Уход за ребенком до 1 года

Содержание скрыть

Что угрожает ребенку?

В какой-то момент оно появляется в вашем доме — крохотное, аппетитно причмокивающее существо в кружевном конверте не по росту. Пока весь мир сводится для него к колыбельке и вашим рукам, с которых так интересно поглядывать по сторонам — конечно, если не спишь. И не ешь. И не капризничаешь. Но очень скоро — скорей, чем сейчас кажется, — этот человек начнет переворачиваться, ползать, садиться, вставать и даже ходить. Как защитить его? Как быть уверенным, что он не ударится, не отравится, не обожжется, не порежется? Как сделать свой дом таким же уютным и безопасным, как его кроватка?

Проверьте мебель

Кроватка. Оказывается, несчастный случай подстерегает кроху и там. Неумолимая статистика каждый год фиксирует немало случаев внезапной смерти детей во время сна. Это так называемый синдром «смерти в колыбели». Его причины до сих пор точно не ясны, но существуют меры безопасности, помогающие уменьшить риск. Итак, не покупайте вашему малышу подушку, пока ему не исполнится двух лет, — он может задохнуться. Укладывайте его на спину — это положение наиболее безопасно. Не застилайте матрас незакрепленной полиэтиленовой пленкой. Если кроватка снабжена бампером, укоротите его завязки, чтобы они не могли обвиться вокруг шеи ребенка. Не кладите в кроватку слишком большие мягкие игрушки — крохотный младенец может задохнуться, уткнувшись в них лицом. А человечек постарше попробует, забравшись на них, перелезть через бортик. С маленькими игрушками тоже следует быть осторожным: а не сможет ли малыш ее проглотить — если не целиком, то хотя бы разобрав на части?

Подумайте о том, где вы собираетесь установить пеленальный столик. Прикрепленный к кровати или к специальной тумбочке, он, конечно, очень удобен для использования, но тогда вы ни на секунду не должны отводить взгляда от лежащего на нем грудничка. Нужно: либо пеленальный коврик на возвышении, но со специальными пристегивающимися ремешками, удерживающими малыша и мешающими при переодевании, либо он же — на полу. Но в этом случае пол должен быть идеально чистым, теплым, а его покрытие, по возможности, изготовленным из натуральных материалов.

Проверьте всю мебель в комнате маленького человечка, да и в соседних тоже. Устойчивая ли она, нет ли острых углов? Почти в любом супермаркете сегодня можно купить специальные «наборы безопасности» для юных первооткрывателей — насадки, закругляющие углы, щитки для электророзеток, нескользящие коврики в ванну и т. д.

5 стр., 2102 слов

Ы по медицине Синдром внезапной смерти

... синдром внезапной смерти детей первого года жизни» (СВС). Согласно определению, принятому на Второй Международной Конференции по внезапной младенческой смертности, под СВС понимают неожиданную ненасильственную смерть ребенка грудного возраста, ... и у разных детей решающее значение в генезе смерти могут иметь: Ø Остановка дыхания, апноэ, обусловленное как перинатальной энцефалопатией (чаще ...

Посмотрите, не слишком ли горячи радиаторы. Может быть, их лучше завесить полотенцами. Тщательно пройдитесь по всей квартире, внимательно заглядывая во все углы: нет ли оголенных проводов, на скорую руку замотанных скотчем? Не валяется ли что-нибудь, что рискует в скором времени оказаться во рту ребенка? Не слишком ли низко свисает скатерть с обеденного стола — потянув за нее, карапуз опрокинет на себя и горячий чай, и бьющуюся посуду.

Цветочные горшки особо привлекательны для познающих этот мир человечков. Земля, цветки и листья очень часто попадают к ним в рот. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы все комнатные цветы стояли вне пределов досягаемости карапуза. Если же в вашей коллекции растений присутствуют бегонии и филодендроны, от них придется отказаться. Эти цветы, к сожалению, ядовиты. То же касается и альпийских фиалок и олеандров — они токсичны.

Еще больше, чем комнатные цветы, малышей интересуют домашние животные. Появление младенца в доме вовсе не означает, что вам необходимо расстаться с вашими любимыми питомцами — конечно, если нет каких-нибудь особых причин: аллергия на шерсть, агрессивность четвероногого друга и т. д. Но вам придется хорошенько подумать, как организовать их совместную жизнь так, чтобы ни ваш человечек, ни ваше животное не пострадали.

«Зоны повышенного риска»

Это прежде всего кухня, ванная комната и балкон. Ну на балконе малышу совершенно нечего делать без вашего присмотра. А вот кухня и ванная комната заслуживают отдельного разговора.

Кухня — это то место, где мама, сидящая с ребенком, проводит едва ли не большую часть своего времени. А как одновременно заниматься стряпней и следовать главному правилу родителей каждого малыша — не спускать с него глаз? Конечно, взяв его с собой на кухню. Но для этого ее нужно максимально обезопасить. На пол следует постелить нескользящее покрытие, с которого легко будет вытирать все пролитое. Плита должна быть снабжена специальной защитной решеткой, ручки сковородок лучше сразу привыкнуть поворачивать к стене, да и вообще по возможности пользоваться лишь дальними конфорками. На холодильнике, морозильной камере и всех шкафчиках придется установить дополнительные замки. Все моющие средства, режущие кухонные принадлежности и мусорное ведро хранить вне досягаемости ребенка. А электроприборы и горячительные напитки ставить подальше и повыше.

Ванная — место, где малышу не стоит появляться без вас, по крайней мере, до двухлетнего возраста. Все лекарства, бритвы и косметику держите в закрывающихся шкафчиках. То же касается щеток и чистящих средств. Шампуни, пену для ванны, гель для душа тоже лучше убирать подальше от детских ручек.

Конечно, настанет время, когда ребенку придется самому учиться избегать опасных ситуаций, начиная понимать, что такое «горячо», «больно», «нельзя», «опасно», «плохо», и следуя установленным вами правилам. Но до тех пор, пока ему не исполнилось хотя бы года, ваши наставления, объяснения и уговоры будут почти бессмысленными. А поэтому остается лишь одно — предусмотрительность, не означающая, однако, что ребенка нужно во всем ограничивать. Ведь с каждым новым освоенным сантиметром, с каждой новой вещью, попавшей к нему в руки, он развивается.

13 стр., 6051 слов

Формирование знаний о временах года у детей старшего дошкольного возраста

... по ознакомлению детей с временами года. 3.Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня знаний о временах года у старших дошкольников и ... перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить ... каждый малыш, чтобы общение с природой стало его потребностью. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится ...

Еще несколько рекомендаций: помните, что переворачиваться на бок и на живот, а также пытаться ползти ребенок начинает очень рано. В два месяца он уже умеет хватать предметы, а в три — дотягиваться до них и тащить к себе. Очень часто кроха получает ожоги оттого, что мама, кормящая его грудью, одновременно пьет горячий чай. И не оставляйте малыша один на один с бутылочкой, он может захлебнуться.

Учимся одеваться самостоятельно и кое-что о горшке…

Переодеваясь по нескольку раз в день, мы, взрослые, делаем это настолько быстро и привычно, что даже не задумываемся над тем, как трудно и долго этому учатся дети — ведь до самостоятельного одевания и раздевания пройдёт 5-6 лет от момента рождения. Добиваясь успехов в этом крайне трудном деле, малыш каждый раз чувствует себя победителем, и дело взрослых поддержать его, помочь и ни в коем случае не торопить. Для того, чтобы вызвать у маленького ребёнка интерес к процессу переодевания, с самого раннего возраста объясняйте и комментируйте каждое своё действие при одевании, делайте это спокойным голосом, не торопясь — тогда малыш получит удовольствие от всего процесса одевания. В возрасте 12-18 месяцев («возраст подражания») он будет пробовать сам расстёгивать пуговицы, снимать носочки или башмачки и так далее. Но прежде чем ребёнок сможет обойтись без помощи взрослых, он пройдёт несколько последовательных этапов.

1-3 месяца.

4-5 месяцев.

9-12 месяцев.

15-19 месяцев.

Кое-что о горшке, Во-первых,, Во-вторых,, В-третьих,

Если Ваш малыш категорически отказывается от горшка, то Вам придётся на 2-3 недели спрятать его, а затем вновь постепенно приучать малыша.

Если у Вас уже не первый ребёнок, а старшие дети пользуются горшком, то, вероятно, Вам и не придётся учить младшего вышеупомянутым «премудростям» — он прекрасно научится всему, беря пример с братьев или сестёр. Если же Вы растите первенца, то тут есть такой выход из затруднительного положения — сходите в гости к знакомым, у которых ребёнок уже освоил горшок, и пусть дети пообщаются самостоятельно какое-то время. Вероятно, Ваш малыш быстро сообразит «что к чему».

Итак, горшок мы освоили, и теперь вернёмся к процессу одевания.

Следующий этап — 2 года.

2,5 года.

3 года. Малыш умеет уже самостоятельно одевать куртку, халат, пальто, но пока не научился застёгивать пуговицы. Сравнительно быстро и легко раздевается, если заранее помочь ему расстегнуть пуговицы на манжетах и рукавах. Умеет аккуратно складывать одежду на стульчике. Единственное, что пока совершенно не получается — снимать или одевать самостоятельно футболки и свитера через голову.

4 года. Многие дети в этом возрасте могут одеваться без посторонней помощи, поскольку хорошо различают в одежде перед и спинку. Колготки, наконец-то «поддаются» без особых усилий. Малыш теперь умеет не только расстёгивать, но и застёгивать пуговицы. Многие дети овладевают техникой застёгивания молнии, правильно одевают шапку, перчатки. Ребёнок начинает различать правый и левый башмаки. Иногда получается самостоятельно надеть какую-либо одежду через голову.

5-6 лет. Ребёнок преодолевает последнее серьёзное препятствие — умеет зашнуровать ботинки. Легко снимает и одевает вещи через голову. Теперь Ваш ребёнок может совершенно самостоятельно одевать всё, от трусов до пальто, делает это правильно и аккуратно, уже достаточно быстро, и всегда может выглядеть опрятным и ухоженным. Поощряйте, хвалите его всегда за аккуратный внешний вид, и Вы будете радовать друг друга хорошим настроением.

7

8

56отзывов

Первый месяц — день за днем

При возвращении из роддома (особенно, если ребёнок первый) каждая мама чувствует себя неловкой, робкой, испытывая некоторый страх и сомнение в том, сможет ли она справиться со всем тем количеством забот и проблем, которые сразу же наваливаются на неё. Прежде всего успокойтесь и подумайте о том, что все родители учатся ухаживать за малышом когда-нибудь в первый раз, и все с этим справляются довольно успешно. Первый месяц — это месяц привыкания, «присматривания» вас к ребёнку, ребёнка к вам. Не торопитесь делать сразу какие-либо выводы, понаблюдайте за малышом, и в конце первого месяца у вас сложится определённая система общения, наладится режим, что значительно облегчит вам уход за ребёнком в будущем.

Постарайтесь полюбить это крохотное, беспомощное существо, которое целиком и полностью зависит от Вас, разговаривайте с малышом во время переодевания и гигиенических процедур. Он привыкнет к Вашему голосу и очень скоро начнёт его узнавать. А когда в ответ на свои слова Вы увидите на лице своего малыша очаровательную улыбку, Вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Родителей волнуют вопросы, касающиеся компетентности новорождённого: что он видит? Слышит? Чувствует?

Давайте подробнее остановимся на том, какие же из пяти основных чувств развиты у новорождённого и в какой степени.

Обоняние.

Слух. В наше время доказано, что ещё в утробе матери ребёнок по-разному реагирует на спокойную и быструю музыку, на громкие звуки, узнает голос отца и матери. Рождаясь на свет, он уже обладает развитым слухом, в этом вы легко можете убедиться, наблюдая за новорождённым: громкие звуки заставляют его вздрагивать. Если с ним разговаривать, он повернёт голову в ту сторону, откуда раздаётся голос. Нежная мелодичная музыка может на какое-то время заставить его замолчать и прислушаться к звукам.

Зрение. Во время учёбы в институте на занятиях по акушерству нам, студентам, неоднократно твердили, что в роддоме новорождённого надо встречать с улыбкой, так как он открывает свои глаза вместе с первым вздохом и миг своего рождения запоминает на всю жизнь. Можно поспорить о том, насколько хорошо видит новорождённый, но свет и темноту он различает: при ярком свете он закрывает глаза, а в полумраке открывает их. Цвета он начнёт различать намного позже, но с самого раннего возраста яркое, красное, блестящее привлекает его внимание. В возрасте 3-х недель он уже может недолго следить глазами за движущейся игрушкой. В возрасте 6 недель отличает плоское от объёмного, а к 10 недельному возрасту — выпуклое от вогнутого. В 3 месяца он видит почти так же, как взрослый (считается, что именно в этом возрасте он узнаёт маму не только по запаху или голосу, а именно по очертаниям лица; начинает различать лица людей и иногда плачем встречает чужого человека).

В 4-5 месяцев ребёнок различает основные цвета.

Вкус играет важную роль с самых первых дней, ведь именно сладковатый вкус маминого молока вызывает довольную улыбку, а если мама злоупотребила чесноком, луком или другими пряностями, то изменившийся вкус молока может так не понравиться малышу, что даже сильное чувство голода не заставит его есть. Очень быстро новорождённый начинает различать концентрацию сахара. Попробуйте предложить ему просто кипячёную воду и 5% раствор глюкозы — вы увидите, что ему понравится больше.

Осязание.

Итак, новорождённый ребёнок не является просто «переваривающим устройством» — он вполне самостоятельная личность, способная видеть, слышать, чувствовать, и от того, насколько рано Вы это поймёте, прочувствуете, зависят ваши взаимоотношения в течение всей жизни. Научитесь любить своего малыша, понимать его, доставлять радость своей заботой, и очень скоро он ответит вам взаимностью. Именно в течение первого месяца вы сможете построить свои взаимоотношения таким образом, чтобы дарить друг другу счастливые мгновения.

В заключение хочется несколько слов сказать, обратившись к отцу новорождённого. Не ждите, когда ваш малыш научится ходить, говорить — постарайтесь с первых же дней принимать участие во всех делах, связанных с уходом за младенцем. Постепенно ваша взаимосвязь станет крепче и теснее, что обязательно отразится на ребёнке: дети, с которыми отцы занимаются с первых дней, раньше развиваются, они более самостоятельны и уверены в себе, и у них лучше развито чувство юмора.

К концу первого месяца жизни большинство детей привыкают к определённому режиму, меньше плачут по ночам, их меньше беспокоят помехи в животе, и всё это позволяет родителям с большим удовольствием наблюдать за тем, как растёт их малыш. Наберитесь терпения — первый месяц пролетит очень быстро, а значение его в развитии малыша трудно переоценить. Ребёнок, уверенный в том, что его любят, будет смелее и, благодаря такой привязанности, в один прекрасный день станет самостоятельным, но путь к этой самостоятельности начинается с первого любящего взгляда, первого слова, первого прикосновения… Подарите их малышу, и ваши чувства станут взаимными

Развитие ребенка

игры и игрушки: месяц первый

  • Как мил! — сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним. — Вот этого я не понимаю, Nicolas, — обратилась она к мужу, — как. ты не понимаешь прелесть этих чудо-прелестей.
  • Не понимаю, не могу, — сказал Николай, холодным взглядом глядя на ребенка.

— Кусок мяса…

  • Ведь главное, он такой нежный отец, — сказала графиня Марья, оправдывая своего мужа, — но только тогда, когда уже год или эдак…

Л.Н. Толстой. Война и мир

Начиная публикацию серии статей, посвященных развитию грудного ребенка, мы предвидим закономерный вопрос: а так ли это важно для малыша, которому еще не исполнилось даже года? Действительно, чему можно научить грудничка? Читать и писать — рано. Ходить и говорить — сам научится… Некоторые родители, подобно толстовскому Николаю Ростову (хотя, может быть, и не так категорично), полагают, что в это время у ребенка есть лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя накормить младенца, погулять с ним и уложить спать. Кажется, что малыш пока ни о чем не думает, ничего не чувствует. На самом деле это не так. Просто его мысли и чувства отличаются от мыслей и чувств взрослого человека. Вспомните, с какого возраста иногда помнят себя великие писатели, поэты, художники. Лев Толстой навсегда запомнил, как младенцем его купали в лохани, в памяти Бориса Пастернака остались прогулки с кормилицей по парку… Цель данной статьи, как, впрочем, и всех следующих статей на эту тему, — попытаться понять, что и как думает и переживает малыш, и помочь ему в увлекательнейшем занятии — открытии мира.

Итак, ваш малыш только что родился. Каковы его впечатления о мире, в который он попал, и каким образом он их получает? 1 Пожалуй, главное, что занимает его в это время, — это зрительные впечатления. Конечно, они ограничены физическими возможностями новорожденного; поэтому, общаясь с малышом и выбирая для него игрушки, необходимо учитывать, что отчетливее всего он видит предметы, которые находятся на расстоянии 20-25 см от его глаз и имеют диаметр 8-10 см.

Первые игрушки 2

Самая подходящая игрушка для малыша, которому еще не исполнился месяц, — это мобиль. Мобиль — подвижная подвеска, которая укрепляется над кроваткой ребенка. Если, например, изобретателем погремушки считают древнегреческого философа Архитаса, то о мобилях известно лишь то, что их аналоги издавна существовали у многих народов. На севере России до сих пор делают из дерева так называемых «драночных птиц». Правда, раньше эти птицы в крестьянских избах в основном играли роль «оберегов» — талисманов, которые берегли семью от «дурного глаза» и нечистой силы. Но, безусловно, они радовали и малышей. Существует предание о заболевшем мальчике, которого отец вылечил, подвесив к потолку деревянных птиц, приводимых в движение потоками воздуха: ребенок увидел птиц, обрадовался тому, что наступило долгожданное лето, и ему стало лучше…

Преимущества мобиля перед другими традиционными игрушками для самых маленьких (например, гирляндой из пластмассовых игрушек или резиночкой с нанизанными на нее шариками) — в том, что игрушки на нем движутся, а ребенку в этом возрасте наиболее интересны именно движущиеся предметы.

В магазинах детских товаров вам предложат довольно неплохой ассортимент мобилей: в основном это разнообразные вращающиеся подвески на пластмассовых каркасах, крепящихся к кроватке. Одни из таких подвесок заводятся ключиком, другие работают от батарейки, а некоторые к тому же исполняют нехитрую мелодию.

Сделать мобиль можно и самим. А если у вас есть старшие дети, то это занятие может стать для них увлекательной игрой. Самодельный мобиль, подобно драночным птицам, приходит в движение от малейшего колебания воздуха. Он крепится к потолку и состоит из легки? реечек — к ним на прочных нитках подвешивают игрушки или просто предметы быта, которые должны находиться на расстоянии 25-30 см oт глаз ребенка. Это могут быть: разноцветные фигурки-оригами, яркие банты, легкие мягкие игрушки, помпончики из ниток, бумажные новогодние игрушки (лучше всего — объемные, сделанные из папиросной бумаги) и даже детские вещи, например варежки и носочки. Все предметы, которые подвешиваются к мобилю, должны быть яркими и, конечно, легкими и небьющимися. Их не должно быть слишком много — оптимальное количество — 3-4. Желательно, чтобы они не были перегружены мелкими деталями и имели достаточно простую форму.

Первые игры

Уже с первых дней жизни ваш малыш будет с интересом наблюдать за движущейся игрушкой или флажком (игрушку можно даже взять с собой в роддом; если же вы не сообразили или не успели этого сделать, не беда: подойдет любой небольшой яркий предмет).

Сядьте и возьмите ребенка на руки так, чтобы он не видел вашего лица (иначе он будет смотреть не на игрушку, а на вас).

Помашите игрушкой, заставьте ее «побегать», «попрыгать». И малыш проявит первое в своей жизни усилие воли, пока еще с трудом фиксируя взгляд на заинтересовавшем его предмете.

Одно из важных «открытий» новорожденного двух-трехнедельного возраста — это цвет. Малыши с удовольствием рассматривают игрушки одинаковой формы, но разных цветов. Можно прикрепить игрушку к мобилю (предварительно сняв с него все остальные предметы) или просто подвесить над кроваткой. Через 2-3 дня замените ее похожей игрушкой другого цвета. Попробуйте использовать игрушки не только контрастных, но и близких тонов (например, желтого и оранжевого).

В заключение заметим, что, хотя выбор игр и игрушек для ребенка первого месяца жизни прежде всего ориентирован на зрительные впечатления малыша, мы не должны забывать и о том, что у новорожденного уже достаточно развиты и слух, и осязание… Поэтому старайтесь максимально разнообразить ощущения малыша. Когда он бодрствует, включайте иногда негромкую классическую музыку, различающуюся по темпу, тональности и настроению. Выбирая одежду, тоже попытайтесь придерживаться принципа разнообразия: купите или сшейте распашонки из тканей, разных на ощупь, — и тогда каждое переодевание станет для малыша маленьким открытием. Пусть в его «гардеробе» с первых дней жизни будут не только одинаковые трикотажные комбинезончики, но и рубашечки из гладкого сатина и мягкой фланели (можно ворсом внутрь), ажурного шитья и невесомого батиста. Как знать — вдруг именно эти первые детские впечатления впоследствии повлияют на формирование будущего музыканта, художника или скульптора…

Что умеет ваш малыш?

второй — четвертый месяц

Ваш малыш перешагнул свой первый возрастной рубеж — один месяц. В этом возрасте он уже выработал индивидуальный режим дня, время его бодрствования (а значит, и время общения с окружающим миром) значительно увеличилось, а общение — главное условие правильного развития. Чему же научился ваш малыш за первый месяц своей жизни и чему ему предстоит научиться в течение ближайших трех месяцев?

Врожденные рефлексы

рефлекс опоры

хватательный рефлекс

сосательный рефлекс

Психомоторное развитие

К началу второго месяца снижается сгибательный тонус в конечностях и разгибательный — в мышцах шеи. Теперь если малыша положить на бочок, он уже не запрокидывает голову. Ребенок начинает гораздо активнее двигаться: периодически разжимает кулачки, разводит ручки в стороны, поднимает их вперед (в два — два с половиной месяца) и вверх — выше плеч (два с половиной — три месяца).

Вообще конец первого и начало второго месяца жизни — поворотный пункт в психо-эмоциональном и двигательном развитии ребенка. Движения становятся разнообразнее, более того, уже вполне можно говорить о «сознательности» многих движений: к концу второго месяца малыш начинает приближать руки ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматривать свои ручки, потирать глаза и т.д. Эти первые уроки произвольной моторики — важнейшая веха в психомоторном развитии ребенка. Ведь психическая и физическая сферы на первом году жизни являются единым целым. Задержка развития психо-эмоциональных функций приводит к отставанию двигательных навыков (отсутствует побудительный мотив для их развития); в свою очередь, ограниченные возможности познания окружающего мира, обусловленные запозданием в развитии двигательных навыков, лишают ребенка новых стимулов для интеллектуального развития. Вот почему гармоничное психомоторное развитие так важно именно в грудном возрасте, когда каждый день должен быть отмечен новыми достижениями.

В возрасте около двух месяцев младенец, положенный на животик, на некоторое время приподнимает головку, однако она потешно «болтается» — держится неустойчиво, так что большую часть времени он лежит с опущенной головкой. А с двух с половиной месяцев ребенок уже уверенно и долго удерживает поднятую голову. В три месяца, лежа на животе, он опирается на предплечья. Некоторые мамы с радостью сообщают, что их малыш в три месяца переворачивается с живота на спину. Если он «вертится» неизменно в одну сторону, это можно объяснить преобладанием разгибательного тонуса в одной из ручек (т.е. ребенок не активно переворачивается, а пассивно заваливается на спину).

Такого малыша лучше показать неврологу.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает активно поворачивать голову в сторону оказавшегося в поле его зрения яркого предмета или в поисках источника громкого звука. К трем месяцам вслед за головкой разворачиваются и плечи, а затем и туловище. В результате малыш поворачивается на бочок. Чтобы стимулировать такого рода активность, нужно почаще обращать внимание малыша на яркие (можно звучащие) игрушки. С двухмесячного возраста полезно использовать специальное «коромысло» (круглую или трапециевидную стойку, которая может устанавливаться в кроватку, манеж и т.п.).

На него подвешиваются игрушки: часть на перекладину, а часть — на цепочки, опускающиеся вниз. От места крепления этого сооружения до глаз ребенка должно быть около 35 см. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных (еще не координированных) движениях рук мог случайно их касаться. В этой ситуации у малыша формируется сложная рефлекторная связь — слухо-зрительнодвигательная. Он замечает, что, когда он касается нижних игрушек, верхние начинают двигаться и звенеть. Через 1 -2 недели он уже сознательно бьет ручками по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху. Он с ними играет!

Следующий этап — малыш тянет руку к показываемой ему игрушке. Как этому научить? Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней его внимание. Вот он ее увидел, зафиксировал на ней взгляд. Вы увидите, как при этом он оживляется, радуется, вскидывает вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. При обучении произвольной деятельности следует помогать ребенку в получении положительного результата: в случае если он потерпит неудачу, вложите погремушку ему в руку. Вскоре его ручная активность станет более совершенной, малыш начнет уверенно брать и подвешенные игрушки, и те, что стоят сбоку от него, и те, что вы предлагаете ему, но это уже на следующем этапе развития…

реакции младенца на общение

Для того чтобы вызвать реакцию оживления у двухмесячного малыша, требуется достаточно долгое время; к трехмесячному возрасту ребенок довольно быстро реагирует на контакт — вскидывает ручки, «сучит» ножками, глубоко вздыхает. У детей, которым недостает общения со взрослыми, комплекс оживления формируется с запозданием, а ведь это свидетельство задержки нервно-психического развития ребенка! Вывод: побольше общайтесь со своим малышом! Большинство детей в этом возрасте реагируют комплексом оживления на контакт с любым взрослым, не различая «своих» и «чужих».

Зато можно отметить эмоциональную реакцию крохи на интонацию вашего голоса. Слыша ласковый голос (который обычно сопровождается улыбкой, прикосновениями, игрой), он радостно оживляется; если же вы им недовольны, журите его строгим сердитым голосом, то с двух — двух с половиной месяцев он уже может продемонстрировать отрицательную реакцию: перестает улыбаться, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает «предательски» подрагивать, и наконец малыш разражается безутешным плачем. Это уже дифференцированные эмоции, свидетельствующие о своевременном созревании психических функций. Если в этом возрасте у доношенного ребенка не формируются дифференцированные эмоции, следует обратиться за консультацией к невропатологу.

Зрительные реакции

К концу первого месяца жизни у новорожденного уже начали формироваться фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, но движения глазных яблок не всегда были согласованными, периодически возникало сходящееся косоглазие. В два-три месяца у здорового ребенка функция зрения значительно совершенствуется. Движения глаз синхронизируются, сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже — только при очень близком рассматривании предмета. Асимметричное косоглазие (то сходящееся, то расходящееся), стойкое сходящееся косоглазие, равно как и отсутствие длительной фиксации взора на предмете, отмечаемое у малыша, — повод для визита к офтальмологу. Спектр зрительных реакций младенца расширяется — он уже начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, и при этом поворачивает голову в его сторону. В три месяца малыш сосредотачивает взгляд на предмете до 7-10 минут, рассматривая его. Его внимание по-прежнему привлекают желтый и зеленый цвета. Когда он плачет, его уже можно успокоить игрушкой. Формируется еще одна важная зрительная функция: в два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы в вертикальном положении. Развивайте этот навык: при общении держите его на руках в вертикальном положении!

Слуховые реакции

В возрасте от полутора до трех месяцев ваш малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя вас, он поворачивает головку и глаза к источнику звука, когда вы разговариваете с ним или включаете музыку. Вырабатывайте у него аналогичную реакцию на звучащую игрушку. К трем месяцам он быстро находит источник звука, в том числе и в вертикальном положении. Малыш плачет — заговорите с ним, погремите игрушкой, и вы отметите, что он как бы замирает и перестает плакать. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, а может и заплакать.

От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок , Развитие как механизм

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедли тельно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по «книжному», сколько по своему собственному «графику», и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей?

1 месяц

Что должно встревожить родителей?

2 месяца

Что должно встревожить родителей?

3 месяца

Что должно встревожить родителей?, Подведем итог

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей?

5 месяцев

Что должно встревожить родителей?

6 месяцев

Что должно встревожить родителей?

7 месяцев

Что должно встревожить родителей?, Подведем итог

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в «ладушки», то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей?

9 месяцев

Что должно встревожить родителей?

10 месяцев

Что должно встревожить родителей?

11-12 месяцев

Что должно встревожить родителей?, Подведем итог

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам).

Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей?, Подведем итог

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей?, Подведем итог

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Ребёнок в возрасте от 6 до 9 месяцев

Итак, Вашему ребёнку исполнилось полгода, и в Вашей жизни наступает новый период со своими особенностями, трудностями и радостями.

Во втором полугодии темп роста ребёнка несколько замедляется (за I полугодие малыш вырос приблизительно на 15 см, общая прибавка в весе примерно на 1 кг больше, чем вес при рождении).

Зато быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно ко взрослым и детям, их действиям, речи. У малыша начинают формироваться привычки, влечения, вкусы, и наша, взрослых, задача заключается в том, чтобы помочь ребёнку научиться понимать нашу речь, общаться с людьми, способствовать дальнейшему развитию движений.

Малыш подолгу лепечет, повторяя часто одни и те же слоги, это ещё не слова, но это очень важный момент в подготовке к речи. Именно в этом возрасте закладывается правильное произношение звуков, и задача мамы и всех, кто постоянно общается с ребёнком, разговаривать правильно и чётко. Почаще произносите одно- и двухсложные слова. Простые названия предметов малыш уже в состоянии запомнить и может указать на них пальчиком по Вашей просьбе.

В развитии речи большое значение имеют общая активность ребёнка, его занятия с игрушками, поэтому постарайтесь найти для него место в доме (угол комнаты, комнатку), обеспечивающие полную безопасность и свободу движений. Ребёнку предлагают разные игрушки: резиновых кукол, зверей, погремушки, кубики, пирамидки, крупные шарики. Малыши с удовольствием нанизывают кольца пирамидок, складывают и разбирают кубики. Дети 8-9 месяцев очень любят заводные игрушки, мячи, которые побуждают к ползанию. Время от времени часть игрушек нужно прятать на 1-2 недели, чтобы малыш их забыл, а потом предложить ему как новые.

Воспитание ребёнка в этом возрасте начинается с выработки определённых навыков. Плохие навыки обычно появляются в результате недооценки воспитательного значения отдельных явлений. К примеру, если Вы регулярно рассказываете сказки во время еды, это быстро войдёт в привычку, и отучить малыша отвлекаться во время еды будет очень трудно.

6-7 месячного малыша уже можно научить пить из чашки. Налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите ему выпить, потихоньку наклоняя чашку. Очень быстро он поймёт, как это делать.

Если 7-8 месячному ребёнку Вы будете регулярно мыть руки перед едой, то скоро он сам будет подсказывать Вам, что необходимо это сделать перед едой.

В этом возрасте малыш уже чувствует разницу между грязным и чистым, и если Вы содержите одежду и предметы ухода в идеальном порядке, малыш привыкает к этому, ему неприятно, когда он грязный.

Кормление приблизительно в одни и те же часы вырабатывает навык питаться регулярно, отсюда и другая забота — приучить ребёнка к горшку. Если малыш сидит уверенно, можно попробовать высаживать его на горшок сразу после сна и после еды, но не настаивайте, если малыш категорически отказывается сидеть на горшке — он оценит преимущество этого где-то в возрасте 1,5 лет. Если же ребёнок сидит на горшке охотно, то не держите его на нём более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным — похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребёнку, чтобы не отвлекать его.

Во втором полугодии жизни малыша купают в сидячем положении. Купать каждый день необязательно, но если ванна приносит малышу удовольствие — не лишайте его этого. Увеличивается продолжительность процедуры — так как малыш сидит, руки у него свободны, это создаёт возможность заниматься с игрушками, изучая их с новой и неожиданной стороны. Ребёнок будет постоянно делать открытия, когда некоторые игрушки пойдут ко дну, а некоторые останутся на поверхности воды.

Одно из самых значительных достижений этого возраста — ребёнок умеет передвигаться самостоятельно, пытаясь достать укатившийся от него мячик. Он начинает ползать, что существенным образом может разнообразить его мир. Подползая к тем или иным предметам, он ощупывает их, рассматривает, пробует на вкус.

Этот возраст характеризует повышенная травматичность — поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий малыша не попали острые, колючие, мелкие предметы. Не забудьте закрыть электрические розетки. Пол должен быть ровным, гладким, на него надо постелить коврик или шерстяное одеяло. Учитывая, что малыш много времени проводит на полу, позаботьтесь о тёплой, мягкой, удобной, не сковывающей движений, одежде из натуральных тканей. Кроме того, одежда должна легко стираться.

Подползая к стене, малыш пробует встать на ножки, падает и снова встаёт, опять падает и т.д. В конце концов, в 8 месяцев ребёнок уже достаточно хорошо стоит с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удаётся их догнать.

На девятом месяце жизни ребёнок обычно уже может переступать при поддержке за обе руки, а иногда и за одну. В свободном ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, книгу, чемодан и т.д.).

Присаживается и встаёт из любого положения. С игрушками предпочитает играть сидя, это даёт свободу движений рук, позволяет совершать повороты корпуса.

К девяти месяцам ребёнок уже помнит своё имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовёт. Начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и т.п. Даже незнакомые звуки начинает повторять за взрослыми. Понимает, усваивает, а иногда и произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

В это время рекомендуется, показывая ребёнку новый домашний предмет, громко и чётко его называть. Ребёнок ещё не сумеет повторить это название, но уже сможет запомнить его.

В возрасте 7-8 месяцев многие дети вместо 3-х раз спят днём только два. Причём, потребность в продолжительности сна у разных детей неодинакова. Одни дети спят меньше и сохраняют бодрость, а другие сонливы, хотя спят больше, чем их сверстники. Это зависит от характера ребёнка, от того, как организован период бодрствования. Подвижные дети, как правило, спят крепче и более короткое время.

Ребёнок в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.

На четвёртом месяце

3-4-х месячный

В 5-ти месячном возраст, К шести месяцам

Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

Приблизительно в 5-6 месяцев

В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.

К шести месяцам

Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности Вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт Вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой Вам будет счастливая улыбка на прелестных детских губах

Весь мир во рту

Немножко погрызть ножку стула, томно пожевать телефонный провод, облизать игрушки, лежащие на полу, лениво укусить проходящую мимо собаку, старательно засунуть в рот все мелкие соринки, найденные на полу, а в довершение всего отказаться от только что сваренного супчика — что может быть лучше для любопытствующего малыша и ужаснее для его заботливой мамы?!

Человек — уникальное существо. Во всем животном мире по законам природы детеныш в течение получаса пода еле появления на свет должен встать на ножки и быть готовым к передвижениям — так решается вопрос выживания. Новорожденный человечек тоже озабочен тем, чтобы поддержать свое отдельное существование в мире, где он вдруг оказался. Только для выживания ему нужно совсем другое: во-первых, присутствие мамы, во-вторых, умение сосать и сообщать миру о своих неприятностях, что, как известно, малыш делает одним и тем же «инструментом», ртом.

Активно пользоваться этим инструментом ребенок начинает еще в утробе матери. Доказательство тому — результаты ультразвукового исследования, которое проводится во втором триместре. На снимках или мониторе можно увидеть, как ребенок глотает и выплевывает амниотическую жидкость (в которой «плавает» в течение всех девяти месяцев), а иногда сосет свой большой пальчик.

Сразу после рождения младенец начинает самостоятельно дышать, у него появляется голос, а значит, и способность кричать, плакать. Кроме того, малыш инстинктивно пытается поймать грудь матери губами, старается активно сосать молоко, свои пальцы, пустышку. Все это означает, что ребенок готов к общению с мамой и окружающим миром.

Мама и малыш

До рождения малыша и маму связывает пуповина, после рождения ей на смену приходит рот. Согласитесь, это огромный шаг вперед, поскольку его использование позволяет ребенку быть более активным и независимым. Рот становится первым и пока единственным способом как-то влиять на окружающий мир. Малыш учится не только есть и кричать: вскоре он начнет улыбаться, гулить, а во время еды — выплевывать то, что не нравится, проявляя таким образом свое особое отношение к происходящему.

Рот позволяет ребенку не только выживать, но и получать удовольствие от жизни. Ведь пока отдельное существование не приносит малышу особой радости, поскольку влечет за собой периоды голода, холода и прочих неприятностей. Как правило, все это исчезает с появлением мамы, однако дискомфорт от независимого существования позволяет ребенку лучше понять собственные потребности, а затем с помощью матери получить тот мир, в котором может произойти осуществление его желаний.

Рот является самой активной частью тела малыша, поскольку участвует во всех важных открытиях и перипетиях. Поэтому отношение малыша к этой части самого себя, как к наиболее надежной, вполне естественно, понятно и оправданно. Конечно, пока это отношение неосознанно, но своему рту пятимесячный малыш доверяет настолько, что именно с его помощью начинает исследование окружающего мира.

Малыш и мир

Действительно, сначала мир попадает ребенку в рот. Вернее, то, что может быть обследовано ртом, и есть познаваемый мир. И если вы думаете, что этот способ исследований примитивен — опробуйте его сами! Закройте глаза (зрительная информация об объекте ни о чем не говорит четырехмесячному малышу) и попросите кого-нибудь подносить к вашему рту разные предметы (руки тоже могут сообщить вам о предмете то, что пока недоступно восприятию ребенка).

Если вы сумеете преодолеть неловкость от кажущейся нелепости ситуации, то вам откроется совершенно новый (то есть хорошо забытый старый) мир, в котором есть все: запах, вкус, форма, размер, вес, температура — кроме цвета (кстати, поэтому малыши дольше всех остальных признаков предмета осваивают цвет).

С помощью рта малыш получает огромное количество информации, которая требует осмысления. Кстати, получаемые сведения содержат информацию и о его собственном теле. Ощущения, которые ребенок испытывает от сосания своих пальчиков, несколько отличаются от того, что он чувствует при сосании материнской груди или игрушки. Они позволяют ему постепенно начать отличать свое тело (себя) от остального мира.

В этом же возрасте (примерно 4-5 месяцев) на помощь рту приходят руки. Но они пока выполняют роль подсобных рабочих, которые доставляют экспериментальный материал в «лабораторию ученого». Малыш пока не понимает, что он сам действует своей рукой, да и физические возможности только развиваются и осваиваются. Пока они не идут ни в какое сравнение со ртом, которым малыш уже владеет в совершенстве. И кстати, рот по-прежнему остается органом, способным на самые активные действия: ведь именно там появляются зубы…

Зубы и руки

Появления первых зубов — радостное событие, как для родителей, так и для малыша. Но, по мере того как ребенок осваивает появившийся в его распоряжении новый «инструмент», радость родителей меркнет, особенно если мама продолжает кормить младенца грудью. Пока малыш не понимает, что может причинить боль, но потрясающие разрушительные способности зубов известны ему отлично, и он испытывает огромную радость, применяя эту силу на практике. Теперь ему доставляет удовольствие не только сосать, но и грызть. Причем если сосание напоминает малышу маму, сытость, тепло, безопасность и приносит прежде всего успокоение, то кусание олицетворяет собой способность вторгаться во внешний мир со своими правилами.

С возрастом малыш начнет понимать, что зубы могут причинять боль. После этого они обретут статус эффективного оружия, и ребенок будет пользоваться их услугами довольно длительное время. Во время ссоры двухлетний малыш скорее будет кусаться, чем помогать себе руками…

В это же время (6-12 месяцев) руки начинают «выходить на более активные позиции». Малыш, наконец, понимает, что они — часть его тела, а значит, их можно использовать по собственному усмотрению. Возросшие физические возможности позволяют ребенку все чаще включать руки в процесс освоения мира. Очень быстро они становятся равноправными помощниками рта. Однако вскоре у него появится шанс в последний раз «вырваться вперед». Это произойдет, когда малыш начнет говорить.

Взросление и речь

То, что рот может производить звуки, малыш знает с рождения. То, что на эти звуки всегда кто-нибудь придет, он узнает примерно в полтора месяца. Но то, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-то сообщать другим людям, ребенок впервые понимает примерно в год. Это великое открытие меняет всю дальнейшую жизнь малыша, поскольку дает ему возможность общаться не только с близкими, но и со всеми людьми, говорящими на этом же языке.

Освоение речи — последняя важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие малыша. Конечно, еще несколько лет тренировок уйдет на то, чтобы развить артикуляционный аппарат и научиться выговаривать все звуки и слова. Но главное уже сделано. Естественно, что, найдя такой замечательный и универсальный способ общения, малыш не сможет от него отказаться. Функция рта как исследователя начнет постепенно ослабевать и вскоре благополучно исчезнет, то есть сменится новым значением — «производителя» речи. К полутора годам руки займут место рта, поскольку гораздо успешнее смогут исследовать мир, чем какой-либо другой инструмент. Затем на смену рукам придут глаза, которые к 2-3 годам будут вполне способны проанализировать форму и размер предмета так, как это сначала делал рот, а потом руки. И тут родители смогут вздохнуть с облегчением: малыш перестанет пробовать все на зуб, поскольку в этом просто отпадет необходимость!

Прорезывание зубов у детей

На вопросы родителей, обеспокоенных проблемой прорезывания зубов у детей, отвечает Анна Михайловна Соловьева, врач-стоматолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской стоматологии и профилактики СПбГМУ им. Павлова.

Ждем, а его все нет

У сына в 9 месяцев нет ни одного зуба. Развивается нормально. Что нам делать?

Молочные зубы обычно начинают прорезываться в 6-8 месяцев. Свой первый день рождения годовалый малыш, как правило, празднует, имея во рту по четыре верхних и нижних резца. К двум годам прорезываются первые молочные моляры и клыки. Вторые молочные моляры появляются еще через полгода. Полное формирование молочного зубного ряда обычно завершается в три года.

Что делать, если к 9 месяцам у вашего ребенка еще не прорезался ни один зуб? В первую очередь, не стоит волноваться раньше времени. Задержку прорезывания временных зубов в пределах 6 месяцев стоматологи считают вполне естественной. При этом у мальчиков, как правило, зубы прорезываются позже, чем у девочек.

Начните с того, что внимательно осмотрите десны малыша: весьма вероятно, что они выглядят набухшими и покрасневшими, или, напротив, десна тонкая и бледная, а под ней прощупывается и даже виден край зуба. Для того чтобы ускорить прорезывание, купите специальные кольцевые игрушки — стимуляторы прорезывания зубов. Полезен и легкий массаж десны чистым пальцем или холодной чайной ложкой. Давление на десну облегчает и ускоряет прорезывание зубов, а холод уменьшает неприятные ощущения.

Нарушение сроков прорезывания зубов может быть вызвано общей задержкой роста на фоне ряда заболеваний ребенка, в первую очередь, при рахите. Посоветуйтесь с педиатром: возможно, вашему малышу нужны витамины или препараты кальция для поддержания нормального минерального обмена.

В редких случаях у детей имеется адентия — отсутствие зачатков зубов. Так что если малышу уже больше года, а зубы у него еще не начали прорезываться, стоит обратиться за консультацией к врачу-стоматологу. Проверить наличие зубных зачатков можно с помощью рентгеновского снимка. Рентгеновское облучение может быть небезопасным для детского организма, поэтому это исследование следует проводить только при необходимости и по назначению врача. Сегодня есть возможность снизить вредное действие рентгеновских лучей, если сделать снимок с помощью радиовизиографа. Такое оборудование обычно имеется в каждой современно оснащенной стоматологической клинике.

Если очень болит…

Наша дочь (1 год 2 месяца) очень жизнерадостный и веселый ребенок, но в период прорезывания зубов она плохо спит, просыпается каждый час и кричит до хрипоты. Неужели ее так беспокоят зубы или за этим кроется более серьезная причина?

Прорезывание зубов действительно может сопровождаться повышенной возбудимостью: ребенок становится беспокойным, капризным, часто с плачем просыпается по ночам, может отказываться от еды. В то же время, малыш тащит в рот любой предмет, поскольку жевание уменьшает зуд раздраженных десен. Резко усилено выделение слюны, которая, вытекая изо рта, может вызывать раздражение кожи. Нередко на щеке со стороны прорезывающегося зуба появляется ограниченный участок красноты или сыпи. Температура у ребенка может повышаться до субфебрильных значений (в пределах 37,8°).

Однако лихорадка не обязательно сопровождает прорезывание зубов.

На фоне прорезывания зубов может развиться та или иная инфекция. Поэтому при появлении у малыша таких симптомов, как тошнота, рвота, боль в ухе, понос, кашель, сыпь, стойкая потеря аппетита или высокая температура, необходимо обратиться к врачу.

Какие средства смягчают боль? Самое простое — холод. Холод облегчает боль и уменьшает отек. Если это не помогает, можно использовать для смазывания десен стоматологический гель или мазь, содержащие противовоспалительные и обезболивающие средства. При необходимости можно дать ребенку обезболивающий препарат. Применять любые медикаментозные препараты следует только по назначению врача.

Зубы прорезались? Пора чистить

Нашей дочери 2 года. Зубки у нее прорезались белые и здоровые, но за последнее время начали темнеть и разрушаться. Подскажите, в чем дело?

Сразу после прорезывания зубы ребенка подвергаются агрессивному воздействию внешней среды. На зубах оседают микробы, образуя пленку зубного налета. В зубном налете активно вырабатываются кислоты. Под их влиянием эмаль молочных зубов легко разрушается, и образуется кариозная полость.

Выработка кислоты особенно активно происходит в присутствии сахара. Поэтому причиной развития кариеса в первые годы жизни зачастую становится ранний переход на искусственное вскармливание, особенно если ребенок подолгу сосет сладкие молочные смеси или соки из рожка.

Приступать к регулярному уходу за полостью рта нужно еще до прорезывания зубов. С помощью увлажненной гигиенической салфетки, одетой на чистый палец, осторожно протирают слизистую оболочку щек и десны. Недавно прорезавшиеся резцы поначалу также протирают салфеткой.

На втором году жизни пора приступать к использованию зубной щетки. Сегодня в продаже есть специальные зубные щетки — они маленькие и имеют особо мягкую щетину. Могу, например, посоветовать щетку «Мой первый Колгейт». Забавные яркие игрушки, украшающие ручку этой щетки, сформируют у ребенка позитивное отношение к чистке зубов.

До двух лет мы рекомендуем родителям очищать зубки малыша просто влажной зубной щеткой. С двух лет можно начинать использование зубной пасты. Лучше всего, если это будет паста, содержащая фтор. Следует, однако, помнить о том, что маленький ребенок склонен проглатывать зубную пасту во время чистки, поэтому до 6 лет лучше применять детские зубные пасты с пониженным содержанием фтора. Для однократной чистки достаточно использовать малое количество фтористой зубной пасты — размером с горошину.

Риск раннего развития кариеса повышен при недостаточном содержании фтора в питьевой воде. Такая ситуация имеет место, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге. Дети от 2 до 14 лет нуждаются в компенсации суточной нормы поступления фтора в организм. Рекомендуемую суточную дозу приема фторида натрия в виде таблеток или капель должен определить для вашего ребенка педиатр или детский стоматолог.

Кризис двухлетнего возраста

В один прекрасный день мама полутора-двухлетнего малыша вдруг понимает, что ее чадо достигло переходного возраста. Чудесный, послушный малыш вдруг превратился в маленького монстра. С ним невозможно договориться, капризы возникают несколько раз в день по поводу и без повода, переключить внимание и отвлечь, как прежде, уже не удается…

Эта тема постоянно всплывает в конференции «Ребенок от 1 до 3». Мамы жалуются на своих неуправляемых чад:

Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.

Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят у ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется… (ЧерниКа)

Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде… Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.

Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?

Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)

Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.

Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается).

Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)

Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».

«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему.»

Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься…»

Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.

Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать.» (Irkin)

А если истерика все-таки началась? Что предпринять, чтобы помочь ребенку с ней справиться?

Многим мамам не удается ничего придумать, и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это самый опасный путь. Он ведет к тому, что ребенок постепенно становится неуправляемым, привыкая всего добиваться криком. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Приведу еще одну цитату из вышеупомянутой статьи:

«Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над вами. Нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми.»

Очень часто в конфликтной ситуации мама старается отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Однако такой способ с подросшим ребенком становится все менее эффективным, а психологи считают его не самым удачным:

«Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится.»

Но как же все-таки поступать родителям маленького тирана? Прежде всего нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Ваш голос должен быть спокойным и убедительным. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. Даже взрослый в раздражении не способен действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку почему вы не будете выполнять его требование. Но если вы видите, что истерика усиливается, просто выйдите из комнаты, не вступая в дальнейшие разговоры. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Некоторые дети в особо запущенных случаях воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и выглядеть неприступными тоже не стоит.

И последний совет психолога:

«Самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие!»