Психология кризисных состояний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет психолого-педагогический

Кафедра теоретической и прикладной психологии

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по __дисциплине______ Кризисные состояния личности: основы саморегуляции

для направления подготовки (специальности) 37.03.01 Психология

_________________________________________________________________

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах

Всего часов

7

семестр

—-

семестр

—-

семестр

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторные занятия, в т.ч.:

10

10

лекционные (ЛК)

8

8

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

8

8

лабораторные (ЛР)

Самостоятельная работа студентов (СРС)

92

92

Форма промежуточного контроля в семестре*

зачет

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)

Краткое содержание курса

Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).

1. Понятие кризиса, кризисного состояния. Различные схемы и этапы протекания кризиса. Принципы работы с кризисным клиентом

2. Тревога и тревожные расстройства личности.

Психология потери

Психология насилия

3. Состояния людей, переживших катастрофу, стихийное бедствие

Состояния участников военных действий. ПТСР

4. Психологическая помощь суициденту.

Психология боли. Хроническая боль

Форма текущего контроля

Реферат

Рекомендации по определению варианта, темы для написания реферата, методические рекомендации по написанию реферата.

Тема реферата обусловливается требованиями учебного плана, возможен и инициативный выбор темы студентом, но в каждом случае необходимо аргументированное обоснование выбора такой темы и согласование ее с преподавателем. Сбор материала, написание и сдача на проверку работы осуществляется в сроки, определенные кафедрой ТПП.

При написании реферата студент должен:

-прежде всего, обращаться к рекомендуемой по дисциплине литературе,

-знакомиться с возможными источниками интернет-ресурсов по теме исследования,

— просмотреть записи лекций;

Для организации продуктивной самостоятельной работы целесообразно обращаться за рекомендациями, изложенными в методических пособиях по этому вопросу, имеющимися в библиотеке ЗабГУ.

Рекомендуемые темы:

  1. Тревога и тревожные расстройства личности.
  2. Понятие тревоги, ее модели и механизмы.
  3. Тревожные расстройства личности. жизни.
  4. Тревога вины и осуждения
  5. Тревога пустоты и отсутствия смысла
  6. Взаимосвязь тревоги и страха
  7. Психотерапевтическая теория невротической тревоги
  8. Психологическая травма: определение и классификация.
  9. Возрастные особенности психологического травматизма
  10. История создания теории посттравматического стресса
  11. Возрастные особенности переживания детьми горя
  12. Эпидемиология посттравматического стресса
  13. Этиология посттравматического стресса
  14. Симптоматика посттравматического стресса
  15. Анализ методов диагностики посттравматического стресса
  16. Психологические последствия терроризма
  17. Психологические последствия жестокого обращения в детстве
  18. Стратегия и методология психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях
  19. Сущность стратегического (превентивного) подхода
  20. Общий экзистенциональный анализ (Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, В. Франкл, И. Ялом).

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

-титульный лист;

-содержание;

-введение;

-содержание (главы и параграфы);

-заключение;

— список использованных источников;

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-krizisnyih-sostoyaniy/

-приложения.

Другие формы текущего контроля

Форма промежуточного контроля

Зачет

Примерный перечень вопросов:

1. Сущность антропологической катастрофы.

2. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности

3. Принципы экзистенциональной психологии

4. Принципы анализа личности в экзистенциональной психологии

5. Характеристика экзистенциональных тревог

6. Тревога смерти и судьбы

7. Тревога вины и осуждения

8. Тревога пустоты и отсутствия смысла

9. Взаимосвязь тревоги и страха

10. Психотерапевтическая теория невротической тревоги

11. Личность невротическая и здоровая

12. Психологическая травма: определение и классификация.

13 Возрастные особенности психологического травматизма

14. Переживание и стратегии преодоления (coping) психологической травмы

15 История создания теории посттравматического стресса

16. Возрастные особенности переживания детьми горя

17. Эпидемиология посттравматического стресса

18. Этиология посттравматического стресса

19. Симптоматика посттравматического стресса

20. Анализ методов диагностики посттравматического стресса

21. Психологические последствия терроризма

22. Психологические последствия жестокого обращения в детстве

23. Стратегия и методология психотерапевтической помощи в кризисных ситуациях

24. Сущность стратегического (превентивного) подхода

25. Общий экзистенциональный анализ (Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, В. Франкл, И. Ялом).

26. Основные принципы и методы логотерапии (дерефлексия и парадоксальная интенция).

27 Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.

28. Психологический дебрифинг

29. Варианты психологического дебрифинга: аутодебрифинг и психобиографический дебрифинг

30. Группа поддержки взрослому человеку в ситуации потери

31. Группа поддержки ребенку в ситуации горя

32.Особенности психологическое просвещение в условиях массовой травматизации.

33. Архаичные методы психотерапии в кризисных ситуациях (психотерапия плача).

34. Анализ травматического события в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов и Платон Каратаев)

35.Тревога экзистенциональной вины в романе Ф. Кафка «Процесс»

36.Поиск смысла травматического события в повести М. Зощенко «Повесть о разуме»

Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-krizisnyih-sostoyaniy/

  1. Гуревич, П.С. Психология личности: учеб. Пособие [Текст] / П.С. Гуревич. — Москва: Юнити-Дана, 2009. — 559 с. — (Актуальная психология).

    — ISBN 978-5-238-01588-0: 429-00. 39 экз.

  2. Диянова, З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: Учебное пособие / Диянова З.В., Щеголева Т.М. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 173. — (Бакалавр и магистр. Модуль.).

    — ISBN 978-5-534-05482-8:1000.00.0+е

  3. Кожевникова Т.А. Психологические особенности супругов в процессе распада семьи (возможности психологической помощи): моногр. / Кожевникова Т.А., Стоянова И.Я., Костарев В.В. — Красноярск: КГПУ, 2014. — 194 с. 1 экз.
  4. Литвак М.Е. Бинтование душевных ран или психотерапия? / М.Е. Литвак, Е.В. Золотухина-Аболина, М.О. Мирович. — 11-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 311 с. 1 экз.
  5. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]: справочное издание / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2010. — 925 с. — (Новейший справочник психолога).

    12 экз.

Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-krizisnyih-sostoyaniy/

  1. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст] : учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. — М. : Рос. пед. агенство, 1998. Имеются экземпляры в отделах: всего 10
  2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк. — М.: [б. и.], 1984. — 200 с. Имеются экземпляры в отделах: всего 1
  3. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст] : учебное пособие для вузов / С. А. Завражин, Л. К. Фортова. — М. : Академический проект : Трикста, 2005. — 394 с. Имеются экземпляры в отделах: всего 20
  4. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] : научное издание / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. — СПб. : Речь, 2003. — 248 с. Имеются экземпляры в отделах: всего 2
  5. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [Текст] : метод. пособие / В.В. Козлов. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. — 302 с. Имеются экземпляры в отделах: всего 2

Собственные издания:

1. Сараева Н.М. Кризисные состояния личности: учебное пособие. Чита: ЗабГПУ, 1998. 40 с.

2. Гребнев В.Я., Сараева Н.М. Саморегуляция психических состояний: учебно-методическое пособие. Чита: ЗабГПУ, 1999. 44 с.

3. Эрдынеева К.Г. Суицидальное поведение студентов: кросскультурное исследование : моногр. / Эрдынеева К.Г., Филиппова В.П. — Москва: Академия естествознания, 2011. — 252 с. 1 экз.

4. Эрдынеева К.Г. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины (кросскультурный анализ) : учеб. пособие / Эрдынеева К.Г, Филиппова В.П. — Москва : Академия естествознания, 2011. — 148 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы*

  1. ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; Договор № 204-11/15/223/16-7 от 04.02.2016г. www.biblioclub.ru
  2. ЭБС «Лань»; Договор № 223/17-28 от 31.03.2017г. www.e.lanbook.ru
  3. ЭБС «Юрайт»; Договор № 223/17-27 от 31.03.2017г. www.biblio-online.ru
  4. ЭБС «Консультант студента»; Договор № 223/17-12 от 28.02.2017г. www.studentlibrary.ru
  5. ЭБС «Троицкий мост»; Договор № 223 П/17-121 от 02.05.2017г. www.trmost.ru
  6. ЭБС «Лань»; Договор № 223/17-28 от 31.03.2017г. www.e.lanbook.ru
  7. ЭБС «Юрайт»; Договор № 223/17-27 от 31.03.2017г. www.biblio-online.ru
  8. ЭБС «Консультант студента»; Договор № 223/17-12 от 28.02.2017г. www.studentlibrary.ru

*Указываются базы данных, информационно-справочные и поисковые системы необходимые для проведения конкретных видов занятий по дисциплине.

Ведущий преподаватель: к.пед.н, доцент каф. ТПП Филиппова В.П.

Заведующий кафедрой : д-р псих.н., профессор каф.ТПП Дагбаева С.Б.