Психологическая сущность игры дошкольника

Основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, поэтому каждый период раннего детства приобретает особое значение. С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за будущую личность. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечат стабильное развитие психики, сенсорной сферы, двигательной активности, без чего не будет полноценного развития речи, слуха, зрения и т. д. В дошкольном возрасте у детей складываются черты характера, формируются нравственные и эстетические качества, развиваются способности к творческой деятельности. Идет процесс становления психики ребенка. Чтобы успешно управлять развитием ребенка, воспитателю следует основываться на изучении условий и закономерностей формирования психики и личностных качеств ребенка.

Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики признают, что игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольных игр. Она заключается в свободе и самостоятельности играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в его психике. Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему не доступно, тем не менее, он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Все это подчеркивает актуальность и важность темы, выбранной для курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной целью были поставлены

21 стр., 10026 слов

«Методическое руководство математическим развитием детей ...

... «математическое развитие дошкольников». 3. Провести анализ программ математического развития дошкольников. 4. Выявить основные формы, методы и средства методической работы по математическому развитию детей. 5. Определить состояние методической работы на современном этапе. 6. Разработать рабочую программу по математическому развитию детей., Методы ...

1.Проанализировать психолого- педагогическую литературу по раскрытию психологической сущности игры дошкольника.

2.Дать общую характеристику игры дошкольника.

3.Охарактеризовать значение игры в развитии и воспитании ребенка.

4.Проанализировать роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.

5.Изучить особенности игры.

6.Показать психологическое влияние игрушки и игры на общее развитие ребенка.

7.Охарактеризовать различные виды игр.

8.Выявить влияние современных компьютерных игр на дошкольника.

Глава 1. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Ведущей деятельностью дошкольного детства считается игра, в которой дети моделируют деятельность и отношения взрослых. Не меньший вклад в психическое развитие дошкольника вносят и другие виды его деятельности в этот период: изобразительная, конструктивная, слушание сказок, элементарные формы труда и обучения.

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Советская педагогика указывала на то, что игра носит социальный характер: то есть она образное, действенное отражение жизни, поэтому содержание игры изменяется с изменением общества. Игра – это сознательная и целенаправленная деятельность, она имеет много общего с трудом и служит подготовкой ребенка к трудовой деятельности. Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей вырабатывается характер, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Интересные игры создают хорошее, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Современные родители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: как содействовать развитию ребенка? Они выискивают разные методики обучения, очень рано записывают малыша во всевозможные кружки и совершенно забывают о главном: ребенок должен играть. Не обучение, а именно игра – непременное условие детского развития.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребенок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а иногда взаимно дополняют друг друга.

14 стр., 6650 слов

Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

... этого, мы решили выяснить особенности становления сюжетно-ролевой игры и на этой основе определить ее развитие в педагогическом процессе. Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования 1. Психолого-педагогические особенности развития сюжетно-ролевой игры Игра представляет собой особую деятельность, ...

В советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е.А. Аркин: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». «История детской игры и детской игрушки, — продолжает Е.А. Аркин, — должна служить фундаментом для построения их теорий»(1935,с.10).

Сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках, с современными игрушками, Аркин не нашел в них ничего специфического. И там, и здесь одни и те же игрушки и одно и то же употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры. Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е.А. Аркин видит в том, что «дитя человеческое, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития»(1935, с. 49).

Е.А. Аркину понадобилось утверждение об исторической неизменности игрушки для доказательства положения о том, что дети во все эпохи – от самых древних и до настоящего времени – появлялись на свет с одинаковыми возможностями. Да, несомненно, это так. Но один из парадоксов развития детей и заключается в том, что, приходя в этот мир с одинаковой мерой беспомощности и одинаковыми возможностями, они проходят в обществах, стоящих на разных уровнях производства и культуры, совершенно различный путь развития, достигая и разными путями и в разное время своей социальной и психологической зрелости. Совершенно естественно, что и игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением в той или иной упрощенной, и схематизированной формы предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста. В настоящее время общепризнано, что игра детей по своему содержанию теснейшим образом связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества.

Полученные Е.А. Аркиным выводы из его сравнительного исторического исследования, прежде всего, противоречат фактам. Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка этого общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка того общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования и т.п. Аркин в ущерб фактам ищет единства там, где в глаза бросается явное различие. В этом изменении характера игрушек ребенка на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки в ее причинной обусловленности историей общества, историей развития ребенка в обществе. Правда, Е.А. Аркин пишет не обо всех игрушках, а, о так называемых им « изначальных» игрушках, к которым он относит:

14 стр., 6602 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... во внедрении и апробировании дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста. дошкольный дети речь игровой 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь тесно связана со многими психическими функциями: ...

  • а) звуковые игрушки – трещотки, бубенцы, погремушки и т. д.;
  • б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей и т. д.;
  • в) оружие – лук, стрелы, бумеранги и т. д.;
  • о) образные игрушки – изображения животных и куклы.;
  • д) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Но, прежде всего, нужно отметить, что так называемые изначальные игрушки имеют свою историю возникновения, что они вовсе не изначальны, а возникли на определенных ступенях развития общества, и что их возникновению предшествовало изобретение человеком соответствующих орудий труда. Все игрушки, которые Аркин относит к изначальным, в действительности являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезли вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Лук и стрелы давно исчезли, как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Игрушки живут дольше, чем орудия труда, изображениями которых они являются, и это производит впечатление их неизменности. Такие игрушки действительно как бы застыли в своем развитии и сохранили свой первоначальный облик. Однако у этих игрушек отсутствует история только при внешнем, чисто феноменологическом рассмотрении их как физических предметов. Если рассматривать игрушку в ее функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка.

Исследование исторического изменения игрушек представляет довольно трудную задачу: во – первых, археологическая игрушка ничего не говорит исследователю об ее употреблении ребенком, во – вторых, в настоящее время некоторые игрушки, даже у народов, стоящих на наиболее низких уровнях общественного развития, потеряли непосредственную связь с орудиями труда и предметами обихода и утратили свою первоначальную функцию. Таким образом, так называемая изначальная игрушка, лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется, ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе.

Игра вообще и детская игра в частности изучалась и продолжает изучаться специалистами многих отраслей науки. Результаты этих исследований помогают более глубокому пониманию сознания человека, его жизнетворчества, личностных смыслов; используются для коррекции и оптимизации жизнедеятельности. О многогранности и разностороннем влиянии игровой деятельности на развитие ребенка говорили великие педагоги того времени.