Введение
Тема жизненного выбора, достаточно актуальна и часто встречаема, ведь ни одному человеку в своей жизни не удалось избежать более или менее значительного выбора (сказать или промолчать, уйти или остаться и т.д.).
Совершив какой-либо поступок, человек осознает (или не осознает), соответствует ли совершенный выбор его мировоззрению, не нарушены ли определенные моральные нормы, законы. Если человек поступал согласно велению своей души, так, как считал нужным, то велика вероятность того, что, осмысливая совершенные им жизненные выборы, он поймет их правильность и испытает ощущение счастья, удовлетворенности жизнью. В данной работе проанализированы различные аспекты проблемы выбора: моральный выбор; выбор стратегии, преобразующей трудную ситуацию, помогающей совладать с ней; изменения, происходящие в самосознании личности, совершающей жизненный выбор. Таким образом, рассмотреть причины, влияющие на выбор человеком поступка и последствия, который влечет за собой тот или иной выбор.
Человек во всех сферах жизни стоит перед проблемой выбора: идеалов, профессии, места работы и жительства, путей и темпов профессионального роста, круга общения, форм использования досуга, спутника жизни и т.д. Именно в ситуациях такого основного жизненного выбора обнаруживаются главные ориентиры человека — принятые им «базовые» ценности жизни.
В процессе жизни, усваивая социальный опыт, человек преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации. Активность личности в процессе взаимодействия со средой означает, что всякое воздействие человека на среду реализуется, во-первых, через его внешнюю предметную деятельность и, во-вторых, требует принятия определенного решения, следовательно, включает процесс целеполагания и построение стратегической программы деятельности, что можно назвать мировоззренческим выбором субъекта.
Человек постоянно решает различные жизненные проблемы, анализирует происходящее вокруг него, осуществляет выбор. Решая эти проблемы, он сознательно или неосознанно опирается на имеющиеся у него средства — знания, опыт, навыки, принципы и т.п. В результате достигается то или иное решение, выраженное в высказываниях или в практических действиях, имеющих характер поступка. Поступок — предметное воплощение выбора, выступающее связующим звеном между сознанием и деятельностью, поведением личности.
Проблема личности
... как неповторимого отношения. Проблема личности – центральная для любой современной концепции человека. Марксизм подошел к объяснению природного и социального в человеке на основе принципа ... в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослыми. Проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой ...
Выбор не обязательно выступает в форме немедленных демонстративных действий, это может быть внутреннее решение о линии поведения, рассчитанное на будущее время, принятие определенной точки зрения, социальной нормы и т.д. Но главная функция выбора, сделанного субъектом, — жизнетворческая, личностно формирующая. Уникальная способность к саморазвитию, бесконечному самосовершенствованию, проявляющаяся в процессе осуществления жизненного выбора, коренится в самой сущности человека. Отдельные поступки, безусловно, проявляют внутреннее содержание личности, ее сущностные характеристики, но только те из них имеют характер жизненного выбора, которые являются своего рода «сцеплениями» частных поведенческих актов, отражают внутреннюю логику поведения личности. Как уникальность личности определяют не ее качества в отдельности, а их особенное сочетание, так и неповторимость, особенность судьбы человека составляют не его жизненные проблемы, а их взаимная обусловленность в процесс принятия решений по жизненно важным для человека вопросам, т.е. его жизненный выбор.
Если поведение человека однозначно определяется внешними, не зависящими от него обстоятельствами, если субъект не может или не хочет осуществлять выбор из имеющихся возможностей, что предполагает анализ и сравнение, предпочтение одного из возможных вариантов и решение об использовании личностных ресурсов, — то жизненный выбор как таковой не совершается, поскольку в этом случае не реализуется человеческая свобода и самостоятельность как важнейшие условия такого выбора. Становление социально зрелой личности, ее развитие, определяется в плане субъективной детерминации тем, как она организует собственную жизнь, осуществляя тот или иной выбор или же уклоняясь от принятия самостоятельных и ответственных решений.
«Жизненный выбор», «психологический возраст», «социальная зрелость личности» — сопряженные, взаимопроникающие понятия. Отсчет психологического возраста видится не по количеству прожитых лет, а по внутреннему выбору, имеющему характер «переломных моментов» жизненного пути человека. Результатом становления личности с этой точки зрения является достижение ею зрелости как способности к самостоятельным и ответственным выборам с учетом своих возможностей, реальной ситуации и общественных потребностей. Может быть, причина инфантильности некоторых людей, от которых окружающие тщетно ожидают социально-зрелого поведения, заключается в том, что они не имели возможности повзрослеть, если все решалось за них взрослыми, снимавшими все неопределенности различных жизненных ситуаций.
Объект проблемы:, Предмет проблемы
Цель : описание видов, функций жизненного выбора человека.
Задачи :
- выделить виды и функции жизненного выбора человека;
- выявить основные психологические составляющие значимого жизненного выбора человека;
- проанализировать психологические, философские, социологические подходы к проблеме жизненного выбора человека.
1. Выбор
выбор психологический жизненный
Выбор — психологическая акция, в ходе которой осуществляется избирательное предпочтение одних ценностей и норм и отвергаются другие. В сложных условиях цивилизованного существования с многообразием различных требований к человеку и наличием альтернативных поведенческих моделей выбор выступает как необходимый компонент нормального социального поведения.
Акме человека как личности
... технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. ... военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов. 1. Понятие ...
Обязательность выбора как типового социально-психологического действия имеет онтологические, антропологические и аксиологические основания. Во-первых, это онтологическое многообразие форм действительности, предоставляющие разные возможности для индивидуальной самореализации. Во-вторых, это психофизическая неспособность отдельного человека охватить все сущее и овладеть всем им во всем желаемом объёме, что порождает необходимость сосредоточиться на каком-то отдельном, наиболее приемлемом элементе. В-третьих, это неоднозначность человеческой природы, синтезирующей в себе витальные, социальные и духовные определения. Какая из этих ипостасей ориентирована на свой реестр ценностей и нормативов, которые могут не просто противоречить, но и взаимно исключать друг друга. При осуществлении выбора единое, интегральное человеческое «я» вынужденно прислушиваться к требованиям каждой из своих ипостасей. Когда ему не удаётся синтезировать, свести в единый фокус все интенции и найти универсальное решение, устраивающее каждое из его частных «я», выбор чего-то одного становится неизбежным.
Аксиологическим основанием выбора выступает наличие свободы как виртуального пространства для интеллектуальных маневров индивидуального духа в ходе предположений, сравнений, взвешиваний альтернативных возможностей прогнозирования вероятных последствий принятия предварительных и окончательных решений. Способность к взвешенному, этически оправданному выбору — принадлежность развитого, зрелого сознания, подчиняющего логике действия целевой детерминации.
В качестве целевых причин деятельности усилий способны выступать: а) ценности жизни — любовь, дружба, общение, семья и забота о потомстве; б) ценности цивилизации — материальное благосостояние, карьера, власть, обладание техническими новинками, гарантированная безопасность частной и общественной жизни, различные аспекты профессиональной деятельности и др.; в) ценности культуры — творчество и свобода как возможность духовной деятельности, отвечающей критериям истины, блага и красоты.
Целевая детерминация не только побуждает личность к выбору, но и осуществляет нормативно-ценностную регуляцию её избирательных усилий. Важное место в контексте в проблеме выбора занимает вопрос о соотношении целей с такими операциональными категориями, как средства. Существуют два основных способа сопоставления целей и средств — объединение противопоставление. В первом случае цели и средства рассматриваются как разнозначные компоненты единого ценностного континуума, подчиненного общим социокультурным нормам. Между теми и другими не допускаются аксиологические разрывы, и потому благая, справедливая цель требует для своего достижения столь же благих и справедливых средств, а любая даже самая малая примесь имморальности в содержании средств бросает тень на цель, оскверняет её и лишает благородства и величия.
Второй подход предполагает, что цель и средства являются самостоятельными социальными формами, способными к автономному сосуществованию. Их не обязательно связывать общими нормативными критериями; они могут соотноситься в индивидуальном сознании даже как этически полярные оппозиции. Подобный взгляд позволяет для достижения благих целей использовать имморальные и противоправные средства, которые под сенью высокой задачи как бы теряют свою сумрачную окраску. В этом смысле следует понимать известный тезис «Цель оправдывает средства».
Культура, этика и психология выбора предписывают индивидуальному сознанию, решающему проблему выбора средств, в первую очередь определиться, какое из указанных направлений для него приемлемо — позиция этического монизма цели и средств или имморальная позиция их аксиологического дуализма [11].
Сознание поступка |
|||
Личностный выбор |
факт свершения поступка признается |
факт свершения поступка не признается |
|
В пользу отвергнутого мотива |
Раскаяние |
Самообман |
|
Против отвергнутого мотива |
Ужесточение |
Дискредитация |
|
Нерешенность выбора «за» и «против» «против» |
Смятение |
Вытеснение |
|