В последние десятилетия и экономика, и общество претерпели многочисленные изменения, что вызвало значительные перемены в ряде профессий, востребованных на рынке труда, в социальном статусе, престиже и популярности профессий, а, следовательно, в значимостиопределенного профессионального выбора.
Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых
Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
- охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.
Объектом исследования в курсовой работе выступают старшие школьники средней общеобразовательной школа № 62 г. Тюмени, предметом – сфера профессиональных предпочтений учащихся 11 классов.
При написании курсовой работы использовались специализированная литература, касающаяся выбранной темы, а также различные тематические материалы.
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма
Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. [9, с.68]. Все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии. В некоторых случаях одно формирует другое, например, личностное самоопределение может предшествовать и помогатьпрофессиональному, обычно они происходят одновременно, меняя значение, как причина и следствие.Психологическое изучение профессионального самоопределения неразрывно с проблемами психологии личности: особенности личностного развития значительно воздействуют на процесс профессионального самоопределения и дальнейшие результаты трудовой деятельности, а само становление личности в большой степени происходит в течение профессионального самоопределения, профессиональной деятельности и под ее влиянием. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения [11, с.5].
Психология профессиональной деятельности выписка из государственного ...
... Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. Тема 6. Психологическое сопровождение профессионального становления личности Проблема профессионального становления личности в психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального самоопределения. ...
Человек в самоопределении объединяет в смысловую систему обобщенные понятия об окружающем мире и представления о самом себе, устанавливаяцель своего существования. Самоопределение не является самосознаниемличности, поскольку, можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу[12,с.167]. На потребность в самоопределении, его уровень влияетокружающая человека среда системы отношений, насколько среда мотивирует подобные размышления; степеньзрелости личности, готовность, цели человека. Только потребности в самоопределении недостаточно необходимо владениеприемами самоанализа, способностямивидеть себя в общем социальном контексте.
Каждый из нас на протяжении своей жизни выполняет разные в той или иной степенивиды самоопределения:
- личностное (определение себя как личности),
- семейное (определение себя как члена семьи),
- профессиональное (определение себя как профессионала) и т.д.
Между всеми типами наблюдается тесная взаимосвязь, которая на высших уровнях своего проявления выявляет достаточно много общего, и они даже переплетаются друг с другом, поэтому нужно, хотя бы условно, их разделить.
Личностное самоопределение — определение себя в отношенииустановленных в обществе и осознанно принятых человеком признаковформирования личности и последующая реализация себя на основе этих критериев.
Основываясь на результатах анализа литературы, можно выделить три основных подхода к установлению сути личностного самоопределения в классическом направлении.
В первом подходеличностное самоопределение рассматривают как выявление личностью своей «внутренней сути. Н.С. Пряжников в своих трудах рассматривает личностное самоопределение как выявлениесобственно «образа я», совершенствование этого образа и утверждение его в обществе. Т.М. Буякас описывает личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [3, с.34].
Во втором подходе, процесс личностного самоопределения психологамипредставлен как процесс осуществления выбора. Так, М.М. Шибаева предполагает, что личностное самоопределение – это некий выбор форм и способов реализации жизненной системы взглядов, Л.И. Божович определяет его как «выбор будущего пути»[1, с. 380], В.Ф. Сафин — «выбор цели и способов ее достижения» [13, с. 10]. Очевидна непосредственная связь между осуществлением выбора с дальнейшей его реализацией в деятельности и процессом формирования целей и мотивов, а также с осознанием личностных ценностей.
В третьем случае личностное самоопределение представлено как процесспоискацели и смыслажизни человека, происходящий относительно ценностей, принятых в обществе, выявляющий для себя ценностно-смысловые ориентирыосновных жизненных аспектов.
М.Р. Гинзбург предложил наиболее полное и охватывающее все эти точки зрения определение личностного самоопределения. Он считал что, определение индивидом себя как личности в обществе есть «определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования» [4, с. 24].
Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации ...
... пенсионный возраст , границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет. Существует понятие функционального возраста, ... деятельности, которой она заполнена. 1. Первый тип – активная, творческая старость. Люди ... личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности ...
Следовательно, в классическом направлении личностное самоопределения существует на границе взаимодействия личности и общества и возможно,из-за первоначальной раздельности всего на «субъективную» и «объективную» реальности.
Особое внимание психологи уделяют личностному самоопределению в подростковом и юношеском возрастах. Однако, личностное самоопределение не завершается на данных этапах жизненного пути, а продолжается в период взрослости. В этот период у человекаснова возникаетпроблема личностного самоопределения, решение которой приводит кновым или переосмысленным старым жизненным целям, и поиску личностью иной по сравнению с ранним возрастом осмысленности жизни. Человекна протяжении всего существованияпытается понять свое отношение к окружающей действительности, осуществляет множество выборов, основываясь на свои ценностные предпочтения,а, следовательно, в ходе своей жизни он постоянно приходит к новому личностному самоопределению.
Как уже отмечалось, профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны, но все-таки можно выделить между нимидвапринципиальных отличия:
1. Профессиональное
2. Профессиональное самоопределение в значительной степени зависит от внешних (благоприятных) условий окружающей действительности, а личностное — от самого человека.
В жизнедеятельности человека профессиональная деятельность играет одну из главных ролей, обеспечивая полную самореализацию личности, актуализирует все её возможности. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [7, с. 62].
Самоопределение включает не только самореализацию, но и постоянное расширение личных изначальных возможностей, самотрансценденцию — способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни[15, с.81].Следовательно, именно смысл определяет сущность, самоосуществления, самоактуализации.
Профессиональное
1.2. Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности
Управленческая деятельность — деятельность прикладного характера, так как ее смыслом является обслуживание реализации целей и функций управления, обеспечение подготовки и проведения в жизнь управленческих действий и решений, и самоценности данная деятельность не несет.Управленческую деятельность можно представить как совокупность сформировавшихся, благодаря накопленному историческому опыту, научному познанию и таланту людей умений,навыков, вариантов, средств целесообразных поступков и действий человека в области управления.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
... Головахи. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, ... набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная»). 3. Страдание, которое меняет человека к лучшему. 4. Сознательная ...
Для данной деятельности характерным отличиемявляется интеллектуальное содержание, поскольку онапостоянно направлена на принятие и практическую реализацию решений управленца, позволяющих изменять в искомом смысле состояние и изменение общественных процессов, поведение,сознание и деятельность людей. Она должна обладать способностью отражать социальную действительность и все изменения, происходящие в ней, вскрывать имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, выбиратьнаилучшие способы ее совершенствования и перевода на более высокий уровень. Основная ее цель — получение нового качества управляемого процесса, чтобез серьезных творческих усилий практически невозможно. Однако, часто в управленческой деятельности возникает много формального, однообразногов связи с чем и объективные результаты ее обычно весьма не высоки.
В формирование самоопределения в управленческой деятельности можно выделить следующие этапы:
- осознание общественной значимости управленца, что является ценностно-нравственной основой самоопределения.
- общеепонятие социально-экономической ситуации в стране, прогноз ее изменения, дальнейшие перспективы.
- осознание значимости профессиональнальной подготовки для самоопределения и самореализации.
- общая ориентировка в профессиональном мире — основа самоопределения будущих руководителей.
- выделение дальнейшей итоговой профессиональной цели и ее сопоставление с другими важными, жизненными целями.
- определение ближних и профессиональных ближайших целей как этапов на пути к дальнейшейцели.
- представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
- владение информацией о вариантах и способах преодоления внешних препятствий.
— представление о внутренних недостатках,затрудняющих достижение профессиональных целей и осознание своих достоинств,благоприятствующих реализации намеченных планов и перспектив, т.е. самопознание, котороеявляется важнейшей основой самоопределения.
- знание способов и путей преодоления внутренних препятствий и оптимальное использование достоинств, что способствует подготовке к самоопределению и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
- начало практической реализации профессиональной личной перспективы и постоянное совершенствование.
Для верногоформирования самоопределения руководителяогромное значение имеют объективная оценка своих интеллектуальных возможностей, готовности к ответственности и риску,направленности познавательных интересов и склонностей, способности к управленческой деятельности и лидерских качеств, которые выражаются, прежде всего, в умении увлекать за собой людей, решительности и других личностных особенностях управленца.