Автономия, как основополагающий концепт современности, выражает стремление современного человечества разрешить стоящую перед ним самую
В работах по теории и методологии исследования личности отечественные ученые постепенно изучали и вопросы индивидуального в человеке (К.А. Абульхановой, В.П. Зинченко, А.Г. Спиркина, А.П. Федоркиной и др.).
В течение последней четверти века в российской философской и научной мысли произошли
Проблемы личности и личностной автономии в той или иной мере затрагивают в настоящее время Р.Э. Кесаева, А.Д. Похилько, С.В. Резванов, Э.Ю. Соловьев, И.Н. Титаренко, Е.В. Шикова, Л.А. Эртель и др. Необходимо отметить работы тех зарубежных ученых, в которых затрагиваются вопросы автономии в политических аспектах у Г. Дворкина и В. Декомба, в этических у О. Нил, социологических — у М. Ошана, культурологических — М. Маклюэна и А. Моля, в психологических аспектах у И. Габанской, Л. Дэси, Р. Райана, Д. Фейнберга, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и т.д.
Особенности личности старого человека
... работы и делает пожилого человека объектом исследования, а особенности личности старых людей его предметом. В ходе работе ... особенности личности старого человека и психологические факторы старости сделать выводы о необходимости адаптации пожилой категории населения Таким образом, становится понятно, насколько важно в сегодняшнем мире уделять внимание аспектам ... и российские ученые Е.С. Авербух, ...
Задача всестороннего анализа личностной автономии в современном обществе еще достаточно далека от своего решения и требует продолжения исследований, прежде всего, в рамках психологического анализа. Поэтому изучение автономии личности в современной психологии носит актуальный характер.
Объект исследования – психология личности.
Предмет исследования – автономия личности в современной психологии.
Цель исследования – изучение автономии личности в современной психологии.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть некоторые аспекты проблемы развития автономии личности в психологической науке;
- изучить психологические особенности и воспитание автономной личности;
- проанализировать автономию личности в условиях современного мира;
- выделить автономность личности как профессиональное качество психолога.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом определении автономии личности в современной психологии.
Практическая значимость заключается в повышении
Глава 1. Теоретические основания автономии личности
1.1. Некоторые аспекты проблемы развития автономии личности в психологической науке
Концепция автономии играет важную роль в философии вообще и психологии в частности. Философы, начиная с И. Канта, настойчиво утверждали, что люди, представленные в своем лучшем качестве, автономны (слово «автономия» происходит от греческого auto — сам и nomos — закон) 1 .
Концепт свободной, независимой (автономной) личности лежит в основе концепции демократизации общества.
Если мы, как отмечает В.Я.Нечаев, принимаем модель общества, в котором признается автономность и суверенность личности, … то это прежде всего надо отнести к ее культурогенезу 2 .
В многочисленных гуманистических теориях прошлого и настоящего от Канта до Сартра и Роджерса человек предстает не как зависимое, а как независимое, автономное, т.е. подлинно свободное существо — «причина в себе». Кант утверждал: «необходимость — это внешний мир, свобода — это мир человека». Эта же идея была основополагающей в трудах Н. Бердяева, С. Франка, А. Камю, А. Маслоу, К. Роджерса и др.
Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была провозглашена Мартином Лютером в его признании «На том стою и не могу иначе», а теоретически исследована И. Кантом. В философии И.Канта одним из основных этических принципов является автономность морали и нравственной деятельности человека. По мнению философа, человек в выборе нравственных ориентиров должен быть независимым от внешних воздействий социума (религии, идеологии, политики и др.), поскольку нравственность и добродетель самоценны и самодостаточны. Автономию личности Кант связывал не со свободой личности от внешних воздействий, а с добровольностью личности к общечеловеческим принципам — категорическим императивам. Сознание своей автономности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством — духовностью. Об этом же говорит современный американский психолог М. Кордуэлл.
Психология свободы
... получила "прописку" и в академической психологии. СВОБОДА КАК ОСОЗНАНИЕ: Э. ФРОММ Э. Фромм считает позитивную свободу, "свободу для", главным условием роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, ...
Однако идеи близкие к содержанию понятия личностной автономии, можно обнаружить еще в древнеиндийских источниках. В качестве примеров такого рода можно указать философию Упанишад, в которой указывалось, что именно своим поведением человек определяет дальнейшие изменения, улучшение или отягощение кармы; философию раннего буддизма, где подчеркивается необходимость самоопределения человеком таких своих
Философские традиции Древнего Китая также ставят на передний план вопросы саморегуляции и
Идеи, близкие личностной автономии, можно обнаружить у древнегреческих мыслителей: в этической концепции Эпикура, где утверждается в качестве высшей ценности отсутствие страданий тела и гармоничное состояние души; в философии Сократа, который подчеркивал необходимость
В европейской философии выделяется Ф.Ницше, который в своих трудах затрагивает аспекты личностной автономии в связи с концепцией сверхчеловека, который должен стать некой идеальной
Определяя свободу, Н. Бердяев писал: «Наиболее общее определение свободы, обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа». «…Если человек — существо целиком детерминированное природой и обществом, то не может быть никакой свободы…». «Детерминированная свобода не есть свобода» 4 .
Свобода воли и свобода выбора человека реферат по философии
... и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля ... возрасту человек представляет собой законченный продукт. И вероятно, что личность тоже созревает к этому возрасту. В этот период человек получает большую степень автономии от близких и ...
Однако свобода не исключает отношений человека с миром. Свобода есть акт человеческой активности (сознания, прозрения, творчества), знаменующий переход к независимости от внешнего мира, точнее — от внешней детерминации к внутренней обусловленности сознания и поведения. В. Франкл заметил в этой связи: человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним. И в этом смысле «человеческая свобода — это конечная свобода» 5 .
Таким образом, современное гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его и как существа природного (биологического), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, самосущего, свободного).
Ключевой характеристикой этого третьего измерения является свободоспособность — способность к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное
Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком исторически
Это направление имеет достаточно прочную теоретическую базу, так как в соответствии с культурно-исторической концепцией учения (Л.С.Выготский), теорией деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теорией личности (В.А.Петровский), личность традиционно рассматривается как активный субъект деятельности, который сам формируется в деятельности и в общении, определяет характер деятельности и общения, как субъект, способный управлять своими действиями и свободно принимать на себя ответственность за исход действия, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Необходимо отметить, что само понятие личностной автономии только на современном этапе развития психологии начинает обретать свой статус в профессиональной психологической сфере. Хотя уже в работах П.П.Блонского мы встречаем термин – автономная личность. Но, все же, в большем количестве работ говорится об этом качестве личности без упоминания конкретно этого термина. Это и «философская личность» Сократа и «
Рассмотрим некоторые варианты определений понятия «
Личность: свобода и ответственность
... индивидуального и социального бытия. 3. Свобода и ответственность личности «Свобода» — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода — это возможность личности мыслить и поступать ... слово: «атом». Науки, изучающие явления человеческого сознания, поведения, деятельности и общения, интересуются в основном типическим, общим. Для них важно ...
«Автономия — право самостоятельного принятия решения» 6 .
«Относящееся к политике по своему происхождению понятие автономии развилось из рудиментарного понятия, связанного с независимостью древнегреческих городов-
В таком психотерапевтическом направлении, как психотерапия опыта (experientialism) автономия рассматривается через сопоставление с понятием аутизма, в противовес которому она определяется как «ответственное партнерство», близким понятию автономии
Если все же попытаться обобщенно определить сущность данного понятия, то личностная автономия рассматривается как некий «внутренний
Г.Олпорт еще в 1961 году использовал термин «функциональная автономия», чтобы называть модели поведения, которые стали независимыми (развитая автономия) от их первоначальной цели. По Олпорту действие становится функционально автономным, когда мы осуществляем его уже не для того, чтобы получить первоначальное вознаграждение, но потому, что оно само по себе награда 10 .