Развитие внимания

внимание сознательный тренировка ребенок

направленностью

сосредоточение (

Предполагается, что первый этап концентрации внимания осуществляется уже на уровне органов чувств. Исключительно яркий пример перцептивной концентрации — зрительное внимание. Раздражители, которые попадают на периферию сетчатки, воспринимаются менее ясно и отчетливо, а иногда и вовсе не воспринимаются. Направить внимание на визуально воспринимаемый объект — значит, прежде всего, фиксировать его. Избирательная концентрация внимания предполагает наличие процессов в центральных отделах мозга.

Цель данной курсовой работы — развитие внимания. В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие и сущность внимания;
  • раскрыть характерные особенности внимания;
  • рассмотреть некоторые методы развития внимания.

Непроизвольное внимание.

Обычно в жизненных условиях, в деятельности имеется сложный комплекс причин для возникновения непроизвольного внимания, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы.

К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого раздражителя. Это, прежде всего степень интенсивности раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, резкий запах — невольно может привлечь наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т.е. соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями. Особое значение имеет для привлечения внимания контраст между раздражителями. Так, объект, больший по величине по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Раздражение более длительное замечается легче, если оно дается среди кратковременных раздражителей. (5, 193)

К первой группе причин относится новизна (необычность) раздражителя. Новизна — одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое вновь возникшее раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочные реакции. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда не был в нашем опыте) и относительную новизну (необычное сочетание знакомых раздражителей).

3 стр., 1254 слов

Социально-психологический климат в группе

... gruppe/ 1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1989г. 2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е ... его роли в группе; 2. определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний; 3. определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов ...

Предполагается, что пробуждение внимания более связано с относительной новизной раздражителей. Все необычное привлекает внимание. Новизна может заключаться в изменении физических свойств (характера) действующих раздражителей. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия (отсутствие знакомых раздражителей) также может вызвать внимание. Новизна может быть связана с неожиданностью предъявления раздражителя. Факторами, обусловливающими привлечение внимания, могут быть и пространственные изменения или движение источника раздражения по отношению к положению органов чувств. Движущиеся предметы скорее привлекают наше внимание.

То, что внимание привлекается всеми новыми раздражителями, позволяет предполагать существование специальных процессов, от которых зависит прекращение реагирования на раздражители, утратившие признак новизны. Этот процесс принято называть привыканием. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически только одним общим свойством — новизной, потому и привлекают внимание, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания. Внимание, зависящее от особенностей раздражителя, т.е. от внешних причин, можно считать почти вынужденным.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относится соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т.е. потребностям. Значимость раздражителей является категорией причин, которая играет наряду с новизной первостепенную роль в пробуждении и поддержании непроизвольного внимания. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Взаимодействие внутренних побуждений (мотивов) и внешних раздражителей, приобретающих в данный момент наибольшую значимость, и определяет пробуждение к этим раздражителям внимания.

К следующей группе причин привлечения и поддержания непроизвольного внимания относятся чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса — занимательность, увлекательность. Подчеркивая эту особенность непроизвольного внимания, его иногда называют эмоциональным вниманием.

К внутренним причинам, вызывающим внимание, относится влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, а также влияние навыков и привычек, которые имеют часто очень большое значение для поддержания внимания.

Значительную роль в привлечении внимания играет ожидание определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет воспринять даже то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы.

Исключительно велико действие общей направленности личности человека, и в частности его интересов, как одной из важнейших причин непроизвольного внимания. То, что непосредственно интересно нам, невольно привлекает внимание.

В работах психологов выделена еще одна важная категория причин, определяющих возникновение и характер направленности непроизвольного внимания, — зависимость направленности внимания от структуры деятельности. Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями).

17 стр., 8329 слов

По детской психологии «Особенности развития внимания у дошкольников ...

... деятельности младшего дошкольника. 1.1. Понятие внимания в психологии: его виды и свойства В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, ... или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько: Во - первых, характер внешнего раздражителя Прежде всего это сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Всякое достаточно ...

Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание. (5, 203)

Во всех рассмотренных случаях человек как бы совершенно невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, они захватывают его как бы сами по себе. Он непроизвольно, не ставя цели, выделяет наиболее сильные, новые и значимые раздражители, непроизвольно, не затрачивая усилий, обращает и концентрирует внимание на них. Внимание, которое проявляется в этих случаях, носит непроизвольный характер. Этот вид внимания можно считать наиболее простым, элементарным вниманием. Непроизвольное внимание свойственно не только человеку, но и животным.

Произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. Приняв решение, поставив перед собой задачу, заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать лекцию), мы, выполняя это решение, произвольно направляем и сосредоточиваем сознание на том, чем считаем нужным заняться. Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной задачи, цели. В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся ни наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т.е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних, иррелевантных и вместе с тем новых, сильных, представляющих большой интерес раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием.

Послепроизвольное внимание.

Подчеркивая особенности каждого вида внимания, мы отмечаем, что в жизненных условиях, в трудовой деятельности человека эти виды внимания находятся в сложной взаимосвязи. Имеются виды деятельности, которые не вызывают непосредственного интереса. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности внимания и усилие воли для его поддержания. Однако по мере преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность она захватывает, увлекает человека, возникает интерес к предмету труда, к самому процессу труда. Происходит переход от одного вида внимания к другому. В психологической литературе имеются мнения, согласно которым в этом случае имеет место особый вид внимания.

8 стр., 3901 слов

Особенности воспитательная работа в условиях современной начальной школы

... формы и методы воспитательной работы в начальной школе. В выводах работы мы делаем заключение из проведенного исследования. Исходя из этого, темой курсовой работы явилось «Особенности воспитательной работы в условиях современной начальной школы» Отметим, что ...

Это внимание связано с сознательными задачами и целями, т.е. вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или по крайней мере заметных волевых усилий для поддержания внимания. При характеристике этого вида внимания, качественно отличного как от непроизвольного, так и произвольного, в психологии используют термин «послепроизвольное внимание», введенный Н.Ф. Добрыниным. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Например, школьник берется за решение трудной задачи только потому, что ее нужно сделать. Задача сначала никак не поддается решению. Школьник постоянно отвлекается: то смотрит в окно, то бесцельно водит пером по бумаге и т.п. Ему приходится заставлять себя возвращаться к решению задачи, т.е. заставлять себя быть внимательным. Но вот найден правильный ход решения, задача становится все более и более понятной. Решение задачи все больше увлекает, захватывает школьника. В конце концов, задача стала для него интересной, он перестает отвлекаться, поддержание внимания уже не требует усилий. (5, 213)

Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Тренировка концентрации внимания

Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается далеко не всегда эффективной. Наиболее глубокая концентрация, сосредоточенность возможна лишь при послепроизвольном внимании. Чтобы перейти от произвольного к послепроизвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти — закон осмыслении и интереса. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.

Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно — наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы — когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность.5 — 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т.д.).

(7, 162)

Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило — необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе, хорошее освещение, удобная поза и т.д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу.

3 стр., 1499 слов

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте

... альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т. д. деятельности Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным ... это делает систематически, ребята привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Задача педагога —быстро ... для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы,как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка ...

В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.

В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16,20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания.

Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом — обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 — 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение “созерцание зеленой точки”. Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1 — 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 — 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же — борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня. (7, 183)

Тренировка устойчивости внимания.

Для тренировки слухового внимания необходимо выделять ежедневно 10 мин. для максимального “вслушивания”. Обычно во время слушания мы выполняем еще какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т.д. Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться на неподвижных, несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания — активность выполняемой работы. (22, 75)

Тренировка объема внимания.

Следующий параметр внимания — его объем . Этот же параметр является основной характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 — 7, максимум 9 предметов. Это так называемое “правило Миллера 7 2”, сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека, зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 2. Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий — код идей, мыслей, образов. Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где возможно, нужно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей).

19 стр., 9037 слов

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

... ребенка в процессе коррекционного воздействия может быть представлена в виде характеристики особых педагогических условий обучения, описания содержания деятельности ... Все выше перечисленное и стали задачами курсовой работы. Таким образом, цель работы - описание педагогических условий, требований к ... реальности всегда зависит от гос­подствующих умственных структур (8, с. 125— 126). Более того, одно и ...

Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально группировать предметы по различным признакам.

Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать и разговаривать. Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. (22, 86)

Тренировка распределения внимания.

Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой — свое имя, правой — фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать “20, 19, 181”. Затем наоборот: говорить: “20, 19, 181”, а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой — треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, снятию эмоциональных перегрузок. (7, 201)

Тренировка переключения внимания.

Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание “скачет» с одного объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания — его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги — 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из другой. Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения нужно составить планы прочитанного в разных книгах. (7, 212)

8 стр., 3848 слов

Использование проективных методик в работе с детьми.

... -авторитарных тенденций, а у ребенка - пассивно-оборонительных. Особого внимания в работе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известные техники «нарисуй ... в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения. Основная цель Объект: младшие школьники с разным уровнем психического развития. Предмет: применение проективных методик при диагностике школьников с ...

Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 — 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.

Рассмотрение внимания как условия сознательной деятельности человека. Устойчивость, колебания, переключение и отвлечение внимания. Изучение основных ошибок рассеянности. Этапы развития внимания у детей и пути его формирования, методы совершенствования.

курсовая работа

Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

контрольная работа

Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

дипломная работа

Выявление оптимальных условий развития внимания детей как процесса восприятия и усвоения учебного материала. Особенности внимания, его физиологические и психологические основы, активизация внимания, опытно-экспериментальная работа по развитию внимания.

дипломная работа

Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

лекция [16,2 K], добавлен 12.09.2007

Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа

Общая характеристика и функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания. Современная трактовка внимания в концепции П.Я. Гальперина. Физиологические механизмы, виды и свойства внимания. Внимательность, невнимательность и рассеянность.

контрольная работа