I . Содержание воинской дисциплины.
Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там… и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».
Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она — необходимое условие нормального существования любого общества.
Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха . В них излагались требования к воеводам — быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам — беспрекословно исполнять приказы.
В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма . М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» [3] . Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.
Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам внутренних войск, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России
... воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, ...
Воинская дисциплина одна из видов государственной дисциплины . Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:
- обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
- совпадение целей законности и воинской дисциплины;
- детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
- повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
- обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
- дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
- единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.
Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как: «Строгое и точное соблюдение всеми требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина».
1.2. Основные направления формирования дисциплинированности
у военнослужащих.
Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля .
Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» — это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели:
Внешние показатели дисциплинированности:
- строгое соблюдение воинского порядка;
- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений
командиров и начальников;
- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их
использование при решении учебно-боевых и служебных задач;
- образцовый внешний вид.
Внутренние показатели дисциплинированности:
- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
- знание уставов и наставлений, требований военной службы;
- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;
- навыки и привычки дисциплинированного поведения;
- самодисциплина.
Продолжая вышесказанную мысль мы отмечаем, что например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) также характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.
Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие ...
... единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы. Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остаётся различным. Охарактеризовать личность воина с психической стороны - ... к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, на дисциплинированность, ...
Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом .
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.
Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, командир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке.
Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.
Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс.
Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, употребления спиртных напитков, нарушений уставных правил.
Воспитание военнослужащих
... действия его механизмов, установлением и поддержанием баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Концепция воспитания армейской молодежи ставит перед офицерами-педагогами задачу воспитания военнослужащего ... дисциплины и порядка (воинского, учебного и т.п.), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, ... реальном поведении. ...
Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.
При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны — самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам.
Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы .
Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация — «хорош я или плох» — его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.
В работе над собой велико значение самоконтроля — умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.
В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплинированности — это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п.
Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
... обусловили выбор темы дипломного исследования: «Методические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ... воспитанию культуры поведения в семье. Практика показывает, что в дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания культуры поведения, ...
- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
- выработка установки на действие;
- проигрыш действия про себя;
- выполнение его по частям или в целом;
- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.
Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.
Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.
Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества» . Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является развитие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспитывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет.
Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дисциплины в сознательную.
Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознательной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимосвязи и соотношения стихийности и сознательности. При этом стихийный характер соблюдения воинской дисциплины не означает бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определенных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, необходимо видеть различие между сознанием как свойством, отличающим людей от животных, и сознательностью как специфической чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.
Психология личности военнослужащего
... позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела (автобиографии, ... личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология ... Все же активизация чувства воинского долга, боевой опыт, образных ...
Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при искаженном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является наличие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся перед личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях последней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.
Сознательность в воинской дисциплине — это поведение военнослужащих, обусловленное правильным пониманием необходимости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественного явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, которые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непосредственной причиной сознательного выполнения норм, правил поведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.
Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирование и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противоположности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.
Гносеологической причиной является сложность и бесконечность познания воинской дисциплины как специфического явления общественной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необходимости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов неодинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за время своей службы посредством различных форм обучения и воспитания, но и та информация в боннской дисциплине, которая воспринимается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибочного представления до научного знания.
Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновляется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются необходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме того, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и качественном выполнении военнослужащими своих служебных обязанностей. А для этого нужны определенные знания военной специальности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплинированности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутреннюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенствовании воинского мастерства.
Принципы обучения военнослужащих
... и двусторонний характер процесса обучения военнослужащих, Обучение военнослужащих по своей сущности, Процесс обучения военнослужащих в педагогическом плане Исследуя процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, военная дидактика решает следующие задачи: выявляет ...
Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от этого сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисциплины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.
Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодинаковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусловливают и необходимость применения разных методов, форм и способов воспитательной работы.
Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одного из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не является производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу существования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает возможным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.
Именно сознательность задает и определяет качественную особенность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает изменение ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение новых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенностей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подкупа. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добровольности» новое качество.
Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое играет решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.
Глава II Сущность воинской дисциплины.
Известно, что развитие военного дела требует постоянного уточнения ряда положений военной присяги, уставов, законов, наставлений и т.д. Воинская дисциплина — это особая форма воинских отношений, необходимых для успешной совместной деятельности, что поведение военнослужащих регулируется нормами и правилами, изложенными в законах, воинских уставах и приказах командиров, начальников, отражающих особенности военной организации и требования государства к поведению личного состава . С этим, как говорится, не поспоришь.
Я, полагаю, что определение сущности воинской дисциплины в Дисциплинарном уставе как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами — воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Совершенно неправомерно, на мой взгляд, утверждать, будто воинский порядок в Уставе рассматривается как нечто «существующее вне и независимо от дисциплины». Устав четко определяет, что воинская дисциплина — это «строгое и точное соблюдение порядка и правил…». Иначе говоря, именно дисциплина обеспечивает практическую реализацию установленного порядка. Следовательно, его соблюдение может осуществиться, прежде всего, в результате «активности» дисциплины. Причем, само собой разумеется, что без дисциплины не может быть и порядка. Определение четко фиксирует, что порядок обеспечивается постоянным, целенаправленным «воздействием» дисциплины.
Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел
... всей необходимой информации, а также, при необходимости, в оказании психотехнических воздействий. Многочисленные контакты работников правоохранительных органов с другими участниками деятельности и с ... сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными ...
Ведь в реальной жизни порядок реализуется через осуществление совокупности правил. В уставном определении воинской дисциплины порядок и правила рассматриваются как два признака воинской дисциплины. Возможно, тут не все продумано до конца. Ведь при этом как бы игнорируется, что порядок является целью воинской дисциплины. Сама воинская дисциплина призвана, как следует из уставного определения, обеспечить создание и поддержание воинского порядка. Что же касается правил, то они представляют духовные образования, тождественные или близкие нормам, принципам, методам, способам действий, обеспечивающим достижение намеченной цели.
Дисциплинированность, как качество военнослужащего, представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной во Внутренних войсках, дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, «дисциплинированность выражает единство двух сторон — особого свойства сознания и определенной формы поведения». Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине. А это есть не что иное, как способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины, т.е. дисциплинированность — не что иное, как духовная составляющая. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность обладает признаком, находящимся в духовной сфере, представляя элемент сознания воина.
Тем не менее и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением автора, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выделяем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».
2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и
формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах.
Воинская дисциплина — проблема, которой занимаются повседневно и постоянно командующий войсками округа, его заместители, военный совет, и командиры всех степеней соединений и частей округа.
Для общества наиважнейшим является то, чтобы социальные отклонения не набрали такой критической массы, которая ставит под угрозу само его существование.
Психология воинского коллектива
... общее уныние, подавленность. 2. Социально-психологическая структура воинского коллектива Опубликовано в Вопросы по дисциплине «Военная психология» Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый ... учебно-боевых задач и воинскую дисциплину, Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий ...
Уровень преступности в регионе дислокации войск Приволжско- Уральского округа остается, сожалению, высоким. Наиболее неблагополучными в криминогенном отношении являются Свердловская, Оренбургская и Пермская область, Республика Марий-Эл. Так, по данным ГУВД, в 2002 году на территории Свердловской области зарегистрировано 90,6 тыс. преступлений, т.е. 1987 преступлений на 100 тыс. человек (снижение на 25%), из них 1188 убийств, 2722 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Однако реальный уровень преступности оценить сложно, так как только в Свердловской области при работе Генеральной прокуратуры РФ было выявлено 15 тыс. скрытых от учета правонарушений. На территории региона расположено 336 исправительно-трудовых учреждений, в которых отбывают наказание более390 тыс. заключенных. Это накладывает свой отпечаток и на уровень преступности в войсках округа .
Проблема комплектования войск округа в настоящее время очень остра. Анализ хода призывов за последние пять лет показывает, что из года в год качественная характеристика призываемого в войска округа молодого пополнения, мягко говоря, не улучшается. Остается достаточно высоким количество призывников, воспитывающихся в неполных семьях (30%), из них без отца — 26%, без матери 25%,и 1,4% — без обоих родителей. Во многих семьях доходы родителей невысоки, имеются значительные социально-бытовые проблемы, злоупотребление алкоголем, а потому воспитанию детей не уделяется достаточного внимания. Отсюда социально-педагогическая запущенность данной категории военнослужащих, их отчужденность от коллектива, агрессивность непредсказуемость поведения.
С учетом реального положения дел, опираясь на имеющийся опыт, военный совет округа разработал и внедрил в практическую деятельность систему работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, предупреждению гибели военнослужащих. На наш взгляд, она не только отвечает требованиям нынешнего дня, но и направлена на перспективу. Система сводит воедино деятельность военнослужащих различных категорий как по служебному положению, так и по занимаемой должности.
При этом основные усилия командования, военного совета округа, командиров и начальников воспитательных структур сосредоточены на создании безопасных условий военной службы, предупреждении гибели военнослужащих, недопущении хищения оружия и боеприпасов, другого государственного и военного имущества, искоренении глумлений и издевательств над военнослужащими, недопущении бесчинств по отношению к местному населению.
С момента воссоздания Приволжско — Уральского военного округа вопросы воинской дисциплины неоднократно выносились на заседания военного совета, по ним принимались конкретные постановления. Вошло в практику заслушивание главнокомандующим (его заместителями, начальниками управлений, родов войск и служб) командиров соединений (частей), отстающих по воинской дисциплине. На местах им оказывается практическая помощь, принимаются меры по оздоровлению морально-психологической обстановки среди личного состава.
Время поставило перед нами следующую задачу: выработать и внедрить в ее боевой учебы наиболее эффективные, подчас нетрадиционные формы, методы поддержания необходимого уровня личной подготовки офицеров, сохранив тем самым наиболее перспективных из них для Внутренних войск. Ясно и то, что, если офицер занимается с полной нагрузкой профессиональным делом, ему некогда совершать противоправные действия Военный совет округа, по достоинству оценивая огромный труд основной офицерского состава, принимает конкретные меры по стимулированию честной и добросовестной службы. В 2002 году отмечены государственными наградами 318 офицеров. Очередные воинские звания получили 3812 (в том числе 22 досрочно), шести офицерам присвоены звания на ступень выше занимаемой должности, а 4043 добросовестных офицера назначим на вышестоящие должности в порядке продвижения по службе.
Для повышения качества работы по укреплению воинской дисциплины намечается в перспективе решить следующие задачи:
Первая — добиться повышения личного влияния должностных лиц всех степеней на процессы, происходящие в воинских коллективах, самокритичной оценки ими результатов работы. Не допустить искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания. Жизнь и практика убедительно доказали, что обучение и воспитание тесно связаны между собой, их разделение совершенно противоестественно. Попыткам некоторых недальновидных командиров взять на себя только обучение, а офицерам воспитательных структур оставить воспитание должен быть дан решительный отпор. «Растаскивание» единой учебно-воспитательной системы по сферам влияния не приносит успеха ни в обучении, ни в воспитании.
Вторая — учить командиров, штабы, работников воспитательных структур умению своевременно и правильно оценивать складывающуюся ситуацию, оперативно вносить необходимые коррективы в стиль работы.
Третья — качественно улучшить обучение и воспитание офицерских кадров, особенно в звене рота—полк.
Четвертая — усовершенствовать и широко применять систему морального и материального стимулирования добросовестного ратного труда.
Пятая — поднять эффективность индивидуальной воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, а также профилактической работы с лицами, склонными к совершению противоправных действий .
В процессе воспитания и укрепления дисциплины во Внутренних войсках, командному составу приходится решать немало задач. Как правило, они сводятся к вооружению личного состава знаниями о воинской дисциплине, созданию на их основе готовности и способности соблюдать все ее требования. Воспитание воинской дисциплины невозможно без развития личной дисциплинированности, точного соблюдения личным составом Внутренних войск, уставных норм, правил поведения.
Одной из главных задач по воспитанию воинской дисциплины должно быть привитие каждому воину потребности активного участия в повышении уровня дисциплины, борьбе с ее нарушителями. Это оказывает заметное воздействие на формирование в сознании военнослужащих необходимых взглядов, представлений, убеждений, выполнение ими всех требований устава; развивает чувство ответственности за состояние воинской дисциплины в подразделении, части, способствует формированию активной жизненной позиции воинов, непримиримости к нарушениям требований уставов и приказов командиров.
Активное участие личного состава в укреплении дисциплины способствует демократизации этого процесса и придает новое качество борьбе с ее нарушителями. В результате значительно снижается, число ее нарушений и уменьшается их повторяемость.
Однако социологический опрос свидетельствует, что многие военнослужащие проявляют пассивность в укреплении воинской дисциплины, не помогают командирам в повышении ее уровня, не борются с ее нарушителями. Только 33% опрошенных воинов заявили, что они всегда оказывают помощь командирам в укреплении дисциплины.
Прежде всего пассивность, оказывает отрицательное воздействие на личную дисциплинированность военнослужащих. Проведенными в войсках ПУрВО социологическими исследованиями установлено, что из принимающих активное участие в борьбе за повышение уровня дисциплины лишь около 3% иногда допускают нарушения ее требований, зато из тех, кто проявляет пассивность, таких свыше 70%.
Пассивность вредна и тем, что создает условия для снижения уровня дисциплины в воинском коллективе, формируя обстановку безнаказанности для тех военнослужащих, кто допускает нарушения установленных ею норм, правил поведения, способствуя ухудшению нравственного климата, ослабляя коллективизм и товарищество. Исследования показали, что в подразделениях, где личный состав активно участвует в укреплении дисциплины, в несколько раз меньше ее нарушений по сравнению с теми подразделениями, где личный состав проявляет пассивность
Кроме того, пассивность, являясь уходом от активной борьбы с нарушителями дисциплины, оказывает отрицательное влияние на развитие личности воина, ибо ведет к ослаблению его связей в коллективе, способствует формированию у него индивидуализма, обедняет его внутренний мир.
Проявляя пассивность в укреплении дисциплины, военнослужащий не только не оказывает положительного воздействия на поведение других воинов, но не в состоянии правильно оценивать и свои поступки. Ведь для того, чтобы бороться с собственными недостатками, надо как бы видеть себя со стороны. Пассивность приводит к тому, что военнослужащий не может правильно реагировать на одобрение или осуждение своих товарищей, коллектива.
По сути, она, является специфическим, особым видом нарушения воинской дисциплины. Ведь проявляя пассивность, воин не выполняет предписанную воинскими уставами обязанность оказывать командирам помощь в наведении порядка, повышении уровня дисциплины и борьбе с ее нарушителями. Так, статьи 13 и 16 главы 1 Устава внутренней службы обязывают военнослужащего «помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступком», «содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины». А статья 8 главы 1 Дисциплинарного устава гласит, что за уклонение от содействия командиру (начальнику) в восстановлении воинской дисциплины и порядка «военнослужащие несут ответственность».
Отсюда следует, что пассивность как специфический вид нарушений воинской дисциплины является результатом бездеятельности военнослужащего, воздержания от обязательного действия, предписанного воинскими уставами. Осуждая и запрещая такую пассивность, они устанавливают обязанность личного состава Внутренних войск МВД РФ принимать участие в укреплении дисциплины и тем самым обеспечивают определенный уровень активности военнослужащих, который необходим для поддержания и совершенствования порядка и организованности в войсках.
Проведенные исследования показали, что 14% военнослужащих не имеют реального представления о том, какой вред несет их пассивность воинской дисциплине, а потому не считают нужным бороться с ней. Такие явления требуют прежде всего улучшения информированности личного состава о нарушениях воинской дисциплины, причиненном ими ущербе и мерах наказания за них. Проблема такой информации составляет неотъемлемую часть задачи по развитию гласности во Внутренних войсках МВД РФ.
Информация должна включать в себя не только сведения о состоянии дисциплины в воинском коллективе, демонстрацию отрицательных последствий ее нарушений, влияющих на уровень боеготовности и боеспособности подразделения, части, сплоченность коллективов, отношения дружбы и войскового товарищества. Она должна обязательно содержать сведения о том, какой ущерб нанесли эти нарушения дисциплины интересам самого нарушителя. Например, на него накладывается взыскание, что означает понижение его должности и зарплаты, утрату перс-пектин, паление авторитета и т.д.
Такая информация будет способствовать преодолению пассивности военнослужащих в укреплении дисциплины еще и потому, что борьба с ее нарушителями психологически будет осознаваться как товарищеская помощь им, как забота об их благополучии.
Кроме тою, чтобы преодолеть пассивность в укреплении дисциплины, необходимо усилить разъяснение ее сущности и роли в армии и на флоте, формировать у личного состава умение правильно оценивать нарушения дисциплины как антиобщественное, антипатриотическое и аморальное поведение, ибо они подрывают боеготовность и боеспособность подразделений, частей и Внутренних войск МВД РФ в целом, чем наносят ущерб обороноспособности государства, интересам народа.
Повышение качества проводимых воспитательных мероприятий, усиление их влияния на укрепление дисциплины обусловливают необходимость перехода к активным формам и методам, которые не только повышают интерес у личного состава, но и значительно ускоряют процесс превращения знаний в глубокие и прочные личные убеждения.
Учитывая, что даже незначительные случаи недисциплинированности начальствующих лиц наихудшим образом действуют на дисциплинированность рядового состава, статья 75 главы 3 Устава внутренней службы требует от всех командиров (начальников) использовать для воспитания подчиненных личный пример воспитанности.
Пассивность военнослужащего в укреплении дисциплины есть выражение, можно сказать, трусости, нежелания испортить отношения с нарушителями дисциплины или с теми, кто их поддерживает. Не каждый способен проявить принципиальность, иметь смелость и мужество в открытую высказать нелицеприятную правду своему товарищу или даже другу о его недостойном поведении, решиться пойти на обострение отношений, а, может, и на конфликт. Отсюда стремление идти по пути наименьшего сопротивления, остаться в стороне.
Выражением пассивности является и то, что только 15% опрошенных военнослужащих применяют такую активную форму борьбы за повышение уровня дисциплины, как выступление с критикой нарушителей дисциплины на собраниях и в печати. 21% осуждают их про себя, 34% предпочитают выступать с критикой в кругу своих товарищей, 20% обходятся тем,, что лично беседуют с нарушителем, а 10% всех опрошенных вообще считают укрепление дисциплины делом только командиров.
Следовательно, развитие активности в борьбе с нарушителями установленных законами и воинскими уставами норм, правил поведения личного состава Внутренних войск МВД РФ требует воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических качеств: мужества, смелости, при выполнении служебно-боевых задач, принципиальности, дружбы и войскового товарищества, непримиримости к недостаткам и настойчивости в их устранении и т.д.
Кроме того, необходимо усилить разъяснительную работу относительно того, что активное участие личного состава в повышении уровня дисциплины есть, одна из форм развития демократии в условиях Внутренних войск МВД РФ. Такое участие учит каждого воина мыслить погосударственному, воспринимать общие заботы как свои собственные, воспитывает чувство личной ответственности за состояние дисциплины в своем коллективе и Внутренних войск МВД РФ в целом.
Данные исследований говорят о том, что 12% военнослужащих проявляют пассивность, потому что считают, что они не имеют морального права критиковать нарушителей дисциплины в связи с тем, что сами допускают такие проступки. Поэтому развитие активности личного состава в борьбе за укрепление дисциплины требует формирования у каждого военнослужащего безупречной личной дисциплинированности, активной жизненной позиции, выражающей высокую социальную ответственность как за свое поведение, так и за поступки своих сослуживцев, товарищей по коллективу.
Возникновению пассивности способствует также недостаточное соблюдение или нарушение принципа справедливости при оценке нарушений дисциплины и назначении за них мер наказания. Уставы наших Вооруженных Сил требуют накладывать взыскания в строгом соответствии с тяжестью проступка, степенью вины и в пределах установленного перечня взысканий. Малейшее нарушение этих требований оценивается военнослужащими как несправедливость, приводит к уменьшению активности в борьбе с нарушителями дисциплины, а иногда и к их поддержке. Это отметили 11% опрошенных военнослужащих Нередко пассивность является итогом разочарования военнослужащего в результатах его участия в борьбе за укрепление дисциплины. Так, 1% опрошенных воинов считают, что их активность в работе по повышению уровня дисциплины в их подразделении ничего не дала для ее улучшения. Поэтому необходимо добиваться, чтобы каждый военнослужащий имел четкое представление о том, что сделано после его критического выступления или предложения, каков его реальный вклад в повышение уровня дисциплины. Это будет способствовать развитию ею активности.
Одной из основных причин пассивности в укреплении дисциплины является нездоровая нравственная атмосфера в воинском коллективе. Так. 59% опрошенных воинов отметили, что существующие в их подразделениях отношения не способствуют или незначительно способствуют созданию в них здорового общественного мнения, обстановки нетерпимости к нарушителям дисциплины, повышению к ним товарищеской требовательности.
Осуждение нарушителей дисциплины оказывает воздействие не только на них, но и на всех окружающих. Так, если воинский коллектив порицает нарушение дисциплины со стороны кого-либо из своих членов, то другие воины, знающие об этом, вольно или невольно с этих позиций оценивают и свое поведение. Тем самым общественное мнение способствует предупреждению нарушений дисциплины у всех членов данного воинского коллектива. Кроме того, коллективная непримиримость к нарушениям дисциплины воспитывает и индивидуальное отношение к ним, формирует у членов коллектива активность в борьбе с ними.
Зрелость общественного мнения является результатом сложившихся в воинском коллективе нравственных отношений. Поэтому искоренение пассивности военнослужащих в укреплении дисциплины требует продуманной и постоянной работы по целенаправленному формированию здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе, умению различать и воздействовать на микрогруппы, образующиеся в нем, знать и использовать закономерности формирования и развития общественного мнения, совершенствования коллективизма и товарищества, принципиальности и взаимной требовательности.
Таким образом, уровень и характер пассивности военнослужащих в укреплении дисциплины является одним из важнейших факторов ухудшения ее состояния. Поэтому вовлечение личного состава в активную борьбу с нарушениями воинской дисциплины, оказание помощи командирам. В ее укреплении является в современных условиях одной из главных задач воспитательной работы по формированию и совершенствованию высокой и сознательной дисциплины
Заключение
Таким образом, считаю необходимым ещё раз отметить, что возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности воинов в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Внутренних войск МВД России в целом.
Только высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают высокую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Внутренних войск МВД России. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, а такой элемент боевой готовности, как исправное состояние вооружения и боевой техники, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина.
Список используемой литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-voinskoy-distsiplinyi/
Учебники.
1. Общевоинский устав ВС РФ. М. Военное издательство. 1994. 199С
2. В.М. Манохин Ю.С. Адушкин Российское административное право : Учебник. 2003.- 239 С
3. Конспекты. Кирпиленко. С.2004г. 24 с
Журналы, статьи, научные публикации, периодическая печать
1. журнал «Ориентир» № 6 2000г.
2. журнал «Военная мысль» № 3 2002г.
3. журнал «Военная мысль» № 12 2003г.
4. журнал «Военная мысль» № 10 2003г 54 С
5. журнал «Ориентир» № 5 2004г. 24 С.
6. Газета Красная звезда № 4. 2002г.
7. А.В.Суворов Каждый солдат должен знать свой маневр» На боевом посту № 1.2005. 27 С
8. «М.И. Кутузов Субординация и дисциплина – душа службы воинской.» На боевом посту № 3. 2005. 39 С
Словари
1. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Статья «Владимир-Василий Всеволодович» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»
См.: статья А.В.Суворов Каждый солдат должен знать свой маневр» На боевом посту № 1.2005. 27 С
См.: статья «М.И. Кутузов Субординация и дисциплина – душа службы воинской.» На боевом посту № 3.
2005. 39 С
В.М. Манохин Ю.С. Адушкин Российское административное право : Учебник. 2003.- 239 С
См.: журнал «Ориентир» № 5 2004г. 24 С.
См.: «Военная мысль» журнал № 12 2003г.
См.: Конспекты. Кирпиленко. С.2004г. 24 с
См.: Общевоинский устав ВС РФ. М. Военное издательство. 1994. 199 С
См.: журнал «Военная мысль» № 10 2003г 54 С
См.: журнал «Военная мысль» № 3 2002г.
См.: журнал «Ориентир» № 6 2000г.
Газета Красная звезда № 4. 2002г.
См.: журнал «Военная мысль» № 10 2003г 43 С