Психика и сознание

Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.

Возникновение сознания – одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи. В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро. Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы изучить взаимосвязь мозга и сознания, возможности психического управления телесными, соматическими процессами и нарушения сознания при умирании и в постреанимационный период.

Объект – мозг и сознание.

Предмет – изучение взаимосвязи мозга и сознания.

Гипотеза: мы предполагаем, что сознание неразрывно связано с функционированием головного мозга.

Задачи:

1. Определить степень взаимосвязи мозга и сознания.

2. Выявить возможности психического управления соматическими, телесными процессами.

3. Описать нарушения сознания при умирании и в постреанимационный период.

В процессе изучения поставленного вопроса были использованы учебные пособия, словари, работы отечественных и зарубежных исследователей, специальные издания и статьи из периодической печати.

1. Взаимосвязь мозга и сознания

Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание – функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу» [13, С.328]. Конкретизируя такое определение, Д.И. Дубровский подчеркивает, что сознание предполагает осознание не только внешних объектов, но и осознание себя как личности и своей психической деятельности [10].

В определении, предлагаемом П.В. Симоновым, подчеркивается коммуникативная функция сознания. Сознание определяется им «…как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества» [23, С. 169]. Из такого определения следует, что появление сознания связано с развитием специальных средств передачи, среди которых ведущая роль принадлежит речи.

15 стр., 7497 слов

Экзогенно-органические психические расстройства

... Психические нарушения начального периода характеризуются главным образом состояниями выключения сознания - комой, сопором, оглушением; в остром периоде наблюдаются острые психозы с состояниями помрачения сознания: ... синдром). 2. Травматические (периодические) аффективные психозы Через несколько недель или месяцев ... симптомы; признаки локального "поражения мозга. Считается, что наиболее тяжелые симптомы ...

Что касается теорий сознания, рассматривающих вероятные его механизмы, то можно говорить о двух группах этих теорий – структурных и функциональных. Структурные теории фиксируются на рассмотрении роли определенных отделов мозга, а функциональные – на тех или иных когнитивных операциях.

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания – насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам.

Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга [12].

Интересен взгляд философа современности С.Д. Хайтуна на взаимосвязь мозга и сознания: «Биологическим субстратом сознания стал мозг человека, но не просто мозг, а мозг избыточный» [26, С. 85]. При этом, будучи не согласным с тем, что геном или мозг наделены избыточностью и ставя это слово в кавычки, С. Хайтун полагает, что и в геноме, и в мозге имеются огромные и внешне неактивные участки, которые подготавливают и обеспечивают текущую будущую деятельность активных участков. Гипертрофия мозга могла стать ответом не только на свойства внешней среды, но и на своеобразное обогащение среды внутренней, среды генерируемой.

Эволюционно-эпистемологическая трактовка сознания может быть дополнена нейрофизиологическим компонентом, позволяющим определить этот феномен как способ существования нейронных систем, в процессе реализации которого поддерживается относительная произвольность реакций (степеней свободы) отдельных нейронов и/или их комплексов, отражающая произвольность внешней (по отношению к нервной системе) среды.

Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. Они говорят о решающей роли речевой деятельности в феномене сознания. Эти взгляды подкрепляются нейрофизиологическими данными. Отсутствие словесного отчета об условной реакции означает отсутствие её осознания. Неадекватная вербализация – это неадекватное осознание реально действующего стимула и совершенной реакции. Исследование внутри-полушарных связей на основе ЭЭГ в процессе восстановления сознания указывает на решающую роль речевых структур. Только на стадии, когда у больного возвращается способность понимать речь, восстанавливаются характерные для человека связи на частоте альфа-ритма между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими областями коры [9, С. 301].

Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Существенная роль в этом процессе принадлежит механизму неспецифической активации. Значение реакций активации для осознания вызывающих ее стимулов показано многими работами. Исследователи связывают осознание стимула с избирательным изменением возбудимости кортикальных структур через вовлечение таламического механизма фокусированного внимания.

7 стр., 3170 слов

Мозг и нервная система человека

... связаны процессы, лежащие в основе психической деятельности человека. Структурно-функциональной единицей ЦНС является нейрон (нервная клетка). Строение головного мозга Кора головного мозга представляют собой высший отдел центральной нервной системы. Общая площадь коры головного мозга человека превышает ...

Различие вызванных потенциалов на осознаваемые и неосознаваемые словесные раздражители свидетельствует о том, что активация неспецифических систем осуществляется через кортикофугальные пути от семантических механизмов. При осознании стимула возникает локальная активация в корковых структурах, воспринимающих данный раздражитель, за счет корково-таламо-коркового механизма. Неосознаваемый стимул вызывает более диффузную и более слабую активацию коры

Оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Избирательность внимания обеспечивается за счёт того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется [12].

Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение.

Г.В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону, т.е. зону подпороговых раздражителей, на которые можно выработать условные рефлексы, но которые, однако, не будут осознаваться испытуемым. Таким образом, на неосознаваемом уровне возможна условно-рефлекторная деятельность, хотя и в достаточно узкой зоне, вблизи субъективных порогов.

Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне. Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека [15, С. 112].

Исследование возможных механизмов сознания в связи с функциональной межполушарной ассимметрией мозга привело к представлению о некотором межполушарном распределении функций сознания. Так, вербальное сознание представлено в доминантном (левом у правшей) полушарии, а чувство «Я» (самооценка, самосознание) – в субдоминантном (правом у правшей).

Поэтому правополушарные поражения приводят к личностным нарушениям, а левополушарные – к речевым.

Левому полушарию приписывают также функции «интерпретатора» мотивов и поступков правого полушария, даже если эти мотивы ему неизвестны; в этом случае, естественно, интерпретации могут быть ошибочными.

Односторонние поражения полушарий приводят к различающимся нарушениям сознания у левшей и правшей в зависимости от особенностей их межполушарной асимметрии. В связи с этим вводится термин «асимметрия сознания». Так, поражение правого полушария у правшей характеризуется приступообразным игнорированием левого пространства, возникновением переживаний далекого прошлого (например, детства); поражение же левого полушария приводит к потере речи и понимания, провалам в памяти, неадекватным поступкам (с последующей амнезией), проявлениям сумеречного сознания, автоматической неосознанной деятельности.

4 стр., 1858 слов

Ствол головного мозга. Альтернирующие синдромы

... функций на противоположной стороне. 2.1 Этиология и патогенез Альтернирующие синдромы возникают при поражении одной половины ствола головного мозга, спинного мозга (Броун--Секара синдром), ... СВЕДЕНИЯ Ствол мозга, его отделы и функции. Ствол мозга включает продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок. Ствол мозга выполняет следующие функции: организует рефлексы, ...

Нарушение сознания у левшей в подобных ситуациях менее дифференцировано, более разнообразно и не так жестко связано со стороной поражения. У человека с «расщепленным мозгом» каждое полушарие выносит свое суждение и принимает свое решение, и если эти решения совпадают, то человек спокоен и эмоционально приятен, а в случае несовпадения оценок ситуации возникает неуправляемость поведения, гиперактивность и агрессивность [1, С. 128].

При нормальном же состоянии мозга ведущая роль в оценке ситуации, вынесении суждения и принятии решения принадлежит доминантному (чаще левому) полушарию, хотя и субдоминантное полушарие участвует в этих операциях на подсознательном уровне.

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определённые участки коры важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Фундаментальным принципом является возврат возбуждения к местам первоначальных проекций, что обеспечивает информационный синтез; в формировании абстрактных представлений и речи большую роль играет лобная кора; медио-базальные отделы височной области полушарий важны для поддержания декларативной памяти и обеспечения процессов избирательного внимания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

Роль мозга как источника сознания и мышления ставит под вопрос Наталья Бехтерева, один из ведущих российских специалистов в области нейрофизиологии и нейрохирургии, академик РАН. В своей книге она пишет: «Углубление в исследования мозга, в том числе на основе принципиально новых, сейчас еще не созданных технологий, может дать ответ на вопрос, существует ли мозговой код мышления. Если ответ (окончательный!) будет отрицательным и то, что мы наблюдаем, не является кодом собственно мышления, тогда перестройки импульсной активности, соотносимые с активированными при мыслительной деятельности зонами мозга, – своего рода «код вхождения звена в систему». При отрицательном ответе надо будет пересматривать и наиболее общие и наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика». Если ничто в мозге не связано именно с тончайшей структурой нашего «думания», тогда какова в этом «думании» роль мозга? Только ли это роль «территории» для каких-то других, не подчиняющихся мозговым закономерностям, процессов? И в чем их связь с мозгом, какова их зависимость от мозгового субстрата и его состояния?» [4].

4 стр., 1619 слов

Мозг и психика человека

... мозга человека является восприятие и генерация речи. Основные отделы головного мозга человека : продолговатый задний средний передний промежуточный конечный Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и ... включить в нее сознание, а стало быть, и человеческий мозг, с ним непосредственно связанный. Традиционное определение понятию психики — как ...

В то же время научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

1. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;

2. стержнем сознания, способом его существования является знание;

3. труд развивает сознание;

4. речь (язык) формируют сознание;

5. сознание является функцией мозга;

6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;

7. сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Таким образом, факт, что деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

2. Возможности психического управления телесными,

соматическими процессами

До середины XIX столетия головной мозг в качестве субстрата психики противопоставлялся всем остальным аппаратам нервной системы, в частности, спинному мозгу как центральному органу соматических, телесных функций организма. Постепенно, однако, накапливались факты, которые все в большей мере лишали эмпирической почвы это выросшее из дуалистической концептуальной схемы противопоставление. Такие факты, полученные исследователями функций спинного и головного мозга, дополняли друг друга.

С одной стороны, при исследованиях реакций, управляемых лишь спинным мозгом (эксперименты Э. Пфлюгера), были обнаружены признаки актов психически регулируемого поведения. Эта связь психики со спинным мозгом получила прямое выражение даже в самом названии работы Э. Пфлюгера «Сенсорные функции спинного мозга позвоночных».

С другой стороны, факты гомеостатических регуляций в исследованиях К. Бернара, И.М. Сеченова (посвященных анализу газов крови) и открытие центрального торможения в работах Э. Вебера и И.М. Сеченова показали, что головной мозг принимает участие в управлении собственно соматическими, «чисто» телесными реакциями. Из обоих рядов фактов следуют два вывода, чрезвычайно существенных с точки зрения поиска общих законов работы нервной системы:

1. Спинной мозг является органом не только соматических, но и психических функций.

2. Головной мозг является субстратом не только психических, но и соматических актов [6].

Произвольное, направленное психическое воздействие на тело – есть форма мобилизации внутренних сил личности и может быть охарактеризовано как психическое управление соматическими процессами [22, С. 250]. Непроизвольное влияние психики на телесные функции, например, при стрессах, не относится к собственно психическому управлению.

Известно влияние на состояние организма таких явлений и состояний личности, которые отражаются в понятиях «вера», «надежда», «воля», «убежденность». Особенно сильно действует так называемая «исцеляющая вера» – веровательная установка, оказывающая управляющее действие на физиологические процессы, включая биохимический уровень. Она интегрирует все другие психические процессы (волю, эмоции, знания, убеждения, мотивы).

6 стр., 2856 слов

Становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, ...

... важную информацию, клетка погибает. 2. Критерии смерти, формы смерти Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть, биологическая смерть и окончательная смерть. В подкатегорию попадает смерть мозга. Смерть мозга - это состояние, когда происходит гибель головного мозга, при этом с помощью ...

Установка на здоровье и вера в выздоровление могут быть частично неосознаваемыми и создаваться не только прямым внушением, но и косвенно, например, демонстрацией выздоровевших людей.

Наряду с общим имеется и локальное психическое управление соматическими процессами. Такая саморегуляция используется в системах йоги и дзен-буддизма. Основоположником современных методов психофизической саморегуляции является немецкий врач И. Шульц, предложивший в 1932 г. методику аутогенной (самопорождающей) тренировки (AT).

Ее источники: европейская система самовнушения, система йоги, учение о гипнозе, метод мышечной релаксации (расслабления), рациональная психотерапия.

Базисным элементом AT служит особое состояние (аутогенное состояние) и наученная мышечная релаксация. Для достижения AT используются либо специальные упражнения-установки (тяжело, тепло и др.) либо медитация – длительная концентрация внимания на каком-либо объекте (ритмично повторяемом слове, движении, внешнем предмете и др.) [22].

Медитация – особое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, как это делают последователи «зазе-ны», или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность – чаще всего типа альфа-волн, а иногда тета-волн. Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова – мантры.

Взаимопереходы из одного состояния сознания в другое можно представить в виде «карты внутреннего мира», которую в 1977 г. разработал американский профессор экспериментальной психиатрии Фишер. По его мнению, погружение в глубины психики, в глубинное «свое», может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный на расслабление, в континууме «расслабление – медитация», а с другой стороны – склон, контролируемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме, «восприятие – галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза. Активное состояние сознания включает в себя секторы от «плавающего сознания до бодрствующего – в традиционной психологии это мир «Я». Континуум «восприятие – медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно оторванного от всякой связи с реальностью, – к йоге самадхи (переход от бета-волн (13–26 Гц) к дельта-волнам (меньше 4 Гц)) [25, С. 143].

Таким образом, при медитации деятельность мозга детерминирована воздействиям на человека извне, «строится» на этих воздействиях, перерабатывает их, создавая дальнейшую программу действий.

Вопрос о возможных количественных границах психического управления соматическими процессами изучен крайне слабо. Успехи оздоровления организма во многом будут зависеть от нашего умения управлять внутренними регуляторными и защитными процессами.

8 стр., 3947 слов

Сознание и мышление человека

... и форму мышления. 2. Сущность сознания Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и ... и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. В современной терминологии представление об уровнях строения психики по ...

Необходимо отметить, что помимо саногенного имеет место и произвольное патогенное влияние психики на соматические процессы. Яркое образное представление спазма сердечных сосудов человеком, овладевшим техникой AT, на фоне полного здоровья вызывало приступ стенокардии, который достигался представлением тепла в области сердца.

Наблюдается не только локальное, но и общее произвольное патогенное влияние психики на телесные процессы. Описан случай, когда пожилая слепая женщина поступила в больницу с удовлетворительным соматическим состоянием и без психопатологии. Она спокойно и обстоятельно объяснила врачам, что хочет умереть, чтобы не быть в тягость детям и внукам. Через 20 суток она скончалась от сердечно­сосудистой недостаточности. Внутренне решение умереть приводит как бы к торможению и выключению жизненно важных телесных процессов.

Соматические эффекты внушения возрастают в случае переживания человеком сильной эмоции. Показателен случай так называемой стигмации – образования болезненно кровоточащих ран. Стигмы могут возникать не только на религиозной основе. У М. Горького, например, возникла стигма в области правого подреберья при написании им сцены убийства жены мужем в область печени. У Флобера возник синдром интоксикации при описании сцены отравления Эммы Бовари. Самовнушение может приводить и к другим патологическим соматическим эффектам.

Психогенные соматические изменения могут быть вызваны и другим лицом. К такому типу относятся все виды психотерапии и все виды психотравмирования в общении, которые имеют выход в соматическую сферу.

Наибольшей силой гетеропсихического воздействия обладает внушение при гипнозе – особом психофизиологическом состоянии, которому свойственна строгая, не присущая ни сну, ни бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации. Человек в гипнотическом состоянии пассивен и не контролирует ситуацию. Эффект при гипнозе даже усиливается.

Экстрасенсы, точнее, биофизиотерапевты, умеют психическим усилием изменять свои соматические процессы и этим оказывать влияние на соматические процессы пациента. Достоверно, что биологические ткани могут испускать электрически заряженные частицы, инфракрасные и другие электромагнитные волны, У экстрасенсов эти виды излучения более интенсивны. За счет этого они могут на несколько градусов повышать температуру кожи пациента на локальных участках. Последнее может приводить к возбуждению определенных нервных окончаний, что влечет за собой изменение деятельности связанных с ними внутренних органов и в целом к реакциям, аналогичным тем, которые возникают при иглотерапии [22].

Вопрос, каким образом психическое, идеальное действует на физиологическое, материальное достаточно сложен. Один из подходов: психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая.

Информационный класс воздействий качественно отличается от физико-химических, вещественных воздействий. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не играет роли.

4 стр., 1798 слов

Философия и наука о сознании человека

... что философия есть не что иное, как наука о духе. всех форм и проявлений духовного субстанцией Впрочем, в истории философии имелись и ... о том, что сознание — это особая функция человечес­кого мозга, с помощью которой человек отражает внеш­ний мир. Мозг есть носитель этой функции, и ... после смерти тела — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать ...

Самая важная, значимая информация, воспринятая, но не «усвоенная» личностью, не признанная ею правильной, встреченная с сомнением, с недоверием, не оказывает заметного влияния на поведение и соматическую сферу. А вот гораздо менее значимая информация, но сразу «усвоенная» личностью, вызывает крупные сдвиги в области сердечно­сосудистой системы, нейро-эндокринных процессов и т.д.

Таким образом, человек по своей воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и другие ниже лежащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.

3. Нарушения сознания при умирании и в постреанимационный период

В современных подходах к изучению потустороннего существования сознания можно выделить несколько тенденций. Феноменология и экзистенциализм пытаются рассмотреть смерть как символ, изначально присущей человеческому сознанию. В сознании «выделяются» два полюса: на одном из них «я», на другом «смерть». Смерть в таком случае представляется как «символическое осознание моментов времени по отношению друг к другу в отношении сознания» [16, С. 129].

Современная европейская традиция рассматривает смерть через призму ее парадоксальности и двойственности. Один и тот же человек (одно и то же сознание) одновременно и отрицает смерть (как уничтожение), и признает ее как событие.

Медицина, широко изучая человека во всех его проявлениях (в том числе, и в плане смертности), основной упор делает все же на «жизнь» – продление жизни и улучшения ее качества. Однако, в рамках врачебного искусства выделилась дисциплина, которая, «шагая в ногу» с прочими (то есть, имея целью изучать возможности продления жизни), не менее пристально изучает и процессы обратные – ухода из жизни. Раздел медицины, изучающий изменения в организме умирающего человека, именуется реаниматологией – учением о возвращении жизни.

Параллельно с поиском материальной основы смерти, медицинская наука стремиться не только установить критерии смерти, но и выработать наиболее точное определение самого термина «смерть». Учитывая, что смерть – понятие не только биологическое, имеются определенные терминологические сложности. Медицина (в частности, реаниматология) для своих «узких» нужд принимает следующее определение смерти: «смерть – это прекращение спонтанного кровообращения и дыхания, сопровождающееся необратимым поражением всех органов и систем, в том числе, и головного мозга» [19, С. 62].

Нарушения сознания часто встречаются в медицинской практике. При их оценке следует определить, есть ли изменение уровня сознания (оглушенность, сопор, кома) и (или) содержания сознания (спутанность сознания, персеверация, галлюцинации).

Спутанность сознания означает потерю ясности мышления и невнимательность: сопор – это состояние, когда нужно применить сильные раздражители, чтобы получить ответ; кома – это состояние невосприимчивости к внешним раздражителям.

Кома является одним из широко распространенных нарушений сознания. Кома (от греч. – сон) – не слишком четко толкуемое понятие. Существует множество определений комы, общим является одно – отсутствие сознания.

В отечественной медицинской практике используется классификация стадий комы по Н.К. Боголепову (несколько модифицированная):

8 стр., 3851 слов

Сознание человека как предмет философского анализа

... выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им. Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех ...

1 стадия – легкая кома. Сознание отсутствует. Защитные рефлексы сохранены. Сухожильные рефлексы резко угнетены или отсутствуют. Витальные нарушения нерезко выражены и выявляются только при специальных аппаратных исследованиях.

2 стадия – умеренная кома. Присоединяются расстройства функций ствола головного мозга – структуры, отвечающей за регуляцию основных жизнеобеспечивающих функций – дыхания, кровообращения и т.д.

3 стадия – глубокая кома. У пациентов исчезают все рефлексы (т.е. способность реагировать на внешние и внутренние раздражители).

Жизненные функции грубо расстроены – человек не может существовать без специальной медицинской помощи – «протезирования витальных функций», когда деятельность нефункционирующих органов (или систем органов) замещается аппаратами. В настоящее время реаниматология располагает возможностью замещения всех функций человеческого организма кроме одной – функции головного мозга.

Н.К. Боголепов выделял еще одну – четвертую – стадию комы, названную им «запредельная». Фактически эта стадия соответствует современной трактовке смерти мозга и в качестве стадии угнетенного сознания не рассматривается (по современным представлениям эта стадия соответствует качественно другому состоянию – смерти человека, и реаниматологов уже не интересует) [5].

В процессе выхода из комы восстановления сознания проходит семь стадий. В завершающей – стадии восстановления формально ясного сознания – человек, переживший эпизод нарушенного (угнетенного) сознания любой этиологии и длительности, имеет стойкий пожизненный дефект функции центральной нервной системы. Степень дефекта может значительно варьировать: от легчайших расстройств в интеллектуально-мнестической сфере, выявляемых специальными нейропсихологическими методами, до грубых нарушений в виде тяжелых очаговых и общемозговых симптомов энцефалопатии. Сюда следует отнести и вегетативное состояние в двух его вариантах: апаллический синдром и персистирующее вегетативное состояние.

Терминальные состояния – (от лат. terminalis относящийся к концу, пограничный) – состояния пограничные между жизнью и смертью, критический уровень расстройства жизнедеятельности с катастрофическим падением АД, глубоким нарушением газообмена и метаболизма. Широко распространена разработанная академиком АМН СССР В.А. Неговским трехстепенная классификация терминального состояния: предагония, агония, клиническая смерть. Кроме того, к терминальным состояниям относят также состояние оживленного организма после реанимации. Терминальные состояния этого типа возникли в связи с развитием реаниматологии.

Рассмотрим характеристику терминальных состояний. Предагональное состояние: общая заторможенность, сознание спутанное, АД не определяется, пульс на периферических артериях отсутствует, но пальпируется на сонных и бедренных артериях; дыхательные нарушения проявляются выраженной одышкой, цианозом и бледностью кожных покровов и слизистых оболочек. Агональное состояние: диагностируют на основании следующего симптомокомплекса: отсутствие сознания и глазных рефлексов, неопределяемое АД, отсутствие пульса на периферических и резкое ослабление на крупных артериях; при аускультации определяются глухие сердечные тоны; на ЭКГ регистрируются выраженные признаки гипоксии и нарушения сердечного ритма.

Клиническая смерть: ее констатируют в момент полной остановки кровообращения, дыхания и выключения функциональной активности ЦНС. Непосредственно после остановки и прекращения работы легких обменные процессы резко понижаются, однако полностью не прекращаются благодаря наличию механизма анаэробного гликолиза. В связи с этим клиническая смерть является состоянием обратимым, а ее продолжительность определяется временем переживания коры больших полушарий головного мозга в условиях полной остановки кровообращения и дыхания [2].

Биологическую смерть в обобщенном виде определяют как необратимое прекращение жизнедеятельности, то есть конечную стадию существования живой системы организма. Ее объективными признаками являются гипостатические пятна, понижение температуры и трупное окоченение мышц. Развитие биологической, т.е. истинной, смерти исключает возможность оживления.

Несмотря на относительно утилитарный подход к проблеме взаимоотношения сознания и тела в реаниматологии, в последнее время предпринимаются попытки выйти за рамки специальности. Именно реаниматологи инициировали изучение своеобразных явлений, о которых рассказывали пациенты, прошедшие успешную реанимацию. Речь идет о так называемом «Феномене ПТС – познания терминального состояния».

Рассказы многих из пациентов однотипны и могут быть суммированы следующим образом: 1) у всех, вернувшихся с того света, ускоряется и обостряется мысль во время терминального состояния; 2) одновременно происходит изменение в ощущении времени – оно как бы растягивается; 3) перед их глазами успевает пройти вся жизнь; 4) многие из них наблюдают себя со стороны.

Отношение к возвращению, видимо, меняется в процессе умирания. В течение нескольких первых мгновений после наступления смерти, люди испытывают отчаянное желание вернуться в тело и сожалеют о своей кончине. У людей, выживших после ситуации, грозившей им смертью, либо перенесших клиническую смерть, в результате случившегося развивались новые представления о ее природе. Многие утрачивали страх перед ней. У них развивалось позитивное отношение к ней, отнюдь не связанное с желанием умереть или суицидальными наклонностями [8].

Не подлежит сомнению тот факт, что головной мозг является основной точкой приложения усилий реаниматолога. Учитывая приоритет головного мозга, большинство специалистов склоняется к правильности постулата: «смерть мозга – смерть человека». Понятие смерти мозга впервые было введено в 1968 году в Гарвардском университете. Смерть мозга – это необратимая утрата всех функций человеческого мозга, включая его ствол, при сохранении кровообращения в организме. Диагностика смерти мозга – сложная многоступенчатая процедура. Многие критерии настолько неоднозначны, что законодательством отдельных стран либо не признаются вообще за критерии смерти мозга, либо признаются со значительными ограничениями. «Смерть – это прекращение спонтанного кровообращения и дыхания, сопровождающееся необратимым поражением всех функций мозга» – определение, выработанное Специальным комитетом Гарвардского медицинского факультета в 1968 году и принятое во всем мире в настоящее время [11, С. 115].

Однако, у нас до сих пор нет юридического определения смерти. Еще 30 лет назад профессор Генри К. Бичер в лекции об остановке сердца заявлял, что можно дать научное и теологическое определение смерти, но невозможно дать юридическое [11, С. 113].

Реаниматологии в первую очередь важно иметь такое определение, которое удовлетворяло бы требованиям и медицины, и юриспруденции, потому что в условиях медицины критических состояний они слишком часто встречаемся со смертью и умиранием, и именно они являются нередким поводом для юридических разбирательств. Это во-первых. Второй аспект проблемы, как будто не имеющий прямого отношения к реаниматологии, как науке, а находящийся, скорее, в сфере морали и этики – это психологическое состояние персонала реанимационных отделений, вынужденных работать в условиях правовых двусмысленностей и неясностей. Стресс реаниматолога в связи со смертью больного может быть сравним по глубине с посттравматическим, вплоть до нервного истощения. Помимо всего этого у реаниматологов развивается своеобразное отношение к смерти. Возможны два варианта. Первый (встречается чаще): смерть пациентов воспринимается как некоторое почти неизбежное явление. Второй вариант отношения к смерти встречается среди реаниматологов реже и, как правило, свойственен молодым, неадаптированным сотрудникам. Этот вариант в художественной литературе именуется не иначе как «умирать с каждым больным». При этом смерть рассматривается как нечто такое, с чем нужно бороться «до конца», несмотря ни на что. Как правило, такие врачи – либо кандидаты на недолгое существование в реанимации, либо – на быстрое приобретение синдрома «выгорания».

Смерть мозга наступает в результате полного прекращения мозгового кровотока и общем инфаркте головного мозга при наличии деятель­ности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, причем дыхание должно под­держиваться искусственным путем. Это единственный вид необратимых потерь функции мозга, признаваемый юридически как смерть [21].

В заключении отметим, что проблема жизни после смерти всегда интересовала людей. Данные, полученные в процессе исследования указанной проблемы, говорят, что смерть мозга – это единственный критерий, по которому можно определить биологическую смерть человека. Вопрос о наступлении смерти связывается с вопросами о времени и механизмах возникновения необратимых процессов в организме в целом и головном мозгу в частности. Нарушения метаболизма мозга, в первую очередь кислородное голодание приводят к нарушениям сознания от небольших отклонений до глубокой комы, т.е. полного прекращения контакта с окружающим миром.

Заключение

Целостность души (психики) и тема (сома) – главная сущностная черта человека. Функционирование тела, мозга является основой для функционирования психики, с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека. Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состояния) человека, его психики. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния.

От уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

В процессе исследования вопроса мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, мы выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью головного мозга человека. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание – это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Во-вторых, волевым усилием человек воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и другие ниже лежащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.

В-третьих, мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Поэтому смерть мозга ведет за собой и прекращение сознания.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена: действительно, сознание неразрывно связано с функционированием головного мозга. Со смертью мозга сознание исчезает. Наука вынуждена подчиниться этому факту. Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihika-i-soznanie/

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002.

2. Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. – Л.: Наука, 1981.

3. Бахур В.Т. Я и не-Я. // Химия и Жизнь. – 1983. – №6. – С. 68-72.

4. Бехтерева Н. Магия мозга и лабиринты жизни. – СПб.: Нотабене, 1999.

5. Боголепов Н.К. Коматозные состояния. – М.: Медицина, 1962.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

7. Вулдридж Д. Механизмы мозга. – М.: Мир, 1965.

8. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. / Пер. с англ. А. Неклесс. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996.

9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997.

10. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. – М.: Высшая школа, 1980.

11. Зильбер А. П. Этика и закон в медицине критических состояний. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского Университета, 1998.

12. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. – М.: Наука, 1984.

13. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.

16. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М.: Школа языка русской культуры, 1997.

17. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии. // Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С. 75-76.

18. Михеев А.В. Необходим ли мозг для сознания и мышления? // Сознание и физическая реальность. – 2006. – №2.

19. Неговский В.А. Постреанимационная болезнь. – М.: Медицина, 1979.

20. Прист С. Теории сознания. — М.: ДИК, Идея-Пресс, 2000.

21. Гуревич П.С. Жизнь после смерти. – М.: Советский писатель, 1990.

22. Самыгин С.И., Голубинцев В.О. Концепция современного естествознания: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

24. Справочник по анестезиологии и реаниматологии. / Под ред. А.А. Бутаняна. – М.: Медицина, 1982.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

26. Хайтун С.Д. Феномен «избыточности» мозга, генома и других развитых органических и социальных структур. // Вопросы философии. – 2003. – №3. – С. 85-96.