Выступление на школьной НПК «Школа как социальный институт»

Содержание скрыть

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Актуальность:, Целью этой работы является

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место.

Понятие «институт» было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм. Институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. д. В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое толкование, как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов.

2 стр., 896 слов

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте

... социальным ролям. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах, в ... В детские и ранние юношеские годы ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в ... устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших ...

Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества и т. д.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Первое, чаще всего употребляемое, значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей.

3) Важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, в одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

13 стр., 6291 слов

Динамика потребностей человека от младенчества до старости

... социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди ... человек. В этих условиях потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в прожорливого человека, в грудного ребенка, ...

Итак, социальные институты — специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения признания и одобрения . Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами.

2. Виды социальных институтов

Институты возникли в глубокой древности. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными. Социальные институты — столпы общества, символы порядка и организованности.

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

  • институты брака и семьи — потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;

  • экономические (производство, собственность и др.) — потребности в добывании средств существования;

  • *политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении;

  • *институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;

  • религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;

Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Они обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры. Экономические институты — их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение. Институты образования — освоение и последующее воспроизводство социокультурных ценностей.

7 стр., 3299 слов

Образование как социальный институт

... работы является рассмотрение образования как социального института. 1. Образование как один из основных социальных институтов Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ...

Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образуются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др., Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Неосновные институты называют еще общественными практиками. Они помогают организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

3. Общие признаки социальных институтов, К числу основных признаков социальных институтов относятся:

Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты (напр. кольца, обручение-институт семьи; флаг, гимн, герб-институт политики; крест, алтарь, библия-институт религии т.п.);

Основные роли – образы поведения (отец, мать, ребенок- институт семьи; учитель, ученик-институт образования и т.п.);

Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального контроля (семейные запреты; правила учащихся; контракты; вера; и т.п.).

Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, — менее отчетливо.

7 стр., 3189 слов

Психологические аспекты социализации личности. Социально-психологические ...

... личность. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Примером идентификации является поло-ролевая типизация - процесс ... затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3–4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья. ...

К числу общих признаков социального института можно отнести:

— выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

  • определенную (более или менее формализованную) организацию;

— наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

— наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

4. Школа как социальный институт воспитания, социализирующие функции школы

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациям среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтоввоспитания.

Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет).

В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

В процессе социализации детей этот институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально психологическиезадачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.

Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества — формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать».

Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная школа выполняет двойную роль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне учебного процесса; социально- психологическую группу, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение определяет возможности реализации школьниками своей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этих проявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.

13 стр., 6196 слов

Школа: обучение или воспитание?

... обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: учебно-воспитательный процесс. Предмет курсовой работы: сущность процессов воспитания и обучения. Гипотеза курсовой работы: Воспитание неотрывно от обучения, существует целостность единого образовательного процесса воспитания и обучения в школе. Структура курсовой работы: данная работа ...

Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связаны, помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них: фронтальные и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активности являются групповые формы работы, что берется на вооружение многими современными педагогами-новаторами. Традиционные формы обучения приводят часто к появлению эгрессивного (избегающего) поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично — в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму. Следовательно, школьники частично реализуют свою активность, возможность в успешном и разностороннем развитии своей личности. В школе дети приобретают институционализированные жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе, в силу своей институциональности и традиционности, отражающиеся негативно в неуспеваемости ориентированности на современные социально-политические изменения. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.

Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

* Освоение ребятами нормативного поведения;

  • Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

2 стр., 845 слов

Социализация детей дошкольного возраста в ДОУ

... социализации ребенка-дошкольника; 2. выделить условия социализации детей дошкольного возраста; 3. проверить эффективность условий социализации детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; анализ результатов педагогического эксперимента. Социальное воспитание ...

Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы — часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесс лежат в окружающей школу социальной среде требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировке тех социальных факторов, которые воздействуют прямо, либо непосредственно на процесс формирования личности. Итак, определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.

Многие ученые-педагоги в исследованиях современного процесса социализации в российской школе пришли к выводу о создании, развитии изучаемого института воспитания, как открытой системы социализации детей.

Системный подход предполагает, в первую очередь, изучение всех сторон развития ребенка, рассмотрение их взаимосвязей и взаимообусловленностей.

(Система — это совокупность частей (подсистем) и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий).

Применительно к школе системный подход предполагает рассмотрение всех сторон жизнедеятельности школьника, влияние на него воспитательного института непосредственно, прививая различные жизненно необходимые навыки, и опосредованно, через родителей, с которыми учителя проводят беседы,секции, кружки по интересам и т.п.

Просвещение — система социального порядка, не существующая изолированно, сама по себе. Развитая сеть коммуникативных связей,

взаимозависимости и взаимодействия с другими социальными системами — среда и ее существование, развитие и совершенствование. В этом отношении — среда школа — это не только внешние по отношению к ней сугубо педагогические образования самой системы просвещения. Это социальной явление и образование окружающей ее жизни, с которыми она, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама. Одновременно изменяется условие осуществления школой ее воспитательно-образовательных функций; среда становится полноправным участником воспитательно — образовательного процесса.

Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующие большого внимания школы, ее открытости. Педагогические коллективы школ сегодня не могут игнорировать, не учитывать другие воспитывающие силы. Современный школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний и воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность и функции. Его авторитет зависит не только от полноты знаний и эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать возможности всех социальных институтов окружающей среды.

12 стр., 5885 слов

Воспитание ребёнка в семье

... семья, структура семьи, её функции, проблемы современной семьи, ошибки воспитания, а также роль семейного воспитания в развитии ребенка. Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является базовой основой первичной социализации личности ... уже обучаются в школе. §3 ВОСПИТАНИЕ Детей В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ Особенности воспитания единственного ребенка в семье На этот ...

Социализация личности школьника — процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.

Но в процессе социализации личбность — не только объект, но и субъект деятельности (в чем заключен конфликт социализации человека).

Школьник — не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно — познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.

Системный, открытый подход школы к социализации детей предполагает полноценное включение в воспитательно-образовательный процесс всего арсенала средств и возможностей, которым располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям данного общества в определенной мере отражающей его развитие.

Объективно развивающийся в стране процесс усиления роли неформальных факторов, формулирующих личность и, прежде всего, микросоциума, не мог не отразиться и на состоянии современной школы. Подход к интегрированным моделям воспитания как наиболее перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач к целостной системе социального воспитания, органической взаимосвязи школы с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полноценного использования профессиональных и социально — обусловленных функций и уникального потенциала каждого воспитательного института общества. Деятельность каждого такого института должна быть обусловлена не столько внутренней перестройкой деятельности школы, сколько ее «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизацией и педагогизацией ее связей с другими элементами целостной системы с социальной микросредой, как фактором личностного развития детей.

Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских коллективов, их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитания в каждом человеке чувство хозяина своего района, города, общества в целом. Это в первую очередь поставило задачу обеспечения непрерывной, педагогической организации воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической зависимости на всех возрастных этапах (раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник и т.д.); в разных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, клуб, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания(родители, педагоги различных профессионально-воспитательных учреждений, социальные педагоги, общественность).

8 стр., 3978 слов

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... обучению и воспитанию ребенка. Помимо этого, она является гуманистической и направлена на формирование социально адаптированной личности воспитанника социально-педагогического учреждения, на воспитание у него ... обоснованности подобных предложений семье (и школе) отводится роль второстепенная, производная. В итоге воспитательный потенциал этих институтов социализации в расчет не принимается. 2. ...

В этой связи значительно вырос интерес школы и других воспитательных институтов общества к микросреде, окружающей ребенка вне официальных институтов воспитания и особенно — к наиболее стабильному ее звену — семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства).

Принципиально меняется характер взаимосвязей школы с семьей в системе социального воспитания. Семье отводится приоритетное место — как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности. Не семья — помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью.

Деятельность школы, как открытой социально-педагогической системы строится на основе преемственности целенаправленной воспитательной работы с народной педагогикой, педагогической интерпретацией национальных традиций воспитания и обучения детей. Это еще одна характерная черта современной открытой школы. Модель система социального воспитания складывается с учетом национально-региональных микросоциальных условий; на основе развития совместной деятельности взрослых и детей в социуме, включения взрослого населения в активное общественное воспитание. И школа призвана обеспечить в воспитании конструктивное сочетание систем, образующих начал со стихийно разрозненным народным педагогическим опытом.

????О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

Образование включает в себя: систематическое обучение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Преобладающими функциями, которые определяют сегодня содержание и перспективы развития воспитательного процесса в школе, признаны развивающая и информативная функции. Основными функциями школы в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Процесс реализации этих функций должен строиться на следующих принципах:

1)Совместная деятельность детей и взрослых.

2)Самоопределение.

3)Личностная направленность воспитания. Добровольность.

4)Коллективистская направленность.

5.Особенности социализационных функций школы на современном этапе

Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально- экономической структуры и форм общественной деятельности людей. Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Однако семья уже не играет той самодавлеющей роли, на которую она претендовала в предшедствующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи.

Увеличение числа автономных факторов социализации влечет за собой изменение роли не только родительской семьи, но и школы. В начале нового времени, когда семейные формы социализации стали явно недостаточными, учитель «присвоил» себе часть родительских функций. А на современном этапе его собственные функции стали проблематичными. Безусловно, школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественно- политической жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон интересов учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своеобразную конкуренцию. Средства массовой коммуникации, т.е. технические средства (печать, радио, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации на количественно большие рассредоточенные аудитории. Их значение и роль быстро возрастают. Сегодня все более влиятельным каналом информации и социализации становится Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, практически уничтожая государственные границы. Они резко повышают степень автономии детей и подростков от старших поколений. Благодаря виртуальному общению возникают не только новые социально — психологические группы и сообщества, но и новые личные идентичности.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. «Главная цель образования – создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию». Реализовать поставленную цель может такая система образования, отличительными особенностями которой являются:

  • перенос акцента с накопления информации (фактов, цифр, формул, образов действий, правил поведения и пр.) на освоение способов их получения, т. е. на формирование анализа, планирования своих действий, умение критически рассматривать факты, вести диалог и др.;
  • переход от освоения конкретных средств к осознанию тех целей, для достижения которых эти средства создавались, а самое главное – к постановке собственных целей и поиску адекватных для их достижения средств.

Если процесс социализации предполагает и усвоение социального опыта, и его активное воспроизводство, то отсюда вытекают и основные задачи школы как института социализации: усвоение нормативного поведения и формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Важно, чтобы в школе у детей сформировался такой социальный навык, как умение совершать выбор. Благодаря этому умению могут быть реализованы основные задачи школы как института социализации. Речь идет не только о выборе любимого предмета, друга, будущей профессии, гражданской позиции, проявляющейся в активности или пассивности в общественных делах. В школе ребенок должен найти необходимую меру соотношения принятия общественных норм и требований и самостоятельной, творческой позиции относительно них, т. е. он должен найти свою позицию между полюсами шкалы: адаптация к социуму – игнорирование социального опыта. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важными являются и позиция сравнения существующих нормативных систем, и построение собственной жизненной позиции.

Школа и семья как партнеры в воспитании детей, Только вместе с родителями,

общими усилиями,

учителя могут дать детям

большое человеческое счастье.

В.А.Сухомлинский

Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского, невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном пони­мании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в та­ких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он ма­ленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения со­циально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожи­точный минимум)

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увле­каются просмотром передач политического или художественного ха­рактера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходи­мыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощу­щает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются осно­вы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчужде­ние между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной на­циональной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уро­вень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача школы и классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении просвещения.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на угнетении личности ребенка. Любовь основывается на знании его интере­сов, стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский совет (это есть зона ближайшего развития ребенка).

Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной работы в нашей школе — союз учителя, родителей и ребенка. Именно важен кон­такт учителя и родителей. Ведь ребенок — это не только объект, но и субъ­ект воспитания.

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

  • изучение семей обучающихся;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

— массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;

  • привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже должен очень кого-то любить.

Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него защита от невзгод.

При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знания­ми. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.

Сердечность, чуткость, отзывчивость — это моральный иммуни­тет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем дет­стве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений. Со своей стороны, мы стараемся, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности).

Может ли школа одна без участия родителей выполнять эту функцию?

Семья – ячейка школьного коллектива. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности, её социализации.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Заключение.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов — школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом — необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.

ДОБАВИТЬ ПРО ШКОЛУ И СЕМЬЮ КАК ПАРТНЕРОВ., Список литературы:

1. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. 2002.

3. Wikipedia.com, yandex.kz

1. Бердсолл К.,Гидденс Э., Социология: учебник для ВУЗов. Изд-е 2-е, Едиториал УРСС., 2005. — 632 с.

2. Добреньков, Кравченко. Социология – М., Инфра-М, 2001. — 624 с.

3. Козырев Г.И., Основы социологии и политологии: учебник- М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.

4. Кравченко А. И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., Издательство: Питер, 2003. – 432 с.

5. Кравченко А. И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект,2007. – 349 с.

6. Лисина С.А, Кускашев Д.В. (НОУ ВПО) Курс лекций – 2007.

7. Общество и экономика, № 12, 2002.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций — М.: Центр, 1997.

9. Социология по-новому http://www.socioline.ru/

1.Бердсолл К.,Гидденс Э., Социология: учебник для ВУЗов. Изд-е 2-е, Едиториал УРСС.,-2005

2.Козырев Г.И., Основы социологии и политологии: учебник- М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М,2007.

3.Кравченко А. И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., 2003.

4.Кравченко А. И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект,2007, 2003.

5.Лисина С.А, Кускашев Д.В. (НОУ ВПО) Курс лекций – 2007.

6.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций — М.: Центр, 1997.

7.Российский экономический журнал № 1 1992 г

8.http://www.socioline.ru/