» Психология» » Понятие о личности и пути ее развития»

Содержание скрыть

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.

Проблема изучения личности человека как субъекта, индивидуальности и личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий в практической психологии. В частности, изучение данной темы неразрывно связано с осуществлением управленческой деятельности, ведь она всегда связана с взаимодействием, общением и координацией деятельности людей. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности и личности человека. Конечно, говоря об актуальности изучения данной темы, нельзя ограничиваться лишь необходимостью ее осмысления. Оценивая себя и других людей, мы часто задаемся вопросом: «Что значить быть личностью и являюсь ли я личностью?». Личность предстает не только как активная, целеустремленная, но и как саморазвивающаяся система. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается и проявляет себя как личность.

Цель данной курсовой работы:, Объектом исследования:, Предметом исследования:

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи исследования:

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на ...

1. Проанализировать и обобщить теоретические и практические предпосылки личностного развития ребенка дошкольного возраста;

2. Провести педагогическое исследование по проблеме исследования

3. Составить комплекс упражнений для развития сильных сторон личности.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой выдвинуто предположение о том, что процесс развития личности ребенка дошкольного возраста будет протекать более успешно если личностное развитие дошкольника осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка в игре и обновленной предметно — развивающей среде.

Методы и методики исследования

Для изучения типа личности дошкольников использовалась методика игры Юнга «Узнай себя».

Для изучения исследования использовались методы наблюдения, тестирования

База исследования :, Глава I. Понятие о личности, личность как предмет психологического исследования., Основные понятия о процессе формирования личности

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. Личность — это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

Другие советские психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Божович Л. И., характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием . Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во- первых , в индивидуально-дифференциальных различиях.

Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости) и т.д. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания. Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых , в том, что они, как показал наш анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непрерывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установками личности существеннее, чем связь их с прошлыми чувствами. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она опосредована и обусловлена связью с развивающейся личностью. [21]

2 стр., 903 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... вернёмся к развитию психики человека. Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не ... обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей ...

То же в не меньшей степени применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделенной стороне психики.

Личность формируется в условиях конкретно — исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах.

Первый — формирование личности как её развитие, его процесс и результат. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности. Второй смысл — формирование личности как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование». Макаренко А. С. удачно назвал этот процесс «проектированием личности»).

Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество. Педагогический и психологический подходы к формированию личности не тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство [22] .

Физическая личность или физическое, Первый тип, Факторы формирования личности

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие». Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... портрет безработного выглядит следующим образом: безработный представляется городским мужчиной в возрасте 36 лет. Доля экономически активного населения составляет 74,6 млн. человек (>52% населения). Долю безработных ...

— физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

-психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

-социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский).

Причина — неравномерность созревания мозга и нервной системы. Возраст от 6 до 12 лет — оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык — 3-6 лет, чтение — от 2 до 5 лет, плавание — до года, развивающее обучение — 1-2 лет > отличники в 1-2 классах. Пластичность нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память — высокая организация познавательной деятельности).

1. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

2. через деятельность (игра, труд, учеба) Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности? Факторы, влияющие на развитие личности :

Физическая личность или физическое 1

Структура личности .

«Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность.

Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…» Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки—убеждения и отношения людей [26].

6 стр., 2589 слов

Строение психической деятельности человека

... к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние ... деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято". Таким образом, мы видим, что вопрос изучения деятельности человека волновал многих отечественных ученых. 1. Строение психической деятельности человека ... возникновении и формировании познавательной деятельности. Дети с раннего возраста начинает ...

Основу личности составляет ее психологическая структура. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова Богатая палитра взглядов на проблему «личности» и ее «структуры» в зарубежной психологии также исследовалась многими… Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования [ 14].

Так, например, взгляды видного американского психолога Г.Мерфи (Murphy), представителя биосоциального подхода, подробно анализировал В.Н.Мясищев

К биологическим составляющим личности Г.Мерфи относит:

— физиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;

— канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;

— условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;

— познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов.

К социальным составляющим он относит воздействующие на личность:

— систему сигналов, «обусловливающую» поведение;

— предписания и запреты, содействующие формированию личности;

— награды и наказания;

— нормы данного общества, которые организуют процессы восприятия и познания.

Так же рассматривалась теории о психологической структуре личности по Малышеву А. А. (Приложение 1)

В теории З.Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем – «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх Я» (Super-Ego).[ 17]

Попытка К.Г.Юнга построить графическую модель психики: выделяя четыре психические функции – две рациональные (мышление и чувство) и две иррациональные (ощущения и интуицию), он пишет: {Эти четыре функции, размещенные геометрически, образуют крест с осью рациональности, проходящей под прямым углом к оси иррациональности}. Кроме того, К.Г.Юнг возражал против того, что личность полностью определяется собственным опытом, обучением и воздействием окружающей среды. По его словам,{ каждый индивид появляется на свет «…с целостным личностным эскизом … представленным с самого рождения» и что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней [личности] заложено} К.Г.Юнг утверждал, что существует определенная наследуемая структура психического, проявляющаяся бессознательно в виде различных архетипов. Это формы без собственно содержания, организующие и канализирующие психологический материал. {Содержание архетипа может быть интегрировано в сознание, но не они сами. Архетип не может быть устранен посредством интеграции, так же как посредством отказа принимать его содержание в сознание. Архетип остается источником для канализации психических энергий, во все время жизни, и с ним постоянно нужно иметь дело} К основным архетипам К.Г.Юнг относил Эго, Персону, Тень, Аниму (Анимус) и Самость . И в завершении обзора несколько слов о теории Э.Берна, который отмечает, что у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. Следовательно – возможно существование различных состояний Эго. » Репертуар этих состояний мы пытались разбить на следующие категории: 1)состояния Эго, сходные с образами родителей; 2) состояния Эго, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Эго, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Эго называются Родитель, Взрослый и Ребенок.» [12]

3 стр., 1313 слов

Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка-дошкольника

... приличия. Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. ... прошлого. Она неизжитая и сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет «вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну гребенку», « ...

Психологические новообразования и личностные характеристики ребенка дошкольного возраста

Каждый из возрастных периодов детства имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров — произвольности и вербальности в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве ( сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности. В этом возрасте, прежде всего, заметно изменяется режим жизни детей, даже тех, которые были в яслях. Уже в младшей группе короче становится время дневного сна, больше времени отводится играм и занятиям. Детей в группе больше, требования к самостоятельности ребенка выше. Жизнь детей регламентируется многими правилами, которые дети знают и которым обязаны подчиняться. Изменяется и содержание жизни детей: с ними регулярно проводят короткие разнообразные занятия, более сложными становятся поручения. Дети имеют большие возможности для совместных игр, общения друг с другом. Особенно большие изменения происходят в содержании, направлении и формах активности детей дошкольного возраста. Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он — центр вселенной и все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на какой-то одной (или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, их последовательности, хотя, как правило, верно фиксируют его начальное и конечное состояния.

3 стр., 1255 слов

Роль личности в развитии общества

... подсистем в этой цепочке является общество и группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системы управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке ? Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как ...

Эгоцентризм, Центрация.

Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния — исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом [26]

Формирование личности ребенка дошкольника.

Ребенок проходит три фазы развития личности:

адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Место детства в становлении личности. Значение детства для развития ребенка как личности. Три основные группы качеств личности, которые складываются в детстве: стилевые, инструментальные и мотивационные. Последовательность появления этих групп качеств и их связь с основными периодами личностного развития. Несовпадение познавательного и личностного развития ребенка. Школьный возраст как наиболее значимый для формирования личности. Становление устойчивой нравственной позиции, обретение самостоятельности, независимости и внутренней свободы – главные цели личностного развития ребенка в детстве. Возможные пути развития личности в современном обществе и проблемы, возникающие при переходе от тоталитарного общества с доминированием административно-командной системы к демократическому обществу. Приоритет нравственного начала над предпринимательским, необходимость укрепления нравственности у детей наряду с развитием у них прагматического взгляда на жизнь. Опасность формирования агрессивности в детском возрасте.

35 стр., 17314 слов

Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка статья ...

... чувства. Все это присутствует в сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Глава 2 Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка. 2.1. Особенности работы со сказкой Сказки лучше рассказывать, чем читать. ...

Роль социальных факторов в развитии личности. Значение различных социальных факторов для личностного развития ребенка. Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависимость социальных влияний от возраста ребенка. Изменение с возрастом воздействия семьи на развитие личности. Особенности влияния школы на личность в разном возрасте. Внешкольные учебно-воспитательные учреждения и их воздействие на формирование личности. Дифференцированное влияние на детей средств массовой информации, печати и телевидения. Проблема воспитательной конкуренции между массовой и высокой культурой. Увеличение с возрастом ребенка комплексности и противоречивости воздействий различных социальных институтов на его развитие как личности.

Общение с людьми и его влияние на развитие личности. Взаимоотношения и межличностное общение в малых группах как факторы, опосредствующие влияние социальных институтов на развитие личности. Формирование общения и взаимоотношений в разных видах деятельности. Зависимость динамики развития личности от деятельности и общения. Четыре вида игр и связанного с ними общения. Организация учебной деятельности на групповой основе и развитие личности. Общение, трудовая деятельность и воспитание. Коллективные формы труда и развитие личности. Основной механизм формирования и преобразования личности в общении. Внешние и внутренние противоречия, их влияние на развитие личности.

Основные теории и направления развития личности в детстве является игра.

Теории развития личности ребенка. Трактовка процесса развития личности в психоаналитической теории. Динамика формирования личностных структур «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Трактовка процесса личностного развития ребенка русле теории черт. Социодинамический подход к формированию и развитию личности в детстве. Интеракционистская и гуманистическая трактовка процесса личностного развития. Теория развития морали ребенка по Л. Колбергу. Истоки, движущие силы развития личности ребенка. Этапы возрастного развития личности. Сензитивные периоды в развитии личности. Ведущие типы общения в развитии личности. Кризисы в возрастном развитии личности. Индивидуальные различия в развитии личности и их объяснение. Достижения в развитии личности к концу школьного периода жизни и их значение. [15]

Глава II. Эмпирические исследования по выявлению типа личности дошкольников, Исследование типа личности старших дошкольнико

Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор и психологией, и психопедагогикой были мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде. И здесь соционика может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться ее конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам. Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребенка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребенка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.

4 стр., 1669 слов

Основные этапы развития психологии труда

... работы является структурирование основных этапов развития психологии труда. 1 Время формирования и становления психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая ... повысить эффективность своей деятельности, используя орудия труда. Ж. Кристенсен выделил два основных этапа развития знания о человеческом факторе: 1) «век ...

Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: физическом (соматическом), психологическом, социальном и интеллектуальном (творческом).

Работы, написанные классиками педагогики — Ж. Пиаже, Э. Эриксоном, Л. Выготским, И. Коном, К. Роджерсом, Р. Бернсом и другими предлагают различные подходы, анализирующие детское мышление и поведение, дают рекомендации по воспитанию личности . Например как работа по стадии развития Э. Эриксона. ( Приложение 2)

Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках. Если прибегнуть к помощи уже знакомых вам признаков — сенсорики, этики, логики и интуиции, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребенка. Раннее определение типа личности ребенка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифицировать тип ребенка можно в 5-7 лет, когда отчетливо выражены по крайней мере два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.

Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании или подавлении в парах противоположных друг другу признаков: логика-этика, и сенсорика-интуиция. В зависимость от того, находятся ли эти признаки в сознательном блоке структуры личности или подсознательном, становится возможным отнести ребенка к определенному типу личности или группе типов с одинаковыми основными сильными признаками. Одним из эффективных методов социодиагностики детей (5 — 10 лет) является метод использования цветных жанровых картинок. Ребенку предлагается набор из 6 — 8 таких картинок с вариантами названий каждой картинки. В названиях закодированы основные юнговские признаки, но содержание названий адаптировано под уровень развития ребенка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорят о преобладающем типе мышления ребенка и соответственно о возможной сфере применения его сильных сторон. Было замечено, что существует связь каждого уровня развития модели личности с определенным соционическим признаком, в котором отражается свой специфический способ переработки информации:

1. Физический уровень связан с сенсорикой, т.е. умением хорошо владеть своим телом, пространством, вещами, людьми, а также ощущениями, данными нам от природы.

2. Психологический уровень связан с этикой — умением строить отношения с другими, выражать чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, сопереживать им.

3. Социальный уровень связан с логикой, понятием, определяющим соотношения между явлениями и вещами объективного мира и устанавливающим определенные нормы этих соотношений, со способностью логически мыслить, слушать и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

4. Информационный уровень связан с интуицией — умением предвидеть события, улавливать скрытые мотивы процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или через практику, а через догадку, озарение, используя подсознательный опыт человека, концептуальное и абстрактное мышление. [16]

Констатирующий эксперимент

Для определения типа личности детей в подготовительной группе мы применили методику игры Юнга « Узнай себя» на определении личности на данном этапе развития ребенка.

Цель игры заключалась в том что бы выявить в коллективе типы личности детей с учетом психологических особенностей развития ребенка.

Ход игры:

Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.

1.Нарисовать: дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.

У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

2. Придумать: Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).

Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.

3.Сыграть: предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него).

Дается полный простор фантазии.

В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.

4. Выбрать понравившуюся фигурку: каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.

Расшифровка теста. Какой тип на данном этапе будет повторяться, такой тип личности у ребенка.

Расшифровка теста какой тип на данном этапе будет повторяться 1

Рис 1 Констатирующий эксперимент, Комплекс упражнений, направленный на развитие личности

В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.

В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо»

Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в включенном в отношения упорстве, или любые другие частные психические достижения, которые вдруг обнаруживаются в виде доминирования над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают развитие личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений “самости” и “чувства личности”. Исходя из этого мы создали комплексные упражнения на развитие сильных сторон личности детей , входе постоянного и систематического наблюдения за детьми.

Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая — грустная, довольная — сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, бодрая — усталая, спокойная — взволнованная, медленная — быстрая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Цель : Развитие эмоционального состояния , образного мышления.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди).

У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.

Цель : Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.

Упражнение «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Цель : Способностью логически мыслить, слушать и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Цель : Умением хорошо владеть своим телом, пространством, вещами, людьми.

Упражнение «Уступи место»

Игра водящий подходит к кому-либо из детей и при помощи слов пытается добиться того (использует различные слова и выражения, чтобы ему уступили место.

Цель : расширение набора тактик взаимодействия

Упражнение «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Цель : Развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

Упражнение «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Цель : Развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

Упражнение «Мое качество»

Нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и та по кругу.

Цель: Развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.

Контрольный эксперимент

В результате проведения комплексных упражнение на становление развитии личности ребенка мы провели Игру « Узнай себя» . И определили развитие личности после проведение упражнений результаты были таковы интуитив – 24% сенсорик — 31% логик – 23% этик – 22% Мы предполагаем что на данном этапе это весьма хороший результат так как мы составили комплексные упражнение опираясь на воспитание и обучение детей данного возраста. Дети подготовительной группы весьма внимательны и аккуратны. Понимают и рассуждают задания педагога. У детей этого возраста хорошо развито воображение. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность.

Контрольный эксперимент 1

Рис 2 Контрольный эксперимент

Анализ личности дошкольников показал , что дети в подготовительной группы при проведении игры « Узнай себя» на первом этапе интуитив –27 % сенсорик -29% логик — 23% этик – 21%.

Так как детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. Мы решили развивать личность детей учитывая их возрастные и индивидуальные способности.

После того как мы систематически проводили комплексные упражнения , результаты были таковы интуитив – 24% сенсорик — 31% логик – 23 % этик – 22%. После последнего теста мы пришли к выводу что не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание и обучение. Воспитание — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.

Таким образом, результаты проведенного педагогического исследования указывают на реализованность его целей и задач, подтверждение выдвинутой гипотезы. Теоретические материалы данного исследования, оптимальные психологическим условиям личности развития дошкольников средствами игры и предметно — развивающей среды могут быть использованы в педагогическом процессе современного ДОУ.

Заключение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Развитие личности дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за развитие личности ребенка лежит на нем. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека. Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка дошкольника, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность и непосредственность, ‘приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимость в развитии личности ребенка дошкольника

Таковы некоторые факты и теоретические соображения, побуждающие выступать против искусственной акселерации психического развития ребенка и разрабатывать психолого-педагогическую концепцию амплификации, обогащения этого развития.

Таким образом, результаты работы позволили сформулировать основные выводы:

Сущность детского развития представляет собой целенаправленную деятельность педагогов ДОУ в организации развивающей предметно игровой среды; Побуждение и стимулирование детей к самостоятельной постановке и решению игровых задач предметными способами: игровыми действиями с игрушками, с предметами — заместителями, с воображаемыми предметами; Формирование у детей игровых умений, способов отображения окружающего через совместную игру воспитателя с детьми; Развитие у педагогов умений свободно оперировать элементами игрового сюжета — событиями, персонажами (ролями), действиями; умение развертывать сюжет, который облегчит ребенку усвоение новых игровых способов;

Организация гибкого педагогического общения, отличающегося высоким уровнем доброжелательности, аргументированностью требований и оценок, индивидуальностью, учитывающей психологические особенности дошкольников, стремление к эмоциональному контакту с детьми и созданию положительного микроклимата в детском коллективе;

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihicheskoe-razvitie-lichnosti/

1. Эриксон «Стадия развития личности»

2. Асмолов А.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999

3. Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н.Леонтьева и проблема Ю

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.

7. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. // Психология индивидуальных различий. Тексты /

8. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия.

9. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие.

10. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия.

11. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия.

12. Петрова Е.Ю. Психологические типы Юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с приложением опросника Кейрси и Практикума.

13. Платонов К.К. О системе психологии.

14. Платонов К.К. Теория функциональных систем, теория отражения и психология. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии.

15. Теория личности З.Фрейда. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия.

16. Теория личности К.Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия.

17. Фрейд З. «Я» и «ОНО». // Психология личности. Т.1. Хрестоматия.

18. Шульман Г.А. О некоторых закономерностях типологии К.Г.Юнга. // Соционика, ментология и психология личности.

19. Шульман Г.А. Отношения высших порядков. // Соционика, ментология и психология личности, 20. Юнг К.Г. Психологические типы.

20. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л. и др. Человек и его символы. / Под общ. ред. С.Н.Сиренко. –М.: Серебряные нити, 1997

21.Божович Л. И «Личность и ее формирование в детском возрасте»

22. Макаренко А.С. «Развитие личности ребенка»

23. Б.Паскаль « Удивительные личности детей»

24. Ф.П.Гааза « Личность ребенка»

25. Э.Берна «Три аспекта личности» // Психология личности. Хрестоматия.

26. Г. Гейне « Психология развитии личности»

27. Малышев А.А. «Психология личности и малой группы»

26. Г.Мерфи « Детская психология»

Приложение 1, Психологическая структура личности (по Малышеву), ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

познавательные

эмоциональные

волевые

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

направленность

темперамент

характер

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

умения

знания

навыки

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯ

положительные

отрицательные

привычки

Приложение 2, Стадия развития ( Э .Эриксон)

1.Раннее младенче­ство (от рождения до 1 года)

Нормальная линия развития

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворе­ние потребностей детей в общении и других жизненно важных потребно­стей

Аномальная линия развития

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребен­ком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком ран­нее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция

2.Позднее младен­чество (от 1 года до 3 лет), Нормальная линия развития

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит па себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело­века

Аномальная линия развития

Сомнения в себе и гипертрофиро­ванное чувство стыда. Ребенок ощу­щает свою неприспособленность, со­мневается в своих способностях. Ис­пытывает лишения, недостатки В развитии элементарных двигатель­ных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружа­ющих людей свою ущербность

Раннее детство (около 3-5 лет), Нормальная линия развития

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересо­ванное изучение окружающего ми­ра, подражение взрослым, включе­ние в полоролевое поведение

Аномальная линия развития

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к дру­гим детям, подавленность и уклон­чивость, отсутствие признаков полоролевого поведения