­гических операций и умозаключений, причем ход этого мышления мож­но проследить с начала ...

их разнообразие.

Спомощью мыслительной операции сравнения мы приобре­таем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным эле­ментом других процессов мышления, обуславливает развитие на­ших мыслительных способностей.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и все­стороннее знание действительности. Анализ дает знание отдель­ных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объ­единяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные фор­мы психической деятельности — ощущения и восприятия, не го­воря уже о мышлении.

и конкретизация

Абстракция

Без процесса абстракции невозможно проникновение «в глубь» предмета, невозможно изучение его сущности.

Процессу абстракций противоположен процесс конкретиза­ции.

Конкретизация,

сторонне фиксирует ту или иную, сторону предмета вне связи с

другими сторонами, вне обусловленности, целым.

Все перечисленные мыслительные операции, способы мышле­ния являются основой формирования и усвоения понятий. Вне сравнения, анализа и синтеза, абстракции и конкретизации фор­мирование мышления в понятиях невозможно. Овладение этими приемами и операциями мыслительной деятельности крайне важ­но и необходимо человеку для совершенствования и дальнейше­го развития процесса мышления.

мыслительной деятельности

Понятие

Полное определение понятия можно сформулировать так: понятиеэто форма мышления, в которой отражаются об­щие и притом существенные свойства предметов и явлений.

В понятиях кристаллизуются наши знания о предметах и яв­лениях действительности в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от представле­ния; если представление конкретно, образно, наглядно, то поня­тие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характе­ром. Представление — это образ конкретного предмета. Поня­тие— мысль о предмете вообще.

Суждение

Содержание понятия раскрывается в суждении.

Суждениеэто форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.

Следовательно, чтобы высказать то или иное суж­дение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суж­дения, иначе это понятие не будет раскрыто.

Знать какой-нибудь предмет — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е, уметь судить о нем.

Умозаключение

Умозаключение

Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений — индуктивным и дедуктивным.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

4 стр., 1748 слов

Психика, мышление, сознание: философский анализ

... человека в процессе деятельности. 2.Понятие, формы и виды мышления О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и ... подход, который не допускает рассмотрение и анализ этого феномена вне жизни социума. Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание явлено как непрерывный «поток» сменяющих ...

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека

Хотя процесс мышления подчиняется общим логическим законам, у разных людей мышление неодинаково. Индивиду­альные особенности мыслительной деятельности человека яв­ляются прежде всего результатом развития его ума в процессе жизни, познания действительности в процессе воспитания. Но одновременно с этим особенности человеческого ума зависят также и от типа нервной системы, от динамики основных нерв­ных процессов возбуждения и торможения, а также от соотно­шения первой и второй сигнальных систем.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенны­ми из которых являются: широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума.

Широта ума, Глубина мышления, Самостоятельность мышления, Критичность ума, Гибкость ума, Быстрота ума

Все названные качества мышления развиваются в процессе самой познавательной, мыслительной деятельности и непосред­ственно зависят от способов и приемов их развития и формиро­вания.

III. Система изучения обучающихся

Система изучения обучающихся может включать в себя 2 уровня исследований: эмпирический и теоретические методы.

К эмпирическим методам педагогических исследований относятся наблюдение, анализ школьной документации, изучение ученического творчест­ва, беседы.

Наблюдение —

1) определяются задачи, выделяются объекты, разра­батывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фик­сируются;

3) полученные данные обрабатываются.

длительным, систематическим, разносторонним, объек­тивным и массовым.

изуча­ют школьную документацию,

Изучение ученического творчества —

К эмпирическим методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляют­ся отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод иссле­дования отличается целенаправленными попытками иссле­дователя проникнуть во внутренний мир собеседника, вы­явить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим ис­следователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Теоретический путь познания – это педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент

Слово «эксперимент» латинского происхождения и в пе­реводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эк­сперимент — это научно поставленный опыт преобразова­ния педагогического процесса в точно учитываемых услови­ях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: ... рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществля­ются и очень широкие региональные эксперименты. Иссле­дования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

Научной гипотезе,

III.1 Правило выдвижения гипотез

Гипотеза — это гипотетическое предположение, кото­рое необходимо доказать. Гипотеза в результате научно­го исследования может оправдаться, может частично оправдать­ся, а может совсем не оправдаться. Отрицательный результат в науке — это тоже научный результат.

Гипотеза прони­зывает все исследование от начала до конца. Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие работы будут ступеньками к достижению результата.

Формулировка гипотезы — тоже непростая работа для исследователя. Для этого исследователь должен обладать определенными знаниями логики, сущности научного исследования, эм­пирическим опытом в рамках исследуемой проблемы, обладать способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию, прогнозированию.

Можно выделить ряд требований к формулировке гипотезы. Для этого исследователь мысленно отвечает на является самым существенным в предмете исследования, каков главный инструмент (метод) исследования, каков состав (из каких элементов) и структура (взаимосвязь и взаимообус­ловленность элементов) изучаемого предмета исследования, как развивается предмет исследования (продолжительность протекания явлений, изменение элементов, связь с внешним миром, прогноз и др.), каковы условия успешности решения полагаемых задач.

III.2 Структура процесса и логика управленческих функций

система управления является специфической системой совместной деятельности людей.

обладает общими атрибутами деятельности:

  1. Являясь особым видом деятельности, управление осуществ­ляется посредством особых видов действий. К этим видам управ­ленческих действий относятся прежде всего действия планирования, организации, руководства, контроля, а также анализа, прогнозиро­вания, учета, коррекции и т.д., которые обычно входят в структуру наиболее значимых, основных видов управления.

  2. Наиболее общим признаком всякого управления является его нацеленность на оказание ре­зультативных воздействий на какие-то объекты, на их движение с тем, чтобы это движение осуществлялось в нужном, правильном направлении (заметим, что слова «управление», «направление», «правильный», «править» не случайно являются однокоренными и не только в русском языке).

    Управление всегда предполагает значимые воздействия на объект, причем сами эти воздействия мо­гут быть и прямые и косвенные, и непосредственные и опосредо­ванные, и жесткие и мягкие, но если воздействие не осуществляет­ся и влияние на состояние дел в объекте не оказывается, то управ­ление ли это? Поэтому когда говорят о потенциале, возможностях

    8 стр., 3715 слов

    II. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике

    ... дипломной работы. План действий по выполнению дипломной работы примерно можно представить следующим образом. 1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. 2 . Составление списка литературы по теме исследования. ... навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции. Как правило, тема дипломной работы утверждается и ...

    управления, прежде всего имеют в виду возможности результа­тивного влияния на состояние дел, на процессы, происходящие в объекте; без роста этих возможностей трудно говорить о развитии систем управления.

взаимодействие. Понимание двустороннего характера процесса,

осуществимость управления как результативного влияния немыслима без определенных усло­вий

проблемы надо решать, но решать надо именно проблемы! )

постоянно,

8. Управленческая деятельность имеет внешнюю, наблюдае­мую, поведенческую и внутреннюю, идеальную, духовную сторо­ну, которая существенно зависит от личностного фактора управ­ления. Эта деятельность опосредована мышлением руководителей, их картиной мира, понятийным аппаратом, причем качество этих интеллектуальных и ценностно-мировоззренческих средств во мно­гом предопределяет возможности управленцев и качество их про­фессиональной деятельности.

развитие управления предполагает овладение новы­ми умениями

10. Как и всякая деятельность, управление нуждается в различных ресурсах, без которых либо не может осуществляться совсем,

создание и использование органически включено в ткань управленческой деятельности.

Вывод

Итак, в данной работе были рассмотрены две науки: педагогика и психология. Мы попытались дать определения этим понятиям и раскрыть классификацию педагогических наук, а также психологических наук.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании взрослых людей и подрастающего поколения.

Психология — наука о психике. Другими словами, психология изучает личность во всем мно­гообразии проявлении ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.

психологией,

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sistema-pedagogicheskih-nauk/

  1. И.П.Подласый «Педагогика», М., Просвещение,1996г.

  2. М.А.Галагузова «Социальная педагогика», М., Владос, 2000г.

  3. А.М.Моисеев, А.Е.Капто, А.В.Лоренсов, «Нововведение во внутришкольном управлении»М., Педагогическое общество России, 1998г.

  4. О.Г.Хомерики «Развитие школы как инновационный процесс» М., Новая школа, 1994г.

  5. Е.И.Игнатьев, «Психология», М., Просвещение, 1969г.