Изменение состояния сознания при сенсорной депривации

Сенсорная депривация, в настоящее время, остаётся основной причиной возникновения изменения состояния человека. Впервые данным вопросом задались учёные в начале 50-х годов. Они начали проводить экспериментальные исследования по изучению длительной сенсорной изоляции, позднее назвав «депривацией». Группа добровольцев испытывала сильнейшие галлюцинации и эмоциональное голодание.

Таким образом, учёные вводили участников в искусственные условия депривации, чтобы производить наблюдения над испытуемыми, контролировать процесс и выявлять особые приметы, связанные с данной проблемой.

В основном феномен сенсорной депривации испытывают люди с определёнными ограничениями в условиях адаптации к новому окружению, связанных с повреждениями некоторых систем: зрения, слуха, речи и др. Больше всего этому подвержены дети, т.к. данные нарушения зачастую связанны с врождёнными качествами. Чем младше ребенок, тем более ограничен диапазон его адаптивных возможностей к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Изучением проблематики сенсорной депривации у детей, в основном, в условиях образовательной среды занималась Л. Н. Бережнова [2, c. 37]. В одной из своих работ она описывает основы предупреждения депривации у детей в школах. Говоря о детях, также в исследованиях данной темы будет упоминаться работа Л. Г. Пластуновой, в которой она изучала психическое развитие со зрительными нарушениями у детей первого года жизни [6, c. 10]. Следующим, кто изучал депривацию, и чья работа была использована, стал Е. Н. Шмаков. За основу взята тема непосредственно изучающая психическое развитие и влияние сенсорной депривации на неё.

В настоящее время, когда уже многое известно по данной теме исследования, не перестают происходить казусы. Сам человек, испытывающий сенсорную депривацию, во-первых, может не догадываться, что с ним происходит не так, а во-вторых, ему необходимо предоставить помощь. Таким образом, тема остаётся актуальна, и по сей день. Основной причиной этого является узкая специализация данной тематики, «многое знают, да не всем известно». Этими словами подчёркиваю особую значимость информации, которая известна далеко не каждому человеку.

Целью моей исследовательской работы является определение сенсорной депривации в психологии и непосредственное изучение влияния на состояние человека, подверженного этому явлению.

Передо мной стоят первоочередные задачи по изучению данной проблемы:

Дать определение сенсорной депривации

19 стр., 9442 слов

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

... сенсорной комнаты. Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников младшей группы будет идти эффективнее, если использовать сенсорную комнату. Задачи данной курсовой работы: 1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста, 2) определить содержание и методы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. ...

Проанализировать когда и при каких условиях она может возникать

Привести примеры из жизни и научных экспериментов

Выявить закономерность факторов, влияющих на возникновение состояния сенсорной депривации у человека

Обобщить полученную информацию

Объектом исследования данной работы является понятие сенсорной депривации в психологии.

Предметом курсовой работы — изучение влияния сенсорной депривации на состояние сознания человека и изменение сознания.

В ходе написания исследовательской курсовой работы были использованы работы вышеперечисленных авторов, сопутствующая литература по психологии и терминологический словарь по клинической психологии.

Глава 1. Состояние сознания при сенсорной депривации

1.1 Изучение сенсорной депривации в психологии

психология депривация сенсорный

Сенсорная депривация — это частичное или полное снижение чувствительности одного или более органов чувств. С помощью различных устройств, для получения эффекта сенсорной депривации можно на время «отключить» зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат. Также к сенсорной депривации относится ограничение подвижности, общения и эмоциональные переживания [4, c. 342].

В умеренном временном промежутке сенсорная депривация довольно часто оказывает расслабляющее действие и провоцирует интенсивную внутреннюю работу (быстрее обрабатывается информация, стабилизируется психика, обостряется восприятие сигналов от других органов чувств).

Данная методика используется в йоге, медитации, нетрадиционной медицине, а также в психологических практиках.

Упражнения в разнообразных школах используют депривацию с целью коррекции личности. Закрывают глаза, усаживают человека в тихое, уединенное место — все это используется для различных практик саморазвития.

Депривация — это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять свои основные (жизненно необходимые) психические потребности в достаточной мере на протяжении длительного времени. То есть, речь идет о потере такого, что необходимо человеку для удовлетворения важных потребностей. Это приводит к моральным и психологическим отклонениям в его поведении и деятельности.

Следующим моментом в изучении депривации, является такое понятие как «социальная депривация». В науке эта проблема остается недостаточно изученной, однако выделяют четыре периода:

Эмпирический — накапливание фактов, без их анализа и систематизации.

Мобилизующее — период, в котором наблюдаются плохие социальные и экономические условия.

Критический — приходится примерно на 50-е годы XX века. Изучение депривации в условиях семьи.

Экспериментально-теоретический — начался в 60-е годы. Изучение взаимодействий между организмом и социальной средой в условиях депривации.

Так же в психологии существует понятие «психической депривации». Под ним понимают различные неблагоприятные воздействия, которые случаются в жизни.

Её проявления охватывают широкий диапазон изменений личности — от легких до поражений развития интеллекта и характера. Среди них выделяют некоторые формы психической депривации:

Сенсорная — пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.

11 стр., 5237 слов

Психолого-педагогические аспекты развития сенсорных эталонов ...

... депривацией, нарушением зрительного, слухового и двигательно-кинестетического анализаторов. Для детей с ДЦП дошкольного возраста характерен и низкий объем представлений о сенсорных эталонах и качество овладения сенсорными ... сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с ... действий людей, ...

Когнитивная — хаотичная структура внешнего мира без четкого составления и содержания, что не дает возможности понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне.

Эмоциональная — недостаточная возможность для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу.

Социальная — ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Депривация имеет разные уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации — изоляция человека достигла полной замкнутости, отсутствует взаимодействие внутреннего психического с внешним психическим соответствующим характера.

Средний — когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется редко и в малом объеме.

Низкий — когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, не в полном объеме и не активно.

Чтобы уменьшить вероятность развития тяжёлых случаев депривации у человека, зачастую рекомендуют увеличить количество и качество общения с другими индивидами.

Порой бывают случаи, когда характер личности очень замкнут. Такие люди, как правило, страдают от общения с другими. У них может развиться «блокирование» в потребности общения, что приводит к состоянию фрустрации у человека.

Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними». «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми [10].

Эффективность общения может быть обоснована теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека. Психология относит необходимость в общении человека, потребности личности в раздел основных. Общение необходимо человеку для того, чтобы поделиться своим горем, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, наконец, чтобы чувствовать себя человеком, представляет для человека самостоятельную ценность, не ограниченную совместной деятельностью.

Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

В структуре общения выделяют три основных компонента:

когнитивный (познавательный)

аффективный (эмоциональный)

поведенческий.

Так же выделяют три взаимосвязанные стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

3 стр., 1372 слов

Педагогическая характеристика делового общения в профессиональной деятельности

... общение дизайнера с клиентами образует целостную социально-психологическую структуру профессиональной деятельности. Деловое общение в профессиональной деятельности ... ограничениям. 2. В педагогике выделяют пять видов делового общения — познавательное, убеждающее, ... делового общения. Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения — одно из основных составляющих успеха делового человека ...

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Разные авторы выделяют те или иные функции общения. Достаточно полная классификация функций, представленная Л.А. Карпенко: контактная; информационная; побудительная; координационная; эмотивная; установление отношений; оказание влияния [4, c. 245]. В общении выделяются содержание, цель и средства. Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения между людьми. Средствами общения являются способы передачи, посредством различных языков, передаваемой в общении. Целью общения становится, то зачем данная информация передается субъекту. В зависимости от содержания, целей и средств общение подразделяется на многообразные виды.

По содержанию общение бывает: материальное, когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное и деятельностное (обмен навыками).

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным (с использованием специальных средств и орудий); прямым и косвенным. Важнейшими видами общения людей являются также невербальное и вербальное. Среди видов общения можно выделить также деловое, личностное, инструментальное (преследующее иную цель) и целевое (удовлетворение потребности в общении).

Общение как восприятие людьми друг друга предполагает взаимопонимание между участниками. Причем взаимопонимание может трактоваться как понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В последнем случае речь идет об установлении отношений особого рода, выражающихся в чувствах дружбы, симпатии и любви. Но в любом из этих вариантов большое значение имеет то, как воспринимается партнер по общению. Восприятие другого человека включает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. В процессе общения каждый из партнеров уподобляет себя другому партнёру, поэтому восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.

Идентификация выступает, как процесс уподобления, отождествления себя с другими. Близким к понятию «идентификация» является понятие «эмпатия». Эмпатия означает эмоциональное понимание другого человека и его чувств. Она связана со стремлением не рационально, а именно эмоционально откликнуться на проблемы своего партнера.

Рефлексия играет не меньшую роль в процессе восприятия другого. Термин «рефлексия» часто употребляется не только в психологии, но и в других областях. Обозначает данный термин — осознание действующим субъектом того, как в действительности он воспринимается и оценивается другими. В процессе рефлексии формируется представление о том, как партнер по общению понимает тебя. Общение как коммуникация осуществляется с помощью речи и неречевых средств. При этом речь может быть внешней и внутренней [7, c. 26].

Внешняя речь выражается в устной или письменной форме. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь осуществляется в форме лекции, доклада, ораторской речи. Диалоги, в свою очередь, также подразделяются на несколько типов: информационные, дискуссионные и исповедальные. Вербальная речь является универсальным средством общения, она дополняется невербальными средствами [7, c. 26].

5 стр., 2281 слов

Общение как восприятие людьми друг друга

... использован в социальной психологии при характеристике особенностей межличностного восприятия. Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не ...

В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинестику, паралингвистику, проксемику и визуальное общение. Кинестика — система средств общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Паралингвистическая (диапазон и тональность голоса) и экстралингвистическая (паузы в речи, темп речи) системы — это системы вокализации. Проксемика — нормы пространственной и временной организации общения. Визуальное общение — это зрительный контакт.

Явление общения оказывается центральным также и для социальной психологии, потому что порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, восприятие внешнего и внутреннего мира, сплоченность и конфликтность. Понятие «Депривация» — термин в психологии во многом зависит от исходных теоретических оснований. При этом депривация рассматривается лишь как форма сниженной чувствительности отдельных органов чувств. Считается, что любые формы заторможенного развития есть специфические формы совместной деятельности людей.

Развитие — это сложный, поэтапный процесс становления и развития контактов между людьми, рождаемый потребностями в совместной деятельности и обмен информацией, стратегия взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Оно не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности, может выступать и в качестве само мотивированного процесса. Правомерность подобных утверждений можно проследить на примере так называемого фактического общения между людьми, понимаемого в психологии как общение, целью которого является поддержание самого процесса общения. Любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось, хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности. То есть общение было совершено ради самого процесса общения, обмениваясь эмоциями, переживаниями и делясь мыслями, не совершая при этом какой-либо совместной работы. Таким образом, человеку порой необходим разговор с собеседником не только для того, чтобы сделать совместную работу, но и также совершить обмен знаниями и опытом.

В общем виде можно сказать, что общение — это процесс взаимодействия между людьми, вызванный широким спектром потребностей партнеров и направленный на удовлетворение этих самых потребностей.

1.2 Изменение состояния сознания при сенсорной депривации

Рассмотрим на примере взаимоотношения преподавателя и ученика в образовательном процессе. Проблемы эффективности педагогического общения занимают обширное место в современных психолого-педагогических исследованиях. У ученика с преподавателями складываются своеобразные взаимоотношения. Это может быть связано с различными уровнями социальной принадлежности, своего рода ранговой системой.

Прежде всего, это зависит от каждого учителя, от стиля его общения, от характера, темперамента — это с одной стороны. С другой же стороны находятся ученики, каждый из которых представляет собой столь же сложную индивидуальность, со своими характером, темпераментом, способностями, интересами. Также можно заметить, что одни и те же приемы дают хорошие результаты у одного учителя, и совсем не действует у другого.

12 стр., 5897 слов

Виды деятельности человека

... и общении. 2. Деятельностная теория Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе -- деятельностном подходе к психике. Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность -- ... и т.д. В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. В психологии под деятельностью понимается динамическая система ...

В процессе общения чрезвычайно сильно проявляются личностные качества преподавателя в школе или университете, его творческая неповторимость. В основном это происходит потому, что его качества становятся частью профессиональной деятельности, проявляются в непосредственном взаимодействии с учениками и детьми [2, c. 37].

Важным качеством педагога является социально-психологическая терпимость, которая в существенной мере определяет эффективность педагогического общения в целом. Феномен терпимости еще не стал предметом серьезных исследований в социальной и педагогической психологии, хотя иногда этот термин употребляется в связи с проблемой толерантности. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной реакции на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

Согласно А. В. Россохину под изменённым сознанием следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний» [7, с. 26].

Терпимость как свойство личности, очевидно, имеет решающее значение для всех профессий типа «человек-человек». В личностных качествах педагога, терпимость занимает особое место, так как с ней связаны эффективность познания личности учащегося, продуктивность педагогического общения и деятельности в процессе обучения.

По мнению М.С. Кагана, «любому виду деятельности присущи познавательная, преобразовательная и ценностно-ориентационная компоненты» [3, с. 80]. «Эти компоненты присутствуют как в деятельности преподавателя, так и студента. В педагогическом взаимодействии каждая из участвующих сторон, вступая в контакт с другой, видит в ней также субъект взаимодействия и рассчитывает, поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление» [3, с. 8]. В педагогическом общении в вузе и техникуме роль взаимодействия порой сводят к простому воздействию, к управлению учебно-воспитательным процессом со стороны преподавателя, что совершенно справедливо было отмечено В.Я. Сквирским и что, несомненно, нарушает процесс естественного общения [9, с. 29-33].

Проблематика сенсорной депривации занимает достаточную часть в общей психологии и в психологии личности. В некотором смысле и педагогическую психологию можно рассматривать через некую форму взаимодействия с окружающим миром, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением, в том числе и подходы в сенсорной депривации.

4 стр., 1555 слов

Сенсорные системы

Главная особенность сенсорной организации человека — это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания ...

Сенсорную депривацию особенно активно начали исследовать в 50-е, 60-е годы. Паскуаль-Леоне Альваро и соавторы организовали эксперимент таким образом, чтобы добиться только зрительной депривации. Результаты были ошеломляющими. Испытуемым надевали светонепроницаемые повязки на глаза, но при этом имели полную свободу действий: выходили на улицу, слушали музыку и общались с другими людьми. Из тринадцати добровольцев только у десяти человек появились галлюцинации уже на второй день эксперимента. Они появлялись внезапно, без видимых причин, а потом, спустя несколько минут, так же внезапно исчезали.

Участники сообщали о появлении целого спектра галлюцинаций, таких как световые пятна и геометрические фигуры в двухмерном пространстве, вплоть до полноценных фигур, образов, лиц людей, животных и пейзажей. Возникали они мгновенно и не вызывали никаких эмоций у испытуемых, даже считали их «забавными», до тех пор пока не начинали надоедать им. Люди отмечали также и тот факт, что галлюцинации исчезали при прослушивании музыки, условии выполнения сложной умственной задачи (перемножение трёхзначных чисел в уме), но никуда не девались при общении с другими людьми и во время физических упражнений.

Позже наблюдалось спонтанное изменение тех самых галлюцинаций, они могли принимать разные образы вне зависимости от того, каким было до этого (бабочка превращалась в закат, солнце в цветок и т.д.) [5, с. 60-63].

Так же существует сюжетно-ролевая игра «Ночь триффидов», созданная на основе научно-фантастического романа «День триффидов» Джона Уиндема. В представленной игре присутствует самый важный реквизит — тканевые повязки, которые надеваются на глаза участникам. С ними проходит весь процесс. Игра нацелена на то, чтобы «отключить» зрение и тем самым обострить другие органы чувств, такие как осязание и слух. Самое главное — это общаться с другими игроками. Так как для принятия участия в данной игре необходимым условием является отсутствие зрительного восприятия окружения, то таким образом человек начинает адаптироваться на местности «обостряя» остальные органы восприятия. Именно поэтому, на мой взгляд, эта игра как нельзя лучше иллюстрирует принципы сенсорной депривации.

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности у людей замечают понижение настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые сменяются раздражительностью. Так же можно наблюдать нарушения памяти, нарушение ритма сна и бодрствования. Развиваются гипнотические состояния, имеющие место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, человек не может на чем-либо сосредоточиться, размышлять рационально. При увеличении времени воздействия депривации эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в виде галлюцинаций и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Выводы и заключение

В заключении можно сделать следующие выводы:

В настоящее время, когда всё чаще встречаются люди подверженные тем или иным феноменам депривации (социальная, психологическая, сенсорная).

Таким образом, в своей исследовательской работе приведены примеры неполноценного развития и повреждения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Также убедились в том, что, если человеку «отключить» одну из этих систем, например, зрительный контакт, то у индивида начинается активное обострение остальных чувств восприятия внешнего мира и если эффект продолжается длительный период времени, то у человека начинаются галлюцинации в различных проявлениях (от геометрических фигурок до полноценных образов, лиц и фигур).

15 стр., 7122 слов

Понятие депривации и ее виды

... человека нормой вызывает снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрату критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и возникновение зрительных и слуховых галлюцинаций. Депривацию сна ... депривация сенсорный ... реферата: Дать общую характеристику депривации; Рассмотреть различные виды депривации; Практические примеры видов психической депривации; ...

В связи с этим индивиды очень сильно подвержены состоянию стресса в моменты сенсорных деприваций, будь то врождённые повреждения у человека или же научный эксперимент. Скорее даже можно сказать, что во время экспериментов подопытные наиболее остро ощущают последствия стресса.

В ходе выполнения работы, для начала было установлено, что же такое сенсорная депривация. А именно, сенсорная депривация — частичное или полное снижение чувствительности одного ил более органов чувств. Эти снижения могут быть вызваны по разным причинам: врождённые заболевания, полученные в момент жизни индивида или же путём искусственного «лишения» органа чувства.

Нарушение таких систем как: зрение, слуха, речи и др. напрямую связано с сенсорной депривацией. Она изменяет нормальное и привычное взаимодействие человека с внешним миром. Больше всего этому подвержены дети, так как у них ограниченный диапазон адаптационных возможностей. Детям сложнее всего приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

Самым действенным и, наверное, желанным способом будет общение с другими людьми. Посредством общения удовлетворяются многие потребности человека. Например, контакт двух людей с целью совершения какого-либо совместного дела, обменом опыта, знаний или же, как чаще всего бывает, это будет взаимный обмен эмоциями и переживаниями. Делясь информацией с остальными, можно помочь друг другу.

Выяснили, что «депривация — это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять свои основные психические потребности в достаточной мере на протяжении длительного времени». Последствиями могут стать серьёзные расстройства психики человека, а так же проблемы с восприятием внешнего мира из-за несоответствия его внутреннему психическому миру.

Таким образом, можем сказать, что лишаясь одного чувства, у человека обостряются все остальные. В этот период лишения происходит сенсорная депривация состояния и последующие за этим изменения сознания человека.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sensornaya-deprivatsiya/

Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб.; Питер, 1977.

Бережнова, Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе [Текст] / Л. Н. Бережнова. — СПб.: 2000.

Каган, М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа [Текст] / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1974.

Карпенко, Л. А. Словарь: Клиническая психология [Текст] / Н. Д. Творогова, А. Петровский. — М.: ПЕР СЭ, 2000.

Оливер, В. С. Галлюцинации [Текст] / В. С. Оливер; Под переводом Александра Анваера; — АСТ.: Litres 2012

Пластунова, Л. Г. Особенности психического развития детей первого года жизни со зрительными нарушениями [Текст] / Л. Г. Пластунова. — СПб.: 2006.

10 стр., 4884 слов

Человек и его сознание

... сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. К. Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании "человек обречен на отшельничество". В истории философии проблема сознания ... открытым в средние века умением сосредоточивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из ...

Россохин, А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе [Текст] / А. В. Россохин. — М.: Когито-Центр, 2010.- 26 с.

Сквирский, В. Я. О роли педагогического взаимодействия [Текст] / В. Я. Сквирский. // Вест. высш. шк. № 6.- 1987.

Шмаков, Е. Н. Влияние сенсорной депривации на психическое развитие [Текст] / Е. Н. Шмаков.- М.: 2012.

Глубинная психология: учения и методики [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/6-896-obschenie.htm