Введение, Философские науки
Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.
кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология
В данной работе остановимся более подробно на двух предметах: педагогике и психологии. Дадим определения этим понятиям и рассмотрим классификацию педагогических наук, а также психологических наук.
I. Предмет педагогики
Классификация педагогических наук
Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
Педагогика произошла от древнегреческого «пейдагогос»: «пейда» — ребенок, «гогос» — водить. Дословно получалось «детоводство» или «детовождение». Педагогами называли рабов, которые водили детей рабовладельцев в школу. Смысл этого слова постепенно изменялся, и вскоре педагогами стали называть людей, которые передавали свой опыт подрастающему поколению и взрослым людям. Итак, педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании взрослых людей и подрастающего поколения.
философия,
история педагогики.
Общая педагогика —
педагогика высшей школы.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.
II.Предмет психологии
Классификация психологических наук
Психология есть наука о нас самих, о нашем внутреннем, духовном мире.
Психология изучает психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чувства и такие свойства личности, как темперамент, характер, способности, потребности, интересы; изучает психологическая наука также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность и т. д.).
Дошкольная педагогика ка наука. Объект, предмет, цели и задачи ...
... всех звеньев и факторов дошкольного воспитания. Источниками дошкольной педагогики как науки являются: Народная педагогика, то есть эмпирические педагогические знания, педагогический опыт ... объектом, но и субъектом воспитания, означает равноценность личностных качеств ребенка и педагога, признание их равноправными участниками воспитательного процесса. Актуальными проблемами дошкольной педагогики ...
Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлении ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.
Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она зависит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга.
Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических явлений, т. е. раскрытие объективных закономерностей, которые лежат в основе их возникновения, развития и формирования.
Можно определить психологию как науку о психике, которая является функцией высокоорганизованной материи—мозга, функцией, заключающейся в отражении объективной действительности.
Отражение нашим мозгом предметов и явлений объективной действительности, т. е. наша, психика — сложный процесс, требующийспециального изучения и научного исследования.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.
Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в коре головного мозга человека, показывают, как человек познает окружающий его объективный мир. Эти законы направляют действиячеловека. Психологические законы показывают, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности.
Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека
Психология изучает связь психических процессов в единстве с процессами физиологическими, которые являются механизмами отражательной деятельности мозга.
Кроме общей, детской и педагогической психологии, есть много других отраслей психологии: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология творчества, космическая психология и т. д.
Каждая из этих отраслей психологии помогает работникам лучше понять свое дело, лучше организовать творческий процесс, повысить работоспособность, производительность и организацию труда. Например,
Детская психология, Педагогическая психология
Глубокое знание психологии учащихся, психологии их обучения и воспитания составляет основу методик обучения. Без хорошего знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить ни одну методику обучения учащихся, нельзя разработать правильные методы воспитательной работы с учащимися.
Знание психологии помогает понять самого себя, собственную психическую жизнь, свои слабые и сильные стороны. Знание самого себя облегчает человеку правильное самовоспитание, развитие своих способностей и устранение недостатков в своем поведении.
II.1 Ощущения: понятие и классификация
Ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств окружающего мира, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Существует восемь видов ощущений.
Зрительные ощущения
Зрительные ощущения имеют огромное значение в познании человеком внешнего мира. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, нашего зрительного аппарата. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.
Значение ощущений в жизни человека
... ощущений; влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей; влияние ощущений на психологию личности; роль ощущений в спорте; ощущения в деловой среде. В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение. Ощущением ...
Слуховые ощущения, Слуховые ощущения
С помощью слуха мы контролируем и свою и чужую речь, а в случае необходимости исправляем произношение.
ощущения музыкальных звуков
Обонятельные ощущения
Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Раздражителями для обонятельного анализатора служат частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом.
У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у наших отдаленных предков, и в практической жизни обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль.
При поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими, оставшимися неповрежденными анализаторами, приобретает особо важное значение.
Вкусовые ощущения
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы химических свойств веществ, растворимых в слюне или воде.
Вкусовыми рецепторами являются вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёба и в надгортаннике.
Вкусовые ощущения имеют четыре различных качества: сладкое, кислое, соленое и горькое. Разнообразие вкуса разных кушаний в значительной мере зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных ощущений. Если совершенно исключить обоняние, то вкус самых различных кушаний делается в значительной мере одинаковым.
Кожные ощущения
Механические и термические раздражения кожи и слизистой оболочки рта и носа могут вызывать ощущения четырех видов: а) ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, б) ощущения холода, в) ощущения тепла и г) ощущения боли. На поверхности кожи рассеяны точки, которые дают ощущение только прикосновения, только холода, только тепла и только боли.
Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев; спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой.
Кинестезические ощущения
Кинестезические ощущения (ощущения движения и положения органов тела) отражают изменения, которые возникают в органах движения.
Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом суставе и т. п.
осязанием.
Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. Осязательные сигналы служат самыми ближайшими регуляторами трудовых действий. Это обусловлено тем, что и осязание, и рабочие движения являются функциями одного и того же органа — человеческой руки.
Ощущения равновесия
Органы ощущения равновесия находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы. Нормальная деятельность органов равновесия очень важна в работе человека.
Эксперимент. Ощущения. Виды ощущений
... влияние на поведение испытуемого. Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не ... психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. [5 ... вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с другими ... органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений ...
Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь).
Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает,
Органические ощущения
Рецепторы этих ощущений находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника.
К органическим ощущениям относятся: ощущения голода, жажды, насыщения, тошноты, внутренних болей и т. д. Пока работа внутренних органов идет нормально, мы обычно никаких органических ощущений почти не замечаем; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов.
общее самочувствие человека.
II.2 Понятие о мышлении
Мышление — высший познавательный процесс, свойственный только человеку.
В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам возможность понять закономерности окружающего нас материального мира и закономерности нашей собственной психической жизни.
В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер и совершается в понятиях.
Мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними.
Закономерности мышления
В основе, процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мoзга.
В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга образуются временные нервные связи или ассоциации; которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.
Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. 0днако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.
Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи, с деятельностью первой сигнальной системы.
Если слова — вторые сигналы — не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вторая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систему не может служить основой мышления, правильно отражающего окружающую действительность.
Мыслительные операции
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи, мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Сравнение, Сравнение
В любой деятельности сравнение служат какой-то познавательной цели, т. е. оно целенаправленно.
В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.
Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на их различия, или на то и другое одновременно.
Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, научным или поэтическим и т.п.
Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается
Мыслительные процессы в управленческой деятельности
... работе мы изучим особенности мыслительных процессов в управленческой деятельности, выделим особенные свойства и отметим методы управленческого мышления. 1. Понятие мышления, его свойства, формы, виды Мышление - это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом общих ...
их разнообразие.
Спомощью мыслительной операции сравнения мы приобретаем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным элементом других процессов мышления, обуславливает развитие наших мыслительных способностей.
Анализ и синтез
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные формы психической деятельности — ощущения и восприятия, не говоря уже о мышлении.
и конкретизация
Абстракция
Без процесса абстракции невозможно проникновение «в глубь» предмета, невозможно изучение его сущности.
Процессу абстракций противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация,
сторонне фиксирует ту или иную, сторону предмета вне связи с
другими сторонами, вне обусловленности, целым.
Все перечисленные мыслительные операции, способы мышления являются основой формирования и усвоения понятий. Вне сравнения, анализа и синтеза, абстракции и конкретизации формирование мышления в понятиях невозможно. Овладение этими приемами и операциями мыслительной деятельности крайне важно и необходимо человеку для совершенствования и дальнейшего развития процесса мышления.
мыслительной деятельности
Понятие
Полное определение понятия можно сформулировать так: понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
В понятиях кристаллизуются наши знания о предметах и явлениях действительности в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от представления; если представление конкретно, образно, наглядно, то понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером. Представление — это образ конкретного предмета. Понятие— мысль о предмете вообще.
Суждение
Содержание понятия раскрывается в суждении.
Суждение — это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.
Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения, иначе это понятие не будет раскрыто.
Знать какой-нибудь предмет — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е, уметь судить о нем.
Умозаключение
Умозаключение
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений — индуктивным и дедуктивным.
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Психика, мышление, сознание: философский анализ
... человека в процессе деятельности. 2.Понятие, формы и виды мышления О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и ... подход, который не допускает рассмотрение и анализ этого феномена вне жизни социума. Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание явлено как непрерывный «поток» сменяющих ...
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека
Хотя процесс мышления подчиняется общим логическим законам, у разных людей мышление неодинаково. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека являются прежде всего результатом развития его ума в процессе жизни, познания действительности в процессе воспитания. Но одновременно с этим особенности человеческого ума зависят также и от типа нервной системы, от динамики основных нервных процессов возбуждения и торможения, а также от соотношения первой и второй сигнальных систем.
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются: широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума.
Широта ума, Глубина мышления, Самостоятельность мышления, Критичность ума, Гибкость ума, Быстрота ума
Все названные качества мышления развиваются в процессе самой познавательной, мыслительной деятельности и непосредственно зависят от способов и приемов их развития и формирования.
III. Система изучения обучающихся
Система изучения обучающихся может включать в себя 2 уровня исследований: эмпирический и теоретические методы.
К эмпирическим методам педагогических исследований относятся наблюдение, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.
Наблюдение —
1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются.
длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
изучают школьную документацию,
Изучение ученического творчества —
К эмпирическим методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Теоретический путь познания – это педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент
Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
... положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: ... рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение ...
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
Научной гипотезе,
III.1 Правило выдвижения гипотез
Гипотеза — это гипотетическое предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза в результате научного исследования может оправдаться, может частично оправдаться, а может совсем не оправдаться. Отрицательный результат в науке — это тоже научный результат.
Гипотеза пронизывает все исследование от начала до конца. Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие работы будут ступеньками к достижению результата.
Формулировка гипотезы — тоже непростая работа для исследователя. Для этого исследователь должен обладать определенными знаниями логики, сущности научного исследования, эмпирическим опытом в рамках исследуемой проблемы, обладать способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию, прогнозированию.
Можно выделить ряд требований к формулировке гипотезы. Для этого исследователь мысленно отвечает на является самым существенным в предмете исследования, каков главный инструмент (метод) исследования, каков состав (из каких элементов) и структура (взаимосвязь и взаимообусловленность элементов) изучаемого предмета исследования, как развивается предмет исследования (продолжительность протекания явлений, изменение элементов, связь с внешним миром, прогноз и др.), каковы условия успешности решения полагаемых задач.
III.2 Структура процесса и логика управленческих функций
система управления является специфической системой совместной деятельности людей.
обладает общими атрибутами деятельности:
-
Являясь особым видом деятельности, управление осуществляется посредством особых видов действий. К этим видам управленческих действий относятся прежде всего действия планирования, организации, руководства, контроля, а также анализа, прогнозирования, учета, коррекции и т.д., которые обычно входят в структуру наиболее значимых, основных видов управления.
-
Наиболее общим признаком всякого управления является его нацеленность на оказание результативных воздействий на какие-то объекты, на их движение с тем, чтобы это движение осуществлялось в нужном, правильном направлении (заметим, что слова «управление», «направление», «правильный», «править» не случайно являются однокоренными и не только в русском языке).
Управление всегда предполагает значимые воздействия на объект, причем сами эти воздействия могут быть и прямые и косвенные, и непосредственные и опосредованные, и жесткие и мягкие, но если воздействие не осуществляется и влияние на состояние дел в объекте не оказывается, то управление ли это? Поэтому когда говорят о потенциале, возможностях
8 стр., 3715 словII. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике
... дипломной работы. План действий по выполнению дипломной работы примерно можно представить следующим образом. 1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. 2 . Составление списка литературы по теме исследования. ... навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции. Как правило, тема дипломной работы утверждается и ...
управления, прежде всего имеют в виду возможности результативного влияния на состояние дел, на процессы, происходящие в объекте; без роста этих возможностей трудно говорить о развитии систем управления.
взаимодействие. Понимание двустороннего характера процесса,
осуществимость управления как результативного влияния немыслима без определенных условий
проблемы надо решать, но решать надо именно проблемы! )
постоянно,
8. Управленческая деятельность имеет внешнюю, наблюдаемую, поведенческую и внутреннюю, идеальную, духовную сторону, которая существенно зависит от личностного фактора управления. Эта деятельность опосредована мышлением руководителей, их картиной мира, понятийным аппаратом, причем качество этих интеллектуальных и ценностно-мировоззренческих средств во многом предопределяет возможности управленцев и качество их профессиональной деятельности.
развитие управления предполагает овладение новыми умениями
10. Как и всякая деятельность, управление нуждается в различных ресурсах, без которых либо не может осуществляться совсем,
создание и использование органически включено в ткань управленческой деятельности.
Вывод
Итак, в данной работе были рассмотрены две науки: педагогика и психология. Мы попытались дать определения этим понятиям и раскрыть классификацию педагогических наук, а также психологических наук.
Педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании взрослых людей и подрастающего поколения.
Психология — наука о психике. Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлении ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.
психологией,
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sistema-pedagogicheskih-nauk/
-
И.П.Подласый «Педагогика», М., Просвещение,1996г.
-
М.А.Галагузова «Социальная педагогика», М., Владос, 2000г.
-
А.М.Моисеев, А.Е.Капто, А.В.Лоренсов, «Нововведение во внутришкольном управлении»М., Педагогическое общество России, 1998г.
-
О.Г.Хомерики «Развитие школы как инновационный процесс» М., Новая школа, 1994г.
-
Е.И.Игнатьев, «Психология», М., Просвещение, 1969г.