Инвалидность. Инвалидность понятие, виды, порядок установления

Введение

В стране происходят коренные изменения в подходах к решению проблем и определению инвалидности в соответствии с международными нормами. На сегодняшний день инвалидами признаются не только лица, которые в свою очередь были сокращены или утратили трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения в жизни (передвижение, самообслуживание, общение, образование).

Это повлекло за собой трансформацию государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку в реабилитации и экспертизы инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка для реабилитации и реабилитационных услуг, предоставляемых инвалидам.

Главную роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что здоровье и судьбы сотен тысяч людей зависят от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от соблюдения и выполнения требований федерального законодательства и постановлений Министерства труда и Министерства здравоохранения, регламентирующие деятельность государственной службы медико-социальной службы и опыт реабилитации инвалидов.

В целом, за счет правильной организации работы специалистов в Бюро медико-социальной экспертизы, решение задач, с которыми сталкиваются государственные структуры, ответственные за социальную защиту и реабилитацию инвалидов зависит, и главный из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов 1 .

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается очередное увеличение численности инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования: на базе изучения проблем и потребностей инвалидов молодого возраста в социальной интеграции, а кроме того проводимых государством мер в данной сфере, показать возможности и роль социальной работы в этом процессе.

В зависимости от цели, были поставлены следующие задачи:

8 стр., 3913 слов

Социальная реабилитация инвалидов по зрению

... на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями. 2. Технологии социально- трудовой реабилитации инвалидов по зрению Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению ... инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. 1. Инвалиды по зрению как целевая группа социальной реабилитационной работы Зрение ... с тем, ...

  1. рассмотреть основные понятия исследования;

  2. изучить виды инвалидности;

  3. проанализировать порядок и условия признания лица инвалидом;

  4. определить социальное обеспечение инвалидов

Методы исследования:

Данное исследование инвалидности базируется на работе современных авторов. Так вопросы социализации и адаптации изучались такими учеными как С.К. Елеусизова, А.Я. Бурдяк, А.О. Тындик, Т.В. Корчагина; правовым основам изучения проблем инвалидов занимались К.Э. Сафронов, Е.Ю. Синельщикова, О.Н. Смолин, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов; вопросы трудоустройства инвалидов рассматривали Е.Н. Приступа, Н.В. Семикова, Т.А. Шишкина и др.

Глава 1. Инвалидность как социальная категория

1.1 Понятие инвалидности

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связаны с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствованы из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье-заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость-это показатель нездоровья) и «больной-инвалид».

Последствия таких подходов формируется иллюзия мнимого благополучия, в связи с тем, что относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы, чтобы найти истинного царевича роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Только после 1992 года, Россия перешла линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождается устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности 2 .

Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», основанное в основном на биологических предпосылках, оценивая его возникновение преимущественно как следствие неблагоприятного исхода лечения. В соответствии с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей медико-трудовых экспертных комиссий было определить, какой вид профессиональной деятельности деятельности человек не может выполнять, а какой может — определялся на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Термин » недействительный» сузился до термина «неизлечимо больной».

Таким образом, социальная роль человека в существующем правовом поле и более специфических экономических условиях отошла на второй план, а понятие «инвалид» не рассматривалось в качестве мультидисциплинарной реабилитации с использованием экономических, социальных, психологических, образовательных и других необходимых технологий.

7 стр., 3365 слов

Социальное обеспечение инвалидов

... работ по проблемам инвалидности и инвалидов; разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; установление квот рабочих мест для инвалидов; содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов ... существованию при наступлении социальных рисков. 1. Социальное обеспечение инвалидов. Порядок признания лица инвалидом Социальное обеспечение можно охарактеризовать ...

С начала 1990-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи с непростой социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. И в то же время инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую жизнеспособность, моральную ценность общества и характеризует нарушение взаимоотношений между человеком и инвалидом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узко ведомственные плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства 3 .

В самом начале 90-х годов положение в сфере социальной политики, и в частности в сфере медицинского и социального обслуживания трудоспособного населения и инвалидов было более чем плачевное. Поэтому необходимо было срочно сформировывать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция провозгласила , РФ, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую поддержку» (ст. 41).

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую поддержку согласно со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а кроме того ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и свобод.

Медицинская поддержка включает профилактическую, лечебно — реабилитационную, диагностическую, а кроме того меры социального характера по уходу за больными, инвалидами и нетрудоспособными, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, которые установлены законом» (п.1. ст. 39).

Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.

Как отмечают создатели, комментария к Конституции РФ, социальное обеспечение — это участие общества в содержании тех собственных членов, которые, в свою очередь, за счет нетрудоспособности или определенных иных, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию. Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и в то же время возлагает на государство обязанность сформировывать все необходимые условия для беспрепятственного реализации данного права.

Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, которые социальны и культурных правах (ст. 9, ч. 1 — 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др.

Государственная политика в сфере социальной защиты инвалидов, нашла последующее отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

11 стр., 5230 слов

Технологии социальной работы с инвалидами

... рассмотреть основные технологии социальной работы с инвалидами. Степень научной разработанности., Структура работы. 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности, .1 Понятие и виды инвалидности инвалидность реабилитация социальный «Инвалид», - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ...

Этот закон определяет государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой, в свою очередь, является обеспечение инвалидам одинаковых с другими гражданами возможностей в реализации экономических, гражданских, политических и иных прав и свобод, которые предусмотрены Конституцией РФ, а кроме того согласно с общепризнанными нормами и принципами международного права и международными договорами Российской Федерации 4 .

Этот закон устанавливает систему гарантируемых государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для замещения инвалидами, преодоления (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание равных возможностей для участия граждан в жизни общества.

Среди этих мер-медицинская реабилитация инвалидов, формирование возможностей для получения профессионального и общего образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при использовании жилой площади, транспортные услуги, санаторно-курортное лечение и др.

Таким образом, принятие Конституции способствовало разработке законодательства о социальном обеспечении. Она дополняется нормами, учитывающими различные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии со статьей 1. — инвалидность-социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья при стойком нарушении функций организма , приводящем к ограничению потребности и жизнедеятельности в социальной защите.

Признания человека с инвалидностью в Российской Федерации осуществляется в ходе медико-социальной экспертизы исходя комплексной оценки состояния его здоровья и степени инвалидности в соответствии с критериями и классификациями, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

1.2 Виды инвалидности

«Традиционный» (или нормативное) определение инвалида, описывая его особенности, по мнению официальных структур, гласит: инвалид-это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, которое вызвано заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Исходя из меры нарушения функций органа гражданину, признанному инвалидом, назначается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности устанавливается при, в наибольшей степени, тяжелых нарушениях функций организма, III группа инвалидности — при наибольшей степени легочной. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) независимо от тяжести нарушения функций организма присваивается Категория «ребенок-инвалид».

Исходя из формы нарушения функций организма, человек с инвалидностью сталкивается с некоторыми барьерами, которые не помогают ему пользоваться физической средой города и учреждений, а кроме того услугами, оказываемыми населению наравне с другими людьми 5 .

Для решения проблем создания доступной среды обитания на объектах социальной инфраструктуры Министерством труда разработана классификация форм инвалидности:

3 стр., 1253 слов

Социальное управление:сущность, функции, разновидности, связи ...

... изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальной работе в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления. Главное условие эффективности ...

  • инвалиды, передвигающиеся на инвалидных колясках;

  • инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • инвалиды с нарушениями зрения;

  • инвалиды с нарушением слуха;

  • инвалиды с умственными недостатками.

К сожалению, такая практика определения инвалидности (и определенное отношение к инвалидам как к не требовательному и пассивному потребителю, обеспечиваемое льготами «здорового» общества) по-прежнему широко распространена в России.

Приведем классификацию жизненных ограничений по мере их выражения.

1. Ограничение самообслуживания:

1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помогать другим людям;

3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

1 степень — способность двинуть независимо во время более длинного времени, частичного уменьшения и расстояния;

2 степень — способность самостоятельно передвигаться с использованием вспомогательных средств и (или) помогать другим людям;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

3. Ограничение способности к обучению:

1 степень — способность к обучению в общеобразовательных учреждениях при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме подготовки кадров);

2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам дома;

3 степень — неспособность учиться 6 .

4. Ограничив возможность работы:

1 степень-способность выполнять трудовую деятельность при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнять работу по специальности;

2 степень — способность выполнять работу в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места , с помощью других лиц;

3 степень — нетрудоспособность.

5. Ограничение способности ориентироваться:

1 степень — способность к ориентации при использовании вспомогательных средств;

2 степень-способность фокусироваться, которая требует помощи окружающих;

3 степени — неспособность ориентироваться (дезориентация).

6. Ограничение возможностей общения:

1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема поступления, усвоения и передачи информации;

2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помогать другим людям;

3 степень — неспособность к общению.

7. Ограничение способности контролировать свое поведение:

1 степень — частичное снижение способности полностью контролировать свое поведение;

5 стр., 2335 слов

Инвалидность. Социальные аспекты инвалидности

... рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида - «человек с ограниченными возможностями здоровья». Порядок признания граждан инвалидами Порядок ... указываются данные о состоянии, отражающие степень нарушения функций органов и систем. В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его ...

2 степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение.

Таким образом, в основе определения группы лежат три фактора: степень нарушения функции. Ограничение жизни. Социальная недееспособность, которая, в свою очередь, приводит к необходимости социальной защиты.

Глава 2. Установление инвалидности

2.1 Порядок и условия признания лица инвалидом

Порядок и условия признания лица инвалидом регламентируются постановлением Правительства РФ от 20.02. 2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для признания лица инвалидом нужно наличие всех перечисленных условий:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями;

  • ограничение жизнедеятельности;

  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

К главным видам нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушения психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, эмоций, интеллекта, сознания, воли, поведения, психомоторных функций);

  • нарушения речевых и языковых функций (нарушения устной (дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), невербальной и вербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

  • нарушения сенсорных функций (слуха, зрения, осязания, обоняния, болевой, тактильной, температурной и иных видов чувствительности);

  • нарушения статодинамических функций (двигательных функций туловища, головы, статики, конечностей, координации движений);

  • нарушения функций дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

  • нарушения, которые обусловлены физическим уродством (деформации головы, лица, конечностей, туловища, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия мочевыделительного, пищеварительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Исходя меры ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего заболевания, в итоге лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II либо III группа инвалидности 7 .

Во время установления лицу группы инвалидности в то же время определяется степень ограничения его умения к трудовой деятельности (III, II либо I степень ограничения) или группа инвалидности устанавливается в отсутствие ограничения умения к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Для подтверждения либо преобразования группы инвалидности нужно переосвидетельствование через 2 (1) год.

Степень ограничения умения к трудовой деятельности (отсутствие ограничения умения к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

2.2 Социальное обеспечение инвалидов

Концепция социальной защиты лиц, имеющих статус инвалидов, включает два вида государственных мер:

16 стр., 7764 слов

Пенсионное обеспечение инвалидов в Российской Федерации

... пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. 2 Понятие пенсии по инвалидности Понятие «инвалид» содержится в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение ...

Защита – это меры, которые предусмотрены законом и имеют гарантированное исполнение, и направлены на обеспечение всех условий, необходимых для преодоления и компенсации ограничений жизненных функций , а также для формирования всех возможностей для участия общества в общественной жизни.

Социальная помощь инвалидам-это система, которая предусматривает социальные гарантии (без учета пенсионных выплат) и выражается в законодательной форме.

Основным правовым документом, регулирующим права инвалидов на социальную защиту, является закон от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с нормами настоящего правового акта граждане Российской Федерации, имеющие статус инвалидов, закрепленных за ними в установленном законом порядке, имеют право на пенсию по инвалидности:

  • страховая пенсия по нетрудоспособности;

  • социальная пенсия по инвалидности;

  • пенсии для государственной поддержки инвалидов;

  • две пенсии одновременно;

  • ежемесячное денежное пособие.

Кроме того, социальное обеспечение инвалидов в России включает денежные пособия по уходу за инвалидом, имеющим этот статус, начисляются трудоспособному гражданину, принявшему на себя обязательство по уходу за ним. Для родителей, которые, в свою очередь, берут отпуск по уходу за ребенком с инвалидностью, существуют также определенные выплаты, а кроме того условия пребывания в такие праздники. От категории физических нарушений лица, о которых, в свою очередь, заботится, зависит вид и размер денежных пособий 8 .

Порядок исчисления страховой пенсии в Российской Федерации был изменен с 1.01.2015. Преобразования коснулись расчета и формирования ежемесячного пенсионного обеспечения пенсионера в системе ОПС. Согласно новому порядку, инвалидов, которые имеют 1,2 или 3 группы и стаж работы (независимо от ее продолжительности) имеют право на страховую защиту. Его выплата не зависит от того, какой Пенсионный фонд выбран, государственный или негосударственный. Сумма платежей зависит от нескольких условий:

  • группа;

  • наличие иждивенцев в семье;

  • наличие вредного опыта или опыта в условиях Крайнего Севера или приравненных к ним.

Страховая пенсия по инвалидности начисляется на период, который длится до выплаты пенсии по старости:

  • страхования (при наличие контракта на работу в течение более чем 15 лет);

  • социальная (когда 15-летняя служба недоступна).

Социальная пенсия. Данный вид государственного пенсионного обеспечения назначается при отсутствии выслуги лет, а также выплачивается детям-инвалидам. Социальные пенсии подлежат ежегодной индексации, которая, в свою очередь, проводится с 1 апреля каждого календарного года. Одним из обязательных условий для назначения данного вида наличных платежей является регулярное проживание на территории Российской Федерации.

13 стр., 6076 слов

Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации

... видах обязательного социального страхования. Основная задача ФСС - выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; ...

Государственная пенсия назначается отдельным категориям граждан, получившим травмы при следующих обстоятельствах:

  • прохождение срочной военной службы в рядовом или младшем офицерском составе;

  • во время Второй Мировой Войны (независимо от причины инвалидности);

  • участие в подготовке или выполнении космических полетов.

Такое социальное и пенсионное обеспечение инвалидов подлежит индексации и начисляется независимо от того, работает человек или нет.

Глоссарий

Степень ограничения жизнедеятельности — это величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность — это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости социальной защиты или помощи.

Социальная защита — это система гарантированных государством регулярных и (или) долгосрочных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для замещения, преодоления (компенсации) жизненных ограничений и направленных на создание равных возможностей для участия граждан в жизни общества.

Здоровье — это состояние полного физического , социального и психического благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение здоровья — это физическое, социальное и духовное несчастье, которое связано с потерей, аномалией, нарушением физиологической, психологической, анатомической структуры и (или) функции человеческого организма.

Ограничение жизни — полная или частичная утрата человеком способности или способности выполнять самообслуживание, ориентироваться на себя, передвигаться, общаться, контролировать свое поведение, заниматься работой и учиться.

Заключение

На сегодняшний день в Российской Федерации инвалидами официально признаны не менее 8 миллионов человек. В долгосрочной перспективе ожидается наибольший рост численности этой категории населения, в том числе в долевом выражении. Несмотря на рост числа инвалидов в России, по-прежнему очень мало учреждений, которые, в свою очередь, работают над оказанием им социальной, социальной, материальной, медицинской, социальной и иной помощи.

Одной из важнейших проблем инвалидов является их неучастие в социальном производстве, поэтому в некоторых регионах активно открываются рабочие места, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. Среди них такие крупные мегаполисы, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и другие. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

На сегодняшний день инвалиды относятся к наиболее социально уязвимым категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребность в социальных и медицинских услугах значительно выше. У них нет возможности получить образование, они не могут заниматься трудовой деятельностью. Подавляющее большинство из них не имеют семьи и не желают участвовать в общественной жизни. Все это свидетельствует о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

4 стр., 1616 слов

Патронаж как форма социальной защиты по Гражданскому законодательству ...

... 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред от 31.01.2016) // Российская газета, 1994. — № 238-239 3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. ... в дальнейшем использованы как законодателем, так и последующими исследователями вопросов патронажа. Структура дипломной работы построена в соответствии с последовательным решением задач, стоящих перед исследованием ...

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько аспектов: правовой; социально-экологические; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомически функционально. Поэтому решение проблемы инвалидности в нашей стране обязано означать комплексное решение.

Прежде всего, мы должны решить общенациональную проблему. В целях обеспечения органов исполнительной власти в области все-таки начнут выполнять гарантии и нормы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в сфере социальной защиты инвалидов: они предоставили лекарства, протезы и т. д., путевки в санаторий; квартиры, оборудованные для автотранспорта-в общем, все, что предусмотрено законом.

Прежде всего, необходимо увеличить целевое государственное финансирование для удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями. Надо выделять гораздо больше средств на улучшение нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы; по развитию инфраструктуры, государственной службы реабилитации инвалидов, разработку и внедрение современных реабилитационных технологий; государственной поддержки общественных организаций инвалидов.

Необходимо трансформировать содержание базы данных по инвалидам в Государственную статистическую отчетность с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов , уровня чаяний инвалидов, их потенциальных возможностей и способностей, с внедрением современных информационных технологий и технологий для принятия объективных решений.

Это также необходимо для формирования системы комплексной многопрофильной реабилитации, направленной на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Очень важно развивать индустриальную отрасль и основу системы социальной защиты, которая производит продукцию, облегчающую жизнь и труд инвалидов.

Необходимо активизировать развитие реабилитационной социальной и экологической инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на пути восстановления связей с окружающими мирами. И тогда нужна целенаправленная государственная программа по внедрению и изучению лучшего международного опыта в решении этой проблемы.

Необходимо развивать современные реабилитационные технологии и внедрять их в практику учреждений государственной службы по реабилитации инвалидов; формирование центров медико-социальной реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности на базе санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности.

Необходимо более интенсивно оборудовать общественные объекты и учреждения специальным оборудованием, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов.

И, конечно, нужна система подготовки высокооплачиваемых специалистов, владеющих методами реабилитации и экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов в общественной, бытовой и профессиональной деятельности, методами формирования механизмов макросоциальной среды с ее помощью.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-invalidnosti/

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ № 6-ФКЗ, от 11/21/2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №31. Ст. 4398.

  2. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 01.09.2013) / М.: Издательство: Норматика, 2014. – 64 с.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) / М.: Эксмо, 2014. – 224 с.

  4. Российская Федерация. Законы. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : федер. Закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ: ред. от 04.06.2014г.: принят Гос. Думой 26.04.1995г. – Электрон. дан. — Режим доступа : http://base.garant.ru/10101162

  5. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ: ред. от 01.12.2014г.: принят Гос. Думой 20.07.1995 г. — Электрон. дан. — Режим доступа :

  6. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 10.12.1995г. № 195-ФЗ: ред. от 21.07.2014.: принят Гос. Думой 23.12.2013г. — Электрон. дан. — Режим доступа : http://base.garant.ru/517850

Научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-invalidnosti/

  1. Бурдяк А. Я., Тындик А. О. Измерение инвалидности и положение инвалидов: российский и международный подходы // Вестник НГУЭУ. 2016. — № 1. — С. 22–43.

  2. Елеусизова С. К. Практика и наука социализации лиц с ограниченными возможностями // Современная наука: актуальные пути и проблемы их решения. – 2015. – № 4 (17).

    URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-praktika-sotsializatsii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

  3. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т. М. Малевой. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. — 256 с.

  4. Корчагина Т. В., Кунтаева Д. М. Социально-экономическая адаптация инвалидов в современных условиях // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. — № 96. — С. 74–77.

  5. Приступа Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, которые обучаются по напр. подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Е. Н. Приступа. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2015. – 158 с.

  6. Сафронов, К.Э. Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды // Экономические науки. — 2012. — № 2. – С. 159-162

  7. Семикова, Н.В. Проблема трудоустройства инвалидов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь 2012. — № 1. – С. 85-91

  8. Синельщикова Е. Ю. Современные аспекты правового регулирования в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Рос. юстиция. – 2015. – № 3. – С. 57–59.

  9. Смолин О. Н. Права инвалидов. Конвенция ООН и отечественное законодательство // Страна и мы: мы вместе. – 2013. – № 2. – С. 4–6.

  10. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др. // Соц. и пенс. право. — 2013. — № 1. – С. 147-153

  11. Хамидуллин Н. Р. Социально-экономические аспекты формирования государственной политики социальной защиты населения России / Н. Р. Хамидуллин, Р. Р. Галимуллина // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. – 2013. – № 9. – С. 52-57.

  12. Харченко Л. В. Социальная защита инвалидов : учеб. пособие / Л. В. Харченко. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2009. – 137 с.

  13. Шишкина, Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. — 2013. — № 7. – С. 88-94

  14. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. – М. : Дашков и К°, 2016. – 820 с