Продолжительный период времени ребенок нуждается в заботе, которая осуществляется в семье прежде всего, родителями. Семья характеризуется как естественная среда обитания ребенка , самой природой созданный институт, предназначенный для социализации будущих поколений. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в благоприятной семейной среде. Однако проживание в семье не всегда отвечает интересам ребенка. В ней может сложиться такая обстановка, которая превращает семью в среду, враждебную для ребенка.
Невыполнение родителями своих прав и нарушение законных прав другого супруга либо ребенка приводит к возникновению конфликта. Нарушение прав и законных интересов другого родителя на воспитание и образование ребенка приводит к ущемлению прав и законных интересов не только самого родителя, но и его ребенка.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса Российской Федерации в 29.12.1995г.
Практика показывает, что, несмотря на закрепленное в гражданском процессуальном законодательстве формальное равенство прав и обязанностей родителей, нарушения имеют место быть сейчас и всегда будут в нашем обществе. Нарушения есть, как стороны родителя с кем проживает ребенок при расторжении брака, так и со стороны родителя кто проживает отдельно от ребенка. Актуальность данной темы заключается в том, что наше законодательство не достигло того уровня рассмотрения и решения споров связанных с детьми , который нужен для реального исполнения постановления суда.
Глава 1. Понятие воспитания детей
Воспитание является основной категорией педагогической науки. Точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем этой науки.
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Вот некоторые из них:
- Воспитание – целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.]
- Воспитание в специальном педагогическом смысле – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.]
- Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.]
- Воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений.]
Эти определения отражают мировоззрения традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. В рамках этого направления воспитание рассматривается как управление, влияние, воздействие, формирующие личность. При таком подходе цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
... родителями своих родительских обязанностей. Родители, которые уклонялись от выполнения обязанностей по воспитанию, образованию детей, защите их прав и интересов, а также иных обязанностей, могут быть лишены права ... о взыскании алиментов с трудоспособных совершеннолетних детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей. При рассмотрении данного иска юридическое значение ...
Гуманистический же подход даёт следующие определения:
Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса – ориентация человека на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.
Цель этого подхода принятие ребенка таким, каков он есть. Воспитатель должен стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Основы воспитания были заложены еще в первобытном обществе. На первый взгляд воспитание первобытных людей выглядело бессистемным и спонтанным. Оно проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья. Маленьким членам семьи в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были строгими. Дети много играли, имитируя жизнь взрослых. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Кроме того, воспитывал и сам образ жизни родителей. В глубокой древности была осознана высокая миссия материнства. Этому придавалось огромное значение. Материнская любовь с первых дней рождения ребенка выражалась в колыбельной песне, позднее – в потехах, прибаутках, которые имели большое развивающее значение. Материнская поэзия ненавязчиво несла ребенку информацию о мире, в котором предстоит ему жить, обогащала его душу, развивала художественный вкус, музыкальный слух.
Определение понятия воспитания детей содержится в главе 12 Семейного Кодекса Российской Федерации. Воспитание заключается в заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны дать своему ребенку общее образование, также родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Антропологический подход к воспитанию личности ребенка
... ребенка, «учет ее реальных потребностей и возможностей для самопознания, саморазвития, самовоспитания, самореализации в различных сферах жизни. Антропологический подход как основа педагогического образования предполагает изучение Человека как «предмета воспитания». ... на традиционную парадигму педагогической деятельности. Объект Предмет Цель данной работы: В теоретической части: 1) Выявить ...
1.1. Общая характеристика субъектов, участвующих в воспитании детей
Под субъектом понимается индивид, деятель, наделенный самосознанием, способный принимать решение и ответственность за исполнение дела, исполнять дело и нести ответственность за него.
Воспитание изначально не есть односторонний процесс, подобный мышлению или труду, направленным от человека (субъекта) к миру (объекту).
В отличие от трудовой или познавательной деятельности, где мир является предметом познания или труда, воспитанник не может являться объектом воспитания, так как он является активным участником воспитательной деятельности, и воспитание возможно лишь в той мере, в какой воспитанник является активным деятелем. Если нет этого процесса активного освоения мира, культуры, деятельности воспитанником, то нет и воспитания. И поскольку воспитание изначально и сущностно является двухсторонним процессом активного взаимодействия воспитателя и воспитанника, поскольку воспитание возможно только в том случае, если воспитанник осваивает и воспроизводит предлагаемые ему способ и образ жизни, поведения, деятельности, постольку воспитание не может быть сведено к схеме субъект–объект. Именно поэтому воспитатель и воспитанник изначально выступают как субъекты воспитания. Разумеется, степень развития воспитанника определяется тем, в какой мере он принимает цели воспитания, в какой мере осваивает предложенное ему содержание воспитания, в какой мере овладевает разными способами деятельности, но в любом случае для осуществления воспитания необходима хотя бы минимальная деятельность воспитанника. Если ее нет, то нет и воспитания. А это и означает, что предмет воспитания – человек является субъектом воспитания.
Словом, процесс воспитания, а значит, и формирование ученика возможны только в ситуации реального осуществления той или иной деятельности, будь то решение задачи или слушание сказки, в ситуации последовательной смены воспитанником все более усложняющихся видов деятельности.
При этом если для воспитателя целью воспитания выступает сам воспитанник, его способности, знания и т.д., то для воспитанника непосредственной целью является содержание, предмет его деятельности. В процессе воспитания воспитатель и воспитанник изначально и равны, и не равны. Они равны по отношению к содержанию деятельности. Содержание математики равнозначно для учителя и ученика. Теорема Пифагора есть теорема Пифагора и для ученика, и для учителя. В то же время они не равны между собой по отношению к деятельности, потому что воспитатель знает содержание воспитания, знает учебную деятельность, воспитанник этого не знает. И в силу этого воспитатель ведет воспитанника по неизвестному ему содержанию деятельности. В зависимости от способностей воспитателя, мастерства воспитателя, отработанности содержания воспитания и технологий воспитания, общего уровня развития педагогической культуры, процесс воспитания может быть более или менее успешным, кратким или длинным и т.д.
Сущностный недостаток в понимании субъектности воспитания состоит в том, что субъект в педагогике, как правило, понимается только на уровне конкретной индивидуальной представленности, т.е. как индивидуальный воспитатель и индивидуальный воспитанник. Между тем субъектом воспитания являются не только конкретный индивид или индивиды, но и корпорация воспитателей, та или иная сфера воспитания, та или иная социальная сфера, сословие, государство, народ, общество в целом.
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
... возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания ... деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность ...
Причем каждый субъект воспитания несет свои особые характеристики и поэтому должен быть понят не только в своей абстрактно-теоретической представленности, при которой все равно, кем представлен субъект – отдельным воспитанником или подрастающим поколением (подобно тому, как в познании исходно анализируется познание как таковое, независимо от того, кем представлен субъект – отдельным индивидом или обществом), но и в качестве специфического субъекта, несущего те характеристики, которые несет именно данный и только данный субъект. Ученик и подрастающее поколение, государство и народ – это разные субъекты воспитания, со своими особыми характеристиками. При этом в наиболее сложных субъектах мы фактически имеем воспитывающую и воспитываемую стороны в одном субъекте. Так, например, народ сам формирует воспитание, подобно тому как народ создает культуру и ее отдельные компоненты: язык, производство и т.п. При этом субъектность народа проявляется и по отношению к самому себе в целом, и по отношению к отдельным общественным институтам воспитания, и по отношению к воспитательной деятельности отдельных людей, т.е. народ не только воспитывает отдельных субъектов, но в воспитании он постоянно воспроизводит себя как народ, как общество. Причем как целостный организм, а не как набор воспитывающихся индивидов, учреждений. Здесь уместен такой пример. Полк воспитывается как полк, как определенный целостный боевой организм, а не как совокупность отдельно воспитуемых солдат. В целом же, народ формирует общее пространство воспитания, а все другие субъекты воспитания уже действуют в пространстве субъектности народа.
Близко, но не совпадает с ним понятие общества как субъекта воспитания. Сегодня во многих странах общество и народ становятся разными субъектами.
Важнейший субъект воспитания – государство. Всегда и всюду с появлением государства его важнейшей функцией становилось воспитание. И нет такого государства, которое бы не занималось воспитанием. В принципе, отказ государства от воспитания равносилен тому, как если бы голова отказалась мыслить или ноги – ходить. Основные направления государственного воспитания – установление общих параметров воспитания, выстраивание его общего пространства; определение отдельных видов воспитания (духовно-нравственное, патриотическое, гражданское и т.д.) и отдельных институтов воспитания, а также содержания воспитания и образования.
В России государство всегда играло большую роль в воспитании. Оно воспитывало народ в целом, формировало отдельные институты воспитания, воспитывало каждого человека. Следует отметить даже такую деталь: почти каждый государственный деятель России лично уделял значительное внимание воспитанию. Политика Владимира Великого – это политика просветителя. Политика Ярослава Мудрого – это политика просветителя, и недаром к нему обращается Илларион в «Слове о Законе и Благодати». И большинство последующих русских князей продолжают эту политику. Владимир Мономах – один из наиболее ярких представителей этой традиции. Примечательно и то, что почти все правители российского государства – высокообразованные люди.
Права человека и образование
... и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться государства-участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный, для членов-государств ООН, ратифицировавших Конвенцию ...
Велика роль русского государства в формировании отдельных сторон воспитания, и прежде всего духовного, нравственного, гражданского, правового воспитания.
Важно указать и на то, что государство в России в значительной мере определяло и институциональное воспитание. Оно много делало для воспитания семьи. Интересно, что воспитанию семьи государство уделяло большое внимание и в советский период.
Большое значение придавало государство развитию такого института, как школа. Насаждение школ восходит к Владимиру Великому. Его школьную политику продолжает Ярослав Мудрый, Решение Стоглавого Собора. Пётр Первый положил начало использованию европейского опыта в работе школ. После него именно государство стало определять пути развития образования в России. Значение государства в развитии советского образования общеизвестна. Напротив, попытка отказа российского государства от решения проблем образования в 90-е годы ХХ века весьма негативно сказалась на развитии школы.
Столь же велика роль российского государства и в развитии профессионального образования. Например, после XVIII века почти все формы профессионального образования создаются государством.
Субъектом воспитания выступают и отдельные сферы общества, например, профессиональные корпорации. Можно указать, например, на огромную педагогическую деятельность армии.
Церковь как субъект воспитания. Церковь – это прежде всего институт, осуществляющий общение человека, народа с Богом. И в этой своей главной и основной функции она не может быть заменена никаким другим институтом. В этом ее главная воспитательная функция. Созидая духовную жизнь народа, Церковь определяет и все стороны жизни народа. Из века в век Церковь формировала русский народ духовно и нравственно, воспитывала его отношение к Богу, к человеку и природе, создавала в народе представление о добре и зле, добродетели и грехе, высшем предназначении человека. Велика роль Церкви в эстетическом формировании русского человека: именно Церковь дала эталоны и образцы русской эстетической культуры – от храма до церковного пения.
Воспитательное значение Русской Православной Церкви было даже в том, что она задавала духовный и социальный ритм жизни русского народа, жизни каждого человека.
Церковь играла огромную роль в формировании институциональных форм воспитания, например, в устроении русской семьи, семейного воспитания. Напротив, за несколько десятилетий атеизма русская семья буквально на глазах деградировала. И это самое страшное, самое очевидное, всеми видимое разрушительное действие атеизма для семьи.
Церковь положила начало русской школе и на протяжении первых веков истории русского государства непосредственно занималась организацией образования. С XVIII века ведущая роль в организации образования перешла к государству. Однако образование, оторванное от Церкви, постепенно теряет свою жизненность. Вот почему после Петра I в России многократно делались попытки соединить образование с Церковью. Самая удачная практика – церковно-приходская школа России второй половины XIX – начала XX века. Православные гимназии и школы в наши дни.
Важна роль Церкви в деле профессионального воспитания, (подготовка специалистов в области архитектуры, иконописи, медицины и т.д.).
Особое значение в воспитании русского народа, русского человека имеет монастырь, прежде всего как место спасения, и не только монаха, но каждого православного человека. Из века в век туда идут люди в надежде на спасение. Воспитание в монастыре направлено на то, чтобы найти и указать каждому человеку оптимальный путь его спасения. В России десятки известнейших монастырей. Среди них Киево-Печерская, Александро-Невская, Сергеево-Троицкая лавры.
Особенности воспитания и образования в раннем Средневековье
... средневековых университетов; выявить конечные цели воспитания и образования человека в данную эпоху. Глава 1. Особенности воспитания и образования в раннем средневековье 1.1 Характеристика и виды воспитания и образования ... в основном дети из высших сословий. Они осваивали музыку, риторику, астрономию, грамматику, геометрию, логику, арифметику, диалектику, этику, изучали труды римских писателей: ...
Субъектом воспитания является семья, которую мы рассматриваем и как институт воспитания.
В качестве субъектов воспитания также выступают старшее поколение и подрастающее поколение.
Важнейшим субъектом воспитания является учительская корпорация. Коллективный субъект-воспитатель, учительская корпорация – это громадная система: от президента и министра образования до учителя и классного руководителя. Как работает этот коллективный воспитатель? Безусловно, важнейшей научной проблемой должна стать проблема осмысления функционирования этого колоссального субъекта воспитания.
И, наконец, субъектность проявляется на уровне индивидов: здесь субъектами воспитания выступает воспитатель (взрослый) и воспитанник (ребенок).
К сожалению, в настоящее время проблематика субъектности в основном разрабатывается на уровне воспитывающихся, и в гораздо в меньшей мере – на уровне воспитывающих, хотя успешность процесса воспитания во многом зависит именно от воспитывающих. Уже Платон и Аристотель, априори предполагали, что воспитатель выступает в качестве идеального субъекта процесса воспитания и поэтому он остается в тени изучения, хотя очевидно, что воспитатель не всегда идеален в своем качестве.
Таким образом, субъект воспитания может быть представлен и конкретным человеком, и народом, и обществом. При этом каждый субъект воспитания обладает своими характеристиками, решает свои задачи и реализует свои функции.
1.2. Содержание и общая характеристика воспитания
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» . То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
Современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников
... работы для класса. Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка. С первых дней учения ... и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят ... задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания. В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка ... сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ...
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
- «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
- «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
- «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной привычки.
Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву
... РФ. Предметом исследования, является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации, ...
Успешность воспитательной акции как единства воспитательной цели-содержания (средств и способов достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника. Таким образом, в совместно-распределенной деятельности осуществляется переход от позиции «на равных» к позиции расширения прав воспитанника, передачи ему полномочий и обязанностей. Начиная самостоятельную деятельность, стремясь к самосовершенствованию, воспитанник может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:
- развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
- формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
- стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
- а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране. В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов,
Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.
Чему дети могут научить родителей
... что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора. 5. Уделяйте время совместным занятиям Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка ... правила, которые будут объяснять, что можно и что нельзя. 8. Развивайте фантазию и воображение ребенка Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек — всегда потрясающий художник ...
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:
- организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;
- объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;
- материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;
- знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;
- кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);
- упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);
- творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
- временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;
- систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;
- контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;
- учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);
- специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».
В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.
Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях.
Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.
Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.
Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов—на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.
Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.
Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.
Итак, сегодня воспитание понимают как:
- передачу социального опыта и мировой культуры;
- воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
- организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
- воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
- создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания. Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.
Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.
В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек—человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.
Глава 2. Спорные вопросы, связанные с воспитанием
Проблемы воспитания детей возникают из-за того, что многие не понимают роли своего личного примера и пытаются воспитать в ребенке качества, которыми не обладают сами. И как результат безответственного отношения к воспитанию детей можно видеть взаимоотношения в современном обществе, где царствует не любовь, а выгода. Но процесс изменения сознания людей идет, с каждым годом становится все больше людей, глаза которых светятся любовью, — это люди будущего. Мир начал меняться. То, что он наполнится светом любви, — только вопрос времени. И мы можем этот процесс ускорить своим стремлением стать осознанней, пробудив в себе божественную любовь.
Процесс воспитания ребенка не односторонний. В то время как вы воспитываете ребенка, он воспитывает вас, давая вам то, что не сумели дать ваши родители. Происходит некий взаимный процесс, некая игра, и чтобы следовать ее правилам, нужно уметь держать равновесие.
Для того чтобы правильно воспитывать ребёнка, одного желания недостаточно. Нужно еще устранить свое непонимание, из-за которого благими намерениями часто мостится дорога в «ад». С одной стороны, запреты обусловливают, создают ограничения для дальнейшего выбора, но с другой — без них совсем не обойтись, ибо у ребенка еще нет своих представлений и ему порой необходимо подсказать, где находится край. Делать это следует осознанно и с любовью, иначе запреты будут создавать в нем ограничивающие убеждения. Следует помнить, что обусловливают не только запреты, а абсолютно все, что видит, слышит и чувствует ребенок. И совсем недопустимо запрещать ребенку делать то, что делаете сами, иначе он будет видеть, что некоторые запреты существуют не для всех. Такие запреты формируют в нем такие качества, как неуверенность, нерешительность, боязнь нового.
Очень важно, чтобы в семье было согласие и взаимопонимание. Запреты одного родителя и разрешение со стороны второго убивают родительский авторитет, воспитывая в ребенке хитрость и изворотливость. Еще хуже баловать своего любимца, давать ему то, что не получают окружающие. Такое поведение может создать в нем убеждение, что все лучшее должно быть у него и сам он лучший. Излишнее «нянченье» со стороны родителей способствуют гипертрофированию эго ребенка и вырабатывают такие качества, как заносчивость и самолюбие. Такие люди часто способны ради своих амбиций на подлые поступки.
Если запрещать что-либо ребенку, не исходя из спокойного ума, совершая наказания в порыве страстей и эмоций, то такие запреты могут подорвать его веру в родительский авторитет и рано или поздно разрушат отношения, приведут к невозможности его правильного воспитания.
Ребенок всегда сам учится все делать на примере окружающего его мира. Мир же создается фокусом его внимания. По умолчанию большая часть внимания ребенка направлена на родителей или старших. Его ничему можно даже не учить, он все будет перенимать сам, впитывая как губка. Лучшее обучение — это ваш личный пример. Механизм восприятия ребенка так устроен, что он перенимает большинство ваших повадок и знаний сам. Поэтому прежде чем ребенка учить, надо стать таким самому и, даря ему свою любовь, обучать его своим примером.
Но даже если вы будете идеальным воспитателем, окружающий социум все равно будет оказывать на вашего ребенка обусловливающее воздействие. Чтобы оградить ребенка от подобного, вы должны быть для него безусловным родительским авторитетом. А для этого нужна не только любовь, но и умение различать истинное от ложного, спокойный ум. И, в первую очередь, следует избавиться от тех своих привычек, которые вы не хотели бы видеть в своем ребенке
2.1. Виды и классификация
Проблемы, связанные с воспитанием детей весьма разнообразны. Они включают в себя как социально-экономические, идеологические факторы, так и те которые непосредственно влияют на воспитание будущего гражданина в семье. Особое место в арсенале средств, призванных обеспечить право ребенка на надлежащее семейное воспитание, занимает суд. Нередко суду приходится рассматривать иски, от разрешения которых зависит судьба ребенка, подростка. Неслучайно споры о детях всегда считались наиболее сложными. Дела с рассмотрением споров связанных с воспитанием детей являются наиболее сложными, так как между сторонами чаще всего складываются враждебные отношения и непосредственно затрагивают интересы ребенка, чья судьба подчас всецело зависит от грамотного решения суда. Рассмотрение таких дел — это долгий и кропотливый процесс, связанный с исследованием большого числа доказательств.
К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся:
- споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
- об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);
- о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);
- о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);
- об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие.
Правильное разрешение подобных споров имеет большое значение, поскольку любая судебная ошибка — это в первую очередь судьба ребенка, его нравственное и духовное воспитание и развитие.
2.2. Характеристика отдельных видов споров, Споры о лишении родительских прав
Основания для лишения родительских прав закреплены в ст.69 СК РФ.
Лишение родительских прав производится только в судебном порядке, с участием прокурора, органов опеки.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Но нужно учесть, что лишение родительских прав является крайней мерой.
Лишение родительских прав, хотя оно и носит бессрочный характер, не является бесповоротным актом. Родители могут в любое время после изменения своего поведения, образа жизни и обращения к ребенку обратиться в суд с просьбой о восстановлении их в родительских правах.
Споры об определении места жительства ребенка
В последнее время стали возрастать случаи рассмотрения судами споров между родителями о том, с кем из них будут проживать их дети.
К обстоятельствам, которые суд должен принять во внимание при разрешении спора об определении места жительства ребенка, закон относит:
- привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;
- возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей;
- отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
- возможность создания ребенку благоприятных условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.).
Перечень обстоятельств не является исчерпывающим. При разрешении споров данной категории суды также учитывают: с кем из родителей и как долго фактически проживает ребенок; участвует ли в его воспитании и материальном обеспечении другой родитель, проживающий отдельно от ребенка; наличие фактов уклонения одного из родителей от воспитания ребенка; наличие фактов злоупотребления своими родительскими правами того из родителей, с которым проживает ребенок (формирование у ребенка негативного отношения к другому родителю).
Усыновление
Основания данной статьи закреплены в главе 19 СК РФ.
Поскольку усыновление затрагивает интересы самого широкого круга лиц, Семейный кодекс, чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, обязывает к соблюдению ряда условий усыновления. Условием усыновления является получение согласия всех предусмотренных законом лиц: его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не является усыновителем ребенка, органа опеки и попечительства, прокурора и иногда самого ребенка.
В некоторых случаях, согласие родителей не нужно, в соответствии со статьей 130 СК, согласие родителей на усыновление не требуется, если родители неизвестны или признаны безвестно отсутствующими, недееспособны или лишены родительских прав. Усыновление без согласия родителей возможно и в тех случаях, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. В этом случае вопрос об усыновлении без согласия родителей рассматривается судом, который оценивает обстоятельства, в связи с которыми родители не выполняли свои родительские обязанности.
Данный процесс является закрытым.
Заключение
Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.
Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей. Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.
Всех сложностей внутрисемейных отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его проблем, учет личных качеств конкретного маленького человека, забота о его физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью и взаимопониманием помогут вырастить достойного члена общества с меньшими усилиями, чем при стихийном течении событий.
Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи – «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности сейчас мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. И все потому, что каждый из нас не хочет понять друг друга. На кону – проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razreshenie-sporov-mejdu-roditelyami-o-vospitanii-detey/
Нормативные правовые акты
1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №147 -ФЗ // Российская газета 2001. 28 ноября.
3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
Учебная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razreshenie-sporov-mejdu-roditelyami-o-vospitanii-detey/
1. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
2. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.
3. Государев, Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Государев – М.: «Ось89», 2006. – 144 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.portal-slovo.ru/