Особенности воинской дисциплины и дисциплины в воинских колективах

I . Содержание воинской дисциплины.

Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший поря­док», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качест­во. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм обще­ства и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там… и дол­жен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех чле­нов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она — необходимое условие нормального существования любого общества.

Первыми отечественными документами, в которых затрагива­лись вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Влади­мира Мономаха . В них излагались требования к воеводам — быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам — беспрекословно исполнять приказы.

В течение многовековой истории Российского государства под­ходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисци­плины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма . М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» [3] . Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисципли­ны включал: подчинение начальнику, исполнительность, предан­ность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе ме­сто, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисцип­лину и дисциплинированность.

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и спосо­бов ведения боевых действий потребовали от воинов большей орга­низованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам внутренних войск, предстоит столкнуться с огромными фи­зическими и моральными нагрузками, осуществление которых не­возможно без крепкой воинской дисциплины.

11 стр., 5461 слов

Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России

... воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, ...

Воинская дисциплина одна из видов государствен­ной дисциплины . Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразде­лениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспо­собности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характе­ром воинской деятельности, которая требует от людей, осуществ­ляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, вы­держки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:

  • обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;
  • совпадение целей законности и воинской дисциплины;
  • детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;
  • повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;
  • обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;
  • дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;
  • единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.

Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как: «Строгое и точное соблюдение всеми требований дисциплины и его результатом высту­пает личная дисциплинированность воина».

1.2. Основные направления формирования дисциплинированности

у военнослужащих.

Дисциплинированность — это требования дисциплины, испол­нение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней по­требностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и устав­ные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходи­мости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля .

Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» — это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, со­образное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели:

Внешние показатели дисциплинированности:

  • строгое соблюдение воинского порядка;
  • точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений

командиров и начальников;

  • бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их

использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

  • образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

  • убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;
  • знание уставов и наставлений, требований военной службы;
  • умение управлять собой в соответствии с требованиями воин­ской дисциплины;
  • навыки и привычки дисциплинированного поведения;
  • самодисциплина.

Продолжая вышесказанную мысль мы отмечаем, что например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) также характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом сов­падают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не слу­чайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплиниро­ванность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, прояв­ляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

9 стр., 4069 слов

Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие ...

... единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы. Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остаётся различным. Охарактеризовать личность воина с психической стороны - ... к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, на дисциплинированность, ...

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с пат­риотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравствен­ными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисципли­нированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эс­тетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдель­ные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом .

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и дея­тельности.

Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентиро­вочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, коман­дир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быст­ро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке.

Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за со­весть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисци­плинированности.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс.

Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужа­щего, способствующую не только усилению или ослаблению опре­деленных качеств его личности, но и формированию тех из них, ко­торые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влияни­ем неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, упот­ребления спиртных напитков, нарушений уставных правил.

13 стр., 6134 слов

Воспитание военнослужащих

... действия его механизмов, установлением и поддержанием ба­ланса государственного, семейного и общест­венного воспитания. Концепция воспитания армейской молоде­жи ставит перед офицерами-педа­гогами задачу воспитания военнослужащего ... дисциплины и порядка (воинского, учебного и т.п.), к формиро­ванию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, ... реальном поведении. ...

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, кото­рое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в слу­жебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны — самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определя­ет его отношение к стоящим задачам.

Многому можно научиться, следуя примерам команди­ров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердив­шимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепе­редачи, кино- и видеофильмы .

Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мыс­ленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Про­стая констатация — «хорош я или плох» — его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицатель­ных моментов, но и включал положительные. В таком случае чело­век не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постара­ется самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля — умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований ус­тавных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их ис­правления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют тре­бовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установ­ленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе мо­рально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их раз­витие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способст­вующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают че­ловеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осо­знание воинами их значимости становится мощным стимулом в ра­боте над собой.

Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплиниро­ванности — это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п.

Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных ка­честв, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявля­ется в следующей последовательности:

31 стр., 15066 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... обусловили выбор темы дипломного исследования: «Методические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ... воспитанию культуры поведения в семье. Практика показывает, что в дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания культуры поведения, ...

  • анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;
  • выработка установки на действие;
  • проигрыш действия про себя;
  • выполнение его по частям или в целом;
  • самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступ­ков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внут­ренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществ­ляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровер­жения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой сло­весной формулой в целях управления своим психическим и физиче­ским состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняют­ся слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уста­вов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выпол­нению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Само­принуждение стимулируется требовательным самоконтролем, само­убеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым во­еннослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества» . Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является раз­витие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспи­тывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет.

Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дис­циплины в сознательную.

Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознатель­ной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимо­связи и соотношения стихийности и сознательности. При этом сти­хийный характер соблюдения воинской дисциплины не означа­ет бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определен­ных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, не­обходимо видеть различие между сознанием как свойством, отли­чающим людей от животных, и сознательностью как специфи­ческой чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.

14 стр., 6824 слов

Психология личности военнослужащего

... позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела (автобиографии, ... личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология ... Все же активизация чувства воинского долга, боевой опыт, образных ...

Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при иска­женном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является нали­чие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся пе­ред личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях по­следней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.

Сознательность в воинской дисциплине — это поведение во­еннослужащих, обусловленное правильным пониманием необходи­мости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественно­го явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, кото­рые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непо­средственной причиной сознательного выполнения норм, правил по­ведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.

Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирова­ние и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противопо­ложности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами.

Гносеологической причиной является сложность и бесконечность по­знания воинской дисциплины как специфического явления общест­венной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необхо­димости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов не­одинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за вре­мя своей службы посредством различных форм обучения и воспита­ния, но и та информация в боннской дисциплине, которая восприни­мается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибоч­ного представления до научного знания.

Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновля­ется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются не­обходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме то­го, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и ка­чественном выполнении военнослужащими своих служебных обязан­ностей. А для этого нужны определенные знания военной специаль­ности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплиниро­ванности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутрен­нюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенство­вании воинского мастерства.

15 стр., 7301 слов

Принципы обучения военнослужащих

... и двусторонний характер процесса обучения военнослужащих, Обучение военнослужащих по своей сущности, Процесс обучения военнослужащих в педагогическом плане Исследуя процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов, военная дидактика решает следующие задачи: выявляет ...

Поскольку любое отступление от них отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность воинских формирований, их можно квалифицировать как антиобщественное, антипатриотическое, аморальное поведение, наносящее ущерб безопасности государства. Конечно, бывают незначительные нарушения дисциплины. Но от это­го сущность нарушений или неточного соблюдения требований дисци­плины не меняется, ибо важны последствия, нанесенный ими ущерб боеготовности и боеспособности.

Безусловно, различие мотивов и целей у нарушителей дисциплины или у тех, кто не в полном объеме выполнил ее требования, неодина­ковый характер проступков и меры причиненного ими ущерба обусло­вливают и необходимость применения разных методов, форм и спосо­бов воспитательной работы.

Следует подчеркнуть, что сознательность не выступает в виде одно­го из равноценных свойств, признаков воинской дисциплины и не яв­ляется производной ОТ них, Ибо составляет внутреннюю основу суще­ствования, тот способ ее бытия, который обусловливает, делает воз­можным наличие всех других свойств, признаков, особенностей.

Именно сознательность задает и определяет качественную особен­ность дисциплины наших Внутренних войск МВД РФ, обусловливает измене­ние ее старых свойств, признаков, особенностей и возникновение но­вых. В частности, «добровольность» — это не только одна из особенно­стей (свойств) дисциплины армий, ведущих справедливую, освободительную войну. Добровольная воинская дисциплина может быть и результатом идеологической обработки и материального подку­па. Только сознательный характер дисциплины придает свойству «добро­вольности» новое качество.

Таким образом, сознательность — это атрибут дисциплины в наших Внутренних войсках МВД РФ, ее главное, определяющее свойство, которое иг­рает решающую роль в становлении и развитии нового типа воинской дисциплины. Понимание этого дает возможность верно ставить цели воспитания и определять пути их достижения.

Глава II Сущность воинской дисциплины.

Известно, что развитие военного дела требует постоянного уточ­нения ряда положений военной присяги, уставов, законов, наставле­ний и т.д. Воинская дисциплина — это особая форма воинских от­ношений, необходимых для успешной совместной деятельности, что поведение военнослужащих регулируется нормами и правилами, изло­женными в законах, воинских уставах и приказах командиров, началь­ников, отражающих особенности военной организации и требования государства к поведению личного состава . С этим, как говорится, не поспоришь.

Я, полагаю, что определение сущности воинской дис­циплины в Дисциплинарном уставе как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами — воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Совершенно неправомерно, на мой взгляд, утверждать, будто воин­ский порядок в Уставе рассматривается как нечто «существующее вне и независимо от дисциплины». Устав четко оп­ределяет, что воинская дисциплина — это «строгое и точное соблюде­ние порядка и правил…». Иначе говоря, именно дисциплина обеспечи­вает практическую реализацию установленного порядка. Следовательно, его соблюдение может осуществиться, прежде всего, в результате «ак­тивности» дисциплины. Причем, само собой разумеется, что без дисци­плины не может быть и порядка. Определение четко фиксирует, что порядок обеспечивается постоянным, целенаправленным «воздействием» дис­циплины.

6 стр., 2968 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

... всей необходимой информации, а также, при необходимости, в оказании психотехнических воздействий. Многочисленные контакты работников правоохранительных органов с другими участниками деятельности и с ... сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными ...

Ведь в реальной жизни порядок реализуется через осуществление совокупности правил. В уставном определении воинской дисциплины порядок и правила рассматриваются как два признака воинской дис­циплины. Возможно, тут не все продумано до конца. Ведь при этом как бы игнорируется, что порядок является целью воинской дисциплины. Сама воинская дисциплина призвана, как следует из уставного опреде­ления, обеспечить создание и поддержание воинского порядка. Что же касается правил, то они представляют духовные образования, тождест­венные или близкие нормам, принципам, методам, способам дейст­вий, обеспечивающим достижение намеченной цели.

Дисциплини­рованность, как качество военнослужащего, представляет собой от­ношение его индивидуального сознания к установленной во Внутренних войсках, дисциплине и способность строить свое поведе­ние в соответствии с ее требованиями. Следовательно, «дисциплини­рованность выражает единство двух сторон — особого свойства созна­ния и определенной формы поведения». Во-первых, трудно со­гласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может счи­таться признаком как дисциплинированности, так и недисциплиниро­ванности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине. А это есть не что иное, как способность строить свое поведение в соответствии с требо­ваниями дисциплины, т.е. дисциплинированность — не что иное, как духовная составляющая. Значит, есть основания полагать, что дисцип­линированность обладает признаком, находящимся в духовной сфере, представляя элемент сознания воина.

Тем не менее и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также об­ладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением автора, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выделяем лишь одну сторону дисциплини­рованности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требо­ваний дисциплины».

2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и

формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах.

Воинская дисциплина — проблема, которой занимаются повседневно и постоянно командующий войсками округа, его заместители, военный совет, и командиры всех степеней соединений и частей округа.

Для общества наиважнейшим является то, чтобы социальные отклонения не набрали такой критической массы, которая ставит под угрозу само его существование.

3 стр., 1028 слов

Психология воинского коллектива

... общее уныние, подавленность. 2. Социально-психологическая структура воинского коллектива Опубликовано в Вопросы по дисциплине «Военная психология» Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый ... учебно-боевых задач и воинскую дисциплину, Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий ...

Уровень преступности в регионе дислокации войск Приволжско- Ураль­ского округа остается, сожалению, высоким. Наиболее неблагополучными в криминогенном отношении являются Свердловская, Оренбургская и Перм­ская область, Республика Марий-Эл. Так, по данным ГУВД, в 2002 году на территории Свердловской области зарегистрировано 90,6 тыс. преступлений, т.е. 1987 преступлений на 100 тыс. человек (снижение на 25%), из них 1188 убийств, 2722 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Од­нако реальный уровень преступности оценить сложно, так как только в Свердловской области при работе Генеральной прокуратуры РФ было выявле­но 15 тыс. скрытых от учета правонарушений. На территории региона распо­ложено 336 исправительно-трудовых учреждений, в которых отбывают нака­зание более390 тыс. заключенных. Это накладывает свой отпечаток и на уро­вень преступности в войсках округа .

Проблема комплектования войск округа в настоящее время очень остра. Ана­лиз хода призывов за последние пять лет показывает, что из года в год качественная характеристика призываемого в войска округа молодого пополнения, мягко говоря, не улучшается. Остается достаточно высоким количество при­зывников, воспитывающихся в неполных семьях (30%), из них без отца — 26%, без матери 25%,и 1,4% — без обоих родителей. Во многих семьях до­ходы родителей невысоки, имеются значительные социально-бытовые проб­лемы, злоупотребление алкоголем, а потому воспитанию детей не уделяется достаточного внимания. Отсюда социально-педагогическая запущенность данной категории военнослужащих, их отчужденность от коллектива, агрес­сивность непредсказуемость поведения.

С учетом реального положения дел, опираясь на имеющийся опыт, воен­ный совет округа разработал и внедрил в практическую деятельность систему работы должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, предупреждению гибели военнослужащих. На наш взгляд, она не только отвечает требованиям нынешнего дня, но и направлена на перспективу. Система сводит воедино деятельность военнослужащих различных категорий как по служебному поло­жению, так и по занимаемой должности.

При этом основные усилия командования, военного совета округа, командиров и начальников воспитательных структур сосредоточены на создании безопасных условий военной службы, предупреждении гибели военно­служащих, недопущении хищения оружия и боеприпасов, другого государ­ственного и военного имущества, искоренении глумлений и издевательств над военнослужащими, недопущении бесчинств по отношению к местному населению.

С момента воссоздания Приволжско — Уральского военного округа вопросы воинской дисциплины неоднократно выносились на заседания военного со­вета, по ним принимались конкретные постановления. Вошло в практику заслушивание главнокомандующим (его заместителями, начальниками управлений, родов войск и служб) командиров соединений (частей), отстающих по воин­ской дисциплине. На местах им оказывается практическая помощь, принима­ются меры по оздоровлению морально-психологической обстановки среди личного состава.

Время поставило перед нами следующую задачу: выработать и внедрить в ее боевой учебы наиболее эффективные, подчас нетрадиционные формы, методы поддержания необходимого уровня личной подготовки офицеров, сохранив тем самым наиболее перспективных из них для Внутренних войск. Ясно и то, что, если офицер занимается с полной нагрузкой профессиональным делом, ему некогда совершать противоправные действия Военный совет округа, по достоинству оценивая огромный труд основной офицерского состава, принимает конкретные меры по стимулированию честной и добросовестной службы. В 2002 году отмечены государственными наградами 318 офицеров. Очередные воинские звания получили 3812 (в том числе 22 досрочно), шести офицерам присвоены звания на ступень выше занимаемой должности, а 4043 добросовестных офицера назна­чим на вышестоящие должности в порядке продвижения по службе.

Для повышения качества работы по укреплению воинской дисциплины наме­чается в перспективе решить следующие задачи:

Первая — добиться повышения личного влияния должностных лиц всех степеней на процессы, происходящие в воинских коллективах, самокритич­ной оценки ими результатов работы. Не допустить искусственного разделения единого процесса обучения и воспитания. Жизнь и практика убедительно до­казали, что обучение и воспитание тесно связаны между собой, их разделение совершенно противоестественно. Попыткам некоторых недальновидных ко­мандиров взять на себя только обучение, а офицерам воспитательных струк­тур оставить воспитание должен быть дан решительный отпор. «Растаскива­ние» единой учебно-воспитательной системы по сферам влияния не приносит успеха ни в обучении, ни в воспитании.

Вторая — учить командиров, штабы, работников воспитательных струк­тур умению своевременно и правильно оценивать складывающуюся ситуа­цию, оперативно вносить необходимые коррективы в стиль работы.

Третья — качественно улучшить обучение и воспитание офицерских кад­ров, особенно в звене рота—полк.

Четвертая — усовершенствовать и широко применять систему морального и материального стимулирования добросовестного ратного труда.

Пятая — поднять эффективность индивидуальной воспитательной рабо­ты с различными категориями военнослужащих, а также профилактической работы с лицами, склонными к совершению противоправных действий .

В процессе воспитания и укрепле­ния дисциплины во Внутренних войсках, командному составу приходится решать немало задач. Как правило, они сводятся к вооружению личного состава знаниями о воинской дис­циплине, созданию на их основе го­товности и способности соблюдать все ее требования. Воспитание во­инской дисциплины невозможно без развития личной дисциплинирован­ности, точного соблюдения личным составом Внутренних войск, устав­ных норм, правил поведения.

Одной из главных задач по воспитанию воинской дисциплины должно быть привитие каждому воину потребности активного участия в повышении уровня дисциплины, борьбе с ее нарушителя­ми. Это оказывает замет­ное воздействие на фор­мирование в сознании во­еннослужащих необходи­мых взглядов, представле­ний, убеждений, выпол­нение ими всех требова­ний устава; развивает чувство ответственности за состояние воинской дисциплины в подразделении, части, способствует формированию активной жизненной позиции воинов, непримиримости к нарушениям требований уставов и приказов командиров.

Активное участие личного состава в укреплении дисциплины способствует демократизации этого про­цесса и придает новое качество борьбе с ее нарушите­лями. В результате значительно снижается, число ее нарушений и уменьшается их повторяемость.

Однако социологический опрос свидетельствует, что многие военнослужащие проявляют пассивность в укреплении воинской дисциплины, не помогают командирам в повышении ее уровня, не борются с ее нарушителями. Только 33% опрошенных воинов зая­вили, что они всегда оказывают помощь командирам в укреплении дисциплины.

Прежде всего пассивность, оказывает отрицательное воздей­ствие на личную дисциплинированность военнослу­жащих. Проведенными в войсках ПУрВО социологи­ческими исследованиями установлено, что из прини­мающих активное участие в борьбе за повышение уровня дисциплины лишь около 3% иногда допуска­ют нарушения ее требований, зато из тех, кто прояв­ляет пассивность, таких свыше 70%.

Пассивность вредна и тем, что создает условия для снижения уровня дисциплины в воинском коллективе, формируя обстановку безнаказанности для тех военнослужащих, кто допускает нарушения ус­тановленных ею норм, правил поведения, спо­собствуя ухудшению нравственного климата, ослабляя коллективизм и товарищество. Исследо­вания показали, что в подразделениях, где лич­ный состав активно участвует в укреплении дисциплины, в несколь­ко раз меньше ее нару­шений по сравнению с теми подразделениями, где личный состав проявляет пассивность

Кроме того, пассивность, являясь уходом от актив­ной борьбы с нарушителями дисциплины, оказывает отрицательное влияние на развитие личности воина, ибо ведет к ослаблению его связей в коллективе, спо­собствует формированию у него индивидуализма, обедняет его внутренний мир.

Проявляя пассивность в укреплении дисциплины, военнослужащий не только не оказывает положитель­ного воздействия на поведение других воинов, но не в состоянии правильно оценивать и свои поступки. Ведь для того, чтобы бороться с собственными недос­татками, надо как бы видеть себя со стороны. Пассив­ность приводит к тому, что военнослужащий не может правильно реагировать на одобрение или осуждение своих товарищей, коллектива.

По сути, она, является специфическим, особым ви­дом нарушения воинской дисциплины. Ведь прояв­ляя пассивность, воин не выполняет предписанную воинскими уставами обязанность оказывать коман­дирам помощь в наведении порядка, повышении уровня дисциплины и борьбе с ее нарушителями. Так, статьи 13 и 16 главы 1 Устава внутренней служ­бы обязывают военнослужащего «помогать товари­щам словом и делом, удерживать их от недостойных поступком», «содействовать командирам (начальни­кам) и старшим в поддержании порядка и дисципли­ны». А статья 8 главы 1 Дисциплинарного устава гла­сит, что за уклонение от содействия командиру (на­чальнику) в восстановлении воинской дисциплины и порядка «военнослужащие несут ответственность».

Отсюда следует, что пассивность как специфичес­кий вид нарушений воинской дисциплины является результатом бездеятельности военнослужащего, воз­держания от обязательного действия, предписанного воинскими уставами. Осуждая и запрещая такую пас­сивность, они устанавливают обязанность личного состава Внутренних войск МВД РФ принимать участие в ук­реплении дисциплины и тем самым обеспечивают определенный уровень активности военнослужащих, который необходим для поддержания и совершен­ствования порядка и организованности в войсках.

Проведенные исследования показали, что 14% во­еннослужащих не имеют реального представления о том, какой вред несет их пассивность воинской дис­циплине, а потому не считают нужным бороться с ней. Такие явления требуют прежде всего улучшения информированности личного состава о нарушениях воинской дисциплины, причиненном ими ущербе и мерах наказания за них. Проблема такой информа­ции составляет неотъемлемую часть задачи по разви­тию гласности во Внутренних войсках МВД РФ.

Информация должна включать в себя не только сведения о состоянии дисциплины в воинском кол­лективе, демонстрацию отрицательных последствий ее нарушений, влияющих на уровень боеготовности и боеспособности подразделения, части, сплочен­ность коллективов, отношения дружбы и войскового товарищества. Она должна обязательно содержать сведения о том, какой ущерб нанесли эти нарушения дисциплины интересам самого нарушителя. Напри­мер, на него накладывается взыскание, что означает понижение его должности и зарплаты, утрату перс-пектин, паление авторитета и т.д.

Такая информация будет способствовать преодоле­нию пассивности военнослужащих в укреплении дис­циплины еще и потому, что борьба с ее нарушителя­ми психологически будет осознаваться как товари­щеская помощь им, как забота об их благополучии.

Кроме тою, чтобы преодолеть пассивность в ук­реплении дисциплины, необходимо усилить разъяс­нение ее сущности и роли в армии и на флоте, фор­мировать у личного состава умение правильно оце­нивать нарушения дисциплины как антиобществен­ное, антипатриотическое и аморальное поведение, ибо они подрывают боеготовность и боеспособность подразделений, частей и Внутренних войск МВД РФ в целом, чем наносят ущерб обороноспособности государства, интересам народа.

Повышение качества проводимых воспитательных мероприятий, усиление их влияния на укрепление дисциплины обусловливают необходимость перехода к активным формам и методам, которые не только повышают интерес у личного состава, но и значи­тельно ускоряют процесс превращения знаний в глу­бокие и прочные личные убеждения.

Учитывая, что даже незначительные случаи недис­циплинированности начальствующих лиц наихуд­шим образом действуют на дисциплинированность рядового состава, статья 75 главы 3 Устава внутрен­ней службы требует от всех командиров (начальни­ков) использовать для воспитания подчиненных лич­ный пример воспитанности.

Пассивность военнослужащего в укреплении дис­циплины есть выражение, можно сказать, трусости, нежелания испортить отношения с нарушителями дисциплины или с теми, кто их поддерживает. Не каждый способен проявить принципиальность, иметь смелость и мужество в открытую высказать не­лицеприятную правду своему товарищу или даже другу о его недостойном поведении, решиться пойти на обострение отношений, а, может, и на конфликт. Отсюда стремление идти по пути наименьшего соп­ротивления, остаться в стороне.

Выражением пассивности является и то, что толь­ко 15% опрошенных военнослужащих применяют та­кую активную форму борьбы за повышение уровня дисциплины, как выступление с критикой нарушите­лей дисциплины на собраниях и в печати. 21% осуж­дают их про себя, 34% предпочитают выступать с критикой в кругу своих товарищей, 20% обходятся тем,, что лично беседуют с нарушителем, а 10% всех опрошенных вообще считают укрепление дисципли­ны делом только командиров.

Следовательно, развитие активности в борьбе с на­рушителями установленных законами и воинскими уставами норм, правил поведения личного состава Внутренних войск МВД РФ требует воспитания у военнослу­жащих высоких морально-психологических качеств: мужества, смелости, при выполнении служебно-боевых задач, принципиальности, дружбы и войскового товарищества, непримиримости к недос­таткам и настойчивости в их устранении и т.д.

Кроме того, необходимо усилить разъяснительную работу относительно того, что активное участие лич­ного состава в повышении уровня дисциплины есть, одна из форм развития демократии в условиях Внутренних войск МВД РФ. Такое участие учит каждого воина мыслить погосударственному, воспринимать общие заботы как свои собственные, воспитывает чувство личной ответственности за состояние дисциплины в своем коллективе и Внутренних войск МВД РФ в целом.

Данные исследований говорят о том, что 12% во­еннослужащих проявляют пассивность, потому что считают, что они не имеют морального права крити­ковать нарушителей дисциплины в связи с тем, что сами допускают такие проступки. Поэтому развитие активности личного состава в борьбе за укрепление дисциплины требует формирования у каждого воен­нослужащего безупречной личной дисциплиниро­ванности, активной жизненной позиции, выражаю­щей высокую социальную ответственность как за свое поведение, так и за поступки своих сослужив­цев, товарищей по коллективу.

Возникновению пассивности способствует также недостаточное соблюдение или нарушение принципа справедливости при оценке нарушений дисциплины и назначении за них мер наказания. Уставы наших Во­оруженных Сил требуют накладывать взыскания в строгом соответствии с тяжестью проступка, степенью вины и в пределах установленного перечня взыска­ний. Малейшее нарушение этих требований оценива­ется военнослужащими как несправедливость, приво­дит к уменьшению активности в борьбе с нарушите­лями дисциплины, а иногда и к их поддержке. Это от­метили 11% опрошенных военнослужащих Нередко пассивность является итогом разочарова­ния военнослужащего в результатах его участия в борьбе за укрепление дисциплины. Так, 1% опро­шенных воинов считают, что их активность в работе по повышению уровня дисциплины в их подразделе­нии ничего не дала для ее улучшения. Поэтому необ­ходимо добиваться, чтобы каждый военнослужащий имел четкое представление о том, что сделано после его критического выступления или предложения, ка­ков его реальный вклад в повышение уровня дисцип­лины. Это будет способствовать развитию ею актив­ности.

Одной из основных причин пассивности в укреп­лении дисциплины является нездоровая нравствен­ная атмосфера в воинском коллективе. Так. 59% оп­рошенных воинов отметили, что существующие в их подразделениях отношения не способствуют или незначительно способствуют созданию в них здоро­вого общественного мнения, обстановки нетерпи­мости к нарушителям дисциплины, повышению к ним товарищеской требовательности.

Осуждение нарушителей дисциплины оказывает воз­действие не только на них, но и на всех окружаю­щих. Так, если воинский коллектив порицает нару­шение дисциплины со стороны кого-либо из своих членов, то другие воины, знающие об этом, вольно или невольно с этих позиций оценивают и свое по­ведение. Тем самым общественное мнение способ­ствует предупреждению нарушений дисциплины у всех членов данного воинского коллектива. Кроме того, коллективная непримиримость к нарушениям дисциплины воспитывает и индивидуальное отноше­ние к ним, формирует у членов коллектива актив­ность в борьбе с ними.

Зрелость общественного мнения является результа­том сложившихся в воинском коллективе нравствен­ных отношений. Поэтому искоренение пассивности военнослужащих в укреплении дисциплины требует продуманной и постоянной работы по целенаправ­ленному формированию здоровой нравственной ат­мосферы в воинском коллективе, умению различать и воздействовать на микрогруппы, образующиеся в нем, знать и использовать закономерности формиро­вания и развития общественного мнения, совершен­ствования коллективизма и товарищества, принци­пиальности и взаимной требовательности.

Таким образом, уровень и характер пассивности военнослужащих в укреплении дисциплины является одним из важнейших факторов ухудшения ее состоя­ния. Поэтому вовлечение личного состава в актив­ную борьбу с нарушениями воинской дисциплины, оказание помощи командирам. В ее укреплении явля­ется в современных условиях одной из главных задач воспитательной работы по формированию и совер­шенствованию высокой и сознательной дисциплины

Заключение

Таким образом, считаю необходимым ещё раз отметить, что возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности воинов в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Внутренних войск МВД России в целом.

Только высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают высокую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Внутренних войск МВД России. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, а такой элемент боевой готовности, как исправное состояние вооружения и боевой техники, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-voinskoy-distsiplinyi/

Учебники.

1. Общевоинский устав ВС РФ. М. Военное издательство. 1994. 199С

2. В.М. Манохин Ю.С. Адушкин Российское административное право : Учебник. 2003.- 239 С

3. Конспекты. Кирпиленко. С.2004г. 24 с

Журналы, статьи, научные публикации, периодическая печать

1. журнал «Ориентир» № 6 2000г.

2. журнал «Военная мысль» № 3 2002г.

3. журнал «Военная мысль» № 12 2003г.

4. журнал «Военная мысль» № 10 2003г 54 С

5. журнал «Ориентир» № 5 2004г. 24 С.

6. Газета Красная звезда № 4. 2002г.

7. А.В.Суворов Каждый солдат должен знать свой маневр» На боевом посту № 1.2005. 27 С

8. «М.И. Кутузов Субординация и дисциплина – душа службы воинской.» На боевом посту № 3. 2005. 39 С

Словари

1. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Статья «Владимир-Василий Всеволодович» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»

См.: статья А.В.Суворов Каждый солдат должен знать свой маневр» На боевом посту № 1.2005. 27 С

См.: статья «М.И. Кутузов Субординация и дисциплина – душа службы воинской.» На боевом посту № 3.

2005. 39 С

В.М. Манохин Ю.С. Адушкин Российское административное право : Учебник. 2003.- 239 С

См.: журнал «Ориентир» № 5 2004г. 24 С.

См.: «Военная мысль» журнал № 12 2003г.

См.: Конспекты. Кирпиленко. С.2004г. 24 с

См.: Общевоинский устав ВС РФ. М. Военное издательство. 1994. 199 С

См.: журнал «Военная мысль» № 10 2003г 54 С

См.: журнал «Военная мысль» № 3 2002г.

См.: журнал «Ориентир» № 6 2000г.

Газета Красная звезда № 4. 2002г.

См.: журнал «Военная мысль» № 10 2003г 43 С