В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
... форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста; разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей. База исследования. Структура работы. 1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Понятие о воображении Всякая деятельность человека, результатом которой является ...
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу, нацеленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования:, Предмет исследования
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:
- организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;
- создание ситуации успеха;
- организация работы в малых группах;
- планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания — всестороннего развития личности.
задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития творческого интереса во внеурочной деятельности.
2. Выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников.
3. Изучить своеобразие творческих способностей и их формирование в младшем школьном возрасте.
4. Теоретически обосновать и разработать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.
Методы исследования:, Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы
Глава 1. Теоретические основы реализации творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1 Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики
Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [3].
Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [13].
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» [9].
Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области бисероплетения. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [8].
Социологическое исследование «Отношение студентов к службе в армии»
... - Оскорбительное, деспотичное отношение заканчивающих срочную службу солдат к новичкам. 8.Гипотеза исследования. Молодые люди, проходившие военную службу относятся к армии более положительно, считая что армия во многом ... "отказников" и лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы. Автор в 2004 г. провел по данной проблеме два социологических исследования среди школьников Тюмени, а также студентов ...
Итак, творчество — это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.
П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
- Восприятие проблемы;
- Поиск решения;
- Возникновение и формулировку гипотез;
- Проверку гипотез;
- Их модификацию;
- Нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [2].
Суть творчества, по мнению С. Медника, — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [9].
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [5].
И.В. Львов считает, что творчество — не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [8].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы [16].
Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [2].
Электронные таблицы Excel. Их использование в профессиональной деятельности
... постоянно расширяющийся спектр возможностей и инструментов Excel. Итак, какие же плюсы дает использование электронных таблиц Excel профессиональной деятельности психолога и почему можно смело сказать ... тем или иным субъектом. Знание Excel, просто необходимо психологу так как разработано довольно много инструментов деятельности психолога, реализация которых требует знания данного продукта. Так, к ...
Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность, Законченность
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
- Гибкость мышления.
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
Лёгкость генерирования идей.
- Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [2].
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
3. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [6].
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
Скорость мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей [7].
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
- Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
- Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
- Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
- Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
[10]
Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) исследовательский метод;
4) творческие работы учащихся;
5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [11].
Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.
Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:
1) по результату (продукту) деятельности;
2) по способу ее протекания(процессу).
В учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них [12].
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [6].
Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.
Для развития творческой, разносторонней личности имеются большие возможности во внеурочной деятельности, суть которой раскрывается в (п. 1.2.)
1.2 Особенности внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной научно- методической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. В процессе изучения научно-методической литературы была составлена таблица 1, в которой представлены различные трактовки трёх выше обозначенных понятий.
Таблица 1. Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы
Понятия |
||||
Внеклассная |
Внеурочная |
Внеучебная |
||
Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. — 256 с. |
Внеклассная работа — это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха. |
— |
— |
|
Каирова, И. А. Педагогическая энциклопедия. [Тест] / И.А. Каирова. Ф.Н., Петрова. М.: Просвещение, 1964. -280 с. |
Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. |
— |
— |
|
Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания. [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1983. -108 с. |
Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса. |
— |
— |
|
Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с |
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей. |
— |
||
Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия.[Текст] / В.В. Давыдов. М.: Просвещение, 1999.-280 с. |
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока- Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. |
|||
Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с. |
Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. |
Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. |
||
Педагогический энциклопедический словарь |
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. |
— |
||
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях |
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. |
— |
||
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий. http://standart.edu.ru/ |
— |
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного(образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. |
||
Выводы:
1. В научно-методической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».
2. В 1990г. появляется термин «внеурочная работа», не имеющий
принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в таблице 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в таблице 1).
3. Позже в отдельных научно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».
В современной школе наиболее актуален термин «внеурочная деятельность», так как в ФГОС понятия «внеучебная» и «внеурочная» деятельность равнозначны. Поэтому в данной курсовой работе будет использоваться именно термин «внеурочная деятельность», что означает деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[15].
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Материалы стандарта подводят к выводу:
- а) внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:
1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность[15].
Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:
- запросы родителей, законных представителей учеников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Таким образом, изучив особенности внеурочной деятельности младших школьников, творческие способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте, мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности (п. 1.3).
1.3 Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Чудеса в ладошке» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» — пишет В.А.Сухомлинский.[19]
Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.[20]
Актуальность программы
Возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. [18]
Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. [15]
Новизна программы «Чудеса в ладошке» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает творческие процессы детей: значительно расширяет объём и концентрацию внимания.
Цель программы:
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи :
Обучающие:
- Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах;
- Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.
Развивающие:
- Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности;
- Развитие мелкой моторики рук и координации движений;
- Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире;
- Развитие коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе.
Ожидаемые результаты:
- творческая активность;
- самостоятельность в художественном творчестве;
- креативность;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- коммуникабельность;
- самопрезентация;
- инициативность;
- умение анализировать, оценивать результаты работы.
Программа строится на следующих принципах
1.
Принцип гуманизации и гуманитаризации
2. Принцип внешней и внутренней дифференциации —
3. Принцип свободы выбора —
4. Возможность свободного самоопределения и самореализации;
5. Ориентация на личностные интересы,
6. Принцип единства —
Методы: проблемный и исследовательский.
Срок реализации программы:, Количество часов в неделю:, Время занятия:, Общее количество часов:
Чтобы доказать эффективность программы «Чудеса в ладошке» была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности (глава 1).
Календарно-тематическое планирование (33 ч)
№ п/п |
Тематический раздел |
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
Кол-во часов |
|
1. |
Введение |
Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Ознакомление с перечнем художественных материалов, необходимых для занятий |
1 |
||
2. |
Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).
|
1 |
|||
3. |
Я рисую |
Техника работы графитным карандашом. |
«Сказочник-дым». Рисование — фантазирование непрерывной линией. |
1 |
|
4. |
Техника работы графитным карандашом. |
«Ветер в осеннем лесу». |
1 |
||
5. |
Техника работы фломастером. |
«Цветные зонтики». |
1 |
||
6. |
Смешанная техника (рисование + аппликация) |
«Весёлые портреты». |
1 |
||
7. |
Я мастерю |
Тестопластика. Способы приготовления солёного теста. |
Лепка на свободную тему. |
1 |
|
8. |
Оригами. |
«Улетают птицы в тёплые края» |
1 |
||
9. |
Я рисую |
Рисование «по мокрому». |
«Осенние пейзажи» |
1 |
|
10. |
Комкание бумаги (скатывание) |
«Овечка с ягнёнком» |
1 |
||
11. |
Знакомая форма — новый образ |
«Превращение ладошки» |
1 |
||
12. |
Техника «монотипия» + рисование пальчиками |
«Первый снег» |
1 |
||
13. |
Техника «фотокопия» — рисование свечой |
«Волшебные снежинки» |
1 |
||
14. |
Техника «проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель) |
«Ёлочные игрушки» |
1 |
||
15. |
Я мастерю |
Тестопластика |
«Что растёт на ёлке?» |
1 |
|
16. |
Тестопластика |
«Подсвечники» |
1 |
||
17. |
Оригами |
«В некотором царстве, в Бумажном государстве» |
1 |
||
18. |
Оригами |
«Усатая мордочка» |
1 |
||
19.-20. |
Я рисую |
Пластилинография (рисование шариками и жгутиками из пластилина) |
«Рыбки» |
2 |
|
21. |
Техника «граттаж» |
«Зимняя ночь» |
1 |
||
22. |
Техника « кляксография» |
«Весёлые кляксы» |
1 |
||
23. |
Пластилинография |
«Букет для мамы» |
1 |
||
24.-25. |
Техника «тычок жесткой полусухой кистью» |
«Снегири на ветке» |
2 |
||
26. |
Я мастерю |
Оригами |
«Пароход» |
1 |
|
27. |
Оригами |
«Зайчишка-трусишка» |
1 |
||
28. |
Я рисую |
Техника «набрызг» |
«Космическое путешествие» |
1 |
|
29.-30. |
Техника «торцевание» |
«Чудо — трубочки» |
2 |
||
31. |
Техника «граттаж» |
«Праздничный салют» |
1 |
||
32. |
Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).
|
1 |
|||
33. |
Выставка работ учащихся |
Организация выставки работ учащихся. |
1 |
||
Выводы по главе I
Особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Творческие способности в младшем школьном возрасте характеризуются следующими особенностями: эстетическое восприятие — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного; творческое мышление — направлено на создание новых идей; воображение — воссоздающее и творческое, присутствуют элементы простого воспроизведения.
С учетом вышеизложенного, и на основании ФГОС, была разработана программа развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, характерной чертой которой является применение модульных технологий.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по 11 человек в каждой).
Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап — формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап — контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня творческих способностей младших школьников мы выделили следующие критерии:
1. Уровень восприятия
2. Уровень мышления
3. Уровень воображения
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня творческих способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень — объем восприятия менее 4 единиц; мышление развито плохо; воображение — коэффициент оригинальности (К ор ) меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень — объем восприятия от 4 до 7 единиц; мышление на среднем уровне; воображение — К ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень — объем восприятия от 7 до 10 единиц; мышление на высоком уровне; воображение — К ор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Для выявления уровня творческих способностей мы использовали следующие методики: для выявления уровня восприятия — «Узнай, кто это»; для выявления уровня развития творческого мышления — «Что здесь лишнее»; для выявления уровня развития творческого воображения — «Дорисовывание фигур».
Результаты по критериям и показателям
Методика для выявления уровня восприятия выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Влад О., Лолла Р., Денис П.,) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.) — это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Константин Г., Лариса Е.)- это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Мария Б., Екатерина Н., Станислав Б., Вера В., Дмитрий В., Ольга Д.) — это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Артем Ш., Степан Ж., Захар И.) — это низкий уровень.
Методика для выявления уровня развития мышления показала: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Лолла Р., Влад О., Денис П.) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 4 баллов (Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.) — это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 7 до 10 баллов (Константин Г., Лариса Е.) — это высокий уровень; 6 человек набрали от 4 до 7 баллов (Мария Б., Екатерина Н., Станислав Б., Вера В., Дмитрий В., Ольга Д.) — это средний уровень; 3 человека набрали менее 4 баллов (Артем Ш., Степан Ж., Захар И.) — это низкий уровень.
Уровни |
Контрольная группа 3 «А» |
Экспериментальная группа 3«Б» |
|
Высокий |
18.2% — 2 человека |
27.2% — 3 человека |
|
Средний |
54.5% — 6 человек |
36.4% — 4 человек |
|
Низкий |
27.3% — 3 человека |
36.4% — 4 человек |
|
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие творческих способностей во внеурочной деятельности через использование модульных технологий. Занятия с применением модульной технологии проводятся после изучения на уроках изо и труда определенного раздела темы во внеурочной деятельности в качестве повторения и закрепления материала. Конспекты занятий представлены в приложении 3 — 6. Ценность таких занятий заключается в том, что на их материале ученик самостоятельно проверяет и оценивает себя и свои знания, что приводит к адекватной самооценке.
Интерес к творческой деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты творческие способности. Важным фактором активизации творческой деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к творческой деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети помогают друг другу.
Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М.) не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала (Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.), хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные (Иван П., Алексей Д., Кирилл З., Николай М., Анастасия М, Валерия К., Алекеан П., Вера К.).
Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием модульных технологий, мы провели контрольное исследование, о котором пойдет речь в следующем параграфе (2.3).
2.3 Анализ результатов исследования
творческих
Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 7 до 1 0 баллов (Лолла Р., Влад О., Денис П., Иван П., Алексей Д.) — это высокий уровень; 5 человек набрали от 4 до 7 баллов (Кирилл З., Николай М., Анастасия М, Валерия К., Вера К.) — это средний уровень; 1 человек набрал менее 4 баллов (Алекеан П.) — это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 7 до 10 баллов (Константин Г., Лариса Е., Мария Б.)- это высокий уровень; 4 человека набрали от 4 до 7 баллов (Екатерина Н., Станислав Б., Вера В., Дмитрий В.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Ольга Д., Артем Ш., Степан Ж., Захар И.) — это низкий уровень.
Сравнение результатов уровня развития творческих способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития творческих способностей: количество детей с низким уровнем с 27.3% детей (3 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 54.5% детей (6 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя творческих интересов увеличился с 18.2%(2 чел.) до 27.2% детей (3 чел.).
В экспериментальной группе, проводились развивающие занятия с использованием модульных технологий произошли существенные изменения в уровне развития творческих способностей. Низкий уровень развития творческих интересов с 36.4% детей (4 чел.) уменьшился до 9% (1 чел.), средний уровень уменьшился с 36.3% детей (4 чел.) до 45.5% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития творческих интересов вырос с 27.2% детей (3 чел.) до 45.5% детей (5 чел.).